Как найти предложение с парцелляцией

Парцелляция в русском языке — это такое синтаксическое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта, изображения внутренней речи и пр.

В литературе существует множество художественных средств создания образности и выразительности речи. В первую очередь, к ним относятся тропы и стилистические фигуры:

  • оксюморон
  • эпифора
  • анафора
  • градация
  • инверсия
  • сравнение
  • риторический вопрос

Кроме этого богатого арсенала художественных средств, писатели в своем творчестве активно пользуются парцелляцией. Узнаем, что такое парцелляция в русском языке.

Парцелляция — синтаксический прием речи

Этот термин имеет французское происхождение. В переводе с французского языка слово parcella буквально значит «частица».

Как известно, текст состоит из минимальных единиц — предложений. В русском языке синтаксический прием парцелляции нарушает целостность текста, а точнее предложения. Плавно текущая мысль неожиданно прерывается и превращается в короткие отрывочные кусочки фраз, каждая из которых оформлена завершающим пунктуационным знаком, чаще точкой:

…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.

В. Инбер

Парцелляция это

Парцелляция представляет собой интонационное членение предложения на составляющие его смысловые отрезки, обозначенные пунктуационно с помощью завершающих знаков препинания:

  • точки
  • восклицательного знака
  • вопросительного знака
  • многоточия.

-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! — не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев).

Строение парцелляции

При парцелляции фраза, в которой содержится главная мысль, является основной (базовой). Интонационно и пунктуационно отчлененная часть фразы называется парцеллятом. Каждый парцеллят графически обозначается как самостоятельное предложение, которое чаще всего является неполным и грамматически и синтаксически зависит от предыдущего контекста.

Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает (С. Есенин).

Такое намеренное деление фразы на несколько пунктуационно самостоятельных частей позволяет выделить в сообщении дополнительные смысловые центры и привлечь к ним внимание читателя.

Цель применения парцелляции в литературе

Как образное изобразительное средство русского языка, парцелляция применяется автором с целью:

  • акцентирования внимания читателя на главном в изображаемом;
  • выделения некоторых деталей картины;
  • эмоционального усиления воздействия текста на читателя;
  • создания эффекта неожиданности;
  • изображения длительности действия во времени;
  • усиления контраста изображаемых явлений.

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!

А. С. Грибоедов

Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).

Я тоже привстал и посмотрел в темноту за окном. Шёл неслышный снег. Первый снег этой осенью (Ю. Казаков).

Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Б. Пастернак

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

 Е. Винокуров

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

О. Мандельштам

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 35

Что такое парцелляция — функции и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых сложных разделов лингвистики, оперирующий множеством языковых конструкций.

Парцелляция – одна из таких языковых фигур. Наиболее ярко она отражена в художественной литературе.

Парцелляция

О том, что такое парцелляция, как она оформляется в тексте, а также о её функциях поговорим в этой статье. А также рассмотрим примеры использования в реальных художественных текстах русских и зарубежных писателей.

Парцелляция — это…

Слово парцелляция было заимствовано из французского языка, в котором лексема «parcella» дословно переводится как «частица». Если копнуть глубже, увидим латинский генезис (это что?): particula также в буквальном значении понимается как частица.

Термин имеет несколько трактовок из разных сфер человеческого знания. Однако в русском языке ключевым стало языковедческое понятие. В современной лингвистике:

Парцелляция – это синтаксическая конструкция, в которой представлено разделение целостного текста на отдельные фрагменты, обособленные с помощью пунктуации и интонации (что это?).

Как правило, на письме автор использует точки или запятые там, где в нейтральных условиях их не ставят.

Несмотря на романское происхождение термина, во всем европейском мире он, как правило, не используется в таком значении. Для обозначения той же дефиниции (это что?), к примеру, швейцарец Шарль Балли применял понятие дислокация.

Парцелляция же как слово используется в другом трактовании, более близком к оригиналу. Так,

Parcellation – это разделение большого, целого на более мелкие части. Например, при членении большой территории на некрупные личные наделы.

Яблоко

Таким образом, в русский язык это слово вошло преимущественно в одном значении – как филологический термин. В то время как в европейских языках понятие носит более общий характер.

Функции парцелляции

Профессор-лингвист А.П.Сковородников отмечает, что парцелляция в литературе – это фигура, которая выполняет 4 основные функции:

Изобразительная

Автор старается конкретизировать, более точно описать то, что он изображает.

В рамках этой функции парцелляция может решать такие задачи:

  1. Создавать эффект замедления происходящего, такой себе литературный slow-mo.

    Эффект

  2. Подчеркивать некоторые детали на общем фоне, выделять их.
  3. Выделять самое важное для создания портрета, пейзажа, делать акцент.
  4. Создавать в повествовании (что это?) нарочитую, но неожиданную паузу. Это играет в пользу интриги, ожидания последующего действия.
  5. Упрочнять эффект продления действия.
  6. Увеличивать описательный контраст.

Характерологическая

Писатель применяет парцелляцию для демонстрации манеры речи своего персонажа, для имитации разговорной речи.

Здесь ставятся такие задачи:

  1. Создать контекст несобственно прямой речи.
  2. Показать внутренний монолог (это как?) с целью лучшей демонстрации переживаний, состояния, личности героя.

    Монолог

  3. Выразить присоединительную связь, которая характерна для устной речи.
  4. Внести разговорную, более вольную интонацию.

Эмоционально-выделительная

С помощью парцелляции автор выделяет в тексте эмоцию, состояние героя либо его эмоциальную оценку происходящего.

Задачи две:

  1. Сделать высказывание более эмоциональным.

    Эмоции

  2. Показать оценочность, даже есть прямой эмоции в тексте нет.

Экспрессивно-грамматическая

Актуализируется в случае, когда нужно выразить нетипичные синтаксические отношения.

Примеры парцелляции

У русских классиков:

  1. «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». Василий Шукшин.
  2. «Во всем мне хочется дойти. До самой сути. В работе, в поисках пути. В сердечной смуте». Борис Пастернак.
  3. «Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа». Александр Солженицын.

Фраза

Часто этот прием используют современные авторы. Например, Евгений Гришковец:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Для русского языка такой «рваный» вариант более характерен, ведь у нас нет ограничения в порядке слов.

Однако применяют прием и в зарубежной литературе:

  1. «Все лето вы можете слышать его. Во дворе. В саду. В лесу». Трумен Капоте.
  2. «Я предупреждаю тебя сейчас. В последний раз». Джером Сэлинджер.

Итак, мы изучили, что такое парцелляция, рассмотрели примеры. Не лишним будет прочувствовать конструкцию в устном выражении.

К примеру, в этом видео Анатолий Белый читает стихи Пастернака так, что этот прием ярко демонстрируется:

Несмотря на тенденцию к сокращению времени на произношение слов, даже в повседневном общении мы стараемся делать более-менее развёрнутые высказывания. Редко можно услышать что-то подобное:

«Я проснулся. Почистил зубы. Заварил кофе. Пошёл. На работу».

Чаще мы связываем такие отрывистые предложения воедино:

«Я проснулся и почистил зубы, потом заварил кофе и пошёл на работу».

Две этих длинных фразы звучат мягче и благозвучнее, однако это не значит, что первый вариант недопустим. Более того, такие краткие резкие предложения, следующие друг за другом, широко применяются в литературе. Этот приём называется парцелляция. Рассмотрим подробнее, что это такое и для чего применяется.

Термин «парцелляция» восходит к латинскому слову «particula», что означает «частица». Под ним в литературоведении понимают стилистический приём членения одной синтаксической конструкции на несколько отдельных отрезков. Каждая единица оформляется как самостоятельное предложение и в речи выражается соответственно с помощью пауз.

В структуре парцеллированной конструкции исследователи выделяют такие компоненты, как базовая часть (основа) и парцеллят. К последнему относят образованные в результате деления сложного предложения элементы. Их может быть несколько, и они грамматически и по смыслу связаны с основной частью, хотя и имеют свои особенности.

Российский лингвист А. П. Сковородников, исследуя это явление, выделял следующие функции:

  • Изобразительная. Она применяется для создания эффекта замедления действия, акцентирования внимания на отдельных деталях, усиления контраста между ними, создания пауз и выделения важных образов.
  • Эмоционально-выразительная. С её помощью передаются оттенки переживаний лирических героев.
  • Характерологическая. Эта функция реализуется при имитации внутреннего монолога персонажа, подражании отрывистой разговорной речи, изображении неуверенного поведения героя и т. д.
  • Экспрессивно-грамматическая, выражающаяся в изменении синтаксических отношений между составными частями предложения.

Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания.

Думается, что чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров.

– Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.

«Ноль-ноль целых», В. М. Шукшин.

В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.

«Генерал Малафейкин», В. М. Шукшин.

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

«Рубашка», Е. В. Гришковец.

Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное отношение лирического героя к любимой вещи. То же самое можно сказать и о следующем отрывке.

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

«Лолита», В. В. Набоков.

Пожалуй, самым известным примером парцелляции в поэзии является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции создаётся впечатление замедления времени.

Вот ещё несколько примеров употребления парцелляции в стихотворной речи:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

«Во всём мне хочется дойти…», Б. Л. Пастернак.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», О. Э. Мандельштам.

Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!

«Горе от ума», А. С. Грибоедов.

Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое состояние персонажа.

Как видим, парцелляция – многофункциональный приём, который помогает не только усиливать эмоциональность и выразительность речи, но и придавать характерам персонажей особые черты, перемещать внимание читателя к важным образам, замедлять или, наоборот, ускорять, ход времени в произведении.

Что такое парцелляция в русском языке

Что такое парцелляция

Парцелляция (от итал. parcella — частица, от лат. particula) – стилистическая фигура. В литературный язык художественный прием пришел из разговорной речи.

Парцелляция – способ речевого представления предложения несколькими самостоятельными синтаксическими единицами. 

Если кратко, это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей:

«А я осталась в пустом доме. Одна».

При правильном построении предложения мы бы сказали:

«Я одна осталась в пустом доме».

В устной речи парцелляция осуществляется посредством интонации. В письменной — выделяется знаками препинания. 

В разговоре мы, не задумываясь, используем парцелляцию:

«Приду поздно. Часиков в десять»;

«Купи хлеб. И тортик не забудь».

Строение парцелляции

Это присоединительная синтаксическая конструкция. Присоединяться может как отдельное слово, словосочетание, так и предложение. 

Парцелляция строение

Основная мысль выражена в базовой части предложения – теме. Парцелляты – выделенные смысловые отрезки предложения. Они акцентируют внимание на еще не известной информации, т. е. тесно связаны с понятием ремы (тема – данное; рема – новое в предложении).

Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения:

Подлежащее и сказуемое:

  • «У меня тут и садик, и огород. И гараж» (П. Нилин).

  • «Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).

Определения:

«Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Г. Паустовский).

Дополнения:

«Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).

Обстоятельства:

«Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).

Парцеллированной может быть придаточная часть предложения:

«Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».

43

Отделять парцелляты от основной части предложения могут разные знаки препинания:

Точка:

«Во всем должны быть смысл, логика. Чувство меры, наконец».

Запятая:

«Это мне показалось странным, и недаром».

Точка с запятой:

«Иду к дому; к самому теплому в моей жизни месту».

Вопросительный или восклицательный знаки:

«Ты что? В своем уме? Отвечай!».

Тире:

«Сложно объяснить, как появляются привычки – и неожиданные притом».

Многоточие:

«Оказывается, я был не одинок… Любили и других» (Ю. Котлярский).

Части предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, могут быть выделены новой строкой:

«Мы жили рядом и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын);

Разновидности парцелляции

Бывают однотипными и многотипными:

Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:

«Язык меняется. Освежается. Обогащается».

В таком случае часто используется градация – усиление признака по нарастающему или нисходящему значению:

«Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут».

и могут быть разнотипными:

«К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году».

Зачем применяется парцелляция

Синтаксический прием письменного языка для выражения экспрессии имеет большое значение в художественной литературе и публицистике.

3241

Парцелляция – одно из средств выразительности. Как троп, широко применяется в литературной речи. 

Выполняет такие стилистические задачи:

  1. Характерологическая функция: для передачи внутреннего состояния героя (характеристика героя).

  2. Экспрессивная функция: придает эмоциональность и выразительность.

  3. Выделительная функция: выделяет, усиливает в предложении главное, замедляет нашу речь.

Примеры парцелляции в художественной литературе

В истории литературы находим парцеллированные конструкции достаточно часто.

Чацкий

У А. С.Грибоедова в «Горе от ума» читаем:

«Когда избавит нас творец


От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!


И книжных и бисквитных лавок!».

У А. С. Пушкина в «Медном всаднике»:

«Народ


Зрит божий гнев и казни ждет.


Увы! Все гибнет! Кров и пища!


Где будет взять?».
 

Особую популярность приобретает этот стилистический прием в Серебряном веке. 

Марина Цветаева писала:

«Не люблю, когда слова – льются. Рвутся – да».

В современной литературе и публицистике это распространенное средство выразительности:

«У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским — не земляк. Бедолага» (Е. Гришковец).

Расчлененные предложения широко используются в стихотворной речи. Например:

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.


Не сплю.


Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.


Ни к кораблю»
(М. Цветаева).

Парцелляты позволяют кратко, но емко и эмоционально выражать поэтическую мысль.

Современное состояние теории парцелляции

Теория присоединительных конструкций появилась в истории в начале прошлого столетия, а закончила свое формирование к 50-м годам. 

Теория несет свои функции:

  • исследование присоединительных конструкций как феномена синтаксиса;

  • исследование функций расчлененных конструкций и их классификации;

  • исследование роли парцеллятов в тексте как средства выразительности языка.

Слово «парцелляция» имеет французские корни, в переводе на русский язык оно означает «частица». В тексте имеются предложения, а этот приём выразительности нарушает их привычный строй.

Предложения становятся короткими отрывочными фразами с точкой, вопросительным или восклицательным знаками, точкой с запятой и многоточием в конце каждой из них. Такой приём позволяет сделать акцент на эмоции, добавляет выразительности словам.

Примером парцелляции может служить небольшой отрывок из произведения Юрия Бондарева:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!»

На этой фразе уже можно убедиться, что одно предложение раздроблено на отдельные части. Каждая из них несёт свою определённую эмоцию. Любителями использования парцелляции в своих поэтических творениях считались Александр Блок и Владимир Маяковский.

Парцелляция в поэзии Владимира Маяковского: "Приду в четыре", - сказала Мария. Восемь. Девять. Десять".

Парцелляция в поэзии Владимира Маяковского: “Приду в четыре”, – сказала Мария. Восемь. Девять. Десять”.

Как строится парцелляция?

Части предложения, ставшие самостоятельными, называются «парцеллятом». Эти части оформляются как неполное предложение, и каждый такой парцеллят зависит от всего контекста. Для выполнения коммуникативной функции употребляются короткие речевые конструкции парцелляционного текста.

Встречаем у Сергея Есенина:

«Пришли соседи. Женщина с ребёнком.

Уже никто меня не узнаёт».

Зачем автор предусматривает такое искусственное деление предложения на части? Чтобы привлечь внимание читателей к полученным смысловым центрам.

Примеры парцелляции и её задачи

Авторы используют парцелляцию чаще всего в художественных и публицистических текстах. Что можно сделать при помощи этого синтаксического художественного приёма?

Во-первых, выделить детали из общего предложения, акцентировать читательское внимание. Во-вторых, усилить длительность, создать неожиданные паузы; воспроизвести манеру чужой речи (речь взволнованного человека, обременённого переживаниями). А кроме того, парцелляция позволяет усилить эмоциональную оценку. Поэты и писатели используют парцелляцию. чтобы придать речи большую выразительность, живость и яркость.

Сергей Есенин: "Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу..."

Сергей Есенин: “Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу…”

Анатолий Приставкин демонстративно разделил одно из своих предложений на такие части:

«Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами!».

И у него же:

«Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали».

Василий Шукшин часто использовал данный приём:

«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».

Парцелляция в балладе Роберта Рождественского: "Утром ярким как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном".

Парцелляция в балладе Роберта Рождественского: “Утром ярким как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном”.

Использование на практике

В основном, область применения парцелляции не столь широкая, как может показаться на первый взгляд. В рекламных целях, чтобы ускорить процесс чтения, используются разбитые на части предложения. Парцелляция часто используется в публицистическом стиле: в газетах и журналах.

Для привлечения внимания этот приём выразительности используется в художественных текстах. Произведения приобретают определённую живость речи. Литературные персонажи приобретают индивидуальность.

Приём парцелляции иногда просто необходим в литературе и в русском языке. Это прекрасное подспорье для литераторов поставить акцент на нескольких словах в одном и том же предложение. Это и достигается дроблением на отдельные отрывки, порой состоящие всего из одного слова. Эти предложения бывают чаще всего односоставными назывными.

Парцелляция в рекламе / 60minute.wordpress.com

Парцелляция в рекламе / 60minute.wordpress.com

Таким образом, обращая внимание на многочисленность средств выразительности в тексте, парцелляцию нельзя отбрасывать на второй план. Она выполняет свои функции, оказывает неоценимую помощь тем, кто работает с литературными произведениями.

На обложке: Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» в сборнике «Лебёдушка», художник Устинов М., издательство «Малыш», 1983 год

Добавить комментарий