Как найти поэтические речи в тексте

Памятка для анализа стихотворного текста

Элементы стихотворной речи

В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …

Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.

1. Проза и стих. Ритм. Размер. Метр. Рифма. Строфа.
Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.
Прозаическая и стихотворная речь используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.

Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.
В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха.

Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы.

В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.
2. Размер. Метр. Стопы бывают двухсложные и трёхсложные. 
Двухсложные:
Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:
Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград. (С. Орлов)
Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)
В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.
Трёхсложные стопы.
Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:
Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).
Или:Как бы прошёл я все муки 
В той неуютной дали,
Если б не помнил в разлуке
Запах родимой земли? (А. Жигулин).
Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича). 
Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи
Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин). 

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:
Последняя тучка рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).
Или: Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).

Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.
Румяной зарёю
Покрылся восток
В селе за рекою 
Потух огонёк. (А. Пушкин).

Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Перелётный вспорхнул ветерок
Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).

В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова: 
Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них. –
Тех дней зов,
Где возник стих.
Дай снам власть,
Пусть вихрь бьёт;
Взвей стяг – страсть:
Путь вдаль – взлёт!
Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.

Идеальная схема чередований называется метром.

Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.
В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.
3. Рифма.
Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.
Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.
У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.
Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.
Классификация рифм.
А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.
Б) По месту ударения

  • мужские (с ударением на последнем слоге),

  • женские (на предпоследнем),

  • дактилические (на третьем от конца),

  • гипердактилические (на четвёртом и далее). 
    У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилическихдо мужских:
    Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,
    Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,
    Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,
    Штампы роз, свои цветы протягивающие, 
    Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,
    Теней сеть, что странным знаком складывается,
    Вкруг луны живая дымка газовая,
    Рядом шопот, что поёт досказывая,
    Клятвы, днём глубоко затаённые,
    И ещё – ещё глаза влюблённые
    Блеск зрачков при лунном свете белом, 
    Дрожь ресниц в движении несмелом,
    Алость губ, ускользнувших прочь,
    Милых, близких, жда

    ннн

    ых… Это – ночь!

    В) По качеству звучания

  • точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),

  • неточные (приблизительные).

  • Среди

    приблизительных

    различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные. 

    Г) В зависимости от числа совпадающих слогов

  • богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала

  • бедные – край –игра, жар – ножа. 

    Д) По составу

  • простые,

  • составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им – счастье, полюса-по лесу)

  • Омонимические

  • каламбурные.
    Область рифм – моя стихия,
    И легко пишу стихи я;
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

    Е) По тому, как слова и каких частей речи рифмуются

  • грамматические

  • неграмматические.

    Ж) По частотности употребления

  • банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы)

  • редкие (изысканные )

  • экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

    З) по способу размещения в стихотворении

  • смежные (параллельные, парные) – аабб,

  • перекрёстные – абаб,

  • охватные (опоясные, кольцевые) – абба,

  • тернарные – аабввб.

    Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом

    Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:
    Опьяняет смелый бег,
    Овевает белый снег,
    Режут шумы тишину,
    Нежат думы про весну. (В. Брюсов).
    Или:
    Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?
    Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

  • Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:
    Пускай утопал я в болотах.
    Пускай замерзал я на льду,
    Но если ты скажешь мне снова, –
    Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

4. Строфа.
Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи.

Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.

Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными.

В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими включениями.
Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.
Виды свободных строф:
Двустишие – ааббвв –
Трёхстишие (терцет) – аааббб, аабввб, абвабв –
Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –
Пятистишие (квинтила) – абааб – 
Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб – 
Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.
Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –
Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.
Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)
Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) – 
Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА
Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.
Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – 

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – аббааббаввгддг – французский, или итальянский – абабабабвгвгвг (или вгдвгд), или английский (шекспировский) – абабвгвгдедежж.Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаныпалац”.в 1910 году.
Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой ( с неравностопными четвёртыми строками катренов).
Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.
Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.

Государственное учреждение
Луганской Народной Республики

«Луганское
общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа №55

имени К.К. Рокоссовского»

Анализ  стихотворного текста на уроках русского
языка

Учитель –методист ГУ ЛНР

 «ЛОУСОШ №55 имени К.К.
Рокоссовского»

Чернобай Людмила Леонидовна

2018

Анализ  стихотворного текста на уроках русского языка

Целостность поэтического текста требует разработки таких заданий,
которые развивали бы у учащихся чувство единства содержания и формы изложения.
Именно с учетом целостности важно организовать поиск учащимися «точек, узлов,
полей напряжения» стихотворения, нахождение и оценку языковых единиц,
формирующих текст.

Неотъемлемое качество поэтической речи – образность. В лирических
произведениях наблюдается, как известно, широкая и глубокая метафоричность.
Здесь каждое языковое явление может приобретать поэтический характер. Отсюда
особенности художественной речи следует наблюдать не только на уровне лексических
значений, но и на уровне грамматических, а также на уровне их звукового
выражения. Такой разноуровневый подход к анализу экспрессивных проявлений языка
соответствует и требованиям действующей программы, в которой последовательно
определены фонетические, лексико-семантические, фразеологические,
словообразовательные и грамматические категории.

1.     Одна из
характерных черт стихотворной речи – связность единиц текста. Связность
лексических единиц в стихотворном тексте, как отмечают лингвисты, «выражается
помимо синонимов, местоимений, наречий, союзов, вводных слов, порядка слов в
предложении, в повторах, имеющих разнообразные функции – эксперессивного
выделения, подчеркивания доминирующего понятия, и, естественно, центральной
мысли, расширения смысла слова и т.д.» [
Синельникова
Л.Н. Жизнь текста, или Текст жизни: в 3 т. Т1: Лингвистическая поэтика. – Луганск:
Знание, 2005.   с. 98
].

Учить школьников постигать тайну поэтического текста – именно в
этом и состоит, по-моему, одно из направлений совершенствования методики
обучения рецептивным видам речевой деятельности на уроках русского языка.

Хотелось бы в качестве иллюстрации привести примеры заданий для
старших классов, где тексты целесообразно рассматривать на межпредметной основе
(русский язык и литература).

При таком подходе старшеклассники получают реальную возможность
повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию.

Остановлюсь на упражнениях, помогающих учителю формировать навыки
анализа поэтического текста.  Можно сгруппировать  эти упражнения следующим
образом (хотя такая группировка, конечно же, условна):

1.                    
Тексты, обучающие выразительному чтению.

2.                    
Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.

3.                    
Тесты с элементами лексического анализа.

4.                    
Тексты с элементами синтаксического анализа.

5.                    
Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения.

6.                    
Тексты – комментарии к стихотворениям.

7.                    
Сочинение по заданному плану.

          Тексты, обучающие выразительному чтению

Совершенно справедливо рассматривать выразительное чтение как
текст на понимание текста. Поэтому почти каждый поэтический текст должен
сопровождаться заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению». Можно
конкретизировать задание. Например, стихотворение А.Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

– сопровождаем заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению.
Обратите внимание на пунктуацию, на то, что весь текст – это одно предложение».

Стихотворение должно читаться неторопливо и в то же время – на
одном дыхании.

Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств

Поэтические тексты позволяют отработать такие средства
художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс, перифраза,
риторическое обращение, анафора и так далее, не говоря уже о таких средствах,
как эпитет, метафора, сравнение.

Для примера  можно взять стихотворение  А.С. Пушкина «Обвал»

 Задания:

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Найдите в тексте примеры использования архаизмов (лексических,
фонетических, грамматических). Какова их роль?

3. Какие слова употребляются в переносном значении?

4. Выпишите из текста предложение с риторическим обращением.

5. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте
так много глаголов? 

6. Найдите в тексте примеры использования многосоюзия, анафоры.

              Тексты с элементами лексического анализа

Чтобы произвести лексический разбор текста, можно воспользоваться
памяткой «Лексический разбор текста». Надо найти:

– ключевые слова (словосочетания);

– слова, употребленные в переносном значении;

– синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы;

– слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные,
разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы,
неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы,
фразеологизмы;

– объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение,
показать, что достигается благодаря их использованию; уточнить, обратившись к
словарю, значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком
значении оно употребляется в тексте;

– подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд,
показать, чем различаются слова – синонимы, объяснить целесообразность выбора
автором именно данного слова;

– провести наблюдения над использованием в тексте лексического
повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно
интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в
разных значениях;

– показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в
тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль  
лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).

     Тексты с элементами синтаксического анализа

В разделе «Синтаксис» особое внимание обращается на анализ
синтаксических особенностей текстов, в том числе и поэтических.

Например, задание: «Подготовьтесь к выразительному чтению
стихотворения А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в июле 1941 года».

Учащимся можно предложить выучить данный текст наизусть и
подготовиться к письму по памяти. Анализируя это стихотворение, обучающиеся
должны объяснить смысл названия, а также ответить на вопрос: «Какие
синтаксические особенности придают тексту торжественное звучание?»

   Тексты – сопоставления
разных редакций стихотворения

Задание. Перечитайте стихотворение А.Т. Твардовского,
написанное в 1960 году.

Я знаю, никакой
моей вины

В том, что другие не
пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Сравните
известный нам текст с черновым вариантом, в котором конец стихотворения был
другим:

…Речь не о том, но все
же. Что же – все же?
Не знаю. Только знаю, в дни войны 
На жизнь и смерть у всех права равны.

         Тексты – комментарии
к стихотворениям

Задание. Прочитайте отрывок из книги критика
А.Кондратовича.
Какие особенности анализа поэтического произведения проявляются в тексте?
Вот прекрасный образец философской лирики А.Фета (1885 год).

Есть ночи зимней блеск и
сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи
летней, 
Тревожный ропот их исчез, 
Но тем всевластней, тем заметней 
Огни безоблачных небес.

Как будто волею
всезрящей 
На этот миг ты посвящен 
Глядеть в лицо природы спящей 
И понимать всемирный сон.

Похоже на зимний ночной пейзаж, но с самой первой строки,
приподнимающей нас, а далее взмывающей от нас ввысь, в область духа,
размышлений о мировом покое, паузе тишины, когда, по видимости, все оцепенело,
но лишь спит – и, значит, живет и продолжается незримое миру движение духа
и материи. Допускаю и иное толкование, потому что лирическая мысль поэта неоднозначна,
вряд ли можно измерить всю ее глубину. Не говорю уж о величественности самой
картины «природы спящей», о настроении — несомненно, торжественном, — которое
вызывают у читающего эти двенадцать строк. Всего двенадцать, а какое
пространство заключено в них: от этих двенадцати веет чуть ли не эпосом.

1. Какие языковые средства выражения не только мысли, но и
чувства, отношения, оценки используются критиком?

2. В каком значении употребляется слово эпос? Запишите
ряд слов, однокоренных с этим существительным.

3. Подберите синонимы к  слову несомненно.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо
передать при чтении стихотворения Фета?

           Сочинение по заданному началу

Особой интерес представляют задания, где перед учащимися ставится
задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может
стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.

Например, задание: «Запишите текст, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки».

Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей жизн_, как
весна…

Помню, в каком зале говорил о «веселом им­_ни Пушкин» невеселый
Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской.

Блок читал стихи тогда так, как(будто) они давно написа(н,нн)ы или
высече(н,нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но
сохр_не(н,нн)ое.

Он не во_вышал голоса, делал небольшую паузу пред моментом рифмы.
Рифма ощущалась как подтверждение дикции.

(В.Шкловский)

Затем можно дать следующее задание: «Напишите небольшое сочинение
по данному началу. Началом-зачином текста может быть предложение, в котором
содержится цитирование высказывания В.Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить,
что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать
текс-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль,
выраженную в начале текста».

По-моему,
особенно интересны для работы в средних классах стихотворные тексты   А.Белого,
С.Есенина, А.Толстого, М.Цветаевой, А.Ахматовой, А.Блока, Ф.Тютчева, А. Фета и
других.

Текст
1. Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… 
                                                  
(А.К. Толстой)

Задания:

1.Подчеркнуть
одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, двумя – согласные. Указать
буквы, обозначающие два звука.

2. Раскрыть
значение слов бедный, красуются, вянущих.

3. Объяснить
знаки препинания.

4. Передать
содержание поэтического текста прозаическим.

Текст 2.

Когда я был ребёнком, – лес ночной
Внушал мне страх;  до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.

Теперь  – прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой  – мне радостно и больно.
                                                              
(А.Блок)

Задания:

1. Отметить
слова, различающиеся количеством звуков и букв.

2. Выписать
все местоимения и указать их начальную форму.

3. Найти
разные виды сложных предложений.

Текст 3.

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
                                             
(Ф.И. Тютчев)

Задания:

1.
Затранскрибировать текст.

2.
Установить, какими членами предложения являются имена прилагательные и
причастия.

3. Найти
слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Таким образом, использование текстоцентрического подхода,
коммуникативно-ситуативных упражнений с использованием поэтических текстов 
помогает повысить общекультурный уровень развития обучающихся на уроках
русского языка.

Анализ поэтического текста – это очень сложный
вопрос, в решении которого испытывают
затруднения не только ученики, но и учителя.
Конечно, такое положение вещей можно оправдать
ограниченным количеством часов, отводимых
программой на изучение теории литературы и
теории поэтической речи в частности. Однако
существуют и другие причины. Прежде всего –
нехватка вразумительных методических пособий,
да и те, что имеются в наличии, представляют собой
пространные трактаты для узких специалистов,
либо набор схем, буквальное следование которым
может высушить даже самые пронзительные
лирические тексты.

Формула Колриджа гласит: “Поэзия есть лучшие
слова в лучшем порядке”.

Привить школьникам поэтический вкус, любовь к
стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед
учителями-словесниками. Причём важно не просто
ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или
иного стихотворения, научить определять их
средства художественной выразительности,
использованные поэтом, или ориентироваться в
стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать
им возможность услышать “живое” звучание
стиха, глубже постичь его особенности.

Любое произведение необходимо воспринять
сначала сердцем и только потом уже анализировать
и обобщать его содержание. В.Г. Белинский
настаивал на мысли о том, что произведение
“надо сперва перечувствовать, чтобы потом
понять мыслью”.

Современная теория стиха находится в стадии
большого оживления и вместе с тем – в процессе
брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху.
Большая часть их вышла в последние десятилетия. В
них много противоречий, изысканий в чрезвычайно
узких областях знаний.

Здесь предлагается схема анализа поэтического
текста.

Но это только примерная схема, строго следовать
ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо
забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы
полностью не “поверять алгеброй гармонию”.

Вот эта схема.

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут
говорить о впечатлении, которое произвело на них
поэтическое произведение. Пусть их высказывания
будут непосредственными, а форма выражения
мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой
последовательности:

– время создания стихотворения;

– чем вызвано его появление на свет;

– кому или какому событию посвящено;

– с какими событиями в жизни поэта связано.

3. Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть
стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с
содержанием стихотворения или
противопоставлено ему, особенно в
стихотворениях иронического, сатирического
плана. Можно говорить также о прозрачности или
завуалированности заглавия.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать
идейно-тематическому анализу. Так как зная
признаки лирических жанров, можно многое сказать
о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс,
элегия, дума, ода, послание и др.)

5. Виды лирики.

Политическая, философская, любовная,
гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном
стихотворении могут быть слиты разные виды
лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого “тема” означает то,
что “положено в основу”. В. И. Даль определил
тему как “положенье, задачу, о коей
рассуждается или которую разъясняют”.

Кстати, в определении темы путаются даже учёные
мужи. В лирической поэзии тему стихотворения
определить подчас очень трудно, иногда –
невозможно. Особенно это касается
поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике
важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство
поэта. Значит, важно не что описано, а как и
кем описано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено
стихотворение.

“Образ – это целостная картина человеческой
жизни”. (Тимофеев).

“В настоящее время для обозначения этой
картины употребляют термин
“образ-переживание”, который отражает
человечески значимые, глубокие чувства и
переживания, отдельные мгновения жизни
человеческой души” (Лисовский).

8. Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль,
лежащая в основе стихотворения. Идея
определяется особенностями мировоззрения поэта.
Идея – это своеобразный ответ писателя на
основные вопросы, проблемы произведения. Говоря
другими словами, идея – это мысль, ради которой
рука поэта “тянется к перу, перо – к бумаге”.

Надо подсказать учащимся, что сформулировать
идею чаще всего помогает отглагольное
существительное: критика…, протест…,
отрицание…, утверждение… и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё
нужно извлечь из содержания.

9. Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть,
которая пронизывает стихотворение; сообщает ему
единое дыхание; то, что можно назвать душой
произведения; важнейшее условие воздействия на
читателя.

В произведениях может быть героический,
трагический, драматический, сентиментальный,
романтический, юмористический, сатирический и
другие виды пафоса.

10. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как
сказано в одной из литературоведческих работ,
“композиция – это дисциплинирующая сила и
организатор произведения. Ей поручено следить за
тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а
сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски
так, чтобы они замыкались в полное выражение
идеи”.

Композиция имеет свои составные части:
экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в
поэтическом тексте они слабо просматриваются,
либо совсем не просматриваются. Практикуемое
иногда составление плана стихотворения не
целесообразно. Вряд ли следует планировать
лирическое произведение. Рыбникова
писала:”Каждое стихотворение должно быть
прочитано и разобрано соответственно его
природе”. Сцепление частей поэтического
текста подчинено не логическим, а ассоциативным
связям.

11. Лирический герой – это условное
литературоведческое понятие;
один из
способов раскрытия авторского сознания;
художественный “двойник” поэта; образ,
возникающий в сознании читателей на основе
восприятия стихотворения. Это понятие впервые
было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока. Образ лирического героя часто
бывает автобиографичным, но его нельзя
отождествлять с автором, даже если повествование
ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную
литературу, чтобы не смешивать возникающий в
лирике художественный образ поэта с автором как
частным человеком.

12. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику
(аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение
строфы, стихотворный размер, рифма).

13. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики,
морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна
изучались поэтикой как тропы и стилистические
фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют
речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры:
повторы (“истина в вине”), удвоение (“мечты,
мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора,
градация (“не час, не день, не год уйдёт”),
параллелизм, эллипсис (“мы сёла – в пепел,
грады – в прах, в мечи – серпы и плуги”),
инверсия, риторическое обращение, риторический
вопрос.

Тропы – обороты речи, в которых слово
употреблено в переносном значении. В основе
тропа лежит сопоставление двух понятий, которые
представляются близкими в каком-то отношении.
Это эпитет, сравнение (“под ним Казбек, как
грань алмаза”), гипербола (“в сто сорок
солнц…”), литота (“ниже тоненькой
былиночки надо голову клонить”), ирония (“отколе,
умная, бредёшь ты , голова?), аллегория
(“проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль
никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не
вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной
презренья?), олицетворение (“я свистну, и ко
мне послушно вползёт окровавленное
злодейство”), метсафора (“Ах, увял головы
моей куст”), метонимия (суд идёт), синекдоха
(“…девичий стан…”), перифраз (Ключ
Касталии – Кастальский ключ).

Анализ тропа мало плодотворен, если он
рассматривается изолированно. Троп понятен
только в общей системе речи, в соотнесённости с
идеей текста.

Можно говорить о “тучках небесных”,
выписывать эпитеты: “вечные странники”,
“степью лазурною”, “цепью жемчужною”, но
если мы не откроем горького авторского чувства
изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и
стилистические фигуры содержат в себе
оценочность. С их помощью автор оценивает то, о
чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев: “Сам по себе троп художественно
нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох,
не зная, к чему он относится, какой характер
обрисовывает…Нам надо не только констатировать
наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их
появления, о каких особенностях авторской речи
они говорят, какие моменты подчёркивают…”.

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к
ассоциативным связям, возникающих при чтении
стихотворения.

Выразительные средства языка

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

 

Неологизмы

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю…
(В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… 
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды однородных членов предложения Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изложения

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Литературная мастерская. Лингвистический анализ поэтического текста

Категория: Литература.

Литературная мастерская. Лингвистический анализ поэтического текста
Если есть в мире вещи, достойные названия “чудо”,

то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.

Л. Успенский

Известна истина: писатель или поэт на уроке литературы способен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и творчестве художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят. Особенно если речь идет о такой неординарной личности, как Марина Ивановна Цветаева. В данной работе приводится пример лингвистического анализа стихотворения М. Цветаевой «Расстояния: версты, мили». Это попытка показать глубину, красоту и образность поэтической речи, ведь приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла.

Марина Цветаева, “Рас-стояние: версты, мили”

Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили. . .

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали. . .

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий. . .

Не рассорили – рассорили,

Расслоили. . .

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали. . .

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

24 марта 1925

Вступительная беседа.

– О чем стихотворение?

о насильственной рзлуке).

– Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

– Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог – упрек).

Нервность – и в то же время сдержанность. . . Только две строки выбиваются из общей тональности.

– Какие?

(последние – прорвавшийся голос отчаяния)

– Как это подчеркивается строфикой?

(последнее двустишие).

Поиск и осмысление лингвистических средств создания образности.

-Проследим, как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетические, грамматические, лексические). Как раскрываются возможности слова?

Фонетический анализ текста.

Любой текст мы воспринимаем прежде всего на слух, то есть затрагиваем звуковую сторону, которая в поэтической речи играет особую роль.

Читаем еще раз 2 строфы.

Перед чтением: обратите внимание на мелодику речи, паузы, ритм, звукопись (фонетические средства образности, усиливающие образ насильственной разлуки).

– Почему так сложно читать?

(строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза).

“Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

– Мелодично ли стихотворение?

(Да, но музыкальность иная не “наивность”, “плавность”. Здесь имеетя в виду ярко выраженное ритмическое строение стиха, которое сближает с музыкальными произведениями).

– Паузы? Почему их так много?

(“Красноречивое молчание”).

Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателея. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

– Какой согласный повторяется в начале?

(Р)

– Как называется этот прием?

(аллитерация) [р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

Лексические средства образности.

Образ насильственной разлуки усиляется и лексическими средствами.

– Что объединяет слова: “расстояние”, “версты”, ”мили”, ”дали”?

(Это слова со значением пространства).

– С какой целью использует их автор?

(Это образ того пространства, которое разъединило двух близких людей).

– Какие слова, словосочетания использует поэтесса, характеризуя двух участников драмы?

– Что придает особую выразительность фразе – “нерассорили – рассорили”?

(Игра за счет омографов).

– Посмотрите на ключевые слова. Какой прием использует Цветаева?

(Прием градации).

– Много ли изобразительно-выразительных средств использовано?

(Нет, лаконизм, немногословие – это помогает сохранить предельно сдержанный тон).

Изобразительные ресурсы словообразования.

Порой весьма необычным образом авторы пытаются подчеркнуть смысл нужных слов, привлечь внимание к слову.

Словообразовательная система русского языка открывает для этого широкие возможности.

– Что обращает ваше внимание в первых двух словах?

(рас-стояния)

– Зачем Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее?

(Увеличивается пропасть между влюбленными людьми, приставка усиливает ощущение разъединения).

Цветаева использует особый прием – семантизацию морфемы, то есть привлечение внимания к значению морфемы.

Цветаева часто использует и другой прием – повтор слов, образованных по одной модели (морфемный повтор).

– Приведите примеры использования этого приема.

(расставили, рассадили, расклеили, развели. . . )

Именно эти слова передают (на фоне сдержанности) внутреннее состояние лирической героини ее силу. (14 раз повторяется эта модель).

Морфологическая структура.

– Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

– Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

Даже части речи могут использоваться как выразительные средства языка, хотя может быть, они менее заметны.

Синтаксическая организация текста.

– Чем интересен синтаксис стихотворения?

(Повтор синтаксических конструций).

– Какие предложения преобладают?

(Односоставные, неопределенно-личные).

– Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Какие особенности яыка Цветаевой вы увидели сегодня?

– ритм основа, нерв стиха;

– лаконизм

– пауза

Пожалуй, трудно найти такого поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как Цветаева. Она требовала достоинства в любви и требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая.

“Если есть в мире вещи, достойные названия “чудо”, то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них»– сказал Л. Успенскй. Сегодня мы с вами учились чувствовать СЛОВО, думать над словом, искать его истинный смысл, восхищаться словом, выражать в нем себя, овладевая богатствами родного языка. Наша литературная мастерская – попытка показать через лингвистический анализ текста красоту и образность поэтической речи. Ведь приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Белякова, Оловянникова, Ревзина 1996 – Белякова И. Ю. , Оловянникова И. П. , Ревзина О. Г. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т. Т. 1. А-Г. М. , 1996.

2. Даль – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М. , 1978-1980.

3. Зубова, Л. В. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект. Л: ЛГУ. 1989.

4. Зубова Л. В. Творчество Марины Цветаевой: лингвистический аспект. – М, 1999

5. Бродский И. О Марине Цветаевой. – Москва, 1997

6. Орлов В. М. Цветаева. Судьба, Характер. Поэзия.

Метки: Литература

Добавить комментарий