Горожане, особенно недавно пришедшие к вере, порой пытаются найти новых друзей на православных сайтах знакомств. Однако такие поиски зачастую приводят к разочарованиям.
Фото Людмилы Ковалевой (“Южноуральская панорама”)
Вот о чем рассказала “Вечерке” молодая жительница Челябинска:
“Раньше мне нравилось бывать в клубах и на тусовках, там всегда находила друзей. Со временем поняла, что это не мое. Начала ходить в храм, и хотела бы найти хорошую компанию среди православной молодежи. Недавно меня добавили в чат православных знакомств. Почитала переписку участников и поняла, что они ничем не отличаются от тусовщиков. Ругаются, ссорятся, оскорбляют друг друга, обсуждают запрещенные вещества. Мне все это не понравилось, и я из этого чата вышла. Очень расстроилась: ведь думала, что православные ребята толерантные, сдержанные, дружелюбные”.
Автор письма обратилась в нашу постоянную рубрику “Духовный совет” и спросила: “Как отличить настоящих православных от фейков? Как найти друзей среди православных и не нарваться на мошенников и сектантов?”
На эти вопросы отвечает священник Владимир Панарин, настоятель храма великомученика Пантелеимона в Челябинске:
— Действительно, когда человек накушается горечи греха, а потом приходит в храм, он попадает в иной мир. Святость и подвиги, ангелы и бесы, чудеса и сила молитвы. Порою этот мир настолько потрясает человека, что он не может продолжать жить, как раньше.
После первых впечатлений от живого общения с Богом, человек начинает искать таких же, как он, людей, чья жизнь изменилась и уже не будет прежней. Но, к сожалению, его ждет разочарование. И вот почему. Сам Христос в притче про Сеятеля предупреждает, что вера у людей бывает разной. У кого-то она не имеет корня и быстро засыхает. У других суета и заботы этой жизни заглушают росток веры, душат как сорняки. У кого-то из сердца веру похищает дьявол.
И даже у “настоящих верующих” семя веры может принести у одних 30 плодов, у других – 60, и только у некоторых – 100. Вспомните, как один фарисей осудил блудницу, плачущую у ног Спасителя. И Господь рассказал притчу о двух должниках. И фарисею пришлось признать простую истину: кому больше прощается, тот больше любит.
Поэтому неудивительно, что дети, выросшие в верующей семье, порою относятся к вере холодно, поверхностно. Возможно, у них до сих пор не состоялась личная встреча с Богом, они ещё никогда по-настоящему не молились.
А бывает наоборот, люди, выросшие среди мусора грехов и страстей, оказавшись на краю пропасти и избавленные Богом от гибели, обретают непоколебимую веру. Они помнят, сколько грехов им прощено, и стремятся отблагодарить Господа горячей молитвой и благочестивой жизнью. Конечно, им трудно понять тепло-хладных ребят из “верующих семей”.
У машин разные скорости, у людей разный возраст. Вы не найдёте дружную компанию подобных себе. Кто-то делает первые шаги в Церкви, а кто-то уже перегорел и остыл. Кто-то ходит в храм с детства, и его Божественный мир никогда не удивит так, как удивляет вас. Это не значит, что он “фейковый верующий”. Просто зерно вшей веры пустило в вашей душе глубокие корни, а ему, возможно, ещё предстоит эта удивительная встреча с Богом.
… Отец Владимир посоветовал автору письма и всем, кто хочет познакомиться с настоящими верующими, идти в храм, где есть воскресная школа, молодежные встречи, евангельский клуб. Можно поучаствовать вместе с прихожанами в подготовке храма к Пасхе или Рождеству. Только в реальных делах можно увидеть настоящую веру и настоящего человека, обращает внимание священник. А вот в чатах и тем более на сайтах православных знакомств искать верующих не стоит – там под личной верующего человека могут скрываться мошенники и вообще кто-угодно.
– Не ищите огня в людях. Зажигайте сами. Пусть люди загораются вашей искренней деятельной верой во Христа. Побольше читайте, непрестанно молитесь, как можно чаще причащайтесь Христовых Таин. Если вы будете жить и дышать Богом, рядом с вами обязательно окажутся люди, которым это так же близко, как вам, – отметил священник Владимир Панарин.
«Духовный совет» – совместный проект «Вечернего Челябинска» и Челябинской епархии. Его цель — не оставить человека наедине с болью и сомнениями. Священники компетентно ответят на все интересующие вас вопросы. Свои вопросы вы можете отправлять по электронным адресам firsanovan@mail.ru с пометкой «Духовный совет» или eparhia74@mail.ru с пометкой «Пресс-служба — вопросы батюшке».
Читайте “Вечёрку” на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!
«Азбука верности» – один из разделов православного интернет-портала «Азбука веры», составляющий около 5% его аудитории. Для чего православным нужен сервис знакомств, почему не достаточно тех светских сайтов, которые уже есть в сети?
1. Отношения в браке возможны на трёх уровнях – телесном, душевном (интеллектуальном, психологическом) и духовном. Высший уровень – духовные отношения, возможен только в той семье, где супруги являются христианами, живут духовной жизнью: стремятся жить в общении с Богом и уподобляются Ему.
2. Христиане целью своей жизни ставят высшее счастье, максимальную реализацию сил и талантов, дарованных Богом человеку. Соответственно не может быть приемлем блуд, как суррогат взаимоотношений в браке.
3. Подробная анкета позволяет упростить выбор человека,
живущего духовной жизнью.
Наша православная служба знакомств открыта и для тех, кто пока ещё не может назвать себя православным христианином. Мы ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира; для тех, кто стремится к благочестию и настоящей любви.
Если вы цените истинную любовь, богатство искренних и настоящих чувств в супружестве, а не духовную пустоту мимолётных страстных отношений, то мы будем рады видеть вас среди наших участников.
Вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность…
Ищу православных друзей
Что делать? Хочу найти друзей Православных. Которые ценят то что им дают. И много трудятся. А в современном мире всём интересны только деньги и богатые папики. Как найти нормальных друзей? И где их искать?
12 августа 2022, 10:40
6 ответов
Последний —
12 августа 2022, 18:30
Перейти
12 августа 2022, 10:49
#1
Да никак. Всё равно все в себе и своих семьях. Какие друзья? Думаете есть безгрешные люди? Вы уверены что даже люди в религии, они не смогут вас предать и подставить?
Я вот сомневаюсь. И не уповаю на православие или другую религию.
12 августа 2022, 10:50
#2
В божьем храме. Соседка так даже замуж вышла.
12 августа 2022, 10:54
#3
Вы в Храм ходите ?
Там и друзей и единомышленников найдете ..Еще и дела вместе прихожане делают ..
С Богом
12 августа 2022, 10:59
#4
Прошу прощения,но..кае православие и адекватность людей связаны?У меня друзья и я сама не православные,но никакие папики нам не нужны,нет меркантильных сволочей среди них..
12 августа 2022, 12:20
#5
Да полно волонтерских проектов церквей всех мастей. Там полно странных идеалистов. Только потом, когда, не дай боги, что приключится, не удивляйтесь, что такие друзья помогут вам не деньгами, а молитвой.
12 августа 2022, 18:30
#6
привет. Я живу в, маленькой деревухе в Тверской области. 13 лет жил в Москве. если интересно, пиши, https://vk.com/id286151969 или на ватсап 8 965133 78 76
корова уже есть
Отправить по e-mail : Знакомства » Хочу найти православных подруг |
|
---|---|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Март 2011
Географическое положение: Москва
|
Хочу найти православных подруг Привет! |
Сб, 26 Март 2011 16:32 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Апрель 2011
Географическое положение: Воронеж |
Re: Хочу найти православных подругЗдравствуйте!меня зовут Дарья.я хотела бы найти друзей по переписке.я православная христианка,регулярно посещаю храм.пишите!отвечу всем.apchi20@yahoo.com [Обновления: Чт, 07 Апрель 2011 21:09] |
Вт, 05 Апрель 2011 12:26 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Апрель 2011
Географическое положение: Калмыкия |
Re: Хочу найти православных подругЗдравствуйте, меня зовут Ольга. Буду рада обрести православных верующих подруг. |
Вс, 10 Апрель 2011 11:36 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Апрель 2011
Географическое положение: Калмыкия |
Re: Хочу найти православных подругСо мной можно связаться по адресу markolya65@mail.ru |
Вс, 10 Апрель 2011 11:41 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Январь 2011 Пол: Женский
|
Re: Хочу найти православных подруг Антонина, 29 лет. 8(903)273 93 39 |
Сб, 30 Апрель 2011 14:56 |
|
flover Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Май 2011 Пол: Женский |
Re: Хочу найти православных подруг
|
Пн, 02 Май 2011 11:19 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Май 2011
Географическое положение: Тюмень
|
Re: Хочу найти православных подруг Я тоже рада была бы познакомиться! |
Чт, 12 Май 2011 13:52 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Март 2011
Географическое положение: Москва
|
Re: Хочу найти православных подруглучше всего списать по почте nataliya71@yandex.ru, в контакте я есть, но бываю там крайне редко. |
Чт, 12 Май 2011 14:31 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Май 2011
Географическое положение: Тюмень
|
Re: Хочу найти православных подругНу, понятно) просто я в почте как раз таки редко))) а в контакте проще и быстрее отвечается. ну, ладно… буду писать, как только будет минутка. |
Чт, 12 Май 2011 20:56 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Июль 2011
Географическое положение: Владимирская … |
Re: Хочу найти православных подругменя крестили в детстве,а в церковь начала ходить совсем недавно, очень хочу найти православных подруг для общения и поддержки!!!возникает очень много вопросов,а посоветоваться не с кем!адрес эл.почты:kristuysha_r@mail.ru |
Пн, 11 Июль 2011 19:58 |
|
Немного написал(а)
Зарегистрирован:Июль 2011 Пол: Женский |
Хочу найти православных подруг Мне 29 лет. Замужем, сыну почти 7 лет. |
Пт, 15 Июль 2011 13:37 |
|
Немного написал(а)
Зарегистрирован:Июль 2011 Пол: Женский |
Re: Хочу найти православных подругЯ есть вконтакте Тюганкина Елена (на фотке с цветами. Пишите. |
Пт, 05 Август 2011 05:41 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Октябрь 2011
Географическое положение: Москва |
Re: Хочу найти православных подругЗдравствуйте, меня зовут Света. 33 г. Мой район -Солнцево. Храм Благовещения.Буду рада обрести православных верующих подруг |
Вс, 16 Октябрь 2011 22:42 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Март 2011
Географическое положение: Москва
|
Re: Хочу найти православных подруг Здравствуйте, Света! |
Пн, 17 Октябрь 2011 07:56 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Октябрь 2011
Географическое положение: Москва |
Re: Хочу найти православных подруг Привет, Natali777. На твой почт. адрес не получилось отправить письмо, поэтому пишу в Форуме.Я переехала недавно к мужу,хожу в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино. У моей свекрови целый круг духовных сестер: они и созваниваются, и в гости ходят, и помогают. Я же ни с кем из прихожан моего поколения не познакомилась. По работе, все мои ученики остались в моем бывшем районе (я подрабатывала уроками английского и франц.). Во дворе гуляют мамы с колясками, но я пока не имею детей и не могу поддержать тему о том, как меняются памперсы и когда пора высаживать на горшок. Мне не столько одиноко, сколько хочется расширить круг общения, пообщаться на темы как религиозные, так и простые житейские.Интересы – лингвистика и педагогика. Читаю англ литературу.Бываю на кулинарных сайтах. |
Ср, 26 Октябрь 2011 07:05 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Март 2011
Географическое положение: Москва
|
Re: Хочу найти православных подругНет текста сообщения |
Ср, 26 Октябрь 2011 08:01 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Март 2011
Географическое положение: Москва
|
Re: Хочу найти православных подруг Привет! |
Ср, 26 Октябрь 2011 08:04 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Октябрь 2011
Географическое положение: Россия |
Re: Хочу найти православных подругЗдравствуйте, мне 28 лет. Замужем, ребенок 8 лет. Сейчас начинаю приобщаться к Церкви, хотя крещеная в детстве. Буду рада обрести православных подруг.Если что, напишите мне в личку на этом форуме для обмена контактами. |
Пт, 28 Октябрь 2011 08:15 |
|
Немного написал(а)
Зарегистрирован:Декабрь 2007 Пол: Женский |
Re: Хочу найти православных подругПривет! Мне 28 лет, замужем,ребенку 4 с половиной, буду рада пообщаться, пишите в личку. |
Вс, 20 Ноябрь 2011 13:09 |
|
Недавно зарегистрирован(а)
Зарегистрирован:Ноябрь 2011
Географическое положение: Москва |
Re: Хочу найти православных подруг Всем доброго дня суток! |
Ср, 23 Ноябрь 2011 19:24 |
|
Переход к форуму:
|
Читайте также: Сумеем ли найти друг друга? Часть 1
Есть ли у Вас знакомые в Вашем храме? И знаете ли Вы их по именам? Есть ли среди них друзья, с которыми Вы встречаетесь и вне храма? Объединяет ли вас что-то еще?
Эта тема неожиданно получила широкий отклик. После того, как мы разместили на православном форуме эти вопросы, нам пришлось услышать самые неожиданные отклики. Многие из тех, кто откликнулся на обсуждение справедливо сказали, что православные люди избегают общения не столько из эгоизма или нежелания видеть рядом другого человека с его проблемами, а в основном из желания оградить себя от ненужных бесед, лишних мирских впечатлений, о которых хотелось бы забыть хотя бы во время посещения храма: «Всякое ныне житейское отложим попечение…»
Хочется рассказать о наиболее интересных отзывах и точках зрения. Кажется, что и одна, и другая сторона правы… Святые отцы говорят: нужно держаться золотой середины… Особенно тяжело нам это делать в миру, где и с людьми приходится много общаться, и спасаться, вроде, в основном, не безмолвием и сердечной молитвой, как преподобные. Но и отказать себе в немногословии хотя бы в выходной день, когда литургия, трудно. А когда еще и помолиться, побезмолвствовать, набраться духовных сил, не расплескать полученное на службе, как не в день посещения церковной службы?
Отзывы:
— Лично для себя я не считаю полезным иметь много друзей в своем храме. Первые годы воцерковления у меня были друзья, но! Какое это было для меня искушение! При близком общении узнаешь, что кто-то не соблюдает пост, кто-то пил пиво в Страстную седмицу и т.д., мало того, что осуждаешь, так еще себя оправдываешь и даёшь себе послабление. Зато теперь, когда я потихоньку отошла от близкого общения, для меня в церкви все праведны, кроме меня. «Господи! Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!»
— У меня в храме много друзей. Это часто очень радостно, особенно в праздник. Но иногда хочется, чтобы никого знакомых в храме не было, чтобы просто молиться, а не отвечать на приветствия. Тогда я иду в другой храм или монастырь.
— Наш первый храм был небольшой, приход поначалу состоял из десяти человек. И батюшка очень много усилий прилагал к нашему сплочению — устраивал трапезы, поощрял хождение в гости и путешествия. И я стала замечать: приходишь на службу, со всеми поздоровалась, выяснила самочувствие всех беременных женщин, в это время бабули потискали моего ребенка (тогда он был один). А тут и служба кончилась! Пора на трапезу! Сейчас мы поменяли храм, ходим туда четыре года. И иногда у меня возникает желание принять участие в общеприходской жизни – поучаствовать в детском спектакле, прийти убрать храм перед Пасхой, познакомиться с людьми, которые сами идут на контакт и т.д. Муж все время мне говорит: «А оно тебе надо? В прошлый раз не хватило?»
Я думаю: да, наверное, не надо. Мы же не для общения туда ходим.
— Лично я не ищу близкого общения т.к. не могу носить немощи ближних, да и свои тоже. Мне общение заменяет семья.
— За весь храм не скажу, кто поставил меня судить? Только за себя. В храме и вне храма у меня нежно и неизменно любящие меня — Господь, Богородица, ангелы-архангелы, пророки, преподобные и богоносные отцы наши.
Помогаю всегда, чем могу, но в друзья не лезу. На литургии что ли дружить? Есть ряд людей, стоящих в первых рядах и снисходительно оглядывающих прочих, и болтающих чуть ли не во время Херувимской. Боюсь уподобиться таковым. В храм не к друзьям мы ходим. И не к близко знакомому батюшке. А изнанка храмовых «дружб» — сплетни, склоки, обиды и пр. Есть, конечно, друзья. Но, чтобы поголовно все или большинство, конечно, нет.
Как клуб единомышленников — не воспринимаю ни под каким видом. Труден путь каждого к Господу. В дому Отца моего обители многи суть. В храме я отрешён совершенно. Даже включая путь туда-сюда и долгое время после. Не хочется расплескать в суете то, что в храме получаешь.
— «В храм мы приходим к Богу. А чтобы видеться друг с другом, на то есть другие места…», — примерно так сказал святитель Феофан (Затворник).
— Друзья в храме? Конечно, есть. Но я сама люблю бывать на службах, где меня никто не знает. А с друзьями общаюсь вне храма. Мне кажется, тут дело еще и в различии темпераментов. Одному человеку нужно общение в большей степени, другому — в меньшей, а в храме хочется больше молиться, а не смотреть по сторонам и ждать прихода подруг.
— У меня в храме очень много знакомых, и друзей тоже.
Если надо — помогаем друг другу. Когда надо — морально поддерживаем.
Если кто-то сильно болеет — то многие приходят дежурить, помогать ухаживать. Часто организовываются паломнические поездки прихожан.
На Подворье есть молодежная организация: они помогают заключенным, ездят в миссионерские походы. Просто собираются, общаются. Уже сложилось несколько семейных пар. Чужие грехи и несовершенство, несоответствие кого-то моему представлению о Православии меня сейчас уже не трогает. Я поняла: все мы грешные, но в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Главное — видеть именно это. Тогда очень легко общаться и у каждого чему-то учиться.
— Сначала, правда, было именно такое: пока со всеми пообщаешься — служба кончается. Но кто говорит, что нужно общаться на службе?
Приходи, помолись, а после службы общайся на здоровье.
Я сейчас, если не работаю за Свечным, то иду вперед, встаю около алтаря, и молюсь тихонько всю службу. А потом, на улице — какое удовольствие видеть родные лица, узнать — как дела у людей, потискать детишек…
— Очень больная тема. Долго думала написать или нет. Один человек, когда уже похоронил мать, которая была инвалидом, с потерей рассудка, произнес такие слова: «Все поулыбались, откланялись и разошлись и никто не спросит — как вы там, может, чем помочь?..» Почувствовала боль и обиду, я тоже отношусь к этим «всем». Жить негде, документов нет, потому что негде прописаться — нет жилья. О том, чтобы хоть что-то купить для жилья, нет и речи, просто выживали. Нет документов — нет работы. Все вспоминаются слова знакомого кузнеца: «Сытому голодного не понять», сказанные как раз в разговоре о жизни прихода…
— Да, есть такой момент — всем все равно. Близкое общение, часто, очень обязывает. Когда ты общаешься изредка и в отвлеченной обстановке, это одно, а когда надо сделать шаг навстречу… Например, пригласить к себе в гости или тебя приглашают, например. Или просто предложить помощь. Нам не хватает простоты. Мы погрязли в рамках этого мира. Слишком много стали значить «рамки приличия». Но с другой стороны, когда сам ты не просишь, люди просто могут тебя неправильно понять. Просто можно подумать, что тебе сейчас хочется побыть одному.
— Когда у меня в жизни была сложная ситуация, именно «клуб единомышленников» мне помогал с решением моих проблем. Люди делали конкретные дела, оказывали мне помощь, в том числе и материально. И тогда я понял, что дружеские отношения, даже скорее братские, каковыми они становятся именно, когда кто-то, жертвуя «своим» (будь то временем или деньгами или просто ободряющим словом), отдает это тебе — являются очень важной частью христианской жизни.
— Вопрос не в том, молиться в храме или общаться. Вопрос об общении вне храма, в повседневной жизни. Мы все замкнутые и молчаливые, нас не интересуют другие люди, их проблемы и заботы. Нам трудно помочь даже прихожанам нашего храма, даже в мелочи (например, подвезти старушку от храма до поворота, а может и не старушку).
— По-моему, и есть христианство, когда все вместе. Отличная есть статья игумена Иллариона Алфеева «Об отношении к ближнему». Он пишет, что многие пытаются убежать в храм, спрятавшись от людей, «побыть одному». Но ведь Рай, говорит он, это когда все вместе. А Ад — есть одиночество, когда тебе все мешают.
Поэтому желающие его достигнуть, должны к людям «бежать».
А то это эгоизм получается, «мой личный Бог», «моя молитва» и не трогайте меня. Просто, послания Апостолов почитав, видно КАК жили первые христиане. Тоже хочется так. Наверное, первый шаг к людям — быть проще, быть открытым. А не входить — «не трогайте меня» и выходить «не трогайте, я после молитвы».
— У меня нет друзей в храме, есть несколько людей, с которыми улыбаешься и здороваешься. И есть еще сосед, с которым вне храма бывают общие дела по дому. И все. Как же мне было поначалу от этого тяжело! Ходишь один, в храме тоже один, другие прихожане, многие, друг друга знают, здороваются, общаются, ты же – как отщепенец. Да и недоразумения бывали… На втором десятке лет со мной кое-кто стал здороваться.. Пройдет еще 10, и, может, я кого-то узнаю лично..
Но теперь я понимаю, что это Промысел Божий, т.к., имея характер холеричный и общительный, я бы стала ходить в храм не только как в Дом Божий, но и как в «клуб по интересам». Слава Богу за все.
— Очень важная и жизненная тема. Дело ведь, действительно, не в самом общении. Дело в чем-то более серьезном и важном, во внутреннем единстве. Общение – лишь внешнее выражение этого единства, единства О Господе, евхаристического единства. Само по себе общение не является выражением этого внутреннего единства и любви. В западном секуляризированном обществе, за котором мы четко следуем, много общаются, состоят в различных клубах, но при этом люди максимально разделены. Поэтому в данном случае мы говорим не об отсутствии общения, это лишь следствие того внутреннего кризиса нашей Церкви, а об отсутствии внутреннего единства, которое является следствием духовного упадка, потери христоцентричности Церкви. Протоиерей Александр Шмеман говорит о евхаристическом кризисе, как о центральной проблеме нашей Церкви, и выход именно из этого кризиса, по его мнению, и будет ознаменовать истинное возрождение Церкви. В чем же выражается данный кризис: духовный упадок, и, как следствие секуляризация и индивидуализация, привели к тому, что « Евхаристия понимается как акт личного освящения, а не как соборный акт» (Смотрите его книгу «Евхаристия»).
Но дело в том, что Церковь – это собрание (с греч. Еклессиа). Собрание братьев и сестер во Христе с целью СО-вместного причащения, соединения с Богом в единое тело, в живой организм. Поэтому, братья и сестры, это не форма церковного этикета, а то состояние, в котором мы должны пребывать по отношению друг к другу. Это духовное единство выражается во внешнем взаимном попечении друг о друге, как духовном, так и материальном. Христос три года жил вместе со своими учениками ВМЕСТЕ. Из апостольских посланий мы видим, что первые христиане делали общим все имущество, вместе пеклись о немощных. Апостол Павел ратовал об общении не только внутри, но и между общинами, собирая подаяние для наиболее бедных Церквей, посылая наиболее мудрых братьев и сестер в другие Церкви.
Насколько все это далеко от современного глубоко индивидуалистического понимания Церкви многими современными христианами, которые приходят в Церковь для удовлетворения личных духовных или душевных нужд, за своей порцией благодати, где другие христиане или не интересуют или же даже могут служить помехой для личного духовного роста и воцерковления. Но происходит ли при этом духовный рост? Происходит ли при этом то, что созидает нас в Церковь-Евхаристическое общение? О каком общении можно говорить, если, как уже было сказано, мы подходим к чаше для решения только своих нужд, порою даже не подозревая о нуждах того, кто стоит рядом. О каком теле. Живом организме может идти речь, когда мы не имеем живого сердечного участия в тех, кто стоит рядом с нами в храме. А для этого надо хотя бы познакомиться. Даже Христос в наиболее трудные моменты призывал учеников своих, чтобы они побыли с ним рядом, ибо это приносило Ему утешение в Его скорбях.
Когда же приводят в пример отцов пустынников, нужно отметить, что это исключительный пример, который никогда не был правилом в Церкви. И почти все отшельники, прежде чем удалиться в пустыню. Проходили многолетнюю школу в общежительном монастыре. Преп. Исаак Сирин в своем наставлении молчальникам запрещает сразу идти в затвор, а настаивает, что сначала новоначальным монахам обязательно нужно пожить в общежитии.
Конечно, есть пример преп. Арсения Великого, которому Бог сказал: бегай людей и спасешься… Но это же Арсений….
На мой взгляд, только возродив общинную жизнь, центром которой является Христос и единение с ним в Причастии и совместной молитве, в попечении друг о друге, мы сможем говорить о всей полноте участия в Церковной жизни.
— Несколько лет назад я переписывалась с одной американской семьей. Они рассказывали о жизни прихода, присылали фото – на приходском пикнике, на таком-то празднике, на благотворительном мероприятии… Верите, я была в недоумении? Внутренняя духовная жизнь заменена внешними мероприятиями. Ну, думаю, американцы, хоть и православные. Что с них взять?
Сегодня я с огорчением вижу это и в нашем храме. Регулярные поездки, встречи с ранее служащим батюшкой (застолья), просмотр роликов, снятых паломниками в Грецию, Иерихон, Афон, Бари и многие-многие другие святые места. В общем, жизнь бьет ключом….
О себе я могу сказать, что у меня есть семья, дети, работа, соседи, но я не считаю полезными для духовной жизни всевозможные застолья, даже по самому благочестивому поводу, пикники, встречи, песни под гитару… Не только не полезными, но и вредными. Это мнение я вынесла из чтения святых Отцов и, отчасти, из опыта общения с духовными людьми.
— Есть чувство некоей близости, которое трудно передать – радость от того, что кто-то любит то же самое, что и ты. То, что основополагающе в твоей жизни — таковым является и для них.
Мы все разные, а чувство братства, родных людей возникло совсем на особой почве – мы – единоверцы, хотя в реале помочь получается часто только молитвой. Да и то хлеб, слава Богу за всё.
— Не раз думала об этом… Дух в человеке – всегда одинок: с Богом можно только Один на один. Но Дух порой дает соприкосновение душам – в те минуты, когда «тусклое стекло» становится проницаемее. Никогда не забуду первую в моей жизни ночную службу Великой Субботы в нашем только что, неделю назад, освященном храме. И как мы выходим в рассветное утро после этой службы с пожилой Надеждой, обливаемся слезами, и свет в нашей церковной ограде – еще остается тем «невечерним светом», светом Царствия Божия, которое было близ. И это словами не выразишь, и мы просто обнимаемся и плачем, зная, что это самые сильные и счастливые часы нашей жизни. После этого – да что бы ни случилось, как мы можем быть НЕ родными? Прошло 17 лет, а часто, взглянув друг на друга (а как обе постарели-то!) – плачем и так же обнимаемся. И это – да, душевное. А без духовного – откуда бы ему взяться?
— Не завожу друзей в храме. Для всех вопросов, которые у меня возникают, у меня есть батюшка, с которым могу поговорить. Он не является моим духовником, но в беседе не отказывает. От православного сообщества и от тех, кто себя позиционирует как «православные», стараюсь держаться подальше. Нового ничего не узнаешь, а мозги могут запудрить капитально. Потому как, сам убедился, у многих таааакая каша в голове. Так, что лучше спросить у батюшки.
— Община христианская – это замечательно. Если священнику удалось создать настоящую христианскую общину, то вопрос о том, что люди общаются в храме – не стоит вообще. В ней присутствует то, что должно быть между всеми христианами: любовь. Любовь, взаимовыручка, помощь – все это присутствует. В христианской общине возможно и изучение основ христианства, и катехизаторство, и изучение Священного Писания. Могут существовать и молодежные организации, миссионерство, помощь заключенным, малоимущим и т.д. Это просто здорово! Жаль, что общин таких еще мало. Но есть надежда…
— Не понимаю просто: зачем знакомые в храме? Я даже с мамой вместе не хожу в церковь, потом созваниваемся: ты была? – да, и я тоже. Моё мнение – только одной, только полная погружённость, а со знакомыми можно в других местах пообщаться…. Вот из-за чего, никогда не комплексую.
— А если ты начинаешь идти к Богу один, и в семье, и среди друзей – ну совсем один…Иногда преодолевая и сопротивление…. Бывали, например, со мной и тяжелые моменты, когда хотелось с единомышленниками поговорить, посоветоваться, да просто единомысленно помолчать, а… не с кем… Это теперь есть, с кем, а тогда….Но правильно говорят – то, что нас не убивает, делает сильнее…
— Мне представляется, что изначально тема была задана , есть ли у кого из нас сердечное расположение к тем людям, с которыми вместе молимся в храме. Сердечное, а не разумно-рационалистическое понимание того, что поскольку мы причащаемся одного Тела, то и являемся одной плотью, по идее… Вроде бы. Должны ей становиться, да, но почему-то этого не происходит, и человек, которого я вижу в храме каждый субботний вечер, например, для меня такой же чужой и посторонний, как и несколько лет назад, когда я впервые его увидела. Вот что происходит реально.
— 1. «Возлюбим друг друга» перед «Верую» – это что? Команда стоять столбиками как до и после? Или молиться о себе и своих проблемах? Или возлюблять предполагается не глядя на ближнего?
2. Перевод слова Литургия каков? Может ли группа совершенно посторонних людей быть объединена только своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ молитвой? Человечество любить легко, попробуй любить человека. А как может быть общей молитва, когда нет чувства близости к рядом стоящим людям? И как можно считать их ближними, но не иметь с ними никакого общения, кроме Евхаристического?
3. При грамотном подходе прихожане на службе в молитве, а вот до и после можно и пообщаться. В том числе и с гитаркой. Или шашлыками. Это налаживает душевные связи, а духовные проявляются в соборной (общей, а не наоборот, индивидуальных!!!) молитве на службе.
— Просто неизбежно, если ты, наконец, узнал из Евангелия, богослужения, причастия, что ты должен любить ближнего и Христа – неизбежно именно здесь, в храме встанет и вопрос: а что, я люблю этих вот людей, рядом со мной? Умею ли я любить эту старушку, которая так шуршит пакетом. Что заглушила Апостола, умею ли я любить сделавшего мне замечание человека? И у всех начинается эта «храмовая аскетика», победа в которой – всегда любовь и близость. А отсутствие ее – поражение. Но временное.
— А мне вот шуршащую старушку в храме полюбить намного легче, чем где-нибудь еще… Она ведь тоже сюда пришла, и примерно по тем же причинам, что и я, она мне единомышленник в самом главном… В транспорте, например, все намного сложнее становится…
— А я когда-то, когда только начала ходить в церковь… Помнится, пришла к Илье Обыденному в будний день, и так молилась, так молилась… ниц лежала, и совершенно мне было все равно, как это выглядит… И вдруг вижу знакомых, папиных друзей… Тут уж я ни молиться не могла, ничего… Еле уползла… Долго потом стыдилась, что это «кто-то» видел… Это – да, мешало…
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.