Вступление: авто ХОРОШО заводится, только со слегка открытым дросселем. “Прогретый” двигатель заводится как положено в большинстве случаев. Явных проблем нет. Едет неплохо. ХХ минимальны, плавают в пределах нормы-40 об/мин, расход топлива и воздуха по БК в норме. Расход топлива при езде условно соответствует.
Напряжение в борт сети от 13.2 до 14 вольт. Свечи чистые(не такие, как отмытые тосолом) изолятор не имеет коричневого оттенка, внутренняя часть вокруг изолятора покрыта нагаром. Клапана требуют регулировки.
ЭБУ Январь 5.1.1, Р83, прошивка J5V13L05 Третья серийная версия, одновременный впрыск, широкополосный датчик детонации.
Что проверено или заменено, из тех вещей, что влияли на работу и на запуск в целом: ДТ(ЭСУД), МЗ, РХХ, ДПДЗ, ДПКВ, ДМРВ, воздушный фильтр, топливный фильтр, РДТ, элемент бензонасоса, свечи зажигания, ВВ провода, форсунки (почищены, заменены расходники), шланг ВУТ, замок зажигания, метки (грм, маховика), шкив привода генератора, компрессия в норме.
Сегодня
Привёл в норму массу на двигателе, клеммы и массу слева от АКБ, что была в плохом состоянии, в процессе определил на слух, что эта точка присоединения, даже при выключенном зажигании влияет на работу бензонасоса и РХХ.
Пришло время поискать подсос воздуха.
Почитавши инет, вооружился аэрозолем “быстрый старт” и знаниями комрадов
Для начала, чтобы выявить наличие существеннынных подсосов, алгоритм действий такой:
1.Отсоединяю ДМРВ от впускного патрубка
2.Беру транспортировочную заглушку от нового ДМРВ и надеваю на имеющийся.
3. Отсоединяю колодку от ДМРВ
4. Развожу в стороны ДМРВ и впускной патрубок.
5. Завожу ДВС.
6. Соединяю ДМРВ с впускным патрубком и слушаю где идёт явный подсос.
ДВС при этом “глохнет”, что вполне неплохо. Разряжение пропадает за 3-4 секунды.
В течении 2-3 секунд определяю, что есть подсос под крышку клапанов (заведомо знал, что она была изначально выгнута и в дальнешем мной правлена, лишь бы не протекало масло) и в посадочном месте РХХ и еще где-то, возможно в месте соединения впускного коллектора и ГБЦ.
Завтра буду накачивать давление, а не создавать разряжение и может сваяю дымогенератор.
“Быстрый Старт” показал себя только при проверке РХХ.
Для нормальной работы бензиновому двигателю жизненно необходимо точное соотношение топлива к кислороду. Подсос воздуха во впускном коллекторе приводит к увеличению доли окислителя, что, естественно, регистрируется ЭБУ двигателя (Engine Control Unit). Рассмотрим основные причины и симптомы неисправности, а также как найти негерметичность во впускном тракте с помощью дымогенератора.
Симптомы
- Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. На холостом ходу механическая дроссельная заслонка закрыта, а воздух во впускной коллектор идет через байпасный канал ДЗ. В таком режим разряжение за дроссельной заслонкой максимальное, поэтому симптомы подсоса воздуха проявляются ярче всего. Открывая дроссельную заслонку, мы увеличиваем проходное сечение для прохождения потока воздуха, поэтому негативное влияние подсоса на работу двигателя уменьшается.
- Повышенные холостые обороты.
- Нестабильная работа двигателя после резкого сброса газа (глохнет при торможении).
- На приборной панели загорается Check Engine по причине ошибки P0171 – бедная смесь. Считать коды ошибки можно через диагностический разъем мультимарочным сканером с подходящим программным обеспечением либо специализированным диагностическим прибором. Если после удаления ошибка снова появляется на холостых оборотах, велика вероятность, что причина именно в подсосе воздуха, а не поломке ДМРВ, кислородного датчика.
Следует учитывать, что по отдельности каждый из симптомов еще не свидетельствует о подсосе неучтенного воздуха и может быть вызван неисправностями системы питания, ДМРВ, РХХ, дроссельного узла или лямбда-зонда.
Влияние на работу двигателя
Причина симптомов подсоса воздуха кроется в неучтенном кислороде, поступающем в цилиндры. Впору вспомнить назначение и принцип работы ДМРВ. Датчик установлен за воздушным фильтром. Следовательно, ЭБУ может посчитать лишь прошедший через нагревательный элемент поток. О подсосе говорят в том случае, когда во впускном тракте за ДМРВ имеется негерметичность, через которую во впускной коллектор засасывается неучтенный воздух. Поскольку ЭБУ рассчитывает порцию топлива, опираясь на показания ДМРВ, смесь на холостых оборотах получается обедненной (избыток окислителя).
В системах с МАР сенсором (ДАД) ЭБУ опирается на давление во впускном коллекторе. Но для нормальной работы проходное сечение байпасного канала, которое контролируется вылетом штока РХХ, и степень открытия дроссельной заслонки должны соответствовать калибровкам, заложенным в ЭБУ двигателя. Разумеется, подсос неучтенного воздуха вносит неразбериху в работу блока управления, поэтому он всячески пытается синхронизировать работу исполнительных механизмов и показания датчика. Поэтому начинают плавать обороты, и в целом холостой ход нестабилен.
Возможные места негерметичности впускного тракта
Применение диагностического прибора
Сканер позволяет определить дополнительные симптомы, свидетельствующие о том, что причина нестабильных холостых оборотов именно в подсосе воздуха, Прибор позволит в реальном времени наблюдать:
- показания лямбда-зонда;
- степень открытия дроссельной заслонки;
- положение регулятора холостого хода;
- желаемые и действительные обороты холостого хода;
- долгосрочные и краткосрочные топливные коррекции.
Локализируем причину
Рассмотрим основные методы определения причины подсоса воздуха без использования дымогенератора.
- Разбрызгивание очистителя карбюратора вблизи элементов впускного тракта. В состав очистителей входят легко испаряемые и воспламеняемые компоненты. Попадая через место подсоса воздуха в цилиндры, очиститель обогащает топливную смесь. В особо критичных случаях в такие моменты наблюдается кратковременное поднятие оборотов двигателя. Но гораздо достоверней во время теста наблюдать с помощью диагностического прибора за краткосрочной топливной коррекцией. Значения при всасывании очистителя будут подниматься, так как лямбда-зонд зарегистрирует обогащение смеси.
- Разбрызгивание воды. Цель проверки – услышать характерный звук всасывания воды, что обязательно произойдет в месте подсоса воздуха. Для удобства наберите в бутылку воды, предварительно сделав небольшое отверстие в крышке. Обильно полейте места подключения шлангов вакуумной системы, по возможности место стыка блока цилиндров и впускного коллектора. С особой внимательностью проверьте участок после дроссельной заслонки, так как там разряжение и риск появления подсоса выше всего. Но не стоит целиком заливать двигатель холодной водой, а особенно, выпускной коллектор. Резкий перепад температур может привести к его растрескиванию.
Тест дымогенератором
Смысл проверки заключается в подаче во впускной тракт дыма. В местах подсоса воздуха дым будет выходить, что и позволит локализировать негерметичность. Вы можете купить дымогенератор либо соорудить прибор своими руками. В интернете предостаточно различных вариантов конструкции, один из которых показан на видео ниже.
Как дымогенератором найти место подсоса воздуха?
- Заблокируйте впускной патрубок перед воздушным фильтром. Если этого не сделать давление дыма во впускном тракте нарастать будет медленно.
- Отсоедините один из доступных шлангов вакуумной системы, вместо него подключите шланг дымогенератора.
С помощью компрессора подайте дым. Когда система полностью заполнится, вам остается наблюдать за местами утечки дыма, которые могут спровоцировать подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор.
На чтение 4 мин Просмотров 104к. Опубликовано 01.08.2019
Обновлено 07.05.2022
Что такое подсос воздуха? Как его найти самостоятельно? Какие есть способы поиска? В каких местах искать? Какие симптомы того, что у вашего автомобиля подсос воздуха?
Что такое подсос воздуха?
Для работы двигателя требуется смесь воздуха и топлива. Воздух попадает в двигатель через дроссельную заслонку. А для управления вспомогательными устройствами создается вакуум. Количество воздуха, поступающего в двигатель учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ).
Если в любом месте впускного тракта после ДМРВ будет нарушение герметичности, в двигатель будет попадать воздух, неучтенный электронным блоком управления (ЭБУД). Это приведет к бедной смеси и различным проблемам, связанным с этим. Термин «бедная смесь» означает слишком много воздуха и слишком мало топлива.
В большинстве автомобилей ДМРВ установлен рядом с корпусом воздушного фильтра двигателя. Если между двигателем и датчиком расхода воздуха имеется подсос, в систему попадает «неучтенный» воздух. Это приводит к тому, что фактический расход воздуха больше, чем измеряет датчик. В результате ЭБУ неправильно рассчитывает количество впрыскиваемого топлива, и двигатель работает на бедной смеси. Эффект подсоса воздуха больше заметен на холостом ходу, когда поток воздуха меньше.
Места подсоса воздуха
- Прокладки дроссельной заслонки.
- Прокладки впускного коллектора.
- Патрубок от воздушного фильтра до дроссельной заслонки.
- Уплотнительные колечки форсунок.
- Вакуумные шланги.
- Клапан адсорбера.
- Вакуумный усилитель тормозов.
- Регулятор холостого хода.
- Система вентиляции картера.
- Клапан EGR.
Симптомы подсоса воздуха
- Лампочка Check Engine. ЭБУ контролирует состав смеси по датчику кислорода. Он может определить, например, ошибку P0171.
- Плавающий холостой ход.
- Шипящий звук, доносящийся из моторного отсека.
- Часто двигатель глохнет при остановке.
- Двигатель может хорошо работать на высоких оборотах, но при этом работает неровно и с трудом поддерживает стабильные обороты на холостом ходу.
- При использовании диагностического сканера одним из признаков подсоса воздуха является то, что долгосрочная топливная коррекция (LTFT) на холостом ходу уходит в плюс (например, более +15%), а на высоких оборотах возвращается к нулю. Это является признаком того, что двигатель работает на бедной смеси.
Способы поиска подсоса воздуха
Есть несколько способов найти подсос воздуха. Профессиональные автомеханики используют сканеры, специальный спрей, вакуумметр и дымогенератор. Мы рассмотрим способы, доступные простому автолюбителю без использования специального оборудования.
1. Газовая горелка
Если у вас есть под рукой газовая горелка, то это тот способ, с которого стоит начать. Он безопаснее, чем способ с горючими аэрозолями, о котором пойдет речь ниже.
Заведите двигатель и возьмите портативную газовую горелку как на фото. Откройте подачу газа, зажигать не надо! Теперь подносите горелку к местам возможного подсоса воздуха и слушайте, как будет меняться работа двигателя.
Например, вы поднесли горелку к дроссельной заслонке и обороты двигателя изменились, значит проблема в прокладке ДЗ.
2. Мыльный раствор
Это, вероятно, самый простой и дешёвый способ проверить подсос воздуха. Во время работы двигателя разбрызгивайте мыльную воду вокруг впускного коллектора и вакуумных шлангов. Вы увидите пузырьки воздуха в зонах утечки.
Смотрите видео о том, как искать подсос воздуха с помощью мыльного раствора:
3. Сигарета
Если вы курите, то этот способ для вас. Понадобятся сигарета и шланг. Глушим машину и снимаем любой шланг на пускном коллекторе.
Теперь нужно подключить к впускному коллектору принесенный шланг. Закуриваем сигарету и выдуваем дым во впускной коллектор. Смотрим на проблемные места, откуда может выходить наш дым.
4. Очиститель карбюратора
Для обнаружения подсоса воздуха можно использовать очиститель карбюратора (ДЗ), жидкость «Быстрый старт», WD-40 или любую другую горючую аэрозоль. «Быстрый старт» подойдет лучше всего.
Это опасный метод. Спреи легко воспламеняются. Приготовьте огнетушитель!
Запустите двигатель на холостой ход. Поочередно распыляйте очиститель на подозреваемые области. Обороты двигателя будут увеличиваться, когда вы попадете на подсос воздуха. Это связано с тем, что очиститель карбюратора попадает в двигатель и горит с топливом.
5. На слух
Снимаем воздушный патрубок с воздушного фильтра. Для этого надо ослабить хомут крепления. Заводим двигатель. После этого затыкаем снятый воздушный патрубок пластиковой крышкой или просто рукой. Машина должна заглохнуть.
Теперь слушаем шипящие звуки из мест возможного подсоса воздуха.
Заключение
Как только вы определили источник подсоса воздуха, нужно будет его устранить. Это не всегда просто. Вакуумные шланги, уплотнительные кольца датчиков, форсунок или некоторые клапаны легко заменить.
Другие же источники подсоса воздуха могут быть более сложными и трудоемкими, например, прокладки впускного коллектора или неисправный усилитель тормозов.
Если вы чувствуете, что работа вам не по силам, обратитесь в хороший автосервис. Не забудьте сбросить лампочку Check Engine после завершения ремонта.
Ученик
(39),
закрыт
8 лет назад
Василий
Мудрец
(16520)
8 лет назад
места, где сам лично находил- 1- впускной патрубок трещины или не затянуты хомуты. 2 – корпус регулятора холостого хода. 3-не прикручена дроссельная заслонка по людски. 4 – уплотнительные кольца форсунок. 5 – вакуумный усилитель тормозов. а вообще- генератор дыма тебе в помощь.
dimon
Мыслитель
(5258)
8 лет назад
Во первых затыкаешь вакуумник и смотришь изменения. Если никаких, берешь балончик ВД-шки и, на заведенном авто, проливаешь все стыки и соединения. Соответственно, если какие-то изменения в работе начнутся, сосет оттуда.
А что говорит диагностика? Какого цвета свечи? И вообще, после чего начялось?
Суть этого неприятного явления проста: любой двигатель работает на смеси горючего и воздуха. Если последнего становится больше, чем нужно, работа ДВС нарушается. Оптимальная пропорция давно вычислена и хорошо всем известна. Это 14,7 частей воздуха к одной части топлива. Когда первого становится слишком много, говорят, что смесь обедненная, а если мало – переобогащенная.
Карбюратор и инжектор
На старых автомобилях электроники было мало: если в двигатель поступал лишний воздух, определить это было несложно. Как правило, «виноватыми» оказывались прокладки, например, карбюратора, гидровакуумный усилитель тормозов. Устраняли подсос радикальными методами: соединения сажали на герметик, а если в ВУТ порвалась мембрана, то снимали шланг и вставляли в него болт, затягивая хомутом. Тормозная педаль становилась «дубовой», зато движок работал ровно.
Сегодня о таких методах «ремонта» помнят немногие. В инжекторных машинах подсосом считается воздух, проникающий в мотор, минуя ДМРВ. В итоге он показывает неправильные данные о составе топливной смеси. Датчик просто не учитывает лишний воздух. Электронному блоку управления приходиться вести неверные расчеты. Основные признаки подсоса:
✅ нестабильная работа ДВС на малых оборотах (на больших все нормально)
✅ глохнет движок при остановке, движении накатом на нейтральной передаче
✅ шипение из-под капота (не всегда)
✅ возможно загорание «Чека»
✅ бортовой компьютер показывает ошибку Р0171
Если есть прибор, при сканировании станет видно, что LIFT (так называют долгосрочную коррекцию) на холостом ходу находится в «плюсовой» зоне (к примеру, +15 – у разных моделей авто цифра может быть другой). Если «поддать газу», то значение будет стремиться к нулю. Такие результаты однозначно говорят о том, что в мотор поступает обедненная смесь.
Как лишний воздух оказывается в ДВС
В первую очередь это впускной коллектор и его элементы: имеются в виду прокладки, патрубки, резинки. Например, причина подсоса может заключаться в порванной гофре, идущей за ДМРВ.
Также «виноваты» могут быть прокладки РХХ. Иногда лишний воздух проникает посредством адсорбера (или его трубок) – такой цилиндр, где с помощью угольного фильтра очищаются пары бензина из топливного бака. Дело будет серьезней, если корпус впускного коллектора имеет трещины – тогда его придется менять. Через какие еще элементы ДВС лишний воздух попадает в цилиндры?
Форсунки
Снизу и сверху этих деталей стоят сальники – небольшие резинки. Если они начинают твердеть и «превращаться» в пластик, попадание лишнего воздуха в камеру сгорания неизбежно. К примеру, при «дубении» нижней резинки первой форсунки, 1-й цилиндр будет плохо работать, мотор периодически «затроит» на холостом ходу.
Подобная проблема часто встречается на машинах, где выпускной коллектор размещен над впускным. В итоге резинки постоянно нагреваются, а в холода сжимаются.
ВУТ
В вакуумном усилителе тормозов обычно рвется мембрана. Иногда причина кроется в неплотно присоединенном или порванном шланге. Если он целый, заглушите его конец, идущий к ДВС штуцером либо болтом.
Пустите мотор. Плавание холостых оборотов пропало? Значит, причина в ВУТе. Ремонтировать его нет смысла – придется покупать новый.
Вентиляционная система картера
Если она простая, то особо сильного влияния на нормальную работу ДВС трещины в шлагах или, например, резинке масляного щупа, не оказывают. Иное дело – система с редукционным клапаном. Внутри этой детали имеется мембрана, которая лопается. Чаще всего запчасть находится в клапанной крышке. При поломке клапана движок начинает трясти, слышен свист.
Сальник коленвала и ГБО
В первом случае имеется в виду деталь, которая установлена в задней части, со стороны КПП. Основной признак – тоже тряска силового агрегата. Воздух попадает во впуск через систему вентиляции картерных газов. Проблема решается заменой сальника коленвала (лучше оба).
Если у вас стоит ГБО, то это подразумевает множество деталей с прокладками, сальниками, через которые может засасываться лишний воздух. Это всякие патрубки, редуктор, тройники, переходники и т. п. Причем утечки будут отрицательно сказываться при работе ДВС как на бензине, так и газе.
Как самому определить подсос воздуха
Далеко не у всех в машине установлен бортовой компьютер, имеется сканер. Дымогенератор, с помощью которого проверяют в СТО двигатель на подсос воздуха, тоже вряд ли стоит у вас в гараже. Но существуют простые способы, с помощью которых можно «вычислить» места, откуда лишний воздух попадает в двигатель.
Самый простой способ
Открутите винт крепления хомута, надетого на конец гофры, идущей к ДМРВ и отсоедините его колодку с проводами. Запустите двигатель, разумеется, загорится Check, но вы не обращайте внимания. Нужно ладонью закрыть конец гофры. При этом двигатель заглохнет, а она сожмется. Если это так, утечек нет. В противном случае некоторое время (секунд 15) будет слышно шипение. Понадобится помощник, который, пока вы держите гофру, услышит, где всасывается воздух.
Мыльный раствор
Если вышеописанный способ не помог, идем дальше. Понадобится компрессор (подойдет и тот, которым накачивают шины, подключая к прикуривателю). Межу гофрой и ДМРВ вставьте кусок целлофанового пакета. Компрессор подсоедините к снятому шлангу ВУТ.
Приготовьте бутылку с мыльным раствором и надетым на нее распрыскивателем. Качайте воздух несколько секунд, выключите компрессор и побрызгайте на подозрительные места. Появившиеся пузырьки подтвердят ваши догадки.
Сигарета
Здесь она будет заменять дорогостоящий дымогенератор. Нужно снять с впускного коллектора любой патрубок и вместо него надеть длинный шланг, сантиметров 50-60. Теперь закурите сигарету и выдохните в него дым.
Он появится в проблемном месте. Процедуру проводите с помощником, который увидит утечки.
С помощью газовой горелки
Речь идет о баллончике, продаваемом в строительном или автомобильном магазине. Как понять, где всасывается лишний воздух? Заведите мотор, откройте газ (но не зажигайте!!!). По очереди подносите баллончик к предполагаемым подозрительным точкам, одновременно прислушиваясь к работе силового агрегата. Если она изменилась – проблемное место найдено. Например, начинать можно с дроссельной заслонки. Мотор стал работать «бодрее»? Значит, нужно заменить прокладку.
Карбклинер
Вместо очистителя карбюратора можно использовать WD-40 и иную горючую аэрозоль (желательно, чтобы баллончик был с трубкой). Внимание: метод опасный и пользоваться им нужно с осторожностью. Если вы не уверены, лучше не испытывать судьбу. Заведите мотор и осторожно брызгайте на подозрительные места.
Увеличение числа оборотов скажет о негерметичности системы. Это происходит потому, что горючее вещество попадает в цилиндры и сгорает одновременно с бензином.
Заключение
Есть и другие, более трудоемкие способы поиска мест подсоса воздуха. Например, некоторые автолюбители сами конструируют дымогенератор. Однако подобное устройство есть в любом нормальном сервисе. И профессиональная проверка обойдется не так дорого: в районе 1000 руб., что зависит от места проведения диагностики и марки машины. Также в СТО могут использовать мотор-тестер. С его помощью измеряется разрежение. Если оно меньше заданного производителем параметра, значит, есть подсос воздуха. Но чаще всего профессионалы используют все доступное им оборудование в комплексе, что обойдется дороже.
Автор: bgt555