Как найти предложение с однородными дополнениями

Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.

Однородные члены предложения

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:

Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.

Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:

Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:

В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).

Однородные члены предложения это

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
  2. выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
  3. удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.

Однородные чл предложения

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так прекрасны летом!

Она то смеялась, то плакала.

Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:

Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.

Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:

За лето река обмелела, притаилась между берегами.

Однородные сказуемые

Однородные дополнения

В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:

На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.

Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.

Однородные дополнения

Однородные определения

Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:

Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.

Однородные определения

Однородные обстоятельства

В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:

Книги следует читать так же неторопливо  и бережно, как они писались.

Однородные обстоятельства

Таблица

Члены предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу.  На лугу цветут  ромашки и незабудки.
Сказуемое Что делать? Что сделать? На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.

На зов хозяина прибежала собака и села у его ног.

Определение Какой? Чей? На столе в вазе стоят красные и белые цветы.

Налей мне не теплой, а холодной воды.

Девочку закутали в мамин платок.

Дополнение Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) На огороде Света полила огурцы и помидоры .

Вечером не забудь покормить гусей и уток.

Обстоятельство Где? Когда? Как? Куда? Откуда?  Зачем? Отчего? Почему? Слева и справа высятся хмурые ели .

Вглубь и вширь растут корни старой березы.

Признаки однородных членов

Признаки однородных членов

Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.

Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.

Вид связи Союзы Правила пунктуации Примеры
Союзная Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится Я украсила вазу ракушками и морскими камешками.
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) Перед союзом ставится запятая Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вторым и последующими союзами ставится запятая Не то ветер, не то дерево за окном шумит.
Бессоюзная Между однородными членами всегда ставится запятая Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку.

Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.

Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.

Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.

Итог

  • однородные члены — это одинаковые члены предложения;
  • однородные члены зависят от одного и того же слова;
  • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111

Однородные дополнения


Однородные дополнения

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 238.

Обновлено 13 Января, 2022

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 238.

Обновлено 13 Января, 2022

Как и любые другие члены предложения, дополнения могут быть однородными. Понятие однородности включает в себя зависимость от одного слова, общую синтаксическую функцию и одинаковый вопрос, на который однородные члены отвечают. В случае с однородными дополнениями это означает, что они отвечают на вопрос одного падежа. Про однородные члены ученики узнают в 4 классе и несколько лет пополняют и углубляют свои знания о них.

Однородные дополнения

Однородные дополнения нужны, если в предложении говорится о нескольких объектах, с которыми сопряжено действие.

Антон рассовал по конвертам письма, открытки и записки.

Они связаны с одним словом, чаще всего это сказуемое.

Хозяйка шинковала острым ножом морковку, лук, помидоры. В этом предложении три однородных дополнения относятся к сказуемому шинковала. К нему же относится дополнение ножом, но оно отвечает на вопрос творительного падежа «Чем?», а не на вопрос «Что?» винительного падежа, как остальные. Поэтому оно не однородное, хотя тоже зависит от сказуемого.

Стоять в одинаковой падежной форме дополнениям недостаточно, чтобы считаться однородными.

Вечерами Наталья сидела на скамье за верандой, укрывалась тёплым пледом и подолгу любовалась закатом, наслаждаясь пением соловьёв. В этом предложении пять существительных стоят в форме творительного падежа. Но они не однородны. Первые два из них, вечерами и за верандой вовсе не является дополнениями. Правильно было бы задать к ним вопрос обстоятельства: (когда?

) вечерами, (где?) за верандой. Остальные относятся к разным сказуемым: укрывалась (чем?) пледом, любовалась (чем?) закатом, наслаждалась (чем?) пением.

Чтобы быть однородными, дополнения должны соответствовать обоим условиям:

  • отвечать на один падежный вопрос;
  • зависеть от одного слова.

Между собой однородные дополнения связаны перечислительной интонацией или сочинительными союзами, одиночными или повторяющимися.

Примеры однородных дополнений:

Малыш рисовал карандашами и красками.

Сёстры увлекались танцами, теннисом, плаванием.

Я мечтал не о кораблях, а о самолётах.

Способ выражения однородных дополнений

Многие думают, что однородные дополнения непременно должны быть выражены одной частью речи. Это не так. Однородные дополнения могут относиться к разным частям речи.

Примеры:

Познакомились с туристами (сущ.) и ещё кое с кем (мест.).

Разговор зашёл о ясновидящих (сущ.), провидцах (сущ.), о чудесном (прил.) и мистическом (прил.).

Роман ждал опасностей (сущ.), трудностей (сущ.), но не этого (мест.).

Здесь были рассказы о Серове (сущ.), Врубеле (сущ.) и трёх иностранных художниках (сл/соч.).

Если связь со сказуемым осуществляется с помощью предлога, не обязательно употреблять его при каждом дополнении. Мы смотрели на яркие цветники, аккуратные газоны, посыпанные галькой дорожки.

Заключение

Что мы узнали?

Однородные дополнения связаны с одним словом, стоят в одной падежной форме. Они не обязательно выражены одной частью речи. Предложения с однородными дополнениями произносятся с интонацией перечисления. Друг с другом дополнения связаны сочинительными союзами или бессоюзной связью.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Adelena Yrysbekova

    5/5

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 238.


А какая ваша оценка?

Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.

Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:

  • относятся к одному слову;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • выражены одной частью речи. 

предложения с однородными членамиОднородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).

Примеры однородных членов предложения

Однородные подлежащие:

К кормушке подлетели воробьи и синички. 

Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)

Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели

Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные сказуемые:

Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.

Что? капли

Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)

Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.


Однородные определения:

В небо полетели  красные, голубые и жёлтые шары.

Что? шары

шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)

Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.


Однородные дополнения:

В деревне пахло яблоками и дымком.

Что делало? пахло

Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)

Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.


Однородные обстоятельства:

Около реки было спокойно и легко.

Что делало? было

Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)

Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.


В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.

В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах

  • Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.

В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.

О, О, О

  • Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.

Я люблю не тёплый, а горячий чай.

О, а О

Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.

О, но О

Яблоки красивые, да пресные.

О, да О

  • Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).

В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.

О и О

  • Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.

Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.

О и О, О и О

В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.

и О, и О, и О

предложения с однородными членами

Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.

Однородные члены предложения: упражнения

2 класс: тексты для списыванияКарточка 1

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • В садах растут цветы, овощи и фрукты.
  • Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
  • Яблоки были крупные сочные вкусные.
  • Моя мама замечательно шьёт и вышивает.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 2

  1. Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
  • Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
  • Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
  • В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
  • Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.

2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.

Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 3

  1. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
  • Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
  • В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
  • Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
  • В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.



2 класс: тексты для списывания

Карточка 4

  1. Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
  • Летом мы купались и загорали.
  • Воздушные шары были не голубые а белые.
  • Задача была трудная но интересная.
  • Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
  • Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
  • Березы орешник ольха стали золотыми.
  • Листья осины не зелёные а оранжевые.
  • Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 5

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.

В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят  волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.

2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 6

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
  • Солнце светит но не греет.
  • В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
  • В гостях хорошо а дома лучше.
  • Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
  • На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
  • По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
  • Потемнело нахмурилось осеннее небо.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 7

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
  • Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
  • Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
  • Осенью звёзды светят ярко но холодно.
  • Листья облетели с берёз но остались на дубах.
  • Ночью месяц сверкает и всё освещает.
  • Белка наелась оглянулась и исчезла.
  • В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 8

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Лисёнок отпрянул но не убежал.
  • Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
  • В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
  • По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
  • Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
  • И медью и золотом отливают осенние листья.
  • В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
  • После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.

2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 9

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
  • Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
  • По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
  • Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
  • Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
  • Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
  • Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
  • Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 10

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
  • Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
  • Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
  • Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
  • И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
  • Был серенький промозглый ветреный день.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


2 класс: тексты для списывания

Карточка 11

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
  • Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
  • Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
  • На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  • Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
  • Ребята пишут читают решают задачи.
  • Держи голову в холоде а ноги в тепле.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 12

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
  • Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
  • Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
  • В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
  • Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
  • Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
  • Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 13

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • Вода в реке была тёплая но очень мутная.
  • Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
  • Илья достал банку сгущенки  горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
  • Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
  • Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
  • Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
  • Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 14

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • С моря дул влажный но холодный ветер.
  • Вечером я почитаю газеты или журналы.
  • Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
  • Вежливость ничего не стоит но приносит много.
  • В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.


2 класс: тексты для списыванияКарточка 15

  1. Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
  • На речке мы не купались но загорали.
  • Воздушные шары были и синие и красные и белые.
  • В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
  • Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  • Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
  • Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
  • Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
  • Листья шуршат скребутся лопочут.

2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.


2 класс: тексты для списывания

Карточка 16

  1. Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • В потёмках родится в огне умирает.
  • По земле ползёт а к себе не подпускает.
  • В воде родилась а в ней мало бывает.
  • Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
  • Дышит растёт а ходить не может.
  • Зимой и летом одним цветом.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. В наших лесах растут дуб, … .
  2. В реках водятся окуни, … .
  3. У меня в портфеле лежат учебники, ….
  4. В моей комнате есть стол, … .
  5. К кормушке прилетают синицы, … .
  6. Домашние животные — это кошка, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 17

  1. Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
  • Сам погибай а товарища выручай.
  • Без одежды но не без надежды.
  • Смелого да умелого страх не берёт.
  • Одним глазом спит другим видит.
  • Не силою дерутся а умением.
  • Не по словам судят а по делам.
  • На смелого собака лает а трусливого кусает.
  • Сначала думай а потом делай.

2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.

  1. Моих друзей зовут Олег, … .
  2. Зима засыпала снегом поля, … .
  3. В радуге семь цветов: красный, … .
  4. На празднике дети пели, … .
  5. В школе мы учимся считать, … .
  6. В летнем саду птицы поют, … .

2 класс: тексты для списыванияКарточка 18

  1. Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.

1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .

2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.



В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.

Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями

Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями

Рекомендую пособия:

О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

Как исправить почерк у ребенка

чистописание русский язык тетрадь-тренажер


Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.

Учимся списывать текст без ошибок

1 класс: тексты для списывания


Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибок

Учимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок



Еще полезные пособия:

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

План урока:

Однородные члены предложения: понятие

Пунктуация: однородные члены и сочинительные союзы

Однородные члены предложения: понятие

Это важная синтаксическая категория, активно изучать которую лингвисты начали в XVIII веке.

Для начала узнаем, как звучит определение термина:

1 odnorodnye chleny predlozhenia

Однородные члены всегда относятся к одному слову. Проверить это можно с помощью вопроса:

На уроке труда ученики 6-А класса (что делали?) вырезали, клеили, шутили.

В этом предложении мы видим три однородных члена предложения – вырезали, клеили, шутили. К ним сопоставим единый вопрос – что делали? В предложении эти слова играют роль однородных сказуемых.

Однородные члены предложения грамматически и синтаксически равноправны между собой и помогают передать мысль более четко. Они ее конкретизируют и детализируют:

В комнате было много мебели: кресла, диван, компьютерный стол, стул и шкаф.

В этом примере 5 однородных членов – кресла, диван, компьютерный стол, стул и шкаф. В предложении они играют роль дополнений.

Еще одна функция – называние одновременно происходящих действий:

Артисты на сцене пели и танцевали.

Татьяна читала и размышляла.

Можно выделить еще одну функцию, которая больше характерна для художественного и публицистического стиля. С помощью однородных членов прекрасно выражается градация, когда каждое последующее слово усиливает (ослабляет) значение предыдущего:

За два дня Ольга многое обдумала, пересмотрела, переоценила.

Как определить однородные слова в предложении? Предлагаю использовать следующий алгоритм.

2 kak naiti odnorodnye chleny

Примеры:

Алина нарисовала радугу и деревья.

  • Грамматическая основа – Алина нарисовала.
  • Радугу и деревья – дополнения, которые отвечают на вопрос «Что?». Оба относятся к сказуемому «нарисовала».

В нашем саду растут красные, фиолетовые и желтые ягоды.

  • Грамматическая основа – ягоды растут.
  • Красные, фиолетовые и желтые – определения. К ним ставится вопрос «Какие?». Все три слова относятся к подлежащему «ягоды».

Любые члены предложения могут быть однородными. Убедимся в этом с помощью таблицы.

3 rol odnorodnyh chlenov

Рассмотрим текст.

Красиво в лесу ранней осенью. Тихо качаются и шумят деревья. Остро пахнет землей. В центре поляны стоит лесной царь – белый гриб. Рядом с ним расселись подберезовики, сыроежки, лисички. Они полезные и очень вкусные.

Назовем однородные члены.

  • Качаются и шумят – однородные сказуемые.
  • Подберезовики, сыроежки, лисички – однородные подлежащие.
  • Полезные и вкусные – однородные определения.

В письменной речи часто встречаются несколько однородных членов в одном предложении:

Весной и осенью нужно кушать больше овощей и фруктов.

В этом примере мы видим сразу несколько однородных членов:

  • Весной и осенью – однородные обстоятельства. Отвечают на вопрос «Когда?». Зависят от сложного сказуемого «нужно кушать».
  • Овощей и фруктов – однородные дополнения, к которым можно задать единый вопрос «Чего?». Они относятся к сложному сказуемому «нужно кушать».

Итак, подытожим признаки однородных членов предложения с помощью таблицы.

4 priznaki odnorodnyh chlenov

Остановимся подробнее на последнем пункте. Действительно, однородные члены чаще всего выражаются одной и той же частью речи, но это случается не всегда. Иногда они играют в предложении одну синтаксическую роль, но выражаются разными частями речи:

Вчера Мария отвечала на экзамене громко, по делу, глядя учителю прямо в глаза.

Громко, по делу, глядя учителю прямо в глаза – это однородные обстоятельства. Они зависят от сказуемого «отвечала». К ним сопоставим один и тот же вопрос – «Как?». Но обратите внимание, что выражаются они разными частями речи:

  • громко – это наречие;
  • по делу – это существительное с предлогом;
  • глядя учителю прямо в глаза – деепричастный оборот.

Между однородными членами чаще всего существует сочинительная связь. Рассмотрим эту тему подробнее.

Пунктуация: однородные члены и сочинительные союзы

Чтобы легче было воспринимать и перечислять однородные слова, между ними используются сочинительные союзы. Это большая языковая группа, определение которой звучит следующим образом.

5 sochonotelnye souzy

Условно сочинительные союзы делятся на три подгруппы:

  • соединительные союзы;
  • разделительные союзы;
  • противительные союзы.

Поговорим о каждой подгруппе подробнее.

Однородные члены и соединительные союзы

Назовем соединительные союзы.

6 soedinitelnye souzy

Такие союзы нужны для перечисления однородных слов или их качеств. Стоит отметить, что однородные слова в составе предложения чаще всего соединяются с помощью двух союзов – и, да.

Бабушка купила на рынке молоко и булку с изюмом.

В этом предложении мы видим однородные дополнения «молоко» и «булка с изюмом». Они отвечают на вопрос «Что?» и относятся к сказуемому «купила». Между ними видим соединительный союз и.

Еще примеры:

Одуванчик да ромашка – мои любимые цветы.

Мама и папа любили Матвея до безумия.

8-летняя Алиса красиво рисовала акварелью и гуашью.

Если соединительный союз используется для перечисления двух однородных членов предложения, запятая не ставится. Если в предложении больше двух соединительных союзов, нужно поставить знак препинания между всеми однородными членами.

Сравните:

Валя и Катя отправились на концерт.

Валя, и Катя, и Вера отправились на концерт.

Валя, и Катя, и Вера, и Саша отправились на концерт.

Разделительные союзы и однородные члены

К разделительным союзам относятся следующие виды союзов.

7 razdelitelnye souzy

Разделительные союзы помогают сделать выбор, описывают чередование или взаимоисключение действий:

Что мне купить: синее платье или розовую блузку?

Приготовь на обед либо жаркое, либо рыбу.

Метель то воет, то ласково потрошит снегом.

Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Если разделительный союз используется в предложении один раз, запятую ставить не нужно. Если больше одного раза – нужно.

На болоте слышится кряканье диких уток или кваканье лягушек.

Так рисковать жизнью или глупость, или безграничная отвага.

Противительные союзы и однородные члены

Давайте рассмотрим список таких союзов.

8 protivitelnye souzy

Противительные союзы противопоставляют или сопоставляют однородные члены предложения:

Поливай огород не утром, а вечером.

Мясо было острое, но вкусное.

Погода была пасмурная, однако теплая.

Внимание! В предложениях с однородными членами, которые разделены между собой противительным союзом, всегда ставится запятая:

Папа был строгим, но добрым человеком.

Мама была невысокой, зато красивой.

Подытожим информацию в этом разделе с помощью таблицы.

9 sochinitelnye souzy russkii

Однородные члены легко найти в предложении, пунктуационные знаки между ними тоже несложные. Обычно школьники с удовольствием изучают эту тему.

На чтение 11 мин Просмотров 24к. Опубликовано 08.12.2020 Обновлено 13.02.2023

Данная тема изучается еще в начальной школе, однако по ней обычно все же остается много вопросов. Чтобы их не было, необходимо изучить все аспекты этого раздела максимально подробно и глубоко.

Может появиться вопрос: зачем в целом находить однородные члены в предложениях и разбираться в этой теме? Все очень просто: зачастую от этого зависит правильная постановка знаков препинания. Поэтому если человек не хочет совершать пунктуационные ошибки, ему стоит устранить пробелы в знаниях.

Оглавление

  • 1 Что такое однородные члены предложения
  • 2 Как подчеркивать однородные члены
  • 3 Какими бывают однородные члены предложения
    • 3.1 Пример однородных подлежащих
    • 3.2 Пример однородных сказуемых
    • 3.3 Пример однородных дополнений
    • 3.4 Пример однородных обстоятельств
    • 3.5 Пример однородных определений
  • 4 Члены предложения, которые не могут быть однородными
  • 5 Как определить однородные члены в тексте
  • 6 Знаки препинания между однородными членами
    • 6.1 Наличие запятой
    • 6.2 Отсутствие запятой
    • 6.3 Наличие тире
    • 6.4 Наличие двоеточия
  • 7 Упражнение

Что такое однородные члены предложения

Самостоятельные части речи, являющиеся членами предложения и связанные с одним и тем же словом в нём, да ещё и отвечающие на один и тот же вопрос, в русском языке называются однородными.

Как следует из определения, к ним можно отнести все части речи кроме служебных, которые однородными не могут быть в принципе. Чаще всего они выражены одинаковыми частями речи, однако бывают и исключения. В качестве примера можно привести следующее предложение:

Эту работу мастер выполнил очень тщательно, но при этом с удивительной ловкостью.

В данном высказывании можно обнаружить два обстоятельства: «тщательно» и «ловкостью». Однако первое играет роль наречия, а второе — существительного. Такие ситуации встречаются не очень часто, однако имеют место быть. Человеку, который выполняет полный синтаксический анализ, стоит иметь это ввиду и не удивляться.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Они могут присутствовать в высказывании в любом количестве, которое ничем не ограничено. В предложении подобные синтаксические единицы равноправны, среди них нет главного и зависимого, поскольку они выполняют одну и ту же функцию. Обычно, о таком предложении говорят, что оно осложнено однородными членами. Связь между ними осуществляется либо с помощью союзов, либо с помощью различных знаков препинания.

Примеры предложений с однородными членами:

  1. На столе лежал толстый, черный кот.
  2. Книги следует читать неторопливо и вдумчиво.
  3. В журнале были опубликованы фотографии различных насекомых: бабочек, гусениц, божьих коровок.

В первом случае можно увидеть однородные определения, во втором — обстоятельства, а в третьем — дополнения. Связь, как можно увидеть, также осуществляется различными способами: в первом и третьем примере она бессоюзная, во втором слова соединены союзом «и». И та, и другая конструкция встречается довольно часто.

Как подчеркивать однородные члены

Если нужно обозначить однородные члены на письме графически, то это делается по общим стандартам. Нужно помнить, что подлежащие подчеркиваются одной чертой, сказуемые — двумя. Определения обозначаются волнистой линией, дополнения — пунктиром, а обстоятельства — пунктиром с точкой. Эти правила применяются повсеместно.

В определенных случаях к предложениям нужно рисовать схемы. В них также следует отображать однородные члены. Делать это следует таким же способом, как и в самом тексте.

Какими бывают однородные члены предложения

Однородными, как уже было сказано ранее, могут быть любые члены предложения: и главные, и второстепенные. В одном предложении легко можно обнаружить несколько однородных членов из разных категорий. Принцип их формирования везде одинаковый. Однако чтобы наиболее глубоко разобраться в теме, стоит детально разобраться с каждым видов.

Пример однородных подлежащих

Подлежащее обозначает главное действующее лицо в конкретном высказывании. В любом предложении их может быть два и более. Например:

В воскресенье днем Вася и Володя пошли в парк, чтобы хорошо провести время.

«Вася» и «Володя» в данном случае являются однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос (кто?) и относятся к одному сказуемому «пошли».

Козы, коровы и гуси целыми днями паслись у нас во дворе.

В этом случае присутствует уже целых три однородных подлежащих: «козы», «коровы» и «гуси».

Еще несколько примеров с однородными подлежащими в тексте.

  1. Одуванчики, люпины и ромашки начинали цвести в поле в конце весны.
  2. Три мальчика и четыре девочки собрались сегодня вечером пойти в театр.
  3. Холодный ветер, холод и снег — вечные спутники зимы.

Пример однородных сказуемых

В случае со сказуемыми все происходит аналогичным образом. В качестве примера можно привести следующее высказывание:

Сегодня на уроке математики мы складывали, умножали и вычитали.

В этом высказывании целых три однородных сказуемых: «складывали», «умножали» и «вычитали». Все они выражены глаголами, отвечают на вопрос «что делали?» и относятся к одному слову — подлежащему «мы».

Сказуемых в предложениях также может быть неограниченное количество. Еще несколько примеров фраз с однородными сказуемыми:

  1. Маша хорошо умеет вязать, вышивать и плести мулине.
  2. Ваня хочет сходить в парк и покататься там на каруселях.
  3. Аня повязала на шее шарф, надела шапку и вышла из квартиры.

Пример однородных дополнений

Дополнения также могут быть однородными. Это два слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному сказуемому. Например:

Я люблю музыку, книги и театр.

«Музыку», «книги» и «театр» здесь дополнения. Они выражены существительными, стоят в винительном падеже, отвечают на вопрос «что?». Вопрос к ним задается от слова «люблю», которое в данном предложении является сказуемым.

Еще несколько примеров предложений с однородными дополнениями:

  1. На столе я увидел большое папье-маше, перьевую ручку и тяжелый блокнот.
  2. К каждому выступлению, репетиции и прослушиванию Антон готовился очень старательно.
  3. Максим хотел пойти на кружок по рисованию или лепке.

Пример однородных обстоятельств

Два или более обстоятельства в предложении могут быть однородными. Например:

Он пошел вперед быстро, стремительно.

«Быстро» и «стремительно» в данном случае — однородные обстоятельства. Они выражены наречиями, отвечают на вопрос «как?» и относятся к одному и тому же слову.

Еще несколько примеров предложений с однородными обстоятельствами:

  1. Он произнес слова негромко, хрипло.
  2. Ночь окончилась вполне благоприятно, спокойно.
  3. В парке и в саду, и около дома я видел множество белок.

Пример однородных определений

Определения, как и остальные члены предложения, могут быть однородными. Например:

Я видела в магазине красные, синие и зеленые блузки.

«Красные», «синие» и «зеленые» в данном случае — однородные определения. Они выражены прилагательными и отвечают на вопрос «какие?»

Еще несколько примеров предложений с однородными определениями:

  1. Наступило зимнее, морозное утро.
  2. Мы сидели в парке и смотрели, как с деревьев опадают желтые и оранжевые листья.
  3. Мы пошли на выставку посмотреть на забавных, пушистых собачек.

Члены предложения, которые не могут быть однородными

Встречаются ситуации когда части речи не могут быть однородными членами, происходит это в следующих случаях:

  1. Если это повторение одного и того же слова.

Она все смеялась, смеялась, смеялась.

В данном случае повторяющееся три раза слово «смеялась» не будет однородным. Оно является единым членом предложения;

  1. Повторение одного и того же слова, соединенного различными частицами.

Например: верь не верь, работать так работать

  1. Два глагола, первый из которых лексически неполный.

Например: возьму и скажу, пойду посмотрю и т.д.;

  1. Фразеологизмы:  ни рыба ни мясо, и смех и грех, и т.д:

Важно запомнить эти случаи и не обозначать их графически как однородные. Также следует помнить, что если между такими словами стоит союз, то запятую ставить не нужно.

Как определить однородные члены в тексте

Поиск однородных членов зачастую вызывает определенные трудности. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. При синтаксическом разборе предложения в первую очередь нужно выделить грамматическую основу. Понять, кто объект и что он делает. Если подлежащих или сказуемых два и более, то они однородные.

Куда труднее дело обстоит с второстепенными членами предложения.

  • Во-первых, на практике их в целом гораздо сложнее найти и правильно обозначить.
  • А во-вторых, труднее понять, однородные они или нет.

Необходимо знать характеристики каждого второстепенного члена предложения и при синтаксическом разборе пользоваться этими знаниями. Когда все слова будут обозначены, нужно определить, не относятся ли два одинаковых члена предложения к одному и тому же слову, не отвечают ли они на одинаковые вопросы. Если да, то это однородные члены.

Также догадаться можно чисто логически, по смыслу. Однородные члены предложения похожи по формулировке и по своему значению. Они связаны с помощью перечислительной интонации.

Знаки препинания между однородными членами

Чаще всего между однородными членами предложения ставятся те или иные знаки препинания: либо запятые, либо тире, либо двоеточие. Однако также есть ситуации, когда ставить ничего не надо. Каждую из этих ситуаций следует разобрать отдельно, чтобы наиболее полно разобраться в материале.

Необходимость уметь правильно определять однородные члены в предложении в первую очередь обусловлена желанием совершать как можно меньше пунктуационных ошибок.

Наличие запятой

В большинстве случаев между однородными членами предложения нужно ставить знаки препинания, чаще всего — запятые. В частности это надо делать, если они соединены бессоюзной связью. Чтобы проиллюстрировать это правило, можно привести следующий пример:

Они наслаждались приятной едой, напитками.

«Едой» и «напитками» — однородные дополнения, между которыми не стоит никакой союз. Поэтому они в обязательном порядке должны быть разделены запятой. Если же в предложении три и более однородных членов, между которыми не стоит никаких союзов, то в этом случае запятые ставятся между всеми словами.

Также запятые ставятся, если в предложении используются одиночные противительные (а, но, да) союзы или уступительный (хотя) союз. Например:

Она торопилась, но все же опоздала.

В этом случае «торопилась» и «опоздала» — однородные сказуемые, между которыми стоит противительный союз «но». Перед ним в обязательном порядке нужно поставить запятую.

Запятые нужно ставить в том числе при наличии повторяющихся союзов (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.). Однако важно помнить, что запятые ставятся только перед вторым и последующими союзами.

Отсутствие запятой

Запятая между однородными членами не ставятся, если они объединены соединительными или одиночными разделительными союзами (и, или). Например:

Она решила сразу приготовить обед и ужин.

В этом случае «обед» и «ужин» — однородные дополнения. Но поскольку они объединены союзом «и», то между ними не нужно ставить запятую. Запятая перед «и» ставится, только если он стоит на стыке двух частей сложного предложения, либо в перечислении.

Наличие тире

В отдельных случаях перед однородными членами предложения ставится тире. Это происходит, когда обобщающее слово стоит после них. В качестве примера можно привести следующее высказывание:

Никто: ни мама, ни сестра — не могут заходить в мою комнату без стука

В данном случае «мама» и «сестра» — однородные подлежащие. Тире стоит перед сказуемым, к которому они оба относятся.

Наличие двоеточия

Двоеточие ставится в том случае, если в предложении есть обобщающее слово, а после него идут однородные члены. К примеру, такую ситуацию можно увидеть в данном высказывании:

Он был главным над всеми: над юристами, бухгалтерами, логистами.

В данном случае «всеми» — обобщающее слово, а «юристами», «бухгалтерами» и «логистами» — однородные дополнения. Также человек может сам себя проверить. Если он может задать от обобщающего слова вопрос: «что именно?», то после него в обязательном порядке ставится двоеточие.

Упражнение

Следует найти однородные члены в следующих высказываниях и обозначить их графически.

  1. За прошедшее лето соседские дети сильно выросли, изменились, возмужали.
  2. В магазине можно увидеть много нового товара: симпатичные бусы, блузки, платки.
  3. Девушка очень этого не хотела, но все же решилась и пришла.
  4. В комнате я увидел много знакомых с детства вещей: свою кровать, полку с книгами, большой сундук с игрушками.
  5. В мамином саду росло много овощей: кабачки, баклажаны, свекла, тыква, морковь и даже патиссоны.
  6. Она рассказала обо всем родителям: о своих тревогах, мечтах, переживаниях, надеждах.
  7. Мама, брат, бабушка — все собрались за праздничным столом.

Необходимо правильно расставить знаки препинания в следующих предложениях

  1. Кто бы мог подумать ни я ни мама не помнили куда мы его положили.
  2. Букет из роз лилий и тюльпанов радовал мой глаз уже вторую неделю.
  3. У вошедшего в комнату молодого человека было румяное лицо серые глаза и полные губы.

Добавить комментарий