Как найти подход к подростку учителю

Как завоевать доверие учеников средней и старшей школы? Нужно быть своим в доску или, напротив, держать дистанцию и внушать трепет? Учительница русского языка и литературы Анастасия Шрамко уверена: не годится ни тот ни другой способ. Но выход всё-таки есть.

Почему учитель не может найти общий язык с подростками и 4 способа решить проблему

«Не стоит раздражаться и конфликтовать»

Очень часто современных подростков представляют совсем не похожими на нас, взрослых, хотя на самом деле это не так. Они дружат, влюбляются и ошибаются так же, как и мы. И если какое-то различие действительно есть, то оно только в том, что сегодня мир даёт им больше возможностей, поэтому они быстрее развиваются, быстрее на всё реагируют.

Современные школьники более адаптированы к различным обстоятельствам, лучше чувствуют свои границы и не боятся задавать вопрос «Зачем?». Подростки вряд ли согласятся что-то делать, если не понимают, для чего им это нужно. Иногда это становится камнем преткновения, так как учителя по привычке требуют прочесть или написать что-то, а школьники не понимают смысла этого действия. Но здесь не нужно раздражаться и конфликтовать. Стоит просто ещё раз всё проговорить, сделав акцент на целях вашей (и их) работы.

Современные подростки, в отличие от нас в их возрасте, более свободны, они не живут в рамках из серии: после школы нужно обязательно идти в вуз, выбрать «приличную» специальность, делать карьеру в этой области до старости и так далее.

Для современных выпускников это не единственный путь в жизни. Они не боятся экспериментировать

И именно поэтому хотели бы видеть в учителе человека, который поможет им не бояться совершать ошибки. Это очень классно на самом деле, хотя мы об этом даже не задумываемся.

И да, этим детям хочется обращаться за советом к преподавателям, но они не знают, как взрослые на это отреагируют. Все говорят, что нет диалога между учителями и подростками, но мало кто задумывается, что сами учителя не инициируют этот диалог. Они считают, что увлечения школьников — ерунда, хотя это тот мир, в котором ученики живут, и он для них важен.

«Если бы у учителя было меньше работы, то отдача была бы активнее»

Почему не все учителя находят общий язык с подростками? Я могу опираться только на то, что мне рассказывают сами дети. Например, приходит молодой учитель, который решает быть авторитарным. Он начинает притворяться и надевать маску «идеального» строгого преподавателя, хотя на самом деле он не такой человек. Тогда происходит надрыв в нём самом, а дети это видят. Они замечают фальшь на подсознательном уровне и не хотят идти на контакт, потому что чувствуют неискренность преподавателя.

Есть и другая крайность, когда молодой учитель, наоборот, переходит границу панибратства. Он прямо с порога весь такой хороший и добрый, товарищ и друг. Но зачастую такие учителя не могут удержать ситуацию без негативных последствий для учебного процесса.

Также я сталкивалась со стереотипом, что в первые два месяца дети вообще не должны подозревать, что преподаватель умеет улыбаться, а потом, когда они привыкнут к системе взаимоотношений, можно что-то смешное сказать или посмеяться со всеми. А ещё многие учителя считают, что ни в коем случае нельзя говорить со школьниками о чём-то другом, кроме школы.

Однако детям очень важно, чтобы их слышали и уважали их мнение

Иногда стоит дать им возможность направить ход урока или выступить с какой-то идеей. Учителю следует прислушаться к ним и показать, что он их слышит, потому что им это важно.

Может быть, учитель просто устал от школы. Возможно, у него такая нагрузка, что он не способен уже испытывать никакого соучастия, потому что измотан. Конечно, если бы у преподавателей было меньше работы, была бы моральная отдача, профилактика выгорания, то и эмпатия проявлялась бы активнее. Усталость не рушит диалог, а мешает учителю выйти на него с детьми, потому что у него просто нет на это времени и сил. Я думаю, что это краеугольный камень в вопросе построения хороших отношений.

Как найти общий язык с подростком:

  1. Учитель должен быть хорошим специалистом и прокачивать не только знание предмета, но и мягкие навыки. Важно заниматься самообразованием и быть интересным человеком. Когда чувствуешь, что ты отлично ориентируешься в теме, это становится огромным подспорьем, чтобы наладить диалог.
  2. Ключик к подростку — позиция «Мне не всё равно». Нужно уметь деликатно говорить с детьми, чувствовать, если в их жизни что-то происходит, поддерживать, а не осуждать и стыдить.
  3. Говорите с подростками про хобби и увлечения. Какие комиксы они любят читать, какие фильмы смотрят. Сами старайтесь быть живым человеком. Рассказывайте, что интересует вас, как это влияет на ваш мир.
  4. Педагогу важно уметь абстрагироваться и дистанцироваться от того, что школа — это только работа. Сделав это, получится начать взаимодействовать с учениками с точки зрения партнёрских отношений.

Автор: Анастасия Удалова

Памятка педагогу желающему установить контакт с трудным подростком

1.     Установить контакт с ребенком,
имеющим негативный социальный опыт, нелегко. Негативные чувства по отношению к
взрослому миру могут проецироваться на учителя. Не поддавайтесь на провокации,
проявляйте терпение и такт.

2.     Определите, чем интересуется
подросток, старайтесь общаться с ним через призму его интересов.

3.     Не морализируйте, не осуждайте.
Поставьте себя на его место.

4.     Помните, что основная задача
подросткового возраста заключается в обретении независимости и определении
своего жизненного пути. Общение в этот период – важнейший источник
эмоциональной поддержки для развивающейся личности.

5.     Сохраняйте нейтральность.
Старайтесь не подвергать критике ни родителей, ни сверстников подростка. Не
допускайте негативных высказываний в адрес подростка: критика может касаться
действий, но не личности.

6.     Сохраняйте свою самооценку и
подкрепляйте самоуважение подростка: Старайтесь заменять Ты – обращения на Я –
обращения: «Я к тебе хорошо отношусь, но смогу зачесть твою работу при условии
такой-то доработки», «Я понимаю почему ты так поступил, но не одобряю. Думаю,
что лучше в данной ситуации сделать то-то».

7.     Старайтесь в любой ситуации видеть
позитивный выход. Проводите примеры из своего опыта или опыта ваших друзей,
знакомых, героев книг или телесюжетов.

8.     Избегайте шаблонности в
отношениях. Проявляйте гибкость.

9.     Даже если отношения складываются
неблагоприятно, оставляйте подростку возможность к ним вернуться, если такая
необходимость возникнет: «Если тебе понадобится моя помощь, то можешь найти
меня по этому телефону…., Мы можем продолжить наш разговор через несколько
дней, давай встретимся… Я уверена, что мы сможем договориться и т.д.».

10. Не стремитесь вызвать у подростка открытое
чувство вины, не разрушайте психологических защит. Ориентироваться нужно не на
собственное желание поставить подростка в рамки нормативности и послушания, а
на основную задачу – построение дружеских доверительных отношений.

11. Давайте подростку возможность принимать
самостоятельные решения, на основе оговоренных альтернатив.

12. При принятии педагогического решения
ориентируйтесь не только на нормативные требования, но и учитывайте
психологические эффекты, которые оно вызовет. (Как изменятся ваши отношения с
учеником, какими будут ваши самочувствие и самоотношение, как это решение
отразится на социальном статусе ученика в классе и т.д.).

Для осуществления педагогической
профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

·    
Найти сильные стороны, качества
подростка, опираться на них в деле воспитания.

·    
Не оставлять без похвалы любое
положительное проявление подростка.

·    
Стараться не сравнивать ученика с
другими, особенно если это сравнение не в его пользу.

·    
Говорить с учащимися тактично,
избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать
поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных
порицаний.

·    
Контролировать свои эмоции, сдерживать
гнев или негодование.

·    
Уметь признавать свои ошибки и просить
прощения.

·    
Не позволять себе оскорбить учащегося.
Исключить угрозы и шантаж.

·    
Выказывать отношение только к
поступкам, а не к личности учащегося (не
«ты
грубиян
», а «ты
проявил грубость
»).

·    
Найти повод похвалить ребенка, особенно
спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его
поступку, а не к личности в целом.

·    
Чаще давать понять подростку, что он
вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

·    
Концентрировать внимание подростка на
уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.

·    
Показать подростку, что он вам
небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные
изменения радуют, а срывы огорчают.

·    
Предоставлять возможность высказать
свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.

·    
Действовать терпеливо и
последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных
результатов.

·    
Совершенствовать работу по
формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного
подростка.

Памятка ученику, попавшему в
трудную ситуацию

1.    Даже
в самой сложной ситуации мы можем приобрести ценный опыт.

2.    Успокойся,
действовать сгоряча не лучший выход.

3.    Постарайся
справиться с негативными эмоциями.

4.    Вспомни
принцип Барона Мюнхаузена: безвыходных ситуаций не бывает. Выход есть всегда,
даже если сразу он не очевиден.

5.    Оцени
ситуацию. Придумай и запиши не менее пяти выходов из нее.

6.    Подумай,
к каким результатам ты придешь в результате того или иного решения.

7.    Честно
ответь себе на вопрос: «Устраивает ли тебя такой вариант событий?».

8.    Постарайся
найти такое решение, которое не только хорошо для тебя, но и не ущемляет
интересов других людей.

9.    Если
находишься в сильном затруднении, обратись за помощью к школьному психологу или
другому взрослому человеку, которому ты доверяешь. Хочешь сохранить инкогнито –
напиши письмо в почту доверия или позвони.

10.  Знай,
ты не один, многие люди переживали такие же или похожие ситуации и сумели
совладать с ними.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ     

        
Родители в
определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из
знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что
каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические
особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребёнка, но сугубо
индивидуально. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что для подростков
наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и
самоутверждению.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА
КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1.     Говорите сыну или дочери:
«Людям должно быть с тобой легко», – не бойтесь повторять это.

2.     Когда вы браните ребёнка, не
употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок
вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите
ему.

3.     Не расставайтесь с ребёнком в
ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4.     Старайтесь, чтобы ребёнок был
привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки, как
хорошо у нас дома».

5.     Внушайте ребёнку давно
известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

6.     Наши разговоры с детьми
нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками)
хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

7.     В спорах с сыном или дочерью
хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и
детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Перед первым уроком с учеником-подростком волнуются даже опытные преподаватели. Как завоевать доверие? Как поддерживать дисциплину, не испортив отношения? Чем вообще можно заинтересовать подростка на уроке? Собрали большой дайджест по материалам блога, чтобы вы могли работать с подростками уверенно.

Прежде чем начать работать с подростками

Прежде чем вести уроки у подростков, может быть полезно понять их психологию. Например, подростки очень нуждаются во внимании и похвале — без этого их мотивация падает.

Что не должен говорить ни один учитель (никогда)

Тонкая грань: как правильно дружить с учениками

Ох уж эти подростки!

Трудности, с которыми сталкиваются подростки

Нуждаются ли подростки в родительском поощрении? Данные исследований

Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать

5 действенных лайфхаков для общения с подростками

Установить контакт

В методике преподавания подросткам тоже есть свои особенности. Рассказываем, как найти подход к разным типам студентов и работать над грамматикой и лексикой.

Аудиалы. Как найти к ним подход?

Как лучше всего работать с визуалами?

Языковой барьер у подростков

Система поощрений для подростков

Обучение грамматике на групповом онлайн-уроке с подростками

Обучение лексике на групповом онлайн-уроке с подростками

Работать с подростками на уроках

Назад пути нет: завтра у вас первый урок в девятом классе. Или индивидуальный урок с подростком. Что говорить? Какие методы использовать? Читайте в статьях этого раздела.

Первый урок онлайн: как подготовиться, провести и закончить

Первый урок с подростками: как подготовиться морально?

Новый класс: 5 шагов к симпатии учеников

Игры на знакомство для подростков

Элемент соревнования на уроке: о чем следует помнить?

Как прививать эмпатию подросткам на уроках английского?

Когда что-то пошло не так

Даже если учитель все делает правильно, у ученика могут возникнуть проблемы в учебе. Собрали шпаргалки, что делать в самых распространенных ситуациях: студент не делает домашние задания, боится говорить или саботирует уроки.

Как вдохновлять подростков на выполнение домашнего задания

«Зачем изучать английский?» — как ответить школьнику?

Ученик стесняется говорить на английском: что делать

«Не хочу, не буду» — что делать, если ученик специально переходит на русский язык на уроке

Как бороться с синдромом постоянного полувнимания (continuous partial attention)

Как расшифровать невербальные сигналы учеников

Планы уроков и упражнения

Современных подростков волнуют защита окружающей среды, социальное неравенство — и, конечно, тренды тиктока. Эти готовые планы уроков выручат, если занятие уже завтра.

Zero-waste lifestyle

Women’s Day

Slow living 

Cultural Awareness 

Coronavirus Prevention

Ecotourism 

Digital Piracy 

Should there be space exploration?

Лексика для геймеров

Teen Vogue: как обсуждать моду с подростками

Цифровая зависимость у подростков: в чем опасность

Instagram* на уроке и дома: идеи заданий для ваших учеников

K-pop, K-drama и подростки

Как и где практиковать разговорную речь с носителями языка

Тикток для уроков английского

Как помочь подросткам формировать свое мнение (немного про ЕГЭ)

Работать с подростками: советы методистов Skyeng

Им интересны Дудь и Тикток, а ваш предмет — не очень. Их настроение напоминает американские горки, и в попытке их замотивировать порой просто опускаются руки. Методист Skyeng Александра Сладковская рассказывает, какие бывают «трудные подростки» и как мотивировать их учиться.

Пожалеть и защитить

Учитель — всегда немного психолог. При работе с подростками эта роль актуальна особенно, потому что они часто стесняются говорить о своих проблемах взрослым.

Распознаете ли вы буллинг в школе? (тест)

Давление в школе и семье: обсуждаем корейский клип с подростками на английском

Депрессия у подростков: как учителю распознать и помочь

Триггеры снижения дисциплины у подростков

Как научить подростков справляться с трудностями

Dealing with Bullying

Найти общий язык с родителями

Даже если вы занимаетесь с подростком индивидуально, вас всегда на уроке как будто трое: вы, ученик и его родитель. Узнайте, как общаться с родителями студента эффективно и безболезненно.

Родители и другие «посторонние» на уроке: как быть?

Как общаться с родителями подростков?

Как избежать конфликтов с родителями при работе онлайн

В Skyeng мы помогаем преподавателям не только с планами уроков, но и методической и психологической поддержкой. Отправьте заявку и пройдите собеседование с методистом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Педагог-психолог 1 категории Щербакова Т.В.

Как хочется, чтобы меня понимали! Я знаю, что плохо говорю и неправильно произношу странные звуки «Р» и «Ш»… Все улыбаются, но никто не может понять, как грустно мне в этот момент, ведь я старался, наверное, зря. Так и хочется кричать и плакать: помогите мне, поймите же меня. И меня жалеют и успокаивают, но не понимают…

Из невысказанного ребенком.

Рекомендации педагог – психолога по общению с подростками педагогов:

1. Выслушивать подростка. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.

2. Предложить самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

4.Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.

5.Разговор не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

6.Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

7.Пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

8.Никогда не пытаться воспитывать, находясь в плохом настроении. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.

9.Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Самое главное – вам надо убедить подростка, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

10. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.

11.Не пропустите момента,  когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что…».

12.Укажите ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы подросток осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.

13.Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Не «ты плохой!», а «ты поступил плохо!», и объясните кратко почему.

14.Дайте подростку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Или скажите, например: «Я думаю, что после нашего разговора этого больше не повторится, и мы забудем то, что сегодня произошло

15 Педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.

Как разговаривать с подростком?

1. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком — взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует, как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете, или не считаете нужным выполнить желание ребёнка, нужно объяснить — почему. Больше разговаривайте с детьми, обсуждайте с ними их дела, знайте их интересы и заботы. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

2.Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия педагога — сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

3.В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

4. Удивляйте — запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила — но не насилие. Поведение воспитателя, привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.

5.Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извёл», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.

6.Не пытайтесь обсуждать поведение подростка в самый разгар конфликта. Будет лучше если вы поговорите об этом позже.

7.Чаще хвалите ребенка. Похвала принесет больше пользы, чем критика

8.Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это вызовет только агрессию

9. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.

10. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.

Особенности взаимоотношений учителя и подростка в конфликте

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для анализа конфликта, как явления действительности в основном используется системный подход, при котором конфликт рассматривается как одно из возможных состояний отношений между объектами социальной системы.

В отношениях между учителем и учеником выделяют несколько слоёв, от которых во многом зависит адекватность взаимоотношений между ними.

Ролевые отношения в школе значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в школе интерес и новизна в работе заменяются опытом, вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти «ролевые» противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик.

Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда он из «учащегося» становится в глазах учителя «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

Отношения коллективной деятельности. Межличностные отношения влияют на характер отношений учителя с учениками при организации коллективных форм работы с классом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что конфликт является одним из этапов развития отношений между людьми, и вслед за многими исследователями можно утверждать, что именно он является принципиально человеческим способом разрешения противоречий в межличностных отношениях.

На развитие конфликта значительное влияние оказывают и возрастные особенности участников образовательного процесса. Поэтому, чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития. Так например, в подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное «Я», каким его представляет ребенок, и весь остальной миp разделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность. Потребность в самостоятельности, стремление освободиться от контроля родителей и учителей наиболее велика в этом возрасте. Правила и порядки, установленные для них взрослыми, являются для него неприемлемыми. Подростки устанавливают для себя свои нормы поведения и общения, которые чаще всего не вписываются в общепринятые. Все это делается для собственного самоутверждения среди сверстников и взрослых. Непонимание учителями этого стремления детей приводит к острым конфликтным ситуациям, вызывающим агрессивные реакции и формы поведения с обеих сторон. Для их предупреждения следует учитывать индивидуальные особенности конфликтующих сторон, включая и такое качество личности как агрессивность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличие от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками М. Рыбакова выделяет:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений – «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Не только учащиеся, но и учителя находятся под влиянием возрастных кризисов. Учёные выделяют несколько этапов профессиональной деятельности учителя:

1. Начало профессиональной деятельности.

2. Этап профессиональной зрелости.

3. Этап завершения профессиональной деятельности как правило соответствует возрастной категории людей после 50-ти и старше.

Таким образом, одним из условий конструктивного разрешения конфликтов в отношениях между учителем и учеником является учёт возрастных особенностей участников образовательного процесса, основных противоречий и кризисов в их развитии.

Добавить комментарий