Как найти правильное решение задачи


29 августа 2022

Жизнь

Перечисляем советы мыслителей прошлого и делимся простой житейской мудростью.

10 способов принять решение, если никак не получается определиться

1. Метод монетки

Простой и понятный способ: вы берёте два варианта развития событий, назначаете каждому свою сторону монетки, а потом подбрасываете её. Итог зависит от того, орёл или решка окажутся сверху.

Кажется, что принимать решение с помощью монетки — полностью отдаться на волю случая. Так может быть, если вам действительно всё равно, что выбрать. Но бонус метода в том, что, подбросив монетку, люди обычно начинают надеяться на какой‑то конкретный результат. То есть внутри себя человек уже сделал выбор и альтернативы сочтёт неоптимальными.

Если у вас нет монетки, но под рукой какой‑то гаджет, то у Лайфхакера есть сервис «Реши за меня». Вводите до шести вариантов развития событий и ждите результат.

2. Два стула

Этот метод вполне успешно используется в психологии. Его, например, советовала эксперт в материале о готовности к рождению ребёнка.

Нужно сесть на первый стул и представить, будто вы приняли одно из решений. Подумайте, как события будут развиваться дальше и что вы при этом чувствуете. Комфортно ли вам, ощущаете ли себя счастливым. Потом то же самое надо повторить со вторым стулом и другим выбором.

Вы словно совершаете два мини‑путешествия в будущее. Понятно, что они не конструируют реальные события и призваны лишь помочь разобраться в себе. Но это‑то и нужно.

3. Лист баланса

Перечислить плюсы и минусы, а затем сравнить, чего больше, предлагал ещё Платон в «Протагоре».

Платон

Древнегреческий философ

Ты, как человек, умеющий хорошо взвешивать, сложи всё приятное и сложи всё тягостное, как ближайшее, так и отдалённое, и, положив на весы, скажи, чего больше? Если же ты сравниваешь между собою разные удовольствия, избирай для себя всегда более значительное и обильное, а сравнивая разные страдания — незначительное и небольшое. Когда же ты сравниваешь удовольствие со страданием, если приятное перевешивает тягостное, — ближайшее ли перевешивает отдалённое или наоборот, — нужно совершать то, что содержит в себе приятное; если же, наоборот, тягостное перевесит приятное, его не следует совершать.

Чтобы воспользоваться методом, надо разделить лист на две колонки. В одну записать выгоды, преимущества, плюсы решения, которые получится извлечь из него сейчас и в будущем, в другую — минусы, недостатки, убытки. Останется посмотреть, чего больше, и выбрать.

4. Квадрат Декарта

Способ похож на предыдущий, но позволяет взглянуть на проблему более пристально и с разных сторон. Лист в этом случае делится на четыре части. В каждую вписываются ответы на следующие вопросы:

  • Что будет, если это произойдёт?
  • Что будет, если это не произойдёт?
  • Чего не будет, если это произойдёт?
  • Чего не будет, если это не произойдёт?

Например, вы думаете, не купить ли вам чипсов. Поэтому используете квадрат Декарта.

  • Что будет, если это произойдёт? Вы получите краткосрочное удовольствие и утолите голод.
  • Что будет, если это не произойдёт? Вам придётся искать другой перекус, если у вас его нет.
  • Чего не будет, если это произойдёт? Здорового приёма пищи.
  • Чего не будет, если это не произойдёт? В перспективе — дополнительных сантиметров на талии, если вы злоупотребляете чипсами.

Останется выбрать, что для вас важнее — режим и здоровое питание или удовольствие от чипсов. В общем‑то, эта альтернатива была понятна и без квадрата Декарта, зато получилось наглядное объяснение.

5. Правило 10/10/10

Метод помогает оценить последствия решения в перспективе. Для этого надо задать три вопроса:

  • Как я буду чувствовать себя или что будет через 10 минут.
  • А через 10 месяцев?
  • А через 10 лет?

Например, руководитель отдела не может решиться на тяжёлый разговор об увольнении с подчинённым, который перестал работать эффективно. Начальник страдает и мучается, откладывая беседу. Но он может воспользоваться правилом 10/10/10:

  • Через 10 минут после беседы он будет чувствовать одновременно облегчение и гордость, что решился поговорить, но в то же время некоторое беспокойство, ведь сотрудник теперь вынужден будет искать работу.
  • Через 10 месяцев руководитель и не вспомнит об этом, потому что в отделе остались эффективные сотрудники, и работа кипит.
  • Через 10 лет у него уже будет такой опыт тяжёлых разговоров, что вспоминать ту беседу он будет только с благодарностью — каждый подобный случай заставляет чему‑то учиться.

6. Матрица Эйзенхауэра

Пригодится, если вам надо принять несколько решений, но думать о них разом слишком тяжело, готова идёт кругом. Матрица Эйзенхауэра помогает приоритизировать задачи, разделив их на четыре группы.

  • срочно и важно (нужно определиться безотлагательно);
  • важно, но не срочно (можно отложить решение);
  • срочно, но не важно (можно перепоручить);
  • не срочно и не важно (можно пустить на самотёк).

Матрица Эйзенхауэра не помогает найти ответы на вопросы. Но, по крайней мере, она даёт возможность немного освободить мозг, чтобы как следует подумать над срочными задачами, отложив несрочные.

7. Мозговой штурм

Этот коллективный метод принятия решений можно адаптировать и под личные нужды. Он близок к тому, чтобы спросить совета у людей, но в то же время кардинально отличается. Так как спрашивать надо не совет, а мнение — что человек думает о ситуации, как бы поступил на этом месте.

Способ не даёт готовых решений, он позволяет собрать разнообразные взгляды на проблему. Среди них могут оказаться в том числе очень нестандартные. Людям в целом свойственно более рационально рассуждать о проблемах, которые их не касаются прямо.

При этом нужно понимать, что слепо следовать советам не стоит. Собранные мнения надо проанализировать и сравнить со своей ситуацией. Это поможет в будущем избежать соблазна переложить ответственность: «Я поступил так, как ты сказал, и теперь всё плохо. Это ты во всём виноват». Итоговое решение и ответственность за него всегда на человеке, которого проблема касается непосредственно.

8. SWOT‑анализ

Этот метод бизнес‑планирования помогает оценить то или иное решение. Для этого надо проанализировать его по четырём пунктам:

  • S — Strengths — сильные стороны.
  • W — Weaknesses — слабые стороны.
  • O — Opportunities — возможности.
  • T — Threats — угрозы.

Более того, SWOT‑анализ поможет дотянуть неидеальное решение до оптимального. Вернёмся к нашему примеру с чипсами:

  • S — они быстро утоляют голод, стоят недорого, легко купить.
  • W — чипсы сложно отнести к здоровой сбалансированной еде.
  • O — их можно съесть по дороге и везде успеть.
  • T — в перспективе злоупотребление чипсами может привести к проблеме со здоровьем.

Решение неидеально, и мы видим его слабые стороны. Но ничего критичного нет. Перспектива быстро перекусить и везде успеть выглядит заманчиво. А чтобы минимизировать ущерб, достаточно сохранить полезными остальные приёмы пищи.

9. Метод Леонардо да Винчи

Невозможно утверждать, действительно ли способ связан с живописцем и изобретателем. Но именно этот метод описывает Майкл Гелб в книге «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи». Техника помогает выполнить мозговой штурм в одиночку. Для этого надо следовать такому алгоритму:

  • Сформулируйте проблему.
  • Задайте 100 вопросов, которые у вас возникают по ней. Здесь важно не отрываться и формулировать в виде вопросов все мысли, которые приходят, — не меньше 100.
  • Сгруппируйте их на категории примерно по 10 штук в каждой. Цифры могут быть любыми, но главное — не мельчить.
  • Ко всем группам надо придумать вопрос, ёмко отражающий всё их содержимое. В итоге вы получите 10 вопросов, ответы на которые будут полно отражать ситуацию.
  • Ответьте на них и проанализируйте приобретённую информацию. Итоговое решение, как обычно, никто, кроме вас, не примет.

10. Метод Менделеева

Способ также отражён в народной мудрости «утро вечера мудренее». По легенде, химик Дмитрий Менделеев придумал периодическую таблицу химических элементов во сне. Это миф, который, впрочем, не опровергает идею, что во сне нам неожиданно могут приходить решения самых сложных задач.

Урок 3. Методы и техники поиска и разработки эффективных решенийПроблемы, с которыми каждый из нас сталкивается в жизни, могут быть совершенно разными. Это могут быть вопросы делового или личного характера, нерешенные задачи, с течением времени превращающиеся в проблемы, личная ответственность за принятие решений. Но далеко не каждый в состоянии найти самый эффективный выход из трудного положения, ведь для принятия грамотного решения нужен большой опыт, время, мудрость и знания.

В настоящее время есть много самых разных методов и техник поиска и разработки решений. Главная же задача человека состоит в том, чтобы определиться, какая именно техника подходит для конкретного человека и для конкретной ситуации.

Сегодня бытует достаточно интересное мнение, что нет никаких проблем, а есть лишь задачи, которые нужно решить. Проблемы же являются порождением нашего разума. С этим можно и не соглашаться, ведь у каждого есть свободы выбора. Однако понятие «проблема» синонимично понятию «задача», а потому, придавая проблемам форму задач, мы существенно упрощаем их решение.

По школьным годам вы наверняка помните, что бывают задачи с одним, двумя, тремя и более неизвестными; есть даже такие, в которых содержится минимум исходных сведений. Примерно так же и в жизни: столкнувшись с неразрешимой ситуацией, человек поначалу думает, что не в силах ее одолеть. Но по мере распутывания клубка вопросов он начинает понимать, что решение-то уже найдено, причем найдено правильно.

Но можно ли сделать так, чтобы решение проблем и принятие решений подчинялись единому алгоритму? Хотим вас обрадовать – сделать это можно, и нужно для этого, во-первых, сформировать собственную систему принятия решений, а во-вторых, постоянно, всегда и везде оттачивать мастерство ее применения.

Любой человек может создать свою личную систему работы с проблемами, взяв за основу опыт со стороны – знания других людей и методы, которые они используют для повышения своей личной эффективности. Далее мы познакомим вас почти с двумя десятками таковых.

Содержание:

  • Методы и техники поиска эффективных решений
  • Дополнительные методы поиска решения проблем

Методы и техники поиска эффективных решений

Методов и техник поиска правильных решений существует немало. Каждый из них в отдельности и все они в совокупности способствуют эффективной творческой деятельности и являются надежными инструментами в жизни, работе и обучении. И если вы относите себя к людям, способным грамотно решать проблемы (или стремитесь стать таким человеком), знать об этих инструментах нужно в обязательном порядке.

К самым действенным методам и техникам поиска решений относятся:

  • Мозговой штурм (включая разновидности)
  • Синектика (включая разновидности)
  • Метод Дельфи
  • Конференция идей (включая разновидности)
  • Идейная инженерия
  • Метод созидательного сотрудничества
  • Метод коллективного блокнота
  • Карточный опрос
  • Метод фокальных объектов
  • Системный анализ
  • SWOT-анализ

Также мы представим небольшую подборку дополнительных методов, т.к. описать их все в рамках одного урока просто невозможно. Плюс к этому отметим, что для освоения большинства методов вам придется воспользоваться вспомогательными материалами, например, отдельными статьями нашего сайта, а также сторонними ресурсами, к примеру, Википедией.

1

Мозговой штурм

Вообще у нас уже есть несколько материалов о мозговом штурме («Метод мозгового штурма», «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения»), но все же мы решили включить его в этот курс.

Мозговой штурм является особым методом работы, направленной на поиск альтернативных вариантов решения разного рода проблем. Более всего он подходит к ситуациям, когда решение проблемы акцентировано на получении конкретного результата.

Метод проводится на основе нескольких этапов:

  • Представляется проблема
  • Выдвигается максимальное число вариантов решения проблемы
  • Из массива идей выбирается несколько наиболее реалистичных и эффективных
  • Выбранные идеи развиваются и прорабатываются
  • На основе полученных результатов разрабатываются варианты решения проблемы

В большинстве случаев мозговой штурм проводится в течение 2-3 часов. Основная часть времени отводится именно на последнюю стадию.

Существует также и обратный мозговой штурм. Вкратце он выглядит так:

  • Определяется проблема
  • Проблема переворачивается: нужно установить, как может быть вызвана проблема и как ее можно усугубить
  • Проводится обычный мозговой штурм, цель которого – найти максимум вариантов усугубления проблемы
  • Полученные варианты переворачиваются: нужно понять, как сделать наоборот – чтобы ситуация улучшилась
  • Определяются и разрабатываются лучшие варианты

Эта вариация брейнсторминга несколько необычна, но не менее эффективна, чем классическая. Более подробно читайте о ней в статье «Обратный мозговой штурм».

2

Синектика

Синектика по праву признана одним из лучших методов стимулирования творческой деятельности. За основу она берет принцип того же мозгового штурма, но здесь его проводят профессионалы или полупрофессионалы. Причем штурмов проводится несколько, а полученный опыт накапливается для принятия лучшего решения.

Если в мозговом штурме предлагаемые идеи критике изначально не подлежат, то синектика допускает ее элементы. Однако очень важно использовать четыре приема, основанных на аналогиях:

  • Прямая аналогия (как решаются подобные задачи?)
  • Личная аналогия (как ведет себя объект проблемной ситуации?)
  • Символическая аналогия (как можно образно сформулировать суть проблемы?)
  • Фантастическая аналогия (как могли бы решить проблему сказочные персонажи?)

Если идти по классическому синектическому пути, то для реализации метода нужно собрать небольшую группу из 5-7 человек. Также нужно установить правила проведения дискуссии, состав группы (социальный, профессиональный и т.д.).

Далее нужно пройти три этапа:

  • Обозначается проблема, определяется ее содержание (здесь же определяется и наличие взаимосвязей, а также вероятность появления новых проблем)
  • При помощи аналогий содержание проблемы отчуждается (участники осознанно отходят от сути вопроса)
  • Формируются варианты решения проблемы (после применения аналогий, полученные данные сопоставляются с проблемой, на основе чего и появляются идеи для решения проблемы)

При необходимости процесс может быть повторен – это позволяет отсечь бесполезные варианты и найти в оставшихся скрытые при первоначальном ознакомлении аспекты. Организатор и руководитель синектической сессии должен держать ее ход под контролем, постоянно участвуя в обсуждениях. По этой причине синектика доступна в большей степени подготовленным людям. Однако применять ее можно и не обладая соответствующими знаниями – нужно лишь провести несколько сессий, чтобы набраться опыта.

Говоря о синектике, важно сказать и о синектической конференции. Она включает в себя множество важных элементов традиционной синектики, но отличается меньшей строгостью. Примечательно, что в процессе обсуждения решения опять же находятся посредством аналогий. Они формируются в произвольном порядке, а после на их основе разрабатываются идеи. Фаза отчуждения, присутствующая в классическом варианте метода, отсутствует. Чтобы синектическая конференция была эффективной, ее должны проводить люди, в совершенстве владеющие классической синектикой.

Помимо прочего, есть еще и визуальная синектика, где идеи находятся через наблюдение рассматриваемых изображений. Эта вариация метода включает в себя несколько иные этапы:

  • Участники вместе рассматривают диапозитивы
  • Участники описывают изображение
  • Участники анализируют ситуацию
  • Участники, основываясь на элементах или отношениях рассмотренного изображения, предлагают свои идеи
  • Если идеи оказываются неэффективными, участники рассматривают следующее изображение

Визуальная синектика является непростым методом, для реализации которого необходимо привлекать профессионального специалиста. Кстати, более подробно почитать о синектике вы можете на этой странице.

3

Метод Дельфи

Метод Дельфи, о котором мы уже подробно писали здесь, применяется как прогнозирующий инструмент для поиска верных решений. Реализация метода происходит по следующей схеме:

  • Набирается группа экспертов (от 5 до 20 человек)
  • Эксперты просят, чтобы им предоставили в письменной форме варианты решения проблемы (варианты должны быть независимыми)
  • Устанавливается срок разработки и отправки потенциальных решений (чаще всего он ограничивается 14 днями)
  • Полученные по истечении срока варианты суммируются (повторяющиеся – отсеиваются)
  • Составленный список результатов рассылается всем участникам метода для очередного просмотра имеющихся предложений, разработки новых и дополнения готовых идей (эта стадия также должна быть ограничена во времени; при необходимости ее можно повторить)
  • Все полученные и доработанные варианты оцениваются экспертной группой на основе оценочного ключа и установленных критериев, что позволяет получить предварительную выборку вариантов решения проблемы
  • Эксперты проводят заключительное обсуждение подходящих вариантов и выбирают наиболее приемлемый

Метод Дельфи вполне может использоваться и неспециалистами, но если вопрос касается профессиональных сфер деятельности, необходимо привлекать экспертов.

4

Конференция идей

Конференция идей в определенной степени является еще одной интерпретация мозгового штурма. Но отличие состоит в темпе обсуждения решений, присутствии доброжелательной критики в форме комментариев и реплик. Критические оценки в конференции идей повышают ценность предложений.

В организациях популярна конференция идей Гильде. К обсуждению привлекаются руководители и рядовые сотрудники, вовлеченные в проблему, а также новички – их сознание еще не обременено стереотипами, по причине чего они нередко выдвигают интересные предложения. Нужно иметь в виду, что в конференции идей исключено присутствие скептически настроенных лиц и тех, кто «и так все знает». Руководитель конференции в процессе обсуждения ведет себя наравне с остальными, но контролирует ход дискуссии, поддерживает непринужденную атмосферу и способствует выдвижению идей.

Конференция идей тоже имеет несколько разновидностей. Первая – это «Дискуссия-66». Она представляет собой большое собрание, участники которого разбиваются на группы по шесть человек. Независимо друг от друга, группы ищут варианты решений. В каждой группе должен быть назначен спикер, протоколист и ведущий. На обсуждение вопроса дается 6 минут. После этого все группы собираются вместе, а их спикеры озвучивают то, что смогли выработать команды. Цель окончательного собрания – выработать новое решение, руководствуясь сведениями, полученными от групп. Достоинством «Дискусии-66» можно назвать то, что благодаря делению множества людей на небольшие группы в решении проблемы принимает участие каждый человек.

Вторая разновидность – это «Метод 635». В нем группа из шести человек изначально четко формулирует проблему и анализирует ее. У каждого участника на руках должен быть бланк для записи идей. В течение 5 минут все участники фиксируют в бланках по три предложения, а затем передают свой бланк соседу. Он в свою очередь записывает три новых варианта, учитывая предложения, написанные до него. В итоге за полчаса участники заполняют по шесть бланков, включающих в себя в совокупности до 108 вариантов решения проблемы.

5

Идейная инженерия

Идейная инженерия – метод, предназначенный для учета и обработки идей. Реализация метода базируется на пяти этапах:

  • Определяется целеустановка. Организатор выдвигает проблему и цель, к которой приведет принятие решения.
  • Подбираются участники. Отбор осуществляется примерно так же, как в мозговом штурме: привлекается каждый, кто уже имеет свое видение сложившейся ситуации (могут участвовать и непосвященные в проблему люди).
  • Анализируются трудности и причины появления проблемы. Лучше всего для анализа собирать команду людей. Все доводы, гипотезы и аргументы записываются на карточках.
  • Собираются варианты решения проблемы. Вся информация, собранная на предыдущем этапе, интерпретируется в форме вопросов и предлагается для решения команде. Предложения снова фиксируются на карточках.
  • Составляется программа мероприятий по устранению проблемы. Идеи должны проанализировать и оценить специалисты или другие компетентные лица. Полученные результаты приводятся к согласованной программе действий.

Заметим, что обсуждать проблему и записывать варианты решений нужно поочередно. Например, 10 минут обсуждения и 10 минут записи, 5 минут обсуждения и 5 минут записи, снова 10 минут обсуждения и 10 минут записи и т.д.

6

Метод созидательного сотрудничества

Метод созидательного сотрудничества интересен тем, что в нем попеременно присутствует индивидуальная и групповая работа. Изначально проводится небольшой (15-20 минут) мозговой штурм, после которого участники расходятся для самостоятельного обдумывания проблемы еще в течение 10-15 минут. В это время можно дополнять идеи, расширять их и модифицировать, а также придумывать новые.

7

Метод коллективного блокнота

Метод коллективного блокнота сродни методу идейной инженерии. Собирается группа людей, обсуждающих проблему, и каждому из участников выдаются блокноты для идей, в которых подробно описывается проблема. Каждый участник должен на протяжении определенного периода времени заносить в свой блокнот возникающие варианты решений. Время на генерацию идей может составлять от нескольких дней до месяца.

По истечении установленного срока участники сдают свои записи координатору. Его задача – систематизировать материал, привести к общему знаменателю и найти потенциальные решения проблемы. Результаты труда координатора изучаются и обсуждаются всеми участниками. Отличительной особенностью метода коллективного блокнота является то, что участников не нужно ограничивать ни по месту, ни по времени проведения обсуждений.

8

Карточный опрос

Если для принятия решения применятся карточный опрос, участники метода собираются в спокойной обстановке, где ничего не помешает. Уже на месте они знакомятся с проблемой, записанной на доске или на карточке. Для прояснения непонятных моментов участники должны задавать встречные вопросы и озвучивать свои доводы.

После этого команде дается немного времени (от 10 до 45 минут) на запись своих идей или замечаний. Записи каждый участник производит на отдельных карточках, причем авторство не указывается, что заранее предупреждает критику в ту или иную сторону. После того как опрос проведен, карточки группируются по предметному содержанию или систематическому принципу.

Систематизированная информация рассматривается заинтересованными в решении проблемы сторонами. После проводится ее анализ, и уже не основе аналитических данных выстраивается наиболее приоритетное решение.

9

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов активизирует ассоциативное мышление. Его суть состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на объект, который нужно усовершенствовать. Этот объект находится в фокусе переноса, а потому и называется фокальным. Детально ознакомиться с методом вы можете, перейдя по этой ссылке, а мы лишь укажем на основные этапы его реализации:

  • Выбирается фокальный объект (то, что нуждается в усовершенствовании)
  • Выбираются случайные объекты (это могут быть понятия из какого либо источника, например, газеты или книги, в обязательном порядке – существительные, относящиеся к разным темам и разнящиеся с фокальным объектом)
  • Записываются свойства случайных объектов
  • Установленные свойства присоединяются к фокальному объекту
  • Полученные варианты развиваются посредством создания ассоциаций
  • Полученные варианты оцениваются с позиции осуществляемости, оригинальности и эффективности

Результатом прохождения всех этих этапов могут стать очень интересные варианты решений. Самые лучшие результаты метод показал применительно к поиску модификаций уже существующих планов действий и решений, а также механизмов и устройств.

10

Системный анализ

Системный анализ относится к научным методам познания и представляет собой комплекс действий, направленных на установление структурных связей между элементами конкретной системы. Его основу составляют математические, статистические, естественнонаучные, экспериментальные и общенаучные методы.

Процедура принятия решения в рамках системного анализа выстраивается так:

  • Формулируется проблема
  • Определяются цели
  • Определяются критерии достижения целей
  • Строятся модели для обоснования решений
  • Находится оптимальное решение
  • Решение согласовывается
  • Осуществляется подготовка к реализации решения
  • Решение утверждается
  • Решение реализуется
  • Проверяется эффективность решения

Но этот алгоритм может дополняться и другими этапами в зависимости от того, сколько факторов следует проанализировать.

11

SWOT-анализ

SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования. Он помогает выявить внутренние и внешние факторы посредством разделения их на четыре категории:

  • Сильные стороны (Strengths)
  • Слабые стороны (Weaknesses)
  • Возможности (Opportunities)
  • Угрозы (Threats)

Метод эффективен, когда требуется дать ситуации начальную оценку, но заменить собой разработку стратегии или анализ динамики он не может. Его задача – структурированно описать ситуацию. Полученные выводы всегда будут носить описательный характер, не давая никаких рекомендаций и не указывая на приоритеты. Чтобы получить от метода максимальную отдачу, совместно с ним рекомендуется выстраивать варианты действий. В итоге можно получить информацию о сильных сторонах, которые могут быть использованы, понять, как преодолеть слабости, что нужно применять, чтобы устранить угрозы и от чего нужно отказаться, чтобы избежать негативных последствий. Дополнительно о методе SWOT-анализа читайте здесь.

Таковы самые распространенные методы и техники поиска эффективных решений. Как вы заметили, все они отличаются по сложности – если простые можно применить без специальных знаний, то более серьезные требуют либо изучения специализированной литературы, либо привлечения опытного специалиста. В качестве дополнения к предложенным инструментам мы предлагаем вам небольшую подборку других методов, которые вы также можете взять на заметку.

Дополнительные методы поиска решения проблем

В этом блоке мы дадим лишь список методов с краткими пояснениями:

  • Дерево принятия решений. Инструмент, поддерживающий принятие решений. Чаще всего он применяется при анализе данных и в статистике, но может использоваться и в обычной жизни. Дерево решений имеет «ствол», «ветки» и «листья». Ствол – это проблема, на ветках отображаются ее атрибуты, а на листьях – из значения. Среди достоинств метода следует выделить простоту его понимания и интерпретации, отсутствие необходимости в подготовке данных, возможность работать с интервалами и категориями, возможность оценки при помощи статических тестов, надежность и возможность обрабатывать большие потоки информации без подготовительных процедур.
  • Метод «Колесо». Позволяет относительно быстро найти решение проблемы и произвести его оценку. Состоит из восьми шагов: сначала во всех деталях описывается проблемная ситуация, затем осуществляется поиск конкретных фактов и устанавливается недостающая информация, после этого проблема формулируется в позитивном ключе. Далее проводится мозговой штурм для создания поля идей для решения проблемы, производится оценка найденных вариантов на реалистичность, продумывается сценарий практического осуществления, составляется подробный план действий. На последнем этапе выполняются действия, после чего оценивается их эффективность.
  • Метод «Три сундука». Предназначен для еще более быстрого поиска решений проблем. В процессе необходимо наполнить информацией три «сундука». В первый кладутся ответы на вопрос: «Какие негативные последствия ждут нас, если мы пойдем по этому пути?». Для наполнения второго оценивается реальная угроза рисков, содержащихся в первом сундуке. Третий сундук наполняется возможными «противоядиями» от угроз второго сундука, которые находятся методом мозгового штурма. В результате находятся решения, реализуются на практике и оцениваются.
  • Метод последовательных приближений. По сути, это метод проб и ошибок. Предпочтительно применять его тогда, когда мало информации по проблеме. Суть состоит в том, что последовательно выдвигаются и рассматриваются варианты решений. Неудачные идеи отбрасываются, а вместо них предлагаются новые, и опять проверяются. Никаких особых правил для поиска и оценки здесь нет – все решается субъективно, а эффективность метода зависит от того, насколько разбираются в вопросе люди (или человек), решающие проблему. При использовании метода важно учитывать элемент случайности.
  • Метод морфологического признака. Он ставит перед собой задачу охватить весь спектр решений проблемы, обусловленных закономерностями строения изучаемого объекта, а также открыть новые поисковые зоны, неочевидные изначально. При реализации метода составляется морфологическая двумерная таблица или несколько многомерных матриц, куда вносятся все сочетания характеристик объекта. Сложность метода состоит в том, что нужно проанализировать большое число сочетаний. Метод существенно расширяет поисковую зону, однако не предлагает универсального способа для оценки вариантов сочетаний характеристик.
  • Матрица идей Буша. Это метод анализа проблемных ситуаций и определения поля поиска решений. Чтобы его реализовать, нужно построить матрицу двусторонних отношений, для чего нужно ответить на вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Как?», «Зачем?», «Чем?» и «Когда?». Отвечая на них, человек получает всю информацию о проблеме. Если же вопросы скомбинировать, можно получить большую эвристическую подсказку для решения.
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Этот метод указывает путь к поиску одного или нескольких решений проблемы. С помощью него создается алгоритм получения изобретательских идей, разрабатываются принципы, позволяющие найти оригинальные решения. Базовая предпосылка ТРИЗ состоит в том, что любая система возникает и развивается на основе объективных законов. Эти законы можно устанавливать и применять для решения задач и прогнозирования развития ситуаций. ТРИЗ дает возможность находить широкий спектр решений, в числе которых может быть и идеальное. Более подробно о ТРИЗ можно узнать здесь.
  • Матрица Эйзенхауэра. Популярнейший инструмент поиска решений, применяемый обычными людьми и специалистами по всему миру. Смысл матрицы в том, чтобы научить человека оптимально распределять нагрузку, отличать важное и срочное, сокращать время на бессмысленные занятия. Матрица представляет собой четыре квадранта с двумя осями – важностью и срочностью. В каждый из них заносятся дела и задачи, и в результате человек получает объективную картину приоритетных задач. Специфика работы с матрицей Эйзенхауэра понятно и доступно описана в этой статье.
  • Квадрат Декарта. Очень простая техника принятия решений, на применение которой уходит совсем немного времени. Техника помогает выявить основные критерии выбора и дать оценку последствиям принимаемых решений. Для использования техники нужно нарисовать квадрат и разделить его на четыре части. В каждой части пишется вопрос: «Что будет, если это случится?», «Что будет, если этого не случится?», «Чего не будет, если это случится?» и «Чего не будет, если это не случится?». Эти вопросы являются пунктами наблюдения за проблемой. Именно с этих позиций и нужно ее рассматривать. Ответив на все вопросы, человек получает объективную картину положения дел и возможность оценить перспективы. Квадрат Декарта мы достаточно подробно рассмотрели тут.

Хочется заметить, что при желании вы можете найти и другие методы и техники поиска и разработки эффективных решений. Эта тема очень актуальна сегодня, и над упрощением и повышением эффективности принятия решений постоянно работают специалисты по всему миру. Нам же остается лишь подвести итог уроку.

Находить эффективные решения проблем можно научиться. Для этого нужно лишь грамотно обозначить проблему и выбрать метод поиска решения, подходящий для нее более всего. Например, для ситуационного анализа проблемы подходит мозговой штурм, дерево принятия решений и анализ факторов, а для системного – метод Дельфи, метод морфологического признака и метод экспертных оценок. Для обычных жизненных ситуаций можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, квадратом Декарта, методами «Колесо» и «Три сундука». Точно так же следует подбирать методы, в зависимости от количества участников, вовлеченных в проблему: если это команда или другая группа людей, можно использовать боле сложные методики (особенно, если в коллективе есть специалисты), а для одного-двух человек вполне приемлемы простые техники.

Но принятие решений предполагает не только их поиск и внедрение, но также и оценку эффективности. Несмотря на то, что о ней мы уже вкратце упоминали, о ней следует сказать отдельно. В четвертом уроке мы расскажем о том, как просто оценивать эффективность принятых решений в обычной жизни и на чем основывается оценка эффективности управленческих решений.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

2 Виды решений4Оценка принятых решений →

Рассмотрим план действий, который поможет понять как решать задачи.

  • 1. Внимательно прочитай задачу.
  • 2. Сделай краткую запись условия или чертёж.
  • 3. Объясни, что означает каждое число.
  • 4. Повтори вопрос задачи. Подумай, можно ли сразу на него ответить. Каких данных для решения тебе не хватает? Как их найти?
  • 5. Составь план решения задачи.
  • 6. Реши задачу.
  • 7. Проверь решение. Запиши ответ.

🔴  А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНЕЕ:

виды

Определите, к какому типу относится задача. Это арифметическая задача? Действия с дробями? Решение квадратных уравнений? Прежде чем приступить к решению, выясните, к какой области математики относится задача. Примеры и виды Залач. показаны ниже) Это важно, поскольку значительно упростит поиск способа решения.

Внимательно прочитайте условие задачи. Даже если задача кажется простой, внимательно изучите ее условие. Не следует приступать к решению задачи, лишь бегло ознакомившись с ее условием. Если задача сложна, вам, возможно, понадобится несколько раз перечитать ее условие, чтобы полностью понять его. Не жалейте времени на это и не приступайте к дальнейшим действиям до тех пор, пока не узнаете точно, что дано в условии и что необходимо найти.

Изложите условие задачи. Для лучшего понимания задачи полезно изложить ее условие своими словами. Можно просто пересказать условие, либо записать его в том случае, если вам неудобно говорить вслух (например, на экзамене). Сравните собственное изложение задачи с ее первоначальным условием, выяснив тем самым, правильно ли вы поняли задание.

Изобразите задачу графически. Если вы считаете, что это поможет, представьте задачу графически — возможно, так легче будет определить дальнейшие действия. Необязательно создавать подробную схему, достаточно набросать условие задачи в общих чертах, указав численные значения. При создании схемы справляйтесь с условием задачи, по окончании сравните готовое изображение с условием еще раз. Задайте самому себе вопрос: «Верно ли мой рисунок отображает задачу?» Если да, можно приступить к решению задачи. Если же ответ отрицателен, перечитайте условие еще раз.

  • Постройте диаграмму Венна. Эта диаграмма изображает соотношения между величинами, фигурирующими в задаче. Диаграмма Венна особенно полезна при решении арифметических задач.
  • Постройте график либо диаграмму.
  • Расположите приведенные в условии величины вдоль прямой линии.
  • Чтобы представить более сложные объекты, используйте простые геометрические фигуры.

Изучите структуру задачи. Внимательно прочитав условие, вы, возможно, вспомните похожие задачи, решенные вами ранее. Можно построить таблицу с внесенными в нее данными, которая поможет вам определить характер задачи. Отметьте выявленные характерные черты задачи — они помогут вам при ее решении. Не исключено даже, что вы вспомните схожие задачи и сразу получите ответ.

Изучите сделанные пометки. Еще раз проверьте свои записи, убедившись, что вы не ошиблись в числах и прочих данных. Не приступайте к составлению плана решения до тех пор, пока не будете уверены в том, что обладаете всей необходимой информацией и полностью понимаете задачу. Если вы не до конца поняли задачу, изучите схожие примеры в учебнике или в интернете. Ознакомление с похожими задачами, решенными другими людьми, поможет вам понять, что требуется сделать для решения задачи, которую решаете вы.

Составление плана решения

план

Выясните, какие формулы понадобятся для решения задачи. Если задача достаточно сложна, может потребоваться несколько формул. Ознакомьтесь с необходимым для решения материалом в учебнике.

Выпишите то, что может потребоваться при решения задачи. Составьте последовательный список шагов, которые необходимо сделать, чтобы получить ответ. Это поможет вам правильно организовать свою работу и сосредоточиться на решении задачи. Правильно составленный план поможет также примерно оценить ответ заранее, прежде чем вы решите задачу.

Придерживайтесь составленного плана. Выполняйте этапы последовательно в том порядке, в котором вы наметили их ранее. Чтобы избежать ошибок, перепроверяйте результат, полученный на каждом этапе.

Сравнивайте полученные результаты с предварительно сделанными оценками. По завершении каждого этапа полезно сравнить его результат со сделанными ранее оценками; сопоставьте также конечный ответ с его предварительной оценкой. Задайте себе вопрос: «Близки ли мои предположения к полученным результатам?» Если ответ отрицателен, подумайте, почему. Проверьте полученные результаты, просмотрев все шаги решения еще раз

Попробуйте другую схему решения. Если составленный вами план не сработал, вернитесь к этапу планирования и разработайте новый план. Не расстраивайтесь в случае неудачной попытки, учеба не обходится без ошибок — наоборот, вы научитесь на своих ошибках и сможете избежать их в дальнейшем. Выявите сделанные ошибки и продолжайте работу. Не зацикливайтесь на ошибках и не огорчайтесь из-за них.

Проанализируйте задачу. Получив правильный ответ, вернитесь к началу и просмотрите решение еще раз. Анализ задачи и ее решения поможет вам в следующий раз, когда вы столкнетесь с подобной задачей. Также вы лучше усвоите использованные методы и приемы, которые обязательно пригодятся вам в дальнейшем

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ

Простые Математические Задачи состоят из 5 частей:

  • Условие
  • Вопрос
  • Краткая Запись
  • Решение Ответ

Обязательно в задаче нужно выявлять ОПОРНЫЕ СЛОВА, ОПОРНЫЕ СЛОВА — это основа краткой записи, их нужно уметь находить для определения главного в задаче.

Напимер:

В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики.

Сколько всего гвоздик в вазе?

В указанной задаче:

Первое опорное слово- белые, которое в 1 классе сокращаем 1 буквой Б., но начиная со 2 класса -Бел.

Второе опорное слово — розовые, которое в первом классе, сокращаем словом Р, но начиная со  2 класса- Роз.

Третье опороное слово всегда содержится в вопросе.

В данной задаче третье опорное слово — всего, которое в краткой записи заменяется фигурной скобкой с вопросом посередине

3

Решение:

3+2=5 ( гвоздик)

Ответ: 5 гвоздик всего в вазе.

✅ На заметку!

Простые задачи решаются одним действием.

Составные задачи решаются двумя и более действиями, разными способами.

У Иры 3 куклы, что в 2 раза меньше, чем у Светы. Сколько кукол у обеих девочек?

Решение:

• по действиям с пояснениями

1) 3 • 2 = б (к.) — у Светы

2) 3 + 6 = 9 (к.) — у обеих девочек

• по действиям с вопросами

1. Сколько кукол у Светы? 3-2 = б(к.)

2. Сколько кукол у обеих девочек? 3 + 6 = 9 (к.)

• выражением

3 + 3 −2 = 9 (к.)

Ответ: у обеих девочек 9 кукол.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

a          +         b          =        c

первое           второе         сумма

слагаемое    слагаемое

Чтобы найти сумму, надо сложить слагаемые

У балалайки 3 струны, а у контрабаса — 4. Сколько всего струн у этих музыкальных инструментов?

Решение: 3 + 4 = 7 (с.) Ответ: у этих музыкальных инструментов 7 струн.

У Кати 3 книги, что на 2 книги меньше, чем у Иры. Сколько всего книг у девочек?

Решение: 1)3 + 2 = 5 (к.)-у Иры 2) 3 + 5 = 8 (к.) — всего Ответ: всего у девочек 8 книг.

а          —                b             =        с

уменьшаемое     вычитаемое     разность

Чтобы найти разность, надо из уменьшаемого вычесть вычитаемое

У кошки родилось 6 котят. Четырёх котят отдали. Сколько котят осталось?

Решение: 6-4 = 2 (к.) Ответ: осталось 2 котёнка.

У Маши было 4 конфеты. Бабушка дала ей ещё 8 конфет. После обеда девочка съела 3 конфеты. Сколько конфет осталось у Маши?

Решение:

1) 4 + 8 = 12 (к.) — было у Маши до обеда

2) 12 — 3 = 9 (к.) — осталось после обеда Ответ: у Маши осталось 9 конфет.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО

а          —             b            =           с

уменьшаемое    вычитаемое    разность

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое

Когда Вася решил 15 примеров, ему осталось решить ещё 11 при меров. Сколько всего примеров нужно решить Васе?

Решение: 15+ 11 = 26 (п.) Ответ: Васе нужно решить 26 примеров.

Мама решила связать новый шарф. Каждый день в течение неде ли она вязала по 20 см. Какой длины должен получиться шарф, если ей осталось связать ещё 10 см?

Решение:

1. 20 • 7 = 140 (см) — мама связала за неделю

2. 140 + 10 = 150 (см) — длина шарфа Ответ: шарф должен получиться длиной 150 см.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО И СЛАГАЕМОГО

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое

В журнале 45 страниц, а в книге 155 страниц. На сколько страниц в книге больше, чем журнале?

Решение: 155-45 = 110 (стр.) Ответ: в книге на 110 страниц больше.

Катя собрала 12 больших ромашек и 7 маленьких. Несколько ромашек она подарила бабушке, и у девочки осталось 10. Сколько ромашек Катя подарила бабушке?

Решение:

1. 12 + 7 = 19 (ром.) — собрала Катя

2. 19 — 10 = 9 (ром.) — подарила бабушке Ответ: 9 ромашек Катя подарила бабушке.

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УИЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

Увеличить на… значит прибавить к числу несколько единиц

5 увеличить на 2 = 5 + 2

Уменьшить на значит вычесть из числа несколько единиц

5 уменьшить на 2 = 5 — 2

Новорождённый котёнок весит 100 г, а трёхнедельный — на 200 г больше. Сколько весит трёхнедельный котёнок?

Решение: 100 + 200 = 300 (г) Ответ: трёхнедельный котёнок весит 300 г.

Петя купил 15 шоколадок, а Юра на 3 шоколадки меньше. Сколько шоколадок купил Юра?

Решение: 15-3 = 12 (ш.) Ответ: Юра купил 12 шоколадок

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

a                 •                   b              =                   С

первый множитель    второй множитель      произведение

Чтобы найти произведение, надо перемножить множители

У котёнка 4 лапы. Сколько лап у пятерых котят?

Решение: 4 • 5 = 20 (л.) Ответ: у пятерых котят 20 лап.

С первого куста смородины собрали 3 кг ягод, со второго — 4 кг, а с третьего — в 2 раза больше, чем с первого и со второго вместе. Сколько килограммов смородины собрали с третьего куста?

Решение:

1. 3 + 4 = 7 (кг) — собрали с двух кустов

2. 7 • 2 = 14 (кг) —собрали с третьего куста Ответ: с третьего куста собрали 14 кг смородины.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТНОГО

a         :      b         =    c

делимое делитель частное

Чтобы найти частное, надо делимое разделить на делитель

У мамы было 10 мандаринов. Она раздала двум дочкам мандарины поровну. Сколько мандаринов получила каждая девочка?

Решение: 10 : 2 = 5 (м.) Ответ: каждая девочка получила 5 мандаринов.

Бабушка сварила варенье: 9 литров малинового и б литров клубничного. Всё варенье она разлила в трёхлитровые банки. Сколько банок с вареньем получилось?

Решение:

1. 9 + б = 15 (л) — всего варенья сварила бабушка

2. 15 : 3 = 5 (б) — всего банок Ответ: получилось 5 банок с вареньем.

Задачи на нахождение неизвестного делимого

а      :         b       =       c

делимое  делитель  частное

Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

За 2 дня учительнице надо проверить тетради учеников. Она со бирается проверять по 14 тетрадей вдень. Сколько всего тетрадей надо проверить?

Решение: 14 • 2 = 28 (т.) Ответ: всего надо проверить 28 тетрадей.

Переводчик в течение недели переводил по 6 страниц в день. Ему осталось перевести ещё 4 страницы. Сколько всего страниц он перевёл?

Решение:

1. 6 * 7 = 42 (стр.) — перевёл за неделю

2. 42 + 4 = 46 (стр.) — всего

Ответ: 46 страниц перевёл переводчик.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ДЕЛИТЕЛЯ И МНОЖИТЕЛЯ

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Витя собирает марки. Папа подарил ему 20 марок, а дедушка — 15 марок. Все марки Витя разложил в альбом, на 5 страниц поровну. Сколько марок на каждой странице?

Решение:

1. 20 + 15 = 35 (м.) — всего у Вити

2. 35 : 5 = 7 (м.) — на каждой странице Ответ: на каждой странице по 7 марок.

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ И МЕНЬШЕНИЕ

Увеличить в… раз значит умножить число

3 увеличить в 2 раза =3-2

Уменьшить в… раз значит разделить число

6 уменьшить в 2 раза = 6:2

Маме 30 лет, а бабушка — в 2 раза старше. Сколько лет бабушке?

Решение: 30 • 2 = 60 (л.) Ответ: бабушке 60 лет.

Масса белого медведя 900 кг, а масса медведицы — в 3 раза меньше. Какова масса медведицы?

Решение: 900 : 3 = 300 (кг) Ответ: масса медведицы 300 кг.

ЗАДАЧИ НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее

* На сколько 10 больше, чем 5? 10 — 5 = 5; 10 больше, чем 5, на 5

* На сколько 10 меньше, чем 15? 15 — 10 = 5; 10 меньше, чем 15, на 5

В классе 15 мальчиков и 12 девочек. 22 человека посещают школу, а остальные болеют. На сколько меньше болеющих учеников, чем посещающих школу?

Решение:

1. 15 + 12 = 27 (чел.) — учатся в классе

2. 27 — 22 = 5 (чел.) — болеют

3. 22 — 5 = 17 (чел.) — на сколько меньше Ответ: болеющих учеников на 17 меньше, чем посещающих школу.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее

• Во сколько раз 10 больше, чем 5? 10 : 5 = 2; 10 больше, чем 5, в 2 раза

• Во сколько раз 5 меньше, чем 15? 15 : 5 = 3; 5 меньше, чем 15, в 3 раза

Машинка стоит 90 рублей, а шоколадка — в 3 раза дешевле. Сколько стоят машинка и шоколадка вместе?

Решение:

1. 90 : 3 = 30 (руб.) — стоит шоколадка

2. 90 + 30 = 120 (руб.) — стоят вместе Ответ: машинка и шоколадка стоят 120 рублей.

ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Фрукты разложили на тарелки, по 4 штуки на каждую. Сколько по надобилось тарелок?

Ответ :2

4:2=2

Понадобилось 2 тарелки

Бабушка раздала внукам 15 яблок, по 5 штук каждому. Сколько Внуков у бабушки?

Решение: 15 : 5 = 3 (внуков) Ответ: у бабушки 3 внука.

ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

Детям раздали конфеты поровну. Сколько детей получило конфеты?

Двое детей получили конфеты

Для подготовки школьного спектакля учительница разделила 30 учеников на 5 групп. Сколько учеников в каждой группе?

Решение: 30 : 5 = 6 (уч.) Ответ: в каждой группе по 6 учеников.

Эврика, или Как найти правильное решение?

  • Главная

  • Психология

  • Эврика, или Как найти правильное решение?

Эврика, или Как найти правильное решение?

Эврика, или Как найти правильное решение?

Все мы порой сталкиваемся с ситуациями, когда не можем
выбрать правильное решение рабочих или личных вопросов.
Логические рассуждения не всегда дают нужный эффект, особенно
если нужно решить задачу творческого характера. В таких
ситуациях хорошо помогают эвристические методы.

22 мар 2013

Эврика, или Как найти правильное решение?
Что же это такое? Эвристические методы представляют собой систему стратегий и тактик, стимулирующих интуитивное мышление при решении задач, генерирование новых идей.

Тактика «мозгового штурма»

Пожалуй, это самый известный в массах эвристический метод, название которого у всех на слуху. Он был разработан и предложен американским ученым А.Ф. Осборном, который полагал, что при решении проблем стандартными приемами мы неизбежно наталкиваемся на так называемые «шлюзы» сознания. Мы часто ограничиваемся стереотипными предложениями, поскольку боимся потерпеть неудачу, предлагая что-то оригинальное и новаторское, или быть осмеянными и непонятыми. В основе же «мозгового штурма» лежат принципы сотворчества и доверия к способностям друг друга – это помогает снизить стереотипность мышления, способствует раскрепощению и дает выход творческой энергии. Метод используется при коллективном обсуждении и решении проблемы. Оптимальной считается группа от 7 до 13 человек, а длительность этого интеллектуального штурма – от 15 минут до одного часа. Все участники обсуждения дискутируют на равных, независимо от того, какое место они занимают в иерархии компании. Любая инициатива поощряется, а критика попросту запрещена. По окончании обсуждения выбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи и уже из них выбирают самую оптимальную.

Несомненное достоинство метода «мозгового штурма» в том, что он уравнивает всех членов группы – в его основе лежит принцип демократичности. Доброжелательный психологический климат активизирует интуицию и воображение, разжигает эмоциональный «огонек». Недостаток «мозгового штурма» в том, что он не гарантирует тщательной разработки идеи. Не очень эффективен или совсем неприменим, если задача требует больших предварительных расчетов и вычислений. И совсем не подходит, например, для разработки бизнес-плана, а вот для создания слогана рекламного продукта – идеален! То есть, полезен для творческого креатива.

Тактика эвристических вопросов

Также имеет назание – метод «ключевых вопросов». Его хорошо использовать для сбора дополнительной информации или для упорядочения уже имеющейся. Эвристические вопросы неспроста  называют наводящими – грамотно поставленный вопрос наводит на идею правильного решения. Этот метод используют психологи при беседе с клиентом. Они ведь не выдают готовых рецептов по решению той или иной проблемы, а просто, умело формулируя вопросы, помогают человеку разобраться в себе и понять, в чем корень зла. Поэтому если вам не дает покоя некая личная проблема, а посещать психолога вы не хотите – по идейным, материальным или каким другим соображениям – попробуйте воспользоваться методом эвристических вопросов наедине с собой. Есть все шансы разобраться с проблемой самостоятельно и найти выход из сложившейся ситуации.

Самое главное достоинство этого метода в его универсальности: он подходит для решения любых задач. Недостаток же в том, что он не дает каких-то оригинальных идей и решений, но ведь порой сложность совсем не в поиске оригинального решения, а в поиске решения вообще.

Метод инверсии

Это способ решения проблемы от обратного. Бывает, что рассуждая логически, варианты развития и разрешения проблемы кажутся банальными, неверными или неэффективными. В таких случаях попробуйте пренебречь законами логики и здравого смысла и представьте, что будет, если пойти не традиционным путем, а противоположным ему. Не случайно в искусстве завоевания мужских сердец активно практикуются два кардинально различающихся способа: активно флиртовать с привлекательным объектом, демонстрируя свою заинтересованность, или игнорировать его, пребывая в образе «Снежной Королевы».

Метод инверсии построен на двойственных принципах: анализе и синтезе, логическом и интуитивном мышлении. Его несомненный плюс – развитие диалектики мышления. С помощью метода инверсии можно отыскать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные и неожиданные решения для совершенно разных проблем и задач. Но стоит признать, что успех применения этого метода во многом зависит от изначальной креативности и нестандартности мышления человека.

Нестандартный метод

Кстати, о нестандартности мышления. В ароматерапии, например, считается, что уникальный аромат розы, снимает нервное напряжение, вселяет уверенность, насыщает ум и помогает в принятии решений и завершении каких-то начинаний, проектов.  

В теории у каждого из перечисленных методов есть как неоспоримые преимущества перед другими, так и недостатки. А на практике для решения конкретной задачи – творческой или бытовой – можете воспользоваться всеми способами и получить на выходе в три раза больше вариантов!

Каждый день мы принимаем бесконечное количество решений. Некоторые из них простые («Вам кофе с молоком?»). А другие – более серьезные, например, решение получить новую современную профессию. Независимо от того, насколько важны решения, тренировать хорошие навыки их принятия полезно, особенно если вы чувствуете, что сделать правильный выбор – это вызов для вас.

В университете Кембриджа провели однажды эксперимент и выяснили, что в стрессовых ситуациях бизнесмены принимают важные решения легче, чем менеджеры. Проблема в том, что в любом случае делать какой-то выбор приходится всем: и бизнесменам, и менеджерам, и всем, кто не они.

Легко сделать правильный выбор, если все спокойно и нет эмоционального возбуждения, – такую задачу Барбара Саакьян, профессор клинической нейропсихологии Департамента психиатрии и Совета медицинских исследований Института поведенческой и клинической неврологии Кембриджского университета называет «холодным» решением. Но чаще всего решения приходится принимать в других условиях: когда присутствует риск и всплеск эмоций. Принятие решений в момент эмоционального кризиса называется «горячим».

Барбара организовала исследование, чтобы понять, насколько эффективно «горячие» решения умеют делать предприниматели и менеджеры.

Выяснилось, что менеджеры более консервативны, а предприниматели демонстрировали большую готовность к риску, что удивило исследователей, поскольку в 51 год – а именно таков был возраст испытуемых – люди стараются избегать рисков. Разумеется, суть не в том, чтобы в неблагоприятной ситуации брать на себя риск, а в том, как принимать оптимальные решения.

9 шагов к правильному решению

Шаг 1. Снизьте уровень стресса

Тревога, страх, сомнения – они возникают спонтанно, когда вам надо сделать ответственный выбор. Научиться принимать верные решения, когда вас захлестнули эмоции, невозможно. Но можно научиться трансформировать негативные эмоции в позитивные – максимально быстро возвращать себя в состояние эмоционального баланса.

Медитации, прогулки на свежем воздухе, фитнес – все что угодно, чтобы обрести баланс. В любом случае не позволяйте стрессу стать вашим советником.

Научное отступление про мышей, ошибки и стресс

С лабораторными мышами часто проводят эксперименты с лабиринтами. В эксперименте нейробиолога Джонатана Годбаута из Университета Огайо мыши довольно быстро выяснили, где расположены выходы из лабиринта, и потом при малейших признаках опасности легко находили выход.

Но потом мышей поместили в длительную стрессовую ситуацию – например, к ним на несколько недель запускались пугающие их более крупные сородичи. Тогда мыши забывали об имеющихся путях к спасению и бестолково носились по лабиринту.

Ученые считают, что стресс сформировал «мозговой пузырь», который не позволял мозгу воспользоваться прошлыми расчетами.

Тут можно обидеться: мол, где мыши и где мы? Но вообще ученые отмечают сходство. Например, нейробиолог Келли Ламберт подтверждает: стресс негативно влияет на работу префронтальной коры, которая отвечает за практическое мышление, а также гиппокампа (задействованного в развитии пространственной памяти), и даже перестраивает связи в обширной сети нейронов.

Поэтому принимать важные решения на пике стресса – плохо.

Шаг 2. Возьмите тайм-аут

Это помогает не только в спорте. Задача прежняя – выиграть время, чтобы обрести баланс, и уже тогда рассмотреть все варианты. Под влиянием эмоций мы отрываемся от реальности и совершаем ошибки в обычных ситуациях. Надо время, чтобы восстановить контакт с миром в формате «действия – результат».

Шаг 3. Распишите «за» и «против»

Хорошо взять ручку и на бумаге написать плюсы и минусы каждого решения. Именно на бумаге. Иногда минусы не так уж плохи. А плюсы делают выбор очевидным не всегда.

Шаг 4. Определитесь с целями и ценностями

Возьмите другой листок бумаги и напишите свои ценности (что для вас важно в жизни). Например, любовь, дружба, деньги, работа и т. д. Десять ценностей. А потом возьмите их парами и устройте игру на выбывание.

Хобби или работа? Дружба или деньги? Дружба или любовь? Что важнее? Вычеркиваете ту ценность, которая в паре «проигрывает», а потом берете оставшуюся и сравниваете со следующей, пока не останется одна.

Это хорошее упражнение, чтобы понять, какова актуальность ваших ценностей именно сейчас. Аналогично можно определяться с приоритетностью целей.

«Проигравшие» ценности не нужно «убирать» из жизни – вы просто поймете, насколько они действительно для вас важны.

Шаг 5. Рассмотрите все возможности

Делать выбор между всего двух решений – это как «быть или не быть». Это слабый выбор. Скорее всего, эмоции не позволяют вам увидеть всей картины и суть ситуации. Попробуете поискать еще решения. Лучше, когда вы выбираете из трех-пяти вариантов.

Шаг 6. Проговорите свои мысли

Полезно бывает обсудить с другом или опытным человеком свою задачу. Не передоверить ему решение, как дизайнеру переделку интерьера в своей квартире, а обсудить, проговорить мысли. Некоторым это очень помогает осознать, что они собрались сделать.

Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Шаг 7. Фиксируйте свои чувства

Если ситуация затянулась и вас время от времени эмоции загоняют на американские горки (которые в Америке называются русскими), полезно завести дневник. Фиксировать чувства, поступки, события, которые влияют на ваше состояние и выбор решения.

Шаг 8. Обсудите варианты решения и последствия

Если ваше решение влияет на близких людей или коллег, стоит обсудить с ними варианты решения. Это такая экологичная проверка. Но на нее стоит идти, когда вы уже преодолели стресс и можете спокойно и уверенно говорить о ситуации. Скорее это проверка правильности решения.

Шаг 9. Еще раз подумайте

У вас есть правильное решение? Если вы столкнулись с сильным давлением при принятии решения или появились новые факторы, стоит еще раз все пересмотреть с начала. Плюсы, минусы, варианты, последствия. Может быть, решение, которое у вас было, уже не будет казаться правильным? Повторите все шаги еще раз, чтобы найти лучшее решение.

Правильные решения в формате «действия – результат» – это нормально для нашего прекрасного мозга. 85 млрд нейронов (а именно столько он содержит) – это пока самый мощный компьютер во вселенной. По мере накопления опыта создается невероятно объемное хранилище вероятностей. Но есть одно «но». Если мы позволяем себе искажать информацию, то наша оценка возможных путей решения базируется на искаженных параметрах реальности, и в результате наши действия становятся неадекватными.

Поэтому, чтобы принимать правильные решения, надо создавать для нашего мозга правильные условия для работы:

  1. Никаких психотропных веществ, чтобы не создавать мозговых пузырей (не отрываться от реальности) – это блокирует способность принимать адекватные решения.
  2. Держим баланс эмоций, чтобы не искажать реальность. Переизбыток эмоций гарантирует ошибки, но и когда нет эмоций – нет решений! Поэтому баланс.
  3. С интересом и любознательностью работаем с ошибками – это ценный опыт, который позволяет принимать более взвешенные решения в будущем. Ошибаться – это правда круто!

Стратегически понятно: правильные решения мозг принимает тогда, когда мы ему даем правильную информацию. Но научиться удерживать плотный контакт с реальностью – это долговременная задача. Но есть тактические («быстрые») решения, пока мы тренируем свою осознанность.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

3 уловки для принятия решения

Почему уловки? Потому что эти приемы хорошо работали у тех, кто их придумал, а мы как бы заглянули через плечо и списали. 

Квадрат Декарта

Трудно сказать, знал ли философ и математик Рене Декарт об этом способе принятия решения, когда жил почти 500 лет тому назад. Но лет двадцать эта уловка ума известна как квадрат Декарта.

Берем листок бумаги и ручку. Делим лист на 4 квадрата, затем отвечаем в каждом квадрате на 1 из вопросов:

  1. Что будет, если это произойдет? Перечислите как можно больше плюсов.
  2. Что будет, если это не произойдет? Плюсы ситуации, если ничего не изменится и вы не получите желаемого.
  3. Чего не будет, если это произойдет? Минусы от получения желаемого.
  4. Чего не будет, если это не произойдет? Минусы от неполучения желаемого.

Ответы на вопросы 3-4 не должны представлять собой просто «перевернутые» ответы на 1-2. Чем вдумчивее вы отвечаете на вопросы, тем выше шанс принять правильное решение.

Метод исчезновения вариантов

Представьте, что вариант, к которому вы склоняетесь, выбрать нельзя. И когда нашли второй, то и его нельзя. А третий? В итоге может остаться и первый, но эта тренировка ума полезна в любом случае.

«Пять почему»

Автор способа – Сакити Тоёда, основатель Toyota Motor Company. Эта тактика очень долго была реальным инструментом в его компании.

Пятикратное повторение вопроса «Почему?» поможет вам разобраться в первопричине проблемы и решить ее.

  1. Почему мне трудно принять правильное решение?

– Потому что я в ситуации стресса.

  1. Почему я в ситуации стресса?

– Потому что работа требует быстрой реакции на многофакторные изменения в ситуации неопределенности.

  1. Почему я согласился на эту работу?

– Потому что у меня высокий уровень притязаний.

  1. Почему у меня высокий уровень притязаний?

– Потому что члены моей семьи рассчитывают на высокий социальный статус.

  1. Почему я думаю, что социальный статус семьи зависит от меня?

– Да! И правда; а мне точно это надо? Пожалуй, стоит успокоиться и перестать гнаться за социальным статусом. По крайней мере сейчас. А надо-то решить в общем-то небольшой вопрос, с которого все начиналось.

А решение точно будет правильным? Как это проверить?

Когда решение и проверка сосредоточены в одних руках, очень важно удерживать баланс. Не отрываться от реальности. Тогда мозг справится и выдаст правильное решение и правильно его оценит.

Оглядываясь в прошлое, мы иногда меняем оценку событий. То, что казалось нам неудачным, теперь может быть оценено как успех. И наоборот. Эмоции прошли. Оценки стали точнее – с учетом нажитого с тех пор опыта. И даже те решения, которые когда-то нас расстраивали, мы можем сегодня признать правильными.

Если стараться объективно оценивать ситуацию, не поддаваться эмоциям, то мозг будет по-честному оценивать наши поступки и принимать правильные решения.

Генри Форд как-то сказал: «Если вы думаете, что у вас все получится, значит, так оно и будет. Если вам кажется, что у вас ничего не выйдет, — так и случится. И в том, и в другом случае вы оказываетесь правы».

7 правил поиска работы. Советы психиатра

7 правил поиска работы. Советы психиатра

Добавить комментарий