Хотелось бы внести некоторую ясность. В демоверсии ОГЭ по русскому языку 2019 года во второй части есть задание под номером 12. Специфика его такова, что необходимо, как Вы справедливо отмечаете, указать запятые между простыми предложениями в составе сложного, соединенными либо сочинительной, либо подчинительной связью. Но специфика этих заданий ОГЭ связана именно с видами союзов в этих синтаксических конструкциях. И в предложениях, представленных в данном задании, союзы имеются. Именно ориентируясь на них, задание требует определить способы связи. Сочинительные союзы между простыми предложениями в составе сложного – предложение сложносочиненное, связь сочинительная. А если союзы употреблены подчинительные или союзные слова, значит, связь подчинительная, предложение, соответственно, сложноподчиненное. Если бы союзов в предложениях не было, трудно было бы принять решение о союзах, которые здесь необходимы. Например, в предложении “Взойдет солнце, тронемся в путь” На стыке простых предложений здесь может оказаться союз И, который указывает на последовательность событий (Взойдет солнце, и мы тронемся в путь). А могут быть данные простые предложения связаны и союзом КОГДА, который будет располагаться в начале его первой части (когда взойдет солнце, мы тронемся в путь). И тогда второе предложение будет главным, первое- придаточным, а связь между ними подчинительная.
Может быть, речь идет о ЕГЭ по русскому языку? Там, действительно, в задании под номером 2 требуется вставить пропущенное слово между предложениями или внутри предложения. И ориентироваться необходимо именно на характер логической связи между предложениями. Но это уже отдельный разговор.
Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью. Рассмотрим, какие бывают подчинительные словосочетания в русском языке. Приведем примеры подчинительных словосочетаний.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
- рисовать картину;
- рисовать красками;
- рисовать быстро.
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
- писать (что?) письмо;
- любоваться (чем?) пейзажем;
- склонный (к чему?) к анализу.
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
- красивый цветок;
- читать книгу;
- девочка читает.
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
- сильный ветер;
- бушует за стеной;
- бушует ночью;
- этой ночью.
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
- согласования;
- управления;
- примыкания.
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
- красное солнце;
- босоногая девчонка;
- зеленое поле;
- осенние дожди;
- твой товарищ;
- вторая ракета;
- до третьих петухов;
- что-то серое;
- на затонувшем корабле;
- среди спеющей пшеницы;
- у древних развалин.
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку;
- открыть дверь;
- слыть чудаком;
- размышлять над проблемой;
- обрадоваться успеху;
- обидеться на шутку;
- подтолкнуть к занятиям спортом;
- предупредить об опасности;
- сомневаться в правильности решения;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева;
- мост через реку;
- альтернатива поездке;
- выбор между семьей и карьерой;
- беспокойство о детях;
- командующий армией;
- тоска по нас.
3. Главным словом является числительное:
- три тополя;
- тринадцать страниц;
- трое друзей;
- шестеро малышей;
- оба ученика.
4. В роли главного слова употребляется наречие:
- правее дома;
- выше крыши;
- слева от постройки;
- наедине с матерью;
- невдалеке от леса.
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Например:
- идти напрямую;
- схватиться врукопашную;
- идти вразвалку;
- наткнуться сослепу;
- ответить сгоряча;
- цвет беж;
- краска индиго;
- юбка плиссе;
- девочка повыше;
- пояс подлиннее;
- желание присесть;
- идти не спеша;
- говорит не переставая;
- её родные;
- его рубашка;
- их дом.
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Тест
Cложные предложения. Виды связей.
теория по русскому 🐻 синтаксис
По структуре предложения делятся на простые и сложные.
Сложным предложением называется такое предложение, в котором две и более грамматических основ. Частями сложного предложения являются простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно.
Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями делятся на бессоюзные и союзные.
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, части которой связаны только интонационно, союзов и союзных слов в таких предложениях нет.
Союзные предложения
Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сложносочиненные предложения
В сложносочинённых предложениях все части грамматически равноправны. Если из таких предложений убрать союзы, они легко превращаются в бессоюзные.
Простые предложения в составе сложносочинённого соединяются при помощи сочинительных союзов. Сочинительные союзы
и, а, но, да, тоже, также, зато, однако, или, либо, ни …, ни …, не то …, не то …, то ли …, то ли …
Примеры: « Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны» (Ю.М. Нагибин); « Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу» (М. Горький).
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчинённым называется такое предложение, в котором части грамматически неравноправны: есть главное предложение и придаточное (зависимое, подчиненное).
Связь между частями обеспечивается за счёт подчинительных союзов. Подчинительные союзы
потому что, если, хотя, поэтому, что, чтобы или союзных слов: который, какой, столько, сколько, куда, где, чей и т.д.
Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в подчинительной части!
В сложном предложении части могут быть связаны сочинительными и подчинительными союзами и интонационно. Такие предложения будут называться сложными предложениями с разными видами связи. Примеры:
Источник
Необычное придаточное без подчинительного союза
Люди всегда узнают шутку, смеялись они над ней или нет.
Верно ли, что это не БСП, а неполное СПП с пропущенным уступительным союзом? Если так, то какой уступительный союз пропущен?
Я предполагаю, что пропущен союз «ли», но не уверен.
Люди всегда узнают шутку, смеялись ли они над ней или нет.
Ли. Условно-уступительный союз (близок по знач. союзам если, ежели): ◆ Придёт ли ночь и мрак печальный, — идём к дороге столбовой. М. Ю. Лермонтов, «Преступник», 1829 г.
1 ответ 1
Я полагаю, что предложение должно иметь такой вид:
Люди всегда узнаЮт шутку, смеются ли они над ней или нет.
1) Это союз ЛИ. ИЛИ с пропущенной частицей ЛИ в упрощенном (разговорном) варианте. Этот союз у Розенталя определяется как сочинительный, разделительный, неповторяющийся (для однородных членов) и повторяющийся (для простых предложений в составе сложного).
2) Но вот отношения между частями предложения здесь явно уступительного характера, содержание можно пересказать так: Люди всегда узнаЮт шутку, хотя реагируют на нее по-разному (даже если они реагируют на нее по-разному).
3) Однако это семантика, а как насчет грамматики? Уступительные отношения могут быть выражены в различных сложных предложениях (ССП, СПП, БСП).
Вот пример. (1) Было ли это на самом деле или нет? (2) Я не знаю, было ли это на самом деле или нет.
Предложение (2) — это СПП с придаточным изъяснительным? А где здесь изъяснительный союз? Вроде бы частица ЛИ вместо него, да только это условное понимание. На самом-то дел нет здесь подчинительного союза, а изъяснительные отношения может выразить и БСП.
4) А если это будут не изъяснительные отношения, а другие. Например, в таком предложении: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Пётр Михайлыч всегда с удовольствием рассказывал об этом (Пис);
Это как раз уступительные отношения обобщающего характера. Они строятся по такой схеме: Что бы ни происходило, Пётр Михайлыч всегда с удовольствием рассказывал об этом.
5) И заданное предложение строится так же, они очень похожи. И так же возникает вопрос о пропущенном подчинительном союзе: если его нет, то это уже бессоюзное предложение?
6) Тогда делаем вывод: Это БСП со значением уступки, вторая часть содержит однородные члены, связанные сочинительным союзом ЛИ. ИЛИ (ЛИ пропущено в разговорном варианте).
7) А эта информация вызывает сомнения:
Ли. Условно-уступительный союз (близок по знач. союзам если, ежели): ◆ Придёт ли ночь и мрак печальный, — идём к дороге столбовой. М. Ю. Лермонтов, «Преступник», 1829 г https://ru.wiktionary.org/wiki/ли
В этом примере нет значения уступки, только условное значение (если придет. ). Для выражения уступки нужен повторяющийся союз ЛИ. ИЛИ, который вместе со структурным наречием всегда может выразить обобщающее значение в БСП.
Источник
Сложное предложение
Что такое сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.
Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Источник
2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.
Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
---|---|
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения). | |
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. |
Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном условия ( Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь). Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) – придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное условия; можно заменить: если душа черна. – Делай так, как тебя учили – придаточное образа действия и степени). Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами. Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю, что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное слово). 2) Чем является союзом в двух случаях: а) в составе двойного союза чем. тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе; Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов). Проверить знания 3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами. Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель. При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является. Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется. Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное. Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). – Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет. – Такого управителя и на свете нет. Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был – придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда – придаточные определительные. Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. – Тот день, в который мы познакомились, я не забуду. 4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение: Способ выражения указательных слов ► Читайте также более подробно о придаточных предложениях: 2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении 2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению Источник Сложноподчиненное предложение (СПП)Что такое сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому. Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным. Пример сложноподчиненного предложения: Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него. Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте. Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного. Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение. Как связаны части сложноподчиненных предложенийВ сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Значения сложноподчиненных предложенийВ русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах. Именные придаточные предложенияЭти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные. Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»: Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает. К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д. Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей: Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину. С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д. Обстоятельственные придаточные предложенияЭти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных: Источник Adblock |
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как понять связь в предложении без подчинительных и сочинительных союзов?
В ОГЭ по русскому нужно указать запятые при подчинительной/сочин<wbr />ительной связи. Как понять, какая связь, если нет подчинительных и сочинительных союзов.
Заранее благодарю)))
2 ответа:
2
0
Подчинительная или сочинительная связь может быть в сложных предложениях. Подчинительная связь – это когда одно простое предложение каким-то образом зависит от другого в составе одного сложного предложения (одно предложение главное, другие, одно или несколько, придаточные). Например: “Я зашла домой, потому что пошёл снег”.
При сочинительной связи в составе сложного предложения как бы два независимых друг от друга простых предложения. Например: “Я вышла на улицу, а Солнце светило”.
При подчинительной и сочинительной связи запятые ставятся одинаково – между простыми предложениями в составе сложного.
Если союзов нет, потому что они пропущены, и нужно встравить – вставьте их, исходя из смысла предложения. Если просто нет никаких союзов, то перед вами сложное бессоюзное предложение. Если задание просто вставить запятую, то она и в этом случае будет стоять между частями этого сложного предложения (“простыми предложениями”). Например: “Солнце светило, птицы пели, я вышла на улицу”.
Тип связи на место постановки запятой не влияет никаким образом!
2
0
Хотелось бы внести некоторую ясность. В демоверсии ОГЭ по русскому языку 2019 года во второй части есть задание под номером 12. Специфика его такова, что необходимо, как Вы справедливо отмечаете, указать запятые между простыми предложениями в составе сложного, соединенными либо сочинительной, либо подчинительной связью. Но специфика этих заданий ОГЭ связана именно с видами союзов в этих синтаксических конструкциях. И в предложениях, представленных в данном задании, союзы имеются. Именно ориентируясь на них, задание требует определить способы связи. Сочинительные союзы между простыми предложениями в составе сложного – предложение сложносочиненное, связь сочинительная. А если союзы употреблены подчинительные или союзные слова, значит, связь подчинительная, предложение, соответственно, сложноподчиненное. Если бы союзов в предложениях не было, трудно было бы принять решение о союзах, которые здесь необходимы. Например, в предложении “Взойдет солнце, тронемся в путь” На стыке простых предложений здесь может оказаться союз И, который указывает на последовательность событий (Взойдет солнце, и мы тронемся в путь). А могут быть данные простые предложения связаны и союзом КОГДА, который будет располагаться в начале его первой части (когда взойдет солнце, мы тронемся в путь). И тогда второе предложение будет главным, первое- придаточным, а связь между ними подчинительная.
Может быть, речь идет о ЕГЭ по русскому языку? Там, действительно, в задании под номером 2 требуется вставить пропущенное слово между предложениями или внутри предложения. И ориентироваться необходимо именно на характер логической связи между предложениями. Но это уже отдельный разговор.
Читайте также
Микротемы это составные части общего текста,так сказать, темы каждого абзаца. Например, общая тема- собеседование по русскому языку. И пошли микротемы: является ли русский язык вашим родным языком (далее-текст,текст,т<wbr />екст); какие оценки были в школе по русскому и литературе (опять текст, обсуждение), какую специальность вы бы хотели получить в будущем (снова обсуждение). Из таких микротем составляется тема. Просто нужно в тексте выделять отдельные эпизоды и понять какая общая мысль этого эпизода, как описать этот микротекст в двух словах. Как то так.
Не сложно, если с 1-9 класса сидел(а) на уроке и слушал(а), а так же в 9 классе ходить на все элективы и не пропускать, помимо элективов, также заниматься дома( пробывать писать изложения, сочинения). Лично для меня легче всего 15.3 (Сочинение-рассужден<wbr />ие), для этого достаточно иметь фантазию, уметь находить в тексте аргументы и знать определение слов( которые чаще всего попадаются т.к.е. например материнская любовь, совесть и т.д.) Сложнее будет сдавать устный экзамен( собеседование). Желаю удачи в сдачи.
Отвага. Сочинение.
На мой взгляд, это свойство человека, позволяющее ему преодолевать чувство страха. Отвага, это не безрассудное геройство, а осознанная готовность совершить геройский поступок ради других людей: спасти тонущего ребёнка, вытащить человека из огня, совершить подвиг во время войны.
Отвага, это способность к самопожертвованию ради большой благородной цели. Отважный человек всегда готов к подвигу, даже с риском для собственной жизни.
С особенной силой, это чувство проявляется в сложных, экстремальных ситуациях.
В качестве примера проявления отваги, можно привести подвиг Александра Матросова во время войны, который ради спасения своих товарищей, собственным телом, закрыл амбразуру вражеского дота.
На письме с обеих сторон выделяется вводное слово или вводное выражение. Вводное слово или выражение – это конструкция, которую мы можем убрать из текста без потери смысла повествования.
Выражение «при всем желании» является наречным выражением, так как отвечает на вопрос «как?». Это выражение не является вводным, не может быть изъято без потери смысла из текста, а значит, не требует выделения запятыми.
Пример:
Перед “что” – безусловно, нужна, потому что это придаточное изъяснительное, стоящее после главного в структуре сложноподчинённого предложения. Знаю что?, что это…
А вот после “да” запятой может и не быть, если с раздражением отвечаешь на вопрос: “Знаешь ли ты, какое это яблоко?” Ср.: “Да знаю я” (типа, отстань от меня).
Как сделать текст более красивым, наполненным и сложным? В книгах довольно часто встречаются длинные предложения, которые занимают едва ли не целый абзац, но при этом они не выглядят бессмысленными, так как позволяют лучше передать атмосферу и полностью описать какое-либо событие. И без союзов не получилось бы создать настолько красивые и наполненные смыслом предложения. Разберёмся вместе, что такое союзы в русском языке и как их правильно использовать.
Союз как часть речи: понятие и основные виды связи
Союз – это такой способ синтаксической связи, который располагается между двумя частями предложения и связывают их в одно. Благодаря союзу не придётся делить две взаимосвязанные ситуацией и смыслом части на два коротких предложения. Они также связывают:
- Однородные члены предложения;
- Существительные и глаголы;
- Предлоги;
- Частицы и так далее.
Союзы обладают следующими признаками:
- Не склоняются;
- Не имеют падежа и не закрепляются за ним;
- Имеют классификацию по разным основаниям;
- Могут состоять из одного и более слов.
Примеры союзных слов в русском языке:
- Или;
- Тоже;
- Потому что;
- С тех пор;
- Так как;
- Но;
- И поэтому;
- Также;
- Не столько, сколько;
- Либо;
- То ли;
- Не то;
- Хотя, но и;
- Да;
- Да и;
- Оттого что;
- В связи с тем, что и так далее.
Это лишь малая часть всех союзов, используемых в русском языке на постоянной основе. С полным списком можно ознакомиться в специальных словарях.
Союзы в русском языке выполняют роль связующих компонентов и разделяются на сочинительную и подчинительную связь по типу воздействия на предложение. Перед тем, как изучить особенности каждой из них, разберёмся в видах союзов.
Виды союзов в русском языке
Союзы в русском языке делятся на следующие виды:
Производные союзы (делятся на простые и составные) происходят из других частей речи и часто бывают похожими на вводные слова или наречия. Чтобы не ошибиться, стоит запомнить, что союзы помогают соединить две части предложения и добавляют ему внутреннюю гармонию, поэтому их нельзя просто взять и выкинуть из контекста предложения. Они могут соотноситься с местоимениями и другими частями речи и чаще всего являются сложными.
Непроизводные союзы представлены одним словом и тоже могут происходить от других частей речи или связываться с ними с помощью какого-либо вида связи.
Подчинительные союзы — это союзы, связывающие простые предложения, которые находятся в составе сложноподчиненного предложения.
Сочинительные союзы — это союзы, выступающие в качестве средства связи равноправных членов предложения, которые становятся сложносочиненными, создавая своего рода равноправные отношения между ними.
Для лучшего понимания всех видов союзов в русском языке, ознакомьтесь с таблицей «подчинительные союзы»:
Подчинительные союзы
Простые | Составные |
---|---|
что будто если когда словно чтобы как ибо пока |
с тех пор как так что лишь только потому что в связи с тем, что оттого что так как как будто для того, чтобы |
А вот таблица «Сочинительные союзы», которая позволит различать их на письме:
Сочинительные союзы
Соединительные | Противительные |
и да в значении и тоже также ни, ни не только, но и если не, то не столько, сколько как, так и не то что, а хотя и, но |
а да (в значении но) но однако зато же только (в значении но) |
Разделительные | Пояснительные |
или либо то, то не то, не то то ли, то ли |
то есть а именно |
Подчинительные и сочинительные союзы тоже делятся на дополнительные подвиды, которые позволяют уточнить место и способ использования и создать наиболее правильный по смыслу текст. Рассмотрим, какие подвиды разных союзов существуют.
Противительные союзы, представленные в таблице, следует запомнить и не путать с другими. Благодаря этому знанию можно будет легко решать тесты и разбирать предложения по составу.
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Изъяснительные | Указывают на то, о чем говорят. | что чтоб когда как чтобы |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Временные | Указывают на временной промежуток. | когда пока с тех пор едва прежде чем перед тем как лишь |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Причинные | Указывают на причину события. | вследствие потому что из-за того, что ввиду того, что благодаря тому, что |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Сравнительные | Указывают на сравнение предметов. | такие как как будто как точно будто подобно тому |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Целевые | Указывают на цель. | для того, чтобы из-за того, что чтобы дабы |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Условные | Указывают на условие действия или события. | если когда коли ежели раз |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Уступительные | Указывают на факт противоречия событий. | несмотря ни на что пускай хотя вопреки тому |
Название группы | Пояснение | Союзы |
---|---|---|
Следственные | Указывают на следствие и результат действия. | поэтому из-за этого так что |
Используя эти таблицы и понятия союзов на конкретных примерах, любой сможет разобраться в сложностях русского языка. После их изученные каждый сможет без труда разобрать сложный текст и правильно расставить все акценты.
Знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах
Не менее важный вопрос, связанный со сложноподчинёнными и производными союзами, заключается в правильном выборе знаков пунктуации их расстановке. Сложносочинённые и сложноподчинённые союзы чаще всего можно встретить в сложных предложениях, содержащих несколько основ.
Чтобы выявить такие предложения, нужно разобрать их по составу, выделить основы и подчеркнуть все союзы, которые в них находятся. После этого вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным и подчинительным. Если в предложении есть союзы «и» или «но», то это будет сочинительная связь. По аналогии можно разобрать каждое предложение и выявить тип его связи.
Рассмотрим конкретные примеры тех или иных видов союзов, которые чаще всего очень трудно отнести к одной категории. Как же не ошибиться?
- Смотрите на контекст предложения. Если в нем есть указание на время, то союз будет временным.
- Заучите союзы, относящиеся к той или иной категории или подвиду. Это поможет быстро выявлять принадлежность союзов и вид связи в предложении.
Разберём на примерах:
- Не только, но и – это союз, который относится к группе соединительных союзов, выражающих сочинительную связь.
- Же – противительный союз, выражающий сочинительную связь предложения.
- Не столько, сколько – это соединительный союз из группы сочинительных.
- Ежели — условный подчинительный союз. Встречается в стилизованном тексте или в классической литературе.
- Лишь только – подчинительный союз.
- «Но» — какой союз? Его можно отнести к простым союзам из группы противительных.
- То есть – пояснительный сочинительный союз.
Не забывайте смотреть на контекст предложения. Тогда количество ошибок можно будет значительно снизить. Заучив хотя бы половину союзов по группам, можно будет без труда решать даже самые сложные типовые тесты как уровня ЕГЭ, так и ВУЗа.