Почтовые станции интересны как сами по себе, так и в качестве промежуточных точек в любом путешествии. Если Вы попали на старинный почтовый тракт, то в среднем каждые 20 верст (примерно 21,4 км) Вас ждет старинное строение, возле которого можно остановиться, прогуляться, сфотографировать.
Состояние почтовых станций может быть разное: хорошо сохранившаяся ( например, Невель, где в здании станции – действующий краеведческий музей, или Малоярославец), заброшенная, перестроенная, руинированная… наконец, почтовая станция просто могла не сохраниться. Поиск станций – сродни охоте, только убивать никого не нужно.
В Российской империи периодически издавались своды почтовых станций, т.н. “Почтовые дорожники”. В них приводились списки почтовых трактов и железных дорог, алфавитные списки населенных пунктов, где были почтовые станции, количество лошадей на каждой станции, оплата прогонов, правила пользования почтовыми лошадьми и др.
Дорожники издавались часто, но не регулярно. Они служили настольным документом для чиновников, которые планировали перевозку почты по стране. Также ими пользовались путешественники, которые из дорожников узнавали, где можно остановиться и поменять лошадей, отдохнуть или переждать непогоду.
С появлением железных дорог почту стали перевозить именно по ним. Почтовые же станции, где меняли лошадей, оставались (и множились) в тех районах, куда строительство железных дорог не дотягивалось.
Авторы сайта при поиске предполагаемых станций пользуются, в основном, дорожниками 1852 и 1875 годов. Николаевская железная дорога, к слову, была построена в 1851 году. В дорожнике 1852 года она фигурирует одновременно с шоссе Санкт-Петербург – Москва. В дорожнике 1875 года уже отсутствуют те станции, мимо которых почту можно было провезти по железным дорогам.
Не все дорожники отсканированы. Не все есть в бумажном виде в архивах и библиотеках. например. дорожник 1871 года упоминается в самом начале дорожника 1875 года, но найти его (1871) не удается даже в архивах Российской государственной библиотеки.
На нашем сайте можно скачать некоторые дорожники в электронном виде. На отдельной странице можно увидеть оглавления некоторых дорожников. Там приведены не только страница дорожника, с которых начинаются разделы, но и страницы в PDF-файлах, где размещены эти разделы.
Если Вы путешествуете в некотором направлении, то для начала – определите населённые пункты, в которых могут быть почтовые станции. Алгоритм действий для этого – следующий:
- Определить крупные населенные пункты в заданном направлении.
- Найти эти населенные пункты в алфавитном перечне в Дорожнике.
- Определить номера дорог, которые проходят через этот населенный пункт.
- Посмотреть эти дороги в соответствующих разделах дорожника.
- По современной карте определить, существуют ли сейчас населенные пункты, указанные в описании дорог. При этом следует помнить. что названия могли измениться на похожие (Балашово – Болашово), либо измениться коренным образом (Белая – Струги Красные).
Чтобы найти почтовую станцию на месте, нужно:
- Если населенный пункт – небольшой (село, деревня), то проще всего проехать его из конца в конец, пытаясь найти станцию на глаз. Со временем образуется навык распознавания. Многие проекты стандартны, станция определяется по русту, колоннадам, стрельчатым готическим окнам и т.п.
- Часто в деревне станция – единственное и самое большое каменное здание. Располагаться может в центре села.
- Встречаются станции вне населенных пунктов. Название им дается по ближайшему селу или деревне.
- В городах станцию проще всего найти, если она описана в соответствующей литературе. Например, “Свод архитектурных памятников области”.
- Очень хорошим способом поиска является обращение к служащим местного краеведческого музея. Именно так нам удалось найти сильно перестроенную почтовую станцию в Можайске. И так же нам подсказали (и показали) почтовую станцию в Вязьме.
- И не забывайте о возможности расспроса местных жителей. Так в Валуево (на Бородинском поле) нам не только сообщили, что станция не сохранилась, но и рассказали, где она была.
- Есть еще один способ: поискать в населенном пункте улицу Почтовую. Часто она названа так давно по находящейся на ней почтовой станции. Эта улица может быть как в центре, так и на окраине населенного пункта. Именно так были найдены станции в Рузе, Истре, Чулково.
В общем, поиск станций – это творческое и увлекательное занятие. Но и награда за труд будет соответствующая: удовольствие от процесса и от результата.
Достаточно интересными и перспективными для поиска являются те точки, где «вовремя оно» были расположены почтовые станции. В перечне «заветных мест камрада», они занимают, пожалуй, лидирующие позиции, и если отстают от «постоялых дворов» и «трактиров», то на самую малость.
В нынешнее время найти нетронутую почтовую станцию – большая удача. Ведь данные локации представляют собой настоящий кладезь разнообразнейших находок, и не только по ассортименту, но и по временным параметрам. Как таковая российская почтовая связь начала создаваться в 1668 году. Ранее правительственные депеши доставлялись только в большие города, а сообщение между войсками велось посредством особых гонцов. И только в 1668 году начали создаваться почтовые приказы, существенно преобразившие доставку корреспонденции по стране, а также в значительной мере прибавившие комфорта путешествующему люду.
На почтовой станции можно было не только сменить лошадей, но и отдохнуть, при необходимости – заночевать. Начиная с XVIII столетия многие станции имели вид гостиницы-трактира. Отсюда делаем выводы относительно того, чего и сколько мы можем наискать здесь. Пожалуй, в таким местах можно удовлетворить самые разнообразные пристрастиями к девайсам. Монеты, пуговицы, металлические элементы конской сбруи, предметы домашней утвари, украшения, и прочее. Это, не говоря уж о таких «узкоспециализированных» предметах, как те же почтовые перстни-печатки, к примеру. В подобных местах, по большей части, люди спешили, и оброненные монетки (или другие ценные предметы) либо просто не замечали, либо, не доискивались особо — опять-таки, времени не было.
Теперь относительно того, как искать эти самые почтовые станции. Начнем с того, что некоторые из них сохранились и по сей день. С одним только «но» — находятся они, как правило, на территории населенных пунктов, что нам, согласитесь, не очень «на руку». Эти здания в свое время были либо отданы под краеведческие музеи, либо перестроены под насущные нужды населения. Есть и такие, которые на данный момент находятся в запустении или частично разрушены, здесь шансы на что-то имеются. Если всё-таки есть желание их отыскать, то в качестве пособия можете воспользоваться, к примеру, «Сводом архитектурных памятников области», побеседовать с местными жителями, или просто найти в деревне улицу Почтовую.
Для поиска почтовых станций, находящихся за пределами населенного пункта, и представляющих для нас наибольший интерес, рекомендую воспользоваться «Почтовыми дорожниками» Российской империи. В этих периодических изданиях очень точно приводился список трактов, железных дорог, а также населенных пунктов, в которых были расположены эти самые интересующие нас станции. Будет очень неплохо, если вам удастся раздобыть несколько экземпляров «дорожника», изданных в различные годы, а именно до появления железных дорог, и после постройки таковых. На тех направлениях, где в жизнь человека приходила «железка» почтовые станции приходили в запустение, и в скором времени «отмирали» за ненадобностью. Ведь вся почтовая братия пересаживалась на «железных коней». В данном случае мы имеем стопроцентную привязку, ведь, как правило современная железная дорога повторяет старую достаточно точно. На тех направлениях, куда рука цивилизации так и не дотянулась, наоборот, количество почтовых станций заметно возрастает. Как же найти их?
Все просто. Определитесь, для начала, с направлением поиска. Найдите в «дорожнике» самые крупные населенные пункты вдоль пути вашего следования (не забывая о том, что многие из них были переименованы, некоторые перестали существовать), а также перечень почтовых станций на данном отрезку. Как правило станции ставились равноудаленно от двух городков. Проанализируйте какие дороги, проходили через эту местность. Сопоставьте с современной картой. Если дороги более-менее сохранили свое расположение, то искать будет в разы проще. Вам останется только просчитать расстояние между городами, с которого стоит начинать поиск и двигаться до предполагаемой точки нахождения станции. А дальше уж МД вам в помощь. Нередко случается, что старых дорог нет уж давно и в помине, как и самих станций. В таком случае постарайтесь максимально приблизится к нужной вам точке и найти признаки старого тракта (как это сделать, мы писали в предыдущих статьях) и следовать в его направлении. Если это удастся сделать, поиск значительно облегчится, хотя в данном случае придется изрядно натрудить ноги, помахать детектором и задействовать всю вашу смекалку и наблюдательность. В любом случае – результат того стоит.
-
Автор: algen750 (algen750)
-
Алнаши
-
Звание: Еще не определился
подскажите по карте
28 августа 2016
доброго всем вечера хотелось бы узнать у знающих людей на карте стрельбицкого почтовые станции указаны то через дорогу напротив поселения то через речку тоже напротив деревни так стоит проверять как нарисовано на карте или чертили там где место было рядом с населенным пунктом. на фото рядом с селением. спасибо всем ответившим по жетону ранее в теме
Рейтинг: 0
Просмотров: 2933
Комментарии и обсуждение
Ссылка на этот фрагмент: |
Описание карты
Карта издана почтовым департаментом в Санкт-Петербурге в 1871 году, в картографическом заведении Ильина. Карта составлена в масштабе 40 верст в английском дюйме и напечатана на 12 листах. На 7 и 10 листах в виде вставок представлены карты окрестностей Москвы и Санкт-Петербурга в более мелком масштабе (14 верст в английском дюйме).
На карту нанесены почтовые конторы, отделения и станции, телеграфные и железнодорожные станции, дороги: железные и почтовые, пароходные сообщения и телеграфные линии.
Характеристики карты |
|
Точность: | Хорошая |
Просмотров: | 215 в день |
Тип: | Обзорная |
Размер: | 21600 x 20400 px |
Охват: | Ширина: 3800.5 км (в середине карты) Высота: 3479.6 км Площадь: 13223988 км2 (приблизительно) |
Масштаб: |
10411 м – в 100 пикселях по горизонтали вверху карты 17594 м – в 100 пикселях по горизонтали в середине карты 23656 м – в 100 пикселях по горизонтали внизу карты |
Title: Postal map of European Russia published by Ilyin
Почтовая станция
В России почтовые станции являлись государственными учреждениями, в которых производился обмен почтой между ямщиками и станционными служащими, а проезжающим за определенную плату предоставлялся отдых, горячая еда, возможность смены лошадей и средств передвижения, замена фуража.
Строительство почтовых станций в Предбайкалье осуществлялось по типовым проектам, утвержденным Высочайшим указом 2 декабря 1848 г. Станция представляла собой целый комплекс построек жилого и хозяйственного назначения, в которых располагались все необходимые для почтовой службы помещения. По главному фасаду почтовой станции стояли станционный дом, ворота и флигель для ямщиков, соединенные высоким заплотом. В набор хозяйственных построек входили амбар, навесы для лошадей и почтового транспорта. Обширный двор почтовой усадьбы огораживался по периметру высоким заплотом. Все почтовые станции отмечались железным щитом с изображением государственного герба, названием места и расстоянием от Петербурга. Станционный дом делился на несколько помещений (от двух до четырех), являясь одновременно гостиницей для проезжающих, а также жильем для станционного смотрителя (с комнатой для хранения почты). Флигель для ямщиков служил местом отдыха извозчиков.
Кроме казенных почтовых станций достаточно часто встречались станции, построенные частными лицами. Такие станции располагались в селах в обычных крестьянских усадьбах, чьи хозяева оформили подряд с государством на осуществление ямской гоньбы и приспособили жилище под учреждение почтового ведомства. Первым перевалочным пунктом за 25 верст от Иркутска была частная почтовая станция Введенская, располагавшаяся на Кругоморском (Кругобайкальском) тракте. В настоящее время постройка утрачена.
В музее усадьба почтовой станции представлена реконструированной казенной почтовой станции Малиновской, располагавшейся на Кругоморском тракте. В Научной библиотеке Иркутского госуниверситета сохранилась фотография, на которой детально просматривается планировка усадьбы и состав надворных построек. Обращенный на тракт главный фасад станции был составлен небольшим домом для смотрителя и проезжающих, воротами и флигелем для ямщиков. На въезде по обеим сторонам ворот были установлены железные фонарные столбы. На воротах укреплен двуглавый орел – знак государственного учреждения. Вход в станционный дом и во флигель осуществлялся со двора. Набор хозяйственных построек был минимален: навес для лошадей и, предположительно, амбар-кобрик. Территория почтовой станции была огорожена высоким заплотом.
Малиновская почтовая станция была построена в 1877 г. по указанию генерал-губернатора Забайкальского края М.С. Корсакова, который летом 1870 г., проезжая по тракту с осмотром, заметил, что между станциями Мишиха и Переемная. дорога в 31 версту пролегала по гористой местности, представлявшей затруднения как для проезжающих, так и для почтовых служащих. В итоге был отдан приказ о строительстве промежуточного пункта, которым и стала Малиновская почтовая станция. Свое название она получила от названия протекающей в этой местности реки Малиновка.