Как найти подход к упрямому ребенку

Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности дома и т.д.).

Воспитание упрямого ребёнка становится испытанием для нервной системы родителей, но свою участь можно немного облегчить, зная, что первые звоночки упрямства появятся в возрасте двух лет, сопровождая кризис трехлетия. В этот период самое часто, что можно услышать от ранее милого и послушного ребенка – это протесты и негативные ответы, связано же подобное поведение с обнаружением собственных границ и отличием от окружающего мира, после чего рождается желание пробовать эти границы на прочность и закреплять свою отдельность через противопоставление и непослушание.

Это способ проверки мира и собственных возможностей и способности отстоять противопоставление другим. Дальнейшее усиление упрямства ожидается к следующему кризису (в районе пяти-семи лет), где мотивацией будет служить все то же желание утвердить свою позицию и ценность в мире, но если в младшем возрасте это были односложные протесты и отказы, то теперь ребенок начинает противостоять целыми предложениями, подчиненными своей логике, с которой часто сложно спорить, но при этом она довольно обидна для близких. Дети еще не умеют фильтровать свои высказывания, предвосхищая болезненную реакцию тех, кто дорог, при этом они ощущают собственную победу над взрослым и всемогущим видом, видя, как обессиливаются родители или становятся эмоционально побежденными.

Очень упрямый ребенок 5 лет способен своей энергией перевернуть всю семейную систему, поскольку в противостояние вступает при малейших намеках на ущемление его мнения, даже где это не планировалось. Для доказательства самостоятельности используются любые способы, при этом еще нет понимания, что любая самостоятельность несет не только постоянное потакание желаниям, но и ответственность, т.е. страх и ограничения при протестном поведении практически отсутствуют.

Следующий этап, когда родители снова сталкиваются с упрямством своего чада – это подростковый возраст, как самый известный и сильный кризис личности. Ребенок начинает бунтовать против всего мира и хорошо, если с родителями к этому моменту отношения уже прояснены, и они могут оставаться надежным тылом и местом, иначе происходящее дома может начать напоминать войну или привести к разрыву родственных связей.

Как воспитывать упрямого ребенка

Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.

Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.

Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).

Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.

Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.

Упрямый ребенок – как установить границы дозволенного

Идея о том, что в развитии упрямства ребенка чаще всего виноваты родители, не нова и имеет под собой обоснования, поэтому возникла актуальная потребность в разработке такой системы воспитания, которая бы помогла избежать подобных перекосов. Одной из популярнейших методик признана система Маккензи по установлению границ дозволенного для упрямого ребенка. Автор считает, что основой упрямства является темперамент, что соответствует многим научным исследованиям о взаимосвязи упрямства и силы нервной системы, а соответственно это своеобразный врожденный стиль поведения и познания мира, который может иметь как мягкие и незаметные окружающим формы, так и принимать масштабы трагедии для отдельно взятой семьи.

Первое, что необходимо сделать родителям – это пересмотреть собственные стили воспитания, поскольку некоторые из них только провоцируют агрессивное и упрямое поведение у подобных детей. Так, авторитарный стиль, где за основу взята сила, ребенок воспитывается подчинением и страхом является довольно твердым, но в нем отсутствует уважение. Для мягких и послушных детей подобное отношение является слишком непереносимым, и они выбирают подчиниться, когда те, кто сильнее эмоционально не терпят подобного отношения и устраивают бунт, отвечая на неуважение неуважением, а на запугивания злом и протестом.

Может показаться, что наиболее действенным тут станет уважительный и не строгий стиль воспитания, когда родители ожидают от ребенка самостоятельного понимания необходимости и его шагов навстречу. Проблема в том, что подобное отношение является попустительством и не дает ребенку понимания границ этого мира, которые он не способен сформировать самостоятельно, для этого необходимы взрослые с достаточно твердой позицией. В итоге подобная свобода может превратиться в диктатуру ребенка, анархию и отсутствие какого-либо контроля. Попеременное чередование подобных подходов не дает результатов – оно только сбивает ребенка с толку, бросая в разные крайности и окончательно выбивая почву из-под ног. Единственный возможный вариант, работающий с упрямцами – демократичный стиль, когда родители достаточно тверды в своих убеждениях и действиях, но при этом ребенку предоставляется возможность принимать решения, осуществлять выбор, решать проблемы в доступных ему областях. Власть не забирается полностью и отдается в анархическое распоряжение, а четко обознаются зоны влияния ребенка на ситуацию, с предоставлением полной ответственности за совершенный им выбор.

Твёрдость позиции родителя будет постоянно проверяться ребенком, поэтому необходимо жестко соблюдать собственные правила (т.е. если вы сказали, что не купите эту игрушку, то вы ее не покупаете, даже если вас упрашивают, подлизываются, угрожают, договариваются или бьются в истерике на полу). Первые несколько раз выдержать проверочные атаки будет нелегко, но в дальнейшем их станет меньше, а общение наладится, да и самому ребенку станет понятнее ориентироваться в мире, где сказанное остается нерушимым.

Когда звучит высказывание своим недовольством, то звучать это должно максимально конкретно и сопровождаться действиями – высказывания, что вы рассердитесь или ребенок вечером будет наказан, никак не воспринимаются детьми. Лучше всего обозначить какие действия ребенка приведут к каким последствиям (непослушание в парке – к возвращению домой, отказ делать уроки – к отсутствию вечерних игр) и самое главное потом осуществить сказанное. Помните, что ваши слова каждый раз проверяются на достоверность. Вы не должны вступать ни в споры, ни в договоренности, поскольку это все подвергает ваши границы сомнению и рождает мысль, что если не по хорошему, то более жесткими методами их можно подвинуть. При этом если вы заметили, что сами перегнули палку в проявлении агрессии и где-то нарушили границы ребенка, то извинитесь и объясните свое поведение с эмоциональной точки зрения, расскажите, что были очень расстроены, но все равно любите его. Подобные примеры помогают и ребенку находить более конструктивные методы взаимодействия.

Упрямый ребенок – что делать

Главное для понимания как воспитывать упрямого ребенка – это стремление к поддержанию баланса между сохранением его независимости и силы, при этом пресекании уверенности, что весь мир подчиняется любой его прихоти. Стремление полностью изменить ребенка никак не должно появляться в списке ваших задач, поскольку упрямство – это не его прихоть, а врожденное качество, особенность, имеющая как положительные, так и негативные стороны. В родительскую задачу входит развитие сильных и практичных моментов и нивелирование фрустрирующего воздействия.

Вашей задачей будет строгое соблюдение своих границ, при этом необходимо предоставить ребенку область влияния. Большая часть упрямства вызывается отсутствием выбора, поэтому вы можете его предоставлять, но в ограниченных вами пределах. Т.е. вы не спрашиваете ребенка, куда он хочет пойти, чтобы потом молча выполнять его прихоти или запрещать недоступный вам выбор – все это находится в области насилия. Вы предоставляете ему выбор из того, что вас будет устраивать изначально, т.е. два конкретных места на выбор, посещение которых вы готовы осуществить. Точно так же должно происходить с одеждой, если вы понимаете, что необходимо одеться тепло, то не пускаете процесс выбора на самотек, отдавая ребенка, а предоставляете ему возможность самому решить – идти в теплой куртке с капюшоном или в шапке. Подобный стиль формирует партнерские отношения, где есть четкое главенство ваших границ, но ребенок не выступает безмолвной подчиняющейся игрушкой.

В моменты, когда достигнуть понимания быстро у вас не получается, и ребенок продолжает упрямиться, то вместо давления силой (что вызовет еще большее сопротивление), отложите свою спешку и начинайте слушать ребенка, его доводы и описание эмоционального состояния. Это поможет вам его лучше понять и возможно найти другой выход, ведь бывают моменты, когда и родители неправы, с другой стороны, чем больше ребенок будет описывать свое состояние, тем больше агрессивное упрямство будет сменяться чувством беспомощности и бессилия. Именно упрямство в его самой жесткой форме свидетельствует о том, что как ее изменить ситуацию ребенок просто не знает, ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить ее прямо он не может, поскольку на момент конфликта вы не находитесь на одной стороне. Ваша задача, выслушивая своего ребенка, показать ему, что есть правила, требования, но это не означает, что вы его бросили, он должен понимать, что всегда за него.

Следите за своим поведением и частотой отказа – дети копируют паттерны поведения взрослых и если на большинство своих просьб или предложений, высказанных желаний, ребенок слышит отказ, то вскоре отказы начнете слышать вы. Делать это малыш будет неосознанно, поскольку воспримет такой способ реагирования как нормально, поэтому и замечания и наказания за подобное будут подрывать его мировосприятие. В подобном случае вам стоит начинать с себя и стараться ответ формулировать как положительный, возможно внося определенные поправки, но обязательно выполняя сказанное. И прежде чем бороться с упрямством исключите реальные факты (возможно, он не противится писать, а просто левша, возможно, это не бунт против обеда, а его недавно накормила бабушка), ведь бороться с упрямством, когда это далеко не оно, а родители выступают самодурами, может сломать как ваши взаимоотношения, так и психику ребенка.

Как воспитывать упрямого ребенка 2 лет

Появление упрямства является одним из признаков взросления и трансформации личности, этот процесс довольно кризисный, поэтому все пики упрямого поведения синхроничны с кризисами возрастного развития, первый из которых наступает в районе двух-трех лет. В данном возрасте начинает формироваться самооценка, самолюбие и многие другие качества, начинающиеся с приставки само, именно поэтому ребенку становится столь важным отстаивание своего мнения и если взрослые не воспринимают происходящие перемены и продолжают действовать в прежней концепции, то это будет вызывать существенные трудности.

Следует помнить, что реакция сопротивления ребенка 2 лет является формой защитного поведения от излишней родительской опеки, он уже может делать многие вещи сам, ему это приносит удовольствие (вспомните, основной протест двухлеток заключается во фразе «я сам»). В этом возрасте ребенок начинает лучше дифференцировать свои желания и потребности, поэтому чрезмерный контроль и обеспечение со стороны взрослых вызывает сопротивление, если же его все-таки вынудили подчиниться, то накапливается агрессия. Из чувства собственной ненужности, подавленности, восприятия своих желаний неважными окружающим, ребенок начинает привлекать к ним и себе внимание через истерики, упрямство, грубость, игнорирование просьб и советов родителей, включая все доступные негативные проявления.

Постоянные запреты приводят к конфронтации и протесту ради протеста, но и уступки прорезавшимся желаниям малыша могут привести к печальным последствиям не только с точки зрения формирования деспотичного характера, но могут быть реально опасными для жизни. Соответственно родителям необходимо перестраивать свое поведение, осознание, что теперь это не беспомощный комочек, а маленький человечек, у которого уже имеются свои предпочтения и умение что-то делать. Необходимо дать ребенку соответствующий кусочек власти над теми сферами, которые сейчас ему доступны (пусть сам выбирает последовательность поедания продуктов или платье для встречи гостей), но при этом решение глобальных вопросов и установление общих правил остается за родителями.

В этом возрасте дети начинают проверять устойчивость родительских установок, крепость их решений, таким образом, они пытаются исследовать мир и его границы. Границы детям необходимы для формирования своего восприятия и адекватного контактирования с миром, поэтому так опасно поддаваться детским истерикам или слезам – они дают ощущение, что точно также можно проломить весь остальной мир, что неизбежно приводит к психотравмам. Все что следует делать родителям – это удерживать собственные границы (когда нет, означает нет, как бы их ребенок не пытался изменить решение), что является простым только на словах, но делать это необходимо постоянно. Если вы несколько раз поддадитесь на уговоры, то поставите под сомнение целиком свою позицию и дадите повод для усиления методов давления, естественно неосознанно.

Проявляйте внимание и терпение, чем больше ситуаций вы сможете перевести из конфронтации в моменты, где можно похвалить ребенка, тем больше будет закреплять модель сотруднического поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Кто из нас хоть раз в жизни не попадал в такую ситуацию: ребенок вдруг начинает сопротивляться совершенно нормальным, на наш взгляд, просьбам или требованиям, мы тут же раздражаемся, кричим, ругаемся и можем даже шлепнуть строптивца… А потом мысль о том, какие же мы плохие родители, раз не можем справиться с ребенком, не дает нам покоя. И становится стыдно, ведь нельзя кричать на малыша и уж тем более применять физические наказания. Что ж, давайте попробуем вместе разобраться, что же такое детское упрямство, откуда оно берется и как нужно вести себя с упрямым Фомой.

О пользе упрямства

Неуправляемый, вредный, капризный, злой, непонимающий, опасный, чужой — вот какими эпитетами, бывает, награждают своих строптивцев родители. А почему бы им не посмотреть на упрямство с другой стороны? Со стороны своего строптивого малыша…

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря “ты еще маленький”, “тебя никто не спрашивает”, “замолчи”. Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. “Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого”. Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Опрос родителей детей от 5 до 10 лет показал, что только 12% из них знают, как справиться с ребенком, когда он упрямится. Только 35% родителей из числа опрошенных считают, что у такого детского поведения есть веские причины.

Как справиться с упрямым ребенком?

Как показывает опыт, у детского упрямства есть несколько кульминационных моментов. И совпадают они с так называемыми возрастными кризисами. Первый кризис приходится на год-полтора, когда обескураженные родители наблюдают, как их ребенок плачет “до посинения”, выбрасывает игрушки и переворачивает тарелку с манной кашей. Затем приблизительно в три года (этот период так и называют — “возраст упрямства”) мамы и папы снова хватаются за голову. Но и в шесть-семь лет родителей также ожидают сюрпризы. Для того чтобы разобраться с причинами упрямства и научиться корректировать такое поведение, разберем несколько ситуаций, которые знакомы всем без исключения родителям.

13 принципов укрощения маленьких строптивцев

“Не хочу выключать телевизор!”

Время идти спать, и вы начинаете свое ежевечернее выступление: “Маша! Когда же ты выключишь телевизор и отправишься в постель?” — “Сейчас!” — отвечает Маша и продолжает смотреть мультики до тех пор, пока вы сами не выключите телевизор. Если такое поведение уже вошло у ребенка в привычку, то, скорее всего, причина непослушания кроется именно в вас. А ребенок только ведет себя так, как вы ему позволили.

Почему так происходит? Потому что вместо конкретной просьбы ребенок слышит от вас расплывчатый вопрос, который позволяет не сразу выполнить просьбу мамы. И даже если вы настаиваете на том, чтобы ребенок сейчас же отправился спать, все-таки позволяете ему посмотреть телевизор еще 5-10-30 минут (“Ладно, посмотри еще 10 минут и потом сразу же иди мыться и спать!”). Тем самым вы даете ребенку понять, что ваше родительское слово ничего не значит.

Что надо делать?

  • Обращаться к ребенку в краткой и четкой форме. К примеру: “Сейчас уже девять часов. Ты должен принять душ и лечь спать”.
  • Выработать вместе с ребенком правила игры: оговорить время, которое он может проводить у экрана телевизора. За нарушение правил можно придумать штрафные санкции, например, отлучение от телевизора на пару дней.
  • Придумать замену, которая отвлечет ребенка от мультиков без применения “тяжелой артиллерии” в виде угроз и наказаний. Например, прогулка перед сном или семейное чаепитие. Тогда малыш без усилий оторвется от телевизора.

“Не буду ложиться спать!”

Помните стихотворение “Не спать!” Сергея Михалкова? Там как раз малыш безумно хочет спать, прямо-таки со стула падает, но продолжает заниматься чем угодно, лишь бы не лечь в постель: “Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) — Всю ночь совсем не спать!” Вот и вы говорите ребенку: “Почему ты еще не в постели?” — и рассчитываете, что он мгновенно туда отправится. А упрямец начинает сопротивляться: “Я не хочу спать! Я уже взрослый, почему мне нужно ложиться спать, как маленькому?” или “А почему это вы с папой ложитесь тогда, когда захотите, а мне нужно в девять часов уже спать?” Как вы реагируете на подобные заявления? “Ну, как хочешь, можешь и вообще не ложиться”, — скажете вы.

Или уложите строптивца с угрозой: “Если сейчас же не ляжешь спать, завтра в кино не пойдешь!”

Что надо делать?

  • Нужно сделать таи, чтобы ребенок воспринимал наши просьбы как свои собственные. Для этого не подходят те формулировки, которыми мы привыкли пользоваться. Агрессивные побуждающие предложения как раз и вызывают агрессию у ребенка, заставляют его вести себя как строптивый ослик. Вам нужно свою просьбу переформулировать так, чтобы она давала ребенку право выбора, к примеру: “Ты можешь сначала выпить чай, а потом принять душ или сделать наоборот. Только потом ты сразу должен лечь спать”.
  • Иногда причиной отказа отправиться спать является повышенная тревожность: ребенок попросту не хочет идти в темную комнату и оставаться там в одиночестве. В этом случае вам нужно посидеть рядом с малышом некоторое время и не гасить ночник в детской.
  • Помните, что время, когда ребенок ложится спать, много значит для него. И по мере того как ваш малыш взрослеет, можно увеличивать время бодрствования хотя бы на десять минут со словами: “Теперь ты стал взрослее и можешь ложиться спать немного позже”.

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря “ты еще маленький”, “тебя никто не спрашивает”, “замолчи”. Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. “Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого”. Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Инструкция для родителей

  1. Для начала осознайте тот факт, что упрямство ребенка не каприз, а протест против ущемления его желаний и интересов.
  2. Поймите, что ребенок сам не в состоянии справиться с ситуацией и нуждается в вашей помощи.
  3. Признайте право ребенка на собственные желания и нежелания.
  4. Решили применить силовые методы для подавления упрямства? Тогда ответьте себе честно: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос несамостоятельным и неуверенным в себе человеком?
  5. Если вы намерены чего-то добиться от ребенка, объясните ему свои требования, и тогда он не станет протестовать против новых правил.
  6. Пересмотрите свои требования к ребенку. Возможно, от некоторых из них стоит отказаться. А вот то, что вы все-таки требуете от ребенка, должно быть взвешено и разумно.
  7. Высказывайте свои просьбы и требования к ребенку вежливо и корректно.
  8. Не забывайте интересоваться мнением ребенка, например: “Как ты думаешь?” или “Что бы ты сделал?”.
  9. Не называйте ребенка “упрямец”, “упрямый как осел”. Не навешивайте на него ярлыки!
  10. Задумайтесь: не упрямы ли вы сами? Возможно, ребенок просто копирует вашу модель поведения.
  11. Если ребенок упрямится постоянно, проанализируйте его поведение в последнее время: что может его беспокоить, что заставляет его вести себя именно так? А выяснив причину, постарайтесь исправить ситуацию.
  12. Вспомните себя в детстве, особенно когда вы упрямились. Возможно, здесь вы и найдете ключик к решению проблемы своего малыша.
  13. Ребенок не обязан подчиняться вам во всем. Ваш метод воспитания — убеждение, создание доверительных отношений, а не боевые действия.

Старайтесь придерживаться золотой середины в воспитании маленького упрямца, ведь слишком жесткий или слишком мягкий подход в этой ситуации одинаково нехороши.

“Не стану убирать свои игрушки!”

А вот это чистой воды манипуляция — ребенок словно испытывает взрослого на прочность: “Что же ты сейчас станешь делать, если я все-таки не уберу свои игрушки?” И вы обычно сами убираете игрушки? Заставляете ребенка их убрать? Или спокойно выходите из комнаты, мол, пусть игрушки валяются, в конце концов малышу это надоест и он уберет их сам? Как правило, родители выбирают первый вариант поведения либо пытаются добиться нужного результата криком и шлепками.

Что надо делать?

  • Для начала разделите ответственность вместе с ребенком. Ведь малышу сложно бывает убрать сразу все игрушки, поэтому страх перед большим объемом работы и подталкивает его к ответу “Не хочу, не буду”.
  • С этой ситуацией вы легко справитесь, если предложите ребенку посоревноваться, кто из вас сможет быстрее собрать игрушки. Или придумаете игру, в которой обязательно нужно собрать все игрушки и спрятать в ту коробку или эту корзинку, чтобы они не достались какому-нибудь сказочному злому Серому Волку.
  • А можете назначить ребенка своим самым главным помощником и предложить вместе убрать у него в комнате, а потом дружно переместиться на кухню или в гостиную.

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря “ты еще маленький”, “тебя никто не спрашивает”, “замолчи”. Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. “Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого”. Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Исследования психологов показали, что дети слишком жестких родителей, которые сильно опекают своих детей, излишне требовательны и мелочны, упрямятся гораздо чаще тех детей, чьи родители разумны в своих педагогических воздействиях.

“Сейчас же купи мне эту игрушку”

Дети, требующие с рыданиями в магазине купить “вон ту куклу” или “вот эту машинку”, не редкость. И объяснять их плохое поведение только тем, что родители неверно воспитывают сына или дочку, было бы слишком просто. На самом деле такое упрямство возникает не только из-за возрастного кризиса или ошибок в воспитании. Иногда дурное влияние на малыша оказывает массированная реклама: и тут уж ему никак не удержаться, чтобы не потребовать от родителя еще одну игрушку.

А как вы поступаете, когда ваш ребенок скандалит по поводу очередной куклы или компьютерной игрушки? Сдаетесь и покупаете, лишь бы не позорил вас на весь магазин? Скажете, что такому плохому мальчику или девочке вообще не покупают игрушки, тем более такие дорогие и красивые? Постараетесь переключить внимание малыша на что-то другое?

Что надо делать?

  • Если вы понимаете, что ребенок пока не в состоянии контролировать себя в магазине игрушек и обязательно затеет скандал, не берите его с собой.
  • Если вы все же решили заняться шопингом вместе, заранее объясните сыну или дочке, сколько денег берете с собой и что сможете на эту сумму купить. Спокойно скажите, что если он (она) будет скандалить, то “нам придется уйти из магазина, а игрушку мы не купим”.
  • Игнорировать детские мечты и желания все-таки не стоит. И поскольку вы знаете, о чем спит и видит ваш малыш, то сделайте так, чтобы его мечты иногда сбывались.

“Не хочу идти в школу!”

Вот тут причины упрямства могут быть самые разные. Например, одна моя знакомая девочка не хотела ходить в школу, потому что с ней там грубо разговаривала одна учительница, что, в свою очередь, вызывало насмешки одноклассников. Ребенок просто отказывался идти туда, где его обижают. Этот случай доказывает: детское упрямство не всегда означает, что ребенок хочет нам досадить.

Нежелание идти в школу или в детский сад также может быть продиктовано стремлением побыть с папой или мамой, которых ребенок мало видит. Страх перед контрольной работой, волнение от того, что ребенок боится отвечать у доски, сложные взаимоотношения с одноклассниками или учителями, чувство неуверенности — все эти факторы также могут быть истинными причинами детского упрямства.

Что надо делать?

  • Нельзя игнорировать нежелание ребенка идти в школу или в детский сад. Такое поведение говорит о том, что у него есть определенная проблема и ему нужно помочь ее решить.
  • Постарайтесь разобраться в причинах нежелания идти в школу. Для этого посидите на уроках, пообщайтесь с одноклассниками, учителями. Часто такое заинтересованное отношение родителей к проблеме заставляет учителя перестроить свое поведение и вести себя корректно по отношению к ребенку.
  • А если вы испробовали все способы, но ваше чадо все же не хочет идти в школу? Попробуйте перевести ребенка в другой класс или школу. Возможно, это единственный способ решения проблемы. И не нужно этого бояться.

Не сломайте лидера: как вести себя родителям очень упрямого ребенка

У нас две новости: растить бунтаря сложнее, чем послушного малыша, зато такой ребенок обещает вырасти сильным человеком. Если, конечно, взрослые справятся с ребенком, который упрямится и вредничает.

 9016 мая 2022

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что особенный талант в деле противостояния родителям имеют мальчишки: ребенок упрямится и вредничает, и что тут поделать? «Не хочу есть кашу, купи машинку, не буду надевать шапку, я сам перейду через улицу, не хочу спать, не пойду в сад…» За день детских протестов набирается вагон и маленькая тележка. Могут быть еще «бонусные» концертные выступления с криками, рыданием, падением на пол в общественных местах, где, как назло, встретились все знакомые  сразу. Впрочем, и девчонки частенько не отстают.

В таких условиях выживают только те мамы и папы, у которых железная нервная система и  которые не работают, не ведут домашние дела, не нянчатся с другими младенцами — одним словом, ничего не делают и никуда не торопятся. А что делать всем остальным, как воспитать своенравного отпрыска? Спросим у специалиста, кстати,  мамы двоих малышей.

Татьяна Павлова

психолог, кандидат психологических наук, преподаватель университета

Упрямство — термин, который  придумали взрослые, это с их точки зрения малыш вредничает. А по мнению малыша, он всего лишь отстаивает свои желания. Но так как у ребенка ограниченный жизненный опыт, он не осознает последствия своих действий, не видит опасности, он просто настаивает на своем в силу своего интереса и познавательных потребностей.

Обычно упрямство обостряется в кризисные периоды жизни ребенка — в три года, семь лет, подростковом возрасте — это тоже нужно учитывать, как и жизненный контекст. Если вы заметили, что раньше еще можно было как-то договориться с категоричным сыном или дочкой, а сейчас бесполезно, то проанализируйте последние события, настроения — возможно, конфликтуя с родителями, ребенок пытается привлечь к себе внимание, избавляется от своих негативных, тревожных переживаний. И ему нужно помочь, поддержать для налаживания психологического спокойствия.

В семье, в которой принята авторитарная система воспитания, жесткая дисциплина, тоже возможен конфликт с родителями как форма протеста против ограничений.

«Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил»

Важно понимать, что настойчивость ребенка говорит о его целеустремленности и силе характера. Эти дети, если их не сломать, могут достичь очень высоких результатов.

Американская писательница Урсула Ле Гуин  однажды заметила: «Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил». Очень верное определение! Дети  — существа стихийные, непосредственные, смелые, они чувствуют свои потребности и умеют их добиваться. А родители устанавливают им границы для того, чтобы они выжили в коллективе, чтобы были удобны для общества, чтобы общество их приняло и не выбросило за пределы. Если задуматься, то воспитание — это то, что ограничивает ребенка, делает его таким, как все.

Родителям тоже удобно, когда ребенок послушный, он не доставляет проблем. Справиться с маленьким бунтарем сложнее. Во-первых, упрямый ребенок не выполняет их требования, которые чаще вполне разумны — например, надо поторопиться, а ребенок специально тянет время, или снимает на улице в холодную погоду шапку и рискует простудиться.

Во-вторых, родители  в этот момент испытывают чувство бессилия — закономерная личностная реакция человека, с мнением которого не считаются, а это в свою очередь может вызвать их протестную реакцию. И тогда взрослый сам становится на позицию упрямого ребенка. Начинается противостояние. Но взрослый имеет представления о последствиях спора и у него больше ресурсов влиять на ситуацию.

В-третьих, заниматься воспитанием удобно, когда есть время на это, определенный доброжелательный настрой, но семейные конфликты чаще всего возникают в напряженные эмоциональные моменты, когда родители уставшие, раздражительные, в цейтноте. Да и запас терпения у всех разный.

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного

С несговорчивыми детьми сложно: они требуют от родителей больше терпения и педагогических способностей. Поэтому перед взрослыми стоит сложная задача — проявлять гибкость и креативность в общении. Какая стратегия поведения может быть в этом случае?

Прежде всего, задумайтесь, а нет ли в вашем стиле воспитания чрезмерной властности и давления, может быть, сын или дочка всего лишь отвечает вам вашим же методом? Никогда не используйте силу, не демонстрируйте свое физическое превосходство. Будьте дипломатичнее и хитрее, соблюдайте баланс между авторитетом взрослых и предоставлением некоей независимости ребенка.  

Для сохранения с отпрыском доверительного контакта, родителям потребуется много усилий и развитый эмоциональный интеллект, чтобы понимать, какие чувства возникают в ответ на упрямство ребенка и что с этим делать.

Между родителями и детьми всегда должен быть доброжелательный настрой и уважение. Чаще задавайте вопросы своему упрямцу: «А как ты думаешь», «Что бы ты хотел получить» и тд. И не забывайте при случае его похвалить.

Взрослым нужно быть последовательным: если что-то не разрешили сегодня, то и завтра запрет сохраняется.

Слепая родительская любовь рискует обернуться вседозволенностью. Это и для покладистых детей верное утверждение, и, тем более, для упрямцев. Поэтому очерчивайте ребенку четкие границы. Сразу объясните свою мотивацию, предупредите о наказании.  Например — поиграть в компьютерную игру можно только в выходной день. Нарушит правило? Выполните обещанное наказание — упрямство связано с тем, что ребенок не представляет последствия своих поступков.

Упрямому малышу сильно не повезет, если у него окажутся упрямые родители. Маме и папе стоит быть умнее и ни в коем случае не противопоставлять детскому упрямству свое упрямство. Родителям ни в коем случае не стоит втягиваться в противостояние с ребенком, поскольку это вредно в первую очередь для малыша, ведь победить взрослого он не сможет.

Когда ситуация не угрожает здоровью ребенку, подумайте — может, стоит и уступить ему? Так будут развиваться его самостоятельность и формироваться уверенность, что при желании он сможет добиться цели.

Отличный ход для сглаживания острых углов — игра. Вариантов масса: предложите ребенку поменяться ролями (теперь он взрослый). Увидите, как быстро он включится в игру и, сам того не замечая, выполнит все просьбы.

Еще одна хитрость на случай, если малыш начал упрямиться: пусть он выберет решение из предложенных вами вариантов. Например, отказывается завтракать. Спросите у него, что бы он с удовольствием попробовал: любимый бутерброд Бэтмена  или королевский десерт? Малыш вряд ли откажется, потому что вы:

  • а) проявили уважение;

  • б) выбор будет за ним;

  • в)он заинтригован.  

Часто дошкольники медленно одеваются. Поторопить их легче простого: устройте соревнования на скорость и вручите символический приз за победу.

С малышом 3-4 лет нужно уметь «договариваться». Обращаясь к нему с улыбкой, загадочным тоном начните фразу со слов «А давай? (почитаем книги, уложим спать кукол и т.д.)», а заканчивайте уточняющим вопросом «Договорились?» 

Как видно из примеров, при желании можно переиграть строптивое чадо. Те родители, которым это удается, кто не подавляет инициативу ребенка, а выстраивает отношения, поступают мудро — их ребенок вырастает в комфортного для общества человека, но при этом не теряет своих сильных качеств и самобытности.

КАК НАЙТИ ПОДХОД К УПРЯМОМУ РЕБЕНКУ

Тема данной статьи, как найти подход к ребёнку, важно не только понимать,

как найти подход к ребёнку, но и реализовать этот подход в жизнь и правильно

применять.

Относитесь к ребёнку как к равному себе. Дети такие же люди, как и вы, просто маленькие. Если у него меньше опыта за плечами или знаний, или прожитых лет – это не значит, что вы его чем-то лучше. Важно относиться к детям как равным и ценить их, уважать. Сейчас же во многих семьях наблюдается тенденция, что дети – это вообще не люди, они мало знают, а значит с их точкой зрения не нужно считаться. Это большая ошибка. Если вы уважаете ребёнка и относитесь к нему как к равному, он это чувствует и уважает и ценит вас так же, он привыкает к этому чувству и в будущем, когда он вырастает, не позволяет к себе относиться не уважительно, умеет отстоять свою точку зрения, становиться самостоятельным и независимым.

Кричать на детей не стоит. Это неэффективно по многим причинам. Прежде  

всего, это ваше здоровье и нервы, а ребёнок в раннем возрасте особенно, будет специально делать то, на что вы реагируете криком. Ребёнок хочет внимания, когда он ведёт себя тихо, вы на него не обращаете внимания, а когда балуется и беситься вы тут как тут. Дети сразу видят, как привлечь к себе внимание. Поэтому лучший способ найти подход к ребёнку, это обращать на него внимание и вознаграждать его похвалой, когда он делает желательные для вас вещи, а когда он делает для вас нежелательные вещи просто игнорировать это и не обращать на баловство ребёнка внимания.

Избалованность ребёнка. Чтобы дети не выросли избалованными, нельзя   удовлетворять их капризы. Когда ребёнок пытается добиться от вас что-то с   помощью плача и истерик, ни в коем случает нельзя ему этого давать, дети  быстро все запомнят, и будут это делать каждый раз. Ребёнок будет каждый раз реветь и плакать, чтобы получить что он хочет. Когда ребёнок вырастит, он  перенесёт подобные отношения с родителями на других людей и мир. Но мир и другие люди уж точно не дадут ребёнку то, что он хочет, и не важно будет он  плакать или нет. Излишек внимания, тоже является причиной избалованности детей, чересчур много внимания тоже нельзя давать детям, конечно по мере взросления особенно до 3-4 лет им нужно уделять это внимание, но затем когда они вырастают им нужно больше давать свободы, чтобы дети могли окунуться в жизнь.

Никто ничего никому не должен. Важно понимать, что вы никому ничего не должны и ребёнок вам ничего не должен. Он пришёл в эту жизнь, чтобы прожить её так как он её хочет, а не как вы её видите. Ничего не требуйте от детей и насильно ничего не заставляйте их делать. Насильно мил не будешь. Лучше дайте ребёнку побольше любви и свободы, где надо поддержите и помогите, но не стоит контролировать каждый шаг ребёнка и что-то от него требовать. Перестаньте, что-либо ожидать от ваших детей – разочаруетесь, дети не должны быть похожим на вас или жить в соответствии с вашими ожиданиями, они должны быть собой и жить так, как они этого выбирают. Вам лишь стоит им помочь.

Ребёнку нужно научиться результативности и самостоятельности. Важно,чтобы ребёнок больше действовал самостоятельно, а не чтобы вы за него всё делали. Ему нужно научиться самостоятельно, принимать решения и жить в соответствии с ними. Вам лишь нужно немного направить ребёнка и быть рядом, поддержать, если он оступиться. Также важно объяснить детям, что в жизни важны только результаты, а не старание, важно то, каков получиться в конце результат. Если ты стараешься, но у тебя ничего не получается, тогда кому оно это старание нужно. Важно объяснить, что нужно не стараться, а просто брать и делать. Научите детей делать и добиваться результата, причем в конечном итоге самостоятельно.

А теперь давайте подведем маленький итог:

• нужно относиться к ребёнку как к равному, он такой же человек, как и вы, и вы ничем не лучше и не хуже ребёнка;

• кричать на детей бессмысленно, лучше хвалить то, что вам нравиться и  

игнорировать то, что для вас нежелательно;

• излишнее внимание тоже вредно, это не касается детей совсем маленьких;

• не стоит обращать внимание на капризы детей, иначе они вырастут беспомощными, привыкшими получать то, что он и хотят капризами;

• научите детей самостоятельно принимать решения в жизни, действовать и

добиваться результативности.

Ребенок не слушается, сопротивляется любым попыткам заставить его что-то делать. Первая мысль: «ломать» характер. Но надо ли это делать, и к каким последствиям это приведет?

Фото: Getty Images/Tetra Images RF
Фото: Getty Images/Tetra Images RF

Как понять, что ребенок – прирожденный лидер

Лидерство – это не просто бесконечные протесты или истерики. Это умение отстаивать свои границы и убеждения, вести за собой других людей. Лидер – это ребенок с сильным волевым характером и внутренним стержнем. И часто такой ребенок соревнуется за власть с родителями. Мама с папой негодуют: еще недавно на горшок не умел ходить, а уже права качает.

Основные качества лидеров, по мнению детского психолога и арт-терапевта Аниты Вайаканти, – упрямство и самоуверенность. Если вы часто слышите от своего ребенка «Я лучше знаю, как надо», «я ни за что не надену эту куртку», «потому что я так хочу», то скорее всего, вы имеете дело с сильной личностью. И вам очень повезло, ведь такой ребенок многого добьется в жизни.

Уверенность в себе. У лидеров хорошо развиты коммуникативные навыки, они легко могут завести разговор с незнакомым человеком, хорошо сходятся с людьми. Иногда не соблюдают субординацию в общении со взрослыми.

Любознательность. Часто родители говорят про такого ребенка, что у него завышена самооценка. Он делает то, что ему интересно и не дожидается согласия родителей, все хочет узнать, попробовать.

Стремление доминировать. Ребенок-лидер борется за власть с родителями. Старается доминировать над всеми – не только дома, но и в обществе других детей, в детском саду или в школе.

Упрямство. Если уж маленький лидер что-то задумал, то непременно этого добьется. Такие дети склонны погружаться в какое-то занятие с головой, им сложно переключиться, если они чем-то увлечены, проявляют целеустремленность в достижении целей.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Как общаться с несговорчивым ребенком

Без четко выстроенных границ общий язык с лидером найти очень сложно. Ребенок спорит, пытается доминировать и никакие «потому что я так сказал» не работают. Но ведь родительский авторитет никто не отменял. Как же тогда найти подход к несговорчивому зазнайке?

«Детям-лидерам категорически не нравятся приказы и указания. Им кажется, что их личность ущемляют. Поэтому, как только они слышат приказной тон, сразу переходят в оппозицию. Важно давать таким детям выбор или хотя бы иллюзию выбора. Чтобы добиться послушания от ребенка с характером, достаточно выстроить правила и четко следовать им – всегда, при любых обстоятельствах и в любом настроении.

Правила можно составить вместе с ребенком: во сколько он идет спать, когда делает уроки и так далее. Следование четко установленным правилам облегчает жизнь не только ребенку, но и всей семье. Это та самая дисциплина, о которой мечтают каждые папа и мама», – объясняет детский психолог и арт-терапевт Анита Вайаканти.

Если ваш ребенок выйдет на улицу без шапки, ничего страшного не случится. Позволяйте ему прожить свой опыт самостоятельно, нести ответственность за свои поступки и решения. Простудится – это его опыт. Снизить желание в ребенке бунтовать можно только таким способом.

Если вам надо чего-то добиться от ребенка, например – пора идти спать, а он отказывается, попробуйте не заставлять выполнить ваш приказ, а выслушать ребенка. Просто спросите, почему он не идет спать, и выслушайте.

А потом спокойно и уверенно донесите до него свою позицию: он не выспится, встанет с утра в разбитом состоянии, ему будет тяжело сидеть на уроках. Напомните, если он сейчас не пойдет чистить зубы и не успеет лечь в кровать вовремя, то нарушит одно из семейных правил, а вы договаривались их не нарушать.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что бывает с детьми, которым «ломают» характер

Ребенку-лидеру важно, чтобы с его мнением считались, чтобы его личность признавали значимой. От того, что вы позволите ему остаться при своем мнении, с вас не убудет, зато ему жить станет гораздо легче, ведь для него важно, чтобы он был всегда прав, и последнее слово было за ним. Позволяя ребенку проявлять самостоятельность, вы делаете большой вклад в развитие его личности. При этом, никто не мешает вам, к примеру, ту же шапку положить в портфель со словами «захочешь – тогда оденешь».

Безусловно, послушный ребенок гораздо удобнее для родителей, но к чему приведет чрезмерное желание подавить ребенка? К неумению отстаивать свою позицию и следовать своим желаниям. Ребенок потеряет категоричность суждений, но зато приобретет неустойчивые убеждения. И скорее всего, он будет страдать из-за низкой самооценки и чувства собственной неполноценности.

Добавить комментарий