У этого термина существуют и другие значения, см. Прогрессия.
Арифмети́ческая прогре́ссия — числовая последовательность вида
то есть последовательность чисел (членов прогрессии), в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа (шага, или разности прогрессии):
[1]
Любой член арифметической прогрессии равен первому её члену, сложенному с произведением разности прогрессии на число членов, предшествующих определяемому, т. е. он выражается формулой[2]:
Арифметическая прогрессия является монотонной последовательностью. При она является возрастающей, а при — убывающей. Если , то последовательность будет стационарной. Эти утверждения следуют из соотношения для членов арифметической прогрессии.
Свойства[править | править код]
Общий член арифметической прогрессии[править | править код]
Член арифметической прогрессии с номером может быть найден по формулам
- где — первый член прогрессии, — её разность, — член арифметической прогрессии с номером .
Доказательство формулы общего члена арифметической прогрессии
Пользуясь соотношением выписываем последовательно несколько членов прогрессии, а именно:
Заметив закономерность, делаем предположение, что . С помощью математической индукции покажем, что предположение верно для всех :
База индукции :
— утверждение истинно.
Переход индукции:
Пусть наше утверждение верно при , то есть . Докажем истинность утверждения при :
Итак, утверждение верно и при . Это значит, что для всех .■
Отметим, что в формулах общего члена -й член прогрессии есть линейная функция. Об этом говорит следующая теорема.
Для того чтобы последовательность являлась арифметической прогрессией, необходимо и достаточно, чтобы являлась линейной функцией (от )[3].
Доказательство
Необходимость. Пусть арифметическая прогрессия. Тогда, как было уже показано, , то есть . Так как есть линейная функция и , это значит, что и , т. е. — линейная функция, где .
Достаточность. Пусть есть линейная функция, т. е. . Так как и , то , тогда .
Рассмотрим .
Отсюда следует, что , где — величина постоянная. Тогда , а это значит по определению, что — арифметическая прогрессия.■
Суммы членов арифметической прогрессии с равными суммами номеров равны, т. е. .
Характеристическое свойство арифметической прогрессии[править | править код]
Последовательность есть арифметическая прогрессия для любого её элемента выполняется условие
Доказательство характеристического свойства арифметической прогрессии
Необходимость.
Поскольку — арифметическая прогрессия, то для выполняются соотношения:
.
Сложив эти равенства и разделив обе части на 2, получим .
Достаточность.
Имеем, что для каждого элемента последовательности, начиная со второго, выполняется . Следует показать, что эта последовательность есть арифметическая прогрессия. Преобразуем эту формулу к виду . Поскольку соотношения верны при всех , с помощью математической индукции покажем, что .
База индукции :
— утверждение истинно.
Переход индукции:
Пусть наше утверждение верно при , то есть . Докажем истинность утверждения при :
Но по предположению индукции следует, что . Получаем, что
Итак, утверждение верно и при . Это значит, что .
Обозначим эти разности через . Итак, , а отсюда имеем для . Поскольку для членов последовательности выполняется соотношение , то это есть арифметическая прогрессия.■
Тождество арифметической прогрессии[править | править код]
Пусть — соответственно -й, -й, -й члены арифметической прогрессии, где . Тогда для всякой такой тройки выполняется комплементарное свойство арифметической прогрессии[нет в источнике], называемое тождеством арифметической прогрессии:
Доказательство тождества арифметической прогрессии
С помощью формулы общего члена выразим -й, -й, -й члены:
Вычитая почленно из первого равенства второе, а из второго третьего, получим:
Выражая из этих равенств и приравнивая полученные выражения, получим:
По основному свойству пропорции:
Откуда следует доказываемое тождество:
■
Следствие 1. Всякий член арифметической прогрессии вырази́м[5] через любую пару других членов.
Доказательство
Преобразовав тождество арифметической прогрессии
к виду
можно заметить, что -й член есть линейная комбинация двух других членов ( и ), поскольку оно равносильно
■
Следствие 2. Для того, чтобы число являлось членом данной арифметической прогрессии с членами и , необходимо и достаточно, чтобы было натуральным число
Формулировка ещё одного признака арифметической прогрессии.
Следствие 3 [критерий]. Числовая последовательность является арифметической прогрессией в том и только в том случае, если выполняется тождество арифметической прогрессии для всех членов данной последовательности. Другими словами, чтобы каждый член был вырази́м через любую пару остальных членов последовательности.
Доказательство
Необходимость. Утверждение
очевидно (см. доказательство тождества арифметической прогрессии).
Достаточность. Докажем, что
Равенство
можно преобразовать к виду
Если все три номера различны, тогда
Обозначим выражение, например, в левой части равенства за , то есть
Откуда можно прийти к следующему предложению:
Наконец, методом математической индукции, например, по нетрудно убедиться, что данное соотношение описывает именно арифметическую прогрессию.
Действительно, при (база индукции) получаем формулу общего члена арифметической прогрессии:
Предположим истинность утверждения (для ): формула характеризует арифметическую прогрессию. Тогда покажем, что и при формула верна для арифметической прогрессии (переход, или шаг, индукции). Рассмотрим левую часть формулы
По предположению индукции () заменим на выражение . Итак, получим следующее:
Методом тождественных преобразований имеем равносильное предложение
А это, в свою очередь, рекуррентное соотношение для арифметической прогрессии.
Значит, по принципу математической индукции можно утвердать, что для всякого соотношение верно только и только для членов арифметической прогрессии.
Аналогичные рассуждения проводятся для формулы .
Данное следствие целиком и полностью считается доказанным.■
Сумма первых n членов арифметической прогрессии[править | править код]
Сумма первых членов арифметической прогрессии может быть найдена по формулам
- , где — первый член прогрессии, — член с номером , — количество суммируемых членов.
- — где — первый член прогрессии, — второй член прогрессии — член с номером .
- , где — первый член прогрессии, — разность прогрессии, — количество суммируемых членов.
- , если — нечётное натуральное число.
Доказательство |
---|
Запишем сумму двумя способами:
— та же сумма, только слагаемые идут в обратном порядке. Теперь сложим оба равенства, последовательно складывая в правой части слагаемые, которые стоят на одной вертикали:
Покажем, что все слагаемые (все скобки) полученной суммы равны между собой. В общем виде каждое слагаемое можно подать в виде . Воспользуемся формулой общего члена арифметической прогрессии:
Получили, что каждое слагаемое не зависит от и равно . В частности, . Поскольку таких слагаемых , то
Третья формула для суммы получается подстановкой вместо . Что и так непосредственно следует из выражения для общего члена. Замечание: Вместо в первой формуле для суммы можно взять любое из других слагаемых , так как они все равны между собой. |
Формулировка ещё одного факта: для всякой арифметической прогрессии при любом выполняется равенство:
Примечание: — сумма первых членов арифметической прогрессии.
Доказательство |
---|
1. Очевидно, что или Прибавим к обеим частям и получим, что 2. Покажем, что Это так, поскольку можно написать верное равенство:
3. Теперь докажем, что Но гораздо лучше представить это равенство в виде Видно, что это характеристическое свойство арифметической прогрессии. 4. А следовательно, 5. Тем самым, что и требовалось доказать. |
Предыдущее свойство имеет обобщение.
Для любых натуральных , , выполняется комплементарное свойство сумм:
Ещё один признак арифметической прогрессии.
Для того чтобы последовательность являлась арифметической прогрессией, необходимо и достаточно, чтобы сумма первых членов последовательности была функцией не выше второй степени относительно [6].
Сумма членов арифметической прогрессии от n-го до m-го[править | править код]
Сумма членов арифметической прогрессии с номерами от до может быть найдена по формулам
- , где — член с номером , — член с номером , — количество суммируемых членов.
где — член с номером , — разность прогрессии, — количество суммируемых членов.
Произведение членов арифметической прогрессии[править | править код]
Произведением первых членов арифметической прогрессии называется произведение от до , то есть выражение вида Обозначение: .
Свойство произведения:
Число множителей-скобок равно , а в самом произведении их составляет «штук».[10]
Сходимость арифметической прогрессии[править | править код]
Арифметическая прогрессия расходится при и сходится при . Причём
Доказательство |
---|
Записав выражение для общего члена и исследуя предел , получаем искомый результат. |
Связь между арифметической и геометрической прогрессиями[править | править код]
Пусть — арифметическая прогрессия с разностью и число . Тогда последовательность вида есть геометрическая прогрессия со знаменателем .
Доказательство |
---|
Проверим характеристическое свойство для образованной геометрической прогрессии:
Воспользуемся выражением для общего члена арифметической прогрессии: Итак, поскольку характеристическое свойство выполняется, то — геометрическая прогрессия. Её знаменатель можно найти, например, из соотношения . |
Следствие: если последовательность положительных чисел образует геометрическую прогрессию, то последовательность их логарифмов образует арифметическую прогрессию.
Арифметические прогрессии высших порядков[править | править код]
Арифметической прогрессией второго порядка называется такая последовательность чисел, что последовательность их разностей сама образует простую арифметическую прогрессию. Примером может служить последовательность квадратов натуральных чисел:
- 1, 4, 9, 16, 25, 36, …
разности которых образуют простую арифметическую прогрессию с разностью 2:
- 3, 5, 7, 9, 11, …
Треугольные числа также образуют арифметическую прогрессию второго порядка, их разности образуют простую арифметическую прогрессию
Тетраэдральные числа образуют арифметическую прогрессию третьего порядка, их разности являются треугольными числами.
Аналогично определяются и прогрессии более высоких порядков. В частности, последовательность n-ных степеней образует арифметическую прогрессию n-го порядка.
Если — арифметическая прогрессия порядка , то существует многочлен , такой, что для всех выполняется равенство [11]
Примеры[править | править код]
Формула для разности[править | править код]
Если известны два члена арифметической прогрессии, а также их номера в ней, то можно найти разность как
- .
Сумма чисел от 1 до 100[править | править код]
Согласно легенде, школьный учитель математики юного Гаусса, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат: 5050.
Действительно, легко видеть, что решение сводится к формуле
то есть к формуле суммы первых чисел натурального ряда.
См. также[править | править код]
- Геометрическая прогрессия
- Арифметико-геометрическая прогрессия
Примечания[править | править код]
- ↑ Такое соотношение называют рекуррентным соотношением первого порядка. Поэтому арифметическая прогрессия есть множество последовательностей, задающихся именно таким образом.
- ↑ Фильчаков П. Ф. Глава II. Алгебра и элементарные функции. Функции натурального аргумента (§ 75. Арифметическая прогрессия) // Справочник по элементарной математике: для поступающих в вузы : книга / под ред. чл.-кор. АН УССР П. Ф. Фильчакова. — Киев : «Наукова думка», 1972. — С. 303. — 528 с. — 400 000 экз. — УДК 51 (08)(G).
- ↑ Шахмейстер А. Х. Прогрессии. Арифметическая прогрессия // Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии : книга / А. Х. Шахмейстер, под общ. ред. Б. Г. Зива. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : «Петроглиф» : «Виктория плюс» ; М. : Издательство МЦНМО, 2008. — С. 135. — 296 с. : илл. — (Математика. Элективные курсы). — 3000 экз. — ББК 22.141я71.6. — УДК 373.167.1:512(G). — ISBN 978-5-94057-423-1. — ISBN 978-5-98712-027-9. — ISBN 978-5-91673-006-7.
- ↑ Соотношение между любыми тремя членами арифметической прогрессии и их номерами (Мусинов В. А.) // Материалы студенческой научной сессии Института математики и информатики МПГУ. 2021–2022 учебный год : сборник статей / под общ. ред. Е. С. Крупицына. — М.: МПГУ, 2022. — С. 91—93. — 156 с. — ISBN 978-5-4263-1109-1, ББК 22.1я431+32.81я431+22.1р30я431+74.262.21я431+74.263.2я431.
- ↑ Это означает, что выражаемый член есть комбинация любых двух других членов данной последовательности, причём эта комбинация составлена с помощью арифметических операций и конечного набора символов. Для арифметической последовательности такая комбинация будет линейной.
- ↑ Шахмейстер А. Х. Прогрессии. Арифметическая прогрессия // Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии : книга / А. Х. Шахмейстер, под общ. ред. Б. Г. Зива. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : «Петроглиф» : «Виктория плюс» ; М. : Издательство МЦНМО, 2008. — С. 141. — 296 с. : илл. — (Математика. Элективные курсы). — 3000 экз. — ББК 22.141я71.6. — УДК 373.167.1:512(G). — ISBN 978-5-94057-423-1. — ISBN 978-5-98712-027-9. — ISBN 978-5-91673-006-7.
- ↑ Из доказательства необходимости следует, что , поэтому, если , то необходимо сделать проверку. Например, если — сумма первых членов последовательности, то такая последовательность НЕ является арифметической прогрессией. А последовательность, заданная суммой первых членов, будет арифметической прогрессией.
- ↑ При произведение равно , что безусловно верно.
- ↑ Эту формулу удобно использовать для выполнения итераций в программном коде, так как результат зависит от значения только двух величин: постоянного числа — разности, и члена, стоящего ровно по середине между первым и -м членом.
- ↑
Пример применения формулы
.
Пусть , где .
По формуле найдём произведение пяти первых членов. Количество сомножителей должно равняться . Причём первым сомножителем будет .
Далее .
Наконец, . - ↑ Бронштейн, 1986, с. 139.
Литература[править | править код]
- Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. — М.: Наука, 1986. — 544 с.
Ссылки[править | править код]
- Арифметическая прогрессия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. II. — С. 98.
Арифметическая прогрессия
Арифметическая прогрессия (алгебраическая) — числовая последовательность вида
,
то есть последовательность чисел (членов прогрессии), в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа d (шага, или разности прогрессии):
Любой (n-й) член прогрессии может быть вычислен по формуле общего члена:
Арифметическая прогрессия является монотонной последовательностью. При d>0 она является возрастающей, а при d<0 — убывающей.
Если d=0, то последовательность будет стационарной.
Калькулятор арифметической прогрессии позволяет найти значение последнего члена и сумму арифметической прогрессии.
Поделиться страницей в социальных сетях:
Определение
Арифметическая прогрессия — последовательность чисел, в которой каждое число, начиная со второго, получается из первого добавлением к нему постоянного числа. Данное постоянное число называют разностью арифметической прогрессии.
-ый элемент арифметической прогрессии
Чтобы найти -ый элемент, нужно к элементу прибавить разность арифметической прогрессии.
где — разность арифметической прогрессии, — -ый элемент арифметической прогрессии.
Выразим -ый элемент арифметической прогрессии через первый член и разность прогрессии.
Получаем, что
Пример 1. Найти -ый элемент арифметической прогрессии, если её первый элемент равен , а разность .
Решение.
Ответ: .
Пример 2. Найти разность арифметической прогрессии, если пятый элемент прогрессии равен , а -ый — -ти.
Решение.
Вычтем из второго уравнения первое:
Ответ: .
Сумма арифметической прогрессии
Чтобы найти сумму первых членов арифметической прогрессии можно воспользоваться следующими формулами:
Докажем первую формулу.
Сложим почленно два последних равенства.
Получаем,
Так как, то
Следовательно,
Пример 3. Найдите сумму натуральных чисел от 1 до 100.
Решение.
Ответ: .
Пример 4. Первый элемент арифметической прогрессии равен , а разность арифметической прогрессии равна . Найдите сумму первых элементов данной арифметической прогрессии.
Решение.
Ответ: .
Пример 5. Арине надо решить задач по геометрии. Ежедневно она решает на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днем. Известно, что в первый день она решила задач, а в последний она запланировала решить задач. Определите за сколько дней она решит все задачи.
Решение. Для решения задачи мы воспользуемся формулой суммы арифметической прогрессии:
По условии задачи: Надо найти
Ответ:
Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Доказательство основывается на том, что
Пример 6. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии:
Найдите .
Решение.
Ответ: .
Голосование за лучший ответ
Андрей Винк
Искусственный Интеллект
(151251)
8 лет назад
Если ты знаешь два соседних (первый и второй) — значит, знаешь шаг этой прогрессии.
Дальше — дело техники:
n-ый член = первый + (n-1)*шаг
Собственно, отсюда выводим номер (n), или просто подставляем значения и решаем уравнение.
Виктор Ковалёв
Оракул
(52843)
8 лет назад
Полагаю так.
Первый элемент A1.
Второй элемент A2.
Шаг прогрессии S.
S=A2-A1
Последний элемент AN.
Номер последнего элемента N.
N=(AN-A1)/S+1
Кублен
Оракул
(95448)
8 лет назад
Всю жизнь шаг арифметической прогрессии назывался РАЗНОСТЬЮ и обозначается d
Лиля Калиде
Просветленный
(27035)
8 лет назад
а разве у прогрессии бывает ПОСЛЕДНИЙ элемент?
Арифметическая прогрессия: что это такое?
5 января 2017
- Тренировочные задачи
- Ответы и решения
Что ж, друзья, если вы читаете этот текст, то внутренний кэп-очевидность подсказывает мне, что вы пока ещё не знаете, что такое арифметическая прогрессия, но очень (нет, вот так: ОООООЧЕНЬ!) хотите узнать. Поэтому не буду мучать вас длинными вступлениями и сразу перейду к делу.
Для начала парочка примеров. Рассмотрим несколько наборов чисел:
- 1; 2; 3; 4; …
- 15; 20; 25; 30; …
- $sqrt{2}; 2sqrt{2}; 3sqrt{2};…$
Что общего у всех этих наборов? На первый взгляд — ничего. Но на самом деле кое-что есть. А именно: каждый следующий элемент отличается от предыдущего на одно и то же число.
Судите сами. Первый набор — это просто идущие подряд числа, каждое следующее на единицу больше предыдущего. Во втором случае разница между рядом стоящими числами уже равна пяти, но эта разница всё равно постоянна. В третьем случае вообще корни. Однако $2sqrt{2}=sqrt{2}+sqrt{2}$, а $3sqrt{2}=2sqrt{2}+sqrt{2}$, т.е. и в этом случае каждый следующий элемент просто возрастает на $sqrt{2}$ (и пусть вас не пугает, что это число — иррациональное).
Так вот: все такие последовательности как раз и называются арифметическими прогрессиями. Дадим строгое определение:
Определение. Последовательность чисел, в которой каждое следующее отличается от предыдущего ровно на одну и ту же величину, называется арифметической прогрессией. Сама величина, на которую отличаются числа, называется разностью прогрессии и чаще всего обозначается буквой $d$.
Обозначение: $left( {{a}_{n}} right)$ — сама прогрессия, $d$ — её разность.
И сразу парочка важных замечаний. Во-первых, прогрессией считается лишь упорядоченная последовательность чисел: их разрешено читать строго в том порядке, в котором они записаны — и никак иначе. Переставлять и менять местами числа нельзя.
Во-вторых, сама последовательность может являться как конечной, так и бесконечной. К примеру, набор {1; 2; 3} — это, очевидно, конечная арифметическая прогрессия. Но если записать что-нибудь в духе {1; 2; 3; 4; …} — это уже бесконечная прогрессия. Многоточие после четвёрки как бы намекает, что дальше идёт ещё довольно много чисел. Бесконечно много, например.:)
Ещё хотел бы отметить, что прогрессии бывают возрастающими и убывающими. Возрастающие мы уже видели — тот же набор {1; 2; 3; 4; …}. А вот примеры убывающих прогрессий:
- 49; 41; 33; 25; 17; …
- 17,5; 12; 6,5; 1; −4,5; −10; …
- $sqrt{5}; sqrt{5}-1; sqrt{5}-2; sqrt{5}-3;…$
Ладно, ладно: последний пример может показаться чересчур сложным. Но остальные, думаю, вам понятны. Поэтому введём новые определения:
Определение. Арифметическая прогрессия называется:
- возрастающей, если каждый следующий элемент больше предыдущего;
- убывающей, если, напротив, каждый последующий элемент меньше предыдущего.
Кроме того, существуют так называемые «стационарные» последовательности — они состоят из одного и того же повторяющегося числа. Например, {3; 3; 3; …}.
Остаётся лишь один вопрос: как отличить возрастающую прогрессию от убывающей? К счастью, тут всё зависит лишь от того, каков знак числа $d$, т.е. разности прогрессии:
- Если $d gt 0$, то прогрессия возрастает;
- Если $d lt 0$, то прогрессия, очевидно, убывает;
- Наконец, есть случай $d=0$ — в этом случае вся прогрессия сводится к стационарной последовательности одинаковых чисел: {1; 1; 1; 1; …} и т.д.
Попробуем рассчитать разность $d$ для трёх убывающих прогрессий, приведённых выше. Для этого достаточно взять любые два соседних элемента (например, первый и второй) и вычесть из числа, стоящего справа, число, стоящее слева. Выглядеть это будет вот так:
- 41−49=−8;
- 12−17,5=−5,5;
- $sqrt{5}-1-sqrt{5}=-1$.
Как видим, во всех трёх случаях разность действительно получилась отрицательной. И теперь, когда мы более-менее разобрались с определениями, пора разобраться с тем, как описываются прогрессии и какие у них свойства.
Члены прогрессии и рекуррентная формула
Поскольку элементы наших последовательностей нельзя менять местами, их можно пронумеровать:
[left( {{a}_{n}} right)=left{ {{a}_{1}}, {{a}_{2}},{{a}_{3}},… right}]
Отдельные элементы этого набора называются членами прогрессии. На них так и указывают с помощью номера: первый член, второй член и т.д.
Кроме того, как мы уже знаем, соседние члены прогрессии связаны формулой:
[{{a}_{n}}-{{a}_{n-1}}=dRightarrow {{a}_{n}}={{a}_{n-1}}+d]
Короче говоря, чтобы найти $n$-й член прогрессии, нужно знать $n-1$-й член и разность $d$. Такая формула называется рекуррентной, поскольку с её помощью можно найти любое число, лишь зная предыдущее (а по факту — все предыдущие). Это очень неудобно, поэтому существует более хитрая формула, которая сводит любые вычисления к первому члену и разности:
[{{a}_{n}}={{a}_{1}}+left( n-1 right)d]
Наверняка вы уже встречались с этой формулой. Её любят давать во всяких справочниках и решебниках. Да и в любом толковом учебнике по математике она идёт одной из первых.
Тем не менее предлагаю немного потренироваться.
Задача №1. Выпишите первые три члена арифметической прогрессии $left( {{a}_{n}} right)$, если ${{a}_{1}}=8,d=-5$.
Решение. Итак, нам известен первый член ${{a}_{1}}=8$ и разность прогрессии $d=-5$. Воспользуемся только что приведённой формулой и подставим $n=1$, $n=2$ и $n=3$:
[begin{align} & {{a}_{n}}={{a}_{1}}+left( n-1 right)d; \ & {{a}_{1}}={{a}_{1}}+left( 1-1 right)d={{a}_{1}}=8; \ & {{a}_{2}}={{a}_{1}}+left( 2-1 right)d={{a}_{1}}+d=8-5=3; \ & {{a}_{3}}={{a}_{1}}+left( 3-1 right)d={{a}_{1}}+2d=8-10=-2. \ end{align}]
Ответ: {8; 3; −2}
Вот и всё! Обратите внимание: наша прогрессия — убывающая.
Конечно, $n=1$ можно было и не подставлять — первый член нам и так известен. Впрочем, подставив единицу, мы убедились, что даже для первого члена наша формула работает. В остальных случаях всё свелось к банальной арифметике.
Задача №2. Выпишите первые три члена арифметической прогрессии, если её седьмой член равен −40, а семнадцатый член равен −50.
Решение. Запишем условие задачи в привычных терминах:
[{{a}_{7}}=-40;quad {{a}_{17}}=-50.]
Далее распишем 7-й и 17-й члены через формулу $n$-го члена прогрессии:
[left{ begin{align} & {{a}_{7}}={{a}_{1}}+6d \ & {{a}_{17}}={{a}_{1}}+16d \ end{align} right.]
[left{ begin{align} & {{a}_{1}}+6d=-40 \ & {{a}_{1}}+16d=-50 \ end{align} right.]
Знак системы я поставил потому, что эти требования должны выполняться одновременно. А теперь заметим, если вычесть из второго уравнения первое (мы имеем право это сделать, т.к. у нас система), то получим вот что:
[begin{align} & {{a}_{1}}+16d-left( {{a}_{1}}+6d right)=-50-left( -40 right); \ & {{a}_{1}}+16d-{{a}_{1}}-6d=-50+40; \ & 10d=-10; \ & d=-1. \ end{align}]
Вот так просто мы нашли разность прогрессии! Осталось подставить найденное число в любое из уравнений системы. Например, в первое:
[begin{matrix} {{a}_{1}}+6d=-40;quad d=-1 \ Downarrow \ {{a}_{1}}-6=-40; \ {{a}_{1}}=-40+6=-34. \ end{matrix}]
Теперь, зная первый член и разность, осталось найти второй и третий член:
[begin{align} & {{a}_{2}}={{a}_{1}}+d=-34-1=-35; \ & {{a}_{3}}={{a}_{1}}+2d=-34-2=-36. \ end{align}]
Готово! Задача решена.
Ответ: {−34; −35; −36}
Обратите внимание на любопытное свойство прогрессии, которое мы обнаружили: если взять $n$-й и $m$-й члены и вычесть их друг из друга, то мы получим разность прогрессии, умноженную на число $n-m$:
[{{a}_{n}}-{{a}_{m}}=dcdot left( n-m right)]
Простое, но очень полезное свойство, которое обязательно надо знать — с его помощью можно значительно ускорить решение многих задач по прогрессиям. Вот яркий тому пример:
Задача №3. Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а её десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии.
Решение. Поскольку ${{a}_{5}}=8,4$, ${{a}_{10}}=14,4$, а нужно найти ${{a}_{15}}$, то заметим следующее:
[begin{align} & {{a}_{15}}-{{a}_{10}}=5d; \ & {{a}_{10}}-{{a}_{5}}=5d. \ end{align}]
Но по условию ${{a}_{10}}-{{a}_{5}}=14,4-8,4=6$, поэтому $5d=6$, откуда имеем:
[begin{align} & {{a}_{15}}-14,4=6; \ & {{a}_{15}}=6+14,4=20,4. \ end{align}]
Ответ: 20,4
Вот и всё! Нам не потребовалось составлять какие-то системы уравнений и считать первый член и разность — всё решилось буквально в пару строчек.
Теперь рассмотрим другой вид задач — на поиск отрицательных и положительных членов прогрессии. Не секрет, что если прогрессия возрастает, при этом первый член у неё отрицательный, то рано или поздно в ней появятся положительные члены. И напротив: члены убывающей прогрессии рано или поздно станут отрицательными.
При этом далеко не всегда можно нащупать этот момент «в лоб», последовательно перебирая элементы. Зачастую задачи составлены так, что без знания формул вычисления заняли бы несколько листов — мы просто уснули бы, пока нашли ответ. Поэтому попробуем решить эти задачи более быстрым способом.
Задача №4. Сколько отрицательных членов в арифметической прогрессии −38,5; −35,8; …?
Решение. Итак, ${{a}_{1}}=-38,5$, ${{a}_{2}}=-35,8$, откуда сразу находим разность:
[d={{a}_{2}}-{{a}_{1}}=-35,8-left( -38,5 right)=38,5-35,8=2,7]
Заметим, что разность положительна, поэтому прогрессия возрастает. Первый член отрицателен, поэтому действительно в какой-то момент мы наткнёмся на положительные числа. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт.
Попробуем выяснить: до каких пор (т.е. до какого натурального числа $n$) сохраняется отрицательность членов:
[begin{align} & {{a}_{n}} lt 0Rightarrow {{a}_{1}}+left( n-1 right)d lt 0; \ & -38,5+left( n-1 right)cdot 2,7 lt 0;quad left| cdot 10 right. \ & -385+27cdot left( n-1 right) lt 0; \ & -385+27n-27 lt 0; \ & 27n lt 412; \ & n lt 15frac{7}{27}Rightarrow {{n}_{max }}=15. \ end{align}]
Ответ: 15
Последняя строчка требует пояснения. Итак, нам известно, что $n lt 15frac{7}{27}$. С другой стороны, нас устроят лишь целые значения номера (более того: $nin mathbb{N}$), поэтому наибольший допустимый номер — это именно $n=15$, а ни в коем случае не 16.
Задача №5. В арифметической прогрессии ${{}_{5}}=-150,{{}_{6}}=-147$. Найдите номер первого положительного члена этой прогрессии.
Это была бы точь-в-точь такая же задача, как и предыдущая, однако нам неизвестно ${{a}_{1}}$. Зато известны соседние члены: ${{a}_{5}}$ и ${{a}_{6}}$, поэтому мы легко найдём разность прогрессии:
[d={{a}_{6}}-{{a}_{5}}=-147-left( -150 right)=150-147=3]
Кроме того, попробуем выразить пятый член через первый и разность по стандартной формуле:
[begin{align} & {{a}_{n}}={{a}_{1}}+left( n-1 right)cdot d; \ & {{a}_{5}}={{a}_{1}}+4d; \ & -150={{a}_{1}}+4cdot 3; \ & {{a}_{1}}=-150-12=-162. \ end{align}]
Теперь поступаем по аналогии с предыдущей задачей. Выясняем, в какой момент в нашей последовательности возникнут положительные числа:
[begin{align} & {{a}_{n}}=-162+left( n-1 right)cdot 3 gt 0; \ & -162+3n-3 gt 0; \ & 3n gt 165; \ & n gt 55Rightarrow {{n}_{min }}=56. \ end{align}]
Минимальное целочисленное решение данного неравенства — число 56.
Ответ: 56
Обратите внимание: в последнем задании всё свелось к строгому неравенству, поэтому вариант $n=55$ нас не устроит.
Теперь, когда мы научились решать простые задачи, перейдём к более сложным. Но для начала давайте изучим ещё одно очень полезное свойство арифметических прогрессий, которое в будущем сэкономит нам кучу времени и неравных клеток.:)
Среднее арифметическое и равные отступы
Рассмотрим несколько последовательных членов возрастающей арифметической прогрессии $left( {{a}_{n}} right)$. Попробуем отметить их на числовой прямой:
Я специально отметил произвольные члены ${{a}_{n-3}},…,{{a}_{n+3}}$, а не какие-нибудь ${{a}_{1}}, {{a}_{2}}, {{a}_{3}}$ и т.д. Потому что правило, о котором я сейчас расскажу, одинаково работает для любых «отрезков».
А правило очень простое. Давайте вспомним рекуррентную формулу и запишем её для всех отмеченных членов:
[begin{align} & {{a}_{n-2}}={{a}_{n-3}}+d; \ & {{a}_{n-1}}={{a}_{n-2}}+d; \ & {{a}_{n}}={{a}_{n-1}}+d; \ & {{a}_{n+1}}={{a}_{n}}+d; \ & {{a}_{n+2}}={{a}_{n+1}}+d; \ end{align}]
Однако эти равенства можно переписать иначе:
[begin{align} & {{a}_{n-1}}={{a}_{n}}-d; \ & {{a}_{n-2}}={{a}_{n}}-2d; \ & {{a}_{n-3}}={{a}_{n}}-3d; \ & {{a}_{n+1}}={{a}_{n}}+d; \ & {{a}_{n+2}}={{a}_{n}}+2d; \ & {{a}_{n+3}}={{a}_{n}}+3d; \ end{align}]
Ну и что с того? А то, что члены ${{a}_{n-1}}$ и ${{a}_{n+1}}$ лежат на одном и том же расстоянии от ${{a}_{n}}$. И это расстояние равно $d$. То же самое можно сказать про члены ${{a}_{n-2}}$ и ${{a}_{n+2}}$ — они тоже удалены от ${{a}_{n}}$ на одинаковое расстояние, равное $2d$. Продолжать можно до бесконечности, но смысл хорошо иллюстрирует картинка
Что это значит для нас? Это значит, что можно найти ${{a}_{n}}$, если известны числа-соседи:
[{{a}_{n}}=frac{{{a}_{n-1}}+{{a}_{n+1}}}{2}]
Мы вывели великолепное утверждение: всякий член арифметической прогрессии равен среднему арифметическому соседних членов! Более того: мы можем отступить от нашего ${{a}_{n}}$ влево и вправо не на один шаг, а на $k$ шагов — и всё равно формула будет верна:
[{{a}_{n}}=frac{{{a}_{n-k}}+{{a}_{n+k}}}{2}]
Т.е. мы спокойно можем найти какое-нибудь ${{a}_{150}}$, если знаем ${{a}_{100}}$ и ${{a}_{200}}$, потому что ${{a}_{150}}=frac{{{a}_{100}}+{{a}_{200}}}{2}$. На первый взгляд может показаться, что данный факт не даёт нам ничего полезного. Однако на практике многие задачи специально «заточены» под использование среднего арифметического. Взгляните:
Задача №6. Найдите все значения $x$, при которых числа $-6{{x}^{2}}$, $x+1$ и $14+4{{x}^{2}}$ являются последовательными членами арифметической прогрессии (в указанном порядке).
Решение. Поскольку указанные числа являются членами прогрессии, для них выполняется условие среднего арифметического: центральный элемент $x+1$ можно выразить через соседние элементы:
[begin{align} & x+1=frac{-6{{x}^{2}}+14+4{{x}^{2}}}{2}; \ & x+1=frac{14-2{{x}^{2}}}{2}; \ & x+1=7-{{x}^{2}}; \ & {{x}^{2}}+x-6=0. \ end{align}]
Получилось классическое квадратное уравнение. Его корни: $x=2$ и $x=-3$ — это и есть ответы.
Ответ: −3; 2.
Задача №7. Найдите значения $$, при которых числа $-1;4-3;{{}^{2}}+1$ составляют арифметическую прогрессию (в указанном порядке).
Решение. Опять выразим средний член через среднее арифметическое соседних членов:
[begin{align} & 4x-3=frac{x-1+{{x}^{2}}+1}{2}; \ & 4x-3=frac{{{x}^{2}}+x}{2};quad left| cdot 2 right.; \ & 8x-6={{x}^{2}}+x; \ & {{x}^{2}}-7x+6=0. \ end{align}]
Снова квадратное уравнение. И снова два корня: $x=6$ и$x=1$.
Ответ: 1; 6.
Если в процессе решения задачи у вас вылезают какие-то зверские числа, либо вы не до конца уверены в правильности найденных ответов, то есть замечательный приём, позволяющий проверить: правильно ли мы решили задачу?
Допустим, в задаче №6 мы получили ответы −3 и 2. Как проверить, что эти ответы верны? Давайте просто подставим их в исходное условие и посмотрим, что получится. Напомню, что у нас есть три числа ($-6{{}^{2}}$, $+1$ и $14+4{{}^{2}}$), которые должны составлять арифметическую прогрессию. Подставим $x=-3$:
[begin{align} & x=-3Rightarrow \ & -6{{x}^{2}}=-54; \ & x+1=-2; \ & 14+4{{x}^{2}}=50. end{align}]
Получили числа −54; −2; 50, которые отличаются на 52 — несомненно, это арифметическая прогрессия. То же самое происходит и при $x=2$:
[begin{align} & x=2Rightarrow \ & -6{{x}^{2}}=-24; \ & x+1=3; \ & 14+4{{x}^{2}}=30. end{align}]
Опять прогрессия, но с разностью 27. Таким образом, задача решена верно. Желающие могут проверить вторую задачу самостоятельно, но сразу скажу: там тоже всё верно.
В целом, решая последние задачи, мы наткнулись на ещё один интересный факт, который тоже необходимо запомнить:
Если три числа таковы, что второе является средним арифметическим первого и последнего, то эти числа образуют арифметическую прогрессию.
В будущем понимание этого утверждения позволит нам буквально «конструировать» нужные прогрессии, опираясь на условие задачи. Но прежде чем мы займёмся подобным «конструированием», следует обратить внимание на ещё один факт, который прямо следует из уже рассмотренного.
Группировка и сумма элементов
Давайте ещё раз вернёмся к числовой оси. Отметим там несколько членов прогрессии, между которыми, возможно. стоит очень много других членов:
Попробуем выразить «левый хвост» через ${{a}_{n}}$ и $d$, а «правый хвост» через ${{a}_{k}}$ и $d$. Это очень просто:
[begin{align} & {{a}_{n+1}}={{a}_{n}}+d; \ & {{a}_{n+2}}={{a}_{n}}+2d; \ & {{a}_{k-1}}={{a}_{k}}-d; \ & {{a}_{k-2}}={{a}_{k}}-2d. \ end{align}]
А теперь заметим, что равны следующие суммы:
[begin{align} & {{a}_{n}}+{{a}_{k}}=S; \ & {{a}_{n+1}}+{{a}_{k-1}}={{a}_{n}}+d+{{a}_{k}}-d=S; \ & {{a}_{n+2}}+{{a}_{k-2}}={{a}_{n}}+2d+{{a}_{k}}-2d=S. end{align}]
Проще говоря, если мы рассмотрим в качестве старта два элемента прогрессии, которые в сумме равны какому-нибудь числу $S$, а затем начнём шагать от этих элементов в противоположные стороны (навстречу друг другу или наоборот на удаление), то суммы элементов, на которые мы будем натыкаться, тоже будут равны $S$. Наиболее наглядно это можно представить графически:
Понимание данного факта позволит нам решать задачи принципиально более высокого уровня сложности, нежели те, что мы рассматривали выше. Например, такие:
Задача №8. Определите разность арифметической прогрессии, в которой первый член равен 66, а произведение второго и двенадцатого членов является наименьшим из возможных.
Решение. Запишем всё, что нам известно:
[begin{align} & {{a}_{1}}=66; \ & d=? \ & {{a}_{2}}cdot {{a}_{12}}=min . end{align}]
Итак, нам неизвестна разность прогрессии $d$. Собственно, вокруг разности и будет строиться всё решение, поскольку произведение ${{a}_{2}}cdot {{a}_{12}}$ можно переписать следующим образом:
[begin{align} & {{a}_{2}}={{a}_{1}}+d=66+d; \ & {{a}_{12}}={{a}_{1}}+11d=66+11d; \ & {{a}_{2}}cdot {{a}_{12}}=left( 66+d right)cdot left( 66+11d right)= \ & =11cdot left( d+66 right)cdot left( d+6 right). end{align}]
Для тех, кто в танке: я вынес общий множитель 11 из второй скобки. Таким образом, искомое произведение представляет собой квадратичную функцию относительно переменной $d$. Поэтому рассмотрим функцию $fleft( d right)=11left( d+66 right)left( d+6 right)$ — её графиком будет парабола ветвями вверх, т.к. если раскрыть скобки, то мы получим:
[begin{align} & fleft( d right)=11left( {{d}^{2}}+66d+6d+66cdot 6 right)= \ & =11{{d}^{2}}+11cdot 72d+11cdot 66cdot 6 end{align}]
Как видим, коэффициент при старшем слагаемом равен 11 — это положительное число, поэтому действительно имеем дело с параболой ветвями вверх:
график квадратичной функции — парабола Обратите внимание: минимальное значение эта парабола принимает в своей вершине с абсциссой ${{d}_{0}}$. Конечно, мы можем посчитать эту абсциссу по стандартной схеме (есть же формула ${{d}_{0}}={-b}/{2a};$), но куда разумнее будет заметить, что искомая вершина лежит на оси симметрии параболы, поэтому точка ${{d}_{0}}$ равноудалена от корней уравнения $fleft( d right)=0$:
[begin{align} & fleft( d right)=0; \ & 11cdot left( d+66 right)cdot left( d+6 right)=0; \ & {{d}_{1}}=-66;quad {{d}_{2}}=-6. \ end{align}]
Именно поэтому я не особо спешил раскрывать скобки: в исходном виде корни было найти очень и очень просто. Следовательно, абсцисса равна среднему арифметическому чисел −66 и −6:
[{{d}_{0}}=frac{-66-6}{2}=-36]
Что даёт нам обнаруженное число? При нём требуемое произведение принимает наименьшее значение (мы, кстати, так и не посчитали ${{y}_{min }}$ — от нас это не требуется). Одновременно это число является разностью исходной прогрессии, т.е. мы нашли ответ.:)
Ответ: −36
Задача №9. Между числами $-frac{1}{2}$ и $-frac{1}{6}$ вставьте три числа так, чтобы они вместе с данными числами составили арифметическую прогрессию.
Решение. По сути, нам нужно составить последовательность из пяти чисел, причём первое и последнее число уже известно. Обозначим недостающие числа переменными $x$, $y$ и $z$:
[left( {{a}_{n}} right)=left{ -frac{1}{2};x;y;z;-frac{1}{6} right}]
Отметим, что число $y$ является «серединой» нашей последовательности — оно равноудалено и от чисел $x$ и $z$, и от чисел $-frac{1}{2}$ и $-frac{1}{6}$. И если из чисел $x$ и $z$ мы в данный момент не можем получить $y$, то вот с концами прогрессии дело обстоит иначе. Вспоминаем про среднее арифметическое:
[y=frac{-frac{1}{2}-frac{1}{6}}{2}=-frac{4}{2cdot 6}=-frac{1}{3}]
Теперь, зная $y$, мы найдём оставшиеся числа. Заметим, что $x$ лежит между числами $-frac{1}{2}$ и только что найденным $y=-frac{1}{3}$. Поэтому
[x=frac{-frac{1}{2}-frac{1}{3}}{2}=-frac{5}{6cdot 2}=-frac{5}{12}]
Аналогично рассуждая, находим оставшееся число:
[z=frac{-frac{1}{3}-frac{1}{6}}{2}=-frac{3}{6cdot 2}=-frac{1}{4}]
Готово! Мы нашли все три числа. Запишем их в ответе в том порядке, в котором они должны быть вставлены между исходными числами.
Ответ: $-frac{5}{12}; -frac{1}{3}; -frac{1}{4}$
Задача №10. Между числами 2 и 42 вставьте несколько чисел, которые вместе с данными числами образуют арифметическую прогрессию, если известно, что сумма первого, второго и последнего из вставленных чисел равна 56.
Решение. Ещё более сложная задача, которая, однако, решается по той же схеме, что и предыдущие — через среднее арифметическое. Проблема в том, что нам неизвестно, сколько конкретно чисел надо вставить. Поэтому положим для опредлённости, что после вставки всего будет ровно $n$ чисел, причём первое из них — это 2, а последнее — 42. В этом случае искомая арифметическая прогрессия представима в виде:
[left( {{a}_{n}} right)=left{ 2;{{a}_{2}};{{a}_{3}};…;{{a}_{n-1}};42 right}]
Далее распишем сумму первого, второго и последнего из вставленных чисел:
[{{a}_{2}}+{{a}_{3}}+{{a}_{n-1}}=56]
Заметим, однако, что числа ${{a}_{2}}$ и ${{a}_{n-1}}$ получаются из стоящих по краям чисел 2 и 42 путём одного шага навстречу друг другу, т.е. к центру последовательности. А это значит, что
[{{a}_{2}}+{{a}_{n-1}}=2+42=44]
Но тогда записанное выше выражение можно переписать так:
[begin{align} & {{a}_{2}}+{{a}_{3}}+{{a}_{n-1}}=56; \ & left( {{a}_{2}}+{{a}_{n-1}} right)+{{a}_{3}}=56; \ & 44+{{a}_{3}}=56; \ & {{a}_{3}}=56-44=12. \ end{align}]
Зная ${{a}_{3}}$ и ${{a}_{1}}$, мы легко найдём разность прогрессии:
[begin{align} & {{a}_{3}}-{{a}_{1}}=12-2=10; \ & {{a}_{3}}-{{a}_{1}}=left( 3-1 right)cdot d=2d; \ & 2d=10Rightarrow d=5. \ end{align}]
Осталось лишь найти остальные члены:
[begin{align} & {{a}_{1}}=2; \ & {{a}_{2}}=2+5=7; \ & {{a}_{3}}=12; \ & {{a}_{4}}=2+3cdot 5=17; \ & {{a}_{5}}=2+4cdot 5=22; \ & {{a}_{6}}=2+5cdot 5=27; \ & {{a}_{7}}=2+6cdot 5=32; \ & {{a}_{8}}=2+7cdot 5=37; \ & {{a}_{9}}=2+8cdot 5=42; \ end{align}]
Таким образом, уже на 9-м шаге мы придём в левый конец последовательности — число 42. Итого нужно было вставить лишь 7 чисел: 7; 12; 17; 22; 27; 32; 37.
Ответ: 7; 12; 17; 22; 27; 32; 37
Текстовые задачи с прогрессиями
В заключение хотелось бы рассмотреть парочку относительно простых задач. Ну, как простых: для большинства учеников, которые изучают математику в школе и не читали того, что написано выше, эти задачи могут показаться жестью. Тем не менее именно такие задачи попадаются в ОГЭ и ЕГЭ по математике, поэтому рекомендую ознакомиться с ними.
Задача №11. Бригада изготовила в январе 62 детали, а в каждый следующий месяц изготовляла на 14 деталей больше, чем в предыдущий. Сколько деталей изготовила бригада в ноябре?
Решение. Очевидно, количество деталей, расписанное по месяцам, будет представлять собой возрастающую арифметическую прогрессию. Причём:
[begin{align} & {{a}_{1}}=62;quad d=14; \ & {{a}_{n}}=62+left( n-1 right)cdot 14. \ end{align}]
Ноябрь — это 11-й месяц в году, поэтому нам нужно найти ${{a}_{11}}$:
[{{a}_{11}}=62+10cdot 14=202]
Следовательно, в ноябре будет изготовлено 202 детали.
Ответ: 202
Задача №12. Переплётная мастерская переплела в январе 216 книг, а в каждый следующий месяц она переплетала на 4 книги больше, чем в предыдущий. Сколько книг переплела мастерская в декабре?
Решение. Всё то же самое:
$begin{align} & {{a}_{1}}=216;quad d=4; \ & {{a}_{n}}=216+left( n-1 right)cdot 4. \ end{align}$
Декабрь — это последний, 12-й месяц в году, поэтому ищем ${{a}_{12}}$:
[{{a}_{12}}=216+11cdot 4=260]
Это и есть ответ — 260 книг будет переплетено в декабре.
Ответ: 260
Что ж, если вы дочитали до сюда, спешу вас поздравить: «курс молодого бойца» по арифметическим прогрессиям вы успешно прошли. Можно смело переходить к следующему уроку, где мы изучим формулу суммы прогрессии, а также важные и очень полезные следствия из неё.
Смотрите также:
- Формула n-го члена арифметической прогрессии
- Нахождение элементов арифметической прогрессии
- Тест к уроку «Сложные выражения с дробями» (легкий)
- Как считать логарифмы еще быстрее
- Задача B5: метод узлов
- Сфера, вписанная в куб