Как найти правильную философию

Чтобы понять, что такое добро и зло, и научиться отделять одно от другого, современному человеку не обойтись без личной философии. Даже если вы никогда не задумывались об этом, то наверняка уже обладаете определенными убеждениями и представлениями об устройстве мира. Какие-то из них вы приобрели с личным опытом или переняли у других людей, о чем-то прочитали в книгах. Для тех, кто хочет лучше разобраться в философских концепциях и выбрать что-то близкое, мы составили эту подборку. 

Этика Аристотеля

Аристотель считал, что одной из практических задач философии является достижение личного счастья. Он полагал, что состояние счастья возникает во время осмысленного достижения своих целей. Они заложены в нас изначально, как в маленьком желуде заложен потенциал огромного дуба. Поэтому мы чувствуем себя счастливыми, когда совершаем последовательные добродетельные поступки. Другими словами, заняты тем, что считаем важным, а значит, получаем удовлетворение и от самого труда, и от достижения результата.

При этом, пишет Аристотель, для достижения счастья не нужно стремиться безукоризненно следовать правилам или законам. В его работах вы не найдете «правил жизни», изобилием которых грешат многие книги по самопомощи. По Аристотелю, жизнь каждого человека — индивидуальный случай, каждое решение нужно принимать сообразно обстоятельствам, но стараться следовать «золотой середине». Для этого необходимо обладать самодостаточностью и активным разумом, то есть приобрести привычку обдумывать свои действия заранее, во время и после того, как что-то сделать.

А еще философ призывает наслаждаться обычными человеческими радостями — такими, как любовь и вино. Примерить на себя учение Аристотеля о счастье вы можете, прочитав книгу Эдит Холл «Счастье по Аристотелю».

Эпикурейство

Понятие «эпикурейства» многие приравнивают к неумеренному гедонизму. Но афинский философ Эпикур никогда не учил своих последователей чревоугодию и пьянству, и его самого интересовало избавление от душевных и физических страданий, а не телесные наслаждения.

Эпикур и его последователи старались жить скромно и прежде всего избегать душевного смятения. Философ говорил, что наслаждение есть благо, а страдание — зло, поэтому наши поступки должны вести к удовольствию и уводить от боли. Например, считал Эпикур, мы едим для того, чтобы избавиться от голода. Когда мы насытились, даже самая изощренная еда не доставит того удовольствия, которое принес бы обычный кусок хлеба после долгого поста.

Намного более тяжелым бременем, чем голод, Эпикур считал душевные тревоги и страхи. Он говорил, что их порождают неумение видеть истинную суть вещей и вера в предрассудки, а потому человеку следует изучать мир вокруг себя. Источник страданий может лежать в стремлении обладать материальными благами, а ведь на самом деле людям нужно не так много: «Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности». Узнать больше об учении Эпикура можно в книге Джона Селларса «Философия безмятежности»

Стоицизм

Философию стоицизма сформировали такие разные мыслители, как греческий торговец Зенон, римский император Марк Аврелий и раб Эпиктет. Но лучше всего ее суть передает высказывание последнего: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше».

Именно поэтому истинный философ стремится понять, что он на самом деле способен контролировать, и не тратить время и силы на то, что находится за пределами контроля. Другой великий стоик Сенека противопоставлял добродетель человека, за которую отвечает он сам, зависящим от удачи обстоятельствам. По мнению Эпиктета, добродетель формируется тремя навыками, которые надо развивать: навыком желать и отказываться от желаемого, навыком действовать и навыком выносить правильные суждения.

Проще всего понять их суть на примере. Допустим, вы пожелали стать богаче и купили акции на крупную сумму. Но рынок обвалился, и вы потеряли деньги. Стоик в такой ситуации признал бы, что в жизни возможны выигрыши и проигрыши (так что потеря денег была вполне вероятным исходом) и не стал бы переживать, чтобы не усугублять потерю страданиями. Если вы хотите приложить «Энхиридион» Эпиктета к повседневной жизни, прочитайте книгу Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь».

Конфуцианство

Самый известный мыслитель Китая Кун Фуцзы или Конфуций самым важным в жизни человека считал жэнь (仁) — понятие, которое можно перевести на русский язык как человечность, доброту, сочувствие или альтруизм. Китайский мыслитель полагал, что в основе человеческих взаимоотношений и устройства государства должно лежать понятие жэнь, суть которого можно интерпретировать так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Почти настолько же важным он называл ли (礼), надлежащее исполнение правил и ритуалов, а также почтение по отношению к родителям и людям, заслужившим авторитет. Конфуций не требовал беспрекословного подчинения старшим, он говорил о том, что именно в семье мы учимся добрее относиться к близким, сочувствовать им и смиряться с их особенностями.

Человек по своей природе склонен к доброте, но это качество необходимо взращивать. Это происходит, когда вы сами проявляете жэнь хотя бы в малом и просто замечаете чужие добрые поступки. Если вы обратили внимание, как молодой человек уступил место в автобусе пожилой женщине, то стали чуть-чуть добрее сами. Кроме того, Конфуций призывал к тому, что мы бы сегодня назвали саморефлексией: он призывал размышлять над собственными поступками и побуждениями. Узнать больше о конфуцианстве и других учениях можно в книгах «Жить хорошо: Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма» и «Философский экспресс».

-21%

Жить хорошо: Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма

Жить хорошо: Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма

Философия Просвещения

Бесконечный путь прогресса начался в эпоху промышленной революции XVII века и продолжается до сих пор, а ведет нас по этому пути самый мощный инструмент, доступный человечеству, — наш разум. Стремление находить разумные объяснения для жизненных феноменов, свободомыслие и гуманизм объединяли совсем не похожих друг на друга просветителей из Англии, Германии, Франции, Соединенных Штатов, России и других стран. Они отрицали всякую метафизику, ортодоксальность, фанатизм, и с подозрением относились к авторитетам. Например, французский математик и соредактор Дени Дидро Д’Аламбер полагал, что все великие системы взглядов следует отвергнуть в пользу осторожного накопления фактов. Человек вообще обязан постоянно совершенствоваться, ярче разжигая «естественный свет разума».

При этом многие просветители признавали необходимость с уважением относиться к чужим особенностям, ведь все люди имеют общую природу и наделены от рождения равными правами. Узнать о воззрениях философов Нового времени можно в книге «Мечта о Просвещении» Энтони Готтлиба. О том, что сторонники прогресса думают сегодня, читайте в книгах Дэвида Дойча «Начало бесконечности» и «Просвещение продолжается» Стивена Пинкера.

Объективизм

Даже критики Айн Рэнд признают ее роман «Атлант расправил плечи» одним из наиболее значимых произведений XX века. В нем писательница описала свой идеал человека — талантливого индивидуалиста, который отказывается ставить общественные интересы выше личных, — и сформулировала основные положения объективизма, позже раскрыв их в публицистике и философских эссе.

-13%

Мягкая обложка (в 1 книге)

Объективизм основывается на четырех идеях. Объективисты верят в существование объективной реальности, единственным способом познания которой является человеческий разум. При этом каждый человек — «самоцель, но не средство для достижения целей других», поэтому в первую очередь следует придерживаться собственных интересов. Идеальной общественной системой является капитализм, в условиях которого добровольно обмениваются товарами и услугами свободные торговцы, а единственная роль государства заключается в обеспечении их физической безопасности.

Айн Рэнд презирала любые проявления коллективизма и писала о том, что именно этатизм, то есть абсолютизация роли государства, приводит общество к террору и рабству. Если вам близка концепция разумного эгоизма, обратитесь к сборникам статей Айн Рэнд «Голос разума» и «Философия».

-28%

Голос разума: Философия объективизма. Эссе.

Голос разума: Философия объективизма. Эссе.

Иллюстрация на обложке: Tiago Galo on Behance


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Формирование собственной философии может быть очень полезным жизненным опытом. Собственная философия – это система взглядов, которая помогает вам понять, кто вы есть, и постичь смысл жизни. Формирование собственной философии может быть сложным, особенно в начале, но это стоит попробовать сделать ради конечного результата. Эти советы помогут вам начать.

Шаги

  1. Изображение с названием Form a Philosophy Step 1

    1

    Осознайте, что вы в начале длинного жизненного пути. Пообещайте себе быть открытым и гибким. Ваша цель – встать на тропу личностного роста, который будет развиваться и доводиться до совершенства по мере того, как вы будете познавать жизнь.

  2. Изображение с названием Form a Philosophy Step 2

    2

    Начните читать и изучать. Остановитесь на том, что вас интересует, и попытайтесь понять те идеи, которыми занимаются философы.

  3. Изображение с названием Form a Philosophy Step 3

    3

    Выберите тип философии. Философская мысль организована вокруг многих типов философии, таких как аксиология, онтология, эстетика, эпистемология и этика, логика, метафизика и политическая теория. Следуйте своим интересам. Не бойтесь выбрать несколько типов, если видите определенные связи. Вы будете наслаждаться, думая о том, как их можно успешно объединить.

    • Выбрав тип философии, изучите ее предысторию, включая чтение трудов основных философов. Разберите ключевые вопросы, которые были сформулированы, и твердо усвойте основные концепции.
    • Усовершенствуйте понимание основ других типов философий. Вы не можете быть экспертом во всем, но признайте, что есть большая ценность в понимании основ того, что сделали другие. Широкое понимание того, с чем люди борются и о чем спорят, поможет вам сформировать свою собственную философию. Не стесняйтесь учиться и основываться на уже существующих идеях. Трудно начинать с нуля, так почему бы не взять идеи других философов за основу для начала работы? Многие известные философы начинали именно так. Например, нет сомнения, что Платон взял словесный и контактный метод Сократа у философа с этим именем, и использовал его как основу для своего четко разработанного научного метода Сократа, который, в свою очередь, был взят Аристотелем для формирования основ логики, в частности силлогизмов.
  4. Изображение с названием Form a Philosophy Step 4

    4

    Расширяйте и развивайте свое мышление. Система взглядов, которую вы выбрали – начальная точка. По мере получения жизненного опыта, испытайте ее, и вы увидите, что работает на вас, а что нет. Когда у вас будет время, проанализируйте ее и усовершенствуйте свою систему философских взглядов. Со временем, когда вы решите проблемы и оцените качество решений, которые вы приняли, вы сможете развить ту систему взглядов, с которой вы начали, в автономную и оригинальную философию.

    • Начните мыслить критически. Сохраните отголоски идей, принципов, теорий и т.д. в своей новой философии. Возможность проследить свои теории или выводы от самых истоков поможет вам отстаивать свои идеи или развивать их дальше. Мало что развивается в вакууме.
    • Ссылка на то, что сказали другие философы, обеспечивает вашу философию большей степенью доверия, потому что вы показываете глубину знаний и понимание существующих философий.
  5. Изображение с названием Form a Philosophy Step 5

    5

    Будьте терпеливы и позвольте своим теориям пройти испытание временем. Когда у вас будет свободное время, проанализируйте систему взглядов вашей зарождающейся философии, и попытайтесь найти проблемы и их решения. Позволяя своей философии развиваться постепенно, вы даете ей возможность переродиться в автономную и оригинальную философию.

    • Ведите дневник и записывайте свои мысли и идеи, даже если они непоследовательны. Терпение очень важно, так как у вас могут уйти годы на то, чтобы разобрать все отвергнутые ранее понятия и найти сокровища, погребенные под ними. Время идет на пользу вашим идеям, позволяя им развиваться и испытывая их ежедневными событиями.
    • Задайте несколько уместных вопросов, таких как:
      • Какова цель вашей философии? Хотите вы применить ее ко всему обществу или только к его части?
      • Какова ваша роль в этой философии? Какова роль других людей в вашей философии и есть ли она?
      • Как вы объясните основу своей философии другим людям? Может ли она помочь на практике или она утопичная?
      • Как другие убеждения или философии вписываются в вашу или противоречат ей?
      • Хотите ли вы написать диссертацию или книгу по вашей философии? Или вы бы предпочли писать рассказы, которые содержат вашу философию, но не являются философскими по своей структуре?
  6. Изображение с названием Form a Philosophy Step 6

    6

    Поговорите с другими людьми, интересующимися философией. Они могут указать на недостатки, которые вы пропустили, и предложить другие решения. Это полезно для развития вашей философии.

    • Вступите в местный философский клуб, кружок или группу.
    • Присоединитесь к он-лайн группе, у которой есть приватный форум, где вы свободно можете делиться своими идеями и получать ответы.
    • Посетите ваш местный университет и попросите разрешения поговорить с профессорами философии, чтобы поделиться с ними своими мыслями.
    • Если вы найдете кого-то, кто действительно понимает вашу новую философию, воспользуйтесь их энтузиазмом, но будьте внимательны и продолжайте работать над своим пониманием отдельно от их энтузиазма. Очень тяжело следовать за кем-то, пока они еще не поняли, что есть то, во что они верят, поэтому, возможно, они полны энтузиазма только потому, что они доверяют вам.
  7. Изображение с названием Form a Philosophy Step 7

    7

    Активно ищите события, которые помогут вам увидеть вещи в другом свете и под другим углом.

    • Будьте объективны.
    • Учитесь воспринимать критику и становиться сильнее от этого. Она может помочь окрепнуть вам и вашей философии.
    • Всегда имейте при себе карандаш или блокнот, чтобы записывать идеи, как только они у вас появятся или придут на ум.
  8. Изображение с названием Form a Philosophy Step 8

    8

    Продолжайте читать философские книги. Это поможет вам увидеть попытки других философов, их открытия и их заблуждения, и развить, таким образом, вашу собственную философию. Это также поможет вам понять, не пытаетесь ли вы сделать то, что другие уже пробовали.

  9. Изображение с названием Form a Philosophy Step 9

    9

    Идите в ногу со временем. Нет-нет, да и почитайте газеты. Это поможет вам применить теории к реальным ситуациям.

    • Например, возьмите серьезную новость, которая включает в себя вопросы, влияющие на многие сферы общества, и спросите себя: «Что бы я сделал?» Подставьте свои ответы в вашу развивающуюся философию, чтобы увидеть, может ли она выдержать реальные события и дать разъяснения, инструкции или объяснить ситуацию.
  10. Изображение с названием Form a Philosophy Step 10

    10

    Посмотрите на себя как на философа, работаете ли вы как один из них. Карьера в области философии или похожие роли, такие как исследователь в мозговом центре или институте, гарантирует, что вы посвятите основное время своей философии. Но и будучи философом по совместительству, убедитесь, что вы посвящаете ей достаточно времени для того, чтобы совершенствовать и не забывать ничего из вашей работы.

  11. Изображение с названием Form a Philosophy Step 11

    11

    Постарайтесь насколько это возможно жить согласно своим мыслям, даже когда вы переживаете что-то странное, что вносит сумятицу в ваше мнение, вернитесь к тем записям о вашей философии, которые вы сделали, или к вдохновляющим книгам, которые вы читаете. Это поможет.

    Реклама

Советы

  • Используйте чью-то философию как основу только будучи новичком; сделав так в начале, вы построите фундамент. Поддерживая стремление, вы сможете двигаться дальше и поверить в свои собственные философские взгляды и выводы.
  • Постарайтесь расширить свою философию – обратитесь к другим типам философии, чтобы расширить свои возможности, даже когда вам не нравится то, что вы читаете или изучаете. Вы можете многое узнать из того, что вам не импонирует также, как и из того, что находит у вас отклик.

Реклама

Предупреждения

  • Вы не должны расстраиваться или отчаиваться, если другие люди не согласны с вашими идеями. Помните, что важная часть философского мышления – это понимание противоположных точек зрения.
  • Как философ, вы являетесь любителем мудрости и правды. Не таитесь только потому, что вы боитесь последствий – если бы великие философы прошлого так делали, не было бы у нас философии, чтобы жить и учиться. Иногда надо просто принять тот факт, что люди не понимают, откуда вы, и даже то, почему вы так взволнованы тем, что они действительно не понимают.
  • Изоляция и одиночество могут быть результатом вашего более зрелого мировоззрения и возможно радикального мнения, но не погрязните в жалости к себе. Соберитесь и найдите единомышленников и помните, что правда намного важнее, чем страх того, что люди подумают о вас.

Реклама

Что вам понадобится

  • Блокнот и ручка.
  • Труды других философов.
  • Доступ к живущим философам и мыслителям.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 14 272 раза.

Была ли эта статья полезной?

Этот небольшой текст будет посвящён вопросу о том, какая философия самая “правильная”. Однако я не буду отстаивать одну из позиций в споре между условными “континенталами” и “аналитиками” в этом вопросе, но попробую порассуждать о самой постановке этого вопроса о “правильной философии”.

Но начнём мы немного “издалека”…

Дескриптивный и прескриптивный подходы к языковой норме

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Одним из самых известных в наше время споров в условно “интеллектуальном” интернет-сообществе является столкновение сторонников прескриптивизма и дескриптивизма в лингвистике и языкознании. Второй подход представляет популяризатор под ником “Микитко сын Алексеев”, а первый – блогер/ка/ша/ица с говорящим ником “Училка”. В качестве одного из примеров столкновения этих подходов можно привести этот видеоролик.

Но в чём суть этого конфликта? Обратимся за определениями к “Википедии”:

“Существуют различные подходы к установлению нормы, среди которых можно выделить два основных:

дескриптивный (описательный), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка;

прескриптивный (предписывающий), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления”.

То есть, по сути, основным камнем преткновения является вопрос том, что важнее: существующие языковые практики, либо закреплённые в различных источниках языковые нормы.

Казалось бы, при чём тут философия? Дело в том, что одним из трудноразрешимых (мета)философских вопросов является вопрос о том, чем является, собственно, сама “философия”. В том числе, вопрос о том, какие именно авторы, концепции и теории могут быть промаркированы как “философские”.

И тут так же возможны два подхода к определению философии:

Дескриптивный.

“Философия – это то, чем занимаются философы”.

Вроде бы напрашивается “круг в определении”, так как логично предположить, что “философы – это те, кто занимается философией”.

Однако можно дать и более развёрнутую формулировку: “философия – это то, что признаётся большинством философов таковой”. Уже получше, но встаёт вопрос о том, как мы собственно распознаем “философов”. Снова замкнутый круг!

Но что если мы будем опираться на мнение тех, кто уделил большое количество времени изучению философии, её истории, а именно “экспертов в области философии”. Как таковых однозначно мы можем определить (как минимум, формально) только одну группу людей, а именно “академических философов”.

То есть, можно сказать так: “философия – это то, что признаётся таковой всеми представителями академической философии или подавляющим их большинством”.

Снимает ли вопрос о сущности философии? Отнюдь, так как не исключает полностью второй подход.

Прескриптивный.

“Знание или теории, претендующие на звание “философской” должны быть…”.

То есть, ключевым вопросом при подобном подходе к проблеме определения философии является вопрос о критериях “философичности”.

И здесь возникает дилемма. С одной стороны, чем более конкретно они, критерии философичности, сформулированы, тем более ясным и чётким будет наше определение философии. С другой стороны, однако, подобное определение могло бы лишить сферу философии идей многих весьма интересных мыслителей. При этом, если даже такие идеи недостаточно аргументированы, кто-то, например, может попытаться эти идеи развить, в том числе, попытаться сформулировать какие-либо аргументы в их пользу, критически их проанализировать, выстроить на этих идеях свою концепцию и т.д. Короче говоря, попытаться их реализовать.

Поэтому введение жёстких рамок для понятия “философия” кажется не совсем верным решением. При этом, стоит отметить, что “академическая философия” , в том числе как сфера осмысления и переработки идей философов внеакдемических, всё же нуждаётся в чётко сформулированных критериях. Например, требование наличия аргументов, объяснения применяемой терминологии и т.д. Без этого никакое общение в рамках академии как между равными невозможно (другое дело – общение между “всезнающим мудрецом” и любителем-обывателем, который скорее восхищён сложностью используемых первым терминов, но не совсем понимает их смысл, и зачастую автор этих терминов явно не способствует их пониманию).

Заключение

Мнение автора статьи таково: философия должна быть разной, академическая философия – строгой. Первая может служить источником вдохновения для второй, но во второй идеи первой, как минимум, должны быть аргументированы (как минимум, такая попытка должна быть предпринята), а основания их понятны для подавляющего большинства “академических” коллег.

Благодарю Вас за внимание! И прошу прощения, если проглядел какие-то ошЫбки и очепятки.)

Как выбрать философию своей жизни?

Анонимный вопрос

24 марта 2019  · 1,9 K

Упаси Вас бог выбирать себе философию для жизни. Будете проживать чужую жизнь (это трагедия многих в наше время). Ваша, именно ваша философия в Вас уже есть. И если она заговорила (вы, пусть и в неумелой форме, задаетесь философскими вопросами, которые сводятся к вопросу “как это возможно?”), то ее можно длить с помощью философских методов. Для этого Вам лучше приходить на беседы к живому философу, которые чуть раньше Вас проделал путь закрепления “заговорившей” в нем философии. Поможет только тот, кто уже закрепил. Много знающих философию. Но, к сожалению или к счастью, “многознание уму не научает” (Гераклит). Здесь ум и есть то, внутри чего вижу и понимаю происходящее в моей жизни на самом деле (кстати, такое вИдение без иллюзий требует некоторого мужества. А вдруг Вам это не понравиться? Но ведь это есть. Уже есть. И тогда важно это принять. Принятие же позволяет двигаться в другом направлении. Иначе, выбирать желаемое).

178

Комментировать ответ…Комментировать…

А зачем вам это нужно? Читайте признанных писателей, поэтов, философов и т.д, и формируйте собственный взгляд на вещи. Тем более слово “Выбирать” тут выглядит как будто вы в магазине =)

Ваша позиция должна основываться на ваших собственных взглядах и убеждениях, а вот основу этих самых взглядов и убеждений можно сформировать множеством способов, по моему мнению лучший – книги

180

Комментировать ответ…Комментировать…

Не то что даже выбрать (хотя это часть процесса) – собственную философию своей жизни можно создать, опираясь на уже имеющиеся в культуре идеи и доктрины. Могу предложить несколько стартовых точек, если интересует.
Как таковая – философия жизни, т.е. именно система практических ориентиров и рекомендаций “как лучше жить”, представлена в европейской культуре ярко в школах…
Читать далее

707

Комментировать ответ…Комментировать…

Самостоятельно выявите и проанализируйте структуру родного языка, тогда у вас будет самое объективное научное мировоззрение, так как именно в структуре языка максимально объективно отражаются два качественно различных уровня естественной последовательности развития человека и общества.

316

Комментировать ответ…Комментировать…

Понять, что тебе нравится в жизни. Понять твою мораль и культуры. Возможно выбрать себе опору или подражателя. В этом и есть смысл. Возможно именно так вы найдете свою философию.

133

Комментировать ответ…Комментировать…

19 ноября – Всемирный день философии, который отмечают с 2005 года. Это отличный повод для вдумчивого чтения. Мы попросили эксперта, выпускницу философского факультета ГАУГН, подобрать десять книг, с которых можно начать изучение философии. 

В своей статье «Что такое Просвещение?» великий Иммануил Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Именно такого рода мужество Кант считал выходом из состояния «несовершеннолетия». Можно сказать, что философия и является руководством к уму: она учит задавать вопросы, ничего не брать на веру и критически осмыслять мир.

«Диалоги»‎, Платон

Как отметил британский философ Альфред Норт Уатхейд, «вся философия – это заметки на полях сочинений Платона». Свои идеи Платон выражал устами Сократа, своего учителя, который в форме свободного диалога испытывал жителей Афин. Сократ называл свой метод «повивальным», или «майевтическим»: необходимо, чтобы собеседник сам мог прийти к истине, породить ее – путем последовательных вопросов, задаваемых Сократом. 

В сочинениях Платона присутствует большинство тем, занимающих западную философию по сей день: проблемы бытия и блага, идеального и материального, эротики и эстетики, политики и устройства государства.

«Исповедь»‎, Блаженный Августин

Блаженный Августин – христианский философ, один из Отцов Церкви. «Исповедь» написана как автобиографическое сочинение, рассказывающее о судьбе Августина и его обращении в христианство, и является важнейшим текстом для средневековой философии, философии, обратившейся к Богу и понятию веры. Занимательный рассказчик Августин размышляет о религии, человеке, добре и зле, свободе и благе и о сущности самого времени.  Представляя собой жанр, неизвестный античности, «Исповедь» обнажает средневековый разум как разум, стремящийся примирить веру с самим собой, объединить себя с верой. «Исповедь» – это философствование от первого лица, полное субъективных переживаний.

«Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», Франческо Петрарка

Франческо Петрарка, известный в первую очередь как поэт, – одна из наиболее значимых фигур эпохи Возрождения. Именно Петрарка считается «первым гуманистом», заложившим основы для нового обращения к человеческой личности, в том числе имеющей право на личное счастье. «Моя тайна» представляет собой вымышленный диалог некого Франциска, прототипом которого является сам Петрарка, с блаженным Августином о предназначении человека. Августин уговаривает Франциска отказаться от земных страстей, желаний, любви, чтобы посвятить себя Богу и истине. Франциск, будучи благодарен за трехдневную очистительную беседу с Отцом Церкви, смиренен, но непреклонен. Этот жест – преданность любви и «человеческому, слишком человеческому», – знаменует роковой переход от Средневековья к Возрождению.

«Рассуждение о методе»‎, Рене Декарт

Рене Декарт по праву считается основоположником фундаментальной науки. В «Рассуждении о методе», одной из самых известных его работ, он формулирует рациональный способ научного познания. Метод Декарта заключается в необходимости отыскания истинных посылов, которые должны быть признаны таковыми с очевидностью, а не взяты на веру. Все, что не очевидно, должно быть испытано «радикальным сомнением». 

Одним из таких очевидных принципов становится знаменитое «cogito ergo sum» – «мыслю, следовательно, существую»: подвергнуто сомнению может быть все, кроме самого факта моего сомнения. Этот текст стоит прочитать для того, чтобы разобраться в основаниях современной науки и понять, как рациональное мышление, мышление критическое пробивало себе дорогу в Новое время.

«Левиафан. Как рождается чудовище власти», Томас Гоббс

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» – один из важнейших трактатов о государстве. Гоббс разрабатывает свою концепцию «естественного состояния», в котором царит «война всех против всех», а «человек человеку – волк». Через «общественный договор», который заключают друг с другом люди, уставшие от междоусобиц, возникает государство. Но государство непростое: люди, обменявшие свободу на безопасность, обречены на службу суверену, сколь бы жесток он ни был. Ведь что такое «Левиафан»? Библейское чудовище, поражающее размерами и силой. Государство, сравниваемое с этим монстром, не имеет ничего общего с правовым государством. В его чертах мы узнаем многие политические режимы, требующие беспрекословной верности в обмен на иллюзию защиты.

 «Критика чистого разума»‎, Иммануил Кант

Свою теоретическую революцию Кант назвал «коперниканским поворотом в философии» и был прав. После «Первой критики» философия разделилась на докритическую (период догматической метафизики) и критическую (все, что после Канта). В чем же заключается кантианская революция? 

В пределах, которые Кант устанавливает для разума: мир разделяется на феномены, или явления (то, что мы наблюдаем) и ноумены, вещи сами по себе, которые принципиально непознаваемы. Мир феноменов структурируется чувственностью и рассудком, которые присущи нам, а не самому миру как таковому. Кроме того, за скобками остается Бог: он отдается на откуп «практическому», но не «чистому» разуму. 

Для чего стоит читать «Критику чистого разума»? Только подумайте: «реализма» больше нет. Мир не таков, каким кажется, – в нем, взятом самом по себе, нет привычных объектов. Эта мысль поистине удивительна.

‎«Дневник обольстителя», Сёрен Кьеркегор

Идеи Кьеркегора, выдающегося датского философа, теолога и писателя, вдохновляли экзистенциалистов, богословов и психоаналитиков и оказали огромное влияние на всю теоретическую мысль ХХ века. 

«Дневник обольстителя» относится к большому труду Кьеркегора «Или-или», в котором тот последовательно разрабатывает концепцию трех стадий человеческого существования. Эти стадии подразделяются на эстетическую, этическую и религиозную. «Дневник обольстителя» – о первой, эстетической стадии, на которой находится виртуозный эстетик Йоханнес, стремящийся соблазнить одну молодую девушку во что бы то ни стало.

«Логико-философский трактат», Людвиг Витгенштейн

Знаменитый «Трактат» Витгенштейна, опубликованный в 1921 году, – одна из наиболее важных работ ХХ века, фундамент аналитической философии. Он состоит из семи последовательно раскрываемых тезисов. 

Цель Витгенштейна во многом перекликается с кантианской: он стремится обозначить пределы познания или, иначе, пределы языка, который для него оказывается тождественен мышлению. Язык – это мир «фактов», лишенных субъективных психологических свойств, а «границы языка – это границы моего мира». Все, что не является объективным «фактом» (например, то, что пепельница стоит на столе – это факт, а «я тебя люблю» – это не факт), не может быть высказано, поскольку, согласно Витгенштейну, это высказывание будет бессмысленным. А потому седьмой и последний тезис Витгенштейна таков: «То, о чем нельзя сказать, следует обойти молчанием».

«Общество потребления», Жан Бодрийяр

Жан Бодрийяр – культовый мыслитель, заслуживший славу одного из отцов постмодернизма и идейный вдохновитель знаменитой «Матрицы» сестер Вачовски (хотя, как считает автор, поняли они его идеи вульгарно). 

Один из главных концептов Бодрийяра  – «гиперреальность», с помощью которой философ анализирует современное общество. Гиперреальность подменяет реальность, существовавшую прежде: основой первой являются «симулякры», вещи-объекты или знаки вещей, насытиться которыми невозможно, несмотря на усталость от переизбытка.

«Что такое философия», Жиль Делёз и Феликс Гваттари

Вопросом «Что такое философия?» задавались многие выдающиеся мыслители, и «последний великий философ» Жиль Делёз и его соратник психоаналитик Феликс Гваттари – не исключение. Но вместо того чтобы прояснять замысловатые отношения философии с наукой, искусством и литературой или давать строгие определения, авторы отвечают так: философия – это производство концептов, и работает она в «плане имманенции», не имея никакого отношения к трансцендентному (выходящему за пределы опыта. – Прим.ред.) в качестве сверхчувственного. 

Поделиться


Добавить комментарий