Плотность моторного масла — одна из характеристик, влияющая на давление, тепловой обмен и способность рабочей жидкости поступать к разным точкам силового агрегата.
Определяется с помощью пикнометра, зависит от температуры и измеряется в кг/куб. метр.
Как перевести литры в килограммы с помощью онлайн-калькулятора
Для получения требуемого значения достаточно знать литры / кг и внести данные в предложенные поля.
Алгоритм действий:
- Укажите объем или литраж в кг или тоннах.
- Выберите вязкость или укажите точный параметр с учетом справочной информации.
- При отличии температуры смазки от лабораторного параметра укажите свой параметр (разницу).
- Введите тип масла — свежее или старое с учетом того, применялось оно в двигателе или нет. Во втором случае требуется применить поправку.
- объем / вес;
- вязкость;
- состояние: новое или старое;
- точный параметр плотности (при наличии таких данных);
- температурная поправка.
Читайте также:
Формула расчета и параметры влияющие на конечный результат
Вес масла, применяемой для двигателя или трансмиссии, зависит от химического состава и плотности вещества в конкретном объеме.
Перевод между литрами и килограммами в одном или другом направлении проводится с помощью плотности.
Такие данные приводятся в параметрах производителя или таблице.
Можно применить формулу m=V*p, где
- V– объем в м3;
- P – плотность (кг/м³);
- m – масса (вес).
Если масло имеет температуру больше или меньше заявленных +20 градусов Цельсия, применяется поправочный коэффициент.
Пример расчета плотности без калькулятора
Выше отмечалось, что плотность измеряется в кг/куб. м. Для ее расчета нужно знать паспортные данные, ведь на этикетке необходимые данные, скорее всего, отсутствуют.
- Посмотрите плотность в паспорте. К примеру, она составляет от 900 до 999 кг/куб. м. Поправка составит 0,515 с учетом таблицы.
- Измерьте температуру и плотность с помощью термометра и ареометра. Если есть комбинированное устройство, лучше использовать его.
- Получите параметр 997,8 кг/куб. м, а температура 24.2 градуса Цельсия.
- Умножьте разницу между эталонными +20 и полученными +24.2 градусами Цельсия (4,2) на коэффициент 0,515. Получите в результате 2.16.
- Вычтите поправку от полученного параметра 997.8 кг/куб. м.
Полученный результат позволяет увидеть настоящий параметр плотности. Остается сравнить данные с теми, что указаны в паспорте, и сделать вывод о соответствии товара.
Какой вес 1 литра моторного масла
Для расчета плотности машинного масла требуется массу разделить на объем. Но это поверхностный расчет, ведь результат зависит от степени нагрева.
Точные результаты возможны лишь в одном случае: измерения проводятся при комнатной температуре, максимально близкой к +20 градусам Цельсия.
На параметр плотности влияют и другие параметры:
- количество присадок;
- объем добавок;
- наличие элементов износа / угара (актуально для старого масла).
В последнем случае параметр плотности может возрасти на 4-6 процентов. Для расчета массы 1 л смазки применяется та же формула: p=m/V, где:
Таблица плотности масел для двигателей.
Плотность синтетических масел в зависимости от вязкости |
|||
Класс моторного масла по SAE |
Плотность, кг/л |
||
при 20 ⁰С | при 100 ⁰С | при 120 ⁰С | |
0w40 | 0,842…0,858 | 0,766…0,773 | 0,739…0,743 |
5w30 | 0,863…0,868 | 0,781…0,786 | 0,762…0,770 |
5w40 | 0,867…0,872 | 0,775…0,781 | 0,751…0,757 |
10w30 | 0,865…0,868 | 0,801…0,808 | 0,792…0,800 |
10w40 | 0,865…0,870 | 0,810…0,817 | 0,801…0,804 |
15w40 | 0,910…0,915 | 0,863…0,871 | 0,853…0,860 |
20w50 | 0,872…0,880 | 0,835…0,842 | 0,822..0,831 |
Он зависит от ряда параметров:
- кинематическая вязкость;
- параметр SAE;
- температура.
В случае нагрева выше +20 градусов Цельсия заявленный показатель снижается.
Читайте также:
Расшифровка моторного масла: маркировка по API 0w20, 0w30, 10w40, 5w20, 5w40 синтетика, 15w40, 5w50, м10г2к, что обозначают цифры и буквы
Коэффициенты поправок
В вопросе плотности стоит учесть ряд параметров:
- Плотность полусинтетики на 3-7% превышает этот параметр для синтетики.
- Чем больше температура смазки, тем меньшее ее вес.
Для перевода «кг» и «л» или «л» и «кг» учитывается температура и применяется поправка при отклонении от эталонного параметра на 20 градусов Цельсия.
Диапазон изменения коэффициента применительно к 1 градусу Цельсия составляет от 0.00062 до 0.000867для плотности 0.915 и 0.739 кг/л соответственно.
Коэффициенты поправок плотности.
Таблица поправочных коэффициентов плотности
при изменении температуры масла |
|||
Плотность кг/л при 20⁰С | Температурная поправка на 1⁰С | Плотность кг/л при 20⁰С | Температурная поправка на 1⁰С |
0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
0,6800-0,6890 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
0,6900-0,6999 | 0,000910 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,000660 |
0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
0,7200-0,7299 | 0,000870 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,000620 |
0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
0,8200-0,8299 | 0,000738 |
Показатели кинематической вязкости.
Класс моторного масла по SAE |
Кинематическая вязкость, сСт |
||
при 20 ⁰С | при 100 ⁰С | при 120 ⁰С | |
5w30 | 12,3…12,7 | 8,8…9,3 | 7,8…8,3 |
5w40 | 12,7…13,2 | 9,4…9,8 | 8,5…9,1 |
10w30 | 14,4…15,0 | 9,1…9,6 | 8,8…9,4 |
10w40 | 15,3…15,6 | 9,6…9,9 | 9,1…9,4 |
15w40 | 16,7…17,2 | 10,6…11,0 | 9,9…10,3 |
20w50 | 18,3…18,8 | 11,3…11,8 | 10,8…11,1 |
Читайте также:
Инструкция по переводу масла для двигателя в л и кг
Вычисление массы одного литра или перевод из «кг» и «л» требует изучения паспорта моторного масла.
Для расчета используются следующие формулы:
- Поиск массы: m = p*V.
- Расчет объем: V = m/p.
На 1 кг смазки приходится в где-то 1.09 л. Это значит, что вес емкости с маслом объемом 4 л составит 3.5 кг. При переводе из литров в массу результат следующий: бак на 200 л будет весить 180 кг.
Таблица перевода масла из литров в кг.
Пересчет объема и веса моторных масел | ||
Вязкость по SAE | Килограмм в 1 литре | Литров в 1 кг |
0w40 | 0,85 | 1,17 |
5w30 | 0,86 | 1,16 |
5w40 | 0,87 | 1,15 |
10w30 | 0,87 | 1,15 |
10w40 | 0,86 | 1,16 |
15w40 | 0,91 | 1,10 |
20w50 | 0,88 | 1,14 |
Зачем переводить масло в килограммы
Использование калькулятора позволяет узнать, сколько будет весить 1 л смазки в килограммах. Система расчета актуальна не только для моторного масла, но и топлива и других ГСМ.
Смазка, которая не соответствует заявленным требованиям, имеет лишние присадки, а это ведет к увеличению массы.
Если же присадок мало, вес будет меньше ожидаемого (если сравнивать с параметрами производителя).
В техдокументации к моторному маслу можно найти следующие данные:
- щелочное число;
- вязкость;
- зольность;
- температура;
- плотность при 20 градусах Цельсия.
В качестве примера можно привести синтетику LUKOIL GENESIS ARMORTECH JP 5W-30.
Такие емкости легко распознать по «сжатости», а их вес будет меньше заявленного. Если для одного клиента недолив незаметен и незначительный, то в промышленном масштабе он позволяет неплохо сэкономить.
Для определения обмана достаточно поставить товар на весы и использовать калькулятор для расчета.
В чем отличие плотности синтетики и минералки
Синтетическое и минеральное масло отличаются основой, что влияет на плотность продукта. «Минералка» более естественна, поэтому имеет больший вес. Его плотность находится в диапазоне от 875 до 856 кг/куб. м.
К слову, небольшой вес считается плюсом из-за снижения массы двигателя с рабочей жидкостью внутри. На практике для силового агрегата это не самое главное. Ему важно, чтобы заявленные характеристики сохранялись при температурных колебаниях.
Плотность машинного масла — важный параметр, позволяющий определить качество продукта, рассчитать его вес или, наоборот, перевести массу в литры. Эталонный параметр можно найти в паспорте продукта, но при желании его легко проверить с помощью простых расчетов.
При выборе моторного масла автолюбители ориентируются на разные показатели. Для бензинового агрегата на упаковке указывается индекс S, для дизельного двигателя – C. Также ориентируются на другие показатели. Например, выбирают синтетическую, полусинтетическую или минеральную основу; масло разной вязкости в зависимости от теплого или холодного сезона. Но часто выбирают появившиеся в последние годы всесезонные смазочные жидкости. При этом руководствуются тем показателем вязкости, которая рекомендована заводом-производителем.
Есть еще один важный показатель – это плотность моторного масла. О ней и пойдет речь в статье.
Основные свойства масел
Среди главных характеристик, относящихся к смазочным жидкостям, выделяют следующие показатели:
- Плотность моторного масла и удельный вес. Первый термин означает отношение к объему массы. Плотность измеряется в килограммах на кубические метры. Здесь же стоит отметить удельный вес, означающий отношение массы вещества к массе воды. Оба свойства зависят от температуры.
- Вязкость — величина, через которую выражается текучесть. Она также зависит от температуры. Вязкость измеряется в нескольких единицах: в стоксах, сантистоксах и квадратных метрах или миллиметрах на секунду по системе измерений СИ.
- Температура вспышки и застывания. Первая означает такое увеличение температуры, при котором выделяются пары, вспыхивающие при поднесении открытого огня. Вторым показателем выступает низкая температура, при которой масло не до конца потеряло текучесть. Это может быть продемонстрировано при наклонении пробирки.
- Кислотное и щелочное число показывает количество продукта, необходимое для нейтрализации, из-за того, что кислые и щелочные продукты скапливаются в смазочной жидкости в процессе эксплуатации.
Плотность
Плотность моторного масла является очень важным показателем, выражающим отношение массы к объему. Она связана со сжимаемостью и вязкостью. Параметр значительно влияет на мощность, поступаемую при гидропередаче, и выражает энергетический запас при циркуляции. При высокой плотности получается сократить размеры гидропередачи, не меняя мощность. С повышением давления плотность также начинает увеличиваться.
Если изменяется плотность моторного масла при 20 градусах, можно говорить о неисправностях в моторе. Учитывая сравнение плотности бензина и дизельного топлива с плотностью масла, получится, что у последнего показатель будет выше. Таким образом, попадание топлива в смазочную жидкость уменьшит значение плотности. В то же время вода, имеющая почти 1000 кг/м3, наоборот, повысит его. Это будет иметь место потому, что у нее большее значение, чем плотность моторного масла кг/м3 (у него всего 880). Принимая во внимание эти особенности, можно вычислить, например, неисправности в вентиляции картера или системе охлаждения двигателя.
Связь плотности и вязкости
Классификации, обозначающей плотность моторного масла, не существует. Но есть другая, под названием SAE. Она определяет смазочную жидкость по параметру вязкости. Зимние масла идентифицируют по наличию буквы W. Их подразделяют от 5W до 25W. К примеру, масло с обозначением 5W способно работать при зимней температуре до тридцати градусов ниже нуля. А обозначение 10W означает возможность работы до минус двадцати градусов. А вот моторное масло, имеющее показатель 20W, будет исправно работать лишь при совсем малых морозах. Его не рекомендуется заправлять, если погода рискует быть слишком холодной.
Обозначение летних масел обычно колеблется от 10 до 60. При высокой температуре смазочная жидкость должна иметь низкие свойства вязкости.
Плотность некоторых всесезонок
Несмотря на то что плотность масла моторного отработанного не зависит от показателя вязкости, можно по маркировке выявить некоторые закономерности. Кроме того, производитель указывает этот показатель в технических характеристиках.
Например, известно, что 0,87—0,9 – это характерная плотность моторного масла 15W40 при пятнадцати градусах. Показатель 0,857 кг часто будет при зимней марке 10W. А порядка 0,85 будет плотность моторного масла 5W40.
Летний показатель при двадцати будет равен 0,861 кг/л, а при пятидесяти — 0,875 кг/л.
В последнее время наиболее широкое распространение получают смазочные жидкости, имеющие способность работать одинаково хорошо и в летнее, и в зимнее время, так называемые всесезонные масла. Их использование намного упростило жизнь автолюбителям, которым теперь не нужно бояться, что они забудут поменять жидкость при наступлении жаркого сезона или, наоборот, холодного.
Ареометр
Для измерения плотности используют прибор под названием ареометр. Это такой поплавок, изготовленный из стекла, с балластом внизу, термометром посередине и тонкой трубкой со шкалой наверху.
Прибор помещают в масло на период от трех до пяти минут и снимают показания на шкале. Плотность масла моторного (кг/л) указывают при температуре двести градусов. Если измерения проводились по другой температуре, результат доводят по соответствующей таблице в ГОСТ.
Измерение плотности
Для определения свойств смазочной жидкости применяют его относительную плотность, вычисляемую исходя из отношения плотности масла к плотности воды при температуре сорок градусов (при равных объемах).
Измерение плотности проводится следующим образом.
- В стеклянную колбу наливают нефтепродукт при температуре двадцать градусов.
- Осторожно опускают ареометр, чтобы он не касался стенок сосуда.
- Через несколько минут, держа прибор на уровне глаз, делают замер, одновременно снимая показания температуры. Плотность определяется по специальной таблице.
Например, известно, что плотность моторного дизельного масла варьируется от 890 до 920 кг/м3, а автомобильного бензина — от 910 до 930 кг/м3.
Этот параметр помогает сравнить свойства разных смазочных жидкостей. Однако по нему одному нельзя судить о качестве масла в целом. Для этого принимается во внимание цвет, прозрачность продукта и другие показатели.
Плотность машинного масла в кг на м3
Формула расчета плотности или удельного веса известна еще со школьной программы по физике. Определение плотности можно представить в виде массы какого-либо вещества, находящейся в единице объема. Поэтому измеряется плотность в килограммах на кубический метр (кг/м3). По этой формуле можно рассчитать плотность любого вещества: твердого, жидкого, газообразного. Нас же интересует плотность машинного масла, которая так же представлена во всех таблицах с измерением кг на кубометр.
Плотность, как важный параметр масла
Плотность, как в моторном, так и в трансмиссионном машинном масле такой же важный параметр, как и вязкость. Чем плотнее структура масла, тем лучше оно образует защитную пленку на деталях. Чем выше его текучесть, тем пленка будет тоньше, но быстрее закроются все микротрещинки в механизмах силовых агрегатов и трансмиссии.
Идеальная формула текучести и плотности нефтепродуктов достигается исключительно с помощью присадок, так как в итоге надо чтобы масло быстро пролилось во все уголки двигателя и коробки передач, а затем надежно покрыло механизмы, защищая их от трения и износа (все те же противозадирные присадки).
Плотность масла не одинакова, она зависит напрямую от класса смазочных продуктов: минеральное, полусинтетическое, синтетическое и т.п. Помимо этого, на плотность влияют процессы получения продукта, новые технологии способны создать уникальную текучесть синтетических моторных и трансмиссионных масел в купе с надежным защитным покрытием. Минеральные и полусинтетические масла имеют более высокую плотность, так как относятся к природным или частично природным продуктам нефтепереработки. Соответственно качество нефти и ее состав напрямую влияет на конечный продукт, такой как машинное масло.
Не последнюю роль в плотности машинных масел так же играет степень очистки их базового продукта и присадочные пакеты, добавляемые при производстве смазочных материалов. Стандартная плотность машинного масла равна 910 кг/м3, что можно увидеть в любой таблице измерения плотностей большинства веществ.
Для машинных масел можно вывести формулу, чем чище масло, тем меньше оно содержит фракций, соответственно его плотность будет ниже и выкипать они будут при более низких температурах с небольшим временным интервалом. И наоборот, чем больше содержит машинное масло фракций, которые имеют высокую плотность, тем выше будут температуры закипания.
Зачем это нужно знать, — затем что бы прочитать на канистре при какой температуре машинное масло может дать вспышку, а так же какое из масел необходимо применить, что бы надежно защищало автомобиль при высоких температурах под нагрузкой.
Как измерить плотность масла?
Для измерения всех масел используют приборы, называемые ареометрами. Они представляют собой стеклянную запаянную трубку со шкалой делений, которая погружается в исследуемую жидкость.
В чем то ареометры похожи на спиртометры и термометры для воды, принцип измерения примерно тот же. В промышленности ареометры используют редко, возможно потому, что они сделаны из стекла и часто бьются, а возможно и потому что уже давно изобрели электронные плотномеры, которые точнее и быстрее предоставляют необходимые данные и достаточно безопасны в использовании.
В любом случае, чем бы не измерялась плотность машинного масла, она будет относительная. Измерение проводится при температуре 20 градусов по Цельсию. Температурный режим измерения других нефтепродуктов отличается от машинного масла, с эталонами можно ознакомится в таблице эталонных измерений. К примеру, масло для авиационной техники имеет плотность от 880 до 905 кг/м3, для дизельных двигателей от 890 до 920 кг/м3, а для моторов на бензине порог изменяется в рамках 910 — 930.
Важные особенности
Всем уже известно, что вязкость машинного масла — это основной параметр, определяющий его использование. Не смотря на то, что плотность не менее важна, классификации ее как таковой нет, в отличии обиходного SAE. Тем не менее практика и многочисленные тесты позволили увязать значение по SAE и плотность.
Пример! Определяем по марке машинного масла плотность и вязкость. Зимнее моторное масло 10W имеет плотность 857 кг/м3 или 0,857 кг/л при вязкости равной 32 сантистокса. Измерения проводились опытным путем при температуре в 40 градусов по Цельсию и занесены в табличные данные основных характеристик машинных масел. Естественно это не эталон и за счет присадок такое масло может иметь более жидкое состояние с меньшей плотностью. Смотрим далее, зимнее моторное масло 20W имеет уже совершенно другие показатели, вязкость его равна 68 сантистоксов, а плотность 865 кг/м3. Закономерность прослеживается, шаг вязкости увеличил плотность продукта. Летние машинные масла имеют еще большую плотность, чем зимние. Интервал таких марок, как 20 — 50, в соответствии даст плотность масла 861 — 875, при интервале вязкости от 46 до 220 снт.
Любые проводимые опыты и таблицы эталонов — это условность. Покупая машинное масло обязательно нужно внимательно читать этикетку, так как присадки и добавки в базовое масло способны кардинально изменить его параметры, не смотря на то, что буквы и классификация по SAE могут быть одинаковыми.
Любая техническая жидкость (моторное масло – не исключение) имеет химические и физические свойства. Эти характеристики закладываются производителем, и влияют на качество работы расходного материала.
Например, от плотности моторного масла зависят гидравлические параметры: насколько эффективно будет нагнетаться давление, а соответственно поступление смазки к рабочим точкам по маслопроводам.
Измерение плотности жидкостей в лаборатории
Кроме того, от этой величины зависит теплообмен. Как известно, с помощью моторной смазки отводится тепло от деталей трения, поскольку система охлаждения двигателя не задействована в этом процессе.
Производитель делает масла определенной плотности для обеспечения заданных значений кинематической вязкости. Собственно, это значение получают из величин динамической вязкости и плотности жидкости.
Что такое плотность масла?
Для покупателя привычно видеть на упаковке такие параметры, как вязкость по SAE, классификации качества по API или ACEA. Удельная плотность моторного не относится к основным характеристикам, ее значение можно узнать из расширенной классификации или по результатам тестов.
С точки зрения физики, эта величина определяется отношением массы вещества к его объему. То есть, чем больше единиц массы умещается в определенный объем – тем выше значение.
Чтобы понять, как работает система измерения, обратимся к эталону:
Величину 1 кг/л имеет дистиллированная вода при температуре 4°C.
Поскольку в смазочных материалах содержатся различные вещества, многие из которых легче воды – плотность масла ниже.
Обратите внимание
Разговорная форма «легче» имеет прямое отношение к плотности материала. Употребляя это слово, мы как раз имеем в виду, что при одном и том же объеме, вещества имеют разный вес.
Плотность отработанного моторного масла будет отличаться от свежего, скорее всего в сторону увеличения. Это связано с тем, что часть легких жидкостей улетучивается, а тяжелые примеси добавляются. Это шлаки, взвесь твердых частиц, сажа, и пр.
Таким образом, понятно, что базовое значение зависит от основы масла, и состава его присадок.
Для сведения
Мошенники часто производят очистку отработанных масел, для повторной продажи в упаковках известных брендов. При этом, даже после тщательного удаления всех примесей, которыми «богата» отработка, такие характеристики, как плотность, не восстанавливаются.
Зная правильное значение этого параметра, вы легко сможете проверить приобретаемый продукт «на подлинность».
Есть еще одна зависимость величины: от температуры
Казалось бы, в чем тут связь? Но ведь эталонное значение (см. выше: плотность дистиллированной воды) получают при определенной температуре: 4°C. Для тестирования нефтепродукта, за эталонную температуру принимается 20°C.
Это легко объяснимо с точки зрения физики:
- Вода относительно стабильна, величина практически не меняется в зависимости от температуры. Однако при около нулевом значении, начинается процесс кристаллизации льда. Поэтому эталонная температура выше.
- Масло – это сложный состав. Густота автомобильной смазки определяется различными компонентами, у которых различная температура замерзания и кипения. Поэтому, в качестве эталонной температуры установлено промежуточное значение для средней полосы климата.
Электронный градусник для замера температур
Зависимость от внешних градусов следующая: от минуса до эталонного значения – цифры растут. Затем, по мере увеличения температуры, значение плотности снижается. Мы знаем, что вязкость зависит от плотности напрямую. При этом по мере снижения температуры масло густеет.
Это не связано с плотностью: зависимость этих величин требуется только для измерения (возвращаемся к эталонной температуре).
Снижение вязкости при понижении температуры
Разумеется, при измерении параметров невозможно обеспечить идеальные условия. Эталонные замеры производятся только в лабораториях. Поэтому для поправки на изменение внешней температуры, разработана таблица плотности масел.
Плотноть (кг/м3) | Температурная поправка (кг/м3*С) | Плотноть (кг/м3) | Температурная поправка (кг/м3*С) |
---|---|---|---|
690,0 …699,9 | 0,91 | 850,0… 859,9 | 0,699 |
700,0…709,9 | 0,897 | 860,0…869,9 | 0,686 |
710,0… 719,9 | 0,884 | 870,0… 879,9 | 0,673 |
720,0 …729,9 | 0,87 | 880,0… 889,9 | 0,66 |
730,0 …739,9 | 0,857 | 890,0… 899,9 | 0,647 |
740,0 …749,9 | 0,844 | 900,0…909,9 | 0,633 |
750,0 …759,9 | 0,831 | 910,0…919,9 | 0,62 |
760,0…769,9 | 0,818 | 920,0…929,9 | 0,607 |
770,0…779,9 | 0,805 | 930,0…939,9 | 0,594 |
780,0 …789,9 | 0,792 | 940,0…949,9 | 0,581 |
790,0 …799,9 | 0,778 | 950,0…959,9 | 0,567 |
800,0…809,9 | 0,765 | 960,0…969,9 | 0,554 |
810,0…819,9 | 0,752 | 970,0…979,9 | 0,541 |
820,0…829,9 | 0,738 | 980,0…989,9 | 0,528 |
830,0 …839,9 | 0,725 | 990,0…999,9 | 0,515 |
830,0…839,9 | 0,712 |
Зависимость нелинейная, если построить график – получится парабола. Поэтому поправка на 1°C рассчитывается в каждом диапазоне. Чем плотнее жидкость, тем меньше зависимость от внешних условий.
Это хорошо заметно на примере простой воды. При идеальных показателях 1 кг/литр, плотность изменится лишь тогда, когда жидкость будет на грани закипания или замерзания.
Как и в чем измеряется плотность масла?
Согласно формуле (отношение массы к объему), величина фиксируется в килограммах на кубометр (кг/м³).
Для справки: плотность моторных масел лежит в пределах 750 — 995 кг/м³ (при 20°C).
Для измерения нам необходимо знать паспортные характеристики проверяемого продукта. На этикетках это значение не указано, поэтому необходимо получить эту информацию дополнительно.
Рассмотрим пример вычислений значения:
- Допустим, что согласно паспортным данным, диапазон тестируемого машинного масла лежит в пределах 990-999 кг/м³. Соответственно, поправка на каждый градус: 0,515 (см. таблицу выше).
- Выполняем измерение, фиксируя текущую температуру. Удобнее проводить процедуру с помощью комбинированного прибора.
Он сразу показывает две величины: температуру и плотность масла, в реальном времени. Хотя можно воспользоваться ареометром и термометром, особенно в бытовых условиях: покупка прибора – дорогое удовольствие.
- Получаем следующие значения: 997,8 кг/м³ при температуре 24,2°C.
- Разница 4,2°C перемножается с величиной поправки 0,515. Получаем значение 2,16.
- Поскольку температура выше эталонной, отнимаем полученную поправку от измеренного значения 997,8 кг/м³.
- Полученное значение 995,6 кг/м³ и есть реальный показатель плотности масла.
Сравнив эти данные с информацией в паспорте продукта, вы легко сможете определить, насколько покупаемый расходник соответствует заявленным характеристикам.
Отличается ли плотность синтетики и минерального масла?
Разумеется, есть связь между базовой основой и плотностью продукта. Тип и количество присадок играют второстепенную роль. У минеральных масел это значение выше. Естественный продукт несколько тяжелее. Обычно производитель устанавливает диапазон 875 – 856 кг/м³.
Лабораторный эксперимент показывающий плотность масла — виде
Синтетические смазки легче, можно считать, что легкость связана с сырьем – их в основном синтезируют из природного газа. На самом деле, связи с газом нет. Тем не менее, значение ниже, чем у минералки: 840 – 860 кг/м³ (за редким исключением).
Кстати, малый вес синтезированных смазочных материалов позиционируется в качестве конкурентного преимущества. На самом деле важно не то, какая плотность установлена производителем.
Для двигателя главное – сохранение этого значения при смене рабочих температур. Мы знаем, что от величины плотности зависит одна их главных характеристик: кинематическая вязкость моторного масла по SAE.
Вывод:
Сила не в абсолютных значениях, а в стабильности этого параметра.
Таблица плотности веществ
Плотность — физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему:
Плотности некоторых твердых тел
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)
Твердое тело | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | Твердое тело | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 |
---|---|---|---|---|---|
Осмий | 22 600 | 22,6 | Мрамор | 2700 | 2,7 |
Иридий | 22 400 | 22,4 | Стекло оконное | 2 500 | 2,5 |
Платина | 21 500 | 21,5 | Фарфор | 2 300 | 2,3 |
Золото | 19 300 | 19,3 | Бетон | 2 300 | 2,3 |
Свинец | 11 300 | 11,3 | Кирпич | 1 800 | 1,8 |
Серебро | 10 500 | 10,5 | Сахар-рафинад | 1 600 | 1,6 |
Медь | 8 900 | 8,9 | Оргстекло | 1 200 | 1,2 |
Латунь | 8 500 | 8,5 | Капрон | 1 100 | 1,1 |
Сталь, железо | 7 800 | 7,8 | Полиэтилен | 920 | 0,92 |
Олово | 7 300 | 7,3 | Парафин | 900 | 0,90 |
Цинк | 7 100 | 7,1 | Лёд | 900 | 0,90 |
Чугун | 7 000 | 7,0 | Дуб (сухой) | 700 | 0,70 |
Корунд | 4 000 | 4,0 | Сосна (сухая) | 400 | 0,40 |
Алюминий | 2 700 | 2,7 | Пробка | 240 | 0,24 |
Плотности некоторых жидкостей
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)
Жидкость | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | Жидкость | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 |
---|---|---|---|---|---|
Ртуть | 13 600 | 13,60 | Керосин | 800 | 0,80 |
Серная кислота | 1 800 | 1,80 | Спирт | 800 | 0,80 |
Мёд | 1 350 | 1,35 | Нефть | 800 | 0,80 |
Вода морская | 1 030 | 1,03 | Ацетон | 790 | 0,79 |
Молоко цельное | 1 030 | 1,03 | Эфир | 710 | 0,71 |
Вода чистая | 1000 | 1,00 | Бензин | 710 | 0,71 |
Масло подсолнечное | 930 | 0,93 | Жидкое олово (при t = 400ºC) |
6 800 | 6,80 |
Масло машинное | 900 | 0,90 | Жидкий воздух (при t = -194ºC) |
860 | 0,86 |
Плотности некоторых газов
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)
Газ | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | Газ | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 |
---|---|---|---|---|---|
Хлор | 3,210 | 0,00321 | Оксид углерода (II) (угарный газ) |
1,250 | 0,00125 |
Оксид углерода (IV) (углекислый газ) |
1,980 | 0,00198 | Природный газ | 0,800 | 0,0008 |
Кислород | 1,430 | 0,00143 | Водяной пар (при t = 100ºC) |
0,590 | 0,00059 |
Воздух (при 0ºC) | 1,290 | 0,00129 | Гелий | 0,180 | 0,00018 |
Азот | 1,250 | 0,00125 | Водород | 0,090 | 0,00009 |
Другие заметки по химии