Как найти поселение староверов в

Редакция сайта «Русская вера», да и другие старообрядческие информационные ресурсы, периодически получают от читателей вопросы, многие из которых связаны с просьбой подсказать, где находится ближайший старообрядческий храм, моленная, как связаться с местным священником или наставником. О создании общедоступной и полноценной базы данных в старообрядческих согласиях говорят уже более 20 лет, однако реальная работа началась только в этом году.

О мытарствах христиан и всех интересующихся старообрядчеством хорошо написал Максим Гусев в статье «Кто ищет тот найдет»: «Если человек — в сотнях километрах от ближайшего уголка Божия, если у него под рукой лишь случайный телефон, увиденный в газете или на случайно встреченном староверском сайте, а есть желание узнать о ком-то из староверов, то как сделать  первый шаг?»

Вот уже более трёх месяцев идет работа над разделом «Храмы и общины». 

Это не просто список культовых зданий, принадлежащих старообрядческим согласиям. Это уникальный в своём роде проект: в одном разделе собирается информация обо всех общинах старообрядческих согласий, притом как имеющих храм, так и не имеющих пока молитвенного помещения. Здесь дается не только адрес, но и привязка к карте, а также история общины и другая полезная информация: год постройки, дата престола (если такой имеется), настоятель, телефон церкви и сайт (при наличии), фотографии церкви. Также по возможности дается расписание богослужений.

Пример отображения информации на одной из общин

На данный момент в процессе наполнения находятся общины трёх согласий: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, расположенные в пяти странах (Россия, Беларусь, Украина, Литва, Казахстан). Уже сейчас заполнено 50 регионов Российской Федерации.

Этот проект — наше совместное достояние. Если Вы являетесь представителем общины или увидели неточность в описаниях, укажите нам на нее в комментариях к основной информации. Этим Вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела.

Если Ваша община нуждается в создании собственного сайта или представительства в интернете, то мы бесплатно поможем Вам его сделать. Вы можете получить доступ к управлению новостями и основной информацией своей общины в структуре нашего проекта, либо получить помощь профессиональных web-разработчиков в создании своего собственного. Свяжитесь с администрацией, отправив запрос на почту: admin@ruvera.ru

Староверы или старообрядцы, как их еще принято называть несомненно по прежнему проживают на территории России.

Но где их найти, как их встретить и увидеть?

Как они вообще выглядят и отличаются от обычных людей?

В этих вопросах и попробуем разобраться совместно.

Стоит понимать, что старообрядчество это целая совокупность ряда течений и религиозных организаций, действующих в русле русской православной церкви, разница между их верой и курсов РПЦ в том, что староверы отвергают церковную реформу Патриарха Никона и второго русского царя из династии Романовых – Алексея Тишайшего, которая проходила в 1650-1660х годах.

Конечной целью реформы являлось изъятие церковной собственности государством, конечно был и ряд других более мелких подцелей, но эта на мой взгляд была основной.

Одно время именно привержценцы старообрядческого строя именовались раскольниками, так как по сути откололись от основной ветки русской православной церкви.

Считается, что именно эта реформа привела к появлению на территории страны чуть позже множества разнообразных сект, с довольно уникальным и чудовищным укладом управления.

Староверы в свою очередь издавна делились на поповцев – беглых священников, и беспоповцев – которые не признавали священников в принципе.

С течением времени все старообрядцы были разделены на четыре основных направления:

  • РПСЦ;
  • РДЦ;
  • ДПЦ;
  • ДСЦФС.

Подсчитать раскольников и сказать сколько их в стране всегда было весьма трудно, ведь они подвергались гонениям властей и самой русской православной церкви.

РПСЦ или Церковь Белокринического согласия включает в свои ряды более 500 тысяч граждан России, которые проживают почти на всей территории страны, от поволжья , до центральной части России, Урала и Сибири.

Считается, что данная ветка имеет около 200 приходов, 12 епархий и даже один действующий женский монастырь, большая часть приходов данной ветки старообрядческой церкви располагается на Урале, следовательно там и сможете вы наиболее вероятно найти старообрядцев: Пермь, Екатеринбург, Курган, Оренбург и Башкирия, в этих областях проживает множество старообрядцев данной ветви.

Поморы или ДПЦ – это крыло создали братья Денисовы, которых называют главными вождями раскола церкви XVIII века, управляет данной веткой церкви в настоящее время Шамарин Владимир Викторович, он является в некотором роде председателем этой церкви.

Считается, что на территории России около 50 приходов этой ветки, но при этом действует еще и около 200 неоформленных общин, стоит понимать что в каждой общине может насчитываться от 10 и более тысяч прихожан, таким образом можно примерно представить численность прихожан этой церковной ветви.

По большей части люди, которые входят в общины ДПЦ проживают в Карелии, Архангельской области, Саратовской и Ленинградской областях, и даже в самой столице.

Управляется ДПЦ церковным собором, у нее есть свой устав.

Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС) или же сокращенно Федосеевцы – в стране не так много служителей данного направления, да и само оно было официально оформлено не так давно, лишь в 2014 году, в стране примерно 50 общин данной церковной ветки, но число опять же не точное, ведь многие общины существуют закрыто, можно сказать практически тайно.

Федосеевцы также делятся на ряд течений: необщинники – которые проживают на территории Москвы, Казанские Федосеевцы – в Татарстане, Филимоновцы, которые проживают по большей части в Нижегородской и Кировской областях.

Около 30 процентов старообрядцев проживают в крупных миллионниках на территории России, по итогам 2018 года на территории страны официально насчитывалось целых 379 общин старообрядцев, а численность их по актуальной информации чуть больше 400 тысяч человек.

Сами же староверы думают иначе, и считают что в России их проживает не менее двух миллионов, а по крещению может быть даже и больше.

Опровергнуть или же подтвердить эту версию не может думаю никто.

В общем то я перечислил, где в России еще проживают староверы, стоит понимать, что почти в каждом крупном городе страны есть весьма высокие шансы найти старообрядческую общину и пообщаться со староверами.

#1

Sacis

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 38 сообщений

Отправлено 19 сентября 2006 – 10:06

Ищу информацию о посёлке староверов на р.Мана.
Помогите

  • Наверх

#2


Gril

Gril

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 974 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Дубна моск.обл

Отправлено 20 сентября 2006 – 21:10

все дело в том, что они не очень любят “чужих” гостей. Тем более незванных.
Так что даже узнав адрес, не спеши.

поспрашивай на http://www.staroobrad.ru/

  • Наверх

#3


vitrysk

vitrysk

    Старожил

  • Путешественник
  • 825 сообщений
  • Город:Швеция

Отправлено 20 сентября 2006 – 22:23

я не посмотрела откуда ты, а то если что в Беларусии в Березинском вроде заповеднике три что-ли деревни –

В Беларуси вообще хватает… И церквей отдельных, и просто приходов. Я например тоже “из них” по крещению…

  • Наверх

#4


Den(Duj)Dao

Den(Duj)Dao

    Умудренный

  • Путешественник
  • 248 сообщений

Отправлено 20 сентября 2006 – 23:44

Вообще-то в Москве тоже староверский приход есть – на Рогожской заставе.

Интересно, нахрена чуваку из города нефтяников приход в Москве? Разве что для статистики? Тогда для статистики же могу предложить и приход в пгт. Ленинград на Охте.

  • Наверх

#5


Sacis

Sacis

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 38 сообщений

Отправлено 21 сентября 2006 – 12:39

мне нужен весьма конкретный посёлок именно на Мане
слышал о нём от драйвера,месторасположение он сообщать отказался,
сказал,,найдёшь примут,,
Я туда на ПМЖ собираюсь

  • Наверх

#6


МАRИНА

МАRИНА

    Умудренный

  • Путешественник
  • 121 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:ТЮМЕНЬ

Отправлено 21 сентября 2006 – 13:04

Куда ты на ПМЖ собираешься? Или меня глючит? :blink: Я в шоке. Но рада за тебя! Если найдёшь, обязательно в гости приеду!

  • Наверх

#7


Cths

Cths

    Умудренный

  • Путешественник
  • 194 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Wroclaw

Отправлено 22 сентября 2006 – 11:11

споси тут – http://community.livejournal.com/krsk/

вообще, могу справиться у знакомых из тех мест,
я на Мане летом часто пропадала, пока не уехала.

  • Наверх

#8


Den(Duj)Dao

Den(Duj)Dao

    Умудренный

  • Путешественник
  • 248 сообщений

Отправлено 23 сентября 2006 – 13:10

…Если найдёшь, обязательно в гости приеду!

В гости то ты к ним приедешь, тока обратно хрен отпустят :rolleyes:

  • Наверх

#9


xd70

xd70

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 3 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 мая 2013 – 04:30

В ЕАО (Россия) есть поселок староверов. Дороги летом туда нет. Нравы не очень гостеприимные у них. Поселок далеко находится правда, но найти помогу, если приедешь.

  • Наверх

#10


Wlad24rus

Wlad24rus

    Старожил

  • Путешественник
  • 796 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Красноярск

Отправлено 11 мая 2013 – 18:57

В гости то ты к ним приедешь, тока обратно хрен отпустят :rolleyes:

Ога.. рабочие руки не лишние.

мне нужен весьма конкретный посёлок именно на Мане
слышал о нём от драйвера,месторасположение он сообщать отказался,
сказал,,найдёшь примут,,
Я туда на ПМЖ собираюсь

А что за поселок?
Насколько я понимаю, староверы никого не принимают, тем более на ПМЖ.
Да и вообщем-то гостей они не привечают, можно весь поселок насквозь пройти, стучаться но никто тебе не откроет.

Те счастливчики кому удалось каким-то образом договориться – или заранее или как-то еще,
были вынуждены общаться с членами семьи только с разрешения старейшего члена семьи,
есть из совершенно отдельной посуды, так как они очень остерегаются “грязи и скверны”, которую ты мог с собой принести,
не говоря уж о болезнях, “чужой крови”, странных привычках и замашках, хромающем воспитании, недостаточном уважении, и многом еще..

На Мане есть некоторое количество поселков, но насчет староверов я не слышал.
У нас староверы живут севернее и южнее, На Подкаменной Тунгуске, в районе Вершины Теи на юге края, в Хакассии итп..
Может быть, стоитсначала немножко пожить в Красноярске, изучить местную историю, окрестности,
поездить по Хакассии, заехать в Хакасский государственный археологический заповедник,
съездить на север края по реке, посетить местные поселки, поговорить с людьми..
Думаю это будет гораздо интереснее, чем приехать сразу в поселок староверов и обломаться.
На юге края есть Город Солнца, – около 400 км от Красноярска на юг. –
На реке Казыр, недалеко от Курагино.. Там тоже интересно, они могут принять тебя..

Сообщение отредактировал rainwitch: 11 мая 2013 – 19:33

  • Наверх

#11


Siberia

Siberia

    Старожил

  • Путешественник
  • 996 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:v palatКe 327

Отправлено 11 мая 2013 – 19:29

Товарищ отправляется скоро на лодке моторной по речке Красноярского краю в экспедицию. Может взять в компанию желающих. Говорит, как и в прошлом году, будут деревни староверов в количестве. Даже некая столица ихняя. Переживает, говорит, пустят, аль не пустят нынче. Прошлым годом пущали.

  • Наверх

#12


Wlad24rus

Wlad24rus

    Старожил

  • Путешественник
  • 796 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Красноярск

Отправлено 11 мая 2013 – 19:35

Ну вот, реальный шанс.
С знающим человеком, проводником – там проще.

  • Наверх

#13


Amir

Amir

    Опытный

  • Путешественник
  • 94 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ташкент

Отправлено 11 августа 2013 – 07:17

Хз…По дороге на Байкал и обратно, раза 3-4 меня подвозили староверы – очень даже милые, открытые люди)

  • Наверх

В России есть семьи, вышедшие из старообрядцев, а никакой информации о них в метрических книгах найти невозможно. Дело в том, что староверы не посещали мирскую, как они её называли, церковь. Возникает вопрос: как отыскать и вообще возможно ли составить родословную для тех, чьи предки были старообрядцами?

Я уже рассказала, где именно можно добыть информацию о своих предках и что пошагово надо делать, чтобы составить свою родословную в своих предыдущих публикациях.

Старообрядцы

Государственные архивы некоторых регионов содержат данные по тем старообрядческим родам, которые жили на их территории до революции.

Так, в Курганском архиве хранятся данные по староверам. Речь идёт о жителях территорий современных

  • Алапаевского,
  • Талицкого,
  • Ирбитского

районов Свердловской области.

Кроме того, выходцам из старообрядцев придётся внимательно перечитать Исповедные росписи. Эти самописные книги, заполнявшиеся в православных приходах. В них служители церквей заносили не только своих прихожан, но и тех местных жителей, что не приходили ко исповедям и не причащались святых таинств.

Надо отметить, что иные особо усердные служители церкви записывали в журналы даже причины уклонения от исповеди. И теперь по этим записям можно даже предположить детали жизни своего предка.

Единоверцы

Доктор исторических наук, родовед Алексей Мосин сообщил, что в архиве Пермского края есть документы, которые велись Единоверческой церковью. И если вам известно, что ваши предки причисляли себя к этому вероисповеданию и жили на территории нынешних Свердловской, Курганской, Челябинской или Пермской области, то есть шанс найти их упоминания в этом Госархиве.

Мусульмане и язычники

Кроме православных христиан, Россия населена и мусульманами. Как же составлять родословную тем, чьи предки были мусульманами? Или тем, кто вышел из семей язычников — они тоже исторически проживали в некоторых территориях Российской империи, в частности, на Среднем Урале? Например, язычниками были манси, ханты и некрещённые марийцы.

Историки поясняют: в этом случае надо читать ревизские сказки. Эти документы составляли во время переписи населения – тогда её называли ревизией. Устраивались такие ревизии в государстве начиная с XVIII века. Делались они, чтобы собирать налоги, подати.

Более точной информации о жизни наших предков, чем в ревизских сказках, не найти.

Отметим, что результаты трёх самих давних ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве – это ревизии 1718-1719, 1743-1747 и 1764-1767 годов.

Но ревизские сказки, записанные в последующих семи переписях (1782-1787, 1794, 1811, 1815-1816, 1833-1835, 1850 и 1856-1759 годы) можно увидеть и прочитать в архивах субъектов Российской Федерации.

Однако надо учитывать, что нынешнее деление на регионы не совпадало с дореволюционным. Как правило, ревизские сказки хранятся в городах, являвшихся головными в дореволюционной России.

Так, ревизскими сказками, записанными на территории теперешней Свердловской области, можно познакомиться в Пермском архиве.

Это может пригодиться!

Обратиться в Госархив можно по Интернету (написать письмо через форму на сайте), а можно письменно по почте или лично.

Пытаясь обратиться в архивы сейчас, в падемию коронавируса, надо понимать, что везде будут работать меры особой предосторожности, связанные с распространением Ковид-19.

Так, в Российском государственном архиве древних актов вас встретит такое объявление: “После дополнительных дезинфекционных мероприятий читальные залы архива вновь откроются с 14 декабря (понедельник), как и прежде, в режиме предварительной записи.
Просим вас ознакомиться с кратким изложением изменениями в распорядке работы РГАДА и после прочтения воспользоваться электронной формой записи в читальный зал. До истечения особого периода высокого риска распространения коронавирусной инфекции требования на копирование принимаются исключительно в электронной форме посредством электронной почты”.

  • Российский государственный архив древних актов в Москве находится по адресу: ул. Большая Пироговская, д. 17, тел. бюро пропусков: (495) 580-88-04, внутренний 804), бюро работает по режиму: понедельник – четверг: 9-00 – 17-30; пятница: 9-00 – 16-30;
    предпраздничные дни: 9-00 – 16-30;
    перерыв на обед: 13-00 – 13-45. Сайт: www.
    rgada.info
  • Сайт Государственного архива Свердловской области: www.gaso-ural.ru, адрес в Екатеринбурге: ул. Вайнера, 17, в Каменске-Уральском: ул. Карла Маркса, 39, 4-й этаж.
  • Сайт Государственного архива административных органов гааосо.рф, адрес в Екатеринбурге: пр. Ленина, 34, телефон библиотеки: 8 (343) 371–58–98.
  • Сайт Государственного архива Пермского края: www.archive.perm.ru, адрес в Перми: ул. Студенческая, 36, телефон читального зала: +7 (342) 262‒36‒21.
  • Сайт Государственного архива Курганской области: gako.archives.kurganobl.ru, адрес в Кургане: ул. Свердлова, 11, телефон: 8 (3522) 44–85–14.

Другие материалы осоставлении родословной:

➡️ Использование ревизских сказок и исповедных росписей.

➡️ Составляем родословную: 5 важных шагов по поиску предков.

➡️ Единственный на Среднем Урале музей под открытым небом – Нижняя Синячиха

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.

Путешествуя по Республике Алтай на своем автомобиле, исследуя разные ее уголки, и доехав до крайней точки – до границы с Казахстаном, с уверенностью могу сказать, что связь времен, далекого и близкого, чувство великого открывается для тебя, маленького человека, именно здесь – на Алтае. Оно охватывает тебя, лишая дара речи, потому что иногда только молчаливое созерцание может помочь тебе ощутить одновременно и свою незначительность, и свое бессмертие в таких местах.

Уймонская долина

Фиолетовая долина Алтая

Именно здесь ищут ворота в параллельные миры, вход в Беловодье, энергетические места силы, обновляющие сознание и гармонизирующие разум. Сюда едут за просветлением, здоровьем, возможностью соприкоснутся с чудесами.
На Планете множество энергетических точек, разбросанных по ее территориям, но говорят, что здесь, на Алтае, эти точки – места силы, сконцентрированы в большей степени. Очень часто здесь фиксируют разные аномальные явления, связанные с выходом энергии Земли. Здесь черпают энергию экстросенсы и ясновидящие.
Именно здесь, в царстве Белухи, на границе с Казахстаном, как будто бы на краю Земли, за много сотен километров от современной цивилизации живут в миру и гармонии, тихой размеренной жизнью люди, оставшееся верными своим традициям, сохранившие свою самобытность в изгнаниях, репрессиях и непринятии большинством.

Деревни староверов на Алтае – быт и обычаи.

Старообрядческие деревни я бы назвала уже диковинкой. Верхний Уймон, Мульта, Замульта, Маральник и еще несколько деревень мирно расположились по всей Уймонской долине.
Добравшись до деревни Мульта уже за полночь, проехав 300 км бездорожья, несколько горных перевалов, где освещения трассы отсутствует, подвесной мост через бурлящий поток горной реки Мульта, и въехав в погруженную во тьму деревню – мы пришли в некоторый ужас. Света нет не только на улицах, но и в домах. То ли его выключили централизованно, толи экономят, мы не могли сообразить: как можно жить без света. В потемках найдя забронированную накануне турбазу, мы зашли в номер и упали спать с мыслями: «Какого … ! Зачем мы вообще сюда притащились? Это же у черта на куличках, живут, как в первобытном веке. Даже света нет!»

Какого же было наше удивление, когда на утро мы увидели, что это вполне современная деревня, с приветливыми жителями, большим количеством магазинов, в которых есть все что нужно для жизни, со всеми благами цивилизации.
Тогда нас стал мучить другой вопрос: «А где же здесь староверы?»

Я всегда представляла себе староверов так:
— мужчины с длинными бородами, насупленными бровями, немногословных и даже в некоторой степени чуждых. Люди вне системы. Они живут в своем мире и никого туда не пускают, прочно оберегают свои личные границы и сложившиеся межличностные отношения. Этому же укладу жизни они воспитывают своих детей.
— женщины с кучей маленьких детей, сидящие где-нибудь в углу и не поднимая глаз желающие только одного, чтобы мы поскорее покинули их личный мирок…

Возможно все было именно так в давние времена. А сейчас в старообрядческих деревнях Алтая живут современные люди, ни внешне, ни по общению ничем не отличающиеся от туристов, приехавших из крупных городов.
С бытом старообрядцев, пришедших и заселивших эти земли в 18 веке, можно познакомиться, посетив музей старообрядчества в деревне Верхний Уймон. После раскола русской православной церкви некоторые люди отказались принять новую веру, за что были подвергнуты жестоким репрессиям. В этой связи они были вынуждены покинуть насиженные земли и уйти искать другое пристанище.

Старообрядческая изба, которой 150 лет. Сейчас в ней разместился музей староверов.

Старообрядческая изба, которой 150 лет. Сейчас в ней разместился музей староверов.

Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне создан учительницей истории – Раисой Павловной Кучегеровой. Ею же написано множество книг про староверов. А сама она, как только слово скажет, так сразу в какой-то легкий трепет впадаешь. Говорит – как будто поет. Я первый раз такой голос у человека слышу. Моя семья, после рассказа Раисы Павловны, тоже поделились своими аналогичными ощущениями, что голос у рассказчицы удивительный. Как будто задушевная песня льется, то ли фоном к этой песне река журчит, то ли птица поет. Нисколько не преувеличиваю. Съездите и сами послушайте. Может быть тогда поверите))

В настоящей старообрядческой избе, возраст которой 150 лет, воссоздан быт типичной семьи староверов.
В музее можно увидеть старинные крынки, миски, тканные половики, полотенца и другие предметы быта.
быт староверов
Недалеко от печи весит детская люлька с младенцем. Говорят, кто ее покачает, в скором времени будет качать люльку своего младенца.
люлька в избе
В горнице стоит ткацкий станок, на стене висят скромная однотонная одежда, которую носили старообрядцы, и яркие тканные пояса.
музей старообрядчества Алтай

Семьи были большими и в одной такой избе могли жить до 17-18 человек. Кержаки вели здоровый образ жизни: не курили и не употребляли спиртные напитки, кроме травяных настоек.

Рассказывает Раиса Павловна о том, какое огромное значение староверы придавали чистоте. Например, воду из ковшика пить было нельзя. Каждый член семьи должен был наливать ее в свою личную кружку и только потом пить. Благодаря соблюдению такой гигиены старообрядцам удалось в свое время избежать многих заболеваний, в том числе их не коснулась чума.

Собаку в доме держать категорически было запрещено. Да и они даже подумать не могли о том, чтобы собаку в дом запустить. Считалось, что она – грязное животное и ни в коем случае не должна заходить в дом. Это было большим грехом.

И вот как раз в пользу того, что те староверы давным-давно осовременились говорит тот факт, что терпимо они относятся к собакам туристов. Некоторые так и говорят: «О, вы с собакой. Мы, наверное, не сможем вам комнату сдать. Мы не держим собак в доме!» На что мы им отвечали: «Это же не вы будете держать собаку в доме, а нам сдадите домик, и мы ее будем там держать!» Они соглашались с такой логикой, и мы жили на двух турбазах, сначала в деревне Мульта, а затем в рядом находящейся деревне Замульта со своей собакой.

В советские годы староверы отказывались от назначенной им пенсии, считая это нетрудовыми доходами.

Интересен вход в калитку, которой нет. На фото две доски: снаружи и изнутри забора — это типа калитка. Сначала по первой доске поднимаешься, переступаешь верхушку забора и по другой доске спускаешься. Так староверы раньше заходили на территорию.
Калитка в избу
утварь староверов
В настоящее время основным источником доходов населения старообрядческих деревень Алтая является овцеводство, зерноводство, изготовление кормов. Едешь по трассе и на полях как одуванчики сидят барашки. Как белые пушистые шапочки среди зеленой травы)
барашки
Кроме того, в Уймонской долине разводят маралов, перерабатывают и продают пантовую продукцию, которая обладает лечебными свойствами.
Можно принимать мараловые ванны (но говорят лучше это делать исключительно по назначению врача).
Стоимость 1 мараловой ванны – 800 руб.

В Мульте живет много народных умельцев и на главной улице села есть магазинчик народных промыслов, где можно приобрести одежду, предметы быта, сувениры, украшения.
старообрядческие пояски
Прялки
Тут же для вас могут провести мастер-класс по ткачеству дорожки или пояска. Нам было интересно и мы попросили нам показать, как все эти славные вещи производятся на свет)
ткачество пояска
Вот так ловкие пальцы ткачих складывают причудливый узор, в котором и языческие славянские руны и христианская символика сплелись воедино.
ткацкий станок
Собрано Раисой Павловной множество пословиц и поговорок старообрядцев. Особенно мне понравилась одна притча, не могу удержаться, чтобы не написать ее здесь.

Притча про поперЁшную жену.

Была у одного мужа жена, да только такая поперЁшная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: «Бритое», а уж она непременно кричит: «Стриженое!».
Скажет, что за оконцем «тихо», а жена спорит, что «шумно».
В горнице темно, а жена кричит – «светло».
Так и жили!
Как-то раз пошли они в поле гулять, а по дороге река встретилась, течение быстрое. Говорит муж жене: «По мостику иди, чтобы не упасть». Но жена-то у него – поперЁшная, не пошла по мостику, пошла по тонкой жердочке. Упала в воду, да и утопла.
Ну что ж, вытаскивать надо и хоронить жену, подумал мужик, да и побежал ее вылавливать.
По дороге люди ему встретились: «Ты куда бежишь, мужик?»
— «Да вот, жена упала с жердочки в реку и утопла. Вытащить надо, да похоронить».
— «Так зачем же ты мужик вверх против течения бежишь? Ты вниз беги, ведь ее течением вниз унесло!».
— «Ну что вы, закричал мужик, не останавливаясь и продолжая бежать вверх по течению. Вы мою жену не знаете, она ведь у меня поперЁшная».

Как добраться до музея староверов на Алтае.Где остановиться: турбазы в Мульте, Замульте.

Горно-Алтайск – Усть-Кокса – 420 км. примерно 300 из них по бездорожью. Из Горно-Алтайска выезжать в сторону Чемала, через Семинский перевал с высотой подъема 1894 м. Самая высокая точка Чуйского тракта. Дальше после перевала по трассе сворот направо на Усть-Кан. В Усть-Кане по главной дороге сворот налево на Усть-Коксу.
Усть-Кан – Усть-Кокса – 120 км.
В Усть-Коксе все время прямо (проезжать мимо Усть-Коксы, в нее заезжать не надо, прямо по трассе).
Усть-Кокса – Верхний Уймон (музей староверов) – 12 км.
Но останавливаются туристы обычно в деревнях Мульта или Замульта, потому что в основном сюда едут ради Мультинских озер.
Усть-Кокса – Мульта (Замульта) – 32 км.
Турбаз в Мульте и Замульте множество. Сами деревни между собой отделены вот таким мостиком.
Мульта Замульта
С одной стороны реки – деревня Мульта, а с другой стороны – Замульта. Все просто))
В Мульте НЕ советую селиться в Алтайну. Там неадекватная администраторша. Не стоит себе настроение портить при знакомстве с ней. Да и на фотографиях в интернете все не так как на деле.

Не на все турбазы пускают с животными.

С турбазы в Замульте заказали такси — съездили в музей староверов и на смотровую площадку, чтобы увидеть самую высокую гору Алтая – Белуху.

Посмотреть цены и забронировать турбазу в Замульте можно через сайт Booking.com. Отметьте в поисковом окне приблизительные даты поездки или поставьте галочку в строке: «Даты поездки пока не известны» и нажмите «Найти». Букин выдаст все возможные турбазы в Мульте и Замульте.

Booking.com

Гора Белуха – самая высокая вершина Алтайских гор.

Уймонская долина очень живописна. Находясь на почти 1000 м над уровнем моря с одной стороны ее окружает Катунский хребет, с другой – Теректинский хребет.

Уймонская долина

Уймонская долина

Внизу, в долине, петляя и извиваясь бирюзовой лентой, течет и бурлит река Катунь, которая берет свое начало с горы Белуха, самой высокой точки горного Алтая – 4506 м.

Гора Белуха является символом Алтая. Ее вершину венчает белоснежная корона. Здесь ее царство и все мы в ее власти)

Местные рассказали нам историю, что как-то приехал покорить Белуху один американец. Дошел до подножья, прожил у подножия несколько дней в палатке, а восхождение так и не начал. Сказал, что какие-то неведомые силы не дают ему начать это восхождение. Якобы гора не пускает его. Но самое интересное здесь не это, а тот факт, что приезжает он уже в 4-ый раз. С Америки. И не может начать восхождение. Может правдивы слухи об астральных мирах, энергетических вратах и прочей потусторонности?
Мы же почувствовали непростой характер Белухи, когда, приехав на смотровую площадку, облака моментально скрыли вершину от наших глаз. Успела сделать только вот такую фотографию.
белуха
Белуха
Пока ехали, небо было чистым и солнечным. Мы долго ждали, любуясь ею и в облаках, как японцы своей Фудзиямой, но так и недождавшись вида, стали спускаться вниз на дорогу, чтобы поехать в обратный путь. Мы спустились и облака рассеялись. Вот что это, если не поперЁшный ее характер? ))

Еще заметила, что в туристических обзорах, которые продаются в сувенирных лавках и раздаются экскурсоводами при продаже экскурсий написано, что «… мы с вами заберемся на смотровую площадку… и если вам повезет, то вы увидите Белуху во всей ее красе..» Фраза есть в рекламных проспектах: «если повезет». Видимо мы не первые, от кого она скрылась)) Но я все же считаю, что нам повезло, потому что после первой фото через несколько минут вид был уже такой (ее просто нет, только облака).
Белуха скрылась

Как найти Беловодье.

Беловодье на Алтае – это как Шабала в Тибете. Прекрасная страна где «текут молочные реки с кисельными берегами».
У всех людей есть мечта — найти то место, где каждый день счастливый, где царит добродетель, справедливость и настоящая любовь. Место, где все свободны и живут в гармонии с собой и окружающим миром. Есть такая мечта и у старообрядцев. Они уверены, что легендарная земля – Беловодское царство находится на Алтае. Только найти вход в Беловодье может не каждый, а истинно верующий, духовно продвинутый, проще говоря – просветленный человек.
В музее старообрядцев Раиса Павловна рассказала, что была такая реальная история, как одна из жительниц деревни Верхний Уймон покинула родной дом и ушла на поиски Беловодья. Долго не было от нее вестей, а потом пришло письмо в деревню, что нашла она Беловодье. Вот только рассказать как его найти она не может, забыла путь. Да даже если бы запомнила, у каждого человека свой путь в эту чудесную страну.

На мой взгляд, путешествие по Алтаю — это не туризм выходного дня, а что-то гораздо серьезнее. Местные жители, с кем нам удалось познакомиться и разговориться, тоже считают, что эти места посещает только настоящий турист. Сюда не получится приехать по типу: «мимо проезжал, заехал посмотреть». Сюда едут туристы, преследующие определенные цели: кто-то в поисках алтайской Шамбалы — Беловодья, кто-то полюбоваться высокогорными Мультинскими озерами, а кто-то — совершить восхождение на Белуху. А ведь к поиску истинных ценностей невозможно отправиться налегке. Поэтому достигает цели тут только человек, готовый таскать тяжелый рюкзак за плечами, много раз разбивая и собирая свой походный лагерь.

Путешествуя по Алтаю искала вход в Беловодье
Катя Башкурова.Желаю и вам увлекательных и захватывающих путешествий.

Добавить комментарий