Как найти потерявшегося туриста

Из всех органов чувств у людей лучше всего развито зрение. Только в ночном лесу толку от него не много. Во-первых, элементарно темно. Во-вторых, деревья и кусты ограничивают обзор буквально считанными метрами. Ну и наконец, любимый россиянами камуфляж действительно хорошо маскирует. В ночном лесу от нашего зрения толку – чуть. Поэтому при поиске людей в лесу мы больше рассчитываем на слух.

Основной инструмент – голос и уши. Казалось бы всё просто. Позвал человека, услышал ответ, прибежал на голос, порадовался, вернул домой. Чему же мы учимся постоянно и какие навыки муштруем? В реальности всё оказывается не так просто. Хотя бы по той причине, что в лесу среди деревьев даже звук распространяется непривычно для нас.

Насколько далеко можно «прокричать» #лес? Пока что рекорд оперного певца, которого мы однажды искали, не побил никто. Он смог докричаться до спасателей с расстояния более двух километров. Надо признать, теряются профессиональные певцы нечасто, силы голоса обычного человека хватает гораздо меньшее расстояние. У пожилого, уставшего, или уже просто осипшего человека голос еще тише. Для здорового человека мы рассчитываем, что 250 метров – это достаточная дистанция, с которой он услышит спасателей, а спасатели – его. С этим ценным знанием уже можно планировать маршрут для работы на отклик.

Сейчас нужно будет уяснить важное понятие «галс». Не в морском значении, а в поисково-спасательном. Термином «галс» мы называем расстояние между маршрутами спасателей. Сейчас на картинке поясню, станет понятней.

Галс - расстояние между маршрутами поисковиков
Галс – расстояние между маршрутами поисковиков

Черная линия – это траектория пути одной поисковой группы. Синяя – путь другой группы. Их условная задача была обыскать лес, не пропустив ничего. Вот такой «змейкой» обычно спасатели и ходят. Расстояние между линиями – около пятисот метров. Вспоминаем, что мы рассчитали, что половину этого расстояния человеческий голос точно прокрикивает. Значит, если потерявшийся находится в лесу, то он гарантированно спасателей услышит. Не с одного галса (прохода), так с другого.

Чтобы обыскать один квадратный километр леса, спасателям теоретически придётся пройти около двух километров. Практически – больше, в отличие от гладкой бумаги, реальный лес хождения по прямой линии не предполагает в принципе.

Это треки поисковых групп не на бумаге, а в реальном лесу. Линии двойные, потому что отслеживался маршрут спасателей и поисковых собак. Из архива ПСО "Экстремум
Это треки поисковых групп не на бумаге, а в реальном лесу. Линии двойные, потому что отслеживался маршрут спасателей и поисковых собак. Из архива ПСО “Экстремум

250 метров – это расчет для крепкого, хорошо слышащего потеряшки. Для каждого конкретного случая надо учитывать и возраст человека, и остроту его слуха, и сколько времени он в лесу уже провёл. Для пожилых или плохо слышащих галсы очевидно будут гораздо короче и плотнее. В дождь или ветер спасателям также придётся походить побольше и покричать чаще, потому что #звук сильно гасится.

Полюбовались на ровные линии? Ожидания и реальность частенько не совпадают. Это был маршрут спасателей по легко проходимому лесу. И пропавший человек был обнаружен относительно быстро.

А вот так выглядит карта треков сложного многодневного поиска, на котором работали 24 поисковых группы. Хоть карта буквально исчерчена треками, всё еще очевидно, что спасатели не бегали хаотично по лесу, а выполняли конкретные точные задачи.

Часть маршрутов поисковых групп на многодневном поиске
Часть маршрутов поисковых групп на многодневном поиске

Понятно, что лесная задача ставится с учётом ландшафта, линейных ориентиров, а еще подготовки конкретных спасателей и других вводных. На картинке внизу пример, как прокладывается маршрут для спасателей с учётом максимального использования имеющихся троп и дорог. Задачи «ушатать» поисковиков точно не стоит, чем больше у них сил, тем тщательнее они работают. В данном случае еще и невозможно было на автомобиле к месту поиска подъехать, почти 6 км спасатели прошагали от машины до района поиска и обратно «впустую».

Задача для поисковой группы
Задача для поисковой группы

Статья была бы не полной без описания еще нескольких методик поиска. Буквально по несколько слов о каждой из них.

Прочёс. Это то, что мы частенько видим в кино. Выстроившись шеренгой люди, идут искать. Немного математики. Если даже у нас будет 20 человек (спойлер: не будет), они смогут тщательно осматривать полосу шириной сто метров со скоростью примерно километр в час.

Использование беспилотников с видеокамерой. Это дорого. Но и мы, и коллеги из других организаций не теряем надежды со временем начать использовать этот метод.

Вертолёты. Голубые. С волшебниками. Это мегадорого. И малоэффективно. Для успешного поиска вертолёт должен лететь очень медленно и очень низко, а в вертолёте кроме пилота должен находиться наблюдатель с навыками поиска с высоты. Увы, пока мы не можем рассказать об успешных поисках с вертолета. Однако есть неоднократные случаи успешной эвакуации пострадавших по воздуху.

Оповещение. Это те самые бумажные объявления «пропал человек» с фотографиями. Вы их наверняка видели. Это объёмная и важная работа, которую успешно освоили наши коллеги из «ЛизаАлерт». Оповещением могут заниматься родственники и любые сочувствующие люди. В лесах, расположенных поблизости от населенных пунктов, велика вероятность встречи потерявшегося с другими людьми. Они могут просто пройти мимо сидящего на пеньке старичка, а могут узнать его и предложить помощь.

Сезон вылазок на природу (включая, увы, и весьма безрассудных) начался. Однако далеко не все из нас ориентируются в лесу хорошо. Олег Леонов, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», рассказывает, что стоит и, главное, чего НЕ стоит делать, если вы поняли, что потерялись в лесу.

1. Никуда не ходите

Как только вы поняли, что потерялись, остановитесь. Чем дальше вы уйдёте, тем сложнее вас будет найти. Часто люди теряются совсем недалеко от населённых пунктов. Но если потерявшиеся пытаются самостоятельно выйти из леса, то очень часто выбирают неверный путь. Поэтому если вы будете оставаться на одном месте, вас найдут гораздо быстрее.

2. Позвоните в службу спасения

Если у вас есть с собой мобильный телефон, позвоните в службу спасения по номеру 112 и скажите оператору, что вы потерялись. Звонок на этот номер бесплатный. Однажды мы нашли мужчину за 20 минут, после того как он позвонил в 112. Но даже если у вас нет с собой телефона, см. пункт один.

3. Не разряжайте телефон

Не обзванивайте всех родственников и друзей, так вы только быстрее разрядите батарею телефона. Пока мобильный работает, шансы, что вас скоро найдут (например, с помощью определения вашего местоположения по спутниковой навигации), значительно выше.

Держите телефон в сухом тёплом месте: в рюкзаке, во внутреннем кармане и т. д. Главное — не дать телефону промокнуть.

4. Не следуйте приметам

Все народные приметы об ориентации в лесу, которые вы, возможно, когда-то слышали, не работают в средней полосе. Мох растёт там, где ему вздумается. Густота листвы деревьев постоянно меняется, а муравьи строят свои муравейники там, где придётся. В наших широтах работает только ориентация по солнцу (если вы знаете, куда оно движется). Но солнце не всегда видно, а в густом лесу ещё и не всегда понятна траектория его движения.

5. Разожгите костёр

Если у вас есть с собой спички, разожгите костёр. Он станет не только ориентиром для спасателей, но и поможет вам не замёрзнуть. Основная причина смерти в лесу — переохлаждение.

6. Откликайтесь

Будьте готовы к тому, что вас будут искать. Если услышите хоть какие-то звуки, сразу откликайтесь и кричите, как можно громче.

7. Не залезайте на деревья

Категорически нельзя залезать на дерево, чтобы посмотреть, где вы находитесь. Во-первых, скорее всего, это не поможет вам сориентироваться. Во-вторых, велик шанс получить травму. В-третьих, дерево не спасёт вас от животных, даже от медведей: они хорошо лазают по деревьям. Животных отпугнёт костёр.

8. Не пейте из луж

Воду, если она у вас есть, расходуйте очень экономно. Если воды с собой нет, то, как бы вам ни хотелось, не пейте из луж. В такой воде много бактерий, которые могут привести к обратному эффекту: вы начнёте терять воду из организма ещё быстрее.

9. Спите днём

Если вы оказались в ситуации, когда вам придётся провести ночь в лесу, постарайтесь не спать. Ночью температура воздуха может опуститься на 10–15 градусов, а под утро ещё и выпадет роса. Поэтому если вы уснёте, то не заметите, как разовьётся гипотермия, и утром вы можете просто не встать со своего места.

Делайте всё, что хотите, чтобы бодрствовать ночью: разведите и поддерживайте костёр, пойте песни, танцуйте, устройте зарядку.

Кроме того, ночью вас тоже будут искать и звать спасатели. Если вы не отзовётесь на их крики, они могут пройти рядом, но не заметить вас в темноте.

Как подготовиться к походу в лес

Установите на ваш смартфон любое картографическое приложение: «Яндекс.Карты», Google Maps, Maps.me и т. д. Такие приложения используют сигнал спутниковой навигации и выдают ваши координаты — по ним спасатели смогут вас найти, даже если у вас не получается загрузить картинку карты на экране телефона.

Установите себе и близким приложение МТС Поиск, чтобы всегда знать, кто ушёл в лес, кто остался на даче, а кто в городе. С помощью «МТС Поиска» вы будете знать местоположение всех людей, которых вы добавите в друзья в приложении, а также сможете получать уведомления об их перемещениях (после получения согласия на такие действия от тех, за кем хотите проследить в случае необходимости).

Всегда берите в лес рюкзак, в котором будут:

  • полностью заряженный телефон;
  • спички или зажигалка;
  • бутылка воды;
  • сытный перекус (плитка шоколада или орешки);
  • туалетная бумага;
  • антисептик для рук;
  • необходимые именно вам медикаменты (например, таблетки от давления);
  • тёплый свитер или куртка.

Ответ:

Во-первых, не надо суетиться и нервничать.

Во-вторых, необходимо по возможности вернуться в то место, где турист отстал от группы. Далее надо оценить обстановку и решить: идти вслед за группой или ждать, когда его хватятся и найдут.

Правило первое. Если вы решили догонять товарищей, нельзя идти напрямую или срезать углы. Как бы ни петляла тропинка или дорога, как бы ни хотелось сократить путь, сходить с неё нельзя! Тропинка или дорога — единственная ниточка, связывающая отставшего с товарищами. Именно здесь в первую очередь его будут искать.

Правило второе. Типичная ошибка заблудившегося туриста — непрерывное и бесцельное перемещение с места на место. Так можно лишиться последних сил и забрести в такую глушь, где трудно рассчитывать на помощь. Лучше сесть на тропе и ждать.

Правило третье. В вечернее и ночное время, при ограниченной видимости или дожде вообще не следует бродить по незнакомым местам. Это может кончиться травмой. Надёжнее всего в непосредственной близости от дороги или тропы разжечь костёр, который не только даст тепло, но и послужит своеобразным маяком, значительно облегчающим поиск заблудившегося.

Правило четвёртое. Если на улице холодно, а костёр по какой-то причине развести не удалось, надо надеть на себя всю имеющуюся в рюкзаке тёплую одежду. Молнии и пуговицы должны быть застёгнуты. Шнуровку ботинок лучше ослабить, чтобы обувь не сдавливала ноги (ещё лучше снять ботинки и переобуться в запасные сапоги, надев сухие шерстяные носки). После этого надо сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок.

Правило пятое. Если отставшему туристу предстоит ночёвка, следует заранее позаботиться о сооружении убежища. Хорошо, когда под рукой окажется достаточно большой кусок полиэтиленовой плёнки. Тогда надо воткнуть в землю под углом 45-60′ несколько палок или длинных веток и намотать на них плёнку. Нижний край необходимо подогнуть под рюкзак. Внутри такого импровизированного убежища можно укрыться от ветра, дождя и зажечь свечу. Она даст немного тепла и одновременно высветит убежище в темноте. Для экономии свечи лучше зажигать её лишь на короткие промежутки времени. Хотя бы раз в течение часа надо вставать и проделывать несколько физических упражнений, чтобы согреться. Если на улице мороз, спать нельзя!

Правило шестое. Если миновала ночь, а помощь так и не появилась, отставшему туристу надо самому выбираться из чрезвычайной ситуации. Когда поблизости есть дорога, тропа или просека, идти следует по ним. Если ничего этого нет, надо двигаться в том направлении, где. скорее всего, располагается ближайший населённый пункт. Но для этого необходимо определить направление сторон света и строго придерживаться избранного направления. Ни в коем случае не блуждать. На месте вынужденной ночёвки надо обязательно оставить записку и рассказать в ней о своих намерениях. Чтобы место это было заметно издалека, его надо отметить. Например, надёжно воткнуть в грунт длинную палку и привязать к её концу кусок яркой ткани.

Правило седьмое. При малейшем сомнении в правильности избранного направления, а также в том случае, когда кончилась просека или пропала тропа, надо вернуться в исходную точку.

Правило восьмое. Если тропинка или дорога вывела туриста на поляну, вырубку и здесь потерялась, значит, он выбрал неверное направление. Надо развернуться и идти по той же тропинке в противоположную сторону. Скорее всего, она приведёт к человеческому жилью.Надеюсь помогла

Объяснение:

Туристический поход – это один из самых увлекательных и незабываемых вариантов активного отдыха. Однако, путешествуя по незнакомым малонаселенным местам, всегда есть риск заблудиться или отбиться от своей туристической группы. Если с вами приключилась подобная беда, нужно не паниковать, а тщательно обдумывать каждое свое действие. Это значительно увеличит шансы того, что вы будете найдены в самые короткие сроки. Еще одним надежным помощником для потерявшегося путешественника станет заранее положенный в рюкзак GPS Маркер.

Турпоход – это всегда весело и увлекательно, но чтобы не произошла трагедия, нужно уделять большое внимание безопасности
Турпоход – это всегда весело и увлекательно, но чтобы не произошла трагедия, нужно уделять большое внимание безопасности

Правила поведения

Если вы отправились в туристический поход и случилось так, что вы потерялись, нужно помнить главные правила поведения и не впадать в отчаяние. В такой ситуации очень опасно бежать «куда глаза глядят», ведь это еще больше запутает и путешественника, и его спасателей. После того как вы успокоитесь, следует:

  • При наличии телефона позвонить близким людям и сообщить о случившемся. Нужно постараться в деталях описать местность, в которой находитесь. После звонка лучше выключить телефон, для того чтобы заряда батареи хватило надолго.
  • Осмотреться вокруг. Возможно удастся заметить какие-нибудь ориентиры: железную дорогу, постройки или что-нибудь другое.
  • Хорошенько прислушаться. В опасных ситуациях органы чувств сильно обостряются, и, возможно, получится услышать какие-то звуки цивилизации, которые могут послужить ориентиром. Если вы услышите что-то, то лучше начать шуметь (кричать, свистеть, стучать), ведь это отпугнет зверя и наведет на вас людей.
  • Если решено оставаться на месте, то его нужно обозначить так, чтобы оно было приметно с высоты. Для этого можно специфически выложить ветки или камни.
  • Если решено продвигаться дальше, то необходимо оставлять после себя заметные следы: лоскутки яркой ткани, аккуратно сложенные ветки. Это поможет поисковикам быстрее найти дорогу к вам.
  • При наличии рядом реки стоит идти вдоль нее, так как возле водоемов всегда есть жилища или стоянки людей. То же самое касается и линий электропередач.
  • Ни в коем случае нельзя спать на непокрытой земле, есть незнакомые ягоды и фрукты, пить из сомнительных источников.
  • Если нет ни навигатора, ни компаса, можно ориентироваться по лесным приметам. Например, кольца на пнях шире с южной стороны, а мох всегда растет только с северной.

Отправляясь в поход без карты и компаса, нужно обязательно помечать свой путь. Это связано с тем, что шаг левой ногой больше, чем правой, а это в конечном счете приводит к блужданиям по кругу.

Эти советы обязательно помогут, но если вы боитесь заблудиться или переживаете за своих близких, которые отправились в турпоход, лучше обезопасить их с помощью GPS Маркера.

Как поможет GPS Маркер

Это небольшое устройство занимает минимальный объем в рюкзаке, но при возникновении чрезвычайной ситуации поможет отыскать или спасти человека в самые короткие сроки.

Любой GPS Маркер может работать автономно, а для координации использует спутниковые данные.

С помощью GPS Маркера можно узнать местоположение потерявшегося туриста
С помощью GPS Маркера можно узнать местоположение потерявшегося туриста

Чтобы близкие всегда были в курсе нахождения путешественника, нужно настроить устройство так, чтобы сообщения с координатами приходили на телефон члена семьи или инструктора, организовавшего поход. На приборах также можно настроить частоту оповещения.

Если турист попал в опасную ситуацию, всегда можно использовать тревожную кнопку. После активации кнопки SOS на телефон родственника придет сообщение, оповещающее о бедственном положении с точными координатами. После такого сигнала потерявшегося туриста можно найти за считанные часы.

Способы поиска пропавших людейОзнакомление с порядком поисковых мероприятий показывает, насколько важно для любой экспедиции или похода зарегистрировать свои маршрутные планы, а в случае попадания в чрезвычайную ситуацию — держаться как можно ближе к этому маршруту, выставлять ясные сигналы и обозначать все лагеря, которые были покинуты (с оставленной информацией о дальнейших планах).
Поиск начинается с последнего известного места нахождения и перемещается в сторону предполагаемого маршрута. Предположение делается с учетом возможной стратегии, с учетом местности и погодных условий. Например, в горах может быть вполне вероятно, что сильные ветры вынудят группу спасающихся использовать подветренные склоны гребней и спускаться с высот. Если не обнаружено никаких следов на ожидавшемся маршруте, то поиск концентрируется на следующих участках.
Рассматривается рельеф: изучив поверхность, спасатели могут сделать вывод, что потерпевшим пришлось изменить маршрут из-за особенностей местности. Чтобы облегчить работу поисковиков, сделайте пирамиду из камней или другую заметную конструкцию на видном месте, где знак нельзя не заметить, и оставьте там письменное сообщение в водонепроницаемом пакете или в кармане яркого предмета одежды. Укажите данные о ваших намерениях и состоянии людей.
Если ваш маршрут проверен и очевидные места вашего укрытия осмотрены, спасатели расширят поиски на весь район вашего исчезновения. В идеале это будет проделано с воздуха, но плохая погода, создающая нелетные условия и плохую видимость, может заставить вести поиск в наземном варианте даже и при наличии авиатехники.
Количество спасателей и тип местности будут определять способы поиска, наиболее подходящие к ситуации.

СПОСОБЫ ПОИСКА

Первоначально поиск будет вестись вдоль маршрута, по которому вы предположительно шли.

БАЗИСНАЯ ЛИНИЯ
Поиск по базисной линии, или челночный поиск, выполняется, когда на вашем известном маршруте (а) сильный ветер или неблагоприятные погодные условия. Спасатели должны прийти к заключению, что вам в поисках укрытия пришлось сместиться с маршрута на подветренный склон.

БАЗИСНАЯ ЛИНИЯ

ВОДНЫЕ ПОТОКИ
Поиск по водным потокам включает все притоки, а основное русло берется за базисную линию. Предпринимается, когда ваше последнее известное место нахождения было на или около реки.

ВОДНЫЕ ПОТОКИ

ВЕЕР
Веерный поиск используется, когда ваша последняя позиция (х) известна с достаточной степенью вероятности, но неизвестно направление ухода.

ВЕЕРПоиск с воздуха
Поиск с воздуха захватывает обе стороны от запланированной трассы пропавшего самолета или вашего маршрута.
Если погодные условия благоприятные, то может проводиться и ночной поиск, так как огни будут ясно видны, и поиск можно вести с большей высоты, охватывая более обширную площадь за каждый проход авиасредства. Если это не даст результатов, то район будет проверен снова, уже в светлое время.
Если вы сигналите самолету, а он поворачивает назад — продолжайте за ним наблюдать. Он может работать по одному из известных способов поиска, и вы сможете рассчитать наилучший момент для подачи сигнала.

«БЕГУЩАЯ СТРОКА»
Поиск способом «бегущая строка», начинающийся в одном углу района поисков, особенно полезен, когда имеется только одно воздушное судно для поиска. Он ведется параллельными проходами в направлении солнца и от него, чтобы блики и отражение солнечных лучей от обломков самолета и т .п. было легче заметить.

«БЕГУЩАЯ СТРОКА»

МАРШРУТНЫЙ ПОИСК
Первичный, или маршрутный, поиск ведется параллельно предполагаемой линии трассы пропавшего самолета по обе его стороны (а) или вдоль известного наземного маршрута. После часа полета — разворот и полет в обратном направлении.

МАРШРУТНЫЙ ПОИСК

ПОИСК В КВАДРАТЕ
Поиск в квадрате полезен, когда предстоит осмотреть относительно небольшой район. Поиск начинается в последнем известном месте нахождения попавших в чрезвычайную ситуацию (х) и постепенно расширяется. Если результата нет, то происходит возврат в исходную точку поиска, и поиск ведется в обратную сторону. Это обеспечивает охват обеих сторон препятствий.

ПОИСК В КВАДРАТЕ

ПОИСК ПО ГОРИЗОНТАЛЯМ
Поиск по горизонталям позволяет осматривать горы и ущелья с максимальной тщательностью. Ущелья, долины с крутыми склонами следует осматривать несколько раз, пролетая вдоль них.

ПОИСК ПО ГОРИЗОНТАЛЯМ

Комбинированный поиск
На море желательно проводить комбинированный поиск с воздуха и с моря. Если самолет обнаруживает потерпевших крушение, то корабль может их подобрать. Корабль может также служить исходным пунктом поиска для самолета. Спасательные воздушные суда имеют аварийный комплект для сбрасывания терпящим бедствие, чтобы помочь продержаться до подхода корабля.

Комбинированный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ
Если самолеты применяются для поиска, то вертолеты во многих странах используются для доставки команды спасателей, особенно при поиске на суше. Там, где возможно, «вертушка» может приземлиться, взять на борт попавших в чрезвычайную ситуацию и вывезти их. Пилот имеет возможность найти удобное место для посадки, куда могут перейти спасающиеся, но им самим будет легче проверить место приземления непосредственно на земле и, при необходимости, оборудовать посадочную площадку.
Вертолету требуются свободное пространство для захода на посадку и свободный от помех проход для взлета — причем оба этих «коридора» должны быть направлены против преобладающего ветра. Участок должен быть горизонтальным (уклон не должен превышать 7 градусов, или 1:10). Поверхность должна быть твердой и свободной от рыхлых материалов — уберите листья, ветки, прутья и все такое подобное. Не должно быть ям, пней или камней, которые могли бы повредить вертолет.

Выбор посадочной площадки
Ищите естественный открытый участок. На закрытой местности берег большой излучины реки часто бывает лучшим местом для приземления.

Другой способ — забраться на гребень и выбрать ровный участок без крупных деревьев. Если понадобится, срубите деревья, чтобы расчистить больше пространства. Деревья упадут вниз по склону, не загромождая площадку, взлетный или посадочный коридор можно сориентировать в сторону гребня. Не пытайтесь вырубать площадку на ровном месте — потребуется вечность, чтобы расчистить коридоры для взлета и посадки.

ПОДГОТОВКА ПЛОЩАДКИ
Требуется горизонтальная расчищенная площадка диаметром по меньшей мере 26 метров. Понадобится еще 5 м по всей окружности, расчищенные до высоты 60 см. Должен иметься свободный коридор в сторону господствующего ветра для посадочной траектории в виде сектора в 15° от центрального места приземления.
Обозначьте точку касания буквой «Н». Ее можно выложить из камней (сохраняя поверхность ровной), одежды, надежно прижатой к земле, или сигнальных полотнищ из аварийнго комплекта. Если земля покрыта снегом, то плотно утопчите его, чтобы не поднялась снежная завеса, а в сухой местности поверхность смочите, чтобы не поднималась пыль.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ПЛОЩАДКА
Если поблизости есть хребет гряды, холм или возвышенность, то такое место будет проще расчистить, и оно обеспечит свободное пространство для посадочной и взлетной траектории через гребень, если ветер имеет удовлетворительное в этом плане направление.

ГОРНАЯ МЕСТНОСТЬ
Грузоподъемность вертолета резко снижается с увеличением высоты, поэтому, если возможно, делайте посадочную площадку не выше 1800 м.
В горах перемещения воздуха вверх и вниз могут быть значительными, в зависимости от характера рельефа и его расположения по отношению к господствующим ветрам. Выбирайте место, дающее наибольшую подъемную силу в том направлении, в котором вертолет будет взлетать.
Мягкий мокрый снег будет налипать на вертолет и затруднять взлет. Постарайтесь утрамбовать снег как можно плотнее. Сухой рассыпчатый снег будет подниматься потоком воздуха, создаваемым винтом машины, и ограничивать видимость пилоту. Его тоже следует утрамбовать.

Спасение без посадки
В спасательной операции пилот вертолета будет идти на риск ради спасения людей. Он может зависнуть, поставив на камень только одну лыжу шасси, так чтобы сделать возможной посадку, — но при любой возможности делайте нормальную посадочную площадку и снизьте риск до минимума.
Большинство вертолетов оборудованы лебедкой. Если устройство посадочной площадки не представляется возможным, то людей можно поднять с земли, пока вертолет зависает в воздухе. Все, что для этого нужно, — это свободное пространство, через которое можно было бы вас вытащить.

Указание направления ветра
Важно указать направление ветра на посадочной площадке, чтобы пилот мог выбрать наилучшую траекторию посадки и удерживать машину в стабильном положении во время спасательных работ. Идеальным указателем является дым, но не располагайте его источник так, чтобы загораживалась площадка.
Если костер не может быть использован, сделайте из контрастирующего с фоном материала знак «Т» и поместите его на тот край посадочной площадки, куда дует ветер, так, чтобы перекладина буквы «Т» располагалась со стороны ветра.
Если знак «Т» сделать не из чего, то стоящий на дальнем (по направлению ветра) краю площадки человек с распростертыми руками и спиной к ветру может послужить живым знаком для пилота. Не делайте этот знак, пока не придет время, да и тогда — только в правильном положении. Он очень похож на другой знак, подаваемый с помощью положения тела человека, — «нужна помощь».

Спасение ночью
У вертолета есть мощные прожектора, с помощью которых можно совершать посадку и принимать людей на борт, но потребуются огни, которые приведут пилота на посадочную площадку. Пиротехника и костры дадут указания на ваше место расположения, как только вертолет войдет в зону их видимости.
Если вы пользуетесь светом с земли — фонарями, фарами-искателями автомашин или другими прожекторами, — то сначала светите ими в небо, чтобы привлечь внимание их лучами, а когда пилот их увидит, то, чтобы они его не слепили, опустите лучи вниз на точку посадки или опускания лебедки.

Спасение на море
Если потерпевших крушение поднимают с борта судна, то пилоту поможет, если повернуть палубу под углом примерно 40° против ветра. Если можете управлять ходом судна, сделайте так, чтобы ветер над палубой был порядка 29 км/ч.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОСАДКЕ ВЕРТОЛЕТА
— Когда вертолет сел на посадочную площадку, то его лопасти продолжают вращаться. Поэтому правильный подход к вертолету важен как для вашей безопасности, так и для безопасности вертолета.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не приближайтесь сзади. Это «мертвая зона» для пилотов, а задний вертикальный винт защиты не имеет. На склоне всегда подходите, двигаясь вверх, — так вы будете дальше от винта.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не приближайтесь к вертолету, спускаясь со склона. Можно попасть под винт.
— Следите за тем, чтобы ваша ноша не повредила главный винт. Если несете радиостанцию, уберите антенну.
— Все острые предметы держите подальше от корпуса машины. Он сделан из мягких сплавов и легко повреждается.
— Садитесь туда, куда указал член экипажа, пристегните ремень и не отстегивайтесь, пока не будет другой команды.
— После посадки не выходите, пока не выключен двигатель, — и даже тогда ждите соответствующих указаний.

Техника подъема на лебедке
Обычно используется метод подъема вдвоем, но иногда применяют и подъем поодиночке.
— Подъем вдвоем: при подъеме вдвоем на лебедке опускают члена экипажа со вторым стропом для спасаемого. Во время подъема член экипажа поддерживает пострадавшего ногами, обхватив ими его за среднюю секцию туловища, а руками держа голову. После того как строп надет и закреплен, держите руки по бокам и не поднимайте их — просто откиньтесь назад и пользуйтесь моментом отдыха!

— Подъем в одиночку: при подъеме вы сами закрепляете на себе строп. Поместив его под мышки и надежно затянув, поднимите два больших пальца вверх. Дав этот сигнал, больше не делайте никаких знаков, пока не будете на борту, — если вы поднимете руки, то рискуете выскользнуть из стропа. Когда достигнете двери кабины, дайте лебедчику развернуть вас и переместить в кабину. ТОЧНО выполняйте его указания. На борту вам покажут, куда сесть. Выполните это и пристегнитесь ремнем безопасности или ждите, когда вас пристегнут каким-то другим образом.

Подъем из воды
Оба предыдущих метода можно использовать на воде, применяя ту же базовую технику.
Если вы на плоту, отстегните себя от страховочного троса. Сложите лодочный навес, другие покрывала и опустите все паруса — все, что вы поднимали. Поставьте плавучий якорь. Эти действия помогут пилоту зависнуть над вами так, чтобы ваше плавсредство оказалось в потоке воздуха под лопастями. Оставайтесь на плоту или в лодке, пока вас не вытащат.

Другой способ — забраться на гребень и выбрать ровный участок без крупных деревьев. Если понадобится, срубите деревья, чтобы расчистить больше пространства. Деревья упадут вниз по склону, не загромождая площадку, взлетный или посадочный коридор можно сориентировать в сторону гребня. Не пытайтесь вырубать площадку на ровном месте — потребуется вечность, чтобы расчистить коридоры для взлета и посадки.

Добавить комментарий