Как найти подход к непослушному ребенку

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал похож на персонажа «Верука Солт» из «Чарли и шоколадная фабрика», борьбу с плохим поведением начинайте немедленно. Двадцать лет назад в моде еще были шлепки и телесные наказания, но современные родители пытаются найти более мягкий и добрый подход для борьбы с упрямством. К сожалению, начинает казаться, что ни один метод не закрепляет надолго позитивные изменения в поведении.

Однако, учитывая то, что люди растили детей в течение довольно многих веков, существуют проверенные и правильные способы превращения ребенка из крошечного демона в обобществленное человеческое существо, и в этой статье есть советы, которые помогут справиться с неподобающим поведением, будь это ваш ребенок или чужой.

Шаги

  1. 1

    Используйте Убийственный Взгляд (смотрите пристально в упор, выплескивая большое количество ненависти и гнева). Иначе известный как «Материнский Проницательный Взгляд», Убийственный взгляд может быть очень эффективным, если выполняется должным образом. По большому счету, он используется в ситуациях, когда ребенок закатывает истерику просто на пустом месте. И неважно, требует ли он новую игрушку или просто капризничает перед сном – такой метод нужно использовать, чтобы резко вернуть ребенка в реальность:

    • Крепко возьмите взбешенного ребенка за плечи и мягко прислоните его / ее к стене.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet1

    • Войдите в зрительный контакт с малышом и попытайтесь вызвать в воображении вид “безумных глаз”. Лучший способ достичь такого эффекта – подумать о последнем, кто подрезал вашу машину, или о том, что ваш компьютер полностью расплавлен.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet2

    • Поддерживайте зрительный контакт с ребенком – не отступайте и никогда не отворачивайтесь. Если это возможно, даже не мигайте. Это даст понять ребенку, что вы собираетесь действовать решительно.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet3

    • На лице не должно быть эмоций, но сохраните безумный взгляд – это будет выглядеть очень устрашающе.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet4

    • Спустя некоторое время медленно поднимите бровь. Это закрепит тот факт, что вы разгневаны, и еще одно движение означает … смерть (конечно же, не в прямом смысле слова).

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet5

    • Поддерживайте зрительный контакт как можно дольше. Не произносите ни слова и не позволяйте говорить ребенку – это невербальная задача.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet6

    • Когда вы почувствуете, что плечи малыша расслаблены, и он / она смотрит в сторону, отпустите ребенка и медленно отступайте назад, не переставая удерживать зрительный контакт.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet7

    • Продолжайте пристально смотреть даже после того, как ваш взгляд стал мягче.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 1Bullet8

  2. 2

    Усвойте метод внушения страха, известный как стиль Клинта Иствуда для сбивания гонора с детей, который не должен использоваться неопытным взрослым. В идеале, вы уже должны были зарекомендовать себя грозной личностью, но если нет, вы можете по-прежнему пытаться осваивать метод запугивания. В эту тактику входят несколько характеристик, в том числе:

    • Идите медленно. Если ребенок «стоит на ушах», не вскакивайте в бешенстве – это то, чего он или она ждет от вас. Вместо этого воплотитесь в Грязного Гарри, идите медленно по направлению к чаду, используя убийственный взгляд.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 2Bullet1

    • Говорите приглушенно. Разве Грязный Гарри пронзительно кричит? Вот еще! Он страшный, потому что говорит тихо, так же как и сумасшедший, когда скрипит зубами. Аккуратно подбирайте слова и говорите низким и властным голосом.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 2Bullet2

    • Ловите ребенка на блефе. Если ребенок угрожает разлить краску по полу, не поддавайтесь на провокации. Скорее всего, краска останется в банке, но если он или она исполнит акт полного неповиновения, немедленно используем убийственный взгляд и заставляем ребенка убрать грязь.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 2Bullet3

    • Не ломайте характер. Дети должны думать, что вы очень, очень плохой человек, который не остановиться ни перед чем для восстановления закона и порядка. Взрослый бывает расслабленным и веселым только с хорошими детьми.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 2Bullet4

  3. 3

    Станьте страшным военным сержантом. Не путайте с запугиванием, страшный военный сержант имеет устрашающие качества, но и немного ран на коже. Привлекательность военного – это то, чем вы повернете детей с пути непослушания. Как угроза, вы должны обладать качествами сумасшедшего, злого древнего человека, который не остановится ни перед чем, чтобы получить то, чего хочет (или, как минимум, это то, что о вас должны думать дети). Объедините обезумевший взгляд с непоколебимой позой, и вы получите страшного военного сержанта. Если дети начнут отбиваться от рук:

    • Говорите повелительно скоропалительные задания монотонным, но при этом громким голосом. Войдите в образ сержанта-инструктора по строевой подготовке, произнося: «Говорил я тебе или нет, чтобы ты собрал игрушки? Что я сказал? Я не слышу тебя!» Повторяйте одну и ту же команду еще и еще тем же доводящим до безумия голосом до тех пор, пока ребенок, отчаявшись прекратить это, не побежит выполнять задание.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 3Bullet1

    • Дополняйте начальные уроки работой по дому. У занятого ребенка меньше возможностей быть непослушным. Найдите несколько занятий для ребенка или детей и ходите по комнате с устрашающим видом, повелительно повторяя задания и пристально глядя на каждого ребенка.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 3Bullet2

    • Сделайте рукой военный жест «Я наблюдаю за тобой». Двумя пальцами (указательным и средним) укажите на свои глаза, затем указательным пальцем укажите на ребенка. Это означает, что вы следите за ребенком… как ястреб.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 3Bullet3

    • Назначайте отжимания за дерзкие ответы. Никто не любит отжиматься, особенно дети. Плюс физическая активность утомит их, что, к счастью, сделает ребенка или детей менее непослушными.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 3Bullet4

    • Пригрозите рассказать все директору школы или полицейским. Ладно, может быть, вы не собираетесь никому рассказывать, но опасность того, что вы обратитесь к авторитетному лицу, доводит многих детей до истерики. Выберите того, в ком вы уверены, что он заставит ребенка подчиняться.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 3Bullet5

  4. Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 4

    4

    Посмотрите на ребенка искоса. Знаменитый «Косой взгляд» – это отличный способ невербального выражения неодобрения или общего раздражения. Отличающийся от убийственного взгляда, косой взгляд – это когда пристально глядя на кого-то вы поворачиваете голову в противоположном направлении. Зачастую Косой взгляд – это призыв к драке, но в случае с непослушными детьми вы передаете, что они «даже не могут туда пойти». Чтобы это выглядело более эффективно, сделайте максимально хмурый вид, что говорит: «Боже мой! Ты собираешься нарваться на…»

  5. 5

    UИспользуйте метод «Остановиться, оставить, уехать». Непослушные дети старшего возраста (9 лет и старше) ведут себя плохо не только дома или в магазине. Нужно решить вопрос, связанный с поездкой в автомобиле, так как несносное поведение может создать опасную ситуацию.

    • Съезжайте на обочину и посмотрите на детей молчаливым убийственным взглядом. Детям нужно знать, что у вас серьезные намерения, и съезжание с дороги непременно привлечет их внимание. Не возвращайтесь на трассу до тех пор, пока вы не будете уверены, что они не будут больше себя плохо вести. Если снова начнут, повторите то же самое.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 5Bullet1

    • Остановиться, оставить, уехать. Используйте эту тактику только как последнее спасительное средство, при условии, что находитесь в своем районе и в дневное время. Остановите машину и прикажите ей или ему покинуть салон автомобиля. Убедитесь, что расстояние до дома в пределах 1,5 километров; просто то, что вы заставили его или ее идти домой пешком не только шокирует, но и заставит задуматься о поведении, которое заставило вас прибегнуть к такому методу. На всякий случай тайно наблюдайте за ребенком, чтобы быть уверенным в безопасном возвращении домой.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 5Bullet2

  6. Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 6

    6

    Попытайтесь показать, что вам все равно. Равнодушие урезонивает. Ребенок, который понимает, что никакое битье, нытье, крики и таскание за волосы не заставит вас отреагировать, в скором времени начнет менять тактику поведения в лучшую сторону. Чтобы сделать это, мельком гляньте и убедитесь, что ребенок в безопасности, и скажите что-то вроде: «Когда ты прекратишь быть глупым/злым/невежливым, вот тогда мы возобновим наш разговор». Затем уйдите или повернитесь спиной. Возьмите журнал или книгу, включите телевизор или займитесь домашней работой. Только не давайте капризному поведению ни секунды. Немного равнодушия с вашей стороны поможет ребенку понять, что вы не поддадитесь на провокации.

    • Вариант этой темы показать, каким нелепым кажется вам такое манипулирование. Такой метод работает с детьми постарше, с малышами так не получится. Никогда прямо не оскорбляйте внешность ребенка или подростка, но делайте акцент на поведении. Например, скажите: «Манера вести себя как неистовый слон не поможет тебе здесь извлечь пользу. Пойди и посмотри, каким сердитым/угрюмым/властным ты кажешься со стороны; ты удивишься, как это портит твою привлекательную внешность». Затем займите равнодушную позицию и больше ничего не говорите.
  7. 7

    Заприте ребенка снаружи. Часто используемое многими уставшими мамочками запирание ребенка на переднем или заднем дворе, где он предоставлен самому себе, может решить все проблемы. Единственное условие, при котором этот метод эффективен, – гарантировано чистый и безопасный периметр вокруг дома, дневное время и хорошая погода на улице. Небольшой дождь может добавить драматизма, поэтому прежде чем запереть его или ее снаружи, убедитесь, что дождик мелкий и не ледяной. Эти советы ТОЛЬКО для детей старшего возраста, использование на малышах может быть потенциально опасным.

    • Сделайте атаку внезапной. Не говорите, что собираетесь вывести его или ее на улицу, если они не возьмутся за ум. Дождитесь момента, когда вы уже на пределе (и путь свободен) и затем, не говоря ни слова, крепко возьмите их за руку, подведите к входной двери и вытолкните на улицу. Не забудьте закрыть дверь на замок, так как дети будут немедленно пытаться вернуться.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 7Bullet1

    • Продумайте, как долго вы будете держать ребенка снаружи. Вы можете подождать, пока не прекратятся крики и плач. Затем потерпите еще полчаса и отоприте дверь – но не говорите об этом. Пусть выяснит сам.

      Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 7Bullet2

  8. Изображение с названием Deal With Unruly Children Step 8

    8

    Знайте, что вы зеркало поведения. Это особенно важно, если вы родитель или опекун ребенка. Ваш отпрыск наблюдает, подражает, извлекает уроки из того, что вы делаете. И даже если вы не собираетесь расставаться с вредными привычками или вспышками гнева, это все будет наблюдаться и анализироваться ребенком. Если вы не можете управлять раздражительностью, неспособны сдерживать свой темперамент или страдаете от беспокойства или депрессии, важно получить помощь от специалистов, которые помогут вам преодолеть свои собственные проблемы. Как только у вас появится возможность справляться со своим сложным поведением или хандрой, то у вас будет лучше получаться контролировать детские вспышки непокорности. И не волнуйтесь – вы можете исправить свои собственные ошибки прошлого в глазах ребенка, будучи честным, искренним и активно участвующим в избавлении от вредных привычек. Только не забудьте служить хорошим примером.

    Реклама

Советы

  • Если вы столкнулись с чужим капризным ребенком, избегайте предложений побыть нянькой и не приглашайте к себе домой поиграть.
  • Помните, что некоторые методы используются только для ваших детей, а не для других. Такие техники, как страшный военный сержант, Убийственный и Косой взгляды хороши для универсального использования.
  • Однако если ни одна из этих техник не работает на других детях, проконсультируйтесь с родителями ребенка или совсем прекратите приглашать малыша домой.
  • Когда ребенок просит вас объяснений, дайте ему или ей старый школьный ответ. Фразы «Потому что я взрослый» будет вполне достаточно. Нет необходимости в «рассуждениях» в середине конфликта.
  • Перед тем как воспитывать ребенка, убедитесь, что он знает ваши правила и условия так же хорошо, как и последствия.
  • Непослушные дети добиваются внимания. Как только ваш ребенок последовательно выполнил ваши правила и оправдал ожидания, поощрите его.

Реклама

Предупреждения

  • Никогда не бейте и не воспитывайте его силой. Это особенно важно, если ребенок не ваш.
  • Всегда проверяйте безопасность окружающего пространства при работе с непослушными детьми. Либо вы заперли ребенка снаружи дома или заставили его или ее идти пешком в наказание за плохое поведение во время поездки в автомобиле, вы должны присутствовать и быть осведомлены об окружающей обстановке, чтобы обеспечить безопасность.
  • Не нужно очень сильно пугать непослушного ребенка.

Реклама

Что вам понадобится

  • Непослушный ребенок
  • Эта статья wikiHow 😉

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8691 раз.

Была ли эта статья полезной?

Что делать, если ребёнок не слушается, своевольничает, капризничает? Как найти подход к таким детям, а также о роли отца в воспитании детей, рассказал священнослужитель Димитрий Смирнов.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Вообще-то рецепт каждая мама подбирает свой собственный. Во многом это зависит от возраста ребёнка. А вообще, очень важно установить причину того, почему ребёнок сопротивляется тому или иному. Поэтому нужно договариваться. Каким образом?

К примеру, он что-то хочет от родителей. Нужно поставить условия: «Я бы могла исполнить твою просьбу, но так, как ты не хочешь за собой убрать вещи или почистить зубы, то я тоже прохожу мимо твоей просьбы. Поэтому давай договариваться…» Попробуйте так.

Как воспитать в детях чувство любви и уважения друг к другу, к родителям и людям вообще? Надо, чтобы родители никогда не ссорились друг с другом. И чтобы они относились друг к другу уважительно, благожелательно, с любовью. Дети обязательно будут это перенимать. По крайней мере, они будут знать, как правильно.

Как в школе и во дворе ребята общаются друг с другом — это неправильно. А вот как папа относится к маме, и как мама относится к папе — это правильно. Как мама относится к бабушке, как папа относится к дедушке и наоборот. Дети перенимают это только из семьи.

Как воспитывать ребёнка, если семья не полная? Когда нет какого-то лекарства, то используются дженерики — это заменители, которые стоят дешевле. Отцу, конечно, трудно найти замену. Но его в какой-то степени может заменить учитель в школе — мужчина. Если он хороший человек, то для парней, которые растут без отцов, он может заменить отца. Или же тренер. Хорошо поступит та мама, которая запишет своего сына в спортивную секцию, и там общение с тренером может частично заменить общение с отцом.

Если бы я был президентом страны, то я бы в каждом федеральном округе организовал бы кадетский корпус и собрал бы всю безотцовщину, которая только есть. А к маме — только на каникулах. И вот тогда с одиннадцати лет, когда особенно нужен отец, они бы воспитывались в строгости, учились бы дисциплине, переносили бы наказания…

Многие инфекции, которые существуют в мире (Интернет, телевидение) туда не проникают. И дети в этих учебных заведениях будут учиться, заниматься спортом, не будут курить, вырастут здоровыми. Вообще ребёнку комфортнее жить спелёнутым. Не только грудным, но и отрокам тоже.

А вообще роль отца в воспитании детей — ведущая. Семья — это малая церковь. Священник этой малой церкви — это отец. Жена — дьякон и во всём ему помощник. А дети — народ Божий, которых отец и мать должны привести ко Христу. Это цель и смысл жизни.

Отец должен воспитывать ребёнка своим примером. Он должен вовлекает своих детей в свою жизнь. Маленький ребёнок хочет мыть посуду, делать уборку, пеленать кукол, то есть играть во взрослую жизнь.

Отец должен показать ребёнку своё рабочее место, рассказывать, в чём состоит его работа. Для детей это важнейшая вещь — видеть, чем папа занимается.

Нужно ли пытаться уберечь ребёнка от невзгод, которые его ждут за порогом семьи? Это неизбежно. Если ребёнок учится в школе, то испытания обязательно будут. И на улице то же самое. Даже в собственном доме, в собственном подъезде он может столкнуться с чем-то. От всего не убережёшь.

Но нужно ребёнка защищать. Чтобы ребёнок чувствовал, что отец его всегда защитит. Это очень важно. Не так, как обычно в школе говорят: «Сами разберутся!» Всегда надо принимать меры: защищать от плохих мальчишек, от грубых учителей. Ребёнок должен видеть, что отец в обиду его не даёт. Как командир за своих солдат стоит горой.

Что касается учёбы, отец должен всем интересоваться. Только это надо делать ненавязчиво. Контролировать надо готовность сделать уроки, а не сами домашние задания. Над плечом сидеть не надо. Уроки — это труд ребёнка. Он должен учиться внимательности и прилежности.

Надо обязательно учить своего ребёнка терпению. Это и для выполнения уроков хорошо и для беседы со взрослыми, которые тоже бывают не правы, и терпение при этом помогает. Для будущего мужчины умение потерпеть — это очень мощная характеристика. Потерпеть в будущем немощи жены и баловство детей.

И потом, мужчина должен быть умным. Он должен включать свою голову. Если он головой не работает, то это и плохой отец, и плохой муж, и плохой работник, и просто болван.

Мужчина должен любить свою жену. И стараться жизнь её превратить в рай. Так же и для детей. Мужчина должен обеспечить им счастье. Вот это самое главное напутствие. Человек может даже среди ада организовать рай для жены и детей. Это его задача перед Богом. А задача женщины ему во всём в этом помогать.

Ещё статья: Кто детям про семью расскажет — Гузеева что ли? Размышлял Димитрий Смирнов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангилие господьбог промыслбожий господьбог смирение


Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как, отказавшись от шаблонного мышления, найти подход к «трудному» ребенку.

Недавно ко мне обратилась с запросом завуч: в школе есть сильный педагог, у нее классное руководство. Она прекрасно преподает, но часто возникают проблемы с управлением классом. Не очень умеет сдружить класс, управлять конфликтами, корректировать поведение детей. Считает, что это не её зона ответственности. 

Мы начали работать с учителем. Она была готова меняться, но не знала, как. Вместе мы придумали алгоритм, который помог найти подход к ее классу.

Шаг 1: Отказаться от шаблонов

Когда я предложила учителю поговорить об одном из самых «трудных» учеников и причинах его плохого поведения, она сказала: «Все идет из семьи». Это очень распространенное, но неверное убеждение.

Когда мы цепляемся за этот ярлык, мы снимаем с себя ответственность взрослого в школе, который должен (даже согласно закону об образовании) не только обучать, но и воспитывать. Родители могут быть какие угодно, но задача педагога сделать все, чтобы ребенок получил те навыки, с которыми никто не рождается по определению.

Стигма «Все идет из семьи» — это проявление фиксированного мышления. Она переводится как «ничего изменить нельзя, люди не меняются». Это очень ограниченная позиция.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Шаг 2: Понять истинную причину поведения ребенка

Для начала полезно перечислить все возможные варианты причин плохого поведения ребенка:

  • ему не хватает внимания; 
  • у него не развиты навыки общения; 
  • он не чувствует своей ценности; 
  • на него навесили ярлык хулигана и ему остается только его поддерживать;
  • ему сложно учиться;
  • у него конфликт в классе, а может быть, его уже давно травят и т. д.

Чтобы выяснить конкретную причину, придется исследовать ребенка: его опыт, страхи, мечты, цели и потребности. 

Шаг 3: Пригласить родителей к сотрудничеству

Следующий шаг — поговорить с родителями ребенка. Помогут они вам или нет, зависит от того, как вы поведете себя в этом разговоре: поставите себя выше родителей или как равный партнер. Важно помнить, что, возможно, вы не найдёте отклика и родители останутся глухи. Не всё нам подконтрольно, но поверьте, очень многие родители вполне вменяемы, грамотны и хотят лучшего для своих детей.

Читайте также: Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Шаг 4: Мотивировать ребенка

Поведение сложного ученика получится исправить, если он сам станет агентом собственного изменения. Вместо того чтобы указывать ему, что делать, полезнее мотивировать его к переменам. Не надевать на него кандалы, а дать крылья. Есть несколько приемов, которые помогут этого добиться.

  1. Делать положительное подкрепление

Обращать внимание ученика не на то, что не получается, а на то, что удается. Если задача — научить ребенка общаться с помощью речи, а не кулаков, каждый раз, когда это получается, стоит его похвалить. 

  1. Давать качественную обратную связь

Говорить ребенку об ошибках не в формате критики, осуждений и обвинений, а давать качественную обратную связь.

  1. Постоянно рефлексировать вместе с ребенком

После обратной связи полезно пригласить самого ребенка к рефлексии: «Как тебе это удалось? Расскажи свой секрет. Ты сегодня не опоздал, что ты изменил в своем планировании дня?». Или: «Решал вопрос через драку? А что ты отстаивал, что ты хотел донести? Что дал тебе этот опыт?».

  1. Стимулировать целеполагание через вопросы

Направлять ребенка уточняющими вопросами: «Как думаешь, что ещё стоит поменять? Что ещё можно включить в твой день?». Или: «А как иначе можно было бы донести то, что ты отстаивал в драке? А ты пробовал это сказать? А как? Какими словами?».

  1. Компенсировать ущерб

Выводить ребенка на «компенсацию ущерба», когда он ведет себя деструктивно. Побуждать его не только извиниться, но и предпринять реальные действия. Для этого снова пригодятся вопросы: «Как думаешь, как можно было бы загладить вину? Давай накидаем кучу способов и выберем. Шоколадка? Супер. Что ещё? Помочь с домашкой? Так. Ещё. О, донести портфель. Уже три способа. Ещё давай думать». 

Шаг 5: Быть авторитетом

Если у ребенка что-то не получается, всегда хорошо работает фраза: «Я знаю, ты можешь лучше». При условии, что взрослый для него — авторитет. И весь предложенный выше алгоритм работает, если дети вас уважают. Поэтому полезно отказаться от еще одного шаблонного утверждения: «Сейчас для детей авторитетов нет». Есть. Просто дети сейчас задают смыслообразующие вопрос: «Зачем мне это?» Авторитет — тот, у кого есть ответ. 

P. S. С учителем первые успехи уже есть. Поведение в классе начало улучшаться, а главное, сама учительница стала отмечать, что теперь смотрит глубже, видит больше, мыслит шире. Да, она не всемогуща, и что уж говорить, из семьи, действительно, многое идёт, однако в пределах своего класса, своих уроков, она стала замечать положительное действие своей мягкой силы.


Материалы по теме:

  • «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
  • Как педагогу воспитать самостоятельность в учениках и самому немного отдохнуть
  • Как договориться с подростком: инструкция от психоаналитика                                    

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный, одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Содержание:

  • Портрет «трудного» ребёнка
  • Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
    • Ошибки родителей в воспитании
    • Мотивы «плохого» поведения детей
    • Возрастные кризисы
    • Физиологические причины
  • Что делать с непослушным ребёнком?
    • Стоит ли наказывать?
    • Советы психолога родителям «трудных» детей

Портрет «трудного» ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать своё поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком  он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ошибки родителей в воспитании

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок  единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.

Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки

Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет и всё поймёт».

Ошибка №3. Гиперопека

Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.

Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение «Где мои дети».

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.

Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»

Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы весёлый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.

Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».

Мотивы «плохого» поведения детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо.

1. Привлечение внимания

Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостаёт их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.

Что делать родителям:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его (плохое поведние) игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в личных делах.

2. Стремление к власти

Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добивается независимости от них.

Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.

Что делать родителям:

  • признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье;
  • поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы, за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий;
  • научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.

3. Месть («Ты сделал мне плохо пусть и тебе будет точно так же»)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.

Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. Результатом станет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.

Что делать родителям:

  • учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
  • после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
  • не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.

4. Избегание неудач

Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.

Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже — в личностном развитии и самооценке ребёнка.

Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:

  • создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
  • повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
  • научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
  • поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!

Возрастные кризисы

Prostock-studio/Shutterstock.com

3 года

К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса  это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.

6-7 лет

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и требует от взрослых, чтобы они считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.

Читайте также «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет.

Подростковый возраст

Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.

Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение «Где мои дети», чтобы знать, что он в безопасности, без надоедливых звонков и СМС.

Физиологические причины

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:

  • СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
  • РАС (расстройством аутистического спектра);
  • ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
  • психическими заболеваниями;
  • у тех, кто перенёс психотравму или находится в состоянии стресса.

В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.

Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.

В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.

Что делать с непослушным ребёнком?

Стоит ли наказывать?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» и поступает так же со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.

Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.

Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:

  1. Задача наказания сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
  2. Ребёнок должен быть уверен, что вы, даже наказывая, всё равно продолжаете его любить.
  3. Наказывайте за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
  4. Никогда не наказывайте ребёнка, находясь в гневе и, тем более, в общественных местах.
  5. Учитывайте возраст ребёнка. Наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом  непедагогично.
  6. Наказание не должно унижать ребёнка.
  7. Если вам сообщили о плохом поступке ребёнка, сначала выслушайте его, затем принимайте решение о наказании.
  8. Наказание в виде лишения не должно распространяться на вещи и сладости, уже подаренные ребёнку.
  9. По возможности заранее обсудите с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.

Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:

  1. Тайм-аут (время, проведённое ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
  2. Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  3. Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  4. Воспитательная беседа спокойным тоном.
  5. Совместный поиск решений.
  6. Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:

  • 80% родителей используют наставления и нравоучения;
  • 12% практикуют наказание ремнем;
  • 43% запрещают пользоваться компьютером;
  • 29% ставят детей в угол;
  • 13% лишают карманных денег.

Советы психолога родителям «трудных» детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

  • Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
  • Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
  • Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
  • Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда они научатся справляться с ними.
  • Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
  • Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит. Каким героям он подражает, с кого берёт пример. Помните современный детский мультфильм «Маша и Медведь», где девочка Маша капризничает, вредничает и манипулирует добрым Медведем? Многие родители жаловались на непослушание и частые истерики у детей после его просмотра.
  • Наказания (педагогически верные) имеют место быть, но не забывайте и о поощрении и похвале за хорошее поведение.
  • Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
  • Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

  • Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудить с ним его неправильный поступок.
  • Если не удаётся самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка обратитесь за помощью к психологу.
  • Успокоительные препараты только по назначению врача!
  • Обещали наказать  накажите, обещали поощрить  поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно так же.
  • Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку  лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
  • Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
  • И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.

Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Добавить комментарий