Как найти подход к ребенку девочке

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»

8 простых секретов, которые помогут найти общий язык с трудным подросткомПолезные советы

Переходный возраст – непростой период, причем как для самих подростков, так и для их родителей, педагогов, тренеров. Юношеский максимализм, дух бунтарства и противоречий, а также желание проявить свою индивидуальность – привычные явления для подростков.

Традиционные устои и незыблемые авторитеты поддаются сомнению и критике со стороны подростков, считающих представителей старшего поколения старомодными, а иногда и глупыми. Такая психологическая неустойчивость может привести самоуверенных юношей и девушек к достаточно печальным последствиям: наркомании, алкоголизму, депрессиям, суицидам.

Поэтому в этот период крайне важно, чтобы рядом с подростком были мудрые, внимательные и терпеливые взрослые, которые не будут “давить” своим авторитетом, контролировать каждый шаг или докучать чрезмерной опекой и заботой, а спокойно, шаг за шагом, рука об руку пройдут этот непростой путь вместе.

Приведем восемь простых секретов, которые помогут найти общий язык с подростками в трудный переходный период.

1. Не проявляйте свою слабость

podr3.jpg 

Подросткам нравится “играть на нервах” у взрослых, ставя под сомнение их авторитет и испытывая “на прочность”. Таким образом они протестуют против мира взрослых, доказывая, что имеют право на свое собственное мнение и видение окружающего мира.

Что предпринять в таком случае нам, взрослым? Главное – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Крики, повышение тона, ограничения и наказания в подобной ситуации лишь усугубят положение и укрепят мнение подростка о том, что он не только прав, но и имеет власть над эмоциями взрослых.

Сделайте глубокий вдох, посчитайте до десяти, выдохните и спокойным тоном попросите ребенка обосновать свое мнение, но будьте готовы к тому, что Вам придется привести в ответ контраргументы. Если на момент разговора Вы этого сделать не можете, возьмите тайм-аут, при этом не забудьте сказать об этом ребенку (нет ничего предосудительного в том, что Вы чего-то можете не знать).

Если же ребенок не готов идти на диалог здесь и сейчас, отложите разговор до завтрашнего дня, что даст возможность успокоиться и Вам, и ему.

Читайте также: Фотографии подростков-бунтарей и как они изменились повзрослев

2. Не настаивайте на душевных разговорах

podr4.jpg 

Каждому из нас время от времени необходимо побыть наедине с самим собой. И подростки – не исключение. Поэтому не стоит навязывать им свое общение и уж тем более устраивать допрос с пристрастием, если Вы заметили изменения в поведении ребенка.

В данной ситуации лучше обозначить, что Вы готовы выслушать ребенка, но при условии, что он не против. Станьте слушателем, ведь иногда детям хочется просто выговориться, не получая при этом советов.

Если Вы хотите прокомментировать ситуацию или дать совет, спросите у ребенка, готов ли он Вас выслушать. При отрицательном ответе не настаивайте, а скажите, что все в порядке, при этом упомяните о том, что он всегда может обратиться к Вам за помощью в случае необходимости.

3. Установите границы для подростка

podr5.jpg 

Желание обрести независимость и самостоятельность в подростковом возрасте зачастую достигается путем нарушения существующих в обществе и в семье законов. Чтобы этого избежать, необходимо установить границы, которые должны быть четко сформулированными, справедливыми и одобренными обеими сторонами.

Такой подход, основанный на соблюдение определенных правил, будет способствовать развитию между подростком и взрослыми конструктивных отношений, в которых каждый будет четко понимать поставленные цели и круг своих обязанностей.

При этом правила лучше вводить последовательно, чтобы не вызвать у подростка новую волну протеста в связи с изменением его образа жизни. При желании можно составить список правил в письменной форме.

Не стоит забывать и о системе поощрения за выполнение задач. Но здесь важно, чтобы поощрение не превратило отношения между взрослыми и детьми в торгово-рыночные. Поэтому рекомендуется в качестве мотиватора не использовать деньги. Это могут быть поездки или приобретение того, о чем мечтает ребенок.

Помните о том, что не только подросток должен соблюдать очерченные границы, а и Вы должны придерживаться установленных правил и выполнять свои обещания, чтобы завоевать уважение ребенка и стать для него примером.

4. Проявите уважение к ребенку

podr2.jpg 

Подросток – сформировавшаяся личность, мнение и желания которой следует уважать. Прямые указания и нравоучения он воспринимает как навязывание взрослым своего мнения, что в итоге может сделать Вас “врагом №1”. Позвольте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, особенно если он не просит у Вас помощи и совета. Тем самым Вы проявите не только уважение, а и доверие к нему.

В то же время любой человек, независимо от возраста, нуждается в поддержке, внимании и участии (важно не путать участие с сочувствием). Поэтому в трудной ситуации, если ребенок Вам доверяет, он обязательно обратится за помощью. И здесь важно не просто дать совет, а рассмотреть несколько вариантов развития событий, предоставив ему сделать самостоятельный выбор.

5. Привлекайте подростка к решению взрослых проблем

podr6.jpg 

Одной из распространенных ошибок взрослых является то, что мы считаем детей неспособными решать взрослые проблемы. Такое поведение мы зачастую оправдываем тем, что хотим оградить детей от лишних переживаний. И это, несомненно, правильно.

Но ведь не каждый день мы сталкиваемся с серьезными жизненными ситуациями, о которых детям лучше не знать. Зачастую мы игнорируем мнение детей даже в элементарных вопросах. Наше неумение слушать рано или поздно становится причиной отдаления детей от взрослых.

Чтобы этого не произошло, вовлекайте подростков в решение тех проблем, с которыми им под силу справиться. Давайте им возможность высказать свое мнение, хвалите за грамотные решения, которые можно и нужно претворять в жизнь, тем самым мотивируя самостоятельность.

А вот за нерациональные решения не критикуйте: лучше объясните, почему в данной ситуации лучше поступить по-другому. Помните о том, что постоянная критика убивает всякую инициативу и желание действовать

Читайте также: 10 фактов, которые каждый родитель должен знать о мозге своего подростка

6. Запрещайте правильно

podr7.jpg 

Категоричные высказывания и жесткие запреты абсолютно не действуют в отношении трудных подростков. Напротив, такая модель поведения взрослых побуждает их к еще большему нарушению правил и границ дозволенного, что неизбежно ведет к негативным последствиям.

Поэтому если ребенок не хочет проявлять благоразумие, не надо учить его жизни, ведь он уверен, что и без Вас прекрасно все знает. Лучше объяснить ему на примерах, к чему может привести подобное поведение. При этом все Ваши высказывания должны быть четко сформулированными и аргументированными.

И если в первый раз такая тактика не даст плодов, то впоследствии, убедившись в правоте Ваших доводов, подросток обязательно прислушается к Вашим словам.

7. Предоставьте подростку свободу действий

podr8.jpg 

Все подростки стремятся к независимости и самовыражению. Предоставьте им такую возможность. Конечно, это не означает, что они вольны делать все, что им вздумается. Поэтому заранее оговорите рамки дозволенного.

Если Вы переживаете, что ребенок может попасть под влияние плохой компании, предложите ему пригласить друзей в гости. Таким образом Вы сможете составить собственное мнение о круге его общения и защитить при необходимости от негативного влияния друзей.

В то же время, если Вам не нравится компания ребенка, не стоит заявлять об этом открыто и запрещать общение, поскольку такими действиями Вы лишь оттолкнете ребенка и укрепите позиции псевдодрузей.

Постарайтесь узнать больше о тех друзьях, которые Вам не пришлись по душе, и ненавязчиво наведите ребенка на размышления.

Читайте также: 15 признаков того, что вы вырастите гения

8. Выделите лидера в группе трудных подростков

podr9.jpg 

Если Вы имеете дело с группой трудных подростков, выделите лидера и наладьте с ним коммуникацию. Это избавит Вас от необходимости воздействовать на каждого подростка с непростым характером в отдельности, поскольку за Вас это сделает авторитет лидера.

Еще один метод воздействия на группу предполагает ее разделение на несколько небольших подгрупп, что также позволит более продуктивно работать с подростками.

И помните: спокойствие, терпение и понимание являются теми составляющими, которые обязательно принесут положительные результаты при взаимодействии с трудными подростками.

Как часто вы попадаете в компанию, где есть дети? Хорошо ли вы ладите с детьми или же это у вас плохо получается? В этой статье мы хотим поделиться с вами советами, как быстро найти общий язык с чужими детьми в разных ситуациях.

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.

— Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Что делать, если не получается наладить отношения с дочерью-подростком? Три простых совета, которые помогут достигнуть взаимопонимания.

Содержание:

  1. Найдите причину проблем с дочерью-подростком
  2. Как улучшить отношения с девочкой-подростком
    • Ставьте себя на место дочери
    • Подавайте ей пример
    • Научитесь доверительному общению
  3. Видео

Родители не всегда знают, как наладить отношения с дочерью-подростком, особенно если та всячески пытается их испортить. Я хочу рассказать о трех простых, основополагающих правилах общения, которые помогут вам найти взаимопонимание.

Найдите причину проблем с дочерью-подростком

Если отношения портятся, на это всегда есть причина. Только поняв ее, вы сможете разработать план для того, чтобы это исправить ошибки и установить с детьми доверительный контакт.

В чем может быть проблема?

  • Нехватка личного пространства.

Если родители подавляют девочку, критикуют ее выбор, стиль одежды, друзей, лишают возможности принимать самостоятельные решения, то у подростка создается впечатление, что его личные границы постоянно нарушаются. Для человека нормальная реакция на это – агрессия или протест и как следствие конфликтное поведение.

  • Деструктивное общение взрослых.

Если супруги постоянно ссорятся, дети воспринимают это как нормальную модель взаимодействия и начинают им подражать. Также частые конфликты взрослых могут вызывать сильную тревогу и желание замкнуться в себе.

Бывает, что проблема в общении с кем-то из членов семьи. Возможно, девочке-подростку не хватает заботы отца. Тогда нужно разбираться, почему мужчина не любит дочь.

  • Обида на родителей.

Если в семье есть запрет на выражение негативных чувств, если какие-то сложные ситуации остались неразрешенными, то у девочки накапливаются подавленные негативные переживания. Она не знает, как избавиться от обид, поэтому выражает их через конфликтное поведение с близкими.

  • Проблемы со сверстниками.

Психология девочки-подростка в 10–16 лет имеет ряд особенностей. Одна из них – потребность быть частью социальной жизни, занять определенную роль в группе. Если реализовать это не получается, у девочки могут появиться комплексы, неуверенность в себе, чувство постоянной тревоги. Это проявляется и в негативных отношениях внутри семьи.

Как улучшить отношения с девочкой-подростком

Для этого нужно не только понять причину конфликта, но и качественно изменить взаимодействие в целом, учитывая, как правильно вести себя родителям с девочкой-подростком. Чтобы она начала вам доверять и открываться, а из отношений ушли постоянные ссоры и конфликты, следуйте минимум трем правилам.

Ставьте себя на место дочери

Если не знаете, что делать с дочерью-подростком, попробуйте вспомнить себя в том же возрасте. Попытайтесь увидеть конфликт ее глазами, а для этого ответьте на несколько вопросов:

  • чего дочь боится – критики, осуждения, непонимания;
  • чего хочет на самом деле – внимания, заботы, честности, права выбора;
  • почему выбирает конфликтные способы достижения этого – возможно, когда «всё хорошо», вы уделяете ей мало внимания или игнорируете желания дочери, поэтому та замыкается в себе.

Помогите дочери найти более приемлемые способы общения, с помощью которых та сможет донести свои мысли и желания. Этот навык ей пригодится в будущем, когда девочка будет строить отношения в своей семье.

Подавайте ей пример

Если не знаете, как наладить отношения с дочерью 13–14 лет и изменить ее поведение, покажите ей другую модель взаимодействия. Например, начните слушать, пытайтесь понять, делитесь своими чувствами, перестаньте повышать голос и откажитесь от критики.

Лучше перейти на похвалу и поддержку, перестать подавлять. Например, попытайтесь понять интересы девочки, попросите рассказать, почему ей нравится определенная музыка, дайте ей возможность поделиться своими эмоциями.

Научитесь доверительному общению

Большинство ссор происходят из-за того, что люди просто не могут договориться друг с другом, а не потому, что между ними существуют реальные противоречия. Если хотите наладить отношения с дочерью-подростком, не ждите, когда изменится ребенок – начните с себя:

  • хотите от нее честности – сами будьте с ней откровенны;
  • хотите, чтобы делилась переживаниями – сами начните говорить с ней о чувствах;
  • хотите, чтобы услышала вас – научитесь слышать ее.

Иногда даже эти методы не помогают наладить отношения с дочерью-подростком. Это говорит о том, что в семейных отношениях есть серьезные проблемы. Чтобы их понять и разрешить, приглашаю вас на курс «Я и мой ребенок» в Академию осознанного мышления. Вы научитесь понимать истинные причины семейных конфликтов и обретете профессиональные навыки для выхода из них.

Видео

Наталья

Помогите! не могу справиться дочерью ребёнком была очень добрая ласковая девочка ни кому не могла отказать не в чём.Подруги могли вызвать её гулять и убежать от неё я сама же учила её стать грубее огрызаться с ними как и они с ней, отвечать на плохое тем-же понимаю что не правильно,но так у неё стало много подруг она перестала им подчиняться и теперь они сами не прочь с ней общаться тянутся к ней. Но теперь она и с нами родителями так стала общаться. Огрызается,вообще не разговаривает нормально. На простейший вопрос как погуляла,или где ты бела ответит так, с таким взглядом, что даже страшно становится.Не идёт на контакт совсем. Стала встречаться с мальчиками прошу рассказать,говорю что я не против просто не молчи и говори с кем ты и где игнорирует полностью.Пыталась говорить по хорошему,даже укладывалась с ней спать вместе чтобы по секретничать,и плакала и ругалась ни чего не берёт.Помогите пожалуйста если возможно.

Получено 5 советов от психологов

Здравствуйте, Наталья.

Это нормально, что подросток отгораживатся, не пускает вас в какие-то сферы своей жизни – это часть взросления, подготовка у тому времени, когда она станет взрослой, самостоятельной и будет жить отдельно.

Не стоит ее “взламывать”. Вы по-прежнему для нее очень важны, но ваше вшияние на нее становится меньше, и это нормально.

Григорьева Елена, психолог, психотерапевт, Москва.

Здраствуйте, Наталья!

Для возраста дочери описанное вами поведение более-менее нормально. Она начинает выстраивать собственные границы (личности, своей жизни), она находится в противопоставлении себя вам – родителям, она ориентирована на сверстников. Это первый очень заметный для вас и для нее этап отделения. 

Как бы она ни харахорилась, внутри для нее очень важно ваше одобрение, поддержка, ощущение, что вы ее принимаете любой – именно такие ваши чувства по отношению к ней, помогут быстрее преодолеть кризис.

Что делать? Набраться терпения, найти для себя человека, с которым вы будете делиться эмоциями, переживаниями, рассказывать о других негативных чувствах, которые к вам могут придти – не нагружайте сейчас этим дочь, у нее своего хватает. Дайте ей, хотя бы внегнюю, но свободу, при этом четко очертив для нее границы дозволенного – тем самым вы дадите ей признание ее взрослости, но напомните, что пока часть ответсвенности за нее все-таки несеты вы. Для подростков важна не столько свобода физическая, сколько свобода думать, чувствовать, жить, НЕ так, как вы. Признайте, что она имеет на это право. Почаще спрашивайте ее мнение на какие-то темы – это лишнее для нее доказательство ее значимости именно как взослого, сложившегося человека.  

донестите до нее мысль, что большинство ваших вопросов не имеют целью контролировать ее, это необходимо только вам, потому что вы ее любите, вам интересно, вы переживаете, но не собираетесь жестко вмешиваться в ее жизнь. Дайте ей волю не говорить о личном, но обозначьте темы, в которых вы должны ориентироваться и всегда быть в курсе – например, школа. Остальное пока оставьте ей на откуп, скоро она поймет, что свобода есть и желание поделиться с родным человеком пересилит.

Сил вам, период сложный, но при вашем правильном поведении, все разрешится позитивно. Если понадобится помощь – обращайтесь.

Платонова Анастасия Алексеевна, психолог Москва

Здравствуйте, Наталья! В подростковом возрасте совсем не обязательно, чтобы дочь делилась с вами всем. Важно, чтобы она делилась тем, что для нее важно. Тем, в чем ей нужна ваша помощь. Предлагая ей свое общение, расспрашивая ее, вы говорите ей о том, что не верите в ее силы. Вы как бы сообщаете ей, что без вас она сама не справится. Очень хорошо, что она вам сопротивляется. Что она уже может отказывать. Ваша задача как матери сейчас передать ей доверие, вашу веру в ее силы, в то, что она поняла и восприняла все, что вы в нее вложили, правильно. Скорее всего это так и есть, ведь вы старались, и были результаты, которые вы описали. Ваш страх и желание контроля понятно любому родителю и близко. Однако излишний контроль, некое навязывание своего понимания жизни может сыграть злую шутку. Борясь с вашим контролем, девочка не обратится тогда, когда это действительно будет ей необходимо. Поэтому постарайтесь за своими страхами и тревогами увидеть судьбу своего ребенка. Иногда эта тревога может реально мешать дочери взрослеть, искать свой собственный путь в жизни. Она может даже искривить этот путь. Именно поэтому надо работать на собой и отделять свои страхи и желания от потребностей ребенка. Это трудная, но благодарная обязанность родителей. Предлагайте свое внимание и свою помощь, но мягче, реже, не настаивая на ней. Постепенно вы увидите тот результат, который и ждете.

С уважением, Истранова Наталья Леонидовна, психолог Москва

Наталья,

Ваша дочь вошла в период старшего подросткового возраста.

В этот период лейтмотивом жизни человека – ставится самоутверждение своего “я” в социуме.  И доля родителей – этот период серьезный вызов.

Для того, чтобы сохранить контакт с ребенком в этом возрасте, необходимо коренным образом перестроить отношения с ним.

Чтобы не воспринимать происходящее слишком личностно, может быть очень полезно узнать, что большинство родителей проходит через то же, что и Вы.

Вам может помочь чтение книг об отношениях родителей с подростками.  Их множество.  И многие стоит читать.

Например, в интернете Вы можете самостоятельно найти и скачать книгу супругов Байярд “Ваш беспокойный подросток”. В ней авторы подробно объясняют, как строить отношения с подростками.

Всего доброго,

с уважением

Алёхина Елена Васильевна, психолог Москва

Здравствуйте, Наталья! ей сейчас важно принятие себя НЕ как ребёнка, а как Взрослого человека – да, она подросток и Вы это знаете, НО ей важно,ч тобы НЕ видели в ней маленького ребёнка, а как Взрослую могли уважать – Вы же стремитесь нарушить границы личного пространства, узнать о её жизни, где была, с кем общается, с кем дружит – она воспринимает это как неуважение к себе, как недоверие к себе, ей важно сохранить какую-то часть себя, своей личности, чтобы это БЫЛО ТОЛЬКО ЕЁ – Вам важно показать ей, что Вы способны её уважать, НЕ вмешиваясь в её границы, НЕ нарушая их, и предоставить ЕЙ выбор самой – если ей нужно будет с Вами поговорить, то Вы будете рядом с ней и сможете выслушать ей, НО также способны и проявить уважение к её жизни, к её выборам – для неё такой контакт с Вами станет наиболее безопасным и комфортным, она почувствует, что Вы не стремитесь нарушить её границы, можете уважать, слышать и слушать её, что вызовет к Вам больше доверия! Вам важно встать с ней НА ОДНУ сторону, скажите ей о том, что Вы понимаете её, что готовы увидеть в ней отдельного и уже выросшего человека, со своими чувствами, что готовы уважать её жизнь и границы – покажите ей и другой пример (ранее Вы учили её как себя вести с другими – НО ведь это же отношение распространяется и НА ВАС и на саму её! лучше НИКАК не поступать с человеком, если НЕ устраивает его стиль общения – просто исключать таких людей из своего круга, а не уподобляться им!!!) покажите ей и другой пример, что ВАЖНО уважать и себя и других людей, покажите это НА своем отношении к ней!

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Добавить комментарий