Что такое падежи существительных — правила, как определить
Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.
Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.
Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.
Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.
Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.
На какие вопросы отвечают падежи и их окончания
Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:
Падеж | Вопросы | Окончания имён существительных | ||||||
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | ||||||
Именительный | кто? что? | девочка, книга | -а, -я | дорога, деревня | нулевое окончание; | стол, герой | нулевое окончание; | роскошь |
Родительный | кого? чего? | девочки, книги | -ы, -и | дороги, деревни | -а, -я | стола, героя | -и | роскоши |
Дательный | кому? чему? | девочке, книге | -е | дороге, деревне | -у, -ю | столу, герою | -и | роскоши |
Винительный | кого? что? | девочку, книгу | -у, -ю | дорогу, деревню | нулевое окончание -я, -о (е) |
стол, героя | нулевое окончание | роскошь |
Творительный | кем? чем? | девочкой, книгой | -ой, -ей | дорогой, деревней | -ом, -ем | столом, героем | -ю | роскошью |
Предложный | о ком? о чём? | (о) девочке, (о) книге | -е | о дороге, о деревне | -е | о столе, о герое | -и | о роскоши |
Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.
Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).
Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).
Предлоги падежей
При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.
Падеж | Предлог | Вопросы | Пример |
Именительный | кто? что? | страна, земля | |
Родительный | вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до | кого? чего? | для страны, от земли |
Дательный | вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно | кому? чему? | по стране, по земле |
Винительный | спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь | кого? что? | за страну, про землю |
Творительный | в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с | кем? чем? | с страной, над землёй |
Предложный | о, при, по, об, в, на | о ком? о чём? | о стране, о земле |
Именительный падеж
Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:
- есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
- есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.
В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:
- Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
- Таня – моя лучшая подруга .
Все остальные падежи – косвенные.
Родительный падеж
Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:
- нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
- нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.
В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.
Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:
- стоять у озера;
- приехать в течение минуты;
- расстроиться из-за ерунды;
- ходить около часа;
- рассказать без стеснения;
- убегать от собаки;
- сделать ради семьи;
- переживать из-за пустяка;
- дотянуться до стола.
Дательный падеж
Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:
- рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
- рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.
Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:
- прикоснусь к лицу;
- вопреки обстоятельствам;
- благодаря жене;
- согласно правилу;
- едем к морю;
- гулять по лесу;
- кататься по парку;
- наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:
- вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
- вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.
Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).
В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:
- приехать спустя месяц;
- сделать несмотря на погоду;
- наступить на пакет;
- пронести сквозь года;
- приклеить в тетрадь;
- переступить через порог.
Творительный падеж
Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:
- любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
- любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.
Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:
- смеяться над одноклассником;
- сидеть под диваном;
- Олег вместе с другом;
- выбирать между добром и злом;
- сидеть за столом;
- остановиться перед прохожим;
- в связи с необходимостью.
Предложный падеж
Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:
- думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
- думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.
Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:
- быть при должности;
- стоять на ступеньках;
- узнать об отпуске;
- отдыхать в парке;
- рассказать о прекрасном;
- прыгать на батуте.
Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:
- едет («где?») в метро – п. п.
Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:
- поехала («куда?») в магазин – в. п.
Как определить падеж имен существительных
Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:
- Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
- Задать от этого слова вопрос к существительному.
- Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры | |
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. | глаза («кого?») матери – р. п. |
Я не хочу обижать одноклассницу. | обижать («кого?») одноклассницу – в. п. |
В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:
- коса у («кого?») девушки (р. п.);
- прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
- висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.
Как выучить падежи
Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.
Стишок
Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Иван рубил дрова, Варвара топила печь.
Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.
Чувственное восприятие
Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.
Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.
В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.
Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.
Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.
Образное и ассоциативное мышление
Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:
- Именительный – имя;
- Родительный – рождение;
- Дательный – делиться;
- Винительный – винить;
- Творительный – творить;
- Предложный – предлоги.
Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.
Все падежи русского языка
В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.
Что такое падежи?
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Таблица падежей
Вопросы падежей
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Как определить именительный падеж
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.
Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.
Употребление имен существительных в именительном падеже
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:
– Подлежащего (имеет номинативное значение).
Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.
– Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)
Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.
Обращения (имеет вокативное значение).
Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.
Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:
– Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).
Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.
– Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).
Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,
Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.
Как определить родительный падеж
Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.
Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).
Значение имен существительных в родительном падеже
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:
Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);
Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);
Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).
В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:
Дополнением (Он устал от работы);
Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);
Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.
Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.
Как определить дательный падеж
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.
Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.
Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.
Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.
Как определить винительный падеж
Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.
Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).
Значение винительного падежа
Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:
Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).
В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.
Как определить творительный падеж
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.
Склонение имен существительных в предложном падеже
Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.
Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.
Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).
Значение предложного падежа
В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:
Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);
Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);
Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).
Косвенные падежи
Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один – именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном – “кого?”, “чего?”; в дательном – “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.
Значение косвенных падежей
Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).
Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.
Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.
Разница между родительным и винительным падежами
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
– на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
– в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
– в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
– на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
– в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
– в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Предлоги падежей
Несклоняемые существительные
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.
кенгуру, такси, метро, фламинго;
некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).
Падежи прилагательных
Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Несклоняемые прилагательные
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Видеоурок на тему падежи русского языка
Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:
Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkijyazyk.ru/padezhy
https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/
[/spoiler]
Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.
Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.
Определение
Изменение слов по падежам называется склонением.
Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа. Падеж — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было пятнадцать.
Каждый падеж отвечает на определенный вопрос, по которому можно его определить в сочетании с окончанием существительного.
Падежи существительных и предлоги
Грамматические формы падежей существительных могут употребляться как с предлогами, так и без них.
Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа. Это прямой падеж, который никогда не имеет предлога. Существительные в форме именительного падежа выполняют синтаксическую роль главного члена предложения — подлежащего.
Все остальные падежи называются косвенными. Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного.
Таблица
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Родительный падеж и предлоги
В форме родительного падежа существительных используются непроизводные и производные предлоги:
- без
- вне, возле, впереди, вроде, вокруг, в продолжение, вследствие, в течение
- до, для
- из, из-за, из-под
- кроме
- между
- от, около
- после
- ради
- с
- у
Форма родительного падежа имеет значение отсутствия предмета:
- нет (чего?) дождя;
- остаться без денег.
Многие падежные формы с предлогами обозначают место:
- стоит (где?) у окна;
- класть возле печки;
- двигаться вокруг дома;
- оказаться впереди колонны;
- остаться среди поля;
- выглянуть (откуда?) из-за угла;
- достать из ящика;
- падает с неба.
Производные и непроизводные предлоги в формах родительного падежа существительного участвуют в обозначении времени:
- в течение часа;
- в продолжение разговора;
- от лета до зимы,
- после обеда
Предлоги дательного падежа
Грамматическую форму дательного падежа существительных вместе с окончанием создают предлоги:
- к
- по
- благодаря
- согласно
- вопреки
- навстречу
- наперекор
Для обозначения предмета, к которому направлено действие, употребляется предлог «к»:
- пойдем к бабушке;
- дотронусь к руке;
- идем к озеру;
- приближаемся к городу
Предлог «по» в форме дательного падежа обозначает место, где происходит действие;
- бродить (по чему? где?) по лесам и полям;
- шарить (по чему? где?) по столу.
Производные предлоги «вопреки», «наперекор», «согласно» используем только в форме дательного падежа существительных:
- согласно закону (а не закона);
- вопреки настроению (а не настроения);
- наперекор воле (а не воли).
Предлоги винительного падежа
Имя существительное в винительном падеже обозначает объект, на который направлено действие. В этой падежной форме используются следующие слова служебной части речи:
- в, во (идем в лес, стоит во поле);
- за (взять за руку);
- на (класть на стол);
- про (рассказать про орла);
- сквозь (пройти сквозь огонь, воду и медные трубы);
- через (прыгать через костер);
- спустя (спустя год);
- включая ( включая товарища);
- несмотря на (несмотря на погоду).
Предлоги творительного падежа
В форме творительного падежа существительных употребляются предлоги:
- за (спряталось за лесом);
- между, меж (плутать между деревьями);
- над (поднялся над крышей);
- под (оказался под водой);
- перед (растет перед домом);
- в связи с (в связи с указанием);
- с (с подругой, с ножом).
Предлоги предложного падежа
Предложный падеж, как говорит название, всегда образуется с помощью слов служебной части речи.
В форме предложного падежа используются предлоги:
- в (скрылся в доме);
- на (ехать на машине);
- о, об (сообщить о новости, расспросить об армии);
- при (огород при школе).
Предлоги нескольких падежей
Отметим, что ряд предлогов употребляются в формах нескольких падежей существительных. Предлоги «между», «меж» можно использовать в родительном и творительном падеже:
- р.п. пройти между (меж) домов;
- т.п. оказаться между (меж) домами.
Предлоги «за», «под» образуют формы винительного и творительного падежа:
- в.п. уехать за море; упало под диван;
- т.п. оказаться за морем, найти под диваном.
Предлоги «в», «во», «на», «о», «об» используются в двух падежах:
- в.п. положить в сумку, прилечь на кровать, удариться об косяк двери;
- п.п. искать в сумке, лежать на кровати, сообщить о друге.
В формах трех падежей существительных отметим предлоги «с», «со» и «по»:
- р.п., в.п., т.п. сбросить со стола, высотой с дерево, встретиться с другом;
- д.п., в.п., п.п. сплавлять по рекам, трава по щиколотку, по окончании.
Чтобы правильно определить падеж существительного с предлогом, найдем слово, от которого оно зависит в предложении, и поставим от него падежный вопрос. Также обратим внимание на падежное окончание существительного.
Примеры
Вскоре я вышел (на что?) на берег (в. п.) небольшой речонки.
Много лодок стояли (на чем?) на берегу (п. п.) реки.
Желтые листья падают (с чего?) с берёзы (р. п.).
Эта ёлочка уже ростом (со что?) с березу (в. п.) под моим окном.
В русском фольклоре много песен связано (с чем?) с березой (т. п.).
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 75
Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное
Содержание:
Предлог и другие части речи
Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи.
Предлог—служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других, а также указывает на различные отношения между словами в словосочетании и предложении.
Как отличить предлог от другой части речи?
- не является членом предложения;
- к нему нельзя задать вопрос;
- служит для связи слов в словосочетании и предложении;
- не изменяется;
- согласуется с существительным и местоимением. Никогда не согласуется с глаголом, так как основное грамматическое значение предлога—выражать падежные отношения.
Правописание предлогов
Непроизводные и сложные предлоги
1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: остановиться у магазина, прибыть для переговоров, остаться на корабле, выйти к школе, встать до рассвета и т.п.
1. Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: страдать по любимому.
Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах употребляются в предложном падеже: плачет по вас, скучает по нас (но: по ним)
Неправильно употреблять после вышеуказанных глаголов предлог за: он скучает за тобой.
2. Предлог по в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по завершении, по приезде, по прилете, по возвращении, по прибытии.
- Домашние проблемы мы решим по приезде (то есть после приезда).
- По возвращении в село, мы пошли на озеро купаться (после возвращения).
- По прибытии автобуса, пассажиры торопились отправиться домой(после прибытия).
Предлоги, как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся.
2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные: из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис.
- Из-под молодой ветки выглядывали набухшие бутоны цветов.
- Из-за поворота выбежала маленькая девочка.
- По-за тыном что-то зашевелилось.
- По-над городом заря встает.
Производные предлоги
Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.).
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.
- Вследствие продолжительных дождей на улице заметно похолодало.
- Ввиду плохой видимости водитель остановил машину.
- Насчет меня не беспокойтесь!
- Вместо пяти часов утра мы выехали в десять.
2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце).
- В течение мая дули холодные ветры.
- В продолжение двух часов мы наблюдали игру футболистов.
- В заключение доклада были приведены убедительные доказательства.
- Несмотря на усталость Вера продолжала работать.
Особую сложность составляет отличить производный предлог от именных сочетаний.
Как это правильно сделать?
1. Производный предлог можно заменить другим близким по значению предлогом. Если член предложения, можно поставить вопрос, и добавить определение.
- Договориться о собеседовании (= насчет)
- Встретиться у дороги (= около, возле)
- В течении реки не было никаких преград («Не было» где? «В течении».Вбыстромтечении реки не было никаких преград).
2. Предлоги в течение, в продолжение. Их отличие от равнозначных существительных.
Если слова являются предлогами, то они будут иметь значение времени и отвечать на вопросы как долго? когда?
На конце данных предлогов пишется буква—е.
- В течение недели (как долго?)семья отдыхала на побережье(предлог). — В течении реки вода отливала синевой(сочетание сущ. с предлогом).
- В продолжение месяца (как долго?)велись ремонтные работы (предлог). — В продолжении романа появились интересные сюжетные линии(сочетание сущ.с предлогом)
- На конце предлога вследствие (= из-за) пишется буква е. Он имеет значение по причине.
- Вследствие (= из—за) отсутствия задолженностей по предмету, студент получил зачет досрочно.
Существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»; предлог в пишется раздельно, на конце—и. - В следствии по делу гражданина Иванова было допущено много неточностей.
Примечание. Запомнить правописание наречия впоследствии. - Впоследствии учительница узнала, что причиной неуспеваемости ученика являлось тяжелое состояние здоровья.
- Вследствие (= из—за) отсутствия задолженностей по предмету, студент получил зачет досрочно.
4. Предлог в заключение (= в конце) отвечает на вопрос когда? На конце пишется—е
- В заключение выступления лектор поблагодарил присутствующих.
Существительное с предлогом в заключении(= последняя часть) имеет окончание—и. - В заключении курсовой работы были подведены итоги.
5. Предлоги несмотря на или невзирая на можно заменить придаточным предложением с союзом хотя.
- Несмотря на то, что задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой. — Хотя задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой.
- Невзирая на запрет воспитательницы, дети вышли на улицу. — Дети вышли на улицу, хотя воспитательница запретила.
- Мальчик шел по улице, не смотря по сторонам(деепричастие)
6. Ввиду является предлогом и пишется слитно, когда есть причинно—следственное значение (ввиду того, что).
- Ввиду приближающихся заморозков, теплицы были закрыты поликарбонатом.
В виду является сочетанием существительного и предлога, и пишется раздельно, если выражает пространственное отношение (в виду – в зоне видимости) или тот же смысл будет в устойчивом сочетании иметь в виду.
- Володя, имей это, пожалуйста, в виду.
7. Вроде (= наподобие) является предлогом и пишется слитно, если у него есть синоним (в том же духе). Либо можно заменить оборотом с союзом как
- Кружились снежинки вроде пушинок. — Кружились снежинки, как пушинки.
- В роде и падеже имен существительных стоит хорошо разобраться.
8. Вслед является предлогом и пишется слитно, если слово употреблено в значении «вдогонку» или «вслед за кем-то»
- Турист пошёл вслед за проводником.
- Мама долго кричала вслед сыну.
В след является сочетанием существительного и предлога, когда между ними можно вставить определение.
- Охотник случайно наступил в след какого-то зверя. — Охотник случайно наступил в глубокий след какого-то зверя
9. Навстречу является предлогом и пишется слитно, если указывается направление (навстречу — прямиком).
- Лесник шел навстречу опасности.
На встречу является сочетанием существительного и предлога, и указывает конкретную цель (на встречу – на свидание), а также между словами можно вставить определение (на важную встречу). Или у существительного может быть зависимое слово, поставленное в творительный падеж (на важную встречу с коллегами).
- Аня пошла на встречу с любимым артистом. — Аня пошла на долгожданную встречу с любимым артистом.
10. Насчёт является предлогом и пишется слитно. Его в предложении можно заменить синонимичными предлогами или выражениями: о, об, по поводу, относительно.
- Миша пошел к врачу насчет состояния здоровья сестры. —Миша пошел к врачу по поводу состояния здоровья сестры.
- Насчет (о) твоей ситуации я интересовался у тренера.
На счёт является сочетанием существительного и предлога, если стоит в Вин.п, ед.числе. Также можно вставить определение между существительным и предлогом (на долгосрочный счёт в банке) или вопрос: (на чей?)счёт
- Зачислить денежные средства на счет телефона.
11. Наподобие является предлогом и пишется слитно, если можно заменить предлогом «вроде». Либо предложением с союзом как.
- Скала наподобие конуса. — Скала, как конус.
На подобие является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.
- На подобие этих платьев указывает цвет и фасон. — На удивительное подобие этих платьев указывает цвет и фасон
12. Посередине является предлогом и пишется слитно, если оно употребляется вместе с существительным в родительном падеже: посередине зала, посередине комнаты. В этом случае предлог можно заменить словосочетанием «в центре», не теряя точности указания расположения: посередине картины – в центре картины.
- Посередине (= в центре) поляны росло огромное множество красивых цветов. — Посередине (чего? Р.п) поляны росло огромное множество красивых цветов
По середине является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.
- Ребята плыли на лодке по середине озера.—Ребята плыли на лодке по глубокой середине озера.
Орфограммы. № 65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами.
№ 65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами.
Правило, примеры, комментарии.
ПРАВИЛО.
Производные предлоги, образованные от существительных с предлогами, пишутся и слитно, и раздельно.
Написание предлогов нужно ЗАПОМНИТЬ.
СЛИТНО:
вследствие (в значении «по причине»), наподобие, вроде (в значении «подобно»), насчёт (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на) (данный предлог образован о деепричастия).
РАЗДЕЛЬНО:
в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.
Подсказка.
Нужно отличать производные предлоги от существительных с предлогами.
· предлог входит в вопрос,
· не является членом предложения,
· к предлогу не задаётся вопрос.
СРАВНИТЕ.
Предмет был наподобие шара (наподобие чего?).
Решать задач на (на что?) подобие треугольников.
ЗАПОМНИТЕ правописание производных предлогов.
СЛИТНО.
РАЗДЕЛЬНО.
Вследствие
Наподобие
(но иметь в виду)
В течение
В заключение
В продолжение
В отличие (от)
В соответствии
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
(В)продолжение месяца шли дожди.
В продолжение (в продолжение чего?) месяца шли дожди.
В продолжение – предлог, входит в вопрос, пишется раздельно, надо запомнить, на конце – Е.
Пример № 2.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Мы решили поговорить (на)счёт работы
Мы решили поговорить насчёт (насчёт чего?) работы
Насчёт – предлог , входит в вопрос, пишется слитно, надо запомнить, равен предлогу О.
Пример № 3.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
(Не) смотря на плохую погоду, туристы двинулись в путь.
Несмотря (несмотря на что?) на плохую погоду, туристы двинулись в путь.
Несмотря (на) – предлог, входит в вопрос, пишется слитно, надо запомнить.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Слитное и раздельное написание предлогов: как правильно
В этой статье мы с вами окунемся в изучение русского языка и сделаем еще один маленький шажок к получению новых знаний. Мы рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов. А на основании приведенных примеров наглядно увидим отличие предлога от других частей речи.
Понятие предлога
Служебной частью речи является предлог, функциональной особенностью которого является выражение зависимости слова от другого слова или от их группы. Служит предлог для связи в словах в предложениях.
Предлоги производные и непроизводные
Предлоги называют производными, если они были образованы путем перехода из самостоятельных в служебные части речи. Таким образом, первые из них теряют свои морфологические признаки и лексическое значение.
А непроизводными предлоги считают, если названного перехода не было. Пишутся такие предлоги раздельно:
Написание производных предлогов
Предлог — это важная часть речи, без которой представить полноценное общение достаточно трудно. Это обязательный компонент, который очень и очень часто встречается в разговоре и не только. Мы с вами рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов «вследствие» и «в следствии».
Слитно пишется предлог «вследствие», если есть причинное отношение и данное слово можно в тексте заменить синонимом «из-за», не теряя смыслового значения:
- Вследствие (из-за) того что осталось мало работы, Иван не торопился.
Раздельно же слово пишется, если в тексте оно является именем существительным:
- В следствии по обвинению в краже не хватало прямых улик.
Теперь рассмотрим еще одну пару: «ввиду» и «в виду». Ввиду пишется слитно, если есть место причинному значению. То есть данное слово можно заменить синонимом «из-за»:
- Николай почувствовал некое уважение к сидящему рядом, ввиду того что он вел себя тихо и сдержанно.
Раздельно пишется, во-первых, при употреблении устойчивого выражения «иметь в виду», во-вторых, если у в фразу вкладывается пространственное значение (поблизости, вблизи):
- Лодка плыла по тихому течению реки в виду (поблизости, вблизи) берега.
Слова «насчет» и «на счет» пишутся слитно, когда можно употребить синонимичные предлоги «о», «об»:
- А насчет Федора хотелось бы поговорить.
Раздельно пишется, если в тексте оно является существительным:
- На счет в банке было переведена большая масса денег.
Теперь рассмотрим слова «невзирая на» и «несмотря на». Деепричастие с не пишутся раздельно – это главное правило, а предлоги пишутся слитно, если по характеру в предложении имеют уступительное значение:
- Несмотря (можно заменить «невзирая») на усталость, мы с большим удовольствием поднимались на вершину холма.
Пример с деепричастным оборотом:
- Не смотря по сторонам, парень уверенно подошел к сцене.
«Вроде» и «в роде» мы можем написать слитно и заменить синонимом «наподобие»:
- Что-то вроде тоски коснулось моей души.
Но не стоит предлог «вроде» путать с существительным (в роде) с предлогом.
«Вслед» или «в след»? Пишем слитно, если предлог можно заменить синонимом «вслед за»:
- Вслед убегающим годам, кричу я громкое: «Не надо»!
А сочетание «в след» может быть существительным с предлогом:
- Пес громко залаял, как только ткнулся носом в след этого зверька.
«Навстречу» и «на встречу» также нужно суметь различить по принадлежности к разным частям речи:
- Из темного переулка идет ему навстречу незнакомец.
Отличить можно следующим способом: пишем раздельно, если мысленно разделить это слово и вставить подходящее по смыслу прилагательное:
- На (эту) встречу выпускников я пойду обязательно.
«Посередине» или «посредине» служит для выражения пространственного отношения, слитное и раздельное написание зависит от вашего умения отличить существительное с предлогом от предлога. Пример правописания предлогов выглядит так:
- Я увидел освещенную солнцем поляну, посередине которой рос огромный дуб.
Приведем пример с существительным:
- По (мысленно можно добавить подходящее по смыслу слово, например «самой») середине зала была проведена линия.
Чтобы не ошибиться в словах «наподобие и «на подобие», можно попробовать использовать синоним «вроде», если он подходит, то пишем слитно:
- Из-за куста неожиданно выпорхнула птица, наподобие (вроде) совы.
Для большей наглядности предлагаем вам таблицу написания предлогов.
источники:
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1578-orfogrammy-65-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-predlogov-obrazovannykh-ot-sushchestvitelnykh-s-predlogami
http://fb.ru/article/326972/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-predlogov-kak-pravilno
Падежи имён существительных
- Предлоги падежей в русском языке
- Предлоги родительного падежа
- Предлоги дательного падежа
- Предлоги винительного падежа
- Предлоги творительного падежа
- Предлоги предложного падежа
Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.
В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:
Падежи | Вопросы | Вспомогательные слова |
---|---|---|
Именительный | кто? что? | это |
Родительный | кого? чего? | нет |
Дательный | кому? чему? | дать |
Винительный | кого? что? | вижу |
Творительный | кем? чем? | горжусь |
Предложный | о ком? о чём? | думаю |
Пример.
Им. п. | — | это (что?) стул |
Род. п. | — | нет (чего?) стула |
Дат. п. | — | дать (чему?) стулу |
Вин. п. | — | вижу (что?) стул |
Твор. п. | — | горжусь (чем?) стулом |
Предл. п. | — | думаю (о чём?) о стуле |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Предлоги падежей в русском языке
Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:
говорил о доме, живёт в доме.
Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:
нет леса, остановился у леса – родительный падеж,
подарить маме, идти к маме – дательный падеж.
Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | нет |
Родительный | Кого? Чего? | от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме |
Дательный | Кому? Чему? | по, к |
Винительный | Кого? Что? | на, за, через, про, в, под |
Творительный | Кем? Чем? | за, под, над, перед, с, между |
Предложный | О ком? О чём? | о (об), на, в (во), при, обо |
Предлоги родительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета:
нет (чего?) чая,
нет (кого?) слона.
Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:
(где?) у озера,
(откуда?) из шкафа.
Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:
праздник (кого?) сестры,
дверь (чего?) шкафа.
Предлоги дательного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:
к, по.
Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:
рассказал (кому?) другу,
вернул (кому?) маме.
Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:
едет (куда? или к чему?) к морю.
Предлоги винительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:
в, на, за, под, через.
Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:
вошли (куда? во что?) в класс,
пришли (куда? на что?) на вечеринку.
Предлоги творительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:
за, на, под, перед, с.
Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечают на вопрос где? Например:
летит (где?) над океаном,
висит (где?) под деревом.
Предлоги предложного падежа
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:
о, об, в, во, на, при.
Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:
сказал (о ком?) о океаном,
рассказал (о чём?) о мечте.
Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда? , то оно стоит в винительном падеже:
гуляет (где?) в парке – предложный падеж,
идёт (куда?) в парк – винительный падеж.
Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.
ГДЗ Русский язык – 2 класс – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019
Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?
Упражнение 183. Прочитайте.
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Б. Заходер
• Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой?
• Слова на, у, с, под — это предлоги. С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами — слитно или раздельно?
• Спишите. Подчеркните предлоги.
Ответ: переписывание.
Упражнение 184. Прочитайте.
Без вербы весны не бывает.
По капле дождь, по росинке роса.
Журавли кричат — к дождю.
Лето у ворот — поглядывай в огород.
• Слова к, в, у, по, без — это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
• Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
• Какую роль выполняют предлоги в предложении?
Предлог — это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.
Перед глаголами предлогов не бывает.
Ответ:
Без вербы, по капле, по росинке, к дождю, у ворот, в огород.
Упражнение 185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.
• Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.
Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.
Ответ: устно.
Упражнение 186. Прочитайте.
1. Дети гуляли … лесу. 2. Весной птицы летят … юга … север, а осенью — … севера … юг. 3. Лебеди летели … морем. 4. Хлеб пекут … муки. 5. Мы читали книгу … животных. 6. Апрель … водой, май … травой.
• Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
• Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.
апре́ль
Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.
Ответ:
1. Дети гуляли в лесу. 2. Весной птицы летят с юга на север, а осенью — с севера на юг. 3. Лебеди летели за морем. 4. Хлеб пекут из муки. 5. Мы читали книгу о животных. 6. Апрель с водой, май с травой.
Упражнение 187. Прочитайте. Озаглавьте текст.
На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.
В. Бианки
• О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
• Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.
Ответ:
На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к берёзе, около берёзы, из травы, в ветвях, с носом.
Упражнение 188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?
С горки Саня тянет сани.
В горку сани едут сами.
• Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.
Ответ:
В горку Саня тянет сани.
С горки сани едут сами.
Упражнение 189. Прочитайте.
1. Береги нос в … мороз. 2. На … цветок летит мотылёк. 3. В … водице и лягушка певица. 4. У … собаки своя кличка. 5. Без … углов избу не рубят. 6. Пир на … мир. 7. От … искры да большой пожар.
• Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.
Слова для справок: весь, а́лый, вся́кой, большой, своей, четырёх, ма́лой.
Обратите внимание! Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.
Ответ:
1. Береги нос в большой мороз. 2. На алый цветок летит мотылёк. 3. В своей водице и лягушка певица. 4. У всякой собаки своя кличка. 5. Без четырёх углов избу не рубят. 6. Пир на весь мир. 7. От малой искры да большой пожар.
Упражнение 190. Прочитайте.
• Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
• Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.
Ответ: переписывание.
Упражнение 191. Прочитайте.
Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.
• Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.
Шёл
Ответ:
Шёл по тропинке, работаю в магазине, пришёл из школы, вырос под осиной, летели над городом, у моря.
Упражнение 192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.
Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
К, боялись, тарелке, утята, подходить.
Пугала, стрекоза, их, злая.
Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
Зажужжала, стрекоза, вдруг.
Летела, на, прямо, она, тарелку.
Хотели, убежать, утята.
Не, смелый, но, испугался, Алёша.
Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
Насилу, она, вырвалась.
С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.
• Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
• Запишите заголовок и текст.
• Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?
Ответ:
Смелые побеждают
Утром хозяйка ставила утятам корм. Утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.
Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Она летела прямо на тарелку. Утята хотели убежать. Но смелый Алёша не испугался. Он клювом схватил стрекозу за крыло. Насилу она вырвалась.
С тех пор злодейка не прилетала в сад.
Проверь себя
1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:
1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
2. С какой частью речи употребляется предлог?
3. Как пишутся предлоги со словами?
4. Перед какой частью речи предлог не ставится?
Ответ:
Предлог — это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги употребляются с именами существительными. Со словами предлоги пишутся раздельно. Предлог не употребляется с глаголом.
2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.
ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА
Ответ:
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
3. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.
Прийти … школы. Выйти … автобуса. Приехать … Сибири. Идти … концерт.
Ответ:
Прийти из школы. Выйти из автобуса. Приехать из Сибири. Идти на концерт.
4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?
Горюет норка у горы —
Не добраться до норы.
На горе у норки норка —
Не доступна норке горка.
Е. Весельева
• Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
• Обведите в кружок предлоги.
Ответ:
Наши проекты. В словари — за частями речи!
• Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.
Толковый словарь
1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Ответ:
Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. (сущ.)
Смекалка — смекалистый.
Русского солдата всегда выручала смекалка.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Ответ:
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина,
Фрукты: яблоко.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Ответ:
Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.
В лазурное небо улетал голубой воздушный шар с нарисованной рожицей.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Ответ:
Встречать — провожать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, мириться — ссориться, помогать — мешать.
Помогать — участвовать в труде, мешать — отвлекать от работы, одобрять — хвалить, осуждать — ругать.
Вечером мы ходили на пристань встречать и провожать пароходы.
Орфоэпический словарь
1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Ответ:
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
Ответ: