Вспомните и запишите пословицы с именами существительными
Выучить правила русского языка помогают пословицы с существительными, учителям и родителям обязательно нужно взять это на заметку. У таких изречений нет определенного автора, а все потому, что они веками передавались из уст в уста, впитывая в себя народную мудрость, знания и опыт многих поколений. Оттого некоторые поговорки с существительными звучат не совсем понятно для современных детей, но ведь это только делает их более интересными. Предложите ребятам подумать, в чем смысл высказывания – кто сможет угадать первым? Это поможет школьникам развить логическое мышление, воображение, узнать новые слова!
Губа не дура.
Не работа сушит, а забота.
Бедность не порок.
Невольник не богомольник.
От друга отстал, а к недругу не пристал.
Блин не клин — брюхо не расколет.
Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.
Все до поры до времени.
Гусь свинье не товарищ.
Старость — не радость.
Каково семя, таков и плод.
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
Коли не ложь, так правда.
Стыд — не дым, глаза не ест.
Невеличка капля, а камень долбит.
Во сне счастье, наяву ненастье.
Волк не пастух, а свинья не огородник.
Один в поле не воин.
Красное словцо не ложь.
Рот не огород, не затворишь ворот.
От свиньи родится не бобренок, такой же поросенок.
Невеличка птичка, да ноготок остер.
Раздружится друг — хуже недруга.
Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын.
Мозоль не пуля, а с ног валит.
Голод — не тетка.
Чванство не ум, а недоумье.
Грех не беда, молва нехороша.
Не годы, а горе старит.
И другу и недругу закажу.
Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.
Хотя себе досадить, а недруга победить.
Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает.
На нашего урода все невзгода.
Попытка не пытка, а спрос не беда.
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Не место красит человека, а человек место.
Мудрость уменьшает жалобы, а не страдания.
Не мытьем — так катаньем.
Небылица на тараканьих ножках ходит.
Не пойман — не вор.
Работа не волк — в лес не убежит.
Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
Источник статьи: https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-s-sushhestvitelnymi/
Русские пословицы с антропонимами: грамматические особенности неточной рифмы
Русские пословицы, являясь единицами устного народного творчества, сохраняют историю и культуру народа.
В качестве устойчивых выражений они относятся к языковому уровню.
Данная статья продолжает серию наших работ, посвященных анализу рифмовки в русских пословицах, обнаруженных нами методом сплошной выборки из книги «Русские пословицы и поговорки» (далее — РПП) [1], в состав которого вошли пословицы из разных сборников ХVIII – ХХ веков, в том числе из знаменитого сборника Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» (1863 – 1864).
Как мы показали на большом иллюстративном материале в работах 8, лингвистическими факторами рифмовки слов в русских пословицах могли стать явления как фонетического, так и морфологического уровней, происходившие в русском языке в предыдущие эпохи.
1. Среди таких фонетических изменений, влиявших на появление рифмовки в русских пословицах, нами были отмечены следующие факторы:
а) процесс падения редуцированных в древнерусском языке, напр., в таких пословицах:
Где цветок (о < ъ), там и медок (о < ъ). Не ловец (е < ь), да молодец (е < ь). Каков уход (о < о), таков и доход (о < о). Каков ни будь пень (е < ь), а все за ним тень (е < е). Мелок брод (о < о) по самый рот (о < ъ). Один ершок (о < ’о < ’е < ь) – ухи горшок (о < ’о < ’е < ь). (Др. примеры см. в: [3]);
б) следствия падения редуцированных, а именно:
- утрата конечного сонорного -л- вследствие падения редуцированных и рифмовка русских пословиц, в пословицах типа:
И на елку бы лез (в древнерусском языке: лhзлъ) и одёжи бы не драл. С оглоблю вырос (др.-рус. вырослъ), а ума не вынес (вм. др.-рус. вынеслъ). Если бы на горох не мороз, он бы давно через тын перерос (вм. др.-рус. перерослъ). И стар, да петух, и молод, да протух (вм. др.-рус. протухлъ). (Др. примеры см. в: [4] и [5]);
- отвердение конечных губных согласных м, б, п, напр., в пословицах типа:
Кто с языком (с мягким согласным [м’] в древнерусском языке на конце: языкомь), тот с пирогом (вм. др.-рус. с мягким [м’] пирогомь). Что написано пером (вм. др.-рус. с мягким [м’] перомь), того не вырубишь топором (вм. др.-рус. с мягким [м’] топоромь). (Др. примеры см. в: [6]);
в) непереходное смягчение заднеязычных [к], [г], [х], в таких пословицах как:
Не для мýки (вм. др.-рус. мукы), для науки (вм. др.-рус. наукы). Без отваги (вм. др.-рус. отвагы) нет и браги (вм. др.-рус. брагы). Не дочитав сказки (вм. др.-рус. сказъкы), не бросай указки (вм. др.-рус. указъкы). Грызут орехи для своей потехи ((вм. др.-рус. орhхы — потhхы). Каковы дружки – таковы и им пирожки (вм. др.-рус. дружьци — пирожьци). Есть брага да пирожки – есть и дружки (вм. др.-рус. дружьци — пирожьци). Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи (вм. др.-рус. рубашькы — мhшьци). Не сиди сложа руки, так не будет и скуки (вм. др.-рус. руцh — скукы). (Др. примеры см. в: [7]);
г) третья лабиализация звука [’э] в [’о] в древнерусском языке, напр., в пословицах типа:
Копеечка рубль бережёт (’о < ’е), а рублик голову стережёт (’о < ’е). Где снег (e < h), там и след (e < h). Сердит пёс (’о < ’е < ь) провожает волка в лес (e < h). Не приестся хороший кусок (> ък), не прискучит хороший дружок (> ьк). Кому убыток, а попу доход (ó < о): с живого и с мертвого дерёт (’о < ’е). Честно поднёс (’о < ’е), под самый нос (ó < о). Будь хоть пёс (’о < ’е < ь), лишь бы яйца нёс (’о < ’е). На свежий червячок (’о < ’е < ь) и рыбка на крючок (’о < ’е < ь). (Др. примеры см. в: [8]).
2. К изменениям в области морфологии, повлиявшим на появление рифмовки в русских пословицах, относятся:
д) изменения древнерусского склонения существительных, в частности, с основой на согласный группы существительных с суффиксом -онок, называющих детенышей типа: поросенок, козленок (вм. др.-рус. порося козля), напр.:
Деревенский ребенок, что городской теленок. Без имени ребенок — чертенок. Ребенок, что поросенок. Ребенок, что жеребенок. От бобра — бобренок, от свиньи — поросенок. Не умела родить ребенка, корми серого котенка. Ростом с тебя, а разумом с теля. Мать любит дитя, а кошка – котя. Мать хвалит дитя, а свинья поросенка. Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка (Др. примеры см. в: [9] и [10]).
Так же в предыдущих своих работах мы указывали, что «появлению того или иного личного имени собственного в пословице обусловлено экстралингвистическими и лингвистическими причинами» [11, с. 126] антропонимы достаточно включаются в пословицу в зависимости от того слова, с каким имя собственное будет рифмоваться [Там же].
Анализ нашего материала показывает, что в составе пословиц частотны личные имена существительные собственные, употребленные с экстралингвистическими причинами, напр., для номинирования людей с детализацией пола, национальности ср.:
Ваша-то Катерина (личн. имя собств., жен. пола) да нашей Орине (личн. имя собств., жен. пола) двоюродная Прасковья (личн. имя собств., жен. пола). Флор (личн. имя собств., муж. пола) Флорихе (личн. имя собств., жен. пола) набитой брат. Не идёт Федора (личн. имя собств., жен. пола) за Егора (личн. имя собств., муж. пола) а за Фёдора (личн. имя собств., муж. пола) идёт.
Есть и пословицы, называющие отчество, напр.:
Один у Мирона (личн. имя собств., муж. пола) сын, да и тот Миронович (личн. имя собств., муж. пола, отчество). Толкуй, Фетинья (личн. имя собств., жен. пола) Савишна (личн. имя собств., жен. пола, отчество), про ботвинью давишню.
Ср. пример, включающий сразу же два отчества:
Хоть Кузмишна (личн. имя собств., жен. пола, отчество), да не корыстна; и Ивановна (личн. имя собств., жен. пола, отчество) да нам надобна.
Дальнейшее исследование нашего материала выявило целый ряд пословиц, имеющих неточную рифму.
Такая неточная рифмовка в пословицах редка и представлена случаями с формами единственного числа неодушевленных существительных того же склонения, что и формы единственного числа имен собственных.
Различаются же указанные формы имен существительных разными падежными формами.
В частности, мы обнаружили следующие группы русских пословиц.
1) Неточную рифму имеют формы именительного падежа имени собственного и винительного падежа имени неодушевленного, напр.:
Богат Ермошка (I скл., тв. вар., имен. п.): завел кота да кошку (I скл., тв. вар., вин. п.). Шутил Купряшка (I скл., тв. вар., имен. п.), да попал в тюряшку (I скл., тв. вар., вин. п.). Каждая Алёнка (I скл., тв. вар., имен. п.) хвалит свою бурёнку (I скл., тв. вар., вин. п.). Степашка (I скл., тв. вар., имен. п.), подай другую баклажку (I скл., тв. вар., вин. п.).
Заметим, что в последней пословице форма современного именительного падежа применительно к древнерусской эпохи соответствовала бы древней звательной форме.
2) Неточную рифму обнаруживаем и между двумя формами именительного и винительного падежа двух имен собственных, ср.: Свашенька (I скл., тв. вар., имен. п.), высватай мне Пашеньку (I скл., тв. вар., вин. п.).
Появление неточной рифмовки в этой пословице обусловлено тем, что в современном русском языке у одушевленных существительных женского рода I-го склонения совпадают формы именительного и винительного падежа только во множественном числе, а в пословице представлены формы единственного числа.
И так же, как и в предыдущем случае, форма современного именительного падежа применительно к древнерусской эпохи соответствовала бы древней звательной форме.
3) Также неточную рифму имеют формы именительного падежа имени собственного и родительного падежа имени неодушевленного, причем:
а) как твердого варианта, напр.:
Живет Ермошка (I скл., тв. вар., имен. п.) возле большой дорожки (I скл., тв. вар., род. п.). Аринушка (I скл., тв. вар., имен. п.) Маринушки (I скл., тв. вар., род. п.) не хуже. Спит Филька (I скл., тв. вар., имен. п.) без подстилки (I скл., тв. вар., род. п.);
б) так и мягкого варианта, напр.:
Лакома Устинья (I скл., мягк. вар., имен. п.) до ботвиньи (I скл., мягк. вар., род. п.).
4) Неточная рифма представлена формами родительного падежа имени собственного и именительного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, ср.:
Не всякая поговорка (I скл., тв. вар., имен. п.) для нашего Егорки (I скл., тв. вар., род. п.).
5) Также неточная рифма представлена формами родительного падежа имени собственного и предложного падежа имени неодушевленного, причем тоже:
а) как твердого варианта, напр.:
Возьми у Савки (I скл., тв. вар., род. п.) в лавке (I скл., тв. вар., предл. п.)! Возьми у Савушки (I скл., тв. вар., род. п.) на прилавочке (I скл., тв. вар., предл. п.).
Как видим, в приведенных двух пословицах в неточную рифмовку включаются именные лексемы, являющиеся между собой либо одноструктурными образованиями (в первой пословице пара имен существительных Савка — лавка с суффиксом -к-), либо разноструктурными образованиями (во второй пословице пара имен существительных Савушка — прилавочек с суффиксами -ушк- и -к-);
б) так и мягкого варианта, напр.:
Была речь у Федосьи (I скл., мягк. вар., род. п.) в переголосье (I скл., мягк. вар., предл. п.).
6) Неточную рифму имеют формы дательного падежа имени собственного и именительного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, ср.:
Широка дорожка (I скл., тв. вар., имен. п.) Ерошке (I скл., тв. вар., дат. п.). Горькому Кузеньке (I скл., тв. вар., дат. п.) горькая и долюшка (I скл., тв. вар., имен. п.). Горькому Кузеньке (I скл., тв. вар., дат. п.) — горькая и песенка (I скл., тв. вар., имен. п.).
7) Также неточную рифму обнаруживаем между формами дательного падежа имени собственного и родительного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, напр.:
Ленивому Микишке (I скл., тв. вар., дат. п.) все не до книжки (I скл., тв. вар., род. п.).
Здесь также рифмуются слова с суффиксом -к-.
Неточную рифму находим в формах дательного падежа имени собственного и винительного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, ср.:
Федюшке дали денежку, а он алтына просит. Попал к Варваре (I скл., тв. вар., дат. п.) на расправу (I скл., тв. вар., вин. п.).
9) Также неточную рифму имеют формы дательного падежа имени собственного и предложного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, напр.:
Агриппине (I скл., тв. вар., дат. п.) засвербило в спине (I скл., тв. вар., предл. п.).
10) Неточную рифму обнаруживаем между формами винительного падежа имени собственного и именительного падежа имени неодушевленного только твердого варианта, ср.:
На всякого Егорку (I скл., тв. вар., вин. п.) есть поговорка (I скл., тв. вар., имен. п.).
Хотя в русских пословицах формы именительного и винительного падежей одного и того же I склонения и одного и того же варианта очень часто рифмуются между собой, напр.:
Потерял Мартын (I скл., тв. вар., имен. п.) отцов алтын (I скл., тв. вар., вин. п.). Приехал к торгу Роман (I скл., тв. вар., имен. п.), привёз денег полон карман (I скл., тв. вар., вин. п.). Отыскал Влас (I скл., тв. вар., имен. п.) по нраву квас. (I скл., тв. вар., вин. п.).
(См. об этом подробнее в нашей предыдущей работе: [11]).
Случай неполной рифмовки объясняется наличием у современных русских имен существительных категории одушевленности — неодушевлености, заключающейся в том, что у неодушевленных существительных форма именительного падежа совпадает с формой винительного, а у одушевленных существительных форма именительного падежа совпадает с другой падежной формой — родительного.
Таким образом, проведенный анализ показал, что наличие неточной рифмы в русских пословицах с антропонимами обусловлено:
- разными падежными формами имен существительных, включенных в состав пословицы;
- принадлежностью этих существительных к разным лексико-грамматическим разрядам с точки зрения одушевленности — неодушевленности.
Несклоняемые имена существительного?
Несклоняемые имена существительного.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Пословицы с несклоняемыми существительными?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
ОЧП отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Вводные слова или конструкции выражают отношение говорящего к смыслу текста. Здесь вводное слово в 1 предложении – может быть.
Подул сильный ветер. Разыгралась гроза. Такого сильного дождя уже давно не было в нашем городе.
Над полем (над чем? ) – сущ. , н. ф. – поле, нариц. , неодуш. , ср. Р. , 2 скл. , ед. Ч. , Т. П. , обстоятельство.
ГрусТно – слово с непроизносимой согласной Т Здесь нужно подобрать однокоренное слово к слову грустный так, , чтобы эта согласная Т произносилась чётко : грустный – грусТить.
Творчество, креатив, свобода мыслей и воплощение идей, все это отражает главные “черты” профессии моей мечты – профессию дизайнера! Как емко это слово. Ведь, чтобы описать эту профессиюв полной мере, необходимо столько же ярких красок, чего то не с..
Возможнофраза говорит о том, что расказчик жил очень трудную, и возможно тяжёлуюжизнь. Он писал так потому, чтоописывал возможно самый счастливый день в его жизни. Эту лёгкость эмоций и чувствопревосходного.
Кричишь, кричите рвешь, рвете стережешь, стережете скользишь, скользите ждешь, ждете трешь, трете спишь, спите кладешь, кладете поешь, поете скрипишь, скрипите растешь, растете шалишь, шалите.
. в слове мая2 слога.
Юбка – 2 слога(т. К 2 гласные) ю = й и у(й = согл, мягк, сонорный) (у = глас, ударный) б = (согл, тверд, зв, парный(б – п)) к = (согл, тверд, глух, парн(г – к)) а = (глас, безударный ) 4 звука и 5 звуков.
Источник статьи: https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1827882_poslovicy-s-nesklonaemymi-susestvitelnymi/
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
- сахар
- мёд
- чай
- масло
- вода
- серебро
- железо
- каучук
- земляника
- рожь
- хлопок
- цемент
- фарфор
- сталь.
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
- свекольный сахар — сахара (в химии);
- оливковое масло — автомобильные масла;
- вересковый мёд — мёды Башкирии;
- красное вино — французские вина;
- родниковая вода — минеральные воды;
- блестящая сталь — высокопрочные стали.
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
- горжусь (чем?) победой
- наслаждаться (чем?) спектаклем
- быть (кем?) режиссером.
В таблице собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
- Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником;
- Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками;
- Определительное: чистка щеткой, она была неумехой;
- Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные творительного падежа множественного числа всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение — разносклоняемое существительное «дитя».
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
- гулять под (под чем?) зонтом
- конфликт между (между кем?) братьями
- говорить с (с кем?) другом.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
- укусил (кто?) щенок
- закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
- Подлежащим. Вода остыла. Пирог упал.
- Главным членом односоставного номинативного предложения. Вечер. Улица. Фонарь.
- Обращением. Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
- Именной части составного именного сказуемого. Кама — река.
- Приложения в значении добавочного сообщения. Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
- книга (кого?) друга
- чтение (чего?) романа.
В таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
- торта
- шарфа
- возраста
- хлебца
- договора.
У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
- Субъектное значение: приезд гостей, нет идей;
- Объектное значение: просить помощи, презентация фильма;
- Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок
Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».
Отличительные черты пословиц
Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.
Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.
Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».
Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.
Два типа пословиц
Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».
В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».
Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.
С помощью чего создаются пословицы
С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».
Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».
Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.
Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.
Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».
Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Связь русских и зарубежных пословиц
Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».
Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).
Полезные материалы по теме
Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:
Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».
«Семь раз отмерь»: пословицы, поговорки и загадки с числительными
“Семь бед — один ответ”. “Один ум хорошо, а два — лучше”. “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Мы и не задумываемся, как много в русском языке загадок, пословиц, фразеологизмов с числительными.
Числа – важная часть культурного кода народа. В самом деле, почему именно такое количество предметов подчеркивали наши предки? Наша подборка поможет в этом разобраться.
Пословицы и поговорки с числом 0
Ноль без палочки.
Ноль внимания.
Сводить к нулю.
Пословицы и поговорки с числительным 1
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна пчела немного меду натаскает.
Один в поле не воин.
Одна голова на плечах.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одному ехать – и дорога длинна.
Один воин тысячу водит.
Один блин и то пополам ломай.
Один волк гоняет овец полк.
Один в бороне, а все в стороне.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Один у Мирона сын, да и тот Миронович.
Один ум хорошо, а два — лучше.
Одна беда идет, другую ведет.
Одна ласточка не делает весны.
Одна лиса семь волков проведет.
Одно зерно горсть дает.
Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Пословицы и поговорки с числительным 2
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Два сапога – пара.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два гроша — куча хороша.
Две собаки дерутся — третья не приставай.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Пословицы и поговорки с числительным 3
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Хвастуну цена – три копейки.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.
Три бабы – базар, а семь – ярмарка.
Как ни хитри, а два да один – все три.
Пословицы и поговорки с числительным 4
На все четыре стороны.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Четыре полы, а бока голы.
Без четырех углов изба не рубится.
Жить в четырех стенах.
В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.
Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума.
Пословицы и поговорки с числительным 5
Пятое колесо в телеге.
Как свои пять пальцев.
Какая душа в пять лет, такая она и в сто лет.
Пять пальцев — братья, да все разные.
Один улей – улей, а пять – пасека.
Пять дней ничего не делаем, а шестой – отдыхаем.
Пословицы и поговорки с числительным 6
Три волосинки в шесть рядов уложены.
У него шесть хитростей и пять обманов.
Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть.
По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек.
Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.
Садила пять, вынула шесть; одного нет как нет.
Пословицы и поговорки с числительным 7
Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой – один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Не строй семь церквей, а пристрой семь детей.
Семь пятниц на неделе.
У семи нянек дитя без глазу.
У дурня слов – семь коробов.
Где мило, семь верст не криво.
Лук от семи недуг.
До порога одна дорога, а за порог — семь дорог.
За семь вёрст киселя хлебать.
Семи пядей во лбу.
Пословицы и поговорки с числительным 8
Восьми гривен до рубля не хватает.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке – девять, что ровно делит.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
На будущую осень, годов через восемь.
Пословицы и поговорки с числительным 9
Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.
Девять человек – все равно что десяток.
Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
У храбреца десять доблестей: одна – отвага, девять – ловкость.
Пословицы и поговорки с числительным 10
Один год десять лет заел.
Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься.
Один говорит – десять слушают.
Один умный десять безумных водит.
С пятого на десятое.
Одну ветку тронешь – десять закачаются.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Пословицы и поговорки с числительными 12, 13, 14, 15, 25, 30, 40
Правда двенадцать цепей разорвет.
Тринадцать за стол не садятся.
Невеста четырнадцати вершков в отрубе.
Сто лет, да двадцать, да маленьких пятнадцать.
Опять двадцать пять.
Смех тридцать лет у ворот стоит, а своё возьмёт.
Тридцать лет, как видел коровий след, а все молоком отрыгается.
Сорок лет – бабий век.
Пословицы и поговорки с числительным 100
Голого нищего и сто разбойников не ограбят.
За доброго человека сто рук.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одним махом сто побивахом, а прочих не считахом.
Русы волосы — сто рублей, смелая голова — тысяча, а всему молодцу и цены нет.
Сказанное сто рублей стоит, несказанному и цены нет.
Сто друзей мало, один враг — много.
Умная голова сто голов кормит, а глупая и своей не прокормит.
Чванства на сто рублей, а дури и того больше.
Загадки с числительными
Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется.
Река, берега, трава
Два кольца, два конца, посередине – гвоздик.
Закопали в землю в мае.
И сто дней не вынимали.
Стали в августе копать –
Там их не одна, а пять.
Удивительное солнце.
В этом солнце – сто оконцев.
Из оконцев всех глядят
Глазки черненьких галчат.
Семь баранов защитят от злых буранов.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают мухам круг.
Рассыпался горох на шестьсот дорог.
Никто его не считает и не собирает.
Три глаза, как три приказа. А красный – самый опасный.
Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны.
Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят.
[spoiler title=”источники:”]
https://dynalib.ru/narody-rf/poslovicy-s-sushchestvitelnymi.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/poslovitsa-chto-eto
https://sibmama.ru/poslovitsy_chisl.htm
[/spoiler]
Найдите пословицы в которых 2 существительных.
Перед вами страница с вопросом Найдите пословицы в которых 2 существительных?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
pomitiou272
Вопрос по русскому языку:
Найдите пословицы в которых 2 существительных
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок – бесплатно!
Ответы и объяснения 2
xtlayadrthep
хлеб всему голова без труда не выташиш рыбку из пруда
userthak638
ДЕЛУ время, ПОТЕХЕ час.
УТРО ВЕЧЕРА мудренее.
ХЛЕБ всему ГОЛОВА.
Еще мноооого можно вспомнить=)
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат – это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Опубликовано 4 года назад по предмету
Русский язык
от Yanuska11
-
Ответ
Ответ дан
zuzzzхлеб всему голова без труда не выташиш рыбку из пруда
-
Ответ
Ответ дан
Olga1911ДЕЛУ время, ПОТЕХЕ час.
УТРО ВЕЧЕРА мудренее.
ХЛЕБ всему ГОЛОВА.
Еще мноооого можно вспомнить=)
Самые новые вопросы
Математика – 3 года назад
Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x – 5,21 = 9,54
Информатика – 3 года назад
Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.
География – 3 года назад
Почему япония – лидер по выплавке стали?
Математика – 3 года назад
Чему равно: 1*(умножить)х? 0*х?
Русский язык – 3 года назад
В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
7
1 ответ:
0
0
хлеб всему голова без труда не выташиш рыбку из пруда
Читайте также
Ну вот как-то так …3-3;4-3;5-3;
Оторвать, штучка, ящик ……………..
1 ШАГ. Вступление
Выделить проблему, т. е. основной вопрос, поднятый в тексте. Начинать сочинение-рассуждение можно с вопроса, или небольшой биографии писателя данного текста.
2 ШАГ. Основная часть.
1) Комментарий к проблеме. достаточно ответить на несколько вопросов:
а) Как, на каком материале раскрывается проблема, т. е небольшой пересказ текста, но только по теме.
б) На чем заостряет внимание автор данного текста?
в) какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
2) Авторская позиция
а) Что хотел сказать автор?
б) Как автор оценивает конкретную ситуацию?
в) Как автор оценивает поступки героев?
3)Собственная позиция
а) Выдвигается тезис
б) Аргументы в доказательство данного тезиса ( принимаются аргументы, факты из своей жизни, но больше оцениваются примеры из художественное литературы)
в) Вывод
3 ШАГ. Заключение
Заключение должно быть в одной тональности со вступлением.
4 шаг
<span>Исключите из Вашего сочинения слишком частые повторы слов. Не надо резко критиковать автора или его текст. Не нужно в сочинении быть слишком эмоциональным. Размер текста должен быть не менее 150 слов. </span>
<span>У пятиклассника рюкзак с учебниками не должен весить более двух с половиной килограмм.</span>
Почтовый вагон, над гигантской сосной, горячий бой о жёлтой пустыне, по узкой дороге, беспокойный характер, на мозолистой ладони, майской грозой.
Почтовый вагон-вагон где развозят(привозят) почту.
Беспокойный характер – когда человек беспокоиться(боится) за тот или иной предмет, действие которой происходит или произойдёт.
Это моё мнение!