Как найти подход маленьким детям

Как часто вы попадаете в компанию, где есть дети? Хорошо ли вы ладите с детьми или же это у вас плохо получается? В этой статье мы хотим поделиться с вами советами, как быстро найти общий язык с чужими детьми в разных ситуациях.

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.

— Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»

Как найти подход в воспитании маленьких детей.

Ребенок в мире взрослых

У малыша свое восприятие мира, свои интересы. Он не понимает: почему нельзя щелкать выключателями, ведь это так интересно. Почему каждый вечер нужно прерывать игру и ложиться спать, ведь ему спать вовсе не хочется. Почему нужно надевать эту противную шапку, когда ему вовсе не холодно. Как же объяснить наше взрослое понимание этому несмышленышу?  

Свободу маленькому исследователю

Позвольте малышу по возможности самому убедиться, что для него опасно, а что нет, и что полезно иногда следовать советам родителей: – Горячо! – предупреждает мать и не мешает потрогать горячий стакан с чаем. Ожога не будет, но чувство неприятное. Редкий ребенок рискнет потрогать чай еще раз или не запомнит, что такое горячо.

– Машина! – каждый раз при виде машины изображает игровой испуг мама и убегает на тротуар, крепко сжимая руку ребенка. Вскоре ребенок раньше мамы будет замечать машины, и отходить подальше.

Проявляйте настойчивость

Как-то мне пришлось ежедневно брать с собой на прогулку двухлетнюю девчушку. Она почему-то хотела играть только рядом с домом, а меня манил тенистый парк, расположенный совсем недалеко. Мы несколько дней провели на ее любимой площадке.

Наконец я решилась попробовать изменить маршрут. Как только наша малышка повернула к площадке, я взяла ее за плечо и легонько повернула в нужную сторону, потом мягко взяла ее за руку и провела несколько метров по направлению к парку. После чего отпустила. К моему изумлению малышка спокойно побежала впереди меня к парку.

Часто кажется, что ребенок не собирается уступать, но достаточно просто проявить твердость: повторить свою просьбу несколько раз или взять ребенка за руку и он легко соглашается с вами.

Малыши любят ритуалы

Как-то я была в гостях у очень серьезной молодой мамы. Она пожаловалась мне, что дочь ее слушается только бабушку, потому что та ее балует и зубы заговаривает. В это время на кухню зашли бабушка и внучка, и начался спектакль.

– Кто сейчас будет кашу кушать? Леночка будет кашу кушать, – не торопясь, напевно говорила бабушка, подвигая внучке тарелку.

– Мама придет и спросит: кто съел всю кашу? Папа придет и спросит: кто съел всю кашу? – перечисляла бабушка всех знакомых, интересующихся кашей, и одновременно суетясь по хозяйству.

– А это Леночка съела всю кашу! – подошла к кульминации бабушка. – А кто это у нас такая хорошая девочка, и всю кашу съела и даже посуду за собой убрала? – Это у нас Леночка такая хорошая девочка: всю кашу съела и даже посуду за собой убрала! – закончила с подъемом бабушка.

Маленькие дети обычно любят читать одни и те же сказки и слушать одни те же истории. Они любят слышать повторения одних и тех же понравившихся им фраз, поэтому неудивительно, что девочке нравилось слушать простенькую историю про саму себя и даже участвовать в ней. У бабушки получилась хорошая обучающая игра для двухлетних детей.

Как научить малыша вежливости

В песочнице тетя одолжила Сереже лопатку. Мама сразу строго сказала двухлетнему Сереже: – Скажи «спасибо».

Сережа продолжал молча копать лопатой, не произнося ни звука.

– Скажи «спасибо», – снова повторила мама.

Сережа только сжал плотнее губы. Как мама ни старалась, но уговорить Сережу сказать «спасибо» ей не удалось.

Смешно стоять до конца в таком мелком вопросе. Вот и получилось, что Сережа получил не урок вежливости, а урок непослушания. Дети плохо понимают: для чего нужны правила вежливости. Не стоит говорить маленькому ребенку:

– Скажи «спасибо»! – или, – поздоровайся с тетей!

Это легко может вызвать негативную реакцию.

Если родители регулярно здороваются со своим ребенком и говорят ему «спасибо» за любую протянутую вещь, то им не придется безуспешно пытаться преодолеть негативизм ребенка, заставляя быть вежливым. Вежливые слова станут неотъемлемым свойством его речи.

Застенчивому ребенку легче здороваться, когда рядом мама. Предложите ребенку пойти вместе с вами и поздороваться с бабушкой. Подойдите к ней, взяв ребенка за руку, и вместе весело скажите:

– Здравствуй бабушка!

Не все новые слова понравятся маме

Обычная история:

Девочка, которая играла рядом с двухлетней Машенькой на прогулке, вдруг обиделась на свою бабушку и сердито сказала: – Бабушка, ты глупая!

Машенька тут же повторила эту фразу за девочкой, так как повторяла все, что слышала. – Нельзя так говорить, – тут же вмешалась Машенькина мама: – Бабушка не глупая, бабушка хорошая. – Бабушка не глупая, бабушка хорошая, – подтвердила Машенька и отправилась с мамой домой, где их ждала бабушка с обедом.

Увидев бабушку, Машенька радуется и, по-видимому, чтобы лучше выразить свою радость говорит: – Бабушка не глупая, бабушка хорошая. Изумленная и смущенная мать укоряет несмышленого ребенка: – Нельзя так говорить про бабушку! Машенька, услышав ключевое слово: бабушка, повторяет снова и снова: – Бабушка не глупая, бабушка хорошая! – Извините, Марья Степановна, – обращается мама к бабушке, – это слово она во дворе услышала. – Я понимаю, – с сомнением в голосе отвечает бабушка и уходит в свою комнату, чтобы не слышать, как Машенька весело скандирует: – Бабушка не глупая, бабушка хорошая!

Ребенок не понимает, почему некоторые слова шокируют взрослых. Встречая новое слово, ребенок начинает повторять его снова и снова. Это свойство дано ребенку природой, чтобы отрабатывать полезные слова и движения, а ваше внимание к его действиям, сигнал отработать еще что-то новое. Поэтому когда вы «не замечаете» нежелательное слово, ребенок его забудет гораздо быстрее.

Маленький беглец

Молодая мама обращается к подруге со слезами: – Мой Костик меня совсем замучил. Стоит выйти во двор, сразу убегает. По улице, где ездят машины, ходить с ним просто страшно.

Конечно, мама очень переживает за своего сына, но чувство обиды тут совершенно неуместно. Этому «нехорошему» Костику нет и двух лет. Он не умеет жалеть, абстрактно мыслить, и претензии мамы ему просто непонятны. Маленький ребенок похож на большинство детенышей млекопитающих. С одной стороны он боится остаться один, а с другой им движет сильное любопытство к миру. Если вы будете постоянно оставлять его одного, то он станет сопротивляться и непрерывно требовать вашего общества, а если вы не будете отпускать малыша от себя, то он начнет убегать. Нельзя отпускать руку совсем маленького ребенка на улице до тех пор, пока вы с ним не доберетесь до достаточно безопасного места. Если ребенок привык делиться с вами своими маленькими открытиями, то ему скорее всего и не захочется от вас убегать, но если малыш все же убежал, то не зовите его, а незаметно последите за ним до тех пор пока он не почувствует свое одиночество и не испугается. Тогда позовите его, но сами не подходите, чтобы у ребенка закрепилось правило действовать самому, а не ждать, что мама все сделает вместо него. Тогда в следующий раз, когда ему захочется попутешествовать, он, возможно, постарается не потерять вас из виду.

Учимся выражать свои эмоции

Двухлетнего ребенка уже можно потихоньку учить справляться со своими эмоциями. Митя сидит на полу и собирает башенку из кубиков. Наконец, вся башенка рушится. Митя расшвыривает кубики и раздраженно ревет. Мама подходит и спокойно произносит:

– Правильно, давай будем сердиться вместе. – Митя не отвечает. – Давай сердито топать, – предлагает мама и сопровождает свои слова действием. Митя замирает в колебании.

– Давай сердито прыгать! – с азартом переходит мама на новое упражнение. Митя сначала нехотя, а потом с энтузиазмом втягивается в эту новую игру. – Давай сердито бегать, – переходит мама на бег на месте. – Давай сердито бегать, – повторяет Митя за мамой, смеется, и бегает по комнате. – А теперь попробуй построить башню снова, – предлагает мама успокоившемуся малышу.

Ребенок в возрасте от 2-х до 3-х лет не только самый нежный и ранимый, но и самый трогательный и милый. Не торопите его расти и умнеть, просто наслаждайтесь каждой минутой, проведенной вместе.

Многие взрослые считают, что дети ничего не понимают и значит должны безоговорочно слушаться. Но, это неправильный подход к воспитанию.

  • Важно уметь устанавливать доверительные отношения с чадом, и в этом вам поможет техника «Пять этапов успешных переговоров».

Важно понимать, что для того, чтобы малыш слушался, и был честным он должен вам доверять.

Необходимо создать правильную атмосферу, построить дружеские отношения. И только потом приступать к воспитанию.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Сейчас вы узнаете 5 этапов, которые помогут вам в воспитании детей. Важно следовать поочередности этапов.

Установите контакт

Многие родители и учителя совершают ошибку – они сразу переходят к делу, задают вопросы малышу.

Но, если вы хотите откровенного общения, то сначала вы должны вызвать доверие у чада.

  • Не стоит сразу после его возвращения из школы расспрашивать как прошел день. Для начала расскажите о своих делах, отвлекитесь на игры или прогулку. И только потом поинтересуйтесь.

В дружелюбной атмосфере дети расскажут все без опасений.

Разведка

Никогда нельзя сразу делать выводы по словам малыша, нужно стараться разобраться в причинах и подробностях.

  • Если ребенок получил двойку, то не спешите его ругать и находить этому свои объяснения. Лучше поинтересуйтесь, почему так получилось.
  • В итоге вы можете узнать подробности и спокойно обсудить, как избежать такой ситуации в будущем.

Презентация

Никогда не стоит решать все за малыша, позвольте ему самостоятельно принять решение. Вы можете лишь наводящими вопросами подвести его к правильному решению.

Вы можете обрисовать ситуацию так, чтобы он увидел выгоду для себя в правильном решении.

Возражения

Если малыш не хочет поступать правильно, значит он не видит в этом плюсов для себя. Здесь важно не начинать указывать ему, а открыто поговорить. Обсудите ситуацию еще раз, ответьте на все его вопросы.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Сделка

Не забывайте, что ваша миссия – лишь подвести чадо к правильному решению. Но, не стоит настаивать и заставлять.

Если ребенок хочет поступить неправильно, то объясните ему последствия, но не мешайте принимать решение.

Важно с ранних лет учить ребенка самостоятельности, а для этого стоит дать ему возможность самостоятельно принимать решения и делать ошибки.

Ошибки – это опыт, поэтому не мешайте детям его получать.

Эту технику можно применять как родителям, так и учителям для построения доверительных отношений с детьми.

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

«Ужасный двухлетка!»: как найти подход к очень упрямому малышу

В районе двух лет в речи малыша все чаще начинают звучать фразы «я сам» и категоричные требования. Как вести себя родителям, чтобы спокойно пройти этот возрастной период и помочь малышу, рассказывает психолог.

14 июня 2022

Вероника Колтышева

методист онлайн-школы «Понятно», автор и сценарист образовательных курсов для дошкольников, Монтессори-педагог. Стаж работы 6 лет

Возраст 2-3 лет — это кризисное время с говорящим названием «ужасное двухлетие», которое может перейти в кризис трех лет. В это время дети учатся отстаивать свои границы, говорить «нет» и переходить на первый этап сепарации от родителя, тем самым становясь отдельной личностью с пониманием «я сам».

Как родителям реагировать на детские требования

  • Сейчас как никогда важно сохранять спокойствие.

  • Проговаривайте чувства ребенка, объясняйте, что истерики не работают в достижении цели.

  • Предлагайте делать выбор, сузив его до двух предметов.

  • Старайтесь избегать открытых вопросов, так как это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Чем отвлечь малыша

В таком возрасте ребенок продолжает развиваться физически и психологически. Эмоциональную нестабильность легко выплеснуть в активных играх, которые в том числе помогут развивать и крупную моторику.

Помните, что вы все еще пример для ребенка, ваши дела очень интересуют его. Превратите повседневные дела (стирку, уборку, готовку) в увлекательное развивающее мероприятие: учите ребенка пользоваться вилкой и ножом, орудовать тряпкой и даже стирать свои вещи. Такие дела не облегчат вам быт, но помогут ребенку решить главный вопрос этого периода — «я сам могу».

Также не стоит забывать и про интерес к мелким предметам: дайте ребенку уточнить свои движения, отработать плавность. Для этого подойдут мелкие мозаики, нанизывание бисера и пуговок и так далее.

Это время у ребенка характеризуется не только ростом самостоятельности, но и отделением ребенка от взрослого человека.

Сепарация — важнейший этап взросления и формирования человека как личности. Малыш уже обладает какими-то навыками, и нужно позволять ему это делать, поощрять его желания. Если ребенок не получает необходимой свободы, он либо начинает бунтовать, либо подавляет в себе инициативность, развивая беспрекословное послушание и повиновение.

Родитель, который слишком жестко «передавит» запретами ребенка в этом возрасте или будет делать все за него, рискует получить «комнатного», послушного, безынициативного ребенка.

Тем не менее нельзя оставлять ребенка одного, даже если он «кричит» о своей самостоятельности, он еще слишком маленький. Поэтому нужно находить компромисс, помогать, хвалить за успехи.

Как избегать детских истерик

В 2-3 года у малыша уже проявляется фрустрация — психическое состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения своих желаний. Другими словами, ребенок эмоционально реагирует на свои неудачи, неудовлетворенности. Если не получил своего, может устроить истерику, громко расплакаться, начать топать ножками.

Но родители учат малыша правилам поведения. И одно из них — умение говорить «нет». Взрослые должны отказывать ребенку четко и быть в решении последовательными: например, крохе нельзя оставаться на улице одному, нельзя съесть всю плитку шоколада.

Еще одна характерная черта в поведении детей этого возраста — настойчивость: делать снова и снова то, что у них не получается. К сожалению, это редко приводит к успеху, и эмоции ребенка могут быстро перерасти в гнев. Чтобы погасить конфликт, когда у малыша что-то не получается, проявите мудрость и терпение. Важно самому не реагировать на слезы и капризы крохи, оставаться спокойным и помочь успокоиться ребенку.

Как справляться с поведением «Я не могу»

  • Сделайте свое поведение образцом для ребенка: пусть малыш видит, как вы справляетесь с трудностями и своим разочарованием, сохраняя позитивный настрой. Избегайте громких выражений нетерпения и гнева.

  • Поощряйте выражение эмоций: пусть ваш ребенок знает, что выражать свое разочарование словесно и даже плакать — нормально, но помогите ему научиться успокаиваться, поговорите с ним, обнимите, дайте ему его любимую игрушку.

  • Сделайте перерыв: предложите малышу отдохнуть, переключите его внимание. Спойте песню, сделайте с ним зарядку, перекусите. Попросите его выполнить то, что у него хорошо получается, так у него появится уверенность в себе.

Как говорить ребенку «нет»

Если отказали крохе в чем-то, держитесь твердо: сочувствуйте его желанию, но стойте на своем. Иначе в следующий раз ребенок будет настойчивее требовать выполнения своей просьбы, а если откажете — его разочарование усилится.

Оставайтесь позитивным и спокойным: не позволяйте горячим эмоциям ребенка влиять на вашу собственную реакцию. Если вы контролируете свои эмоции, ребенку будет легче контролировать свои.

Предложите альтернативу: печенье после обеда, любимая игра после сна, дополнительная сказка перед сном — то, что ребенок захочет, на что вы сможете сказать «да».

Добавить комментарий