На сайте по продаже новых аккумуляторов, просматривая ассортимент, можно наткнуться на данный пункт в описании АКБ: полярность — обратная, или полярность — прямая.
Что такое полярность аккумулятора?
Полярность аккумуляторной батареи — это расположение токовыводов (клемм) на верхней крышке АКБ относительно края корпуса батареи или его лицевой стороны.
Как она определяется?
Дело в том, что в машине аккумулятор может быть установлен по разному: боком, полубоком, клеммами от себя и клеммами к себе. На некоторых марках авто аккумулятор может быть как прямой, так и обратной полярности. Иной раз, сами автовладельцы переделывают посадочное место для аккумулятора, чтобы поставить АКБ не заводской полярности. Поэтому полярность всех аккумуляторов определяется путём разворачивания (не буквально, мысленно) АКБ клеммами ближе к себе. Далее мы смотрим, где положительный токовывод (плюс), а где отрицательный (минус). Если минус справа, а плюс слева — полярность прямая, если наоборот — обратная.
Давайте закрепим наглядно, как отличить обратную полярность от прямой, когда клеммами «к себе» и «от себя» (красная клемма — плюсовая, черная — минусовая):
Теперь закрепим на примере установленного аккумулятора в машине:
Пример 1. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюсовая клемма будет слева. Значит делаем вывод: полярность – прямая.
Пример 2. Держим в голове правило: клеммами «к себе». Плюс справа, значит полярность – обратная.
Пример 3. Мысленно разворачиваем АКБ к себе. Плюс будет справа, значит полярность обратная.
Пример 4. Клемма с краю корпуса АКБ. Плюс слева. Полярность прямая.
Пример 5. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюс будет справа. Полярность обратная.
Зная полярность аккумулятора для вашей машины, вы экономите время при выборе нового АКБ и избавляете себя от потери времени на возврат, если случайно купили батарею с неподходящей полярностью. И не забудьте, что полярность аккумулятора определяется при расположении клемм «ближе к себе». Удачи!
Новые аккумуляторы по низким ценам вы можете приобрести на нашем сайте.
Есть одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи – его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.
Содержание:
- Что такое полярность
- Виды полярности
- Как определить полярность
- Что будет, если перепутать полярность?
- Народные лайфхаки: как определить полярность?
- Резюме
Когда вам понадобится новый аккумулятор для автомобиля, и вы придёте в магазин, то продавец обязательно спросит вас: «Хотите узнать полярность батареи на вашем авто?». И тут вы наверняка растеряетесь. Во-первых, для многих само определение «полярность» окажется неизвестным. Во-вторых, мало кто помнит, с какой стороны «плюс» и «минус» на батарее его авто. В-третьих, мало кто знает, как правильно определить полярность аккумулятора: с какого боку подойти к нему; как его повернуть к себе; развернуть или отвернуть. Об этом всём вы узнаете далее, а также о том, как определить полярность без каких-либо приборов, применив народные лайфкахи.
Что такое полярность
Аккумуляторная батарея автомобиля – это первичный источник электропитания (вторичный генератор). Представляет собой перезаряжаемое устройство и обладает рядом технических характеристик, таких как: размер корпуса, номинальная ёмкость, сила тока и величина напряжения. Кроме всего перечисленного не менее важным является и такой параметр как полярность.
Полярность – это расположение 2-х токовыводящих элементов АКБ: плюс и минус. Они размещаются на корпусе так, чтобы клеммы силовых проводов подключались к ним без дефицита длины. Ведь в целях экономии производители рассчитывают каждый миллиметр провода. Попробуйте-ка развернуть батарею и уже вряд ли сможете накинуть клеммы на положительный или отрицательный вывод АКБ.
Виды полярности
Современный авторынок предлагает широкую группу аккумуляторов разного вида для машин. Есть классические кислотные, щелочные, гелевые и другие. Но все автомобильные аккумуляторы работают по одной схеме. Поэтому токовыводящих элемента у них всего 2: положительный и отрицательный. В зависимости от производителя «плюс» и «минус» могут располагаться диаметрально противоположно. Поэтому существует два вида полярности:
- Прямая.
- Обратная.
Первая часто встречается на автомобилях российского производства, а вторая на иномарках из стран Европы.
Прямая
Прямую полярность часто называют «российской», потому что расположение токовыводящих элементов разработано ещё в СССР и унаследовано производителями РФ. Российская полярность определяется так:
- положительный вывод слева;
- отрицательный справа.
Такая конструкция АКБ встречается на всех моделях LADA и УАЗ, даже последних модификаций.
Обратная
Обратная полярность (менеджеры по продажам АКБ называют её «европейской») определяется следующей позицией:
- положительный вывод справа;
- минусовой вывод слева.
Такой тип аккумуляторов стоит почти на всех моделях: Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover и других.
Как определить полярность
Если у вас не российская и не европейская модель автомобиля, а допустим, американская, японская или китайская, то вы сможете определить полярность АКБ достаточно просто. Для этого встаньте у машины так, чтобы батарея «смотрела» клеммами на вас. Если «-» слева, а «+» справа, – то это обратный тип. Если наоборот, то – прямой. Дело в том, что АКБ может быть размещён на автомобилях по-разному: клеммами вперёд, назад или вбок. Именно поэтому вам необходимо всегда становиться перед батареей таким образом, чтобы она находилась перед вами фронтально. Ведь если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.
Что будет, если перепутать полярность?
Даже профессиональные водители могут нечаянно накинуть минусовую клемму на плюсовой вывод АКБ. Как правило, такое случается в спешке, например, во время экстренного ремонта машины на трассе. При этом затянуть колодку не получится, потому что у выводов АКБ разные диаметры: 19,5 мм (+) и 17,9 мм (-). У азиатских машин что-то подобное: 12,7 мм против 11,1 мм. Однако, даже мгновенное прикасание разнополярных контактов способно доставить массу неприятных последствий, таких как:
- Перегорание реле и предохранителей.
- Взрывы конденсаторов и диодов.
- Сгорает коммутатор.
- Плавится проводка.
- Появляются проблемы с сигнализацией.
Электронный блок управления (ЭБУ) повреждается редко, так как у современных машин хорошая защита от коротких замыканий. Но даже перечисленных неисправностей хватит для обстоятельного беспокойства, а иногда и серьёзного ремонта, например, замены коммутатора или генератора.
Народные лайфхаки: как определить полярность?
Представьте, что вам попался аккумулятор, у которого нет маркировки токовыводящих элементов «+» и «-», и они не обозначены цветами, например, красный / синий. А ещё у вас нет под рукой мультиметра. Что делать в такой ситуации? Какая полярность на аккумуляторе? Есть несколько народных лайфхаков, которые помогут вам определить положительный и отрицательный контакты АКБ:
- Посмотрите на токовыводящие элементы и выявите среди них тот, который крупнее. Толстый это «плюс», а тонкий – «минус». Для достоверности можете измерить диаметр штангенциркулем: 19,5 мм «+» против 17,9 мм «-» (российский и европейский стандарт).
- Растворите в банке или стакане лимонную кислоту. Прикрутите по тонкому проводу на каждый токовыводящий контакт. Опустите оголённые концы проволоки в ёмкость с кислотой, не давая им коснуться (замкнуть). Тот провод, у которого начнётся электролиз воды и выделение водорода (заметное пузырение) – является «минусом», а второй «плюсом».
- Возьмите сырой картофель, разрежьте пополам и воткните в него два провода, подключённые к аккумулятору. Расстояние между контактами 3 – 5 см. Через несколько секунд область картофеля вокруг одного контакта проволоки начнёт слегка зеленеть. Это «плюс».
Если такой чуждый аккумулятор без опознавательных маркировок стоит на машине, то здесь можно отследить куда уходят провода: плюсовой идёт на генератор и стартер, а минусовой на кузов.
Резюме
Узнать полярность аккумулятора достаточно просто. Поверните его к себе и выясните по маркировке «+» / «-», с какой стороны плюсовой вывод, а с какой минусовой. Если на АКБ нет обозначений, то используйте для диагностики народные лайфхаки.
Полярность аккумулятора — это свойство, которое определяет направление потока электрического тока внутри аккумулятора при его зарядке или разрядке. Представлена в виде расположения клемм на корпусе АКБ относительно края или передней части.
Ниже рассмотрим, почему стоит уметь распознавать полярность, как ее правильно определить, какая она бывает.
Почему это важно знать
В каждом аккумуляторе есть два электрода — положительный и отрицательный. Когда аккумулятор разряжен, на его электродах нет разницы потенциалов и направление тока не определено.
Однако, при подключении внешнего источника электрической энергии ток начинает течь через аккумулятор, что приводит к разделению зарядов на электродах и возникновению полярности.
При этом положительный электрод становится более заряженным, чем отрицательный, а направление тока всегда идет от положительного электрода к отрицательному.
Когда вы знаете полярность аккумулятора, вы можете правильно подключить зажимы к соответствующим клеммам на автомобиле. Если вы перепутаете «плюс» и «минус», может произойти короткое замыкание, повреждение системы зажигания, электрики, а также возможно, выйдет из строя сам аккумулятор.
Как правильно определить полярность АКБ
В зависимости от марки и модели автомобиля аккумуляторная батарея может устанавливаться по-разному. Устройство может крепится боком, с небольшим разворотом, выводами к себе или от себя.
Для проверки сделайте следующее:
- Разверните АКБ (мысленно) таким образом, чтобы выводы были ближе к вам.
- Посмотрите, где находится «плюс». Если с левой стороны, полярность является прямой, а с правой — обратной.
Прямая полярность
Особенность прямой полярности в том, что «плюс» находится с левой стороны, а «минус» справа.
Такой вариант размещения используется на машинах многих стран-производителей:
- Россия — Ваз, Уаз, Газ.
- Китай — Черри, Лифан и т. д.
- США — Додж, Крайслер, Хаммер и другие.
Обратная полярность
Особенность обратной полярности в том, что «плюс» находится справа, а «минус» слева.
Такой вариант расположения выводов является более редким явлением. Встречается на машинах производства Европы, Японии и Корее.
Читайте также:
Универсальная полярность
Этот тип полярности характерен для специальной техники или моторных лодок. Особенность батарей в том, что выводы находятся на продольной оси или разных углах.
Если провод не дотягивается до требуемой клеммы, достаточно повернуть АКБ на 180 градусов.
Читайте также:
Как определить полярность? Народные лайфхаки
Бывают ситуации, когда на аккумуляторе нет маркировки, и определить полярность не удается.
Подключите мультиметр к клеммам в режиме вольтметра. Если на дисплеи будет цифра с минусом, значит красный провод подключен к минусовой клемме, а черный к плюсовой. Если цифра без минуса, значит, наоборот.
При отсутствии под рукой мультиметра можно использовать несколько альтернативных методов проверки.
Если АКБ установлен на машине:
- Обратите внимание на кабель, подключенный к положительному выводу аккумулятора. Обычно он красного цвета, а провод, который идет к отрицательному выводу — черного.
- Попробуйте запустить автомобиль. Если батарея установлена неправильно, двигатель не заведется, или может сработать система защиты от обратной полярности.
- Проследите, к чему подключаются провода с выводов. Минусовой кабель идет к массе, а «плюсовой — к генератору.
Если АКБ не установлено на авто:
- Найдите более крупный вывод. Более толстая клемма, как правило, является «плюсом», а тонкая — «минусом». По европейскому стандарту толщина «плюса» составляет 19.5 мм, а «минуса» — 17.9 мм.
- Отыщите сырую картошку и разрежьте ее пополам. Воткните в каждую из половинок провода, подключенные аккумулятору. Расстояние между проводами должно быть от 30 до 50 мм. Смотрите на место, в которое установлен провод. Если оно становится зеленым, это «плюс».
- Подготовьте лимонную кислоту и растворите ее в банке. Прикрутите по тонкому проводу каждый из выводов, опустите оголенные края в тару с кислотой без замыкания. Провод, у которого начинается электролиз и появление пузырей — «минус». Второй, соответственно — «плюс». Тоже самое можно проделать с простой водой.
- Обратите внимание на подключение проводов. «Минус» всегда подключается к кузову.
- Использование кулера. Возьмите любой рабочий кулер от компьютера с поддержкой 5 – 12В. Подключите красный и черный провода к АКБ (любые другие провода игнорируйте, к примеру, желтый – датчик оборотов). Если лопасти начали вращаться, значит красный провод подключён к плюсовой клемме, а черный к минусовой. В ином случае вращение лопастей не будет.
Читайте также:
Ответы на часто задаваемые вопросы?
Мы подготовили ответы на часто возникающие вопросы.
Как подключить аккумулятор другой полярности?
Во избежание проблем важно покупать АКБ соответствующей полярности. В крайнем случае, можно использовать удлинитель из проводов подходящего сечения.
Что будет, если подключить аккумулятор с другой полярностью?
Результатом такого шага будет короткое замыкание. Сразу после подключения появятся искры, а оборудование начнет щелкать.
Что будет, если перепутать «плюс» и «минус» в аккумуляторе?
Ситуация схожа с описанной выше. Если в момент установки машина была заведена, сгорит диодный мост. На машинах с ЭБУ выпадет ошибка. Для устранения неисправностей придется провести диагностику и выявить поломку.
Что будет, если перепутать плюс с минусом при зарядке аккумулятора?
При ошибочном подключении страдает само ЗУ. Если устройство имеет высокое качество и цену, сгорают только вставки плавкие.
При ошибочном подключении контактов в китайских моделях может сгореть все устройство.
Многие зарядные устройства имеют защиту от такой ситуации, здесь важно изучить характеристики устройства.
Читайте также:
Итог
Зная полярность аккумулятора, можно сэкономить время при выборе новой батареи и избежать необходимости возврата неподходящего устройства. Кроме того, вы исключаете риски ошибочного подключения с последствиями для автомобиля или зарядного устройства.
Важный элемент электропитания автомобиля — АКБ (аккумуляторная батарея). Заряженное и правильно установленное устройство запускает двигатель и помогает начать движение. Но в российских и зарубежных моделях авто используются аккумуляторы с разной полярностью. И если при зарядке, «прикуривании» или подключении перепутать клеммы, то последствия для АКБ или авто могут быть весьма плачевными.
Что такое полярность в аккумуляторе и какая она бывает
В аккумуляторах под полярностью подразумевают расположение токопроводящих элементов на крышке оборудования. К этим контактам и подключают электроцепь авто или зарядное устройство. В зависимости от расположения плюсовой и минусовой клеммы и определяется полярность устройства.
АКБ с прямой полярностью устанавливались на всех советских автомобилях.
Если смотреть на АКБ со стороны токовыводов, то при прямой полярности слева должен находиться плюсовой контакт, справа — минусовой. При обратной — клеммы будут расположены наоборот.
В батареях для грузовых авто расстановка клемм другая. В отличие от АКБ для легковушек, здесь контакты расположены не спереди, а слева. Если аккумулятор с прямой схемой — то ближайший к вам контакт будет плюсов, если обратную — то минусовым.
Вид на лицевую сторону АКБ грузового автотранспорта.
Как определить полярность аккумулятора
Если вы делаете заказ в интернет-магазине и не видите саму батарею, узнать схему подключения можно по маркировке выбранной батареи. Буквой «R», цифрой «0» или сокращением «о.п.» обозначаются модели с обратной полярностью, устройства с прямой отмечаются «L», «1» или «п.п.». В описании к оборудованию также встречаются понятия «российская» («азиатская») и «европейская» полярность: первая является прямой, вторая — обратной.
Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.
К сожалению, маркировка на изделии не всегда соответствует действительности, а иногда и вовсе отсутствует, в описании указывают недостоверную информации, а продавцы — не разбираются в вопросе полярности. Чтобы не потратить деньги зря, и тем более не повредить механизмы авто, внимательно и ответственно подходите к выбору батареи и не покупайте у сомнительных продавцов.
Помните, материальные потери после неправильного подключения АКБ вам никто не компенсирует, ведь такой случай не является гарантийным.
Как подключить аккумулятор другой полярности
Устанавливать на авто нужно именно те батареи, на которые оно рассчитано. Но если по какой-либо причине необходимо подключить АКБ другой полярности, сделайте это с помощью удлинения одного из подходящих проводов. Только помните, безопасно провести такой «трюк» можно лишь с минусовым контактом (так как он является массой). Наращивание плюсового провода может привести к печальным последствиям.
Что будет, если перепутать полярность
Если при подключении вы перепутали клеммы, но быстро опомнились и отключили батарею — считайте, вам повезло. В противном случае такая оплошность приведет к проблемам.
-
Короткое замыкание. При удачном исходе вы лишь увидите искры и услышите электрические щелчки. Если сразу не разъединит контакты, провода начнут плавиться и дымить. При быстрой реакции, максимум, который ожидает — перегоревшие предохранители.
-
Пожар. Выходной ток с аккумулятора составляет 55-60 А. Этого достаточно, чтобы мелкие провода начали плавиться и стали причиной возгорания паров бензина.
Для батареи такие «эксперименты» тоже не проходят бесследно. Хотя новая АКБ вряд ли пострадает, в старой с большой вероятностью посыпятся плюсовые пластины, что снизит мощность аккумулятора и для старта двигателя ее уже не хватит.
Кстати, подсоединить минусовой провод к плюсовой клемме в большинстве случаев без применения молотка не получится. Производители намеренно делают диаметр плюсового контакта несколько больше, чтобы минимизировать количество подобных проблем.
В настоящее время стандартными являются именно контакты «европейских» АКБ.
Кроме предохранителей, о которых писали выше, также можно спалить:
-
бортовой компьютер (или электронный блок управления);
-
диодный мост, установленный для защиты генератора от подобных «неполадок»;
-
сигнализацию, а точнее триггеры, которые нужны для ее работы;
-
провода, на которых есть нагрузка (любые, а не только подходящие к аккумулятору).
При неправильном подключении зарядного устройства скорее всего пострадает сам зарядник: в дорогих моделях сгорят предохранители, дешевое китайской устройство может выгореть полностью.
Если неправильно подключить контакты при прикуривании, то замыкание гарантировано. Чтобы минимизировать последствия ошибки, отсоединить провода надо в течении 1-2 минут (за это время они нагреются и начнут плавиться, а это уже может привести к пожару).
Аккумулятор (АКБ) – основной источник электрического тока в автомобиле, основными характеристиками которого являются номинальная емкость и ток холодного запуска, подаваемый на стартер. Однако есть еще одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи – его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.
Дело в том, что современный модельный ряд аккумуляторов представлен моделями отечественного и европейского производства и двумя основными вариантами полярности – прямой и обратной (прочие варианты встречаются крайне редко и в РФ не используются). В чем различие между ними, и почему важно выбирать АКБ с правильной полярностью, соответствующей техническим требованиям автомобиля?
Следует понимать, что разная полярность аккумуляторов никак не отражается на их производительности – батареи с прямой и обратной полярностью работают совершенно идентично. Разница только в геометрии токовыводов (лево-право) и ограничениях по применению – аккумуляторы с прямой полярностью используются в автомобилях отечественного производства, а обратная полярность характерна для батарей европейских и американских авто. Эти различия следует обязательно учитывать при подключении АКБ к клеммам стартера на автомобиле.
Прямая полярность
Российская (прямая) полярность аккумулятора маркируется цифрой «1» и подходит для большинства автомобилей отечественного автопрома (кроме некоторых моделей последнего поколения и экспортных комплектаций). В таких аккумуляторах на лицевой панели плюсовая клемма находится слева, а минусовая – справа. Чтобы исключить ошибки при подключении, на корпусе аккумулятора обычно токовыводы помечены значками «+» и «-».
Обратная полярность
Европейская (обратная) полярность – это практически полный модельный ряд европейских, японских, корейских и американских автомобилей. АКБ с обратной полярностью маркируются значком «0». В них плюсовая клемма будет на лицевой панели справа, а минусовая – слева.
Существуют еще аккумуляторы с диагональным расположением токовыводов (маркируются значком «2»), а также европейские АКБ для грузовиков с обратной боковой полярностью («3»), и отечественные АКБ для грузовиков («4») с прямой боковой полярностью. Чтобы не ошибиться при их подключении, следует внимательно следить за цифровой маркировкой моделей батарей.
Почему это важно?
Купить по ошибке аккумулятор с неподходящей для автомобиля полярностью или неправильно подключить к АКБ клеммы может иногда даже опытный водитель: внешне и по техническим характеристикам батареи с прямой и обратной полярностью могут ничем не отличаться.
В тоже время, неправильное подключение полярностей опасно для автомобиля множеством неприятных последствий: быстрой разрядкой аккумулятора, коротким замыканием (горят предохранители), воспламенением электропроводки, разрушением самого аккумулятора, выходом из строя ЭБУ (бортового компьютера) или генератора, перегоранием предохранителей АКБ, системы освещения авто, сигнализации и печки. При неправильном подключении аккумулятора к зарядному устройству, сгорит зарядное устройство, а при подзарядке одного АКБ от другого («прикуривание») – могут сгореть обе батареи и даже оба автомобиля.
Самостоятельное определение полярности
Если номерная маркировка аккумуляторов и символы токовыводов («+» и «-») отсутствуют на корпусе батареи, воспользуйтесь тестером (мультиметр или вольтметр), который точно определит полярность токовыводов аккумулятора. Прибор, подключенный к токовыводам щупами, покажет наличие положительного напряжения при правильном подключении, и отрицательное – при неправильном.
Кроме того, на большинстве моделей АКБ положительный контакт чаще всего помечен красным цветом (обычно такая маркировка практически не стирается), а его размер обычно больше, чем у отрицательного токовывода. Следует помнить, что для некоторых моделей аккумуляторов американского производства эти методы определения полярности не действуют: сама батарея просто не имеет штырей токовыводов (вместо них выемки под контакты).
Использование аккумуляторов с неподходящей полярностью
Если вы по ошибке купили аккумулятор с полярностью, которая не соответствует техническим требованиям вашего автомобиля, то теоретически такой АКБ можно использовать (хотя и нежелательно), развернув его другой стороной в гнезде под капотом. Но вы рискуете столкнуться с тем, что вам не хватает длины одного из клеммных кабелей, который придется наращивать пусковыми проводами.
Специалисты не рекомендуют делать этого, так как можно ошибиться в расчете сечения кабеля и сжечь всю электрику на автомобиле. Проще поменять АКБ у продавца, а еще лучше – заранее разобраться с полярностью авто и при покупке сразу заказывать ту батарею, которая рекомендована производителем авто.