Как найти постоянную скорость физика

В этой статье обсуждается, как найти постоянную скорость. Когда скорость постоянна, ускорение тела равно нулю.

Когда мы рассматриваем скорость объекта, а также его направление, комбинация скорости и направления формирует скорость объекта. Проще говоря, можно сказать, что скорость объекта — это скорость, с которой он изменяет свое перемещение во время движения. В этой статье обсуждается постоянная скорость, формула постоянной скорости и другие связанные темы.

Что такое скорость?

Как мы обсуждали выше, скорость определяется как скорость, с которой объект движется по прямой или угловое движение меняет свое смещение. Для линейного движения это называется линейной скоростью, а для углового движения — угловой. скорость.

Это можно назвать скоростью объекта с его направлением движения. Следует отметить, что величина как скорости, так и скорости может быть одинаковой, несмотря на то, что их значения различны. Один из них — скаляр, с которым не связано направление, а другой — вектор. Мы будем изучать скалярные и векторные величины в последующих разделах этой статьи.

Что такое ускорение?

Ускорение объекта определяется как скорость, с которой он изменяет свою скорость во время движения. Проще говоря, это величина, которая говорит нам, насколько быстро увеличивается скорость объекта. Единицы ускорение Рад/с^2.

Вход в музей Мадам Тюссо важно знать об ускорении объекта, чтобы мы могли рассчитать общее время, которое потребуется объекту, чтобы достичь определенного пункта назначения. В случае торможения замедление (отрицательное ускорение) помогает нам рассчитать, сколько времени потребуется транспортному средству, чтобы остановиться. Это необходимо для предотвращения аварий на дорогах.

Что такое скалярные и векторные величины?

Скалярные и векторные величины могут быть одинаковыми по величине. Эти величины являются мерой определенного свойства движущегося объекта. 

Единственное различие между ними состоит в том, что скалярные величины не имеют направления, они имеют только числовые значения, например температуру. Принимая во внимание, что к векторным величинам прикреплен член направления. Примером векторной величины является скорость.

Что вы имеете в виду под смещением?

Перемещение – это кратчайший путь между двумя рассматриваемыми точками. Перемещение и расстояние, пройденное объектом, — две полные вещи, а не одно и то же.

Расстояние является мерой общего пути, пройденного объектом, и кратчайший путь между двумя рассматриваемыми точками называется смещением. Численно значение смещения может быть меньше или равно пройденному расстоянию. Если расстояние является кратчайшим возможным путем, то можно сказать, что перемещение и расстояние равны.

Как найти постоянную скорость на графике?

График, построенный с помощью значений смещения и времени, можно использовать для нахождения скорости объекта. Наклон этого графика дает скорость объекта.

Когда наклон постоянен, то есть смещение увеличивается линейно по прямой линии со временем, можно сказать, что объект движется с постоянной скоростью. Величину постоянной скорости можно рассчитать, вычислив тангенс угла, образуемого линией на графике с горизонталью. Это можно показать ниже-

как найти постоянную скорость

Изображение: График времени смещения с постоянным наклоном

Время представлено по оси x, а положение объекта указано по оси Y. Вычисление тангенса угла от образовавшегося треугольника. Мы получаем скорость, равную тангенсу (тета).

Как найти постоянную скорость из ускорения?

Он определяется как скорость, с которой скорость объекта изменяется во время движения. Поскольку скорость изменяется со временем, значение ускорения также изменяется. С другой стороны, мы можем сказать, что если есть ускорение, то скорость объекта непрерывно изменяется.

Если мы хотим найти значение постоянной скорости, то ускорение должно быть равно нулю. Что означает термин dv/dt=0. Следовательно, мы можем сказать, что изменение скорости равно нулю, поэтому ускорение равно нулю. Поскольку ускорение отсутствует, мы не можем найти значение постоянной скорости по ускорению.  

График скорости-времени

График скорость-время — это график между скоростью и временем, который помогает нам понять различные характеристики движения объекта.

Вертикальная ось представляет скорость, а горизонтальная ось представляет время. Мы можем использовать этот график для определения различных величин, таких как смещение (площадь под кривой), средняя скорость и ускорение.

Как найти постоянную скорость на графике скорость-время?

Постоянная скорость представлена ​​в виде прямой горизонтальной линии на графике скорость-время. Все, кроме прямой горизонтальной линии на графике скорость-время, представляет собой движение с переменным скорость.

Его величину можно найти, просто наблюдая за значением, при котором проводится прямая горизонтальная линия. Это значение является значением постоянной скорости. Значение скорости не меняется при движении с постоянной скоростью. Площадь, лежащая под этой кривой, представляет собой смещение объекта. 

Пример постоянной скорости

Ниже приведены некоторые примеры объектов, движущихся с постоянной скоростью. Эти примеры очень распространены и уже известны нам.

  • человек ходьба с одинаковой длиной шагов- Человек, преодолевающий равные перемещения за равные промежутки времени, является пример постоянной скорости движение.
  • Предмет, падающий с предельной скоростью- После достижения конечной скорости объект не достигает какой-либо значительной скорости, и значение ускорения становится равным нулю. Этот случай можно рассматривать как случай движения с постоянной скоростью.
  • Поезд, проходящий равные перемещения за равные промежутки времени– Чистое изменение скорости равно нулю, так как поезд проходит равные перемещения за равные промежутки времени.
  • Самолет, летящий с той же скоростью, Самолет, движущийся с одной и той же скоростью в крейсерском режиме, совершает равные перемещения за равные промежутки времени, следовательно, это также пример движения с постоянной скоростью.
  • Вентилятор, вращающийся с одинаковой скоростью– Когда регулятор вентилятора остается нетронутым, скорость вентилятора не меняется, это случай углового движения и лопасти вентилятора движутся с постоянной угловой скоростью.
  • Обращение Земли вокруг Солнца– Вращение Земли вокруг Солнца также является примером углового движения с постоянной скоростью. Чтобы совершить один оборот вокруг Солнца, требуется ровно 365 дней.
  • Спутник на орбите Земли– Каждому спутнику необходимо достичь определенного значения скорости, чтобы поддерживать свою орбиту. Значение изменяется во время коррекции курса, но это изменение незначительно. Это подпадает под лозунг углового движения с постоянной угловой скоростью.
  •  Автомобиль, мчащийся на полной скорости – Когда автомобиль достигает полной скорости, значение ускорения становится равным нулю, что приводит к движению с постоянной скоростью.
  • Скорость света– Скорость света постоянна в вакууме и не меняется, если не происходит изменения в среде.
  • Скорость звука– Скорость звука в воздухе при стандартных температуре и давлении постоянна. Это изменяется при изменении плотности среднего.

Физика > Постоянная скорость

Объект, чья скорость движения не меняется, обладает постоянной скоростью в едином направлении.

Задача обучения

  • Познакомьтесь с терминами для постоянной скорости и способами ее применения к ускорению.

Основные пункты

  • Постоянная скорость говорит о том, что объект перемещается по прямой с неизменной скоростью.
  • Линию можно отобразить как x = x0 + vt, где x0 – позиция объекта при t = 0, а наклон линии указывает на скорость.
  • Скорость может быть положительной или отрицательной, что отображает, в каком направлении перемещается объект.

Термин

Постоянная скорость – движение, которое не меняет скорость или направление.

Одной из простейших форм движения выступает постоянная скорость. Этот тип возникает, если объект, движущийся с постоянной скоростью при небольшом присутствии трения, вроде хоккейной шайбы, скользящей по льду. Чтобы обладать постоянной по модулю скоростью, объект должен иметь постоянную скалярную скорость в неизменном направлении (только прямо).

Второй закон Ньютона (F = ma) говорит: если воздействовать на объект силой, то он получит ускорение. Если ускорение приравнивается к 0, то объект не поддается никаким внешним силам. Математическим языком уравнение выглядит как

a = dv/dt = 0 = v = const.

Если объект перемещается с постоянной скоростью, то график расстояния между временем отображает одно и то же измерения позиции в каждом временном промежутке. Поэтому получаем, что x = x0 + vt. Здесь x0 – смещение при t = 0.

Если объект перемещается с постоянной скоростью, то не меняет направление или скорость, поэтому отображается в виде прямой линии

Скорость объекта также можно получить, если узнать его след с течением времени. При помощи графика рассчитывается скорость от перемены дистанции над временным изменением. Схематически скорость изображается как наклон линии. Она бывает положительной и отрицательной (знак показывает направление движения).


Научная статья
на тему:  “
Постоянная скорость
движения

В следующем
разделе представлены некоторые основные концепции математического описания
процессов движения с использованием одномерных движений; затем они переносятся
на двух- или трехмерные процессы.

Одномерные движения с постоянной скоростью

Прямолинейное
движение – это самый простой вариант процесса перемещения: в качестве системы
координат достаточно одной пространственной оси. Если нулевая точка и
направление оси координат были указаны один раз (произвольно, но обязательно),
одной спецификации длины достаточно, sчтобы иметь возможность указать положение
объекта относительно начала координат:

      Если
местоположение имеет sположительное значение, объект находится в
соответствующем значении вдоль пространственного направления, выбранного как
положительное из начала координат.

     
Если местоположение имеет sотрицательное
значение, объект удален от начала координат на соответствующее значение против
пространственного направления, выбранного как положительное.

При перемещении
расположение sобъекта со временем меняется ; поэтому часто пишут явно s (t), чтобы
выразить зависимость места sот времени т.

фиг-прямолинейное движение

Движение собаки,
преследующей палку или возвращающей ее, можно с хорошей точностью
интерпретировать как движение по прямой.

SVG:
Geradlinige Bewegung

 Дельтанаписание

Этот символ sиспользуется
не только для информации о местоположении, но и для обозначения пройденных
расстояний. В этом случае, однако, во  Delta sизбежание
путаницы предпочтительнее использовать написание .  ДельтаСимвол
(греческая «дельта») означает «разность» – это означает , что в какую степень
значения s _ { mathrm {конец}}в конце s _ { mathrm {начало}}процесс движения отличается от значения в начале
процесса движения:

 Delta s & = s _ { mathrm {end}} - s _ ​​{ mathrm {start}} \ & = ; s ; ; ;  - ; , s_0

Причина, по
которой в соответствии с этим соглашением начальное s_0значение
(обычно sпомеченное) вычитается из конечного
значения (обычно помеченного), имеет следующую причину:

      Если
начальное значение s_0меньше конечного значения s,
движение выполняется в направлении движения, определенном как положительное.

     
И наоборот, если конечное значение sменьше
начального s_0, движение выполняется в направлении
оси отрицательных координат.

Применяется к
начальному значению s_0 = 0, поэтому движение начинается в
начале системы координат, и тприменяется время  Delta s = s -s_0 = s. В этом случае тместоположение s (t)совпадает с расстоянием, пройденным в определенный момент времени  Delta s, и его  Дельтаможно не указывать; однако в целом
это не так.

Такие же  Дельтаобозначения используются и для отдельных периодов времени; здесь
также применяется, например  Delta t = t _ { mathrm {end}} - t _ { mathrm {start}}. Это
обозначение имеет то преимущество, что процесс можно разделить на разные
временные сегменты  Delta t_1 = t_1 - t_0и  Delta t_2 = t_2 - t_1т. Д. При условии, что, например, в них
присутствуют разные скорости или направления движения; Таким образом, сложную
задачу можно разбить на несколько частей, которые легче решить.

Определение
скорости

Если объект
движется с постоянной скоростью, он преодолевает такое же расстояние за одни и
те же отрезки времени.

Определение:

Скорость vобъекта,
движущегося с постоянной скоростью, равна отношению пройденного расстояния  Delta sи времени, необходимого для этого  Delta t:

(1) v =  frac { Delta s} { Delta t}

Единица
измерения:

Скорость обычно указывается в километрах в час (  unitfrac {км} {ч}) или в метрах в секунду (  unitfrac {m} {s}).

Примеры:

      Свет
путешествует за секунду  unit [300 , 000] {км}. Скорость света
такова  unitfrac [300 , 000 , 000] {m} {s}.

     
Улитка покрывает около секунды  unit [0,8] {мм}. «Улитка шага» примерно соответствует  unitfrac [0.0008] {м} {s}.

Преобразование
км / ч в м / с

Оба  unitfrac {км} {ч}и  unitfrac {m} {s}являются общими
единицами скорости. Следующие отношения могут использоваться для их
преобразования друг в друга:

 unit [1] {km} & =  unit [1000] {m} \  unit [1] {h} =  unit [60] {min} & =  unit [60  cdot 60] {s} =  unit [3600] {s}

Из этого
следует:

 unit [1] { frac {km} {h}} =  frac { unit [1] {km}} { unit [1] {h}} =  frac { unit [1000] {m} » } { unit [3600] {s}} =  unit [ frac {1000} {3600}] { frac {m} {s}} =  unit [ frac {1} {3,6}] {  frac {m} {s}}

и наоборот:

(2)  unit [1] { frac {m} {s}} =  unit [3,6] { frac {km} {h}}

Например, еле  unitfrac [5] {км} {ч} передвигающийся ходунок может преодолеть чуть
больше метра за одну секунду.

Расположение и
пройденное расстояние

График скорости
с течением времени обычно можно представить в виде v (t)диаграммы.
Здесь величина скорости как функция времени нарисована в двумерной системе
координат, как график математической
функции .

фиг-vt-диаграмма-постоянная скорость

v (t)– Диаграммы постоянной скорости. Значение скорости может быть
больше, равно или меньше нуля.

SVG:
v(t)-Diagramm: Konstante Geschwindigkeit

Если скорость
постоянна во времени, график соответствует скорости горизонтальной прямой.
Значение v (t)прямой имеет следующее значение:

      Чем
больше значение скорости, тем дальше v (t)линия от
горизонтальной тоси (соответствует значению v = 0).

      «Отдых»
– это особый случай движения с постоянной скоростью, к которому v = 0применимо
следующее.

     
Если объект движется в направлении,
противоположном направлению, изначально определенному как «положительное», его
скорости присваивается отрицательный знак.

Если вы знаете
(постоянную) скорость vобъекта и знаете, как долго он движется с
этой скоростью, вы еще не знаете точное местоположение, где в настоящее время тнаходится
объект . Вы не знаете, с какой отправной точки началось движение. Чтобы s (t)иметь возможность определять местоположение объекта как функцию
времени, s_0необходимо учитывать начальное
положение :

s (t) = v_0  cdot  Delta t + s_0

Динамика
пройденного расстояния также может быть отображена графически в виде так
называемой диаграммы расстояние-время (« s (t)диаграмма»). Из
уравнения
(1) следует, что
расстояние непрерывно изменяется  Delta sс постоянной
скоростью vв одних и тех же временных отрезках –
следовательно, соответствующая линия расстояние-время соответствует прямой. Delta t Delta s = v  cdot  Delta t

фиг-ст-диаграмма-постоянная скорость

s (t)– Диаграммы постоянной скорости. Наклон прямой линии времени пути
может быть больше, равен или меньше нуля.

SVG:
s(t)-Diagramm: Konstante Geschwindigkeit

Наклон прямой линии в s (t)диаграмме имеет следующий смысл:

      Чем
больше (постоянная) скорость, тем круче прямая линия на s (t)диаграмме.

      Если
скорость объекта постоянно равна нулю, его расстояние от наблюдателя остается
неизменным – независимо от того, находится ли наблюдаемый объект в позиции
наблюдателя или на расстоянии s_0 от наблюдателя. В обоих случаях ход
пройденного расстояния соответствует горизонтальной прямой.

     
Знак скорости указывает, s (t)поднимается
или опускается прямая на диаграмме. Отрицательный наклон означает, что
наблюдаемый объект движется в направлении, противоположном пространственному
направлению, первоначально определенному как «положительное» – независимо от
того, s_0начинается ли движение от наблюдателя
или от точки на некотором расстоянии .

Значение,
которое функция положения принимает s (t) = v  cdot tв
определенный момент времени, тсоответствует области между соответствующей
линией скорости-времени и тосью на v (t)диаграмме; При
необходимости следует учитывать знак и s_0к результату прибавлять
начальное расстояние .

Средняя скорость

Даже если
скорость меняется несколько раз с течением времени или на расстоянии, вы все
равно можете указать среднюю скорость для всего процесса движения.

Определение:

Средняя скорость  бар {v}объекта равна отношению  Delta s _ { mathrm {ges}}общего расстояния, которое он преодолевает,
и времени, которое на это требуется  Delta t _ { mathrm {ges}}:

(3)  bar {v} =  frac { Delta s _ { mathrm {ges}}} { Delta t _ { mathrm {ges}}}

Пример:

      Велосипедист
преодолевает один этап за  unit [130] {км}раз  unit [4.0] {h}. Его средняя скорость такова:

 bar {v} =  frac { Delta s _ { mathrm {ges}}} { Delta t _ { mathrm {ges}}} =  frac { unit [130] {km}} { unit [4] {h}} =  unit [32,5] { frac {km} {h}}

Можно видеть,
что модель линейного движения также может быть использована в этом процессе,
даже если велосипедист, скорее всего, не движется по прямой. Однако в случае
многих вопросов важен не конкретный маршрут, а только его длина. Если вы также
знаете среднюю скорость, вы знаете, как долго продлится процесс движения; Такие
оценки очень полезны, например, при пеших или велосипедных прогулках.

Относительная
скорость

Если два объекта
движутся из одной и той же начальной точки с разной скоростью v_1и v_2в одном направлении, их взаимное расстояние соответствует разнице
пройденных расстояний; объекты удаляются друг от друга со временем. Увеличивающееся
расстояние можно выразить так называемой относительной скоростью v _ { mathrm {rel}}:

(4) v _ { mathrm {rel}} = v_2 - v_1

Это уравнение
указывает относительную скорость второго объекта относительно первого объекта;
наоборот, указывает v_1 - v_2скорость первого объекта
относительно второго. Обе относительные скорости имеют одинаковую величину,
разный знак, потому что они противоположны в своих направлениях.

Расчет с
использованием относительных скоростей полезен, например, для расчета времени
или расстояния, необходимого для маневров обгона на постоянной скорости. Кроме
того, как будет показано в следующем разделе, относительные скорости также
можно использовать для расчета расстояний между объектами, которые движутся с
постоянной скоростью в разных пространственных направлениях.

Многомерные движения с постоянной скоростью

Законы
одномерных движений, представленные в последнем разделе, также могут быть
перенесены с небольшими усилиями на двухмерные движения. Основной принцип здесь
состоит в том, что любой процесс двумерного движения можно разделить на одну Икси одну усоставляющую. Выравнивание системы
координат, в свою очередь, может быть свободно выбрано один раз, но затем оно
является обязательным для остальной части расчета.

Второй основной
принцип заключается в том, что отдельные процессы движения, даже если они
происходят в разных пространственных направлениях, можно рассматривать отдельно
друг от друга.

Добавление
частичных скоростей

Если два
движения бежать по прямой линии вдоль общей линии, простого сложения двух
значений скорости , v_1и достаточно , v_2чтобы
получить в результате скорость.

Примеры:

      Человек
движется на v_1беговой дорожке со скоростью,
противоположной скорости беговой дорожки v_2. Если обе скорости
одинаковы, человек остается на одном месте – итоговая скорость vравна нулю.
Если две скорости разные, человек движется в направлении большей скорости.
[1]

     
Если направление движения человека
соответствует направлению скорости беговой дорожки, значения обеих скоростей
складываются. Следовательно, скорость vчеловека (относительно
земли) такая же v_1 + v_2.

Сложение
возникающих скоростей также возможно, если они находятся под любым углом друг к
другу. Две скорости  vec {v} _1и показаны  vec {v} _2 графически в виде стрелок, направления которых совпадают с
направлениями этих двух скоростей, а длины отображают величины обеих скоростей.
Согласно правилам
сложения векторов , направление и величину результирующей скорости  vec {v}можно
определить графически по обеим стрелкам скорости .

Величину и направление
результирующей скорости  vec {v}также можно определить
математически. Для двухмерного движения (в одной плоскости) применяется
следующее:

 vec {v} =  vec {v} _1 +  vec {v} _2 =  begin {pmatrix} v _ { mathrm {1x}} \ v _ { mathrm {1y}}  end {pmatrix} +  begin {pmatrix} v _ { mathrm {2x}} \ v _ { mathrm {2y}}  end {pmatrix} =  begin {pmatrix} v _ { mathrm {1x}} + v _ {  mathrm {2x}} \ v _ { mathrm {1y}} + v _ { mathrm {2y}}  end {pmatrix}

Таким образом,
результирующая скорость  vec {v}соответствует покомпонентному
сложению двух векторов скорости  vec {v} _ {1}и  vec {v} _ {2}. v = |  ,  vec {v} , |Следующее
относится к полученной скорости :

v =  sqrt {v_1 ^ 2 + v_2 ^ 2}

Угол
результирующей скорости может быть определен из отношения составляющей у
к Икссоставляющей:

 tan { varphi} =  frac {v _ { mathrm {y}}} {v _ { mathrm {x}}}  quad  Longleftrightarrow  quad  varphi =  tan ^ {- 1} { left ( гидроразрыва {v _ { mathrm {y}}} {v _ { mathrm {x}}}  right)}

Пример:

      Лодка
пересекает v_1 =  unit [3] { frac {m} {s}}реку
вертикально с одной скоростью и v_2 =  unit [1] { frac {m} {s}}течет с одной скоростью . Если вы
создадите систему координат таким образом, что у-axis указывает в
направлении скорости лодки, а Икс-axis в направлении течения реки,
результирующая скорость будет  vec {v}следующей:
 vec {v} =  vec {v} _1 +  vec {v} _2 =  begin {pmatrix} 0 \ 3  end {pmatrix} +  begin {pmatrix} 1 \ 0  end {pmatrix} =  begin {pmatrix} 1 \ 3  end {pmatrix}
Сумма результирующей скорости здесь:
v =  sqrt {v_1 ^ 2 + v_2 ^ 2} =  sqrt { left ( unit [1] { frac {m} {s}}  right) ^ 2 +  left ( unit [3] {  frac {m} {s}}  right) ^ 2} =  sqrt { unit [10] { frac {m ^ 2} {s ^ 2}}}  приблизительно  unit [3,16] { гидроразрыв {m} {s}}
Угол к Иксоси (направление потока) составляет:
 alpha =  tan ^ {- 1} { left ( frac {v _ { mathrm {y}}} {v _ { mathrm {x}}}  right)} =  tan ^ {- 1} { left ( frac {3} {1}  right)}  приблизительно 71,6  градус
Таким образом, лодка дрейфует под углом вокруг 90  градус - 71,6  градус = 18,40  градус.

Расстояния в
соответствующих направлениях  Delta s _ { mathrm {x}}и  Delta s _ { mathrm {y}}снова могут быть покомпонентными по формуле  Delta s = v  cdot  Delta tдля расчета.Примечания:

[1]

Если направление движения человека (вправо) определено как
положительное, то итоговая скорость v_1 - v_2может быть
рассчитана как разница между двумя скоростями . Если v_2> v_1да,
то результирующая скорость «отрицательная», она идет справа налево.

Если разность
записать v_1 - v_2в виде суммы v_1 + (-v_2), становится очевидным, что и в этом случае – с учетом
направлений движения – результирующая скорость равна сумме отдельных
скоростей.

Дальнейшее
обобщение для процессов трехмерного движения происходит в соответствии с теми
же принципами, в которых также zрассматривается компонент и, следовательно,
вычисляются с тремя вместо двухмерных векторов.

Скорость
{vec  v}={frac  {{mathrm  {d}}{vec  r}}{{mathrm  {d}}t}}
Размерность LT−1
Единицы измерения
СИ м/с
СГС см/с
Примечания
вектор
Классическая механика
История…

Фундаментальные понятия

  • Пространство
  • Время
  • Масса
  • Скорость
  • Сила
  • Механическая работа
  • Энергия
  • Импульс

Формулировки

  • Ньютоновская механика
  • Лагранжева механика
  • Гамильтонова механика
  • Формализм Гамильтона — Якоби
  • Уравнения Рауса
  • Уравнения Аппеля
  • Теория Купмана — фон Неймана

Разделы

  • Прикладная механика
  • Небесная механика
  • Механика сплошных сред
  • Геометрическая оптика
  • Статистическая механика

Учёные

  • Галилей
  • Кеплер
  • Ньютон
  • Эйлер
  • Лаплас
  • Д’Аламбер
  • Лагранж
  • Гамильтон
  • Коши
См. также: Портал:Физика

Ско́рость (стандартное обозначение: {vec {v}}, от англ. velocity, исходно от лат. vēlōcitās) — векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта. По определению, равна производной радиус-вектора точки по времени[1]. В СИ измеряется в метрах в секунду.

В русском языке этим же словом называют и скалярную величину — либо модуль вектора скорости, либо алгебраическую скорость точки, то есть проекцию вектора {vec {v}} на касательную к траектории точки[2]. В некоторых других языках для скалярной скорости имеются отдельные наименования, например англ. speed, лат. celeritas[значимость факта?].

Термин «скорость» используют в науке и в широком смысле, понимая под ним быстроту изменения какой-либо величины (не обязательно радиус-вектора) в зависимости от другой (чаще подразумеваются изменения во времени, но также в пространстве или любой другой). Так, например, говорят об угловой скорости, скорости изменения температуры, скорости химической реакции, групповой скорости, скорости соединения и т. д. Математически «быстрота изменения» характеризуется производной рассматриваемой величины.

Понятие «скорость» в классической механике[править | править код]

Случай материальной точки[править | править код]

Вектор скорости (мгновенной скорости) материальной точки в каждый момент времени определяется как производная по времени радиус-вектора {{vec  r}} текущего положения этой точки, так что[3]:

{vec  v}={{mathrm  {d}}{{vec  r}} over {mathrm  {d}}t}equiv v_{{tau }}{{vec  tau }},

где {{vec  tau }}equiv {mathrm  {d}}{{vec  r}}/{mathrm  {d}}s — единичный вектор касательной, проходящей через текущую точку траектории (он направлен в сторону возрастания дуговой координаты s движущейся точки), а v_{{tau }}equiv {dot  {s}} — проекция вектора скорости на направление упомянутого единичного вектора, равная производной дуговой координаты по времени и именуемая алгебраической скоростью точки. В соответствии с приведёнными формулами, вектор скорости точки всегда направлен вдоль касательной, а алгебраическая скорость точки может отличаться от модуля v этого вектора лишь знаком[4]. При этом:

Пройденный точкой путь {tilde {s}} за промежуток времени от t_0 до t, находится как

{displaystyle {tilde {s}}=int _{t_{0}}^{t}|{dot {s}}|,mathrm {d} t;}.

Когда алгебраическая скорость точки всё время неотрицательна, путь совпадает с приращением дуговой координаты за время от t_0 до t (если же при этом начало отсчёта дуговой координаты совпадает с начальным положением движущейся точки, то {tilde {s}} будет просто совпадать с s).

Иллюстрация средней и мгновенной скорости

Если алгебраическая скорость точки не меняется с течением времени (или, что то же самое, модуль скорости постоянен), то движение точки называется[5] равномерным (алгебраическое касательное ускорение {ddot  {s}} при этом тождественно равно нулю).

Предположим, что {{ddot  {s}}}geqslant {0}. Тогда при равномерном движении скорость точки (алгебраическая) будет равна отношению пройденного пути {tilde {s}} к промежутку времени t-t_{0}, за который этот путь был пройден:

{{dot  {s}}}^{{,{mathrm  {cp}}}}={{tilde  {s}} over t-t_{0}};.

В общем же случае аналогичные отношения

{{vec  v}}^{{,,{mathrm  {cp}}}}={{{vec  r}}-{{vec  r}}_{0} over t-t_{0}}equiv {Delta {{vec  r}} over Delta {t}} и {{dot  {s}}}^{{,{mathrm  {cp}}}}={s-s_{0} over t-t_{0}}equiv {Delta {s} over Delta {t}}

определяют соответственно среднюю скорость точки[6] и её среднюю алгебраическую скорость; если термином «средняя скорость» пользуются, то о величинах {vec {v}} и {dot  {s}} говорят (чтобы избежать путаницы) как о мгновенных скоростях.

Различие между двумя введёнными выше понятиями средней скорости состоит в следующем. Во-первых, {{vec  v}}^{{,,{mathrm  {cp}}}} — вектор, а {{dot  {s}}}^{{,{mathrm  {cp}}}} — скаляр. Во-вторых, эти величины могут не совпадать по модулю. Так, пусть точка движется по винтовой линии и за время своего движения проходит один виток; тогда модуль средней скорости этой точки будет равен отношению шага винтовой линии (то есть расстояния между её витками) ко времени движения, а модуль средней алгебраической скорости — отношению длины витка ко времени движения.

Случай тела конечных размеров[править | править код]

Для тела протяжённых размеров понятие «скорости» (тела как такового, а не одной из его точек) не может быть определено; исключение составляет случай мгновенно-поступательного движения. Говорят, что абсолютно твёрдое тело совершает мгновенно-поступательное движение, если в данный момент времени скорости всех составляющих его точек равны[7]; тогда можно, разумеется, положить скорость тела равной скорости любой из его точек. Так, например, равны скорости всех точек кабинки колеса обозрения (если, конечно, пренебречь колебаниями кабинки).

В общем же случае скорости точек, образующих твёрдое тело, не равны между собой. Так, например, для катящегося без проскальзывания колеса модули скоростей точек на ободе относительно дороги принимают значения от нуля (в точке касания с дорогой) до удвоенного значения скорости центра колеса (в точке, диаметрально противоположной точке касания). Распределение скоростей точек абсолютно твёрдого тела описывается кинематической формулой Эйлера.

Начальная скорость[править | править код]

Начальная скорость ({displaystyle {vec {v}}_{0}}) — это скорость материальной точки в момент, принимаемый за нуль по шкале времени (то есть при t = 0)[8].

Истолкование {displaystyle {vec {v}}_{0}} как скорости, с которой тело начинает движение, не вполне корректно, поскольку покоившееся тело в принципе не может начать двигаться с отличной от нуля скоростью. При такой формулировке неявно подразумевается, что в короткий промежуток времени {displaystyle t=[-Delta tldots 0]} действовала большая по величине сила, на пренебрежимо малом участке разогнавшая тело до скорости {displaystyle {vec {v}}={vec {v}}_{0}} к моменту t = 0.

Запись скорости в разных системах координат[править | править код]

В декартовых координатах[править | править код]

В прямоугольной декартовой системе координат[9]:

{displaystyle mathbf {v} =v_{x}mathbf {i} +v_{y}mathbf {j} +v_{z}mathbf {k} .}

При этом {mathbf  r}=x{mathbf  i}+y{mathbf  j}+z{mathbf  k}, следовательно,

{displaystyle mathbf {v} ={frac {mathrm {d} (xmathbf {i} +ymathbf {j} +zmathbf {k} )}{mathrm {d} t}}={frac {mathrm {d} x}{mathrm {d} t}}mathbf {i} +{frac {mathrm {d} y}{mathrm {d} t}}mathbf {j} +{frac {mathrm {d} z}{mathrm {d} t}}mathbf {k} .}

Таким образом, компоненты вектора скорости — это скорости изменения соответствующих координат материальной точки[9]:

{displaystyle v_{x}={frac {mathrm {d} x}{mathrm {d} t}};v_{y}={frac {mathrm {d} y}{mathrm {d} t}};v_{z}={frac {mathrm {d} z}{mathrm {d} t}}.}

В цилиндрических координатах[править | править код]

Скорость в полярных координатах

В цилиндрических координатах R,varphi ,z[9]:

{displaystyle v_{R}={frac {mathrm {d} R}{mathrm {d} t}};v_{varphi }=R{frac {mathrm {d} varphi }{mathrm {d} t}};v_{z}={frac {mathrm {d} z}{mathrm {d} t}}.}

v_{varphi } носит название поперечной скорости, v_{R} — радиальной.

В сферических координатах[править | править код]

В сферических координатах R,varphi ,theta [9]:

{displaystyle v_{R}={frac {mathrm {d} R}{mathrm {d} t}};v_{varphi }=Rsin theta {frac {mathrm {d} varphi }{mathrm {d} t}};v_{theta }=R{frac {mathrm {d} theta }{mathrm {d} t}}.}

Для описания плоского движения иногда используются полярные координаты, которые можно рассматривать как частный случай цилиндрических (c {displaystyle z=} const) или сферических (с theta =pi /2).

Физическая и координатная скорости[править | править код]

В аналитической механике вышеприведённые и другие криволинейные координаты играют роль обобщённых координат; изменение положение тела описывается их зависимостью от времени. Производные от координат тела по времени при этом называются координатными скоростями (они могут иметь размерность отличную от м/c). Физической же скоростью является производная радиус-вектора по времени, а её составляющие в каждом случае задаются всем стоящим перед соответствующим ортом выражением.

Некоторые связанные со скоростью понятия[править | править код]

Ряд величин в классической механике выражается через скорость.

Импульс, или количество движения, — это мера механического движения точки, которая определяется как произведение массы точки на её скорость

{vec  p}=m{vec  v}.

Импульс является векторной величиной, его направление совпадает с направлением скорости. Для замкнутой системы выполняется закон сохранения импульса.

От скорости также зависит кинетическая энергия механической системы. Для абсолютно твёрдого тела полную кинетическую энергию можно записать в виде суммы кинетической энергии поступательного и вращательного движения[10][11]:

{displaystyle T={frac {mv^{2}}{2}}+{frac {{mathcal {I}}{vec {omega }}^{2}}{2}},}

где  m — масса тела,  v — скорость центра масс тела, {mathcal  {I}} — момент инерции тела, {vec  omega } — угловая скорость тела.

Изменение скорости во времени характеризуется ускорением. Ускорение отражает изменение скорости как по величине (тангенциальное ускорение), так и по направлению (центростремительное ускорение)[12]:

{vec  a}={frac  {{mathrm  {d}}{vec  v}}{{mathrm  {d}}t}}={vec  a}_{tau }+{vec  a}_{n}={frac  {{mathrm  {d}}|{vec  v}|}{{mathrm  {d}}t}}{vec  e}_{tau }+{v^{2} over r}{vec  e}_{n},

где  r — радиус кривизны траектории точки.

Преобразования Галилея и Лоренца для скорости[править | править код]

В классической механике Ньютона скорости преобразуются при переходе из одной инерциальной системы отсчёта в другую согласно преобразованиям Галилея. Если скорость тела в системе отсчёта S была равна {vec {v}}, а скорость системы отсчёта S' относительно системы отсчёта S равна vec u, то скорость тела при переходе в систему отсчёта S' будет равна[9]

{displaystyle {vec {v}}'={vec {v}}-{vec {u}}.}

Для скоростей, близких к скорости света, преобразования Галилея становятся несправедливы. При переходе из системы S в систему S' необходимо использовать преобразования Лоренца для скоростей[9]:

v_{x}'={frac  {v_{x}-u}{1-(v_{x}u)/c^{2}}},v_{y}'={frac  {v_{y}{sqrt  {1-{frac  {u^{2}}{c^{2}}}}}}{1-(v_{x}u)/c^{2}}},v_{z}'={frac  {v_{z}{sqrt  {1-{frac  {u^{2}}{c^{2}}}}}}{1-(v_{x}u)/c^{2}}},

в предположении, что скорость vec u направлена вдоль оси x системы S. В пределе нерелятивистских скоростей преобразования Лоренца сводятся к преобразованиям Галилея.

Скорость в релятивистской механике[править | править код]

Четырёхмерная скорость[править | править код]

Одним из обобщений понятия скорости является четырёхмерная скорость (скорость в релятивистской механике[9]). В специальной теории относительности каждому событию ставится в соответствие точка пространства Минковского, три координаты которого представляют собой декартовы координаты трёхмерного евклидова пространства, а четвёртая ― временну́ю координату ct, где c ― скорость света, t ― время события. Компоненты четырёхмерного вектора скорости связаны с проекциями трёхмерного вектора скорости следующим образом[9]:

v_{0}={frac  {c}{{sqrt  {1-{frac  {v^{2}}{c^{2}}}}}}};v_{1}={frac  {v_{x}}{{sqrt  {1-{frac  {v^{2}}{c^{2}}}}}}};v_{2}={frac  {v_{y}}{{sqrt  {1-{frac  {v^{2}}{c^{2}}}}}}};v_{3}={frac  {v_{z}}{{sqrt  {1-{frac  {v^{2}}{c^{2}}}}}}}.

Четырёхмерный вектор скорости является времениподобным вектором, то есть лежит внутри светового конуса[9].

Существует также понятие четырёхимпульс, временна́я компонента которого равна E/c (где E — энергия). Для четырёхмерного импульса выполняется равенство[13]:

{displaystyle p_{i}=m,v_{i}},

где v_{i} — четырёхмерная скорость.

Понятие «быстрота»[править | править код]

В релятивистской механике угол между касательной к мировой линии частицы и осью времени в базовой системе отсчёта носит название быстроты (обозначается theta ). Быстрота выражается формулой

theta =c,{mathrm  {Arth}},{frac  {v}{c}}={frac  {c}{2}}ln {frac  {1+{dfrac  {v}{c}}}{1-{dfrac  {v}{c}}}},

где {mathrm  {Arth}},x — ареатангенс, или гиперболический арктангенс. Быстрота стремится к бесконечности когда скорость стремится к скорости света. В отличие от скорости, для которой необходимо пользоваться преобразованиями Лоренца, быстрота аддитивна, то есть

theta '=theta +theta _{0},

где theta _{0} — быстрота системы отсчёта S' относительно системы отсчёта S.

Некоторые скорости[править | править код]

Космические скорости[править | править код]

Анализ первой и второй космической скорости по Исааку Ньютону. Снаряды A и B падают на Землю. Снаряд C выходит на круговую орбиту, D — на эллиптическую. Снаряд E улетает в открытый космос

Небесная механика изучает поведение тел Солнечной системы и других небесных тел. Движение искусственных космических тел изучается в астродинамике. При этом рассматривается несколько вариантов движения тел, для каждого из которых необходимо придание определённой скорости. Для вывода спутника на круговую орбиту ему необходимо придать первую космическую скорость (например, искусственный спутник Земли); преодолеть гравитационное притяжение позволит вторая космическая скорость (например, объект запущенный с Земли, вышедший за её орбиту, но находящийся в Солнечной системе); третья космическая скорость нужна чтобы покинуть звёздную систему, преодолев притяжение звезды (например, объект запущенный с Земли, вышедший за её орбиту и за пределы Солнечной системы); четвёртая космическая скорость позволит покинуть галактику.

В небесной механике под орбитальной скоростью понимают скорость вращения тела вокруг барицентра системы.

Скорости распространения волн[править | править код]

Скорость звука[править | править код]

Скорость звука — скорость распространения упругих волн в среде, определяется упругостью и плотностью среды. Скорость звука не является постоянной величиной и зависит от температуры (в газах), от направления распространения волны (в монокристаллах). При заданных внешних условиях обычно не зависит от частоты волны и её амплитуды. В тех случаях, когда это не выполняется и скорость звука зависит от частоты, говорят о дисперсии звука. Впервые измерена Уильямом Дерхамом. Как правило, в газах скорость звука меньше, чем в жидкостях, а в жидкостях скорость звука меньше, чем в твёрдых телах, поэтому при сжижении газа скорость звука возрастает.

Отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде называется числом Маха по имени австрийского учёного Эрнста Маха. Упрощённо, скорость, соответствующая 1 Маху при давлении в 1 атм (у земли на уровне моря), будет равна скорости звука в воздухе. Движение аппаратов со скоростью, сравнимой со скоростью звука, сопровождается рядом явлений, которые называются звуковой барьер. Скорости от 1,2 до 5 Махов называются сверхзвуковыми, скорости выше 5 Махов — гиперзвуковыми.

Скорость света[править | править код]

Время распространения светового луча в масштабной модели Земля-Луна. Для преодоления расстояния от поверхности Земли до поверхности Луны свету требуется 1,255 секунды.

Скорость света в вакууме — абсолютная величина скорости распространения электромагнитных волн в вакууме. Традиционно обозначается латинской буквой «c» (произносится как [це]). Скорость света в вакууме — фундаментальная постоянная, не зависящая от выбора инерциальной системы отсчёта (ИСО). Она относится к фундаментальным физическим постоянным, которые характеризуют не просто отдельные тела или поля, а свойства пространства-времени в целом. По современным представлениям, скорость света в вакууме — предельная скорость движения частиц и распространения взаимодействий.

Наиболее точное измерение скорости света 299 792 458 ± 1,2 м/с на основе эталонного метра было проведено в 1975 году. Теперь ввиду современного определения метра скорость света считается равной точно 299792458 м/с[14].

Скорость гравитации[править | править код]

Скорость гравитации — скорость распространения гравитационных воздействий, возмущений и волн. До сих пор остаётся не определённой экспериментально, но согласно общей теории относительности должна совпадать со скоростью света.

Единицы измерения скорости[править | править код]

Линейная скорость:

  • Метр в секунду, (м/с), производная единица системы СИ
  • Километр в час, (км/ч)
  • узел (морская миля в час)
  • Число Маха, 1 Мах равен скорости звука; Max n в n раз быстрее. Как единица, зависящая от конкретных условий, должна дополнительно определяться.
  • Скорость света в вакууме (обозначается c)

Угловая скорость:

  • Радианы в секунду, принята в системах СИ и СГС. Физическая размерность 1/с.
  • Обороты в секунду (в технике)
  • градусы в секунду, грады в секунду

Соотношения между единицами скорости[править | править код]

  • 1 м/с = 3,6 км/ч
  • 1 узел = 1,852 км/ч = 0,514 м/c
  • Мах 1 ~ 330 м/c ~ 1200 км/ч (зависит от условий, в которых находится воздух)
  • c = 299 792 458 м/c

Исторический очерк[править | править код]

Две стадии движения брошенного тела по теории Авиценны: отрезок АВ — период «насильственного стремления», отрезок ВС — период «естественного стремления» (падение вертикально вниз)

Автолик из Питаны в IV веке до н. э. определил равномерное движение так: «О точке говорится, что она равномерно перемещается, если в равные времена она проходит равные и одинаковые величины». Несмотря на то, что в определении участвовали путь и время, их отношение считалось бессмысленным[15], так как сравнивать можно было только однородные величины и скорость движения являлась чисто качественным, но не количественным понятием[16]. Живший в то же время Аристотель делил движение на «естественное», когда тело стремится занять своё естественное положение, и «насильственное», происходящее под действием силы. В случае «насильственного» движения произведение величины «двигателя» и времени движения равно произведению величины «движимого» и пройденного пути, что соответствует формуле Ft=ms, или F=mv[15]. Этих же взглядов придерживался Авиценна в XI веке, хотя и предлагал другие причины движения[17], а также Герард Брюссельский в конце XII —
начале XIII века. Герард написал трактат «О движении» — первый европейский трактат по кинематике — в котором сформулировал идею определения средней скорости движения тела (при вращении прямая, параллельная оси вращения, движется «одинаково с любой своей точкой», а радиус — «одинаково со своей серединой»)[18].

В 1328 году увидел свет «Трактат о пропорциях или о пропорциях скоростей при движении» Томаса Брадвардина, в котором он нашёл несоответствие в физике Аристотеля и связи скорости с действующими силами. Брадвардин заметил, что по словесной формуле Аристотеля если движущая сила равна сопротивлению, то скорость равна 1, в то время как она должна быть равна 0. Он также представил свою формулу изменения скорости, которая хоть и была не обоснована с физической точки зрения, но представляла собой первую функциональную зависимость скорости от причин движения. Брадвардин называл скорость «количеством движения»[19]. Уильям Хейтсбери, в трактате «О местном движении» ввёл понятие мгновенной скорости. В 1330—1340 годах он и другие ученики Брадвардина доказали так называемое «мертонское правило», которое означает равенство пути при равноускоренном движении и равномерном движении со средней скоростью[20].

Всякая широта движения, униформно приобретаемая или теряемая, соответствует своему среднему градусу, так что столько же в точности будет пройдено благодаря этой приобретаемой широте, сколько и благодаря среднему градусу, если бы тело двигалось всё время с этим средним градусом.

«Мертонское правило» в формулировке Суайнсхеда[20]

В XIV веке Жан Буридан ввёл понятие импетуса[21], благодаря чему была определена величина изменения скорости — ускорение. Николай Орем, ученик Буридана, предложил считать, что благодаря импетусу ускорение остаётся постоянным (а не скорость, как полагал сам Буридан), предвосхитив, таким образом, второй закон Ньютона[22]. Орем также использовал графическое представление движения. В «Трактате о конфигурации качеств и движения» (1350) он предложил изображать отрезками перпендикулярных прямых количество и качество движения (время и скорость), иными словами, он нарисовал график изменения скорости в зависимости от времени[23].

По мнению Тартальи, только вертикальное падение тела является «естественным» движением, а все остальные — «насильственные», при этом у первого типа скорость постоянно возрастает, а у второго — убывает. Два этих типа движения не могут проистекать одновременно. Тарталья считал, что «насильственные» движения вызваны ударом, результатом которого является «эффект», определяемый скоростью[24]. С критикой работ Аристотеля и Тартальи выступал Бенедетти, который вслед за Оремом пользовался понятиями импетуса и ускорения[25].

В 1609 году в работе «Новая астрономия» Кеплер сформулировал закон площадей, согласно которому секторная скорость планеты (площадь, описываемая отрезком планета — Солнце, за единицу времени) постоянна[26]. В «Началах философии» Декарт сформулировал закон сохранения количества движения, которое в его понимании есть произведение количества материи на скорость[27], при этом Декарт не принимал во внимание тот факт, что количество движения имеет не только величину, но и направление[28]. В дальнейшем понятие «количество движения» развивал Гук, который понимал его как «степень скорости, присущей в определённом количестве вещества»[29]. Гюйгенс, Валлис и Рен добавили к этому определению направление. В таком виде во второй половине XVII века количество движения стало важным понятием в динамике, в частности в работах Ньютона и Лейбница[30]. При этом Ньютон не определял в своих работах понятие скорости[31]. По-видимому, первая попытка явного определения скорости была сделана Валлисом в его трактате «Механика или геометрический трактат о движении» (1669—1671): «Скорость есть свойство движения, отражающееся в сравнении длины и времени; а именно, она определяет, какая длина в какое время проходится»[32].

В XVII веке были заложены основы математического анализа, а именно интегрального и дифференциального исчисления. В отличие от геометрических построений Лейбница, теория «флюксий» Ньютона строится на потребностях механики и имеет в своём основании понятие скорости. В своей теории Ньютон рассматривает переменную величину «флюенту» и её скорость изменения — «флюксию»[33].

Скорости в природе и технике[править | править код]

Основной источник: [34]

Метры в секунду
Скорость улитки {displaystyle 1{,}4times 10^{-2}}
Скорость черепахи {displaystyle 5{,}0times 10^{-2}}
Средняя скорость здорового человека (произвольный темп) {displaystyle 1{,}43}
Рекорд скорости человека в ходьбе на 50 км {displaystyle 3{,}4} ({displaystyle 3{,}92})
Рекорд скорости человека в беге на дистанции 100 м {displaystyle 1{,}0times 10^{1}} ({displaystyle 1{,}044times 10^{1}})
Скорость гепарда 31
Максимальная скорость полёта сокола 100
Максимальная скорость локомотива на железной дороге {displaystyle 110}
Максимальная скорость автомобиля {displaystyle 340}[35]
Средняя скорость молекулы азота при температуре 0 °C 500
Максимальная скорость пассажирского реактивного самолёта 700
Скорость движения Луны по орбите вокруг Земли 1000
Скорость искусственного спутника Земли {displaystyle 8000}
Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца {displaystyle 30000}
Скорость движения Солнца по орбите вокруг центра Галактики {displaystyle 230000}
Скорость электронов в кинескопе телевизора {displaystyle 1{,}0times 10^{8}}
Скорость движения самых далёких галактик {displaystyle 1{,}4times 10^{8}}
Максимальная скорость протонов в Большом адронном коллайдере 299 792 455
Скорость частицы Oh-My-God 299792457,9999999999999985310169558
Скорость безмассовых частиц (фотонов, глюонов, гравитонов) 299 792 458
Скорость тахионов и сверхбрадионов > 299792458

Скорости движения живых существ[править | править код]

  • Сапсан (самое быстрое животное): самая высокая зарегистрированная скорость — 389 км/ч[36];
  • Гепард (самое быстрое наземное животное): самая высокая зарегистрированная скорость — 98 км/ч[37];
  • Меч-рыба: от 100 до 130 км в час[37];
  • Чёрный марлин: самая высокая зарегистрированная скорость — 105 км/ч[36];
  • Вилорогая антилопа: самая высокая зарегистрированная скорость — 88,5 км/ч[36];
  • Лошадь (американский квортерхорс): 88 км/ч[36];
  • Человек: самая высокая зарегистрированная скорость — 44,72 км/ч (Усэйн Болт)[37].

Рекорды скорости транспортных средств[править | править код]

Самый быстрый рукотворный объект — Parker Solar Probe, 150 км/с (относительно Солнца) в 2021 году[38].

Абсолютный рекорд скорости в воздухе был поставлен в 1976 году американским самолетом-разведчиком Lockheed SR-71 Blackbird — 3529,56 км/ч.

Рекорд скорости на земле был установлен в 2003 году на ракетных санях и составил 10 325 км/ч или 2868 м/с (по другим данным, 10 430 км/ч)[39]

Самая высокая скорость на наземном управляемом транспортном средстве была достигнута на реактивном автомобиле Thrust SSC в 1997 году — 1228 км/ч.

Рекорд скорости на воде был поставлен в 1978 году австралийским судном с реактивным газотурбинным двигателем Spirit of Australia[en] — 511,11 км/ч[40]

См. также[править | править код]

  • Кинематика

Примечания[править | править код]

  1. Маркеев, 1990, с. 15.
  2. Старжинский, 1980, с. 154.
  3. Маркеев, 1990, с. 15—17.
  4. Старжинский, 1980, с. 154—155.
  5. Старжинский, 1980, с. 163.
  6. Старжинский, 1980, с. 152.
  7. Маркеев, 1990, с. 46—47.
  8. См. Всегда ли начальная скорость равна нулю? в справочнике «Студворк».
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Скорость // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. Главный редактор А. М. Прохоров. Кинетическая энергия // Физический энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия. — М., 1983. Физическая энциклопедия
  11. Главный редактор А. М. Прохоров. Вращательное движение // Физический энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия. — М., 1983. Физическая энциклопедия
  12. Главный редактор А. М. Прохоров. Ускорение // Физический энциклопедический словарь.. — 1983. Физическая энциклопедия
  13. Главный редактор А. М. Прохоров. Импульс // Физический энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия. — М., 1983. Физическая энциклопедия
  14. Определение метра Архивная копия от 26 июня 2013 на Wayback Machine (англ.) Резолюция 1 XVII Генеральной конференции по мерам и весам (1983)
  15. 1 2 Яковлев, 2001, с. 21.
  16. Яковлев, 2001, с. 34.
  17. Яковлев, 2001, с. 29.
  18. Яковлев, 2001, с. 31—32.
  19. Яковлев, 2001, с. 32—34.
  20. 1 2 Яковлев, 2001, с. 35.
  21. Яковлев, 2001, с. 35—36.
  22. Яковлев, 2001, с. 37.
  23. Яковлев, 2001, с. 37—38.
  24. Яковлев, 2001, с. 43.
  25. Яковлев, 2001, с. 45.
  26. Яковлев, 2001, с. 51—52.
  27. Яковлев, 2001, с. 59.
  28. Яковлев, 2001, с. 68.
  29. Яковлев, 2001, с. 77.
  30. Яковлев, 2001, с. 91.
  31. Яковлев, 2001, с. 96.
  32. Яковлев, 2001, с. 72—73.
  33. Яковлев, 2001, с. 64—66.
  34. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарёва А.В. Факультативный курс физики. 8 класс. — М.: Просвещение, 1985. — Тираж 143 500 экз. — С. 44
  35. FIA World Land Speed Records (англ.). Federation Internationale de l’Automobile (10 июня 2012). Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 31 марта 2019 года.
  36. 1 2 3 4 12 самых быстрых животных в мире. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 29 июля 2021 года.
  37. 1 2 3 12 самых быстрых животных в мире. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  38. Самый быстрый объект, созданный человеком. Зонд Parker Solar Probe развил скорость около 150 км/с. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 17 мая 2021 года.
  39. Test sets world land speed record. www.af.mil. Дата обращения: 19 апреля 2016.
  40. Назло рекордам: почему люди не хотят передвигаться очень быстро

Литература[править | править код]

  • Маркеев А. П.  Теоретическая механика. — М.: Наука, 1990. — 416 с. — ISBN 5-02-014016-3.
  • Старжинский В. М.  Теоретическая механика. — М.: Наука, 1980. — 464 с.
  • Яковлев В. И.  Предыстория аналитической механики. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 328 с. — ISBN 5-93972-063-3.
Понятия и определения

Криволинейное движение — движение, траекторией которого является кривая линия. Вектор скорости тела, движущегося по кривой линии, направлен по касательной к траектории. Любой участок криволинейного движения можно представить в виде движения по дуге окружности или по участку ломаной.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью — частный и самый простой случай криволинейного движения. Это движение с переменным ускорением, которое называется центростремительным.

Особенности движения по окружности с постоянной по модулю скоростью:

  1. Траектория движения тела есть окружность.
  2. Вектор скорости всегда направлен по касательной к окружности.
  3. Направление скорости постоянно меняется под действием центростремительного ускорения.
  4. Центростремительное ускорение направлено к центру окружности и не вызывает изменения модуля скорости.

Период, частота и количество оборотов

Пусть тело двигается по окружности беспрерывно. Когда оно сделает один оборот, пройдет некоторое время. Когда тело сделает еще один оборот, пройдет еще столько же времени. Это время не будет меняться, потому что тело движется с постоянной по модулю скоростью. Такое время называют периодом.

Период — время одного полного оборота. Обозначается буквой T. Единица измерения — секунды (с).

t — время, в течение которого тело совершило N оборотов

За один и тот же промежуток времени тело может проходить лишь часть окружности или совершать несколько единиц, десятков, сотен или более оборотов. Все зависит от длины окружности и модуля скорости.

Частота — количество оборотов, совершенных в единицу времени. Обозначается буквой ν («ню»). Единица измерения — Гц.

N — количество оборотов, совершенных телом за время t.

Период и частота — это обратные величины, определяемые формулами:

Количество оборотов выражается следующей формулой:

Пример №1. Шарик на нити вращается по окружности. За 10 секунд он совершил 20 оборотов. Найти период и частоту вращения шарика.

Линейная и угловая скорости

Линейная скорость

Определение и формулы

Линейная скорость — это отношение пройденного пути ко времени, в течение которого этот путь был пройден. Обозначается буквой v. Единица измерения — м/с.

l — длина траектории, вдоль которой двигалось тело за время t

Линейную скорость можно выразить через период. За один период тело делает один оборот, то есть проходить путь, равный длине окружности. Поэтому его скорость равна:

R — радиус окружности, по которой движется тело

Если линейную скорость можно выразить через период, то ее можно выразить и через частоту — величину, обратную периоду. Тогда формула примет вид:

Выразив частоту через количество оборотов и время, в течение которого тело совершало эти обороты, получим:

Угловая скорость

Определение и формулы

Угловая скорость — это отношение угла поворота тела ко времени, в течение которого тело совершало этот поворот. Обозначается буквой ω. Единица измерения — радиан в секунду (рад./с).

ϕ — угол поворота тела. t — время, в течение которого тело повернулось на угол ϕ

Полезные факты

Радиан — угол, соответствующий дуге, длина которой равна ее радиусу. Полный угол равен 2π радиан.

За один полный оборот тело поворачивается на 2π радиан. Поэтому угловую скорость можно выразить через период:

Выражая угловую скорость через частоту, получим:

Выразив частоту через количество оборотов, формула угловой скорости примет вид:

Сравним две формулы:

Преобразуем формулу линейной скорости и получим:

Отсюда получаем взаимосвязь между линейной и угловой скоростями:

Полезные факты

  • У вращающихся прижатых друг к другу цилиндров линейные скорости точек их поверхности равны: v1 = v2.
  • У вращающихся шестерен линейные скорости точек их поверхности также равны: v1 = v2.
  • Все точки вращающегося твердого тела имеют одинаковые периоды, частоты и угловые скорости, но разные линейные скорости. T1 = T2, ν1 = ν2, ω1 = ω2. Но v1 ≠ v2.

Пример №2. Период обращения Земли вокруг Солнца равен одному году. Радиус орбиты Земли равен 150 млн. км. Чему примерно равна скорость движения Земли по орбите? Ответ округлить до целых.

В году 365 суток, в одних сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут, в одной минуте 60 секунд. Перемножив все эти числа между собой, получим период в секундах.

За каждую секунду Земля проходит расстояние, равное примерно 30 км.

Центростремительное ускорение

Определение и формула

Центростремительное ускорение — ускорение с постоянным модулем, но меняющимся направлением. Поэтому оно вызывает изменение направления вектора скорости, но не изменяет его модуль. Центростремительное ускорение обозначается как aц.с.. Единица измерения — метры на секунду в квадрате (м/с2). Центростремительное ускорение можно выразить через линейную и угловую скорости, период, частоту и количество оборотов/время:

Пример №3. Рассчитать центростремительное ускорение льва, спящего на экваторе, в системе отсчета, две оси которой лежат в плоскости экватора и направлены на неподвижные звезды, а начало координат совпадает с центром Земли.

Спящий лев сделает один полный оборот тогда, когда Земля сделает один оборот вокруг своей оси. Земля делает это за время, равное 1 сутки. Поэтому период обращения равен 1 суткам. Количество секунд в сутках: 1 сутки = 24•60•60 секунд = 86400 секунд = 86,4∙103 секунд.

Радиус Земли равен 6400 км. В метрах это будет 6,4∙106. Теперь у нас есть все, что нужно для вычисления центростремительного ускорения. Подставляем данные в формулу:

Задание EF18273

Верхнюю точку моста радиусом 100 м автомобиль проходит со скоростью 20 м/с. Центростремительное ускорение автомобиля равно…


Алгоритм решения

  1. Записать исходные данные.
  2. Записать формулу для определения искомой величины.
  3. Подставить известные данные в формулу и произвести вычисления.

Решение

Записываем исходные данные:

  • Радиус окружности, по которой движется автомобиль: R = 100 м.
  • Скорость автомобиля во время движения по окружности: v = 20 м/с.

Формула, определяющая зависимость центростремительного ускорения от скорости движения тела:

Подставляем известные данные в формулу и вычисляем:

Ответ: 4

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Задание EF17763

Точка движется по окружности радиусом R с частотой обращения ν. Как нужно изменить частоту обращения, чтобы при увеличении радиуса окружности в 4 раза центростремительное ускорение точки осталось прежним?

а) увеличить в 2 раза
б) уменьшить в 2 раза
в) увеличить в 4 раза
г) уменьшить в 4 раза


Алгоритм решения

  1. Записать исходные данные.
  2. Определить, что нужно найти.
  3. Записать формулу зависимости центростремительного ускорения от частоты.
  4. Преобразовать формулу зависимости центростремительного ускорения от частоты для каждого из случаев.
  5. Приравнять правые части формул и найти искомую величину.

Решение

Запишем исходные данные:

  • Радиус окружности R1 = R.
  • Радиус окружности R2 = 4R.
  • Центростремительное ускорение: aц.с. = a1 = a2.

Найти нужно ν2.

Центростремительное ускорение определяется формулой:

Запишем формулы центростремительного ускорения для 1 и 2 случаев соответственно:

Так как центростремительное ускорение в 1 и 2 случае одинаково, приравняем правые части уравнений:

Произведем сокращения и получим:

Или:

Отсюда:

Это значит, чтобы центростремительное ускорение осталось неизменным после увеличения радиуса окружности в 4 раза, частота должна уменьшиться вдвое. Верный ответ: «б».

Ответ: б

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Алиса Никитина | Просмотров: 21.7k

Добавить комментарий