Как найти поправку гирокомпаса

Девиация магнитного компаса уничтожается и определяется по необходимости и по усмотрению капитана , но не реже 1 раз в год.

Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать 3 градуса, а у путевого 5 градусов.

Постоянная поправка гирокомпаса определяется перед каждым выходом в рейс , а также после длительной стоянки судна.Стабильность поправки гирокомпаса следует систематически контролировать при плавании постоянными курсами и скоростью по пеленгам створов и небесных светил , при определении места судна по трем пеленгам и по сличению с магнитным .

Определение поправки компаса по береговым объектам.

Работу гироскопического и магнитного компасов следует контролировать систематически, пользуясь для определения поправок этих приборов любыми из доступных способов.

Определение поправки по пеленгу створа (веера створов).

Снимают с карты истинный пеленг ИП.
На ходу в момент пересечения створа или веера створов берут ГКП по гирокомпасу или ОКПK. по магнитному компасу.

Взятый ГКП (ОКПM.K.) сопоставляется с ИП (ОИП): Δ ГК = ИП – ГКП;                 Δ МК = ОИП – ОКП M.K.

Перед выходом на линию створа судно удерживают на данном курсе не менее 3 мин. Точность пеленгования повышается при КУ створа, близких к траверзным, при меньших расстояниях до переднего створного знака, при большем разносе створных знаков.

Определение поправки по пеленгам трёх ориентиров, нанесённых на карту.

Измеряют ГКП (ОКПK.) ориентиров, рассчитывают углы между ними.
Определяют место по двум горизонтальным углам.
Из обсервованной точки снимают ИП на ориентиры.
По формулам опр. три поправки компаса и рассчитывают среднюю из них.

Возможны варианты:

Определение поправки по пеленгам небесного светила.

Определение по сличению с другим компасом, поправка которого известна.

Расчёт поправки. Поправку магнитного компаса ΔМК рассчитывают как алгебраическую сумму приведённого к году плавания магнитного склонения d и девиации магнитного компаса Δ на данный компасный курс (Δ МК = d + Δ).

Склонение d снимают с карты в районе плавания и приводят к году плавания. Годовое увеличение (уменьшение) относится к абсолютной величине склонения   (к углу), а не к знаку.         Может быть так, что в своём годовом изменении величина склонения переходит через нуль, и тогда приведённое к месту плавания склонение будет противоположным по знаку склонения, указанного на карте.

Девиация магнитного компаса Δ, как правило, выбирается из таблицы остаточной девиации на данный компасный курс. Однако девиация, определённая в конкретных магнитных условиях, изменяется в зависимости от изменения магнитной широты плавания, перемещения судового железа, изменение загрузки судна, крена и дифферента, от производства сварочных работ, изменение токоведущих частей на судне и др. Поэтому в процессе плавания девиацию также определяют любым из доступных методов.

Определение девиации по пеленгам створов, истинное направление которых ИП известно.

Определение девиации по пеленгам отдалённого ориентира, положение которого известно.

Определение девиации по сличению показаний магнитного и гироскопического компасов (Δ ГК известна).

Девиация магнитного компаса уничтожается и определяется по необходимости и по усмотрению капитана, но не реже одного раза в год.

Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать = 30 , а у путевого = 50.

  1. Расчёт поправки гирокомпаса

Пусть
пелорус гирокомпаса и удалённый ориентир
имеют следующие координаты в геодезической
системе СК-95 на основе референц –
эллипсоида WGS-84:

φp1
= 28º36,189΄S,
λp1
= 145º17,321΄E;
φop
= 28º36,189΄S,
λop
= 145º16,421΄E

В
результате измерений гирокомпасные
пеленги удалённого ориентира получили
следующие значения:

ГКП1
= 268,3°;
ГКП2
= 268,3°;
ГКП3
= 269,2°;
ГКП4
= 269,2°
.

В
данном случае мы имеем равную широту
для репитера и ориентира, из этого
следует, что разность меридиональных
частей будет равна нулю, это также
означает, что линия соединяющая ориентир
и репитер будет проходить строго по
параллели т.е. ИП будет равен 90°
или 270°
в зависимости от знака разности долгот
в нашем случае она направлена к W.
Согласно вышеизложенным условиям ИП
на ориентир в нашем случае будет равен
270°

Получим
осреднённое значение измеренных
гирокомпасных пеленгов.

ГКПСР
=(268,9°
+ 268,9°
+ 269,2°
+ 269,2°)/4 = 269,05°.

Найдём
искомую поправку гирокомпаса

ΔГК
= Пр

ГКПср
= 270°– 269,05°
= +0,95°.

Вывод:
так как полученная поправка гирокомпаса
по абсолютной величине не превосходит
1°,
то меры по её снижению не предпринимаются.
Величина этой поправки принимается
для дальнейшего использования.

3. Расчеты по сличению компасов

В результате
сличения компасов в 2008 году плавания
были получены следующие данные: ГКК =
359,5˚; КК = 8,1˚; ΔГК = -1,2˚; магнитное склонение
карты (dк)
= 9,6˚w
1998 года; годовое изменение магнитного
склонения (Δd)
= 0,03˚ к W;
δ = +4,7˚.

  1. Приведём
    магнитное склонение к году плавания.
    В рассматриваемом случае

2.
Рассчитаем истинный курс по магнитному
компасу.

3. Рассчитаем
истинный курс по гирокомпасу.

4. Рассчитаем
разность по абсолютной величине между
истинным курсом по гирокомпасу и истинным
курсом по магнитному компасу.

Результаты
расчётов по сличению компасов

d

δ

ИКМК

ИКГК

‌Δ‌

9,9˚w

+4,7˚

2,9˚

358,3˚

˚

Вывод:
точность работы курсоуказателей
удовлетворительной считать нельзя, так
как разница между курсами по магнитному
и гирокомпасам превышает установленную
РШС-89 величину в 3° и составляет +4,6°.
Необходимо убедиться в отсутствии
поблизости магнитных аномалий и проверить
значения поправок курсоуказателей.

4. Расчёт поправок к измеренным эхолотом глубинам

Исходные
данные курсовой работы:

  • глубина,
    измеренная ЦУГ эхолота НЭЛ-М3Б Нэ
    = 1,5 м;

  • температура
    воды t
    = +30°;

  • соленость
    воды
    S = 39‰.

1.
Получим поправку ΔсtS
к скорости звука за температуруt и

солёность
S по табл. 2.9а МТ-2000. В результате
интерполирования по

t
поправка ΔсtS
получилась равной +55,7 м/с.

2.
Рассчитаем поправку ΔсН
к скорости звука в воде за глубину
по

табл.
2.9б МТ-2000. Для этого войдём в табл. 2.9б с
глубиной 1,5 м. В результате интерполирования
поправка ΔсН
получилась равной +0,0 м/с.

3.
Вычислим фактическую скорость звука в
воде по формуле Лероя:

c=c0+ ΔctS+ ΔcH= 1492,9 +55,7 + 0,0 = 1548,6 м/с.

4.
Получим поправку ΔН
за
отклонение фактической скорости

звука
в воде от расчётной скорости:

.м.

5.
Так как в результате требуемого округления
поправка ΔН
получилась равной 0,05, то значение
исправленной глубины будет отличаться
от глубины, измеренной эхолотом на
0,05м, т.е. Н = 1,55 м.

Нэ,
м

ΔсtS,
м/с

ΔсН,
м/с

с,
м/с

ΔН,
м

Н,
м

1,5

+55,7

+
0,0

1548,6

-0,05

1,55

Вывод:
поправка
к измеренной глубине не превышает по
абсолютной величине допустимую
инструментальную погрешность.
Следовательно, её не надо учитывать при
плавании на глубинах при данной
температуре забортной воды и её солёности.
Фактическая глубина воды под вибратором
принимается равной глубине, измеренной
эхолотом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Работа гирокомпаса основана на свойстве гироскопа (массивного диска-волчка), вращающегося с большой скоростью электромотором (превышающей 10 000 об/мин) в кардановом подвесе, устанавливаться осью волчка вдоль истинного (географического) меридиана Земли.
На него не оказывают влияние ни магнитные массы, ни электрические токи судовых установок.

Показания основного гирокомпаса, переданные через проводную синхронную передачу репитерам (приборам, повторяющим показания основного гирокомпаса) в ходовую рубку, позволяют штурманам определять курс судна в море без расчетов магнитного склонения и девиации.

Репитер гирокомпаса на мостике

Недостатки гирокомпаса: сложность конструкции и потребность в электрическом токе

Основной гирокомпас размещается на судне в специальном помещении, называемом гиропостом, расположенным в ДП судна, в районе мидель-шпангоута.

Гирокомпас на судах смешанного плавания является основным курсоуказателем.

Точность показаний гирокомпаса выше, чем у магнитного компаса, особенно на качке.

Главное же преимущество гирокомпаса в том, что его поправка в процессе эксплуатации более стабильна, чем девиация магнитного компаса.

Надежность работы гирокомпаса как сложного электромеханического устройства во многом зависит от уровня технического обслуживания.
В процессе эксплуатации у гирокомпаса могут возникать различные неисправности, вследствие которых иногда показания его становятся ошибочными. Обнаружить подобные неисправности обычно нелегко, поэтому необходимо систематически определять поправки гирокомпаса и производить сличение показаний гирокомпаса с магнитным компасом.

В комплект гирокомпаса входят:
– основной компас;
– приборы управления, контроля и питания;
– приборы курсоуказания

Поправки гирокомпаса

Принцип работы гироскопического компаса основан на свойстве свободного гироскопа удерживать направление своей оси в мировом пространстве.
Однако вследствие вращения Земли направление истинного меридиана меняет свое положение в пространстве со скоростью, зависящей от положения точки на земной поверхности.
Поэтому в гирокомпасе имеется специальное приспособление, которое заставляет ось гироскопа прецессировать со скоростью вращения плоскости истинного меридиана.
На движущемся судне ось чувствительного элемента гирокомпаса стремится занять положение не в истинном меридиане, а в гироскопическим под некоторым углом к истинному меридиану δV, называемым скоростной девиацией (погрешностью).

В силу ряда механических и технических причин ось чувствительного элемента гирокомпаса занимает это положение не точно, а находится под некоторым углом А к гироскопическому меридиану.
Вертикальная плоскость, проходящая через главную ось (0 — 180°) чувствительного элемента гирокомпаса, называется плоскостью гирокомпасного меридиана.

В пересечении с плоскостью истинного горизонта эта плоскость дает гирокомпасный меридиан.

Угол между плоскостью истинного меридиана и гирокомпасным меридианом называется поправкой гирокомпаса (ΔГК).

Как видно из вышеуказанных рассуждений, поправка гирокомпаса складывается из двух величин: скоростной девиации δV и постоянной на всех курсах поправки А
ΔГК =δV +Δ
Скоростная девиация, зависит от истинного курса, скорости судна и широты места.

Во многих типах гирокомпасов скоростная девиация автоматически исключается из показаний с помощью специального устройства — корректора.

В этом случае поправка гирокомпаса остается постоянной на всех курсах.

У гирокомпасов типа «Амур», наиболее используемых на судах речфлота РФ, в комплекте не предусмотрен корректор, поэтому величину δV находят с помощью специальной линейки или выбирают из таблиц по φ, ИК и V.

Гирокомпас “Амур”

Все направления, измеренные относительно гирокомпасного меридиана, называют гирокомпасными (гирокомпасный курс ГКК, гирокомпасный пеленг ГКП).

Рис. Гирокомпасные направления

При маневрировании судна под воздействием ускорений гирокомпас выходит из гироскопического меридиана на некоторый угол, появляются так называемые инерционные погрешности первого и второго рода.

После маневра эти погрешности постепенно уменьшаются, и гирокомпас снова приходит в меридиан.
Для уменьшения влияния инерционных погрешностей на точность судовождения рекомендуется определять место с использованием гирокомпаса и поправку компаса не ранее 10 — 15 мин после поворота.

Репитер гирокомпаса

Работа (показания) гирокомпаса постоянно (особенно при каждом изменении курса) контролируется путем сличения курсов с магнитным компасом.

Современный гирокомпас

Добавить комментарий