Каждому человеку, посещающему церковь, знакома одна проблема, от которой очень трудно избавиться. Во время службы в храме получается сохранять спокойствие, гнать от себя бытовые мысли, сосредоточенно молиться. Прихожан окружают молитвенные песнопения, свет свечей, дым ладана и тишина. Но как только человек возвращается домой, вся серьёзность и умиротворение куда-то пропадают.
Домашние обязанности, словно снежный ком, накопились за неделю. Нужно посуду помыть, бельё постирать, приготовить поесть на ближайшие дни, проверить уроки у детей, погладить. Очередная будничная неделя ещё больше вовлекает людей в суету. На работе необходимо не только трудиться, но и уделять время коллегам для поддержания хороших отношений.
Приходится участвовать в беседах и обсуждать не только бытовые проблемы, но даже и знакомых людей. А вечером хочется отдохнуть. Вот только дома ждут очередные дела. Детей нужно накормить, посуду помыть, уроки выучить и про вторую половинку не забыть. Лишь к 22:00 получается освободиться от суеты. Можно и приступить к чтению христианской литературы и молитв.
Но после такого насыщенного дня хочется посмотреть любимый сериал или полистать журнал. В итоге человек выбирает развлекательный отдых, а прочитать очередную главу Евангелия он решает завтра. И так день за днём проходит. А на воскресной службе в храме становится стыдно за свою лень. Как же сохранять сосредоточенное состояние души в такой суете? На этот вопрос могут ответить священнослужители и дать ценный совет.
Священник Валерий Духанин говорит о том, что повседневная жизнь обязательно завладевает человеком. От неё сложно абстрагироваться. В походе за продуктами трудно сохранять спокойствие и молчание. Телевизор отвлекает своим развлекательным контентом. А социальные сети способны завладеть вниманием на несколько часов. Окружающий мир, в любом случае, влияет на внутреннее состояние христианина. Но есть время, в которое стоит отказаться от любых внешних факторов, воздействующих на человека.
Церковные посты предполагают не только исключение определённых продуктов питания из рациона, но и изменение образа жизни. Люди больше времени уделяют чтению Евангелия, молитв, учений отцов церкви, посещению служб, своему духовному миру. Тогда нет возможности смотреть другие развлекательные программы, а на работе получается лишний раз промолчать.
Священник Димитрий Шишкин советует постоянно обращаться к молитве. Мирская суета отвлекает, но смущаться не стоит. Важно помнить всегда о Боге. А для этого у человека должно быть желание. Он осознанно стремится к получению божественной благодати. Не только монахам, но и простым мирянам необходимо сохранять христианское спокойствие.
Священник Леонид Кудрячов замечает, что все люди разные. Нет точного рецепта успокоения и отречения от мирских забот. Один человек согрешает чрезмерным любопытством, другой празднословием, третий чревоугодием.
Каждый верующий должен сам определить свою страсть и бороться с ней. Как правило, таких пороков не один и искоренять их следует постепенно. В этом сможет помочь священник в церкви. Он даст ценный совет и направит на путь исправления.
Мирская суета поглощает людей. Бороться с ней сложно, но вполне возможно. Только настоящая вера и чтение молитв смогут укрепить силу духа и дать возможность исправить свои грехи. Общение с Богом со временем исключит основные страсти из жизни человека.
Ваш канал МОЛИТВЫ ДУШИ благодарит Вас, что вы подписываетесь и ставите лайки, это очень помогает становиться лучше для Вас.
Терапия для усталых душ: как найти покой и спокойствие в суете повседневной жизни
Терапия для усталых душ – это набор методов для поиска внутреннего покоя и гармонии в суете повседневной жизни. Она призвана помочь людям найти способы расслабления и успокоения, чтобы справляться с стрессом и усталостью.
Почему нам нужна терапия для усталых душ?
Современная жизнь наполнена стрессовыми ситуациями, которые неизбежно влияют на наш эмоциональный и физический статус. Усталость и напряженность могут привести к различным болезням и проблемам со здоровьем. Поэтому мы должны находить способы расслабления и восстановления.
Как найти покой и спокойствие?
Есть несколько методов, которые помогут вам найти внутренний покой и спокойствие. Вот некоторые из них:
1. Медитация
Медитация – это практика, которая помогает нам уйти от повседневных забот и погрузится во внутреннюю тишину. Есть множество различных техник медитации, но все они строятся на основе сосредоточения на дыхании и уме.
2. Релаксация
Релаксация – это техника, когда вы сознательно расслабляете свои мышцы, уменьшаете напряжение и уходите в мир своих мыслей. Это может быть что-то такое, как глубокое дыхание, массаж или йога.
3. Взаимодействие с природой
Природа имеет успокаивающее действие на наш ум и тело. Прогулка в парке или лесу, контакт с животными, просто наблюдение за цветами и птицами могут помочь вам расслабиться и насладиться мгновением.
4. Работа с телом
Вы можете привести в порядок не только свой ум, но и свое тело. Йога, танец, плавание – весьма эффективные способы улучшить свое физическое состояние и уменьшить усталость.
5. Самовыражение
Самовыражение – это техника, при которой вы делаете что-то творческое, что позволяет вам отвлечься от повседневных забот и проблем и окунуться в мир фантазии. Это может быть что-то такое, как живопись, пение или чтение.
Вывод
Терапия для усталых душ – это важный аспект нашей жизни, который позволяет нам сохранить здоровье и способность к справлению с жизненными стрессами. Путем медитации, релаксации, контакта с природой, занятий спортом и самовыражением мы можем найти свою внутреннюю гармонию и счастье.
“Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу… Беспокойство делает нас слабыми. Когда мы нервничаем, руки нас не слушаются, и мы не можем хорошо выполнить свою работу. Раздраженный ум не может ясно мыслить. Даже нашей вере это вредит – мы теряем опору на Христа и на вечные ценности. Духовной жизни не хватает глубины… Покой – это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться”.
Из дневниковых записей императрицы Александры Феодоровны Романовой
Всем доброго ноябрьского дня!:)
Как прошла ваша осень? Вы успели насладиться красочными листьями, чтением книг, теплыми пледами, несчетным количеством выпитых чашек чудесного согревающего чая? Прогулками за руку с любимыми, дивными вдохновляющими пейзажами? Собрать гербарий?:)
Собираясь поделиться своими мыслями о ежедневной суете, я даже здесь спрашиваю – “Успели?”.
То есть в моем разуме постоянно присутствует эта мысль. Успеть. Успеть прибрать дом, приготовить еду, поиграть и погулять с сыном, спокойно поговорить с мужем, почитать, позаниматься иностранными языками, повышивать, повязать, посмотреть фильмы.
Постоянная суета очень быстро выматывает, и она, как вуаль, накидывает тень на наше ежедневное счастье.
Я очень счастливый человек, у меня прекрасная семья, любимые муж и сын, я живу в городе моей мечты, я не хожу на работу, и могу полностью посвящать себя семье, дому, рукоделию. Это меня очень вдохновляет и радует, я постоянно благодарю Бога, радуюсь.
Но, несмотря на это, я все еще борюсь с ощущением суеты, спешки, беспокойства. С той самой назойливой суетливостью, которая создает шум там, где его не должно быть.
Последний месяц я внимательно наблюдала за собой, чтобы понять, откуда во мне возникает суета, и как я пытаюсь успокаиваться, гармонизировать свое состояние.
Вот этими наблюдениями я и хочу поделиться, вдруг это кому-то покажется полезным:)
Что такое суета, и как она возникает?
Суета – “все тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, прах”. (Словарь Ожегова)
“Торопливые и беспорядочные хлопоты, излишняя торопливость в движениях, в разговоре, в поведении”.
Священник Иоанн Павлов так пишет о суете:
“Мирская суета отрывает нас от христианского пути, от духовной жизни и приводит в состояние плотское и бездуховное. В этом случае исполняются известные слова Христа о сеятеле, посеявшем часть своих семян на месте, где росли сорные травы, и вот эти травы заглушили доброе семя и сделали его бесплодным. И это совсем неудивительно: ведь ум человека, опутанного земными попечениями, даже и во время молитвы бывает не способен от них оторваться и, вместо того чтобы молиться, бродит где-то далеко, занимаясь привычными мирскими делами. В житии святого Василия Блаженного описано, как однажды он спросил выходившего из храма царя Ивана Грозного: «Царь, где ты был?» — «Я был в храме, на службе», — отвечал царь. «Нет, я видел, что ты был на Воробьевых горах и строил там дворец». А тот действительно во время службы обдумывал проект нового дворца…”
Меня можно назвать экспертом в области суеты, те, кто близко меня знает, могут это подтвердить. Я всегда планирую очень много дел, стараюсь успеть сделать все идеально – и по дому, и на кухне, и в общении с родными, и уделять время хобби и интересам.
Да, все это в комплексе делает меня по-настоящему счастливой. Но если это происходит в такой спешке, бегом, у меня не получается это оценить, насладиться моментом – будь то творчество, уборка дома (да, я люблю прибирать дом), или полноценное общение с ребенком.
Что же создает суету?
1. Слишком насыщенное планирование.Я домохозяйка, но в моем списке дел бывает по полтора листа исписанного текста. Планирование – это хорошо, но я уже учусь расписывать планы не на отдельный день, а на неделю, чтобы нагрузка была равномерной. Чтобы не совпадали в один день уборка-стирка-урок итальянского-вышить половину вышивки.
2. Неумение жить “здесь и сейчас”.
“Так что не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе, достаточно для сего дня и своих хлопот”. (Евангелие от Матфея)
Неумение останавливаться, расставлять приоритеты. Желание “объять необъятное” ценой собственного настроения и нервов.
Поймите меня правильно, я очень люблю что-то делать, я трудолюбива, но когда мы живем в семье, важно оценивать свои силы в соответствии с семейными задачами:) Главное, чтобы в доме было уютно, тепло, чисто, радостно и весело, спокойно и умиротворенно. А все свои сверх задачи можно отложить.
3. Та причина, которая, на самом деле, является первой, но не лежит на поверхности – это отдаление от Бога, чрезмерное увлечение заботами, редкая молитва, отсутствие внутренней тишины.
4. Общий ритм жизни в современном мире – шум, транспорт, торговые центры, множество развлечений, агрессивное кино, события в мире, социальные сети, гаджеты.
Почему женщине особенно важно уметь сохранять спокойное, умиротворенное состояние?
Потому что женщина создает атмосферу в семье. Если она спокойна, весела, радостна, то и домашним хорошо, и в доме светло и уютно. Если женщина в постоянном напряжении, усталости, нервах, она не может успокоить, поддержать, вдохновить своих близких, не может наполнить их радостью и любовью. Да, все мы люди, и все часто устаем, но совсем другое дело – когда мы сами себя в это состояние загоняем.
Как выйти из состояния суеты, и обрести мир в душе и покой?
1. Осознать, что вы в суете находитесь – первый шаг. Если вы многое делаете бегом, в спешке, много беспокоитесь, тревожитесь, сердитесь на близких, когда они вмешиваются в ваши идеально расписанные планы – вы в суете. Добро пожаловать в наш клуб:)
2. Будьте избирательны, следите за тем, что вы смотрите и читаете. Самый яркий пример – социальные сети и гаджеты. Я заметила, что очень часто просматриваю ленту инстаграма, я подписана на множество интересных творческих людей, и многое там меня вдохновляет. Но, если я часто пролистываю ленту, я от этого уже устаю. Вконтакте тоже я не смотрю ленту, а захожу в отдельные группы, которые мне особенно интересны, и читаю посты только там. В моем телефоне нет игр, я их не люблю.
Я стараюсь не смотреть новости, если случается что-то действительно серьезное, об этом известно и без новостей. Частый мониторинг новостей тоже добавляет внутренней суеты и тревожности.
Агрессивные фильмы можно тоже здесь упомянуть.
3. Учитесь осваивать art de vivre – искусство жить. Жизнь состоит из мелочей. Поэтому очень здорово, когда у вас не просто, например, чашка для чая, а любимая и изящная чайная пара, и вам доставляет удовольствие просто попить дома вкусный чай. Одежда для дома пусть будет не просто удобной и теплой, а красивой. Сваренный дома кофе вкуснее растворимого, испеченное печенье ароматнее печенья из магазина, а даже крохотная вышитая игрушка на елке возможно запомнится вашему ребенку больше, чем сувенир из Красного куба за 1000 р. Необязательно тратить большие суммы денег на то, чтобы красиво накрыть стол, или наполнить дом уютом, или устроить незабываемое приключение на прогулке с ребенком – иногда стоит проявить чуть больше фантазии.
4. Хорошо знайте себя, то, что вас вдохновляет и наполняет новыми силами и гармонией. Например, меня очень успокаивает чтение книг, или рукоделие. Поэтому у меня в гостиной стоят томики стихов, и я могу подойти что-то почитать между делом, или, когда ребенок играет сам, я сажусь рядом с вышивкой. А еще – не смейтесь – у меня есть супер-плед:) Он светлый, шерстяной, теплый, колючий и клетчатый. Если меня накрывает усталость, я прошу мужа приглядеть за ребенком 15 минут, и читаю книгу под пледом. Меня это восстанавливает. Помимо молитвы, разумеется, которая может успокоить быстрее 15 минут.
5. Чаще бывайте на природе – даже в городе. Парки, прогулки, набережная реки. Смотрите на закаты, кормите птиц, играйте в снежки и листопады. Чаще гуляйте пешком, выходите из машин, квартир, автобусов.
6. Учитесь спокойной, размеренной речи, а следите за тем, что говорите. “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. Я например, говорю быстро, много, и сама же от этого устаю. Думаю, мои собеседники тоже, просто они очень корректны. Постепенно убирайте из своей речи слова-паразиты, сплетни, обсуждение и осуждение других, подробное описание плохих новостей, ваш собственный негативный опыт – о нем можно и кратко упомянуть, а не утомлять других подробностями. Пусть окружающим рядом будет комфортно, радостно, хорошо.
7. Ведите записи – чего-нибудь. Кому что нравится. Дневник благодарности, любимые стихи, цитаты Святых Отцов, ваши собственные мысли, афоризмы вашего ребенка, рецепты ваших бабушек, открытки, письма. Пишите от руки. Мы так привыкли печать у наших голубых экранов, тогда как ручка и красивая тетрадь вдохновляют намного больше. Что будет интереснее читать со временем нашим детям – наши духовные дневники, записанные родным почерком, или наши электронные блоги?.
8. Занимайтесь любимыми делами – рукоделием, фотографией, чтением, самопознанием, окружайте свою семью красотой и уютом.
9. Говорят то, что сказано в конце, запоминается лучше всего:)
Пусть в вашей жизни на первое место встанет Бог, тогда все остальное будет на своем месте. В суете остановитесь, помолитесь, хотя бы мысленно, поблагодарите Бога за все, что происходит в вашей жизни, и просите помощи в борьбе с суетой и отсутствием внутреннего мира. Ходите в Церковь, исповедуйтесь, Причащайтесь, пускайте Живого Бога в свою жизнь. И Он обязательно поможет, и с Его помощью будет легче быть внимательнее к себе и своей жизни.
И станет легко и тепло, и радостно, и станет легче дышать…
Хранит вас Господь!! Всем тишины и гармонии)
С любовью, ваша У.
Часто бывает так: накануне поста мы полны решимости
вести сосредоточенную духовную жизнь, но вот проходит
день, другой… и оказывается, что нам нужно
непременно вот туда-то и туда-то, на работе аврал, вдруг
обнаруживаются разные семейные проблемы, требующие
срочного решения… Суета, дела мирские затягивают,
отвлекают. Что же делать? Как построить свой Великий пост
так, чтобы и в суете будней сохранять трезвенное,
сосредоточенное состояние души? С этими вопросами мы
обратились к пастырям Русской Православной Церкви.
Игумен
Нектарий (Морозов):
– Было бы большой ошибкой считать, что человек
должен стремиться сохранять трезвенное, сосредоточенное
состояние души, ума и сердца только лишь Великим постом.
Если человек привык к внимательной жизни, имеет такой
навык, этот навык есть у него и во время поста, и в любое
другое время церковного года. Если у человека навыка
внимательной жизни нет, то ему вряд ли удастся себя за
семь недель как-то собрать и как-то существенно
измениться. Это тот труд, который человек должен, однажды
приступив к нему, уже никогда не оставлять. И тогда сам
опыт подскажет, каким образом нужно жить внимательно,
сосредоточенно, невзирая на то, что многое в окружающей
нас жизни рассеивает и выбивает из колеи.
Будет полезным прочитать наставления преподобного
Никодима Святогорца о хранении сердечного мира
Будет полезным, вступая в период Великого поста,
перечитать или прочитать впервые наставления преподобного
Никодима Святогорца о хранении сердечного мира. Старец
очень убедительно и довольно емко говорит о том, каким
образом человеку нужно сохранять сердечный мир. Это важно,
потому что, как правило, когда человек имеет сердечный
мир, то хранит внимание, а когда он утрачивает сердечный
мир, то естественным образом он рассеивается и теряет
сосредоточенность.
Игумен Лука
(Степанов):
– Такое вышеестественное состояние, как молитвенное
трезвение, является не условием поста, а его результатом.
Оно является как дар Божий тому, кто хотя и с сознанием
своей беспомощности, но прилагает непрестанные усилия
соблюсти внешний и внутренний чин поста. Важно, однако,
успех дела полагать не в своих усилиях, а в милости
Божией, на которую, как на ничем не заслуженную милостыню,
не оставляем сердечного упования.
Иеромонах
Димитрий (Першин):
– По завету Винни-Пуха, устремляясь за вожделенным
великопостным медом, не будем забывать о том, что мы
– не более чем черные тучки. Что нам надо ох как
потрудиться над собой, чтобы обрести хотя бы подобие
белизны. Что мы не раз шлепнемся, карабкаясь ввысь. И что,
бумкнувшись оземь, нам надлежит не вешать нос, а тихонько
напевать про себя:
Если я чешу в затылке –
Не беда,
В голове моей опилки –
Да, да, да…
Иными словами, постом очень важно не утратить чувство
юмора и самоиронии. Просто для того, чтобы не
культивировать слишком серьезное отношение к своей
персоне, к своим подвигам. Иначе велик риск переключиться
на регистр превозношения, поедания окружающих и борьбы с
ветряными мельницами.
Не будем забывать о том, что наша человечность укоренена в
Нагорной проповеди: Христос просит нас любить врагов,
раздавать себя без остатка всем, искать мира и тишины, не
просто потому, что это нравственно и хорошо, а потому, что
это Он – жаждет и страждет рядом с нами. Это Он
– принимает от нас чашу воды, доброе слово и иную
помощь. И ответно дарует нам то, что никакими диетами и
психотренингами не сгенерируешь, – Свой мир и Свое
Царствие.
Протоиерей
Александр Ильяшенко:
– Пост – это действительно особое время
церковного года, это дар Божий нам, грешным.
Найдите время помолиться и причаститься на Литургиях
Преждеосвященных Даров
Великопостное богослужение отличается совершенно особой
одухотворенностью, проникновенностью, создает углубленную,
покаянную, молитвенную атмосферу, поэтому, прежде всего,
мне кажется, нужно приложить все усилия, чтобы как можно
чаще бывать на великопостных богослужениях, которые
совершаются именно в будний день. Потому что воскресное
богослужение носит праздничный характер и мало отличается
от воскресных служб других периодов церковного года.
Обязательно нужно постараться помолиться и причаститься на
Литургиях Преждеосвященных Даров. Они, как правило, у нас
служатся с утра, хотя по Уставу должны бы служиться
вечером. Тем, кто работает, конечно, непросто их посещать,
но надо все-таки постараться бывать на них –
немного, может быть, изменив свой распорядок дня или
отыскав – по интернету или через знакомых –
храмы и монастыри, в которых Преждеосвященная Литургия
совершается вечером, по Уставу. Причем не просто отстоять
службу, но, повторюсь, и причаститься Святых Христовых
Таин.
Очень полезно, мне кажется, хотя бы не ежедневно, но
все-таки читать великопостные службы, которые приводятся в
Постной Триоди. Сейчас это нетрудно, даже книга не нужна,
можно эти службы найти в интернете. Они имеют особый
углубленный покаянный характер, раскрывают смысл и глубину
Великого поста.
Ну, и положить себе прочитать за Великий пост хотя бы
одну-две-три книги творений святых отцов или иные духовные
сочинения.
Протоиерей
Константин Пархоменко:
– Христианин всегда, а тем более в дни поста, должен
блюсти, то есть сохранять, свою душу в мире и покое. Кроме
того мы всегда, а тем более в дни поста, должны памятовать
о Боге.
Как этого добиться? Думаю, что помогут в этом несколько
простых правил.
Молитва и чтение
Конечно, нужно обязательно усилить нашу молитву. Например,
к вечерним или утренним молитвам мы берем послушание
прочитывать канон или половину акафиста ежедневно. Целый
акафист прочитывать каждый день, возможно, кому-то будет
тяжело, а половину – очень реально. Можно к
молитвенному правилу прибавить Псалтирь (одну кафизму в
день).
Фото: Александр Осокин / Expo.Pravoslavie.Ru
Хорошо будет, если вы возьметесь читать каждый день по 20
страниц из трудов святых отцов. Это важно для нашей
духовной жизни. Духовно-нравственную литературу мы и так
читаем, например, на православных сайтах, а вот
прикоснуться к родниковой воде подлинной святоотеческой
мысли не всегда получается.
Добрые дела
Очень важно постараться сделать более действенной
практическую сторону христианства, то есть служение людям.
Еще до поста нужно было узнать, какие социальные программы
есть на приходе или в городе. И подумать, а какое участие
в этих программах можете принять лично вы. Кто-то сможет
один день в неделю посещать больных, кто-то сможет гулять
с больными детьми из интерната, кто-то поможет собрать
гуманитарный груз в тюрьму. Кто-то, не имея времени в этом
поучаствовать лично, может на конкретный проект дать
денег.
Можно узнать об этих проектах, обратившись к приходскому
священнику. Но лучше будет, если вы сами приложите усилия
к тому, чтобы найти людей, нуждающихся в помощи, и
связаться с ними. Именно вы сами, а не кто-то за вас. Этот
поиск приложения своих сил тоже элемент нашего скромного
подвига.
Наверняка и на приходе немало тех, кто нуждается в вашей
помощи: старики, одинокие мамы с маленькими детьми,
многодетные семьи… И хотя это покажется кому-то
странным, но я напомню, что помощь наша должна быть
бескорыстной. Потому что приходилось сталкиваться и с
такими ситуациями, когда за помощь по хозяйству или в
уходе за маленькими детьми православные брали деньги, хотя
и небольшие. К счастью, такие случаи единичны, но и они
бывают.
Развлечения
Не нужно путать развлечения и серьезные культурные
мероприятия. Если кто-то хочет провести весь пост в полном
воздержании от театров, музеев, телевизора – Бог ему
в помощь. Но я не считаю чем-то плохим, если кто-то
посетит серьезную театральную постановку, выставку или
посмотрит серьезную, заставляющую думать и пробуждающую
высокие чувства телепередачу.
А вот от развлечений в их чистом виде стоит отказаться.
Молодым людям нужно воздержаться от клубов и вечеринок,
всем нам – от развлекательного кино, от игровых
спектаклей, от хождений в гости и пустого
времяпрепровождения. Нужно серьезно ограничить себя в
пользовании интернетом; не должно быть такого, когда мы
бесцельно и впустую бродим по сайтам, «сидим»
в социальных сетях.
Музыку в плеере и автомобиле лучше заменить на
аудиобеседы, аудиокниги или духовные песнопения.
Посещение богослужений
Хорошо бы бывать в храме не реже раза в неделю, а то и
чаще. Если в течение года причащаетесь редко, то в пост
обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как
советует духовник (или священник вашего храма).
Обязательно придите в храм, когда там читается Покаянный
канон преподобного Андрея Критского: на 1-й неделе поста
– вечером с понедельника по четверг; на 5-й неделе
поста – вечером в среду.
В пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение
с чтением акафиста Божией Матери.
Найдите время, чтобы помолиться за Литургией
Преждеосвященных Даров (совершаются в пост по средам и
пятницам).
Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели
(начиная с вечера среды).
Желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть
перед тем, как пойти в храм, посмотрите в интернете, что
будет служиться, и познакомьтесь с текстами богослужений.
Все это введет в ритм особой, отличной от другого времени
жизни. Это не сделает нас более сосредоточенными или более
ориентированными на Бога, но создаст благоприятную среду
для приобретения этих добродетелей.
Священник
Валерий Духанин:
– В суете трудно сохранить трезвенное состояние
души. Ведь внешнее быстро завладевает нами, когда мы
намеренно погружаемся в него. Например, если ты часто
ходишь по рынкам или гипермаркетам, где все толкутся, а
прилавки пестрят товаром, то трудно в душе сохранить
безмолвие. Также, если ты сел смотреть футбол или
новенький сериал, вряд ли душа останется свободной от
суетных впечатлений. Поэтому нам и дается пост, чтобы на
какое-то время освободиться от мирского и низменного. Надо
найти в себе силы сказать: «Всё, хватит суеты, я
хочу пройти пост по-нормальному». Пост – это
время сугубой работы над собой, время освобождения от
всего, что терзало и мучило, то есть от греховных
зависимостей.
Законы духовной жизни сами по себе очень просты и порой
звучат банально. Не хочешь грешить – держись
подальше от соблазнов. Желаешь сохранить в душе мир
– бегай погружения в суету. Душа созидается
благодатью Божией, которая обретается через молитву и
богослужение. Но особенность современных соблазнов в том,
что большинство из них приходит к нам через интернет. Для
соблазна уже не надо никуда идти, он и так уже рядом с
тобой, нажми только кнопочку, и глаза всё сами увидят.
Отсюда следует как вполне очевидное: если ты знаешь, что
грешишь, гуляя по интернету, то откажись от этого на время
поста, позволь себе хотя бы в это время вздохнуть
свободной грудью.
Если всегда помнить, что находимся пред взором Божиим,
то легче удержать себя от соблазнов
Спаситель говорил: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не
впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Бодрствовать
– значит иметь внутреннюю бдительность по отношению
к уму и сердцу, чтобы не допустить в них даже малейших
греховных мыслей и чувств. А молитва – это наше
личное предстояние перед Богом. Можно ли в присутствии
Господа посещать сомнительные сайты или смотреть
соблазнительные картинки? Если мы будем как можно чаще
подвигать себя на молитву и помнить, что находимся перед
взором Божиим, то тогда легче удержать себя от соблазнов.
Суета – это вообще такое тотальное искушение. Мы
привыкли расточать самих себя: хочется одного, второго,
третьего, и наши желания, словно лебедь, рак и щука, тянут
нас в разные стороны. В итоге душа раздирается ежедневными
попечениями и ощущает себя внутренне опустошенной. Во
время поста важно от желаний многого и разнообразного
перейти к одному единственному желанию – жажде Бога,
единения с Ним, а для этого – чистоты своего
измученного грехами сердца. Важно учиться собирать себя от
многих попечений внутрь, возвращаясь к собственной
подлинности. Молитва, произносимая внимательно от чистого
сердца, помогает обрести внутренний покой и цельность, она
позволяет нам вновь стать самими собой, вернуть себе
подлинность. Потому что во время чистой молитвы с души
спадает вся шелуха, исчезает всё наносное, второстепенное,
и человек восходит к общению с Источником подлинной жизни
– Богом.
Есть притча о том, как один старый уже человек вышел
однажды на утреннюю прогулку, а некая женщина будила в это
время своего сына в хижине. Старик проходил по дороге в то
время, как она говорила: «Время вставать, уже утро!
Ночь уже закончилась! Ты и так много проспал».
Старик услышал эти слова, и они, подобно стреле, пронзили
его сердце. Он вдруг понял, что всю свою жизнь он
действительно проспал – не в смысле физическом, а
куда более значимо – в смысле духовном, потому что
расточал себя на пустое. И с этого момента он решил
отказаться от мирской суеты и посвятить себя Богу.
Пост – это время проснуться, пробудиться от глупых
желаний и суеты. Человек, восставший от сна, жаждет жизни.
Так и нам хорошо бы жаждать Бога и общения с Ним.
Священник
Димитрий Шишкин:
Нужно снова и снова возвращать себя в молитву, не
смущаясь, если в силу обстоятельств мы отвлекаемся
– Думается, главное здесь заключается в воле
человека, в его сознательном желании сохранять память о
Боге, «ходить пред Богом», что называется,
тянуться к Нему душой и сердцем. Это, несомненно, труд, и
именно труд сознательный, являющий нашу добрую волю. Это и
есть та самая благословенная решимость, о которой говорил
преподобный Серафим Саровский как о необходимом условии
нашего спасения. Человеку свойственно увлекаться то тем,
то иным… Постоянно сохранять трезвенную память о
Боге возможно разве что опытным монахам, но и нам,
мирянам, несомненно, можно и нужно стремиться к такому
«бодрствованию». И снова возвращать себя в
молитву, собираться с духом, не смущаясь, если в силу
разных обстоятельств мы отвлекаемся то и дело и
погружаемся так или иначе в суету. Само слово
«бодрствование», как думается, тут имеет
глубинный смысл. Не в том даже значении, что надо мало
спать, а в том, что, забывая о Боге духом своим и
погружаясь сознанием полностью в суету, мы на самом деле
уже не живем, а пребываем в греховном сне, в некоем
подобии жизни, в то время как настоящая жизнь – это
и есть трезвенное памятование о Боге с блюдением
собственной совести. То есть стремление весь свой
внутренний и внешний строй привести в соответствие с духом
Христовым находится в нашей власти, и в дни святого поста
мы этой властью должны воспользоваться в полной мере.
Священник
Леонид Кудрячов:
– Мне кажется, для большинства вопрос стоит в другой
плоскости. Нам, скорее, нужно за время поста еще только
приобрести правильное духовное устроение, а уже потом,
когда пост закончится, суметь сохранить, удержать его. А
приобретается оно «многочастно и
многообразно». Разве можно дать простой рецепт?
Одному нужно упорядочить свое молитвенное делание, другому
– круг чтения, третьему – круг общения.
Кому-то – научиться видеть свои грехи, кому-то
– видеть Божии благодеяния. Одному стоит закрыть
свой рот, другому – уши. Все мы разные, каждый
должен вникать в себя и с молитвой, в совете с духовником,
искать способы духовного усовершенствования.
Говоря образно, чтобы оставаться трезвым, не нужно
выпивать. Да, вокруг может быть много суетливого,
манящего, завлекающего, расслабляющего. Но нужно дать
зарок: не буду прикладываться к этим
«бутылкам». Не буду впускать в свой внутренний
мир то, что меня пьянит, а, напротив, буду насыщаться тем,
что приводит в чувства.
Участник Международного общественного движения «АЛЛАТРА» Ренат из Кишинёва (Молдова) поделился своим пониманием о том, как попадается на уловки сознания. Почему в дне появляется спешка, суета и раздражение, что является пусковым механизмом волнения?
Ренат рассказывает, что перед эмоциональным нестабильным состоянием идут неконтролируемые мысли, которые просто принимал за свои и спонсировал их силой своего внимания. И в результате этого и возникают внутри некомфортные ощущения. А выйти из такого неспокойного состояния помогла китайская притча из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV». В этой притче рассказывается о добром духе Шэнь и о злом духе Гуй. Говорится о том, как Мудрец повёлся на уговоры злого духа прожить ещё одну жизнь на земле и стал безвольным слугою для своего духа Гуй.
«Человеческая суета бесплодна. Люди торопятся, мучаются от страхов и злости, навеянных По. Тем временем Великое Дао пребывает в божественной безмятежности. Тот, кто имеет желания и думает о них, вновь рождается в этом мире из-за своих желаний. И только тот, кто совершенен духом, свободен от желаний и страха, познает тайну Великого Дао и навеки покидает этот мир. Мудрый человек идёт по пути постижения Высшего в самоуглублении и духовном очищении на шаг впереди себя и ведёт его Хунь. Ибо всё обусловлено законами Высшего. Высшее управляет всем сущим и ведёт всё сущее к совершенству. Совершенство же предполагает обретение конечной цели — Покоя. Ибо Покой и есть источник сокровенного духовного», — из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV».
Ренат выражает искреннюю благодарность всем участникам Международного общественного движения «АЛЛАТРА» за их бескорыстный и самоотверженный труд по распространению исконных Знаний и приумножения Добра в этом мире в такое интересное и важное время для всего человечества и общества, время Перекрестья!
Передача «ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЗАЩИТА»:
https://allatra.tv/video/vozdejstvie-i-zaschita
Передача «УЛОВКИ СОЗНАНИЯ»:
https://allatra.tv/video/ulovki-soznanija
Электронная почта: [email protected]