Как найти причину больших оборотов

Высокие обороты при запуске двигателя являются нормой. Увеличение частоты вращения коленвала позволяет быстрее прогреть мотор и начать движение под нагрузкой. Другое дело, когда большие обороты сохраняются после нагрева. Такая неисправность может привести к повышению расхода горючего, угару масла, перегоранию клапанов и т. д.

Владельцы автомобилей должны знать, что такое холостой ход, и каким он может быть. Важно понимать, почему обороты не постоянны, в чем причины большого показателя, и что делать в таком случае.

Холостой ход: что это

Холостой ход — особый режим бензинового или дизельного двигателя, предусматривающий отсутствие нагрузки. При работающем ДВС мощность повышается с увеличением частоты вращения коленвала, а пик крутящего момента приходится на промежуток между средним и высоким показателем.

Почему холостые обороты не постоянны

Частота вращения коленчатого вала зависит от системы питания. К примеру, на моторах с карбюратором на этот факт влияют нагрузки и особенности топливной смеси. При срабатывании специальной системы частота снижается, и тахометр отображает меньшие обороты.

В новых двигателях применяется инжектор, который в этом отношении более точный. Карбюраторные системы требуют ручной регулировки холостого хода, а появление электронных систем позволяет избегать выполнения работы.

После пуска двигателя обороты поднимаются и какое-то время держатся большими, а по факту нагрева двигателя постепенно снижаются. Колебания возможны только до момента нагрева лямбда-сенсора или после включения кондиционера. В остальных ситуациях колебания незначительные — не более 30 об/мин в большую и меньшую сторону.

Даже в современных системах возможно самопроизвольное изменение оборотов. Причиной является постепенный износ регуляторов холостого хода, заслонки дросселя с электрическим приводом и т. д. Со временем возможно пропускание газов со стороны EGR, изменение показателя компрессии в разных цилиндрах и т. д.

Клапан EGR
EGR

Почему холостые обороты именно такие

Для определения неисправности важно знать, какие обороты должны быть на холостом ходу. Нормальный параметр – от 650 до 950 об/мин. Он актуален для ситуации, когда двигатель прогрелся, а скорость вращения коленвала без нагрузки нормализовалась. Оптимальный показатель указывается в мануале к транспортному средству.

При определении рассматриваемого параметра учитываются многие характеристики и особенности работы двигателя. Увеличение частоты вращения коленвала влечет за собой повышение «прожорливости» двигателя и ухудшение отдачи тепла. Уменьшение становится причиной сбоев в образовании смеси и невозможности нагрева узлов. К примеру, при 400-500 об/мин катколлекторы уже не набирают рабочую температуру.

Выбор оптимальных оборотов также зависит от типа коробки передач, требований к давлению масла, ГУР, требований насосов охлаждения и т. д. С этой позиции указанный выше параметр является оптимальным.

Как понять, когда высокие обороты являются неполадкой

Для наблюдения за интересующем показателем применяется тахометр, который может быть механическим или электрическим. Выше сказано, сколько оборотов должно быть после нагрева двигателя до рабочей температуры.

При запуске мотора на холодную, включении кондиционера или большой нагрузки частота вращения коленвала может доходить 2000 об/мин. Это особенно актуально при низкой температуре на улице. Летом верхний параметр редко превышает 1200 об/мин.

Проблемой можно считать ситуацию, когда обороты остаются большими даже при длительном прогреве. Также появляются следующие симптомы:

сложности с пуском, после чего параметр подскакивает до 2500 об/мин;

скачущие обороты после запуска мотора и появление странного звука;

выход на оптимальные обороты для нагрева (около 2000 в минуту) и зависание;

резкие колебания, вплоть до отключения мотора.

Появление таких неисправностей свидетельствует о необходимости диагностики и устранения поломки.

Что такое высокие обороты двигателя

Применительно к ХХ, к большим относятся обороты, которые значительно отклоняются от номинальных в сторону увеличения. Пример — параметр 2500 об/мин после нагрева мотора при нормальном показателе в 800 об/мин.

Важно учесть, что причиной больших оборотов двигателя на холостом ходу может быть чрезмерная нагрузка или запуск на холодную. Если при достижении рабочей температуры мотор держит больше 1500-2000 об/мин — это не нормально.

Особенности работы двигателя на повешенных оборотах

Работа ДВС зависит от воздуха, который в него поступает. Кислород направляется к цилиндрам через заслонку и коллектор. На пути движения датчик положения дросселя получает информацию о температуре. С учетом этих данных ЭБУ определяет объем горючего для системы впрыска.

Коленчатый вал холодного двигателя всегда вращается быстрее. В зависимости от объема подаваемого топлива он может «разгоняться» до 2000-2500 об/мин. Большие обороты приводят к тому, что силовой агрегат потребляет больше топлива. Если после нагрева ДВС ничего не меняется, возможны более серьезные проблемы:

перегрев мотора;

быстрый износ сцепления, муфты трансмиссии;

угар моторного масла и закоксовка двигателя;

смешивание смазки с охлаждающей жидкостью при нарушении целостности прокладки ГБЦ;

перегрев и прогорание клапанов;

повышение риска попадания в аварию.

Кокс – прямое следствие нарушения условий эксплуатации и регламента обслуживания дизельного либо бензинового двигателя

Кокс – прямое следствие нарушения условий эксплуатации и регламента обслуживания дизельного либо бензинового двигателя
ГБЦ EP6
ГБЦ

При выявлении больших оборотов на холостом ходу важно сразу найти причины и устранить ее. Отсутствие таких шагов может привести к крупным затратам, в том числе необходимости капремонта.

Высокие обороты мотора на холостом ходу: причины

Увеличение количества оборотов на холостом ходу — негативный признак, требующий быстрой реакции и поиска причины. Для начала разберем общие неисправности, которые могут привести к этому.

Причина больших оборотов Симптом Решение
Деформация прокладки ГБЦ Белый дым из трубы, пена в смазке, пузырьки в антифризе Для устранения больших оборотов на холостых нужна замена прокладки на СТО
Подсос воздуха в коллектор впуска Нестабильная работа, повышение потребления горючего, сложности пуска, плавание оборотов Проверка впускной системы на герметичность, герметизация места попадания воздуха
Повреждение EGR-клапана Большой расход горючего, нестабильность работы двигателя на холостом ходу, большие обороты после нагрева Проблема большой частоты вращения на холостом ходу устраняется чисткой клапана и ремонт/замена разъема
Поломка привода дросселя Проседание педали, сложность нажатия, рывки при выжимании Осмотр педали, удаление грязи, выравнивание и регулировка троса
Проблемы с проводкой Замыкание, повреждение, окисление проводов, обрыв связи с датчиком, неправильное считывание Осмотр проводки, удаление повреждений и следов ржавчины

Высокие обороты двигателя на холостом ходу: инжектор

Для наглядности рассмотрим причины больших оборотов холостого хода на прогретом двигателе с инжектором.

Инжектор
Инжектор

Приведем информацию в табличном виде.

Причина Симптом Решение
Поломка ДМРВ Нестабильность работы мотора, рывки, сброс оборотов, большое потребление горючего. Нормализация работы после выключения ДМРВ Замена датчика или временное отключение. В последнем случае блок управление приходит в режим «аварии», когда данные для подготовки смеси берутся с иных датчиков
Неисправность ДТОЖ Неправильное положение ДТОЖ, проблемы с пуском При наличии больших показателей холостого хода на тахометре проведите осмотр и чистка датчика или его замена
Поломка Е-газа Нестабильный набор оборотов, ухудшение динамики, резкий сброс частоты вращения коленвала при отпускании газа и отсутствие реакции при нажатии Очистка контактной группы педали и датчиков, замена поврежденных деталей
Поломка ДПДЗ Плавание холостых оборотов, увеличение «прожорливости», рывки и ухудшение динамики, пропуски в системе выпуска Для устранения больших показателей тахометра на холостом ходу выполните чистку разъема датчика или его замену
Поломка форсунок Колебания частоты вращения коленвала на ХХ, проблемы с пуском, «заливка» свечей, троение, плавание оборотов Промывка форсунок
Неисправность дроссельной пружины Большие обороты с нормализацией после нажатия на газ, деформация пружины Подтягивание пружины на оборот при наличии такой возможности
Поломка РХХ Колебания оборотов, трудности с пуском нагретого и холодного двигателя Чистка контактов РХХ, разборка ДПДЗ, прочистка винта. При невозможности ремонта — замена детали

Повышенные обороты: карбюратор

Большие обороты на двигателе с карбюратором могут быть обусловлены другими неисправностями. Чаще всего это происходит из-за подсоса между коллектором впуска и карбюраторным фланцем, по причине загрязнения и износа жиклеров и прочих проблем.

Карбюраторный автомобильный двигатель
Карбюраторный автомобильный двигатель

Рассмотрим их в таблице.

Причина Симптом Решение
Поломка подсоса Сложности с пуском горячего мотора, нарушение стабильности Для устранения больших показателей на холостом ходу требуется чистка карбюратора и проверка привода подсоса
Залегание клапана игольчатого типа Большой расход горючего, «заливка» свечей, протечки карбюратора Чистка системы подачи топлива
Регулирование холостого хода Сложности с пуском, отказ работать без использования подсоса Восстановление настройки ХХ
Неисправность заслонки дросселя Заслонка не закрывается при запускании акселератора, рывки при нажатии на газ Промывка дросселя или смазка тросика помогают решить проблему больших показателей вращения коленвала на холостом ходу

Варианты диагностики повышенных оборотов

Задача автовладельца — определить, почему обороты двигателя растут и остаются большими. Подходы решения этого вопроса зависят от типа мотора: карбюраторный или инжекторный. Рассмотрим каждый из путей подробнее.

При большой частоте вращения коленвала на карбюраторном моторе, сделайте следующее:

  1. Демонтаж крышки воздушного фильтра для проверки положения заслонкой. Она должна перемещаться одновременно с ручкой. При отсутствии такой ситуации стоит проверить привод.
  2. Осмотр заслонки дросселя, проверка факта закрытия при отпускании газа, контроль целостности тросика.
  3. Оценка исправности шарнира подвески педали и тросика на факт дефектов, ржавчины.
  4. Проверка впуска на герметичность с помощью генератора дыма.
  5. Контроль целостности ДТОЖ и вращения коленчатого вала.
  6. Разборка и промывка карбюратора, установка новой прокладки на стыке с коллектором впуска.

При появлении больших оборотов на двигателе с инжектором стоит сделать следующее:

  1. Проверка расхода воздуха. Для ДВС на 1.5 л составляет около 10 кг/ч.
  2. Оценка состояния датчика положения дросселя. Уровень открытия должен составлять 0%.
  3. Контроль температуры антифриза — 80-90 градусов Цельсия и положения регулятора ХХ.
  4. Проверка двигателя на подсос воздуха с помощью генератора дыма.
  5. Осмотр узла дросселя, проверка факта закрытия ДЗ.
  6. Контроль плавности движения акселератора и движения заслонки.
  7. Измерение давления горючего в рамке, контроль работы форсунок.

Методы решения проблем с повышенными оборотами ДВС автомобиля

Большие обороты двигателя на холостом ходу требуют своевременности ремонта и обслуживания.

Датчик регулировки холостого хода

Для снижения больших оборотов требуется нагреть ДВС и выполнить регулировку с помощью винта количества/качества.

При отсутствии улучшений причиной может быть иная неисправность. В инжекторном силовом агрегате для регулирования используется датчик, который проверяется с помощью мультиметра. Если устройство не работает, его придется заменить.

Датчик регулировки холостого хода
Датчик регулировки холостого хода

Датчик положения дроссельной заслонки

Большие обороты ДВС на холостом ходу могут быть связаны с ошибками в поступлении воздуха и поломкой ДПДЗ. При наличии подозрений важно проверить устройство с помощью осциллографа или мультиметра, а при выявлении неисправности поменять.

Датчик дроссельной заслонки
Датчик дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка

Выход из строя заслонки приводит к попаданию в двигатель больших объемов воздуха. Как результат, ЭБУ повышает количество подаваемое горючего для настройки правильной работы. Увеличивается частота вращения коленвала даже на холостом ходу. Для решения проблемы требуется снять узел и почистить его, а при отсутствии эффекта поменять дроссельный узел.

Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка

Датчик массового расхода воздуха

Повреждение ДМРВ также приводит к подсосу лишнего воздуха и неправильной работе двигателя. Для решения проблемы с большой частотой вращения коленвала на холостом ходу стоит проверить узел и заменить его при необходимости.

Датчик расхода воздуха
Датчик расхода воздуха

Датчик температуры мотора

Поломка этого узла также ведет к ряду проблем, в том числе большим оборотам ДВС на холостом ходу. Важно проверить деталь на факт исправности с помощью осциллографа и мультиметра. При выявлении поломки узел стоит поменять и обнулить ошибки.

Датчик контроля температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры

Коллектор

Большие обороты могут говорить о подсосе воздуха в коллекторном узле. Для ремонта стоит снять деталь и проверить прокладку на факт повреждений. При наличии таковых придется зашлифовать поверхность и поменять деталь.

Коллектор впуска
Коллектор впуска

Электронный блок управления

Сбои в работе коленвала на холостом ходу могут свидетельствовать о неправильной работе ЭБУ. Для решения неисправности стоит подключиться к блоку и решить вопрос с помощью ПО. Если сброс не дал результата, может потребоваться обновление прошивки.

Контроллеры двигателей
Контроллер двигателя (ЭБУ)

В комментариях расскажите, приходилось ли сталкиваться с проблемой, и как удалось устранить большие обороты двигателя на холостом ходу. Сохраните статью в закладках, чтобы при необходимости получить к ней доступ.

Причин высоких оборотов холостого хода может быть множество, автовладельцу необходимо либо самостоятельно выполнить диагностику и устранять поломки, либо обратиться в сервис, где и определят имеющиеся неисправности.

Распространённой неисправностью двигателя является существенное увеличение оборотов на холостом ходу. В подобном случае необходимо выполнять диагностику двигателя или же пытаться устранить такие неисправности путем исключения тех или иных вероятных поломок. Поговорим поподробнее о том, что же следует делать при высоких оборотах на холостом ходу.

Что делать, если на холостом ходу держатся высокие обороты?

Автовладельцу необходимо уже при первых признаках неисправности, когда мотор по каким-либо причинам держит высокие обороты холостого хода, сразу же пытаются устранить имеющиеся неполадки. Если же игнорировать появившиеся симптомы неисправностей, то, в конечном счете, поломка усугубляется, а автомобиль требует сложного и дорогого ремонта. Чем раньше вы займетесь устранением таких неисправностей, тем проще и дешевле отремонтировать машину.

Немного теории

На холостом ходу, когда педаль газа не нажата, от коленвала мощность не передается на ведущие колёса, а двигатель легкового автомобиля поддерживает показатель холостого хода на отметке от 600 до 1000 оборотов в минуту. На современных автомобилях за холостой ход отвечает автоматика, блок управления получает все необходимые данные от различных модулей, принимая решение повысить или понизить обороты.

Также моторы оснащаются специальным датчиком регулятора холостого хода, который позволяет без нагрузки правильно поддерживать стабильную работу мотора. При этом особенностью двигателей на современных авто является тот факт, что при увеличении нагрузки на мотор, например, если включился кондиционер или появились какие-либо потребители электротока, это сразу приводит к увеличению частоты вращения коленвала, так как часть его мощности отбирается на сторонние нужды. Чтобы поддержать правильную работу мотора ЭБУ увеличивает его обороты.

Что делать, если на холостом ходу держатся высокие обороты?

Неисправность предохранителя

Часто причиной проблем с холостым ходом является неисправность автомобильных предохранителей, которые отвечают за работу электронного блока управления. В итоге, система не может правильно функционировать, а чтобы предупредить проблемы с мотором она просто по-максимуму увеличивает его обороты. Чтобы решить такую проблему нужно проверить состояние предохранителей и при необходимости их заменить.

Сбой компьютера

Также по определенным причинам на автомобиле может сбоить электронный блок управления, который принимает решение о соответствующем увеличении оборотов двигателя. В подобном случае самостоятельно определить имеющиеся неисправности невозможно, необходимо выполнять комплексную диагностику мотора и устранять поломки.

Поломка демпфера

Если сам дроссель работает неправильно, он загрязнён и заслонка не может полностью открываться или закрываться, то подобное приводит не только к увеличению расхода топлива, но и повышенному холостому ходу. Также необходимо проверить состояние воздушной трубы и наличие загрязнений воздухозаборника.

Потеря давления в системе

Неисправности холостого хода могут отмечаться в том случае, когда имеется проблема с датчиком кислорода или же в системе отсутствует герметичность, что и приводит к подсосу воздуха и неправильной работе двигателя. В подобном случае необходимо осмотреть всю систему, если не найдены какие-либо повреждения воздуховодов, обращаются в сервис и проверяют датчик кислорода.

Неисправности датчика холостого хода

Также могут появиться проблемы в работе датчика холостого хода, что приводит к необходимости значительно поднимать частоту вращения коленвала для поддержания стабильной работы двигателя. Такие поломки также определяются путем диагностики блока управления и всей электросистемы на специальных установках.

Подведём итоги

Причин повышения оборотов холостого хода может быть множество, в первую очередь это неисправность электроники и различных датчиков, сбой компьютера, повреждение дросселя и проблемы с герметичностью всей системы воздухоснабжения двигателя. Автовладельцу необходимо либо самостоятельно, либо обратившись в сервис выполнить диагностику машины, определить имеющиеся неисправности и как можно скорее их устранить.

Статья из инета!
В бензиновом двигателе с впрыском топлива обороты двигателя определяются количеством всасываемого воздуха. Чем сильнее будет открыта дроссельная заслонка, тем больше воздуха попадет во впускной коллектор. Компьютер обсчитает количество этого воздуха и определит, сколько бензина нужно под него подать. Что произойдет, если компьютер не будет знать о количестве всасываемого воздуха? Это может случиться, например, при отсутствии сигнала с датчика положения дроссельной заслонки или при появлении во впускном коллекторе нештатной «дырки» (у двигателей с датчиком расхода воздуха). Сначала двигатель начинает поднимать обороты, как при простом открытии дроссельной заслонки, но, поскольку топливная смесь будет становиться все беднее и беднее, двигатель начнет глохнуть. Его обороты будут снижаться, количество всасываемого воздуха – уменьшаться, и топливная смесь снова станет нормальной, что позволит двигателю вновь поднять свои обороты до 1200–1600 об/мин, затем снова снижение оборотов, двигатель начинает глохнуть и так далее… Возникает явление, называемое «плаванием» оборотов.

Но возможен и второй вариант, когда двигатель поднимает обороты холостого хода до 1600–2000 об/мин и ровненько «ревет». Почему? Да просто инжекторы в режиме холостого хода подают слишком много бензина. Это количество бензина позволяет двигателю работать и при 2000 об/мин, ведь «дырка», через которую поступает нештатный воздух, не увеличивается. Вот если бы она стала чуть больше, то при том же количестве поступающего бензина двигатель мог поднять обороты, например, до 3000 об/мин, но затем все равно бы заглох, после снижения оборотов снова «подхватил» – опять появилось бы «плавание» оборотов. Таким образом, если вам удастся поднять обороты двигателя до 2000 об/мин, сняв какую-нибудь вакуумную трубку от впускного коллектора, и двигатель при этом будет работать ровно, значит, у этого двигателя скорее всего существует перерасход топлива. На холостом ходу в двигатель льется столько бензина, что его хватит и для работы при 2000 об/мин. Конечно, многое зависит от конкретной схемы впрыска, описываемая ситуация характерна для двигателей, имеющих счетчик количества всасываемого топлива. Если в двигателе применяется система без счетчика количества всасываемого воздуха, а с датчиком давления во впускном коллекторе, то любой нештатный подсос воздуха вызовет только увеличение оборотов двигателя.

Как мы убедились, и большие обороты холостого хода, и «плавание» оборотов чаще всего вызваны одной причиной – чрезмерным поступлением нештатного воздуха. Есть четыре пути, по которым в двигатель поступает весь воздух, определяющий его обороты.

Во-первых, через дроссельную заслонку. Вы нажали на газ, дроссельная заслонка открылась, во впускной коллектор полетел воздух, и двигатель поднял обороты. Если вы не нажали на газ, а тросик этого газа где-то переломан или просто перетянут, будет то же самое. Тот же эффект, большие обороты холостого хода, может возникнуть при «удачном» размещении на полу салона дополнительного коврика для сбора грязи. В этом случае жесткий коврик постоянно с некоторой силой нажимает на педаль газа, и двигатель держит повышенные обороты.

Во-вторых, через канал холостого хода. У большинства двигателей со впрыском топлива (но не у всех!) есть воздушный канал в обход дроссельной заслонки. Этот канал (канал холостого хода) перекрывается регулировочным винтом, который позволяет изменять сечение канала, измеряя тем самым обороты холостого хода.

В-третьих, воздух поступает через прогревалку – устройство для поддержания повышенных оборотов холостого хода при холодном двигателе. Этот воздушный канал перекрывается специальным штоком или заслонкой. Положение этого штока (или угла поворота заслонки) зависит от температуры капсулы, расположенной в прогревалке. В так называемых водяных прогревалках эта капсула омывается тосолом из системы охлаждения. Когда двигатель горячий, весь шток выдвигается из капсулы, полностью перекрывая воздушный канал. Поступление через него воздуха во впускной коллектор прекращается, и двигатель снижает обороты до холостого хода. На холодном двигателе этот канал открыт, но тогда и датчик температуры дает команду для блока EFI на обогащение топливной смеси, поэтому «плавание» оборотов у холодного двигателя – явление очень редкое. Но если из-за неисправности датчика температуры или его цепей не происходит требуемого обогащения топливной смеси, обороты двигателя могут начать «плавать».

Четвертый путь штатного поступления воздуха во впускной коллектор – воздушный канал, перекрываемый специальным устройством. Это устройство обычно называют серводвигателем принудительного повышения оборотов холостого хода или просто мотором холостого хода. Иногда это импульсный электродвигатель, иногда просто электромагнитный клапан или соленоид с импульсным управлением, – варианты могут быть разными.

Основные функции серводвигателя принудительного повышения оборотов холостого хода (мотора холостого хода) следующие:

•функция управляемого демпфера, для того чтобы двигатель не сбрасывал резко обороты (вы, наверное, замечали, что при сбросе газа стрелка тахометра резко падает, чуть замирает в районе 1000 об/мин и плавно опускается до величины оборотов холостого хода);
•функция принудительного повышения (или поддержания существующих) оборотов двигателя при включении нагрузки (включение фар, кондиционера, обогрева заднего стекла и т.д.);
•функция принудительного повышения оборотов двигателя при запуске: все впрысковые двигатели (если они прогреты и исправны) при запуске сами поднимают обороты до 1500–2000 об/мин и плавно снижают их до величины холостого хода.

Водяной насос (помпа)
При недостаточном уплотнении дренажное отверстие служит для вывода охлаждающей жидкости наружу. Снимая водяной насос по любой причине, обязательно проверьте зазор между торцом лопасти и рабочей поверхностью. Если рабочая поверхность находится на блоке цилиндров или на крышке водяного насоса, зазор можно измерить, используя пластилин. Кусочек пластилина нужно приклеить к торцам 2–3-х лопастей, а затем установить на место водяной насос, но только на двух болтах. Потом насос нужно снова снять и по толщине пластилиновой лепешки определить толщину зазора. Работа водяного насоса тем эффективнее, чем меньше этот зазор. Нормальным считается зазор 0,3–0,5 мм. Его можно корректировать, фрезеруя привалочную плоскость водяного насоса или изменяя толщину прокладки, на которую устанавливают этот насос.

Корпус дроссельной заслонки
Перед дроссельной заслонкой есть отверстия, через которые воздух поступает во впускной коллектор в обход дроссельной заслонки. На пути этого воздуха стоят устройства принудительного повышения минимальной частоты вращения двигателя при холостом ходе.

Если двигатель имеет повышенные обороты холостого хода, или обороты «плавают», т.е. циклически изменяются на 200–400 об/мин (или более), нужно сначала найти канал, где происходит подсос лишнего воздуха. Во-первых, проверьте, все ли трубки от впускного коллектора находятся на своих местах, не порваны ли они. Обычно в таких ситуациях слышен свист воздуха, всасываемого через образовавшееся отверстие. Затем проверьте, полностью ли закрыта на холостом ходу дроссельная заслонка. Известны случаи, когда полностью закрыться заслонке не позволяла попавшая под педаль газа ледышка или «удачно» подвернувшийся коврик. Чтобы убедиться, что дроссельная заслонка на холостом ходу закрыта полностью, проверьте, есть ли слабина у тросика газа, там, где он крепится к секторному рычагу этой заслонки. Кроме того, чтобы плотнее закрыть дроссельную заслонку, можно рукой принудительно провернуть сам секторный рычаг. Если у тросика есть слабина, а секторный рычаг рукой уже не проворачивается, значит, дроссельная заслонка закрыта полностью.

Теперь найдите винт регулировки оборотов холостого хода и, вращая его, попытайтесь снизить обороты двигателя. Если это вам не удастся, то вас можно поздравить: вам предстоит интересная работа по диагностике прогревного устройства и серводвигателя принудительного повышения оборотов холостого хода.

При прогретом двигателе рукой определите температуру водяных трубок, подходящих к блоку дроссельных заслонок (именно там, сбоку или снизу, находится прогревалка). Температура этих трубок должна быть такой же, как у верхнего бачка радиатора и шлангов отопителя салона. Если же трубки чуть теплые, значит, охлаждающая жидкость не циркулирует через прогревалку, следовательно, третий канал поступления воздуха остается открытым и двигатель держит повышенные обороты. Известны три причины отсутствия циркуляции. Первая – в системе охлаждения мало охлаждающей жидкости. Надо сказать, это самая «популярная» причина отсутствия циркуляции. Вторая причина – водяные трубки или сама прогревалка забиты грязью. Грязь здесь появляется в результате варварского отношения к двигателю: вместо того чтобы поменять тосол, ему доливали воду; появилась коррозия – добавили какую-нибудь присадку («антитечи» здорово помогают забить всю систему охлаждения)– перегрелся двигатель. Все это могло произойти в «предыдущей жизни» автомобиля. Автомобильные «убийцы» есть не только в нашем отечестве. Но независимо от того, отсутствует ли в прогревалке циркуляции охлаждающей жидкости или заклинен ее шток, заросший грязью, результат один – воздушный канал остается открытым. Он может быть слегка прикрыт, тогда обороты холостого хода будут не 1800, а 1200 об/мин, но проблема все равно остается. Обратите внимание, что при подобной неисправности водяные патрубки хрустят, если их сжать, – это ломается корка из внутренних отложений, и двигатель склонен к перегреву.

Третья причина недостаточного нагрева устройства обеспечения повышенной частоты работы двигателя (прогревалки) при его прогреве – неэффективная работа помпы. Ее лопасти со временем приходят в негодность и не могут обеспечить нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости. В этом случае печка в салоне греет, только когда вы давите на педаль газа, а при пониженных оборотах двигателя она не прокачивается и остывает.

Можно со стопроцентной достоверностью определить, закрыт воздушный канал прогревалки или нет, заткнув чем-нибудь этот канал. Если на вашем автомобиле двигатель без датчика расхода воздуха (3S-FE, 4A-FE, 3E-E, 1G-FE и др.), то, даже не выключая двигатель, можно снять резиновый воздуховод с патрубка блока дроссельных заслонок и внутри, перед самой дроссельной заслонкой, увидеть на стенке отверстие. Если после того как вы заткнете пальцем это отверстие, горячий двигатель сразу снизит обороты (и даже заглохнет, если винт регулировки холостых оборотов уже полностью закручен), значит, воздушный канал не закрыт. Если при этом корпус прогревного устройства горячий, следовательно, из-за грязи заклинило шток, который должен выдвигаться из капсулы. Можно попытаться разобрать и почистить прогревное устройство. Если же корпус не горячий, а только теплый, нужно добиться, чтобы он стал горячим. Может быть, заменить термостат, может быть, прочистить водяные каналы, может, перед радиатором установить какую-нибудь картонку…

Если двигатель оборудован «считалкой» воздуха (1G-GZEV, VG-20E, 6G-73, CA-18, все двигатели с турбонаддувом и др.), то у вас вряд ли получится снять на ходу и заткнуть пальцем воздушный канал. Двигатель скорее всего заглохнет. Поэтому мы делаем так. Выключаем двигатель. Снимаем воздуховод. На внутренней стороне патрубка блока дроссельных заслонок находим отверстие и затыкаем его маленькой тряпочкой. Если отверстия два, закрываем оба, но так, чтобы нашу заглушку не всосало внутрь воздушного канала. Затем надеваем резиновый воздушный патрубок на место, откручиваем винт регулировки оборотов холостого хода на 5–6 оборотов. Запускаем двигатель. Ни в коем случае не трогаем педаль газа! Иначе при открытой дроссельной заслонке мощный воздушный поток может всосать тряпку внутрь. Если после запуска двигателя с помощью винта регулировки оборотов вам легко удастся выставить требуемые обороты холостого хода, значит, воздушный канал прогревного устройства на горячем двигателе открыт, а этого не должно быть.

Одним из самых сложных (и трудоемких) для диагностики случаев нештатного поступления во впускной коллектор воздуха был следующий. Приходит в ремонт машина «Toyota Levin» с двигателем 4А-GZE. Из названия видно, что этот двигатель оборудован механическим наддувом, имеет два распредвала и электронный впрыск топлива. Обороты холостого хода (ХХ) были около 2000 об/мин. Закручивание винта регулировки оборотов ХХ никаких «эмоций» у двигателя не вызывало, т.е. он попросту не реагировал на него. Сняли этому двигателю воздуховод между воздушным фильтром и блоком дроссельной заслонки (датчика потока воздуха у этого двигателя не было), вырезали из плоской жести пластинку и с ее помощью плотно перекрыли вход блока дроссельной заслонки. Этим мы исключили даже малейшее поступление воздуха через канал холостого хода, через неплотно прикрытую дроссельную заслонку и через канал принудительного повышения оборотов холостого хода, т.е. полностью перекрыли двигателю воздух. После запуска двигателя выяснилось, что его обороты снизились до 1800 об/мин. Воздух в двигатель вроде не поступает (мы ведь его перекрыли), а он «молотит» себе 1800 об/мин. Тогда стали разбираться, как вообще воздух поступает во впускной коллектор. И оказалось, что после дроссельной заслонки воздух по специальному воздуховоду поступает к нагнетателю, после него к охладителю («интеркуллеру») и дальше по воздуховоду во впускной коллектор. После этого сняли корпус охладителя и той же пластинкой почти полностью перекрыли вход во впускной коллектор. Оставили только щель около 0,5 мм. Запустили двигатель, и обнаружили, что двигатель «успокоился». Обороты холостого хода составляли около 600 об/мин. Изменением ширины щели они легко изменялись в любую сторону вплоть до полной остановки двигателя (при полном устранении щели). Значит, подсос нештатного воздуха происходит или через механический нагнетатель, или через неплотности в соединении воздуховодов возле него. Сняли все и обнаружили, что корпус нагнетателя целый, все резиновые патрубки одеты как следует и плотно обжаты хомутами. Но где-то же воздух подсасывался? Мы бы еще долго ломали головы и портили нервы владельцу автомобиля, но тут совершенно случайно обнаружили чуть увеличенный люфт вала привода нагнетателя. После этого возникла версия, что разрушено уплотнение вала (должно же там быть какое-нибудь уплотнение, сальник например). К этому времени также выяснилось, что щуп для измерения уровня масла в корпусе нагнетателя (у всех механических нагнетателей своя автономная система смазки) сухой и ржавый. Когда разобрали нагнетатель, увидели, что подшипники в нем сильно разбиты, а специального уплотнения против подсоса воздуха в нем нет. Но выходной подшипник вала у него не простой. Мало того, что он полностью закрытый, но он еще и роликовый, его сепарация (бронзовая, кстати) не штампованная, а точеная, и канавки под ролики очень глубокие и «плотные». Другими словами, точно изготовленный закрытый подшипник и служил, кроме всего прочего, уплотнением вала. Пока был целым. Естественно, такого нового подшипника у нас не было, поэтому вместо него мы установили обычный шариковый, правда, закрытого типа. Когда все собрали на место и вновь специально изготовленной пластинкой перекрыли вход воздуха в блок дроссельной заслонки, то выяснилось, что обороты двигателя (после его запуска) стали 600 об/мин (а раньше были 1800 об/мин). После снятия пластинки, «задавив» все регулировки, получили 850 об/мин. Многовато, конечно, но вполне приемлемо. А владельцу сказали, что надо искать новый нагнетатель. Ведь кроме того, что у него повышенный подсос воздуха из-за нештатного подшипника, в нагнетателе вследствие работы без масла сильно изношены поверхности вращающихся профилей. И нагнетатель, естественно, не нагнетает, как ему положено.

Заканчивая описание проблем, наиболее часто возникающих с водяным прогревным устройством, следует отметить следующее. Если не работает термостат, то воздушный канал в прогревалке также останется открытым, потому что в данном случае прогревалка, как и весь двигатель, остается холодной. Двигатель держит повышенные обороты, но если исправен датчик температуры блока EFI, не «лает», т.е. его обороты не изменяются. В заключение – случай из жизни на эту тему. У машины «Toyota Carib» с двигателем 4A-FE были повышенные обороты холостого хода (1200 об/мин). Все проверки показали, что у него из-за заниженной общей температуры двигателя не полностью закрыт воздушный канал прогревного устройства. Мы сняли двигателю блок дроссельных заслонок и, перевернув его, снизу вскрыли торцевую крышку прогревного устройства. Затем при помощи специально заточенной стамески закрутили седло воздушного клапана на три оборота и поставили все на место. Величина оборотов холостого хода сразу снизилась до 600 об/мин. И уже винтом регулировки мы легко добились требуемых 750 об/мин. Отдавая машину, предупредили владельца, что величина прогревных оборотов теперь у его двигателя будет меньше, но причин для беспокойства нет, ведь на самом деле главное, чтобы эти обороты были устойчивыми, а что они будут не 2000 об/мин, а всего 1400, не так уж и важно.
Кроме водяных прогревных устройств иногда применяются электрические (в автомобилях фирмы «Nissan», в некоторых старых автомобилях «Toyota» и др.). Дефекты этих устройств уже были описаны ранее.

Теперь перейдем к устройствам принудительного повышения оборотов холостого хода. В ремонт приходит автомобиль «Diamante» фирмы «Mitsubishi». Марка двигателя в данном случае не имеет значения, на этих автомобилях стоит только одна серия: V-образные «шестерки», которые к тому же особенно не различаются по навесному оборудованию. Проблема – 2500 об/мин на холостом ходу. Понятно, что комфортно ездить с такими оборотами холостого хода невозможно. Винт регулировки оборотов холостого хода закручен полностью, а при его откручивании обороты только увеличиваются. Мастер обладал определенным опытом, а в руках его была крестовая отвертка, поэтому он тут же открутил три винта и снял корпус импульсного электродвигателя управления оборотами холостого хода (с обмотками). После этого запустил двигатель и пальцами попробовал вращать его ротор: в одну сторону – не вращается, в другую – вращается. При этом двигатель начал снижать обороты. Тогда мастер открутил винт регулировки оборотов холостого хода примерно на три оборота и стал вращать ротор. При этом ось ротора с ходовой резьбой, вращаясь, выталкивала поршенек, снижая обороты двигателя. Постепенно поршенек перекрыл воздушный канал настолько, что установились требуемые 750 об/мин. После этого двигатель заглушили, корпус электродвигателя управления оборотами холостого хода вместе с обмотками поставили на место и вновь запустили двигатель. Обороты холостого хода стали 800 об/мин. При помощи винта регулировки оборотов холостого хода мы снизили их до 750. После этого началось самое интересное. Газанули до 4000 об/мин и заглушили двигатель. Через пару секунд запустили его вновь – обороты холостого хода возросли до 850. Еще раз газанули, заглушили мотор, запустили через пару секунд – обороты холостого хода уже около 1000 об/мин. Проделали все то же самое еще раз и получили уже 1200 об/мин. И так до тех пор, пока обороты холостого хода вновь не достигли 2500 об/мин. В чем же дело? Каждый раз при сбросе газа импульсный электродвигатель, выполняя функцию демпфера, чуть приоткрывал свой воздушный канал, но через 2–3 секунды он должен был этот канал вновь закрыть. Вот этого-то и не происходило. Не происходило и при запуске, когда двигатель после включения зажигания «выставляет запускные обороты», сразу же после запуска снижая их до оборотов холостого хода. Как следует подумав, мы пришли к выводу: либо компьютер не дает команду на закрытие канала, либо оборвана одна обмотка электродвигателя. Оказалось второе. Одна из четырех обмоток не прозванивалась тестером, поэтому электродвигатель мог только открывать свой воздушный канал. После определения неисправности мы снова сняли обмотку, вручную вращая ротор, закрыли воздушный канал и снова все собрали, засунув под ротор клочок газеты, чтобы от вибрации он не вращался. Но не стали надевать разъем на импульсный электродвигатель. Отрегулировали винтом холостого хода обороты двигателя и вернули машину хозяину, сказав: «Если хотите – покупайте новый моторчик, а нет – придется смириться с тем, что при сбросе газа будет наблюдаться „провал“, а при включении нагрузки не будет повышения оборотов холостого хода, т.е. система управления двигателем не будет выполнять функцию принудительного повышения оборотов холостого хода».

Аналогичные импульсные электродвигатели принудительного повышения оборотов холостого хода с разъемом на 6 проводов стоят на многих японских двигателях, в частности, на 1G-GEU, 1G-GZEU, IJZ, 2JZ и других.

В качестве примера «борьбы за обороты» у этих двигателей приведем случай, произошедший с двигателем 1G-GZE, установленном на «Toyota Cresta». Машина уже была в ремонте, и люди, ремонтировавшие ее, все описанное выше знали, но отремонтировать автомобиль все же не смогли. В этом случае обороты холостого хода были около 2000 об/мин. Винт регулировки оборотов холостого хода завинчен до упора. Если пережать толстый резиновый шланг, ведущий от электромотора принудительного повышения оборотов холостого хода к воздуховоду, двигатель снижает обороты и глохнет. Вывод: через воздушный канал системы принудительного повышения оборотов поступает лишний воздух. Этим каналом управляет импульсный электродвигатель, значит, он и виноват. Снимаем импульсный электродвигатель, отделяем его корпус с обмоткой, вручную вращаем ротор, выдвигая шток двигателя, затем ставим все на место. Холостой ход в норме. Но после нескольких прогазовок и остановок двигателя обороты холостого хода двигателя вновь увеличиваются, как и в предыдущем примере с «Diamante». Проверив память компьютера двигателя, выяснили, что в ней есть код неисправности 41 – неправильный сигнал с TPS (throttle position sensor – датчик положения дроссельной заслонки). По включателю холостого хода установили датчик TPS правильно. Код неисправности не исчез. Обратили внимание, что двигатель оборудован системой TRС (система предотвращения пробуксовки ведущих колес) и на панели постоянно горит желтый индикатор TRC. У этой системы есть свой датчик TPS и своя дополнительная дроссельная заслонка, управляемая электромотором от компьютера TRC. Проверили этот датчик TPS, убедились, что обрывов в нем нет, решили отрегулировать его положение. Сняли резиновый воздуховод и при включенном зажигании пальцем полностью закрыли дополнительную дроссельную заслонку. На 3-й и 4-й выводы датчика TPS системы TRC подключили омметр и, повернув корпус датчика, по включателю полностью закрытой дроссельной заслонки системы TRC установили правильное положение датчика TPS. Код неисправности 41 и надпись «TRC» на панели приборов при заведенном двигателе исчезли. Но импульсный серводвигатель по-прежнему не хотел перекрывать свой воздушный канал. Тогда, хотя все обмотки этого моторчика, казалось, были целыми, мы заменили импульсный серводвигатель новым. И холостой ход сразу стал нормальным. По-видимому, в родном электромоторе одна из обмоток имела межвитковое замыкание, что не позволяло ему правильно отрабатывать команды блока управления. А определить межвитковое замыкание с помощью омметра очень сложно.

Продолжение во второй части!

  • 1. Главные причины
    • 1.1. Отказ датчика положения дроссельной заслонки
    • 1.2. Заклинила дроссельная заслонка
    • 1.3. Не работает регулятор холостого хода
    • 1.4. Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
    • 1.5. Подсос воздуха в коллекторе
    • 1.6. Вышел из строя блок управления
  • 2. Выводы

В норме после запуска мотора стрелка тахометра колеблется в пределах 1000 об/мин. Спустя пару минут показания прибора останавливаются на отметке 800 об/мин. Когда возникает неисправность, у водителя может появиться ощущение, что силовой агрегат вот-вот пойдет в разнос. Расскажем, откуда берутся большие обороты двигателя на холостом ходу и что делать для усмирения авто. Приведем методы диагностики и ремонта. А там владелец машины сам решит, что ему делать: разбираться с проблемой самостоятельно или обращаться на станцию технического осмотра (СТО).

Главные причины

Когда поворачиваешь ключ в замке зажигания и фиксируешь момент запуска, обороты кажутся избыточными. Все в порядке. Маслу нужно прогреться, а деталям цилиндропоршневой группы (ЦПГ) синхронизировать работу. На состав топливовоздушной смеси (ТВС) современных машин влияют показания электронных датчиков. Надо подождать, пока они начнут посылать в электронный блок управления (ЭБУ) правильные импульсы, без искажений. На подготовку и выравнивание оборотов уходит не более 3 минут. Если тахометр продолжает отображать большие цифры, значит есть неисправность. Осталось выяснить, почему появляются высокие обороты мотора на холостом ходу.

Отказ датчика положения дроссельной заслонки

Сенсор ДПДЗ на основе поступающих сигналов добавляет топливо или снижает его количество. При отказе датчика ЭБУ начинает штормить. Даже если дроссельная заслонка работает нормально, электроника накидывает в камеру сгорания лишний бензин, солярку или газ. В результате обороты плавают, растут бесконтрольно.

Основной симптом неисправности датчика положения дроссельной заслонки — силовой агрегат часто глохнет. Самый информативный и простой метод диагностики — использование сканера OBD–2. Для оценки состояния сенсора подойдет компактный прибор ELM–327, который выводит информацию на дисплей смартфона. После подключения к ЭБУ можно использовать программное обеспечение OpenDiag. Есть пара методов проверки:

  1. Найти в меню пункт «Выбор параметров ЭБУ», поставить чекбокс напротив строчки «Положение дроссельной заслонки». Если не нажимать педаль газа, показания будут всегда стоять на уровне 0 %. При скачках от 5 % до 10 % можно констатировать поломку датчика.
  2. Перейти на вкладку «Каналы АЦП» и выбрать пункт «Положение дроссельной заслонки». Значения будут указаны в Вольтах, без добавления газа это 0,5 В. При нажатии на педаль вольтаж будет расти до 4,8–5 В на пике. Данные, отличные от эталонных, говорят о неисправности.

При серьезных проблемах с ДПДЗ появляются ошибки:

Код

Расшифровка

P0120

Неисправность датчика

P0121

Выход сигнала из допустимого диапазона

P0122

Низкий уровень выходного сигнала

P0123

Высокий уровень выходного сигнала

Если под рукой нет диагностического сканера, а повышенные обороты автомобильного двигателя никуда не деваются, для проверки стоит воспользоваться мультиметром. Первым делом надо найти контакты питания, они расположены на узле дроссельной заслонки. Датчики бывают трехконтактными и четырехконтактными. Нужно отыскать сигнальную «фишку».

Назначение контактов ДПДЗРаспиновка ДПДЗ

Необходимо включить зажигание, плюсовой щуп мультиметра соединить с сигнальным проводом, а минусовой подключить к массе. Тестер лучше перевести в режим измерения постоянного тока. Диапазон — 20 В. Если при закрытой заслонке прибор показывает 0,5 В, все в порядке. Остается провести диагностику в динамике. Для этого вручную медленно приоткрываем заслонку. Напряжение должно увеличиваться равномерно до пиковых показателей 4,8 В. Если показания скачут, или на старте тестер показывает 0 В, значит датчик пора заменить на новый.

Заклинила дроссельная заслонка

Со временем на «лепестке» образуется слой грязи. Движение затрудняется, в камеру сгорания попадает слишком много воздуха. Нарушается соотношение компонентов топливовоздушной смеси. Появляются повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе и «на холодную». Есть и побочные минусы. Растет потребление горючего, движок «троит».

Дроссельная заслонка со следами отложенийЗакоксованная заслонка

Восстановить работу заслонки легко. Ее надо снять с посадочного места и промыть от появившихся отложений. В качестве «химии» подойдет любое средство для чистки карбюратора. Не стоит использовать щетку. Щетина может нанести вред покрытию, оставить микроскопические царапины. Лучше взять отрезок мягкой ткани, нанести на нее жидкость, аккуратно провести по поверхности. Если на заслонке видны следы значительной эрозии, ее надо поменять на новую.

Не работает регулятор холостого хода

На карбюраторных моторах нет РХХ. За состав топливовоздушной смеси отвечает механический узел регулировки. Он состоит из пары винтов:

  • количества;
  • качества.

Если они настроены неправильно, обороты поднимаются выше нормы. Процесс регулировки прост. Сначала нужно завести движок, потом закрутить винт количества на пару оборотов. Главное — не допустить ситуации, чтобы мотор заглох полностью. По чуть-чуть откручиваем винт, пока обороты не станут устойчивыми. Тахометр должен показывать не больше 1000 об/мин. Аналогичные манипуляции надо провести с винтом качества.

На инжекторных моторах вместо механического узла регулировки установлен электронный регулятор холостого хода. Он автоматически устанавливает завышенные и низкие обороты в зависимости от режима работы силового агрегата. Для проверки работоспособности РХХ понадобится мультиметр.

Распиновка регулятора холостого ходаРаспиновка РХХ

Нужно переключить тестер в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Затем надо отсоединить клеммную колодку, измерить показатели. В норме сопротивление между контактами A и B, С и D находится в пределах между 50 и 55 Ом. Значение между A и C, B и D стремится к бесконечности. На дисплее появятся большие числа.

Есть альтернативный метод диагностики — использование сканера OBD–2. После подключения к шине прибор может выдавать ошибки:

Код

Расшифровка

P0505

Неисправность регулятора

P0506

Низкие обороты

P0507

Высокие обороты

Советуем заменить РХХ на новый, если при проверке выявлены недостатки. Иначе проблема не исчезнет. Мотор продолжит громко реветь во время пуска, расход горючего останется повышенным.

Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости

Сенсор ДТОЖ измеряет температуру тосола и отправляет показания в ЭБУ. Затем повышаются средние обороты на холостом ходу или понижаются. Традиционное место установки датчика — пространство между головкой блока цилиндров и термостатом. При нагреве антифриза сопротивление сенсора уменьшается, при остывании увеличивается. Для диагностики нужно сравнить данные измерения мультиметром (между контактами) и показания термометра на приборной панели:

Температура, °C

Сопротивление, Ом

0

9420

5

7280

10

5670

15

4450

20

3520

25

2796

30

2238

35

1802

40

1459

45

1188

50

973

60

667

70

467

80

332

90

241

100

177

Приведем пример. Если сопротивление оказалось равным 332 Ом, а термометр показывает 80 °C, значит все в порядке. ДТОЖ исправен. Значительное несовпадение цифр говорит о неисправности. Можно проверить датчик с помощью сканера OBD–2. На дисплее появятся ошибки в диапазоне P0115‐P0118.

Подсос воздуха в коллекторе

При разрушении прокладки впускного коллектора герметичность нарушается. Аналогичная ситуация складывается, если появилась механическая деформация. В камеру сгорания попадает воздух, возникают повышенные обороты автомобильного двигателя. Для диагностики надо снять коллектор.

Коллектор с пробитой прокладкойИзносилась прокладка коллектора

Все дефекты будут видны при осмотре. Главный фокус внимания — на прокладку. На ней не должно быть «промятых» участков или следов разрыва. Все неровности необходимо сгладить. На станции технического обслуживания (СТО) это делают с помощью станка. В гараже можно использовать абразивный камень. Но ручной способ не гарантирует восстановления герметичности.

Вышел из строя блок управления

ЭБУ может потерять работоспособность после перепадов напряжения. При программном сбое достаточно скорректировать прошивку устройства. Для этого нужен специальный программатор. Некоторые водители способны самостоятельно справиться с перепрошивкой. Но при недостатке знаний советуем обратиться в автосервис.

Ошибки OBD–2 для ЭБУ находятся в диапазоне от P0600 до P0610.

Аппаратный сбой хуже. Сгоревшую микросхему заменить не так просто. Навыков работы с паяльником не хватит. С перепайкой транзистора справиться можно. Но сначала придется прозвонить всю плату и локализовать неисправную деталь. Судя по нашему опыту, ЭБУ все равно придется менять на новый.

Выводы

Есть шесть причин, из‐за которых повышаются ранее стабильные обороты на холостом ходу. Самостоятельная диагностика занимает много времени. Порой мало использовать сканер OBD–2 и мультиметр. Некоторые датчики можно проверить только с помощью осциллографа. Профессиональное оборудование есть лишь в автосервисе. Электрики и механики быстро найдут причину неисправности, заменят деталь, вышедшую из строя.

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле появлялись высокие обороты двигателя на холостом ходу. Но, не все автолюбители знают, по какой причине это происходит, а тем более, как решить проблему, не обращаясь в автосервис. Статья поможет разобрать вопрос более детально, а также найти способы решения проблемы.

Поиск неисправности двигателя

Высокие обороты мотора на холостом ходу: причины

Как известно, высокие обороты при запуске двигателя — это нормально, ведь мотор находиться в режиме разогрева. Только, вот что делать, если они не падают, даже когда мотор уже прогрелся? На прогретом двигателе повышенные обороты холостого хода — это ненормально, и стоит начинать искать причину возникновения такого эффекта.

Прежде всего, стоит отметить, что последствия такой интенсивной работы мотора могут быть самые разнообразные. Итак, что же может случиться с двигателем: повышение температуры, что приведет к перегреву. Это за собой потянет прогиб головки блока цилиндров. Далее, большие обороты приведут к тому, что будет большая выработка деталей внутри самого силового агрегата. Это может значительно сократить ресурс мотора.

Итак, какие же все-таки причины появления высоких оборотов ДВС на моторе в режиме холостого хода:

  • Датчик РХХ.
  • Датчик положения дроссельной заслонки.
  • Дроссельная заслонка.
  • Датчик температуры двигателя.
  • Подсос воздуха через впускной коллектор.
  • Неполадки ЭБУ.

Поиск неисправности двигателя

Методы решения проблемы

Прежде чем преступить непосредственно к процессу решений проблемы необходимо понимать, что диагностику и ремонт данных узлов стоит выполнять, только со знанием дела. Также, стоит отдельно отметить, что для карбюраторного и инжекторного двигателя будут разные методы диагностики, но принцип возникновения причин один и тот же.

Итак, стоит последовательно разобраться в диагностических и ремонтных работах, которые устранят высокие обороты холостого хода.

Датчик РХХ

На карбюраторных двигателях не часто можно встретить датчик регулировки холостого хода. Обычно это делается при помощи винта качества и количества. Чтобы привести в норму высокие холостые обороты не стоит проводить процесс на холодную. Сначала стоит прогреть мотор до рабочей температуры, и только потом начинать регулировку. Если после проведение настроек обороты остались высокими, то причина в другом.

Для инжекторного двигателя все наоборот, все регулировки совершаются датчиком РХХ. Для того чтобы исправить неисправность, стоит проверить датчик при помощи мультиметра, а затем, при неисправности элемента, заменить его на новый. Неисправность данного датчика может послужить причиной — прыгают обороты на холостом ходу.

ДПДЗ

Неправильное количество воздуха, которое попадает в камеру сгорания, может привести к тому, что электронный блок управления будет повышать обороты на холостом ходу. При неисправности датчика положения дроссельной заслонки необходимо также его проверить. Это можно сделать мультиметром или осциллографом. При обнаружении, что ДПДЗ неисправен, стоит заменить его.

Поиск неисправности двигателя

Дроссельная заслонка

Заклинивание дросселя может привести к тому, что в двигатель будет поступать большое количество воздуха. Этот факт вынудит электронный блок управления повышать количество впрыскиваемого топлива, чтобы сбалансировать смесь. Это увеличит расход потребляемого горючего и соответственно.

Для того чтобы решить проблему необходимо демонтировать узел и прочистить его с помощью специальных средств. Если чистка не дает желаемого результата дроссель необходимо заменить, но стоит быть готовыми, что обойдется это не дешево.

Датчик температуры мотора

Выход со строя датчика температуры может привести к появлению множества проблем. Одной из таких станет возрастание холостых оборотов. Обычно, как показывает практика, этот датчик наиболее уязвим, и чаще всего выходит со строя, поскольку подвержен воздействию перепада температур.

Для начала стоит продиагностировать исправность узла. Сделать это можно при помощи мультиметра и осциллографа. В случае если узел неисправен, его стоит заменить. После этого рекомендуется сбросить все ошибки ЭБУ.

Поиск неисправности двигателя

Коллектор

Неоднократно вследствие эксплуатации автомобиля впускной коллектор имеет деформации или износ прокладки. Так, повышение оборотов на холостом ходу может свидетельствовать тому, что имеется подсос воздуха в коллекторе. Для лечения неисправности придется демонтировать деталь, что достаточно проблематично, поскольку на коллекторе крепится, почти вся система впрыска, и несколько узлов других систем.

Детально стоит обследовать прокладку коллектора, наличие повреждения может свидетельствовать не только о проблемах с оборотами, но и о других неисправностях. Также деформация полости может служить тому, что попадает лишний воздух в камеры сгорания. Это может влиять на прогрев, пуск мотора и на другие факторы.

Для устранения неисправности придется зашлифовать поверхность коллектора, пока она не станет ровной. В автосервисах — это делают при помощи специального станка. Конечно, можно совершить процесс в гаражных условиях, при помощи специального камня, но это не всегда получается у автовладельцев.

Электронный блок управления

Неоднократно завышенный холостой ход следствие неправильной работы электронного блока управления. Так, для устранения неисправности, придется подключиться к «мозгам» и устранить проблему на программном уровне. Для совершения процесса понадобиться специальный кабель и программное обеспечение.

Поиск неисправности двигателя

Но, не всегда помогает простой сброс ошибок, зачастую приходиться менять ПО, чтобы окончательно все проблемы ушли. Данный процесс рекомендуется доверять мастерам, которые являются профессионалами своего дела.

Попутно с заменой прошивки можно увеличить мощностные характеристики, что тоже рекомендуется доверить специалистам. Как показывает практика, большинство автолюбителей, при самостоятельном вмешательстве в ЭБУ попадают в конечном итоге в автосервис для устранения последствий своих же доработок.

Вывод

Много автолюбителей не знают причин возникновения эффекта плавают обороты двигателя на холостом ходу или слишком высокие обороты, а тем более способы их устранения. Так, конечно, эксперты и автослесари рекомендуют обращаться сразу в автосервис, но наш человек, пока сам не попробует, не остановиться.

Причин возникновения эффекта повышенных оборотов много, от неисправности датчиков до ошибки в электронном блоке управления. Устранить неисправность можно и в домашних условиях, что и делают владельцы ВАЗов и других отечественных автомобилей. А вот владельцам иномарок, придется обратиться в автосервис, где ремонт может составить немалую сумму.

Добавить комментарий