Как найти повествовательный текст

Как найти в тексте повествование

В языкознании выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, текст представляет собой комбинацию всех трех типов с преобладанием одного из них. Повествование характерно для художественного, публицистического и разговорного стиля, но не характерно для научного и официально-делового.

Как найти в тексте повествование

Инструкция

Если текст отображает цепь последовательных событий, можно утверждать, что тип такого текста – «повествование». Повествованием может быть какой-то фрагмент текста, а ведущим типом описание или рассуждение. Тогда речь идет об «описании с элементами повествования» или «рассуждении с элементами повествования».

Во всяком повествовательном тексте есть сюжетная линия. Обычно события в сюжете хронологически соответствуют событиям реального времени. Поэтому повествовательный текст можно мысленно представить в виде фильма, на протяжении которого происходят какие-то действия. Описание сравнимо с рисованием воображаемой картины, а рассуждение редко апеллирует к образному мышлению человека.

По использованию языковых средств, повествование тесно связано с пространством и временем. Обозначаются действующие лица, место и время совершения действий. Нередко сообщается и результат, к которому привели действия персонажей.

Яркий пример повествовательного предложения: «Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали.» («Станционный смотритель», А.С. Пушкин). Автор пишет о последовательных действиях, называет персонажей, сообщает итог.

Итак, отличительная особенность повествования – рассказ о событиях, действиях, следующих друг за другом. Такому рассказу свойственна конкретика, живость и динамичность изложения. Грамматические основы, как правило, полные: существительное называет действующее лицо, сказуемое – его действие. В одном предложении часто несколько таких грамматических основ. Предложение в этом случае называется сложносочиненным.

Глаголы в повествовании могут находиться в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обычно в рассказе о событиях встречается первый вариант. Глаголы в настоящем времени позволяют ярче представить ситуацию, в будущем – передать неожиданность и экспрессию. Стиль повествования определяется жанром. Оно может быть объективным, беспристрастным; нейтральным, отрешенным и субъективным, эмоциональным.

Видео по теме

Источники:

  • повествование в тексте

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Прочитав текст полностью, можно определить, какой использован тип текста. Хорошим примером типа повествования может послужить высказывание Цезаря: “Пришел, увидел, победил”. То есть, кратко и точно описано то, что произошло, сама суть. В повествовании обычно описываются события, явления, упоминаются место, время и лица.

Если говорить об описании, то можно вспомнить сочинения из школьной литературы на тему природы. Вот там стопроцентное описание! Описывается природа, ее красота. Автор не жалеет красок, языковых средств, деталей, чтобы передать богатство окружающего мира.

Ну, а рассуждение обычно используется для выражения позиции автора к изображаемому. Например, прочитав роман “Анна Каренина”, Вы решили написать сочинение, где хотите сделать несколько выводов о том, почему бросилась под колеса поезда главная героиня, приэтом еще и выразите свою точку зрения, правильно ли она поступила или нет. То есть, будете рассуждать, выносить свои суждения. Вот как-то так!

В литературных произведениях используются все три типа текста. Например, повествование хорошо помогает автору рассказать о местах сражения, действиях армии и так далее. Описание помогает составить портретную характеристику героев, которая тесно связана с внутренним миром человека. А рассуждением будет являться точка зрения автора на сражение, на его нужность-ненужность для человечества в целом.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Снежн­аяЗим­а
[188K]

более года назад 

Для начала нужно прочитать текст полностью и проанализировать его.

В повествовании описываются происходящие события. Это рассказ, сообщение о каких-либо событиях. Следующее предложение продолжает предыдущее и постепенно вырисовывается общая картина, раскрываются события.

Описание отличается от повествования. Основная задача такого текста – описать предмет, явление и процесс или человека. Как правило, дается общее представление о предмете, а далее описываются его свойства. Описательный текст отвечает на вопросы: какой? Каков?

Рассуждение включает в себя размышления на заданную тему. Автор рассуждает, приводит доказательства, делает выводы. Он не описывает последовательно события, но может дать им оценку, порассуждать.

88Sky­Walke­r88
[427K]

более года назад 

Есть три типа текста: повествование, описание и рассуждение. Как же их отличить.

  1. В тексте-описание, как правило, описываются различные предметы, явления, животные, растения. При этом главный вопрос, на который можно получить ответ, прочитав такой текст – это “какой?”. Соответственно, в тексте-описание много прилагательных, эпитетов.
  2. В тексте-рассуждение дается ответ на вопрос “Почему?”. В таком тексте дается чья-то точка зрения, высказывается мнение, объясняется, почему происходит то или иное событие, действие, явление.
  3. В тексте-повествование происходит событие, действие, есть сюжет. Вопрос, на который можно получить ответ в таком тексте – “что произошло?”.

Есть тексты, которые содержат в себе и повествование, и описание, и рассуждения. Их довольно сложно определить к какому-то конкретному типу. Но в школе в основном для подобного анализа предлагают те тексты, которые легко анализировать. Главное запомнить основные признаки разных типов:

  • если в тексте есть действия, то это повествовательный текст. К такому тексту можно задать вопросы: “что произошло?”, “что случилось?”, “как все было?”. Вот пример повествовательного текста:


  • если текст как бы рисует картинку, описывая что-то или кого-то, то это текст-описание. Он отвечает на вопрос “какой?”. Вот пример текста-описания:


  • если же в тексте нет описаний действий или картинки либо они занимают меньшую часть, а основное – это размышления, то значит перед нами текст-рассуждение. Проще всего его определить, это попробовать можно ли поставить к нему вопрос “почему?”. Вот пример текста-рассуждения:


-Irink­a-
[281K]

более года назад 

Все тексты можно разделить исходя из их смысловой нагрузки.

Тексты по типу могут быть повествовательными описательными и рассудительными.

Чтобы понять к какому именно типу относится текст, его необходимо прочитать полностью, целиком.

Тип речи повествование, когда в тексте происходит рассказ, повествование о чем-либо. В таких текстах каждое предложение рассказывает читателю о чем-то новом.

Тип речи – рассуждение, когда текст лишён какого-либо образа, картинки. Суть повествования сводится к рассуждению и доказательству чего-либо.

Тип речи – описание. В таком тексте происходит описание чего-либо или кого-либо. В тексте речь может идти о каком-либо предмете, животном, о человеке. В тексте происходит описание свойств, внешнего вида или характера (и не только) предмета, человека о котором идёт речь.

ТокТи­к
[21.4K]

более года назад 

Типы текста изучают в начальных классах и для этого ученики должны прочитать текст, понять смысл, проанализировать.

Если текст про какие-то события, которые описываются от их начала, в развитии, и чем закончились, то это повествование.

Тексты, в который описываются предметы, явления, их свойства, общее представление о них, то это описательный тип текста.

Рассуждение – это описание причин и следствий факта или явления с выводами.

Сложно будет определить тип текста, если в нем присутствует и повествование, и описание, и рассуждение. Тогда нужно определить, чего больше.

Сравнительная таблица для определения типа текста (речи)

Санит­арный врач
[44.7K]

3 года назад 

В начальной школе по русскому языку (2,3 и 4 классы) детей учат разделять тексты на 3 типа:

  1. Описательный текст – в нем приводится описание какого-либо явления, предмета, человека или животного. Главная мысль описательного текста отвечает на вопрос: Какая? Какой? Какое? или Какие? В описательном тексте присутствует много прилагательных, эпитетов, сравнений. В описательном тексте практически отсутствует действие.
  2. Повествовательный текст – это текст, главная мысль которого – это ответ на вопрос: Что происходит? В повествовательном тексте описывается череда событий, действий в определенном порядке.
  3. Текст-рассуждение – это предположение или доказательство какого-либо утверждение, главная мысль текста-рассуждения отвечает на вопрос: зачем? или почему? Текст-рассуждение ставит своей целью объяснить что-либо.

Марин­а Волог­да
[294K]

более года назад 

Тип текста проходят в в начальной школе, всего выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

1) Повествование.

Этот текст имеет начало (или по другому зачин). Далее как именно происходило событие, а в самом конце описывается то, чем все закончилось.

Прочитав текс, к нему можно задать вопрос: “Что произошло, случилось?”.

2) Описание.

В этом тексте описывается человек, предмет. В нем идет перечисление существительных, прилагательных, дается оценка.

После прочтения текста можно задать вопрос: “Какой?”.

3) Рассуждение.

В тексте присутствуют аргументы, доказательства. А в конце делается вывод.

После прочтения текста можно задать вопрос: “Почему?”.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

С первых предложений не всегда определишь тип теста. Поэтому обязательное условие – прочесть его целиком. Если вы сделали это достаточно ответственно, далее будет все очень просто:

  • если в тексте в основе лежит рассказ, со свойственными ему элементами (объекты, указание времени и места, действие и взаимодействие, череда событий и т.д.) – то это повествование;
  • если текст дает описание чего-либо (пейзажа, какого-либо предмета, людей и т.д.), при этом в тексте отсутствует движение, то это описание;
  • и, наконец, если в тексте большое внимание уделяется отношению самого автора к сути текста, то это рассуждение.

Devoc­hka
[14.6K]

3 года назад 

Для определения важно знать, о чем говорится в разных типах текста.

В **повествовательном*­* повествуется, рассказывается, сообщается о чем-либо.

В описательных описываются люди, животные, предметы, события, картины природы.

В текстах-рассуждени­ях рассуждается, описывается, доказывается что-то.

Если, прочитав текст, вы смогли ответить на вопрос что? где? как? когда произошло?, то это повествовательный текст.

Ответили на вопрос какой? какая? какое?, значит текст это описательный.

Если ответили на вопрос почему?, то это текст рассуждение.

Знаете ответ?

Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене

Их три: повествование, описание, рассуждение.

15 602

Типы речи – что это такое

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:

  1. Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
  2. Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
  3. Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.

Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.

Повествование

Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».

Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.

Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.

Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:

  1. Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
  4. Завязка – когда все заканчивается.

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  1. Местность.
  2. Внешний вид человека.
  3. Характер человека.
  4. Душевное состояние человека.
  5. Животное.
  6. Интерьер комнаты.
  7. Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  1. Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  2. Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  3. Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Рассуждение

Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.

«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.

Большинство рассуждений строится по такой схеме:

  1. Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
  2. Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
  3. Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.

Смешанные стили

Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».

Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».

Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.

И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.

Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».

Полезные материалы по теме

Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.

Типы речи

Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.

Подпишитесь на мою рассылку. Скоро будет много новых статей по русскому языку, причем я постараюсь написать тексты на «практические» темы: как делать разборы разных видов, как объяснять основные орфограммы. Планирую также сделать статьи с разборами отдельных заданий в ЕГЭ и ОГЭ.

Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:

  • Курсы подготовки к ЕГЭ.
  • Подготовка к ОГЭ.
  • Подготовка к ВПР.
  • Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.

Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.

  1. Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
  2. Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
  3. Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
  4. Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
  5. Лексическое значение слова.

Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.

Заключение

Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?

Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.

Спасибо, хороших вам оценок.

( 14 оценок, среднее 4.71 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

tipy-retchi-1
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа:

Тип речи – повествование.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Тип речи – описание.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Тип речи – рассуждение.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 167,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 194,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 238,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 251,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 12,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 162,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 41,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 205,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 216,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 125,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 193,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 519,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 554,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 560,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 561,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 681,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 763,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 768,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 781,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 16,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 3,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 471,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 477,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 575,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 606,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 608,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 184,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 19,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 82,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 356,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 375,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 379,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 611,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 612,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 414,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 43,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 67,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 77,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 143,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 144,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 490,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Добавить комментарий