Как найти правду кладовая солнца

Цель и задачи урока: 

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда, есть правда вековечной суровой борьбы за любовь».

Раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова – образы, события.

Тип урока: урок-анализ художественного произведения

Вид урока: обобщение знаний

Оборудование урока:

          1. Портрет писателя.

          2. Выставка книг М.М.Пришвина.

          3. Иллюстрации детей к наиболее понравившимся эпизодам сказки.

Ход урока

  1. Слово учителя

  – Ребята, сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». «Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы», – пишет В.А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Эта работа поможет нам выяснить, в чем заключается «правда жизни», о которой пишет автор.

– Что такое правда? Истина? (запись в тетрадях).

Правда.

1. То, что соответствует действительности, истина.

2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

3. Правда – это взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, «дикая жизнь»- это жизнь только для себя.

Истина.

1. То, что существует в действительности, отражает     

действительность, правда.

2. Утверждение, суждение проверенное практикой, опытом.

  –   Значение этих слов вам понятно?

– Эпиграфом нашего урока являются слова М.М.Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Анализируя сказку, подтвердим эти слова писателя.

 Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приемов.

Стр. 45 «Лет 200 тому назад…»

Стр. 46 «Первый луч солнца»

Стр. 53 «На этой подвижной земле»

– Какие приемы использует Пришвин, описывая природу?

Ответы учащихся: (Благодаря олицетворениям, сравнениям, метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев. Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.)

     – Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Есть в ней и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

  1. Проверка домашнего задания.

Работа в группах  (1-2 ученика из каждой группы пересказывают эпизоды, дополняя друг друга, добавляя детали, подробности. По каждому эпизоду проводится беседа по вопросам.)

   Инсценировка по 1 эпизоду «Ссора Насти и Митраши».

Перечитайте эту сцену со слов: «неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой»; выделите из своих товарищей «группу» (рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Ответы на следующие вопросы:

– Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть погибельное место?

– В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли Настя и Митраша до этой мудрости?

– Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

– Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, что у него ружье и компас?

– Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, что у нее в корзине хлеб, молоко, картошка?

2 эпизод – «Митраша в беде»

– Как природа предупреждает мальчика об опасности? («Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной».  Елочки-старушки преграждают ему дорогу.)

 – Несколько раз писатель говорит о «тропе человеческой». Это ключевой символ повести. Как нужно понимать этот символ. Соотнесите эпизод выбора «тропинки» к цели Митрашей с истолкованием смысла выражения «кладовая солнца» («Тропинка», «путник», «ручеек» – слова-образы в художественных произведениях М.М.Пришвина, символизирующие «тропинку» человека из своего «Я» к общей дороге жизни всех людей, опыту поколений.)

– Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки?

(Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь.)

3 эпизод – «Приключение Насти в лесу»

– Почему, из-за чего Настя незаметно сошла с набитой тропы?

Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности, когда «хочется все больше и больше».)

– Каков смысл эпизода встречи девочки  с лосем? Почему лось «видит» Настю, а не Настя лося? Почему автор говорит о ней: «прежняя золотая курочка»?

(Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека: Настя забыла о брате.)

– Во всех эпизодах природа хочет предупредить своих героев, но понимают ли это Настя и Митраша?

– Мне кажется, что нет. Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

– Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

– Не напомнила ли история Насти и Митраши какое-нибудь произведение из русской литературы?( Сказка «Аленушка и Иванушка»)

 И Настя, и Митраша должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они все забыли.

– Кто же помог детям, объяснил им правду жизни,  переданную от поколения к поколению как наследие?

Анализ эпизода – история про лесника, старого охотника Антипыча.

Выделяем главные мысли: Вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти»; второе – «ужасное несчастье в жизни Травки».

– Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?

(Травка по- своему, по-собачьи ощущала доброе, любовное, дружеское отношение к ней хозяина и была беззаветно предана ему. Смерть лесника была для нее «ужасным несчастьем», потому что отныне, ей нужно было, как и всякому другому зверю, жить для себя».)

– Что же такое счастье, по мнению автора? (Счастьем для Травки было жить для человека, своего друга и хозяина. Правда для любого человека – жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро.)

    Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос.

 – Я думаю, что эта собака Травка помогла понять правду жизни. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

– Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

– Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, любви к природе, в самоотвержении. Эта та правда, которую передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие.

Можем  ли мы теперь, ребята, объяснить,  какой смысл вкладывает писатель в название «Кладовая солнца»?

– Это торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого; солнце – мать, дающая жизнь растениям. Солнечное тепло растения передают, как «наследство», умирая и превращаясь в удобрение.

– Слова «смерть», «наследство», «родители-растения», «запасы» создают второй план повествования. Это мысль о человеческой жизни прошлых поколений, о «запасах» накопленного жизненного опыта, жизненных ценностей, о необходимости быть достойными «наследниками» этих «запасов».

– Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы.

– Я думаю, что сегодня на уроке мы нашли главную, философскую мысль, которую хотел донести до нас М.М.Пришвин. Пока на Земле живет человек, пока на Земле есть хоть одно живое существо, только любовь будет править миром, и в этом заключается ее вековечная правда. Важно понять не только то, что природа и человек – единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием.

Содержание

  1. Кладовая Солнца: что такое правда, где она живет и как ее найти?
  2. Что такое правда?
  3. Где живет правда?
  4. Как найти правду?
  5. Вывод
  6. Кладовая солнца: что такое правда, где она живет и как ее найти?
  7. Что такое правда?
  8. Где живет правда?
  9. Как найти правду?
  10. Итог
  11. Кладовая солнца: что такое правда, где она живет, как ее найти?
  12. Кладовая солнца: что это такое?
  13. Как связана кладовая солнца с поиском истины?
  14. Как найти свою кладовую солнца?
  15. Общий итог

Кладовая Солнца: что такое правда, где она живет и как ее найти?

Многие люди ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о том, что происходит за гранью нашей реальности. И одним из таких вопросов является вопрос о правде. Что такое правда и как ее найти?

Что такое правда?

В социальных науках правда определяется как соответствие между высказыванием и действительностью. Однако, существует и другой взгляд на правду — это то, что мы чувствуем своей душой.

В культуре народов мира давно существует понятие о Кладовой Солнца — это источник всех знаний и истины. Это место, где обитает божественный дух и где можно найти ответы на все свои вопросы. В некоторых культурах это место называется Библиотекой Божественного Знания, Акaшическими записями, Книгой Жизни.

Где живет правда?

К Кладовой Солнца можно обратиться внутри себя. Каждый из нас имеет свой личный путь, и некоторые люди могут общаться со своей душой через медитацию, практику йоги, молитву или другие духовные практики. Другими словами, правда живет в каждом из нас, и мы можем обратиться к ней в любой момент, когда нам это нужно.

Существует и другой способ обратиться к Кладовой Солнца — это через связь с природой. Природа является источником жизни, и когда мы находимся в природе, мы открываемся для своей внутренней истины. Медитация на природе, путешествия к местам силы, прогулки в лесу, плавание в океане — все это способы обратиться к Кладовой Солнца через природу.

Как найти правду?

Как бы ни было сложно обратиться к Кладовой Солнца, следует помнить, что ответы на все наши вопросы уже находятся внутри нас. Для того, чтобы обратиться к этой источнику мудрости, мы должны научиться слушать свою внутреннюю голос.

Чтобы найти свою правду, мы должны освободиться от внешних влияний и постараться искать ответы внутри нас самих. Мы должны начать изучать нашу собственную душу, нашу внутреннюю жизнь, и найти те моменты, когда мы чувствуем себя наиболее свободными и счастливыми. Это могут быть моменты игры с детьми, чтения книг, творчества, прогулок в природе или другие вещи, которые приносят нам удовольствие.

Также стоит заметить, что мы не должны ожидать, что все ответы придут к нам мгновенно. Иногда важно давать себе время, чтобы мысли и чувства сформировались в наших головах. Поэтому важно находить время для медитации, отдыха или просто для того, чтобы наслаждаться жизнью без стресса и напряжения.

«Истина находится в глубине, а не на поверхности. Хоть она и не всегда является наглядной, она всегда является лучшим руководством в нашей жизни».

  • Найдите время для медитации и отдыха
  • Изучайте свою собственную душу, чтобы найти ответы на ваши вопросы
  • Обращайтесь к природе, чтобы найти свою внутреннюю истину
  • Выявляйте те моменты, когда вы чувствуете наибольшее удовлетворение и счастье

Вывод

Кладовая Солнца — это место, где находятся все знания и истины. Это может быть как внешнее место, так и внутренний источник мудрости. Чтобы найти свою правду, мы должны учитывать наши внутренние чувства и изучать свою собственную душу. Только в том случае мы можем найти ответы на все свои вопросы и стать истинно свободными и счастливыми.

Кладовая солнца: что такое правда, где она живет и как ее найти?

Каждый человек хочет знать правду. Правда — это то, что находится за пределами нашего мнения, наших предубеждений и стереотипов. Мы стремимся увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, вне зависимости от наших собственных представлений о нем.

Что такое правда?

Правда — это объективная реальность, которая не зависит от нашего мнения о ней. Это то, что является истинным, независимо от нашего желания или наших ожиданий. Однако, каждый человек имеет свое собственное представление о том, что является правдой, что может вести к различным интерпретациям общей реальности.

Где живет правда?

Правда не имеет физического местоположения. Она не является объектом, который можно найти в каком-то конкретном месте. Однако, мы можем найти ее внутри себя, пересмотрев свои собственные установки и мировоззрение, чтобы увидеть мир таким, каким он есть. Мы можем найти свою личную правду, общую правду и истину в нашей жизни.

Как найти правду?

Найти правду может оказаться очень трудной задачей. Чтобы найти правду, нам надо быть готовы пересмотреть свои собственные мнения, быть открытыми к новым мыслям и идеям. Нам надо отказаться от наших собственных пристрастий и предубеждений, которые могут мешать нам увидеть общую правду. Мы можем испытывать различные уровни правды, от своей личной до общей, однако, чтобы найти истину, нам надо быть открытыми и готовыми к общению с другими людьми и дополнительными путями поиска.

  • Прослушивайте других. Чтение, слушание и наблюдение за другими может помочь подтвердить вашу личную правду и помочь вам пересмотреть свои убеждения.
  • Изучайте факты и доказательства. Прежде чем сделать какое-либо решение, изучите доступные факты и доказательства и основывайте свои выводы на них.
  • Будьте готовы изменить мнение при появлении новых данных. Поиск правды не заканчивается за один день, и часто вы будете находить новые данные, которые могут изменить ваше суждение.

«Правда может быть скрыта, но ее невозможно уничтожить.» — Виктор Гюго.

Итог

Правда — это то, что находится за пределами нашего мнения, исходя из объективной реальности. Хотя правда сама по себе не может находиться в конкретном месте, мы можем находить ее внутри себя, меняя свое мировоззрение и пересматривая свои собственные установки. Чтобы найти правду, мы должны быть готовы открыться для новых идей и убрать свои собственные пристрастия и предубеждения. Поиск правды может быть трудным, но главное — оставаться открытым и готовым к изменениям в своей жизни.

Кладовая солнца: что такое правда, где она живет, как ее найти?

Что такое правда? Вопрос, на который ищут ответ многие. Кто мы на самом деле и как понять, что происходит в мире вокруг нас? Существует ли истина, а если да, то где она находится? В данной статье мы попробуем разобраться в том, что такое кладовая солнца и как связана эта концепция с поиском истины.

Кладовая солнца: что это такое?

Кладовая солнца – это место, где хранится сущность света, истины и знания. Это термин, пришедший к нам из древнеримской мифологии, где кладовая солнца была местом, где бог Солнца хранил свой золотой колесницу, а также ночь там превращалась в день.

В отличие от технического выражения «Кладовая данных», кладовая солнца – это романтическая идея о месте, где скрыта истина. Это место, где свет и знание соединены и в котором все становится яснее.

Как связана кладовая солнца с поиском истины?

Многие философы и ученые искали и до сих пор ищут ответы на вопросы о смысле жизни, о цели нашего существования, о создании мироздания и о других тонких вопросах. Они ищут истину в различных источниках знаний: в религии, науке, личном опыте, умении созерцать и восприятии мира вокруг нас.

В каждой культуре, в каждой религии и в каждой истории есть свои примеры попыток найти правду о жизни, о Боге и о мироздании. Однако ответы на эти вопросы часто оказываются неоднозначными и не всегда одинаковыми для всех людей. Каждый может находить свой путь к истине и в своей кладовой солнца

Кладовая солнца – это место, где каждый из нас может найти знания и ответы на свои вопросы. Как и в случае с древнеримской мифологией, кладовая солнца – это место, где находится золотое сияние истинного света, где все становится видимо и понятно.

Как найти свою кладовую солнца?

Каждый из нас может найти свою кладовую солнца, где хранятся знания и истина. Для этого необходимо следовать принципам любопытства, исследования и открытия.

  • Будьте любознательны. Исследуйте мир вокруг нас и интересуйтесь новыми идеями. Не бойтесь задавать вопросы и искать ответы на них.
  • Уважайте различия. Каждый человек уникален, и каждый имеет свой путь к истине. Помните, что диалог и уважение к точкам зрения других людей помогают расширить свой кругозор и найти новые знания.
  • Слушайте свое сердце. Доверьтесь своим интуитивным ощущениям и слушайте свое сердце. Оно поможет вам найти свою истину.

Когда вы найдете свою кладовую солнца, вы увидите свет истины. В это месте вы найдете ответы на свои вопросы о жизни и о мире.

Общий итог

Кладовая солнца – это место, где хранится истина. Это место, где свет и знание соединены воедино. Каждый из нас может найти свою кладовую солнца, чтобы найти ответы на свои вопросы о мире и о жизни. Не бойтесь быть любознательными и искать свой путь к истине. Не забывайте уважать различия и доверять своему сердцу. Найдите свою кладовую солнца и увидите свет истины.

«Истина в тебе, как солнце в небе. Мысль осторожно взойдет и сомнение телепатически шепнется «Это не так», а Истина ответит «Это и есть твой путь».

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ (УРОК ТВОРЧЕСТВА) ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 6 классе  

 по сказке – были М. Пришвина «Кладовая солнца».  

ТЕМА: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти»

ЭПИГРАФ: «Быть счастливым – делать добро»  

                        Анатолий Чепуров, смоленский поэт 20 века.

 ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки анализа текста. Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем; приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой. Выявить проблему поиска своего пути, формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части; закрепить убеждения учащихся в рачительном отношении к природе; развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн). Развивать творческие особенности учащихся; прививать любовь к чтению произведений М. М. Пришвина.

Развивать (УУД) универсальные учебные действия учащихся.  Продолжить  развитие понятия жанра, ритма; повторить тропы речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении;  раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы; продолжить обучение школьников  анализу литературного произведения,  отработку навыков  комментированного чтения.

Развивающая:

Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся и устной  речи детей; развивать навыки аналитического чтения произведения;  умение выделять главное в художественном произведении;  навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся; умения художественного пересказа отдельного эпизода; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Научить применять средства ИКТ на уроках литературы.

Воспитательная:

Задуматься об ответственности человека за судьбу природы.

Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ:  иллюстрации учащихся по сказке-были «Кладовая солнца», портрет писателя М.М. Пришвина, презентация, сборники произведений М.М. Пришвина, таблица «художественные средства выразительности». Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации. ИКТ как инструмент развития УУД.

ТИП УРОКА:

 Урок – исследование (урок творчества).

МЕТОДЫ:

 – аналитическое чтение;

 – объяснительно – иллюстративный;

 – беседа по вопросам;

 – частично – поисковый.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

 – работа с учебником;

 – работа с иллюстрациями;

 – поиск тропов, художественных деталей портрета;

 – исследовательская работа.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 – устные ответы учащихся на вопросы;

 – характеристика героя по плану;

 – чтение в лицах;

 – художественный пересказ;

 – сообщения учащихся;

 – индивидуальные и групповые задания.

ХОД УРОКА.

 I этап. Самоопределение к деятельности.

 Организационный момент.

 Учитель.

 – Ребята, знакома ли вам ягода, которая изображена на слайде?  Если не знаете, я вам помогу. Это клюква. Эта ягода растет на болоте и славится своими целебными свойствами. По богатству биологически активных веществ и минеральных солей клюква является одной из самых полезных дикорастущих ягод, применяемых для лечения многих заболеваний. В народе клюкву называют «молодильной» ягодой. А  как вы думаете, почему  именно эта ягода изображена на слайде?  

(Потому что в произведении Пришвина «Кладовая солнца» дети отправились за клюквой).

– Действительно, в сказке – были «Кладовая солнца» действие разворачивается на болоте, где и растет эта ягода.  Сегодня мы с вами будем рассуждать о композиции и сюжете  произведения,  о взаимоотношениях  между людьми, человеком и природой. И нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказки – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Запишите число и тему урока.

Обратите внимания на слова смоленского поэта  Анатолия Чепурова, которые станут эпиграфом к  нашему уроку. (Зачитать отдельно каждое слово). Не случайно в конце предложения нет никакого знака препинания. Одной из целей нашего урока станет выбор правильного знака завершения нашего эпиграфа. В процессе обсуждения мы должны будем разъяснить его смысл. Запишите эпиграф.

Итак, возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.

УУД:

 Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: целеполагание.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах учащихся лежат: листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу главных героев (таблица), листы для составления кластеров и синквейнов.

  – Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать?

 (В роли читателя, исследователя, мыслителя).

 Выполняя эти роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере одного произведения,  на примере главных героев: Насти и Митраши.

 Итак, в путь!  

Прежде чем мы с вами  перейдем к работе с текстом художественного произведения, давайте вспомним  тропы, т.е. средства выразительности, с помощью которых и создаются яркие образы и зрительные картины. К.Г.Паустовский о языке произведения  М.М.Пришвина   сказал: «Слова у Пришвина  цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники». Я хочу вернуть вас на страницы произведения «Кладовая солнца». Пришвин о клюкве сказал так «рассыпалась яркими бусинами»  

 – Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Метафора). В произведении следующий  троп помогает живо представить образ удивительной ягоды  «осыпучая клюква». Как в литературе мы называем это изобразительно – выразительное средство? (Эпитет). К какому тропу относится следующее словосочетание «красная, как кровь»?  (Сравнение).  Следующий троп «прячется в болотной кочке» помогает образному восприятию мира природы. Назовите изобразительно-выразительное средство. Красота природы, ее богатый мир раскрывается и при помощи данного тропа «Клюква величиной с орех». Как он называется.  

– Молодцы! Вы отлично справились с заданием.  

Выводы: Тропы используются для создания ярких  образов и зрительных картин.

 УУД:

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Логические УУД: подведение под понятие слова; установление причинно – следственных связей  между текстом и художественной иллюстрацией к нему.        

III этап. Постановка учебной задачи.

– Каким же образом эта маленькая ягода, красная, как кровь, «осыпучая клюква»  повлияла на отношения Насти и Митраши, помогла им  разобраться, в чем правда жизни? Чтобы решить эту проблему, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. А чтобы урок наш прошел плодотворно и эффективно, сегодня вы, познакомившись с заданиями до начала урока, самостоятельно разделились  на  3  группы.  

Первая группа учащихся на основе текста должна проследить нравственное  развитие  литературных героев, а также используя иллюстративный материал, подготовить публичную презентацию своей работы, заполнить таблицу цитатами из текста.  

Второй группе необходимо проанализировать легенду об Антипыче и ответить на вопрос: Зачем М. М. Пришвин включил эту легенду в произведение?

Третьей группе учащихся предстоит объяснить  значение образов – символов  в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и составить кластер. На выполнение данного вида работы вам отводится 10 минут. После того, как предоставленное время истечет, вы должны будете представить итог своей работы. Это может сделать один представитель от группы или так, как вы решите. Здесь вам вновь предоставляется свобода выбора. 

IV этап.  Групповая работа. Творческая работа. Составление кластера, синквейнов, заполнение таблиц цитатами из текста.  

V этап. Физкультминутка. Здоровьесбережение.

     Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать.

     Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

     Надеюсь, что вы достали свою звезду, готовы к ответам…

VI этап. Этап актуализации самостоятельно приобретенных знаний.

– Предоставляю слово 1 группе.  

1 группа (Персонажи)

– Почему про Настю сказано, что она была как «Золотая курочка на высоких ножках»?       ( Настя напоминает золотую курочку не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием).

– Почему Настя незаметно сошла с «набитой» тропы? (Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества).

– Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему именно лось видит Настю, а не Настя лося? (Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека; Настя забыла о брате).

– Почему Настя, по воле автора, увидела Травку в самый сложный для себя момент (плачет, лежа на земле)? (Травка, как напоминание о любви, верности, возвращает героиню к человечности, к правде).

– Объясните, почему Настя всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям? (Оказалось, что девочка “мучилась про себя за свою жадность”.  И в этом поступке -победа  Насти над собой, самая трудная победа).

– Как учителя называли между собой Митрашу? ( Мужичок в мешочке).

– Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? (Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь). Короткий путь исследователя отнюдь не является легким, но требует действительно учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».  Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.

Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».  Качества исследователя закладываются в человеке с раннего детства).

– Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду? Почему это произошло?

– Какую роль в повести играет собака Антипыча – Травка? Как описывает ее М. М. Пришвин? Назовите основные черты характера собаки.

 – М. М. Пришвин считал Травку главным героем повествования, почему? 

– Предоставляем слово 2 группе.

2 группа (Составить связный текст)

1. Какова роль легенды об Антипыче в произведении «Кладовая солнца»? (Без этой легенды сложнее было бы понять, к чему пришел Пришвин. Он как связующее звено, помогающее понять самое главное: всегда в любых ситуациях нужно оставаться человеком, заботиться о ближнем, любить и помогать друг другу).  

2. Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 – 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее “травить” (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее – Травка).

3. Все – таки Антипыч жив или умер? (Для вывода после рассказа детей) (Умер). (Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. “Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно”. Казалось, “он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)”. (Хранитель мудрости, правды и истины).

4. Как зовут Антипыча? (Антип – старинное русское имя).

5. А может быть, это отчество – Антипыч? Кого мы зовем по отчеству?

(Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность).

6. Почему именно к Антипычу идут за советом? (Антипыч очень  много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками).

7. Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

(“Не знавши броду, не лезьте в воду”, “Кто смел, тот два съел”…

Внешне это неброский, не героичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают “загадки” Антипыча, т. к. то, что не испытано, то и не понятно).

8. Антипыч – “хранитель правды”, тайны.  Что же это за правда?

(Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете).

9. Вместе напишем синквейн о Правде. Что, по – вашему, правда?

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

 Возможный вариант синквейна, к которому должны прийти учащиеся:

1. Правда.  

2. Горькая, чистая…

 3. Колет, ходит, режет.

4. Мирное сосуществование и борьба.

 5. Истина.

Беседа по вопросам:

1. На какие мысли наводит синквейн?  Как человек постигает правду? Как человек приходит к правде?  (Человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе. К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия).

2. Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? (Борьбы против чего? Поступки людей определяют: с одной стороны – любовь к ним, с другой – эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей. «Правда» жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе).

6. Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди – природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) – ель, сосна, волк – Помещик, тетерев – Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень).

7. Есть один из перечисленных предметов природы, который очень похож на Антипыча. Определите его. Что это?  (Это солнце!)

8. Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? (Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно – одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе).

 9. Какое оно для всех – солнце? Найти отрывок в произведении, выразительно прочитать) («…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». Правда солнца – та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке.  Антипыч  жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека).  

10. Природа – общенародное богатство. Что такое богатство? Что мы понимаем под словом “богатство”?  

 11. Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. Каким же содержимым наполнена эта “кладовая”? Можно ли считать эту “кладовую” бездонной? (Нет. На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять? Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа – друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя).

12. Для кого открыта «кладовая солнца»? (Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по – настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях).

13. Была ли открыта “кладовая” для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству).

14. Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину).

15. Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? («Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь –  весь – то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там). 

Выводы:  «Правда» жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе.

– Я приглашаю к разговору 3 группу, которая объяснит значение образов – символов в произведении и завершит композиционную мозаику. (Расставить символы)

3 группа (Объяснение образов – символов, составление кластера) Составьте кластер: образы – символы и объясните их значение.

– Каково значение образов – символов?

– Перечитайте эпизод «Сосна и ель». Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование?  (Скрещенные деревья – деревья соперничают между собой, как и Настя с Митрашей. Не случайно спор детей произошел под этими деревьями. Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга).

– Какую роль играют в повести звери и птицы?

– Пришвин, описывая животных всего несколькими чертами,  дает им характеристику. Составьте описание врага человека – волка Серого помещика

– Для чего автор вводит в повествование образы – символы:   солнце, облако, тетерев -косач; пенек, змея, костер, лежачий камень? Что они помогают понять читателю?

– Тетерев косач – олицетворение красоты природы, умиротворение, ничего не предвещало беды.

– Облако и солнце – Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

– Лежачий камень – отправная точка перед бедой.

– Пенек – символ добра, так как пенек отдавал тепло.

– Змея – увидев змею, Настя признала в ней себя.

– Серый помещик – символ зла.

– Костер – Символ тепла, единства.

Выводы: Таким образом, природа сочувствует, переживает, помогает человеку. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос. Пришвин с любовью рисует их, не идеализируя, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера. Так, например, глухарь Косач похож на важничающего Митрашу. А змея-гадюка становится для Насти упреком, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату.

– Я хочу обратить ваше  внимание, что по такому сюжетному пути прошли наши герои в поисках истины.

– Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?

– В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

– Символом чего является сердце? (Любви, жизни). И почему именно этим образом – символом мы завершили нашу мозаику? (Потому что быть добрым – значит быть счастливым).

Составив композиционную мозаику и раскрыв образы литературных  героев, мы с вами должны решить, какой же знак будет самым правильным знаком завершения для нашего эпиграфа. Быть счастливым – делать добро!

(ставлю!)

– Я тоже так считаю, вы совершенно правы.

Выводы: Когда человек помогает другим людям, протягивает руку помощи в трудную минуту, готов всегда и во всем подставить плечо, тогда он испытывает чувство удовлетворения. Вот тогда он по-настоящему счастлив. И в этом тоже – правда жизни! Настя с Митрашей сделали правильные выводы.

Учащиеся выделяют и удерживают предмет обсуждения, критерии его оценки. Регулятивные УУД:

Планирование вида деятельности для осуществления групповой работы и создания собственного продукта (кластера и синквейна).

VII этап. Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на тему: 

1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?

2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?

Запишите домашнее задание. 

VIII этап. Рефлексия  деятельности.  Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке: 

 1. На уроке я работал … активно / пассивно

 2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен

 3. Урок мне показался … коротким / длинным

 4. За урок я … устал / не устал

 5. Моё настроение стало … лучше / хуже

 6. Материал урока мне был … понятен / не понятен

 7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным

Общеучебные универсальные действия:

Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Содержание

  1. Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина
  2. Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»
  3. Смысл произведения «Кладовая солнца»
  4. Смысл финала произведения «Кладовая солнца»
  5. «Кладовая солнца». Какую правду шепнул Антипыч Травке?
  6. Урок в 6 классе по литературе » Правда Антипыча в сказке » Кладовая солнца»
  7. Оставьте свой комментарий
  8. Подарочные сертификаты

Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина

М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.

Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»

Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.

Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 3

Источник

«Кладовая солнца». Какую правду шепнул Антипыч Травке?

какую правду знал Антипыч

answer avatar

В пятой главе рассказа «Кладовая солнца» мы читаем об Антипиче и Травке и их тайне. Что это за тайна, что за правда такая?

9F6q5UXUzu2RTKATNgePZ9i57fBjW9u

Старик сам ответил, что есть правда, может не все поняли его ответ, когда он подозвал свою собаку Травку. Он лишь посмотрел на нее как-то особенно и собака поняла. Он начала прыгать и целовать его.

Вот и весь секрет, правда в любви.

JB0cpoHa5Ela4gPnMhwrbo2ADoSKU2N

answer avatar

В рассказе «Кладовая солнца» автор описывает сцену, когда умудренные жизненным опытом взрослые охотники спрашивают у Антипыча, в чем правда жизни и тот посмеивается над ними. Антипыч говорит, что знает эту правду, но не скажет, а вот когда будет умирать шепнет эту правду Травке, а та уже и откроет ее.

Может быть и шутил над охотниками Антипыч, но только не зря он после этих слов подозвал Травку и продемонстрировал охотникам как беззаветно и преданно собака любит его.

Именно про любовь, вероятно говорил Антипыч, намекая на то, что знает правду жизни. Не может человек жить без любви и живет он на свете только для того чтобы эту любовь найти.

Вот что об этом подумали сами охотники:

6SAeUjVA99DQFCOQV9tBDAXUoWpOmcM

answer avatar

Озаглавить все главы сказки Пришвина «Кладовая солнца» можно следующим образом:

answer avatar

«Кладовая солнца» притча о сосне и ели, главная мысль.

Волею случая, семечко ели и семечко сосны попало в одну лунку и выросли два больших дерева. Их корни переплелись, толстые стволы толкали друг друга, ветви закрывали солнечный свет. Деревья были вместе, но каждое из ни губило на других. Они не могли объединиться.

Если перенести смысл притчи на человеческую жизнь, то Пришвин хотел показать, что человек должен в любой ситуации идти на компромисс о своим врагом, иначе он погубит себя. Такая ситуация может сложиться и на необитаемом острове и между целыми государствами. Когда нет возможности разойтись и приходится существовать бок о бок, нужно искать компромисс и идти на уступки, иначе выход только один, сильный уничтожит слабого.

answer avatar

История Насти и Митраши в цитатах. Первую главу рассказа «Кладовая солнца» разделила на две части, первыуй пункт описывает отношение Митраши к Насте, а второй пункт рассказывает об отношении Насти к Митраше. ЗАтем цитаты составлены в порядке действий, что случилось с Настей, что случилось с Митрашей

1 Митраша был моложе сестры на два года

Pl4kHHOA8L827INUzaO0woK8gZvoJSeC

Цитатный план рассказа «Кладовая солнца» по главам

1 И какие это были умные детишки! в первой главе описываются поведение, условия жизни, характер брата и сестры.

answer avatar

Пройдем тест и выберем варианты ответов по каждому пункту, а также ответим на контрольные вопросы к тесту ниже.

zdWeuUAVU68NjHEmplJ3GrizYpbLbR

А 5. Автор сравнивает героиню рассказа с «Золотой курочкой» (вариант «2»):

EjWsqfXdFAg8RNWZfp01wc1qUzuhwcX

А 7. Мальчик знает от отца, что в лес нельзя ходить без компаса. Вариант «3».

А 9. Героями сказки-повести М. Пришвина стали ель и сосна («3»)

OTSggadgRK3bu0BuXQH7uwMl3CKdKw14

А 14. Антипыч знал истину, о которой его просили рассказать. Он передал правду собаке Травке, когда умирал. Это правда о борьбе за любовь («3»).

А 18. Пришвин не может осуждать Настю за то, что она испугалась лося, тем более не может осуждать за то, что девочка унесла еду (она в тот момент не подумала, а вспомнила позже), уж тем более не может быть равнодушной к судьбе брата. Автор критикует девочку за то, что в азарте, дав себе волю, Настя позабыла о Митраше («4»).

Ответим на краткие вопросы.

5wLXLl3lOyrBqLBM1Lo88oZcViNHwak

jKljlmGbPYizXklFmIX3ZG6agf68cJM

SVK8qR4qTvmw3VqY7JhCmy7B5SvF2

Поэтому Настя следила за хозяйством, доила корову, готовила обед. А Митраша делал посуду из дерева, как отец.

FUffZ937zQd4Nf4eX6KaGauNydgT2Dp

Но позже читатель узнает, что обе тропы приведут к палестинке. Настя все же нашла эту поляну, куда шел другой тропой Митраша.

Настя и Митраша занимались по дому и по хозяйству. Девочка готовила еду, следила за домом, отгоняла корову в стадо. А брат мастерил посуду из дерева.

Посредством сравнения можно образ, сравнивая с другим образом:

uSLugTobA2XpDlMcBBhBa1BaDwZdZjB

Здесь приводится антитеза:

v97rwdN6GCQn8ZgheJFPSYukdrGnGe2N

Эпитеты: «умные детишки» (о Насте с Митрашей), сладкая ягода (клюква) или «самая-самая хорошая клюква», «светлые лучи» (об утреннем солнце), «жалкие елочки» и т. д.

kLy6BraKXqYcsWvvtc5odvwZVR1Kj57

WM3EBgc3kp4Dw0zy6HSy6feYbm61spe

Девочка пошла своей тропой, которая протоптана людьми. Но свернула, в азарте собирая клюкву. Ее окружает болота. Автор говорит, что не надо вести себя, как Настя, в пылу забывшей о брате. Не надо забывать о человеческих чувствах, уподобляться животному.

Читая об охоте на волков, жалко животных, которых загоняют в тупик с помощью флажков и охотятся. А Серый помещик сумел перебороть страх переж флажками и перепрыгнул их.

Источник

Урок в 6 классе по литературе » Правда Антипыча в сказке » Кладовая солнца»

специалист в области арт-терапии

Учитель: Кондраева Татьяна Николаевна

1.Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.Раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;

2. Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.

3.Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышлени

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся к осознанию мысли о связи человека с природой

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

— Все-таки Антипыч жив или умер?

Как зовут Антипыча?

Кого мы зовем по отчеству?

Почему именно к Антипычу идут за советом? Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

2. Умер. Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал».

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

3.Изучение нового учебного материала. Цель этапа: раскрыть изображение природы как одного из героев повествования; Что есть правда?

Что же это за правда?

На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)

Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.

Значит, какой человек Антипыч?

А Антипыч с разными лицами это кто?

Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы:

Каким одним словом можно назвать все эти перечисления?

Назовите слова одного корня к данному слову!

Какое оно для всех — солнце?

Вывод:

Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.М.М. Пришвин называл болота «кладовой солнца».

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.

К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Это солнце!

Родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)

Солнце

Горячее солнце было матерью

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот?

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча?

Учитель организует физминутку.

А что может взять у леса человек?

А конкретно наши герои?

Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.

Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей.

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,

5 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Организует деятельность по применению новых знаний

1.Что такое богатство? Что мы понимаем под словом богатство?

2. А какое богатство досталось детям от родителей? А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? Когда люди становятся ближе друг к другу?Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?

В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Травке «нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя».

Что значит жить для себя?

Ведя борьбу за «правду», т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. («Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить»

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.

В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

Для кого открыта «кладовая солнца»?

Была ли открыта «кладовая» для Антипыча?

Что значит овладеть правдой Антипыча?

Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой?

Драгоценности, золото, деньги.

Отношения между людьми любовь, дружба, взаимопонимание, мечта

Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.

У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.

Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.

Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Написать домашнее сочинение.

3.В чём смысл названия повести « Кладовая солнца?»

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Выделение и осознание усвоенного

a loader

Номер материала: ДБ-862654

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

0181 00076808 9906dfa9

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

1198 00076497 cfe65966

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

026b 000768f2 2cf23b41

В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

02ce 00076955 53538653

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

0fbb 00074f32 c0261eeb

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

029a 00076921 c074d8b1

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

­Главная>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Что такое правда и где ее искать

26 предложений/ 410 слов

Нет такого автора, который бы так мастерски описывал русскую природу, как Михаил Михайлович Пришвин. Посредством своих описаний, он умел передать читателям много полезной и жизненно важной информации. В сказке «Кладовая солнца» мы знакомимся с маленькими персонажами, которые, пройдя через опасные испытания, учатся дорожить друг другом и прислушиваться к советам старших. Настя и Митраша рано осиротели и научились сами вести хозяйство, ухаживать за собой, жить и выживать.

Поначалу соседи им очень помогали, но эти смышленые дети быстро стали самостоятельными. Как-то раз, отправившись за клюквой в сторону Слепой елани, они чуть было не попали в беду, а ведь отец давно их предупреждал об опасностях, которые таились в этой местности. Он говорил, что много людей потонуло на Блудовом болоте, ступив на ложную тропу, но они не послушались, и чуть было не лишились Митраши. Насте к тому моменту было двенадцать, а ему – десять.

В душе он чувствовал себя храбрым мужичком. Соседи так его и называли «мужичок в мешочке», а Настя была словно «золота курочка на высоких ножках». Описывая этот день из жизни детей, автор затрагивает жизненно важные вопросы. Он показывает, как в людях, точно также как и в природе, борются два начала – добра и зла. И уровень человечности только тем и измеряется, как мы проходим через этот путь борьбы. В ситуации с Настей и Митрашей, дети оказались на разных дорогах, и повели себя в соответствии со своим уровнем эгоизма.

Митраша не захотел слушаться старшую сестру, а Настя так увлеклась сбором ягод, что забыла на время о брате. Позже она себя сильно корила за жадность, а всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям, которым было хуже, чем им. Митраша стал более осмотрительным и обзавелся новым другом. Собака покойного лесничего теперь ни на шаг от него не отступала. В этом маленьком человеке, которого она спасла от неминуемой гибели, она увидела тепло и заботу, словно в бывшем хозяине. Антипыч был человеком мудрым и добрым. Он как никто другой знал, в чем правда жизни, ведь он жил более восьмидесяти лет на этой земле.

Когда его просили поведать рецепт долгой и счастливой жизни, он всегда говорил, что каждому суждено пройти через определенные испытания, выпавшие на его долю. А уж если после этих испытаний удастся не озлобиться, сохранить любовь к окружающим, остаться открытым и душевным человеком, значит, проверка прошла успешно. Если еще удается сделать правильные выводы, значит, и вовсе испытания были не зря. Так и в случае с Настей и Митрашей. Эти маленькие и неопытные дети столкнулись с серьезным обстоятельством и смогли через него достойно пройти, а значит, победили.

см. также:
Другие сочинения по произведению Кладовая солнца, Пришвин

Характеристики главных героев произведения Кладовая солнца, Пришвин

Краткое содержание Кладовая солнца, Пришвин

Краткая биография Михаила Пришвина

Добавить комментарий