Неврозы у детей
Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.
Общие сведения
Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Неврозы у детей
Причины
Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:
- Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
- Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
- Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
- Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
- Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).
Патогенез
Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.
Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:
- Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
- Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.
Симптомы неврозов у детей
Астенический невроз (неврастения)
Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.
Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.
Истерический невроз
К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.
У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.
Невроз навязчивых состояний
Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.
Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.
Депрессивный невроз
Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.
Системные (малосимптомные) неврозы
Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.
Осложнения
На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.
Диагностика
Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:
- Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
- Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
- Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.
Лечение неврозов у детей
Консервативное лечение
Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.
Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:
- транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
- седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
- нейролептики, преимущественно галоперидол;
- психостимуляторы из группы метилфенидата;
- ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
- поливитаминные комплексы.
Психотерапия
Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.
Физиотерапия
Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.
Прогноз и профилактика
Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.
Литература 1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А.И. — 2006. 2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н.И.// Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016. 3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н.// Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012. |
Код МКБ-10 F48.9 |
Неврозы у детей – лечение в Москве
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детский психиатр, Подростковый психиатр.
Врачебный стаж: 15 лет
Запись ведётся по телефону
Детский невроз: специфика болезни и методы ее лечения
В действующей Международной классификации болезней невроз не выделяется как отдельное заболевание и входит в категорию патологий, определенных общей формулировкой «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Тем не менее, упраздненный термин по-прежнему продолжает достаточно широко применяться во врачебной (в частности — педиатрической) практике.
Под понятием «невроз» подразумевают обратимые функциональные расстройства психики, спровоцированные воздействием на нее травмирующих факторов. При неврозе клетки головного мозга не претерпевают каких-либо деструктивных изменений, однако имеет место выраженное нарушение их нормальной деятельности. Возникновение у ребёнка симптомов невротического расстройства должно послужить для родителей серьезным основанием для обращения за медицинской помощью. В противном случае патология может прогрессировать, существенно ухудшая качество жизни ребёнка и негативно отражаясь на его общем самочувствии.
Почему возникают неврозы у детей?
Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:
- неблагоприятные социально-бытовые условия, проживание ребёнка в «неблагополучной» семье;
- неправильные методы родительского воспитания — завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, практика физических наказаний;
- изменения привычного образа жизни — начало посещения ребёнком детсада или школы, переезд семьи на новое место жительства;
- конфликты с родителями или со сверстниками;
- развод родителей, вступление матери или отца в новый брак, появление в семье другого ребёнка;
- ситуация хронического стресса, нервное перенапряжение, сильный испуг;
- генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам.
В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.
Основные группы риска
Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами. Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:
- малыши в возрасте 2-7 лет;
- дети, проявляющие склонность к тревожным состояниям, беспокойствам, страхам;
- малыши с повышенной эмоциональной восприимчивостью, обостренно реагирующие на различные жизненные ситуации;
- дети, обладающие лидерскими качествами и имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
- дети-интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире и не склонные делиться переживаниями с окружающими.
Детский невроз: симптомы и признаки
Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:
- повышенная утомляемость;
- плаксивость, раздражительность;
- снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
- пугливость, мнительность, появление фобий;
- изменения мимики, различные проявления нервного тика;
- расстройства сна, нарушения аппетита;
- хронические головные боли, головокружения;
- онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
- заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
- истерические припадки;
- приступы внезапного страха (панические атаки).
При возникновении у ребёнка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.
Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребёнка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.
Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина
В зависимости от возраста ребёнка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:
- Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
- Игровая терапия, помогающая ребёнку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
- Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребёнка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
- Суггестивная психотерапия — внушение ребёнку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
- Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
- Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребёнка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
- Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.
Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребёнка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.
Читайте далее
Как выбрать идеальное масло для кутикулы и здоровья ногтей
Как ухаживать за кутикулой, чтобы она была здоровой, а ногти – крепкими и длинными?
Желтые сопли у ребенка: лечение
Лечение желтых соплей у ребенка нужно начать с выявления причин. Если оставить насморк без внимания, это может привести к опасным осложнениям.
Нужен ли докорм, если новорожденный мало прибавляет в весе?
Одним из самых животрепещущих вопросов грудного вскармливания (ГВ) является необходимость докорма. Если малыш мало прибавляет, как быть?
Деменция, болезнь Альцгеймера или Паркинсона: что общего между ними и как обеспечить достойный уход своим родным и близким?
Основные правила ухода при деменции, болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона. В чём преимущества гериатрических центров?
Как правильно выбрать дезодорант?
Как выбрать и использовать дезодорант, чтобы быть на сто процентов уверенным в своей неотразимости?
Опубликовано 27.09.2016 16:43, обновлено 17.04.2020 19:05
Использованные источники
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова – 2014
Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса / Орлова А.А. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие – 2014 – 1
Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям / Калина О. Г. // Современное дошкольное образование. Теория и практика – 2012
Читайте также
Родители против нервного срыва у детей
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был полностью здоров и благополучен. Развитие крепкой нервной системы малыша – важная часть его общего здоровья.
Родители так мечтают воспитать сильных, уверенных в себе, счастливых взрослых. Каждому хочется, чтобы малыш вырос, стал успешным специалистом, прожил интересную, полную приключений жизнь, заключил брак. Но на пути к счастью семью подстерегает немало трудностей. Ошибки в воспитании, жизненные трагедии плохо сказываются на психике подрастающего человечка или невроз у ребёнка.
Недетские болезни
Неврозы у детей доставляют проблемы и самим малышам, и их родителям.
Невроз у детей характеризуют как дефект психического состояния, который, к счастью, обратим. В ответ на психотравмирующую ситуацию у малыша возникают психогенные нарушения. Родители склонны реагировать по-разному. Некоторые не обращают внимание, тем самым затягивая лечение невроза, другие, напротив, фиксируют внимание на проблеме, сильно беспокоятся, в результате чего невротические проявления у ребёнка также могут фиксироваться.
Итак, невроз: симптомы у ребёнка бывают самыми разными. Неврозы у детей, причины виды неврозов детально описаны специалистами:
Истерический невроз
Невроз. Симптомы у ребёнка. Впечатлительность, крайняя внушаемость и нестабильность нервной системы, к тому же эгоцентризм и эгоизм характерны для деток, страдающих от этого недуга.
Истерическая личность неуклонно жаждет восхищения и признания. Такой малыш очень зависим от оценок окружающих. Увы, мама вряд ли дождётся от него особой чуткости, но со временем качества, характерные для исторического невроза, можно притупить.
А пока такой малыш много требует, но у него мало что получается. И возникнет острый конфликт между ожидаемым и действительным. Детки маленького возраста чаще всего страдают от аффективно-респираторных приступов – когда малыш задерживает дыхание, пугая до смерти своих родителей.
Сперва ребенок начинает плакать, гневаться, так как родитель откатался удовлетворять его каприз. А после как будто перестаёт дышать. К счастью, опасности для жизни при этом н наблюдается. Но выглядеть это может просто пугающе.
Со временем, у более взрослых детей, припадок может напоминать эпилептический. Избалованный ребёнок собирает возле себя зрителей и заходится в истерике.
Итак, невроз: симптомы и лечение у детей. При истерии родителям следует помнить одно: жизнь не должна крутиться вокруг балованного малыша, этим мама и папа делают только хуже. Малыша нужно вовлекать в жизнь и деятельность, чтобы он чувствовал свою нужность, принадлежность, чтобы учился получать внимание не только истериками, а добрыми поступками в адрес своих любимых родственников. Главное – не устраивать из приступов трагедию.
Этим вы не облегчите состояние малыша, а только ухудшите. Но и чрезмерной жесткости следует избегать. Малыш, конечно, эгоцентричен и не особо думает о благополучии окружающих, но он – всего лишь ребенок, который, увы, сил таким из-за ошибок воспитания с Вашей стороны. Приступы могут также пугать ребёнка, как и вас, в этот момент ему нужна поддержка, но – не зацикленность на своём состоянии.
Болезненный малыш – неврастеник
Неврастения. Невроз. Симптомы у ребёнка. Настроение у маленького неврастеника подвержено постоянным колебаниям. Малыш то чрезмерно активен, то плаксив и расстроен. Ему можно переживать неудачи, он подвержен раздражительной слабостью. Ребенок часто устает, ему крайне сложно выполнять какое-либо действие, учеба в школе оказывается для него непосильной задачей.
Малыш плохо спит, его мускулы и во сне, и во время бодрствования могут подергиваться, ребёнок нуждается в обязательном обращении к специалисту, в четком режиме отдыха и активности, в благоприятной, чуткой атмосфере в семье.
Невроз навязчивых состояний. Невроз, симптомы у ребёнка: такие детки – настоящая головная боль для родителей! Нет, они не дерутся со сверстниками, не устраивают скандалов. Но они очень мнительны, тревожны, несчастны. Родителям деток, которые мучаются от обсессивного невроза, надо стараться создать дома теплую, комфортную атмосферу, учить ребёнка быть смелее, но не в коем ослушается не заставляя. Суровые отцы нередко кричат н такого робкого мальчика, чем еще больше вгоняют его в невроз. Малыш может совершать навязчивые действия, которые призваны облегчить его тревогу и снять напряжение. А тревог и фобий у них предостаточно! Они могут бояться остаться одни, бояться темноты и чудовищ, чего угодно. Увы, над такими малышами могут подшучивать сверстники. Так как ключевая особенность такого ребенка – неуверенность в себе, малышу хорошо бы освоить какое-то творческое дело, которое поможет ему поверить в свои силы. Правда, лучше отказаться от соревновательных занятий, ведь это может повергнуть ребёнка в ещё больший стресс.
Когда родитель заметил, что его чадо постоянно подпрыгивает, не может выйти за дверь, не согрешивших навязчивое действие (три раза подергать ручку), бесконечно моет руки – пора бить тревогу и бежать к психологу. Не бойтесь, проблема решаема!
Итак, когда речь идёт о неврозе у ребёнка, симптомы могут быть самыми разнообразными, но прогноз, как правило, вполне благоприятен.
Невроз у ребенка может проявляться в виде тиков – подергиваний, которые могут усиливаться непосредственно во время нервного напряжения. Тики бывают у деток со всеми тремя видами неврозов. Лечение неврозов у детей – процесс трудный. Но не стоит опускать руки! Как трудно сказать слово!
Когда у малыша возникает логоневроз, симптомы могут быть следующие – конечно, это – заикание.
Впервые проявляется у малышей в возрасте от двух до четырёх лет. У малышей наблюдаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у детей старшего возраста сохраняется тоническое сокращение мышц.
Тут огромную роль играет генетическая предрасположенность. Если кто-либо из родных страдал от речевого заикания, увы, логоневроз может проявиться и у ребёнка.
Мамы и папы могут наблюдать, как, желая облегчить себе речь, малыш то протаптывает, то пытается другими движениями помочь себе. Ка ни странно, заикание возникает у тех детей, которые в нормальном режиме, а то и в ускоренном осваивают речевую функцию.
Периодически заикание усиливается. Особенно опасным для протекания данного психологического недуга является подростковый период. В момент становления личности ребенок может снова начать заикаться, что , увы, плохо скажется и на отношениях со сверстниками, и на обучении в школе. Поэтому логоневроз нужно лечить как можно раньше!
Энурез – непроизвольное мочеиспускание
Учёные выявили значимость нарушения механизмов сна в симптоматике энуреза. Невроз возникает в процессе стрессовой для малыша ситуации, сопровождается нервностью малыша, его повышенной ранимостью и раздражительности. Резкое изъятие ребёнка из травмирующей ситуации, как правило, заметно облегчает его состояние.
Энкопрез порой возникает вместе с энурез от – характер недержанием кала. Любые ситуации, которые изменили жизнь ребёнка – появление отчима и мачехи, поход в детский аджик – могут спровоцировать развитие невроза, особенно – у предрасположенного к этом малыша.
Итак, детские неврозы: их причина и профилактика. Когда вы заметили невроз, (симптомы могут быть следующими: заикание, недержание мочи, подергивание, тики, задержка дыхания) – следует сразу же обратиться к врачу. Лечение невроза у детей должно сопровождаться минимизацией стрессов, созданием положительной, поддерживающей малыша атмосферы, нормализацией режима сна и бодрствования и так далее. Легче начать профилактировать и лечить неврозы у детей дошкольного возраста. Психика малыша более гибкая, поддающаяся влиянию. Ребенка сложно окружить заботой и любовью, поддержать его психотерапевтическим лечением, возможно, успокаивающим. И шансы весьма благоприятны. Сложнее помочь подростку, чья психика – более многогранная, сложная. Подростку важно доказать сверстникам свой авторитет, понравиться противоположному полу. С юношеским возрастом может быть труднее работать специалисту.
Как не допустить развитие невроза
Итак, неврозы у детей: симптомы и лечение мы уже обсудили выше. Сперва важно заметить, выявить невроз, симптомы у ребёнка, которые касаются его манеры говорить, жизнедеятельности, поведенческих реакций. Неврозы у детей и подростков проявляется по-разному. Как правило, с подростками врачу сложнее работать.
Но ещё лучше не лечить, а профилактировать развитие неприятного недуга:
- Обеспечить хорошую предродовую подготовку. Будущая мамочка должна всячески избегать стрессов, находиться в спокойствии. Хорошо, когда беременность протекает без физических недомоганий и, конечно, нервных срывов.
- Первые годы жизни ребёнка желательно лично посвятить его развитию, не отдавая грудного малыша ни в ясли, ни няням. Именно в данный период формируется связь матери и ребёнка, развивается его эмоциональная сфера. Роль отца также чрезвычайно важна. Родители отвечают за то, чтобы малыш был развитым, активным, счастливым.
- Атмосфера в семье должна быть благожелательной, соответствовать всем потребностям ребёнка. Малыш должен быть уверен, что родные любят его р всегда поддерживают, чтобы ни случилось.
Когда следует насторожиться?
Как лечить невроз у ребенка? Родителям нужно запастись терпением и не откладывать визит к специалисту. Важно учитывать, что невроз нельзя воспринимать как серьезную болезнь, которая парализует нормальную жизнь ребёнка и семьи. Это не так! Не позволяйте себе фиксироваться на симптомах невроза, не заостряйте внимание малыша на них. К ребёнку следует относиться, как к здоровому, но нужно быть чуточку более бережным с ним.
Итак, невроз. Симптомы у ребенка бывают следующими:
- малыш грызет кожу вокруг пальцев;
- ребёнок обгрызает ногти;
- у малыша тики;
- наблюдается мочеиспускание , которое не контролируется ребёнком и происходит во сне;
- у малыша происходит недержание кала;
- ребёнок заикается;
- малыш задыхается;
- устраивает истерики на публике.
И многие другие симптомы свидетельствуют о том, что у Вашего любимого малыша развился невроз. Неврозы у детей и у подростков протекают с различной симптоматикой и по-разному поддаются лечению.
Психологи детально описывают, как лечить невроз у детей. Детские неврозы многогранны.
Боремся и победим!
Для терапии с немалым успехом применяют психотерапию, направленную на устранение неблагоприятной атмосферы в семье. Также применяется физиотерапия, рефлексотерапия, а также медикаменты.
Очень важно применять семейную психотерапию, комплекс средств, направленных на нормализацию воспитательного процесса, взаимоотношений между всеми участниками. Ведь формирование невроза у малыша нередко провоцируется ошибками в воспитании, конфликтами и ссорами в семье.
Психотерапевту важно поговорить не только с мамами и папами, но также с бабушками и дедушками, а, возможно, с нянями и воспитательницами. Чем более полную картину охватит психолог, тем проще ему будет дать родственникам правильные рекомендации. Затем проводится работа с малышом. Конечно, ребёнку подходит игровая форма. Очень важно для малыша поменяться ролями с родителями. Такие смены переменных открывают всем в астеникам новый взгляд на привычные вещи.
Индивидуальная психотерапия делится на рациональную, аутогенную тренировку, суггестивный терапию и арт-терапию.
Рациональная психотерапия направлена на выявление вместе ребёнком особенностей и причин его недуга, возможности коррекции неприятного состояния.
Арт-терапия является не только методом выхода из стрессовой ситуации, но также отличным способом диагностики состояния малыша. Проективные методики бывают следующими:
Малыша просят нарисовать но семью – в зависимости от величины фигуры и расположенности Ее на рисунке, а также цвета, который предпочитает ребенок, терапевт делает свои выводы о расстановке сил в семье, о наличествующих проблемах и определяет способы их решения. Итак, невроз у детей. Лечение весьма эффективно. Порой оно также дополняется лекарственными препаратами, призванными снизить тревожность, помочь ребенку, поддержать его в период адаптации.
Чем лечить неврозы у детей? Некоторые родители заваривают успокаивающие чаи, которые, наравне с иными средствами воздействия, помогают малышу. Невроз детский вполне поддается коррекции!
Детский невроз, симптомы, лечение описаны в следующей литературе в трудах знаменитого Зигмунда Фрейда, в трудах Карен Хорни. Также о детском неврозе, симптомах писал Захаров, говорил популярный ныне Комаровский.
Детские неврозы, симптомы описывали многие специалисты по возрастной психологии. Признаки невроза у детей важно вовремя заметить! Вам на помощь придут воспитатели в детском саду, учителя и психологи в школе. Расспросите, как ведёт себя ребёнок на уроке, в саду, со сверстниками, наблюдайте за ним во время выступлений и, конечно, в домашней обстановке. Своевременное лечение детских неврозов дает хороший эффективный результат!
Так вот, причины детских неврозов:
- социальные факторы – рождение братика или сестрички, поход в детсад, в школу, переезд;
- семейно-психологическая ситуация;
- предрасположенность генетическая.
Читайте о детских неврозах, симптомах, причинах и лечении онлайн – ныне очень много материалов на эту тему, ведь проблематика невроза волнует многих родителей. Лечение детского невроза предполагает слаженную работу родителя, няни, воспитательницы, учителя, психолога и психотерапевте. Не пренебрегайте помощью извне! Диагностика невроза у детей должна проводиться вовремя. Ведь возникновение системных неврозов у детей, вызванных тем, что родители замалчивали и игнорировали проблему, никому не нужно!
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
: Время прочтения:
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова.
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
- кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
- ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
- ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.