Как найти полярность на аккумуляторе

На сайте по продаже новых аккумуляторов, просматривая ассортимент, можно наткнуться на данный пункт в описании АКБ: полярность — обратная, или полярность — прямая.

Что такое полярность аккумулятора?

Полярность аккумуляторной батареи — это расположение токовыводов (клемм) на верхней крышке АКБ относительно края корпуса батареи или его лицевой стороны.

Как она определяется?

Дело в том, что в машине аккумулятор может быть установлен по разному: боком, полубоком, клеммами от себя и клеммами к себе. На некоторых марках авто аккумулятор может быть как прямой, так и обратной полярности. Иной раз, сами автовладельцы переделывают посадочное место для аккумулятора, чтобы поставить АКБ не заводской полярности. Поэтому полярность всех аккумуляторов определяется путём разворачивания (не буквально, мысленно) АКБ клеммами ближе к себе. Далее мы смотрим, где положительный токовывод (плюс), а где отрицательный (минус). Если минус справа, а плюс слева — полярность прямая, если наоборот — обратная.
Давайте закрепим наглядно, как отличить обратную полярность от прямой, когда клеммами «к себе» и «от себя» (красная клемма — плюсовая, черная — минусовая):

Теперь закрепим на примере установленного аккумулятора в машине:

Пример 1. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюсовая клемма будет слева. Значит делаем вывод: полярность – прямая.

Пример 2. Держим в голове правило: клеммами «к себе». Плюс справа, значит полярность – обратная.

Пример 3. Мысленно разворачиваем АКБ к себе. Плюс будет справа, значит полярность обратная.

Пример 4. Клемма с краю корпуса АКБ. Плюс слева. Полярность прямая.

Пример 5. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюс будет справа. Полярность обратная.

Зная полярность аккумулятора для вашей машины, вы экономите время при выборе нового АКБ и избавляете себя от потери времени на возврат, если случайно купили батарею с неподходящей полярностью. И не забудьте, что полярность аккумулятора определяется при расположении клемм «ближе к себе». Удачи!

Новые аккумуляторы по низким ценам вы можете приобрести на нашем сайте.

Есть одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи  – его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.


Содержание:

  1. Что такое полярность
  2. Виды полярности
  3. Как определить полярность
  4. Что будет, если перепутать полярность?
  5. Народные лайфхаки: как определить полярность?
  6. Резюме

Когда вам понадобится новый аккумулятор для автомобиля, и вы придёте в магазин, то продавец обязательно спросит вас: «Хотите узнать полярность батареи на вашем авто?». И тут вы наверняка растеряетесь. Во-первых, для многих само определение «полярность» окажется неизвестным. Во-вторых, мало кто помнит, с какой стороны «плюс» и «минус» на батарее его авто. В-третьих, мало кто знает, как правильно определить полярность аккумулятора: с какого боку подойти к нему; как его повернуть к себе; развернуть или отвернуть. Об этом всём вы узнаете далее, а также о том, как определить полярность без каких-либо приборов, применив народные лайфкахи.

Как определить полярность аккумулятора

Что такое полярность

Аккумуляторная батарея автомобиля – это первичный источник электропитания (вторичный генератор). Представляет собой перезаряжаемое устройство и обладает рядом технических характеристик, таких как: размер корпуса, номинальная ёмкость, сила тока и величина напряжения. Кроме всего перечисленного не менее важным является и такой параметр как полярность.

Полярность – это расположение 2-х токовыводящих элементов АКБ: плюс и минус. Они размещаются на корпусе так, чтобы клеммы силовых проводов подключались к ним без дефицита длины. Ведь в целях экономии производители рассчитывают каждый миллиметр провода. Попробуйте-ка развернуть батарею и уже вряд ли сможете накинуть клеммы на положительный или отрицательный вывод АКБ.

Виды полярности

Современный авторынок предлагает широкую группу аккумуляторов разного вида для машин. Есть классические кислотные, щелочные, гелевые и другие. Но все автомобильные аккумуляторы работают по одной схеме. Поэтому токовыводящих элемента у них всего 2: положительный и отрицательный. В зависимости от производителя «плюс» и «минус» могут располагаться диаметрально противоположно. Поэтому существует два вида полярности:

  1. Прямая.
  2. Обратная.

Первая часто встречается на автомобилях российского производства, а вторая на иномарках из стран Европы.

Прямая

Прямую полярность часто называют «российской», потому что расположение токовыводящих элементов разработано ещё в СССР и унаследовано производителями РФ. Российская полярность определяется так:

  • положительный вывод слева;
  • отрицательный справа.

Такая конструкция АКБ встречается на всех моделях LADA и УАЗ, даже последних модификаций.

Обратная

Обратная полярность (менеджеры по продажам АКБ называют её «европейской») определяется следующей позицией:

  • положительный вывод справа;
  • минусовой вывод слева.

Такой тип аккумуляторов стоит почти на всех моделях: Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover и других.

Как определить полярность

Если у вас не российская и не европейская модель автомобиля, а допустим, американская, японская или китайская, то вы сможете определить полярность АКБ достаточно просто. Для этого встаньте у машины так, чтобы батарея «смотрела» клеммами на вас. Если «-» слева, а «+» справа, – то это обратный тип. Если наоборот, то – прямой. Дело в том, что АКБ может быть размещён на автомобилях по-разному: клеммами вперёд, назад или вбок. Именно поэтому вам необходимо всегда становиться перед батареей таким образом, чтобы она находилась перед вами фронтально. Ведь если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.

Что будет, если перепутать полярность?

Даже профессиональные водители могут нечаянно накинуть минусовую клемму на плюсовой вывод АКБ. Как правило, такое случается в спешке, например, во время экстренного ремонта машины на трассе. При этом затянуть колодку не получится, потому что у выводов АКБ разные диаметры: 19,5 мм (+) и 17,9 мм (-). У азиатских машин что-то подобное: 12,7 мм против 11,1 мм. Однако, даже мгновенное прикасание разнополярных контактов способно доставить массу неприятных последствий, таких как:

  1. Перегорание реле и предохранителей.
  2. Взрывы конденсаторов и диодов.
  3. Сгорает коммутатор.
  4. Плавится проводка.
  5. Появляются проблемы с сигнализацией.

Электронный блок управления (ЭБУ) повреждается редко, так как у современных машин хорошая защита от коротких замыканий. Но даже перечисленных неисправностей хватит для обстоятельного беспокойства, а иногда и серьёзного ремонта, например, замены коммутатора или генератора.

Народные лайфхаки: как определить полярность?

Представьте, что вам попался аккумулятор, у которого нет маркировки токовыводящих элементов «+» и «-», и они не обозначены цветами, например, красный / синий. А ещё у вас нет под рукой мультиметра. Что делать в такой ситуации? Какая полярность на аккумуляторе? Есть несколько народных лайфхаков, которые помогут вам определить положительный и отрицательный контакты АКБ:

  1. Посмотрите на токовыводящие элементы и выявите среди них тот, который крупнее. Толстый это «плюс», а тонкий – «минус». Для достоверности можете измерить диаметр штангенциркулем: 19,5 мм «+» против 17,9 мм «-» (российский и европейский стандарт).
  2. Растворите в банке или стакане лимонную кислоту. Прикрутите по тонкому проводу на каждый токовыводящий контакт. Опустите оголённые концы проволоки в ёмкость с кислотой, не давая им коснуться (замкнуть). Тот провод, у которого начнётся электролиз воды и выделение водорода (заметное пузырение) – является «минусом», а второй «плюсом».
  3. Возьмите сырой картофель, разрежьте пополам и воткните в него два провода, подключённые к аккумулятору. Расстояние между контактами 3 – 5 см. Через несколько секунд область картофеля вокруг одного контакта проволоки начнёт слегка зеленеть. Это «плюс».

Если такой чуждый аккумулятор без опознавательных маркировок стоит на машине, то здесь можно отследить куда уходят провода: плюсовой идёт на генератор и стартер, а минусовой на кузов.

Резюме

Узнать полярность аккумулятора достаточно просто. Поверните его к себе и выясните по маркировке «+» / «-», с какой стороны плюсовой вывод, а с какой минусовой. Если на АКБ нет обозначений, то используйте для диагностики народные лайфхаки.

Полярность аккумулятора — это свойство, которое определяет направление потока электрического тока внутри аккумулятора при его зарядке или разрядке. Представлена в виде расположения клемм на корпусе АКБ относительно края или передней части.

Ниже рассмотрим, почему стоит уметь распознавать полярность, как ее правильно определить, какая она бывает.

Почему это важно знать

В каждом аккумуляторе есть два электрода — положительный и отрицательный. Когда аккумулятор разряжен, на его электродах нет разницы потенциалов и направление тока не определено.

Однако, при подключении внешнего источника электрической энергии ток начинает течь через аккумулятор, что приводит к разделению зарядов на электродах и возникновению полярности.

При этом положительный электрод становится более заряженным, чем отрицательный, а направление тока всегда идет от положительного электрода к отрицательному.

Когда вы знаете полярность аккумулятора, вы можете правильно подключить зажимы к соответствующим клеммам на автомобиле. Если вы перепутаете «плюс» и «минус», может произойти короткое замыкание, повреждение системы зажигания, электрики, а также возможно, выйдет из строя сам аккумулятор.

Как правильно определить полярность АКБ

В зависимости от марки и модели автомобиля аккумуляторная батарея может устанавливаться по-разному. Устройство может крепится боком, с небольшим разворотом, выводами к себе или от себя.

Для проверки сделайте следующее:

  1. Разверните АКБ (мысленно) таким образом, чтобы выводы были ближе к вам.
  2. Посмотрите, где находится «плюс». Если с левой стороны, полярность является прямой, а с правой — обратной.

Прямая полярность
Обратная полярность

Прямая полярность

Особенность прямой полярности в том, что «плюс» находится с левой стороны, а «минус» справа.

Такой вариант размещения используется на машинах многих стран-производителей:

  1. Россия — Ваз, Уаз, Газ.
  2. Китай — Черри, Лифан и т. д.
  3. США — Додж, Крайслер, Хаммер и другие.

Обратная полярность

Особенность обратной полярности в том, что «плюс» находится справа, а «минус» слева.

Такой вариант расположения выводов является более редким явлением. Встречается на машинах производства Европы, Японии и Корее.

Читайте также:

Универсальная полярность

Этот тип полярности характерен для специальной техники или моторных лодок. Особенность батарей в том, что выводы находятся на продольной оси или разных углах.

Если провод не дотягивается до требуемой клеммы, достаточно повернуть АКБ на 180 градусов.

Читайте также:

Как определить полярность? Народные лайфхаки

Бывают ситуации, когда на аккумуляторе нет маркировки, и определить полярность не удается.

Подключите мультиметр к клеммам в режиме вольтметра. Если на дисплеи будет цифра с минусом, значит красный провод подключен к минусовой клемме, а черный к плюсовой. Если цифра без минуса, значит, наоборот.

При отсутствии под рукой мультиметра можно использовать несколько альтернативных методов проверки.

Если АКБ установлен на машине:

  1. Обратите внимание на кабель, подключенный к положительному выводу аккумулятора. Обычно он красного цвета, а провод, который идет к отрицательному выводу — черного.
  2. Попробуйте запустить автомобиль. Если батарея установлена неправильно, двигатель не заведется, или может сработать система защиты от обратной полярности.
  3. Проследите, к чему подключаются провода с выводов. Минусовой кабель идет к массе, а «плюсовой — к генератору.

Если АКБ не установлено на авто:

  1. Найдите более крупный вывод. Более толстая клемма, как правило, является «плюсом», а тонкая — «минусом». По европейскому стандарту толщина «плюса» составляет 19.5 мм, а «минуса» — 17.9 мм.
  2. Отыщите сырую картошку и разрежьте ее пополам. Воткните в каждую из половинок провода, подключенные аккумулятору. Расстояние между проводами должно быть от 30 до 50 мм. Смотрите на место, в которое установлен провод. Если оно становится зеленым, это «плюс».
  3. Подготовьте лимонную кислоту и растворите ее в банке. Прикрутите по тонкому проводу каждый из выводов, опустите оголенные края в тару с кислотой без замыкания. Провод, у которого начинается электролиз и появление пузырей — «минус». Второй, соответственно — «плюс». Тоже самое можно проделать с простой водой.
  4. Обратите внимание на подключение проводов. «Минус» всегда подключается к кузову.
  5. Использование кулера. Возьмите любой рабочий кулер от компьютера с поддержкой 5 – 12В. Подключите красный и черный провода к АКБ (любые другие провода игнорируйте, к примеру, желтый – датчик оборотов). Если лопасти начали вращаться, значит красный провод подключён к плюсовой клемме, а черный к минусовой. В ином случае вращение лопастей не будет.

Читайте также:

Ответы на часто задаваемые вопросы?

Мы подготовили ответы на часто возникающие вопросы.

Как подключить аккумулятор другой полярности?

Во избежание проблем важно покупать АКБ соответствующей полярности. В крайнем случае, можно использовать удлинитель из проводов подходящего сечения.

Что будет, если подключить аккумулятор с другой полярностью?

Результатом такого шага будет короткое замыкание. Сразу после подключения появятся искры, а оборудование начнет щелкать.

Что будет, если перепутать «плюс» и «минус» в аккумуляторе?

Ситуация схожа с описанной выше. Если в момент установки машина была заведена, сгорит диодный мост. На машинах с ЭБУ выпадет ошибка. Для устранения неисправностей придется провести диагностику и выявить поломку.

Что будет, если перепутать плюс с минусом при зарядке аккумулятора?

При ошибочном подключении страдает само ЗУ. Если устройство имеет высокое качество и цену, сгорают только вставки плавкие.

При ошибочном подключении контактов в китайских моделях может сгореть все устройство.

Многие зарядные устройства имеют защиту от такой ситуации, здесь важно изучить характеристики устройства.

Читайте также:

Итог

Зная полярность аккумулятора, можно сэкономить время при выборе новой батареи и избежать необходимости возврата неподходящего устройства. Кроме того, вы исключаете риски ошибочного подключения с последствиями для автомобиля или зарядного устройства.

Аккумулятор — важная часть автомобиля, которая обеспечивает питание стартера для запуска мотора. Подключение АКБ к бортовой проводке выполняется через полюсные выводы (клеммы), выведенные на верхнюю панель корпуса. Батарея необходима не только для выработки энергии автомобиля, но и для ее накапливания и сохранения. Поэтому клеммы выполняют еще одну важную задачу — корректное взаимодействие аккумулятора и генератора, вырабатывающего энергию. Главное при их подключении — правильно установить полярность аккумулятора.

Конструкция клемм

Прежде чем рассказать, как определяется полярность АКБ, выясним, что представляют собой клеммы. Это электротехнический элемент на лицевой панели аккумулятора, служит для подсоединения стартерной батареи к бортовой сети авто. АКБ могут выпускаться по разным стандартам, поэтому клеммы различаются своим устройством. На них возлагаются следующие функции:

  • соединение батареи с генератором, стартером и другими потребителями тока;
  • быстрая установка и демонтаж аккумулятора;
  • стабильный электрический контакт;
  • защита от короткого замыкания.

Что такое полярность

В АКБ под полярностью подразумевается расположение токопроводящих элементов на крышке оборудования. Если взять устройство с неподходящими клеммами, при подключении могут возникнуть сложности. А неправильное подсоединение грозит более серьезными проблемами, вплоть до выхода из работоспособного состояния всей проводки автомобиля.

Модельный ряд аккумуляторных батарей представлен моделями российского и европейского производства. Полярность может быть прямой и обратной. Независимо от выбранного типа, производительность АКБ не меняется. Разница состоит только в конструкции токовыводящих каналов и ограничениях в их применении — модели с прямой полярностью применяются в авто российского производства, а с обратной — в европейских и американских. Эти параметры нужно учитывать при подключении АКБ к клеммам.

Прямая

«Отечественная» полярность подходит практически для всех моделей российского автопрома, кроме авто последних годов выпуска и некоторых экспортных марок. Маркируется цифрой «1». Плюсовая клемма в них выведена на лицевой панели в левой части, а минусовая — в правой. Для исключения ошибок при подсоединении они обозначаются на корпусе как «+» и «-».

Обратная

Отличие от АКБ с прямой полярностью заключается в расположении клемм в другом порядке, то есть минусовая выведена слева, а плюсовая — справа. Маркируется цифрой «0».

По техническим параметрам различия между АКБ с разной полярностью отсутствуют. Но это не означает, что на машину можно поставить любую модель, исходя исключительно из ее габаритов.

Как установить полярность

Чтобы определить полярность батареи, необходимо развернуть ее лицевой стороной. При этом токовыводящие элементы должны располагаться внизу. Обычно здесь находится этикетка с техническими параметрами и схемой, которая указывает, как выполнить установку. Когда маркировки на АКБ нет, нужно обратить внимание на крышку. Если при развороте слева будет расположен «+», модель имеет прямую полярность, если «-», то обратную.

У большинства моделей плюсовой контакт помечен красным цветом, а его размер немного больше, чем у минусового выхода. Отрицательный вывод может быть синего или черного цвета. Также определить тип АКБ можно по обозначениям:

  • прямая — R (от англ. Right);
  • обратная — L (от англ. Left).

Установить полярность можно мультиметром. Для этого необходимо включить его на замер напряжения и щупами коснуться к клеммам АКБ. Если напряжение будет положительное, то под щупом красного цвета находится «+», а под черным «-». При отрицательном напряжении, наоборот — под красным расположен «—», под черным «+».

Что будет, если неверно установить полярность

Неправильная полярность опасна для машины такими последствиями:

  • разрядка батареи;
  • короткое замыкание;
  • возгорание электропроводки;
  • поломка компьютера, подключенной техники;
  • выгорание предохранителей.

Первый сигнал, что клеммы подключены некорректно — сильный перегрев проводов. В самой плохой ситуации может плавиться проводка.

Также неправильно определенный параметр может повлечь за собой проблемы при установке клемм — недостаточной длины проводков для подключения. Из-за конструктивных особенностей перевернуть батарею и поставить ее по-другому не получится.

Смена полярности АКБ

Производитель не предполагает возможности менять полярность, но в экстренных ситуациях есть способы сменить выводы местами. В таком случае можно обойтись без удлинителя электропроводки и восстановить работу элемента питания. Смена выполняется в следующей последовательности:

  • полная разрядка АКБ;
  • снятие крышки, переподключение проводов;
  • подключение аккумулятора к зарядке;
  • полное отключение при закипании секций.

Зарядка начинается с величины тока — 10% от емкости АКБ с последовательным снижением до 2А. Также нужно увеличить сопротивление, снижая нагрев в секциях. Не рекомендуется делать переполюсовку с батареями, где установлены тонкие пластины из свинца и диоксида. Они могут легко разрушиться в процессе.

Полярность является основным параметром при выборе аккумуляторной батареи. Если вы покупаете отечественные АКБ, ищите данные в характеристиках. Что касается батарей европейских брендов, их маркировка хоть и имеет сведения о полярности, она менее информативна, чем у американских моделей. В стандартах DIN или ETN, например, принято указывать цифровое обозначение конструктива АКБ, а не отдельное обозначение полярности.

Самому понять такую кодировку все-таки сложно, но эти стандарты описывают способ крепления, что имеет значение для установки некоторых моделей.

При выборе полярности ни в коем случае нельзя экспериментировать. Если самостоятельно определить параметры не получается, обратитесь за помощью к специалистам.

Полярность автомобильного аккумулятора.

Многие клиенты нашего магазина при разговоре с продавцом часто задают один и тот же вопрос: какая полярность аккумулятора на моем автомобиле? Это один из самых важных параметров при подборе и его не следует игнорировать.

В данной статье мы постараемся объяснить что же такое полярность и зачем вообще она нужна. В данном вопросе очень легко разобраться, так как у этого параметра существует всего три значения: прямая, обратная и универсальная. Однако есть одна особенность: полярность легковых и грузовых АКБ определяется по-разному.

Как определить полярность легкового аккумулятора (до 110 ач).

Как определить полярность аккумулятора легкового автомобиля

Чтобы выяснить полярность легкового аккумулятора нужно обратить внимание на то, как расположены его клеммы. Для этого батарею необходимо развернуть (мысленно или фактически) контактами к себе. Обычно клеммы конструктивно располагаются ближе к одной из сторон источника питания (кроме моделей с универсальной полярностью), этой стороной и поворачиваем.

Как определить полярность грузового аккумулятора (более 110 ач).

Как определить полярность аккумулятора грузового автомобиля

В профессиональной среде полярность у грузовых АКБ принято определять другим способом, отличным от легковых. Разница в том, что корпус батареи необходимо располагать наоборот, клеммами от себя и в таком положении определять полярность.

Почему важно правильно определить полярность акб?

От этой характеристики зависит, сможете ли вы подключить батарею к бортовой сети автомобиля или нет. У всех популярных моделей аккумуляторов клеммы специально делают разного диаметра, а провода без запаса по длине. «Минус» всегда имеет меньший диаметр по сравнению с «плюсом». Благодаря этому, при подключении их невозможно перепутать.

Полярность аккумулятора: прямая, обратная, универсальная.

Прямая полярность аккумулятора означает, что плюсовая клемма будет находиться слева, относительно ближнего к наблюдателю края корпуса. Аккумуляторные батареи такого типа используются практически любыми автопроизводителями. Чаще всего  встречается на автомобилях, произведенных в Америке (Dodge, Chrysler, Hummer и т.д.), Китае (Chery, Lifan и т.д.) или России (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ).

Аккумуляторы обратной полярности являются наиболее распространенными. Устанавливаются на европейских, корейских или японских машинах (кроме тех, что произведены для внутреннего рынка Японии). Обратная полярность АКБ означает, что «минус» располагается слева, если повернуть электробатарею клеммами к себе.

Универсальная полярность аккумулятора характерна для тягачей, спецтехники или моторных лодок. У таких батарей  выводы для подключения к электропроводке  расположены на продольной оси корпуса, либо на его противоположных углах. Таким образом, если контактный провод не дотягивается до нужной клеммы, батарею можно развернуть на 180 градусов и она встанет «как влитая».

Добавить комментарий