Как говорил мессир Воланд, вопросы крови – самые сложные в мире. Современная наука дает ответы на многие вопросы, еще монах Мендель разбирался с горохом, желтым и зеленым, определяя, что наследуют дети от родителей, бабушек, прадедушек и прочих родственников.
Но прежде, чем мы будем размахивать ребенком и говорить – он рисует неприличные картинки, это у него от прадедушки, давайте определимся, что такое способности, задатки, таланты и склонности. Часто эти слова используют, как синонимы, но в вопросах науки за каждым термином закрепляется точное значение и толкование, безо всяких “похоже” и “примерно”.
Итак, ребенок рождается с базовым набором физических возможностей – зрение, слух, осязание, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность. К ним добавляется темперамент – это скорость и устойчивость протекания нервных процессов. Грубо говоря, это как часто меняется настроение, насколько оно стабильно, как сильно переживаются эмоции, и легко ли они переключаются. В этом же компоте плотно привязаны внимание, его объем, устойчивость, произвольность, скорость переключения и прочая светотень.
То есть, ребенок не просто носитель неких “способностей”, а сложная система, где все движения души, ума и тела связаны между собой и открывание глаз запускает в мозгу и всем теле разные процессы, с разными настройками, параметрами, мощностями.
Нет у ребенка “таланта к музыке” или “способности к состраданию”, он рождается с ЗАДАТКАМИ способностей, то есть физическими качествами, которые он сможет развить (или не сможет, среда, условия, окружение не позволит) в СПОСОБНОСТИ, которые уже сложатся или не сложатся в талант. Задатками называют чувствительность к цвету, обостренное обоняние или быстрая моторная реакция мускулов, потенциально более устойчивое внимание (предпосылка к аналитическим способностям которые могут лечь в основу рисования или психологии, или математики, физики, любой деятельности, где требуется концентрация), то есть физический задаток может быть основой для разных способностей.
Высокая физическая выносливость – хорошее сердце, объем легких, обмен веществ в мускулатуре – могут быть задатками как танцора, так и спортсмена, актера театра или пожарного. Это только задаток, в какую способность он перерастет – вопрос времени и воспитания. Ведь к физической выносливости может прилагаться флегматичный темперамент, равнодушный к танцам, но склонный к монотонной деятельности, например, гребле.
Задаток из острого слуха может стать способностью к музыке, а может развиться в острый фонематический слух и вкупе с хорошей памятью дать талантливого лингвиста или артиста кино или театра. Певца, гипнотизера, юмориста, педагога. Голос и интонации – очень сильный социальный инструмент.
Как выявить задатки и помочь развиться способностям? Давать ребенку разнообразную деятельность, где поощрением должен служить сам процесс, удовольствие от деятельности. Это возможно при совместной игре – давай вместе строить домик, рисовать, лепить, петь, кричать голосами разных животных, кидать палки, месить тесто, пилить деревяшку, мять бумагу, изображать мультяшных героев, сочинять сказки, играть с водой и песком. Во время игры обращайте внимание, что поглощает внимание вашего друга – возможно, что ему не нравится что-то делать руками, но он в восторге от шумных шалостей, ему важно внимание и признание, значит, его задатки лежат в области социального взаимодействия, ему нужен коллектив, где он сможет стать творцом, руководителем или помощником для других людей.
Как найти свои способности? Взрослому человеку все также надо идти сначала, какие задатки у вас есть? Что вам дается легко? А что доставляет удовольствие? Во что вы увлеченно играли в детстве, как эту деятельность можно перенести во взрослую жизнь? В какие моменты вы чувствуете, что живете не зря, на полную катушку, по-настоящему? Вот это и есть ваши способности. Ваши таланты. Пробуйте новое, разное, то, для чего ваши задатки подходят лучше всего. А признание и успех обязательно придут. Главное – получать радость и удовольствие от процесса.
В психологии существуют 3 точки зрения относительно того, что такое талант. Одни исследователи (Э. Мейман, Ф. Гальтон и др.) считают, что талант – это врожденная особенность. Другие (Г. Мелхорн, Б.М. Теплов и др.) считают, что каждый человек талантлив, но в чем-то своем. И третья группа специалистов (В. Штерн, П.П. Соколов и др.) считает, что талант – это сочетание врожденных способностей, обучения и благоприятных условий развития человека. Большинство современных психологов придерживается последней теории, на нее же ориентируются все педагоги.
Талант – это одна из ступеней развития способностей.
Каждый человек талантлив, но по-своему. Однако чтобы таланты проявились, нужно создать подходящие для этого условия.
Содержание:
- С чего начать поиск таланта в себе
- Что такое талант — виды
- 24 способа, как найти в себе талант и способности
- Что будет мешать в поиске себя
- Важные факты
А теперь разберем все подробнее и по порядку. Узнаем, как найти свой талант.
С чего начать поиск таланта в себе
Для начала нужно разобраться в определениях:
- Талант – это «высокий уровень развития специальных способностей» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В психологии выделяют такие уровни развития способностей: задатки, собственно способности, талант, гениальность.
- Способности – это «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Краткий психологический словарь», Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Способности бывают общими и специальными. К первым относятся те особенности, которые позволяют успешно осваивать любой вид деятельности: внимание, память, речь, мышление, коммуникативные навыки, трудолюбие и т.д.
К специальным способностям относятся особенности, позволяющие достичь успеха в конкретном виде деятельности: музыкальный слух, богатое воображение, чувство стиля, способность различать едва уловимые оттенки цветов и т.п.
Виды специальных способностей:
- Математические,
- Технические,
- Литературные,
- Художественные,
- Физические,
- Музыкальные,
- Учебные.
Что такое талант — виды
Талант – это такой уровень развития специальных способностей, при котором человек может не только воспроизводить полученные знания и повторять чей-то опыт, но и придумывать свое, творить, изобретать. Талантливый человек привносит в дело уникальность, оригинальность. Психолог Г. Гарднер выделил следующие виды талантов (1980 год, в основе лежит классификация типов интеллекта того же автора):
- Вербально-лингвистический. Это способность воспринимать и обрабатывать информацию транслировать свои идеи в массы. Без этого не обойтись писателям, ораторам, политикам, журналистам, копирайтерам.
- Цифровой. Это умение работать с числами, кодами, программами. Без этого таланта не обойтись программистам, математикам, экономистам.
- Пространственный. Это способность системно воспринимать мир и придумывать параллельные реальности, мыслить образами. Без этого таланта не обойтись иллюстраторам, дизайнерам, фотографам.
- Физический. Это сила, ловкость, гибкость, выносливость, скорость и все, что связано с возможностями тела. Люди с этим талантом достигают успеха в спорте, танцах, акробатике и т.п.
- Эмоциональный (личностный). Это умение хорошо разбираться в своих и чужих чувствах, анализировать их, отрабатывать эмоции. Люди с этим талантом находят себя в педагогике, психологии, социальной работе. Иногда это помогает построить актерскую карьеру.
- Межличностный. Это способность находить общий язык с любым человеком, успешно выстраивать отношения в разных сферах жизни, доступно излагать свои мысли и доносить их до других людей, убеждать, вдохновлять. Этот талант пригождается политикам, актерам, психологам, воспитателям, общественным деятелям.
- Талант окружающей среды. Это способность взаимодействовать с природой (флорой и фауной). Люди с этим талантом достигают успеха в работе с животными (дрессура, ветеринария, кинология), а также в агрономии, сельском хозяйстве и т.п.
- Комбинированный тип. Это сочетание разных талантов в одном человеке. Сферы потенциального успеха зависят от особенностей комбинации. Например, сочетание цифрового, вербально-лингвистического и эмоционального таланта позволит человеку создавать такие тексты и сайты, которые будут находить отклик в душах людей, пользоваться спросом.
Таким образом, начать развитие таланта стоит с его определения. Как узнать свой талант: пройти онлайн-тест Г. Гарднера. Необходимо ответить на 31 вопрос.
Согласно этому тесту, у меня лингвистический тип интеллекта (люблю и умею читать, писать и слушать, рассказывать истории). Собственно, этим я и занимаюсь по жизни. Так что, тест работает – проходите.
Чуть ниже мы еще поговорим о тестах для самодиагностики. А теперь перейдем к способам как найти в себе талант и способности. А также узнаем, как развить их.
24 способа, как найти в себе талант и способности
ТОП-24 способа и упражнения как найти в себе талант и способности.
Фантазирование
Представьте, что вам больше не нужно работать. Подумайте, чем бы вы тогда занялись. Например, вы стали бы уделять больше времени своему хобби. Или освоили что-то новое.
Возможно, уже давно вас привлекает какая-то деятельность, но вы боитесь лишиться стабильности в жизни, поэтому пасуете. Так или иначе, для развития талантов нужно обратить внимание на то, к чему тянется душа.
Самоанализ
Подумайте, что вам удается проще всего, что лучше понимаете, что с интересом изучаете. Это не означает, что та деятельность, к которой есть способности, дается совсем легко – трудности есть везде. Однако при наличии склонностей эти трудности не пугают, не останавливают и не так раздражают, как в тех делах, где способности не выражены.
Размышления о будущем
Эта техника помогает не только найти таланты, но и разобраться в приоритетах, ценностях. Представьте свою жизнь через 5, 10, 15 лет. Что вас окружает? Кто рядом с вами? Что вы чувствуете? Кто вы?
Важно: это должно быть позитивное фантазирование, то есть представьте свое самое счастливое будущее. А теперь главный вопрос: что помогло вам все это обрести? Чем вы занимались и, что не маловажно, от чего вовремя отказались, чтобы очутиться в этом будущем?
Расширение зоны комфорта
Оптимальное время для развития талантов – детство. Как найти талант у ребенка: наблюдать за ним в процессе деятельности, мысленно сравнивать его успехи с успехами других детей и предлагать разные варианты активности. Так же и во взрослой жизни: нужно пробовать. Составьте список способностей и подберите виды деятельности для каждого. Например, можно оформить это в виде таблицы:
Специальные способности | Примеры видов деятельности | Ваши результаты |
---|---|---|
Музыкальные | Игра на музыкальном инструменте, обработка музыки (аранжировщик), написание песен (композитор), пение, танцы, диджеинг, преподавание музыки, дирижирование, продвижение и раскрутка музыкантов (продюсер, агент, PR-менеджер), ведение концертов или других мероприятий, обозревание музыкальных новинок и т.п. | |
Математические | Бухгалтерия, экономика и все виды деятельности, где нужно работать с цифрами, заниматься вычислениями | |
Лингвистические (литературные) | Написание стихов, рассказов, статей, редактура и корректура текстов, работа критиком, написание сценариев для развлекательных мероприятий или классных часов и т.д. | |
Технические | Конструирование и моделирование, ремонт, строительство, программирование, тестирование и проверка работы механизмов | |
Учебные | Проведение исследований, опросов и экспериментов, проверка теорий и гипотез, то есть исследовательская и научная деятельность в любых ее проявлениях | |
Художественные | Работа художником, дизайнером, архитектором, иллюстратором, гримером, реставратором, мультипликатором и т.п. | |
Физические | Любой вид спорта и любой физический труд, работа тренером |
Или подберите варианты активности только под свои таланты (вы же их уже знаете после прохождения теста). Пробуйте, отмечайте, что понравилось, а что не понравилось, что лучше удается, а что хуже.
Если возникают проблемы с идеями, то обратите внимание на успешных и счастливых людей из своего окружения или с мировым, федеральным уровнем известности. В чем они нашли себя? Что им нравится и удается? Возможно, и вам стоит попробовать свои силы в том же виде деятельности.
Обратите внимание! В одном человеке живет множество талантов и способностей, все они взаимосвязаны, поэтому важно заниматься всесторонним развитием личности. В психологии принято придерживаться комплексного подхода в изучении и развитии способностей.
Знакомство с интернет-профессиями
На мой взгляд, интернет очень помогает искать, развивать и применять таланты. Для вдохновения вы можете зайти на любую биржу фриланса, например, на Кворк и посмотреть основные категории предложений. Возможно, что-то вам приглянется.
Другой вариант как найти свое призвание и талант – посмотреть сайты онлайн-школ, например, изучить список курсов от Нетологии или Скиллбокс.
Как только какая-то профессия вас заинтересует, вы можете пойти дальше и узнать, какие качества должны быть у человека, чтобы добиться успеха в этой сфере. Так вы придете к тому, чем хотите и можете заниматься и при этом быть востребованным на рынке труда.
Это, кстати, золотая формула выбора профессии: хочу (желания, интересы) + могу (способности) + надо (востребованность в обществе).
Психологические тесты
Способности – это элемент структуры личности. Чтобы определиться со своими талантами и призванием, можно пройти один из тестов на профориентацию и определение типа личности.
Как найти свой талант и открыть его при помощи самодиагностики:
- Тест Голланда (бесплатно и без регистрации). Ответив на 42 вопроса, вы поймете, какая сфера соответствует вашему характеру, складу личности и способностям.
- Тест «Сфера интересов» (бесплатно, но нужно зарегистрироваться). Ответив на 60 вопросов, вы узнаете все о своих способностях, разберетесь в интересах и определитесь с профессией.
- Тест «Какая интернет-профессия раскроет ваши таланты». В результатах исследования описаны не только ваши ведущие качества, но и представлены несколько профессий, в которых вы можете себя реализовать.
Взгляд в детство
В детстве мы все о чем-то мечтали, многим интересовались и увлекались. Мы не думали о том, насколько это серьезно, престижно, прибыльно и т.д. А потом родители и общество убедили нас, что иногда о своих «хотелках» лучше забыть.
Да и социальные роли, статусы, обязанности шепчут, что вместо мечты нужно выбирать стабильность, а вместо любимого дела – сферу, где больше платят.
Или еще хуже: нужно быть там, куда берут, и брать то, что дают (словно вы не имеете права выбирать).
А теперь вспомните себя в возрасте до 6-7 лет. Что вам тогда нравилось, чем вы увлекались? Почему бросили это занятие? Может быть, стоит вернуться к нему? Постарайтесь привнести в свое настоящее то, что радовало вас в прошлом. Начните с малого – сделайте это своим хобби. Постепенно все больше уделяйте ему внимания, развивайтесь в этой сфере. Отводите ежедневно хотя бы полчаса на занятие тем, что вам нравится.
Личный дневник
Универсальный метод. Анализируйте свое настроение, эмоции и состояния. Для начала тренируйтесь в выходной: выделяйте день на освоение чего-то нового, а вечером анализируйте свои чувства.
Если вы занимаетесь тем, что по-настоящему близко, то не ощущаете усталости, заряжаетесь от результатов и получаете удовольствие от самого процесса.
За любимым делом время пролетает быстро, не хочется отвлекаться на что-то второстепенное, преобладает позитивный фон настроения.
Опрос знакомых
Если затрудняетесь с определением своих способностей, сильных и слабых сторон, то опросите знакомых, коллег, друзей, родственников. Кто-то помнит вас в детстве, кто-то наблюдает за вами сейчас. Иногда со стороны виднее.
Например, недавно у меня был такой случай. Я делилась с подругой своей радостью: купила наушники для синтезатора (мое хобби). Восхищенно рассказываю: «Ты даже не представляешь, какой там звук. Такое чувство, что музыка не в ушах, а прямо в голове. Звук словно обволакивает твой мозг». А подруга в ответ: «Ты бы видела сейчас свои глаза и общее выражение лица. На безумца похожа».
И еще мне говорили, что аналогично глаза горят, когда я обсуждаю что-то из мира психологии, когда пишу статью или говорю о том, что для меня интересно и важно. Я в эти моменты себя не вижу, но другие люди видят. Возможно, и в вашем окружении кто-то знает, от чего у вас горят глаза.
Борьба со страхами
Как найти и раскрыть свои таланты: делайте то, что пугает. Подумайте, что до сих пор мешало вам заявить о себе.
Страх критики и осуждения, страх внимания, страх публичных выступлений, страх нового, страх отвержения и боязнь быть непонятым, непринятым, страх неудачи и страх перемен, страх неизвестного – эти фобии мешают людям заявить о своих талантах. Подумайте, что останавливает вас, и боритесь с этим.
Общение с талантливыми людьми
Пересмотрите свое окружение. Откажитесь от тех, кто не верит в себя и убеждает вас в том, что о мечтах лучше забыть.
Общайтесь с теми, кто превращает мечты в планы и реализует их, уважает свои особенности, занимается самореализацией и саморазвитием, раскрывает личный потенциал.
Это заразительно, такие люди мотивируют и вдохновляют.
Да и освоение чего-то нового в команде единомышленников проходит быстрее и веселее.
Анализ своих недостатков
Как найти скрытый талант: составьте список своих достоинств и недостатков. Особое внимание уделите второму столбцу. Возможно, то, что вы принимаете за недостаток, указывает на таланты в определенной сфере.
Например, ранимость и чувствительность могут быть признаком эмоционального интеллекта и социальных способностей. А несерьезность, в которой вас обвиняют окружающие, может быть признаком артистических способностей. Болтливость поможет в продажах и PR-сфере.
А также уделите внимание зависти и желанию критиковать других (если это вам свойственно). Вероятно, и то, и другое появляется не всегда, а только в тех случаях, когда речь идет о том, чем бы вы хотели заниматься, но по каким-то причинам не можете.
По тому же принципу формируется раздражение на других людей, ненависть к ним. Есть ли в вашей жизни что-то подобное? Если да, то проанализируйте это и постарайтесь добраться до своих глубинных чувств и переживаний.
Список желаний
Запишите все, чем вам нравится заниматься. Подумайте, как вы можете монетизировать это. Мне вспомнились 2 цитаты психолога М. Е. Литвака: «Если тебе тяжело, значит, ты живешь неправильно», «Счастье – это развивать свои способности, какие бы они ни были». Поймите, что нет хороших или плохих способностей, каждый человек может найти себя в этом мире.
Успех – это 99% труда и 1% таланта.
Чтобы проявить себя, нужно много тренироваться, вырабатывать навыки в том виде деятельности, к которому у вас есть способности. Тренируйтесь систематически и помните, что новые задачи должны быть чуть сложнее того, что вы уже умеете. В психологии это называется зоной ближайшего развития.
Анализ расходов и сферы развлечений
Нестандартный способ определения талантов. Зафиксируйте, на что вам не жалко тратить деньги, как нравится проводить досуг, и подумайте, как можно это развить и превратить хобби, в дело всей жизни.
Например, я заметила, что на Дзене (площадка от Яндекса для блогеров) пользуются популярностью обзоры товаров, подборки луков, примерка одежды. То есть если какому-то человеку нравится ходить по магазинам, примерять вещи и делать подборки, придумывать комплекты, то теперь он может это монетизировать. И это не единственная сфера, в которой у людей получается реализовать свой потенциал.
Например, часто на глаза попадают кулинарные блоги или что-то юмористическое.
Изучение своих успехов и достижений
Скажите, было ли у вас такое, что получая награду, похвалу, вознаграждение за выполненное дело, вы не чувствовали радости, удовлетворения? А в другой раз, закончив что-то (пусть даже с меньшим признанием успехов со стороны других людей), вы чувствовали прилив сил, позитивные эмоции?
Человек может обучиться той деятельности, которая не соответствует его «Я», добиться успеха в этой сфере, но так и не стать счастливым. Поэтому важно заниматься тем, что приносит чувство удовлетворения.
Анализ мотивов
Внутренняя мотивация, то есть интерес к процессу и содержанию деятельности, тяга к познанию – вот что важно. Если вы работаете ради чьей-то похвалы, только ради денег, статуса и т.д. или вы просто хотите прославиться, то это означает, что вами управляет внешняя мотивация. А еще это означает, что вы ошиблись с выбором пути.
Эксперименты
Как найти талант в себе, если ничего не нравится: каждую неделю делайте то, что кажется вам совершенно непонятным, а иногда и отталкивающим.
Вы лукавите, говоря, что ничего не нравится, да и не стоит раскидываться такими обобщениями.
В мире существуют сотни тысяч видов деятельности – просто вы пока не нашли свое. Познавайте себя, анализируйте как каждое новое дело отзывается в вашей душе.
Школьные воспоминания
Какой предмет в школе вам нравился? Какие дисциплины привлекали содержанием? Не оценками, не личностью учителя, а именно сутью дисциплины.
Например, я еще в школе отлично писала сочинения и изложения, анализировала литературные произведения, составляла планы и конспекты. А вот с химией и физикой у меня отношения совсем не складывались. Наверное, поэтому я сейчас психолог, а не физик или химик.
Анализ активности в интернете
Подумайте, о чем вам нравится читать, что нравится изучать, какие заголовки привлекают ваше внимание, на какие паблики вы подписаны, какими ресурсами чаще всего пользуетесь. Где-то там зарыта истина – ваш талант.
Еще одна подсказка: вы часто об этом говорите. Возможно, что от окружающих вы уже слышали: «Опять ты со своим… Вот ты всегда и все к этому сводишь».
Вспомните ситуации уверенности
Подумайте, когда вы получали удовлетворение от своих действий, чувствовали прилив сил и уверенности. Постарайтесь вспомнить максимальное количество таких ситуаций за всю жизнь, зафиксируйте их на бумаге. А теперь осмотрите список и подумайте, что между ними общего. Что-то обязательно должно быть.
- Как разобраться в себе (чувствах и мыслях) — Методы психологов
- Как принять и полюбить себя — 17 способов и Советы психологов
- Как стать лучше, чем ты есть — Пошаговый план, Способы (в Примерах) и Привычки
- 25 способов Как начать новую жизнь и изменить себя к лучшему
- Почему самопознание – это основа для личностного роста
Может быть, во всех ситуациях вы выступали лидером, организатором или посредником, лицом, которое разрешает конфликты (организаторские способности). Или во всех ситуациях вы оказывались в центре внимания, проявляли себя в разных ролях и образах (артистические способности). Или вы поддерживали кого-то, помогали, давали совет (эмоциональные, социальные способности) и т.д.
Будьте открытым человеком
Мы познаем себя и реализуемся через взаимодействие с другими людьми. Поэтому нельзя найти и развить свои таланты, изолировавшись от социума. Это не означает, что вы должны навязываться, общаться со всеми подряд. Но нужно взаимодействовать с миром, обмениваться интересами, знаниями и опытом с другими людьми. Призвание – это то, что человек хочет и может делать на благо себе и обществу.
Проявите терпение
Что делать, если ничего не получается: не сдавайтесь и продолжайте искать таланты. В психологии принято считать, что существуют актуальные и потенциальные таланты (способности).
- Первые – те, которые уже проявились, потому что сложились подходящие для этого условия, появилась соответствующая потребность.
- Вторые – те, которые зреют в человеке, но еще не дали о себе знать, потому что не было такой необходимости.
Например, некоторые люди находят свои таланты, когда оказываются на волосок от гибели или теряют работу, бизнес. Многие женщины находят любимое дело, когда уходят в декрет. Кто-то открывает в себе талант фотографа после того, как ему дарят на День рождения фотоаппарат.
По данным АИФ, люди активно раскрывали свои таланты на самоизоляции 2020: резьба по дереву, выпечка тортов и других десертов, вязание и прочее рукоделие, мыловарение и т.д.
Возможно, и вам стоит взять небольшую паузу, уделить время себе. Или нужно просто подождать, но не забывайте пробовать новое.
Список того, что легко дается
Люди рождаются со способностями (задатками), и если повезло с родителями, то таланты развиваются естественно и незаметно.
Ребенок растет, с легкостью и интересом осваивает то, что ему нравится. Ему и в голову не приходит, что для кого-то эта же деятельность будет совершенно непонятной, неинтересной и сложной в плане освоения. Возможно, и у вас есть что-то, что дается легко, и что вы характеризуете как «да что такого-то, все это могут». Заострите на этом внимание, поинтересуйтесь у знакомых, посетите подходящие форумы.
Еще обратите внимание на те сферы, в которых люди часто обращаются к вам за помощью, советом или спрашивают вашего мнения.
Например, просят по-братски написать поздравления в прозе или стихах на всякие торжества или придумать сценарий для детского праздника, оформить комнату.
Поверьте, все это пользуется большим спросом и хорошо ценится. Возможно, другие люди уже давно признали в вас какой-то талант, а вы его не замечаете.
Не зацикливайтесь на чужом опыте
Да, чтобы разобраться в себе, стоит сначала изучить опыт других людей. У них же можно подсмотреть идеи для экспериментов и поисков себя. Однако нельзя зацикливаться на чужом успехе. Помните, что нас привлекает не то, что делает конкретный человек, а его состояние. Это состояние счастья, активности, жизнерадостности.
Не забывайте, что способности – это развитые задатки. Задатки – это психофизиологические особенности.
То есть к ним относятся: темперамент, рост, строение тела, свойства нервной системы и многое другое. Каждый человек уникален и в каждом из нас уникально сочетаются разные задатки.
Например, одному музыканту из-за особенностей темперамента (экстраверсия) нравится выступать на публике, а другому музыканту (с интроверсией) приятнее записывать песни дома и выкладывать их в интернет. Одни психологи открывают свою практику, а другие работают в условиях конкретного учреждения либо выбирают другое направление, например, пишут статьи по психологии или издают книги.
Главное – чтобы вам было хорошо. Что для вас хорошо, то и правильно.
Что будет мешать в поиске себя
Психологические барьеры в самореализации:
- Деструктивные установки. Примеры: «Я не справлюсь», «В жизни всегда нужно выбирать стабильность», «У меня никогда ничего не получается». Как правило, они уходят корнями в детство. То есть родители говорили ребенку: «Не майся дурью», «Возьмись за голову, этим ты денег потом не заработаешь», «Что это за увлечение такое? Это не профессия, найди что-то нормальное». Или они просто задавили личность ребенка, говорили что ему делать, чем интересоваться и увлекаться.
- Завышенная или заниженная система притязаний. Связано с завышенной и заниженной самооценкой соответственно. В первом случае человек преувеличивает свои способности и возможности, ставит нереалистичные цели, чем обрекает себя на неудачу и разочарование. Во втором случае человек настолько неуверен в себе и боится провала, что даже не решается попробовать что-либо, довольствуется малым.
- Комплекс неполноценности и другие психологические проблемы, из-за которых человек боится заявить о себе, боится внимания. В лучшем случае он оставляет что-то на уровне хобби, а основную долю сил и времени отдает нелюбимому, но привычному и стабильному делу. В худшем случае он живет в созависимости с кем-то, мечется от одной работы к другой, как-то перебивается.
- Психотравмы. Например, в детстве родители раскритиковали выступление ребенка или ровесники высмеяли его творчество либо педагог погубил талант ребенка, жестоко раскритиковав старания ученика.
- Социальные статусы, роли, обязательства. Иногда люди не решаются попробовать что-то новое, потому что берут на себя слишком много обязанностей, чувствуют себя должниками перед кем-то. На мой взгляд, исключение одно – у вас на руках маленький ребенок. Он действительно не может о себе позаботиться и зависит от вас. Во всех остальных случаях вы смело можете бросать любое дело и стартовать в чем-то новом. Никто не имеет права указывать вам, что делать, или кататься на вашей шее.
«Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет», – М.Е. Литвак.
Важные факты
Резюмируем все сказанное:
- Что значит «найти в себе талант»: понять свой потенциал и раскрыть его, найти свое призвание в жизни.
- Зачем искать и развивать таланты: чтобы быть счастливым и успешным человеком, жить в гармонии с собой и внешним миром. Потребность в самореализации, самоактуализации, саморазвитии, самоуважении – высший уровень развития личности в пирамиде потребностей А. Маслоу. Если вы идете против себя (подавляете потенциал, игнорируете желания и интересы, следуете чужим советам), то часто болеете, грустите, устаете. А еще вас преследует мысль: «Зачем все это? Как надоело-то». Талант, не нашедший выхода, заставляет человека вступать в скандалы, уходить в зависимости. Если же вы разберетесь в себе и откроете свой талант, то начнете получать удовольствие от жизни и будете довольны собой.
- Как можно найти свой талант: прислушиваться к своим желаниям и действовать. Способности развиваются только в деятельности, поэтому важно регулярно тренироваться. Не ждите, что успех тут же придет к вам. Способности – это бонус, преимущество. Они повышают ваши шансы на успех в конкретном виде деятельности, но воспользуетесь ли вы этой возможностью – вот что важнее.
Теперь вы знаете все о том, как найти в себе талант к чему-либо.
По статистическим данным 39,1% опрошенных людей не считают себя талантливыми. Согласно другому опросу 75,2% людей недовольны своей работой, 75% хотели бы заниматься в жизни чем-то другим, 46,5% живут по принципу «от звонка до звонка» и с нетерпением ждут выходных. Мне как психологу печально видеть эти цифры.
Не забывайте, что каждый человек талантлив. Развитие талантов – это самореализация. Без нее нельзя стать счастливым и успешным человеком.
Поэтому прямо сейчас загляните в себя и сделайте маленький шаг навстречу мечте. Хоть и говорят, что талант дорогу найдет, ему нужно помогать, направляя энергию в правильное русло.
Загрузка…
Чтобы найти свои сильные стороны, ответьте на четыре вопроса.
Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Какие навыки помогли вам в чём-либо преуспеть?
В детстве или студенчестве вам наверняка пришлось развить какие-то полезные навыки. Успешный консультант Скотт Эдингер (Scott Edinger) вырос в бедной семье, а в возрасте девяти лет был усыновлён другой не очень благополучной семьёй. Жизненные обстоятельства побудили его развить навыки общения, разрешения конфликтов, убеждения людей и понимание их психологии.
В университете он отточил свои коммуникативные навыки. Приняв участие в сотне дебатов, Эдингер попал в пятёрку лучших выступающих. Впоследствии он получил степень в области коммуникаций и риторики. После окончания университета он стал продавцом номер два в одной из крупнейших компаний США и стал консультировать другие организации по вопросам продаж — одного из важнейших навыков в мире бизнеса.
Конечно, не всем сложности в детстве помогают стать таким успешным, как Скотт Эдингер. Однако и вы за свою жизнь наверняка наталкивались на препятствия, которые смогли успешно преодолеть.
Вспомните о таких ситуациях. Есть ли между ними что-то общее? Что-то, что помогало вам справиться с проблемами? Это и есть то, в чём вы сильны. Теперь вам необходимо выяснить, в какой области деятельности вам пригодятся эти навыки.
2. Что вселяет в вас силы?
Подумайте о том, что заставляет вас чувствовать себя энергичным, полным сил и готовым на новые свершения. Это поможет вам выявить ваши сильные стороны.
Вспомните также, чем вы начинаете заниматься, когда чувствуете себя уставшим или перегруженным. В такие моменты нам хочется взять ситуацию под контроль. Для этого вы делаете то, что вселяет в вас силы.
Определив, какое именно занятие придаёт вам энергии, в будущем вы сможете одержать верх над многими проблемами.
3. Что выделяло вас в детстве среди других детей?
В детстве мы занимаемся тем, что нам нравится, даже если со стороны это выглядит странно. Если вы вспомните свои детские увлечения, вы наверняка сможете выявить свои скрытые, давно забытые способности.
Одноклассники Кэндис Браун Эллиотт (Candice Brown Elliott) дразнили её и называли Энциклопедией Браун в честь персонажа одноимённой книги — мальчика-детектива. Они считали Кэндис самой умной, хотя учителя были другого мнения. Сама же девочка мечтала вести оживлённые беседы со знаменитыми людьми, разработать искусственный интеллект, который уместился бы у неё в шкафу, построить плавучие города и придумать новые виды искусства.
Спустя 40 лет на её счету было 90 патентов. Её самое знаменитое изобретение — PenTile-матрица, разновидность жидкокристаллического экрана, используемая в миллионах смартфонов, планшетов, ноутбуков и телевизоров. Она основала компанию для разработки этой технологии, а затем продала её Samsung.
Детские мечты Эллиотт удивляли одноклассников и раздражали учителей. Но во взрослой жизни её склонности стали её сверхспособностью.
Подумайте: может быть, и вы в детстве занимались чем-то, что выделяло вас среди других?
4. Какие комплименты вы предпочитаете игнорировать?
Зачастую мы не замечаем свои сильные стороны. Если вы привыкли выполнять что-то хорошо, то весьма легко не заметить этого и не обращать на свой навык особого внимания. Поэтому прислушивайтесь к комплиментам, которые вы обычно пропускаете мимо ушей, поскольку уверены, что в ваших способностях нет ничего необычного.
Склонность игнорировать комплименты весьма объяснима, но это может привести к тому, что вы будете продавать свои навыки по цене гораздо ниже их реальной стоимости.
Это повредит вашей карьере, ведь труд и талант должны быть оценены и оплачены по достоинству.
Если что-то даётся вам очень легко, это не значит, что этими способностями обладает каждый человек. Пересмотрите своё резюме: возможно, вы упустили из виду какие-то навыки, которые выделят вас среди других сотрудников.
Предназначение — не миф, не обет, не одна дорога навсегда. Это множество путей, которые стоит испробовать. Это то, что дает нам силы вставать с постели по утрам. Благодаря ему мы становимся эмоционально устойчивыми, лучше спим и противостоим стрессу, получаем больше удовольствия от жизни. Как понять, в чем же оно заключается?
МИФЫ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ
Первая причина, по которой некоторых смущает это слово, — приставка «пред-», как будто говорящая о предопределенности: мистический смысл, который дан кем-то свыше, а не найден самим человеком.
Вторая причина скептицизма по отношению к поиску собственной миссии — это уверенность, что идея должна быть одна-единственная, неизменная в течение жизни.
Единожды сформулированная, она должна вести одним курсом, и попробовать новое — значит предать ее. Это как пресловутая концепция о «второй половинке», вредная тем, что говорит о якобы предназначенности одного партнера на всю жизнь. Так мы и бродим всю жизнь в поисках одного важного, лишаясь возможности тестировать разные гипотезы и узнавать себя лучше.
Если попробовать относиться к предназначению как к тестированию гипотезы, которую можно доказать или перейти к новому предположению, то это даст нам свободу думать, что мы можем реализоваться по-разному, не грустить о единственно возможном потерянном варианте и испытывать стресс из-за собственной неудачи.
Зачем нам знать об этом
Мне бы хотелось де-мистифицировать процесс формулировки предназначения. Предназначение (англ. purpose) можно называть по-разному: сверх-целью, смыслом или жизненной миссией. Процесс «поиска себя», собственных ценностей и приоритизация важных задач не имеет ничего общего с якобы мистическим «открытием» предназначения.
Это не тайное знание, которое приходит в результате чудесных практик или откровения. Это сродни доказательству гипотезы: вы пробуете делать то, что вам нравится или в чем вы уже хороши. В результате поиски помогают узнать себя и быть в контакте с собой, жить осознанно и фокусировать свою энергию, время и ресурсы на самом важном.
Согласно исследованиям, люди, знающие для себя смысл и миссию, дольше живут, лучше справляются со стрессом, реже выгорают на работе, меньше подвержены депрессии и обладают эмоциональной сопротивляемостью. Они больше уверены в себе, эффективнее достигают целей, у них выше доход и качество жизни.
Как говорят англичане, they live a big life — «они живут по-крупному». Чтобы понять, как это работает на уровне мозга, рассмотрим два исследования.
Знание о предназначении становится буфером, амортизирующим влияние факторов стресса, и делает нас эмоционально устойчивыми
Первое, под руководством профессора Корнельского университета Энтони Бурроу, проводилось в вагонах метро Чикаго с высокой концентрацией этнического разнообразия. Обычно люди в таких условиях имеют высокий уровень стресса. Интересно, что люди, думавшие о собственной миссии, чувствовали себя в 4 раза менее одиноко и тревожно, чем остальные респонденты.
Второе было проведено среди студентов Университета Чикаго и имитировало процесс найма на работу. Студенты рассказывали, почему именно их кандидатура подходит на должность, а исследователи высказывали сомнение в их состоятельности. Далее сравнивали показатели стресса, замеряя уровень кортизола. Люди, знавшие свое предназначение, тратили заметно меньше времени на восстановление от стресса и применяли самые конструктивные стратегии сопротивления ему.
Общее резюме обоих исследований: знание о предназначении становится буфером, амортизирующим влияние факторов стресса, и делает нас эмоционально устойчивыми.
Это подтверждается статистикой: согласно еще одному исследованию, проведенному среди десятков тысяч жителей США, люди с пониманием своей миссии даже в состоянии постоянного финансового стресса в 3 раза меньше думают о суициде в сравнении с людьми, живущими жизнь неосмысленно.
КАК НАЙТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Когда мы говорим о предназначении, то в голове всплывают истории, подобные этой: «Когда я уехала из родного города в двухнедельную поездку на Антарктиду, я понятия не имела, что никогда не вернусь к своей старой жизни».
Поиск смысла связывают с радикальными изменениями, называя их «квантовыми» (термин, который придумал Уильям Миллер, доктор психологии Университета Нью-Мексико, в 1994 году). Квантовые изменения фундаментально изменяют личность, ценности, взгляды на жизнь и на свою роль в мире.
Такие изменения происходят под воздействием эмоционального или физического напряжения. Это может быть смерть любимого человека, развод, опасная для жизни болезнь, война, стихийное бедствие, переезд. Будет правильным сказать, что часто кризисы становятся предвестниками квантовых изменений.
Не обязательно бежать на Северный полюс, чтобы взять под контроль «внутреннюю суматоху», поможет формулировка своих смыслов и целей
Однако есть и другой путь: когда изменения начинаются с дискомфорта. Такое состояние неудовлетворенности и растерянности Джо Новински, психолог из Коннектикута, называет «внутренней суматохой». Люди не знают, чего они хотят или куда они хотят идти, застревая в определенном образе жизни.
Квантовые изменения могут начаться с чувства, что привычный расклад не приносит удовольствия, не вдохновляет, не приносит радости. Тогда изменения инициируются самим человеком без кризисной ситуации.
Если личность открыта для глубокого изучения себя, то новые идеи проникнут в разные части жизни и приведут к позитивным изменениям. На смену хроническому чувству страха, обиды и гнева придут мир, любовь, внутренняя сила и ощущение вновь обретенной цели.
Это может запустить целый цикл изменений, который приведет к новому курсу в жизни. Не обязательно бежать на Северный полюс. Формулировка собственных смыслов и целей поможет взять под контроль состояние «внутренней суматохи».
8 вопросов, чтобы определить глубинные ценности и предназначение
1. Что для меня важно? Кто самые значимые для меня люди?
Может, это ваши дети, супруг, ученики, коллеги и члены вашей команды, домашние питомцы?
2.Как я опишу себя, когда я в лучшем своем состоянии?
Вспомните ситуации, когда вы чувствовали себя на подъеме: энергичной, эмпатичной, вдохновляющей, храброй, любящей, веселой, признательной, организованной, спокойной, в балансе, оптимистичной и так далее.
3. Кто полагается на меня или зависит от меня?
4.Кто вдохновляет меня?
5.Какие темы заботят меня больше всего?
Это могут быть темы, связанные с обществом, творчеством, технологиями, идеями, экологией, наукой, инновациями, правами человека.
6.За что я благодарна жизни?
7.Что побуждает меня вставать каждое утро?
8. Как я хочу, чтобы меня запомнили в этой жизни?
Если вы хотите жить осмысленно, быстрее выходить из стресса, быть эмоционально устойчивыми, хорошо спать, меньше тревожиться, строить глубокие отношения с близкими, получать удовольствие от жизни, то доказательство гипотезы о предназначении может быть не таким уже и бесполезным.
Особенно это стало важным сейчас, когда все мы столкнулись с трудными обстоятельствами, полными неопределенности.
Об авторе
Надежда Дешковец — бизнес-консультант, сертифицированный трансформационный коуч (Эриксоновский институт коучинга, Канада), ментор, спикер TEDx, соосновательница и тренер школы лидерства «Она может все». Ее сайт.
Талант есть у каждого человека, но отличается область, в которой заметны особые способности. У кого-то талант художника, у другого человека – талант переговорщика, у третьего – литературный талант и т.д.
Как же найти свой талант и раскрыть его? Заглянуть в себя, познакомиться с собой. Но для начала нужно разобраться в нескольких понятиях: задатки, способности, талант, одаренность, гениальность. Поговорим обо всем по порядку.
Содержание
- Происхождение
- С чего начинается поиск?
- Виды
- Как найти: рекомендации психолога
- Мой опыт
- Видео по теме статьи
- Заключение
Происхождение
В психологии талант рассматривают как врожденную характеристику, то есть как высокий уровень специальных способностей и как высший уровень развития задатков.
Разберемся в понятиях:
-
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и психологические характеристики человека, дающие возможность для лучшего усвоения какой-то деятельности.
Например, высокий рост и высокая скорость психических реакций пригодится баскетболисту, длинные пальцы и музыкальный слух пригодятся пианисту и т.д.).
- Способности – индивидуально-психологические особенности, необходимые для выполнения какого-то вида деятельности.
- Одаренность – это комплекс способностей и задатков, дающий возможность добиться большего успеха в какой-либо деятельности.
Существует несколько уровней развития способностей:
- мастерство – это освоение и выполнение какой-то деятельности в совершенстве, воспроизведение чужого опыта (применение полученных знаний и освоенных техник на практике);
- талант – это не только мастерское выполнение какой-то деятельности, но и создание в ее рамках чего-то нового, уникального, креативного (разработка своих методик и техник, проведение исследований, открытия);
- гениальность (достигается только единицами) – это совокупность высшего уровня одаренности и таланта, проявляющаяся в разных сферах деятельности.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем, но это не совсем так. Гениальный человек гениален во многом, так как его мозг работает иначе, строение и механизм работы психики выходит за пределы нормы. А вот талантливым человек чаще становится в одной или паре сфер, причем если приложит для этого максимум усилий.
Таким образом, способности – это врожденная предрасположенность к какой-либо деятельности, а талант – это высший уровень развития способностей.
Наверняка, вы слышали выражение: «Талант – это 1% одаренности и 99% труда». Так и есть. Если человек не будет развивать свои способности, то они так и останутся на уровне задатков. А теперь поговорим о том, как найти свой талант и открыть его.
У каждого человека от природы есть какие-то задатки и способности, а значит и возможность для достижения успеха в конкретном виде деятельности. Однако только сам человек решает воспользоваться этой возможностью или нет, то есть добиться успеха или загубить свой талант.
С чего начинается поиск?
Поиск талантов начинается с воспоминаний о том, чем вы хотели заниматься в детстве. А также с анализа того, чем вам нравится заниматься в настоящем. Это позволит вам набросать варианты тех областей и видов деятельности, в которых вы можете себя попробовать.
Но одного только этого недостаточно. Что делать дальше и как не ошибиться с выбором? Разберем пошаговый алгоритм поиска талантов и условий их реализации:
-
Интерес. Он обеспечит устойчивую, внутреннюю мотивацию.
Что это значит? Что, несмотря на трудности, страхи, лень или что-то еще, вы будете уделять время развитию таланта.
Вам будет нравиться сам процесс, содержание деятельности.
- Самодисциплина. Одной мотивации недостаточно. Чтобы добиться долгосрочных результатов, нужно иметь силу духа и развитую силу воли. Это тесно связано с уверенностью в себе, самопринятием и самопознанием.
- Работоспособность. Говоря по-другому, вам нужно поддерживать себя в ресурсном состоянии.
- Планирование. Недостаточно просто желать успеха в конкретном виде деятельности. Важно выбирать конкретные цели и достигать их. Помните, что новые цели должны быть чуть сложнее тех, которые вы уже достигли, то есть находиться в пределах зоны ближайшего развития.
- Систематическая практика. Важно регулярно уделять внимание развитию своего таланта.
Помните, что завышенный уровень притязаний, чрезмерная самокритика, перфекционизм и склонность к самобичеванию мешают развитию таланта. Если вы плохо к себе относитесь, то сначала нужно разобраться с этой проблемой.
Виды
Мы уже выяснили, что талант – это высокая степень развития способностей. Поэтому и в случае с видами уместнее говорить о видах способностей. Они бывают двух типов:
- Общие. Это способности, которые помогают добиться успеха во многих видах деятельности. Например, к ним относятся свойства внимания и памяти, IQ, волевые качества личности, коммуникативные навыки.
- Специальные. Это способности к конкретному виду деятельности. Например: музыкальные, артистические, технические, литературные, социальные и другие.
Примеры других специальных способностей — виды талантов:
- теоретические (работа с абстрактными понятиями, логические рассуждения);
- практические (работа руками, применение идей на практике);
- учебные (усвоение знаний, работа с теориями);
- творческие (трансформация знаний, создание чего-то нового, проведение исследований, проверка теорий на практике);
- математические;
- физические;
- художественные;
- лингвистические;
- педагогические;
- организаторские;
- профессиональные и другие.
А также в психологии принято выделять потенциальные и актуальные способности. Первые – это те, которые есть у человека, но для их проявления пока не создались нужные условия. Вторые – это те, которые уже проявили себя, то есть возникла потребность для их проявления, и сложились подходящие условия, обстоятельства.
Как найти: рекомендации психолога
Как и где можно найти свой талант быстро? Достучаться до своего Я. Ответьте на вопрос: «Кто я такой, если отбросить все навязанные убеждения, социальные роли, статусы, ожидания?».
Чем бы вы хотели заниматься, если бы не боялись никого и ничего, если бы не зависели от оценки общества, если бы вам не нужно было думать о том, где взять денег на закрытие кредита и как прокормить семью? Вот это и есть вы, ваши таланты и способности.
Можно ли еще как-то быстро найти свои таланты? Да, это можно сделать за несколько часов, например, за 5 (может, и меньше). Ответьте на несколько вопросов (не торопитесь, можете делать перерывы):
- Чем бы я занялся, если бы оставалось жить 10 минут, день, неделю, месяц, год, 5 лет?
- Как выглядит мое будущее? Вот я через 10 лет, я счастлив. А что окружает меня, что привело к этому счастью и поддерживает его?
Ответив на эти вопросы, вы получите подсказку. У вас в голове появятся образы. Выпишите их на бумагу и найдите то, что их связывает. Там и нужно искать свои таланты.
А теперь разберем более подробный план для поиска и развития талантов. Как узнать свои способности и раскрыть в себе талант:
-
Вспомните, что привлекало вас в детстве, что интересовало когда-то и интересует сейчас.
Важно: вы должны уловить внутреннюю тягу, истинную мотивацию заниматься этим.
То есть если что-то привлекает вас, потому что с его помощью можно стать известным, получить общественное одобрение или неплохо зарабатывать — это еще не говорит о наличии способностей к данному виду деятельности.
А вот если что-то буквально рвется наружу, то там и стоит искать свой талант.
- Пройдите психологические тесты. Например, тест на определение общих способностей (свойств памяти и внимания, типа интеллекта) и тесты на определение специальных способностей (тест Беннета для определения технических способностей, Массачусетский тест слухового восприятия, тест Рыбакова и прочие).
- Пообщайтесь с родственниками, друзьями. Иногда со стороны виднее. Возможно, вы и не замечали, как расцветаете, когда занимаетесь каким-то видом деятельности, а вот ваши друзья видели это. Или кто-то помнит вас совсем маленьким и может рассказать, чем вы любили заниматься раньше.
-
Воспользуйтесь чужим примером. Определить специальные способности можно только в процессе деятельности, то есть вы не узнаете о таланте художника, если не возьмете в руки карандаш и не попробуете что-то нарисовать. Так что не бойтесь пробовать новое, осваивать разные виды деятельности.
Где брать идеи? Общайтесь с людьми разных профессий, а также проникайтесь опытом тех людей, которые привлекают вас. Главное – быть активным и искать отклик в душе.
То, в чем вы можете стать талантливым, будет даваться достаточно легко и вызывать безумный интерес. Конечно, без трудностей не обойдется, но это будут меньшие трудности, чем в том виде деятельности, к которому нет способностей.
- Регулярно уделяйте время увлечению. Хотя бы по 20 минут ежедневно.
Когда лучше искать и раскрывать талант? В детстве. Однако это не означает, что нельзя развить способности во взрослой жизни. Можно, но сделать это будет сложнее, потому что мозг взрослого человека не такой пластичный, как у ребенка.
А еще взрослые люди становятся заложниками социальных статусов, ролей, системы. Собственно, так таланты и зарываются: «Не майся дурью», «Этим ты себя и свою семью не прокормишь», «Ты должен идти по стопам родителей, то есть быть врачом» и т.д.
Дети далеки от всего этого, поэтому они просто занимаются тем, чем хотят. И дальше все зависит от родителей: они направляют и поддерживают или подавляют стремления ребенка.
Как определить, найти и раскрыть скрытый талант у ребенка? Наблюдать за ним в процессе деятельности. Если обожает конструкторы, часто разбирает игрушки, чтобы заглянуть внутрь и понять механизм работы, то у него выражены технические способности.
Если ребенок ведет себя непринужденно в кругу других людей, любит внимание (петь, читать стихи), копирует поведение и речь окружающих, то у него артистический талант. Если ребенок с воодушевлением смотрит на учителя музыки и тянется к инструменту, то у него музыкальный талант и т.д.
Как взрослому найти свои таланты, способности и раскрыть их? Так же: наблюдайте за собой. Еще лучше – вспомните себя в детстве и станьте сами для себя понимающим и направляющим родителем.
У взрослого человека таланты спрятаны не только за социальными обязанностями, ролями и статусами, но и за психологическими проблемами. Если вы понимаете, что хотите чем-то заниматься, но что-то удерживает вас в прежней точке, то разбирайтесь в глубинных причинах и прорабатывайте их.
Мой опыт
Чем мне нравилось заниматься в детстве? Играть на музыкальных инструментах (в итоге родители отдали меня в музыкальную школу по классу «Фортепиано»), петь, танцевать, сочинять стихи и небылицы, выступать на сцене или дома быть в центре внимания, мастерить (оригами, аппликация, вышивка, вязание, шитье и прочее), пародировать других людей.
А еще нравилось решать головоломки, читать, анализировать, разгадывать загадки, участвовать в викторинах. Выходит, это артистические, литературные, теоретические, музыкальные и творческие способности.
Смогла ли я развить что-то из этого до уровня таланта? Затрудняюсь ответить. Думаю, я выбрала направление литературных, теоретических и социальных способностей. По-моему, они дают о себе знать в работе копирайтера. Однако не могу сказать, что я достигла уровня таланта. Еще есть к чему стремиться.
Что стало с другими способностями? Иногда я сажусь за инструмент или занимаюсь рукоделием. Но это остается на уровне хобби. Большая часть сил уходит на развитие литературных и теоретических способностей.
Видео по теме статьи
Как раскрыть свой талант, подскажет видео:
Заключение
Теперь вы знаете, как найти талант, узнать и развить его. Почему это важно? Потому что без этого нельзя полноценно реализоваться в жизни, стать счастливым и успешным человеком.
С греческого талант переводится как «вес». Действительно, талант – это вес личности. Развивая и демонстрируя талант, вы показываете, чем отличаетесь от других людей и чем полезны обществу.