Идеи Виктора Франкла, который не только пережил концлагерь, но и смог профессионально осмыслить этот опыт и на его основе помогать другим (проводить психотерапию по своей методике он начал еще в концлагере, спасая заключенных от самоубийства) сейчас невероятно актуальны.
Когда ты встречаешься с невыносимой болью, ужасом, страданием – как выстоять, не потерять будущее, чувствовать, что жизнь по-прежнему имеет смысл, и жить в полную силу? Об этом Франк писал в своих книгах, главной из которых стал труд «Человек в поисках смысла«. На основании текста этой книги мы составили «инструкцию» о том, как пережить невыносимое.
Виктор Франкл (1905-1997)
«Если в жизни вообще есть смысл, то он должен быть и в страдании». Самая известная работа Франкла «Человек в поисках смысла» основана на личном опыте: во время Второй мировой войны Виктор Франкл был заключенным в нацистском концентрационном лагере. Мать, отца, брата и беременную жену убили в лагерях. У него не смогли отнять лишь «последнюю из человеческих свобод – возможность выбирать свое отношение к происходящему при любом стечении обстоятельств, выбирать свой путь».
Каждый день в лагере заключенные должны были принимать моральные решения о том, подчиняться ли (внутренне) тем, кто находится у власти. По мнению Франкла, то, как заключенный решал эти вопросы для себя, имело решающее значение. Он вспоминал, что аже в Освенциме некоторые заключенные смогли найти смысл жизни – хотя бы в том, чтобы помогать друг другу в течение дня. Это давало силы претерпевать страдания.
Опыт Виктора Франкла в нацистском лагере смерти оказал глубокое влияние на работу всей жизни после войны, он привел его к развитию логотерапии – нового клинического подхода к оказанию помощи пациентам, потерявшим смысл жизни.
Основные принципы теории:
– Жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах, даже самых несчастных.
– Главная мотивация жить – желание найти смысл в жизни.
– У человека есть свобода найти смысл в том, что он делает, и в том, что переживает, или в позиции, которую он занимает, когда сталкивается с неизменными страданиями.
Психотерапевтическая школа Франкла получила название «третья Венская школа»: после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. Он умер в любимой Вене в возрасте 92 лет и считался последним великим венским психиатром.
1. Осознать, что страдание открывает в нас самое человеческое
«Осуществляя смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке, – отмечал Франкл. – Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений:
«Я видел похороны с пышным гробом и музыкой – и начинал смеяться: не безумцы ли – устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шёл на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом».
И далее Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провёл в Освенциме: «Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чём смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим».
2. Помнить, что ты – больше, чем твое страдание
«Страдание и само по себе не лишено смысла, – утверждает психолог. – Страдая от чего-либо, мы внутренне отодвигаемся от того, что вызвало наши страдания, мы как бы устанавливаем дистанцию между собой и этим нечто. Все время, пока причиной нашего страдания является то, чего быть не должно, мы остаемся в состоянии напряжения, как бы разрываясь между тем, что есть в действительности, с одной стороны, и тем, что должно быть, — с другой. И только в подобном состоянии мы способны сохранять в своем представлении свой идеал… Это относится и к тому, кто уже отчаялся…
Даже и отчаявшийся человек является носителем некоторой ценности. Он не мог бы судить себя так строго, если бы уже не обладал ценностью и достоинством судьи — человека, который постиг различие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Таким образом, страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать-кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть».
«Я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, – вспоминал Франкл. Моё положение казалось мне безнадёжным. Но затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, лекционном зале, где говорил обо всём, через что прошёл и о возможностях помощи людям. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».
3. Не бояться раскаяния и скорби – они могут «исправить» даже ужасное прошлое
Виктор Франкл не считал скорбь и раскаяние нежелательными чувствами. «Скорбь обладает властью увековечивать, сохранять навсегда прошлое в нашем настоящем – в этом ее значение. И раскаяние, и скорбь — оба эти чувства — служат для того, чтобы, так сказать, «исправить» прошлое. И таким образом, они решают проблему — ту самую, которую никакие отвлечения и никакие наркотики решить не в состоянии.
Тот, кто пытается «отвлечься и не думать» о несчастье или притупить свои чувства наркотиками, задачи не решает, это никак не помогает ему примириться с несчастьем; все, чего он достигает, — это избавление от непосредственного воздействия этого несчастья: от неприятных ощущений… В действительности же родственники умершего, например, чаще всего категорически отказываются принимать успокаивающие лекарства, предпочитая круглосуточные рыдания над усопшим».
4. Духовный человек переносит страдание легче, чем физически сильный
В концлагере Виктор Франкл наблюдал удивительные вещи: люди, у «Чувствительные люди, с детства привыкшие к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуацию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мягкий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры».
«Обычно человек живет в царстве жизни; в концлагере же люди жили в царстве смерти. В царстве жизни можно уйти из жизни, совершив самоубийство; в концлагере можно было уйти только в духовную жизнь.
Только те могли уйти из царства смерти, кто мог вести духовную жизнь…
Если кто-то переставал! ценить духовное, спасения не было, и ему приходил конец. Сильное влечение к жизни при отсутствии духовной жизни приводило лишь к самоубийству».
5. Всегда оставайтесь человеком
«Прошедшие годы, пожалуй, отрезвили нас. Вместе с тем они показали нам и то, что с человеческим в человеке нельзя не считаться, они научили нас тому, что все зависит от человека. В памяти о концлагере сохранился человек.
Я хочу здесь упомянуть лишь одного из начальников того лагеря, в который я попал под конец и из которого был освобожден. Он был эсэсовцем. Когда лагерь был освобожден, стало известным то, о чем раньше знал лишь лагерный врач, сам из заключенных: этот человек из лагерного начальства выкладывал из своего кармана немалые деньги, чтобы доставать из аптеки в ближайшем населенном пункте медикаменты для заключенных! Староста же того же лагеря, сам тоже заключенный, был строже, чем все охранники-эсэсовцы, вместе взятые; он бил заключенных когда, где и как только мог, в то время как, например, начальник, про которого я говорил, насколько мне известно, ни разу не поднял руку на кого-нибудь из «своих» заключенных.
В этом проявлялся человек. Человек сохранился. В огне страданий, в котором он плавился, обнажилась его суть.
Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию:
мы узнали человека, как может быть не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах».
Состоятельность своих идей Франк доказал собственной жизнью: после двух лет семи месяцев заключения в концлагерях, где погибли его родители и жена, Франкл вернулся в Вену и закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере», где описал опыт заключённого с точки зрения психиатра.
В 1947 году Франкл женился на Элеоноре Катарине Швиндт, у них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом и подарила Франклу двоих внуков.
Смысл страданий
Смысл страдания
1. Страдают все люди
Каждый из нас может сказать о себе слова, которыми начинается третья глава «плача Иеремии» «Я человек испытавший горе». Ещё Достоевский сказал, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами». Этим он подтвердил слова ап. Павла «вся тварь стенает и мучится доныне». Когда по всей земле прошёл меч, огонь, голод и смуты страдание ещё более охватило человека. Идя по улице, так редко встретишь радостную улыбку. Конечно, бывает улыбка на лицах, но как много в ней горечи, насмешки и притом над самим собой. А сколько незримого горя таится под этими на вид спокойными лицами и за стенами нарядных домов. Иногда человек улыбкой заслоняется, чтобы не заметили его горя. А сочувствие часто неискреннее или бесполезное часто раздражает его. Вспоминается недавняя смерть всемирно-известного клоуна Макса Линдера /1925/, который веселил толпу неистощимым юмором и в то же время таил в себе глубокую язву страдания, приведшего его в конце к самоубийству.
Мы живём в такие дни, когда померкло если не солнце, то человеческое лицо, так много скорби отражает его чело, его преждевременные морщины и седина!
Страдают все – и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Страдают хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже он скорбит. «Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства», говорит Амиэль в своём дневнике. А Достоевский утверждает, что великие люди испытывают великую грусть».
Люди страдают телом – от голода, холода, болезней и непосильного труда. Страдают душой от клеветы и завести, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких. Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства мира, которое выразил Соломон: «Суета сует и всё суета». Недаром А. Толстой признаёт, что Бетховен «подслушал» звуки своего похоронного марша в рыданиях природы. И едва ли не самое большое страдание бывает в отсутствии страдания, так же как самым тяжким трудом бывает отсутствие труда.
Жуткой пустотой леденящей душу, веет от ужаса бесцельности рождающего худшее из страданий – скуку, тяжкую, как это не странно, именно тем, что нет в ней страдания, ни боли, ни горечи, ни тоски – но одна безжизненная пустыня, угнетающая сознание. Ведь не страдать, это значит не участвовать в жизни, в её страде, быть «лишним» и никчёмным.
Имеет ли страдание смысл?
Однажды спросили Будду: «Отчего происходит страдание?». Он ответил рассказом: « Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу». Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное – это вынуть стрелу.
Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание – это его бесцельность.
2. Причина страдания.
Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.
Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.
Наши действия противоречат нашим высшим желаниям – «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание – мучение совести.
Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» /1Ин.3:4/.
Какие же эти законы? На языке биологии и социологии – это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.
На языке этики – это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.
На языке религии – это заповеди Бога.
Библия признаёт зло как отношение: Диавол ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы. Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными а вернёмся победителями.
3. К чему приводит страдание?
Не даёт ли оно благих плодов в жизни и тем самым не оправдывается ли страдание?
Не признаём ли мы, что многие страдания в нашей жизни оказали на нас благоприятное влияние и были для нас школой жизни?
Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим преступлением, учит нас правде, подтверждая наличность нравственного закона в жизни. Я обидел человека, а в скоре и сам испытал горечь обиды, причинённой мне самому другим человеком. Я пожалел дать нищему – вскоре потерял свой кошелёк. Иаков обманул Исава, похитив у него первородство, а потом много раз был и сам обманут Лаваном и своими сыновьями. Царь Адони-Вазек, после того как победители Евреи отрубили у него большие пальцы на руках и на ногах сказал: «семьдесят царей с отсечёнными на руках и на ногах их большими пальцами, собирали крохи под столом моим, как делал я, так и мне воздал Бог» /Суд.1/
В жизни постоянно осуществляется закон: «чем кто согрешил, тем и наказывается».
Эти страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе. Так можно открыть и осознать нравственный строй жизни, хотя и ценою страдания, и ощутить себя в разумном мироздании, не в хаосе, а в космосе. Поэтому становится понятным восклицание Давида: «Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим»
4. Страдание очищает душу.
Потребность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания за преступления, лишь бы утолить свою совесть, чтобы телесными страданиями успокоить внутреннюю муку. Вот таким добровольным страданием человек переплавляет душу и приготовляет её для принятия Божественного очищения, поскольку в деле искупления должно участвовать и усилие человека, свидетельствующее об искренности его покаяния.
«Сотворите достойно плод покаяния» – проповедовал Иоанн Креститель.
Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.
«Через большое горнило сомнений моя осанна пришла», – говорит Достоевский. Этим горнилом было и жуткое ожидание казни, когда он в 1849г. Стоял на эшафоте, и ужасы 4-летней каторги, и жизнь в «мёртвом доме», и тяжёлая болезнь эпилепсия.
«Отчего ты Лука так мягок?» – спрашивают одного из героев драмы «На дне» /Горького/.
«Оттого я мягок, что меня много мяли». И разве вы не испытывали того, как страдание делает нас снисходительнее к другому, воспитывает чуткость к чужому горю пониманию души человека. И разве не самое ужасное – потеря способности любить? Ведь ад и есть, по словам старца Зосимы, страдание о том что нельзя более любить».
Наши телесные страдания могут способствовать нашему нравственному освобождению, ибо – «страдающий плотью перестаёт грешить» /1Петр. 4:1/.
«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» /Иов.5:7/.
Это нынешнее твоё страдание, которого ты так трепещешь – он впишет новую черту красоты в твою душу. В твой образ, оно чеканит твой идеальный облик, по образу Бога – только переноси его!
Не бойся ударов великого резца, который отсекает от мрамора обломки заслоняющие дивную красоту – её зрит своим провидящим оком Божественный художник.
5. Страдание готовит к великому служению.
Страдание делает не только нас лучшими, но и вырабатывает в нас способность и других делать лучшими. Через эту школу прошёл Иосиф испытавший предательство и темницу, Давид – переживший гонение и скитание, да и все пророки и праведники. В этой школе нищеты, покинутости, одиночества, непризнания люди получают новое сердце, делающих их способными служить великому.
«Ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу в горниле уничижения». И поэтому Бог посылает ап. Павлу «жало в плоть», чтобы он не возгордился, не превозносился чрезвычайностью откровений, но понял великую тайну смирения: «сила моя совершается в немощи».
Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости. Оно утончает взор, углубляет способность к откровениям. Ап. Иоанн, страдая за слово Божие, был в темнице на острове Патмос, и взору его духа явилось откровение Христа.
Чтобы разбивать словом крепкую скалу человеческого сердца, нужно самому испытать, что значит иметь разбитое сердце. Но ведь не то страшно, когда разбивается сердце, а когда оно превращается в камень. Не в этом ли тайна вечного обаяния Христа? Потому он и может сострадать нам в немощах наших, что «Он подобно нам искушён во всём, кроме греха». Он сам прошёл путь человеческого страдания: «взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни».
6. Непонятные страдания.
Мережковский выразил свою веру в мудрость и проведение такими словами:
Через борьбу и хаос дикий,
Через страдание и ложь,
Ты к гармонии великой
Народ измученный ведёшь.
Но существуют страдания, причину которых напрасно искать в наказании за грех, и также непонятна их цель. Их тайна совершается в ином, потусторонним плане бытия, они посылаются не в наказание, а для испытания. О таком испытании говорит книга Иова.
Иов был всесторонне испытан и оказался верным. Этот род страданий вызван не грехом человека, но той тайной бытия, о которой говорит Достоевский: «Диавол с Богом борется, а поле битвы поле человека». Эти страдания даны человеку не по его вине, – «Да явятся на нём дела Божии: и да оправдается человек, а следовательно и создавший его Бог.
Победа добра в душе человека, его оправдание требуют, чтобы человек свободно, бескорыстно избрал правду и тогда, когда нет за неё никакой награды и даже, когда человек терпит невинное страдание. Ибо Христос возжелал свободной любви человека. Устоит ли в этом испытание человек? Благословит ли Бога, добро и скажет ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно», или словами Ивана Карамазова: «Прав Ты Господи, ибо открылись пути Твои!».
7. Принятие страдания.
Итак вот в чём смысл страдания, отчего и зачем они происходят. Они имеют свою действующую причину – а именно, уклонение от нормы и смысла жизни или разумной жизни.
Они имеют также свою цель – возвращение человека к нормальной жизни, к его истинному назначению – воспитание человека в бескорыстной любви к добру.
И поскольку причиной страдания является уход от бога, то следствием её есть возвращение к Богу а, через Него к природе и людям, и даже больше: обожание всего, чтобы «Бог был всё во всём». И это есть цель бытия. Отсюда становится понятным выражение бельгийского поэта Метерлинка: «Хоть ангелы прекраснее людей, но в их очах нет слёз». Однако далеко не все люди побеждают страдание. Многие бывают раздавлены им. У них оно рождает не хвалу, а хулу, не благословение, а ропот и проклятие.
Рекомендуем: наш бесплатный онлайн курс «Диагностика предрасположенности к суициду – для взрослых»
8. Как преодолеть страдание.
Истинная мудрость заключается не в одном лишь анализе страдания и его объяснение, а в умении его побеждать. И в этом заключается одна из важнейших задач жизни. Ибо принять жизнь – значит принять страдание, и уметь жить – значит уметь страдать.
Практически мы относимся к страданию двояко: или мы бежим от него, или его принимаем.
Первое отношение обнаруживает Будда: он сознаёт, что действительность дурна и желания дурны: он бессилен переделать то и другое, и поэтому он видит единственный выход в том, чтобы уйти от всяких желаний, от личности, от самосознания в нирвану /небытие/. Этот путь есть бегство, уход от жизни, жажда безжеланности. Будда сказал то, что мог сказать, будучи только человеком и притом живя шесть веков до явления в мир Иисуса Христа. Он пришёл к убеждению, что жизнь глубоко испорчена и искажена, что этой жизнью не стоит жить, и лучше не жить никакой жизнью. И поэтому он проповедовал духовное самоуничтожение. И многие в наши дни, усталые от жизни. Желают таким образом уйти от страданий и жизни.
Более легкомысленное бегство от страдания есть, когда люди, большая часть которых находят в стремлении минутным наслаждением заглушить горечь жизни, забыться безумием «пира во время чумы» или пляской на краю смерти. «Будем есть и пить ибо завтра умрём».
Другое отношение к страданию есть его принятие. «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать» – говорит А.С. Пушкин.
Но и в принятии страдания ещё не всё. Можно тупо терпеть, стиснув зубы. А можно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем как на твёрдую опору.
Когда пророк Иеремия, рыдающий о своём народе и ненавидимый этим народом за постоянные обличения, падает духом и жалуется Богу: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и сорится со всею землёю. О, Господи… Ты знаешь, что ради тебя несу я поругание. За что так упорна болезнь моя и рана моя так не исцелена, что отвергает врачевание? Неужели ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?»
Бог отвечает ему: «Если извлечёшь драгоценное из ничтожного, – то будешь как мои уста» /Иер. 15/, т.е. будешь обладать властью, творческою силою Божественного слова. Вот эта именно способность – извлекать драгоценное из ничтожного – и составляет тайну всякого творчества., Божественного делания. Не она ли в химической лаборатории природы на гниющих отбросах растит благоуханный цветок. Не его ли художник, взяв «презрённое из жизни», возводит его «в перл создания» /Гоголь/.
Не эту ли силу, в сущности, в середине века алхимики, называя её философским камнем, который превращал бы грубые металлы в золото. И она есть эта сила, творящая изумруд из глины и алмаз из угля.
Но поистине, всё великое входит в этот мир через врата страдания. Мы любуемся жемчужиной, как она рождается? В Индийском океане живёт моллюск в створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Тогда он в целях самозащиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идёт годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий.
Но не всякое страдание способно её произвести. И потому обращаясь теперь к переживаемым нами страданиям, мы должны прежде всего различить два рода их.
9. Страдания за неправду.
Есть страдания за нарушение правды, те которые вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. В этом случае действительность хороша. Но наши желания греховны. Скупец сохнет от жадности, алкоголик изнывает не находя возбуждающего напитка, жестокий человек ночей не спит от того, что ему не удаётся месть, развратного человека мучит сжигающая его нечистая страсть. Ведь всё это тоже страдания.
«Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое» /Рим.2/.
О сколько их, этих мучеников во имя «учения мира» говорит Л.Н. Толстой. Их гораздо больше, чем за учение Христа и гораздо тяжелее эти страдания, потому что они бессмысленны. Они и не могут иметь смысла, потому что вытекают из нарушения смысла жизни. Законов природы, любви и чистоты.
Они происходят от борьбы против Христа во имя греха. Против смысла, разума /Логоса/, во имя бессмыслицы. Их временный отрицательный смысл состоит лишь в том, что они свидетельствуют об уклонении от истинного, вечного смысла жизни и показывают, как не надо жить. Так некогда Христос предостерёг противившегося Ему Савла: «Трудно тебе идти против рожна»!
Все эти физические и душевные болезни лишь сигнальные огни, которыми природа оградила края зияющих бездн и топких болот, чтобы охранить человека. Это самозащита, иммунитет природы. И величайший из этих страданий – скука, свидетельствующая о высшем назначении человека, о том, что природа его души не терпит пустоты, и что этой пустоты не заполнят никакие, самые материальные фантазии, ибо «бессмертную душу может насытить только Бог».
Эти страдания мы должны не терпеть, но устранять их, удалив их причину – грех. Всю силу священного гнева и непримиримого протеста на который только способен человек, должен он обратить против этих поработителей души: гордости, жестокости, нечистоты, которые обещая сладость человеку, подносят к устам его лишь «кубок смерти яда полный», «печаль мирская производит смерть» /2 Кор.7:10/. Эти страдания не стоят ни одной слезы, ни одного вздоха. Поэтому «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» /Евр. 12:1/ говорит Писание. И эти слова звучат всегда, как призыв к тому глубокому духовному перевороту, который называется революцией духа.
10. Страдания за правду.
Если страдаешь за дело – кайся, если страдаешь незаслуженно – радуйся. Но есть страдания иного рода, за правду, за торжество любви, чистоту жизни, послушания Богу, страдания Христовы. Здесь с высшими желаниями духа сталкивается враждебная действительность плотской жизни как в других, так и в нас самих. Это борьба против греха во имя Христа. Это «печаль ради Бога, которое производит неизменное покаяние ко спасению».
На пути к правде стоят эгоизм, самоутверждение, грубая чувствительность во мне самом, и я объявляю им борьбу, «томлю томящего меня», как говорит Ефрем Сирин, по поводу одухотворения плоти. Это борьба, неизбежный этап на пути к счастью. И поскольку эти препятствия со стороны моего «я» плоти и людей мира восстают против моих высших желаний, я страдаю.
Люди «не прощают добра», как это ни странно. Люди распяли Христа, они гонят Его и теперь. В этом мире, где распят наш Господь, мы должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром.
А всякий идущий за Христом без креста, недостоин Его. Потому что «все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы»
Мы боремся с грехом в людях, боремся» с человеком за человека» – и такая борьба не прощается не только со стороны духа тьме, но и тех людей, которые «тьму возлюбили более, нежели свет». И страдание за исповедание за имя Христа и Евангелие словом и делом и есть «участие в страданиях Христовых». Это истинная Христианская вера, которая дала миру красоту мученичества: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блажены, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас, теми он хулится, а вами прославляется.
Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» /1Пет. 4:13-19/.
Эти страдания прекратятся лишь в Царствии Божием, когда оно явиться во всей своей силе, – и именно для того , чтобы Это Царствие радости наступило, нужно страдать. Страдание за Христа – не тяжкая доля, а радостное преимущество. И потому сказано: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» /Фил. 1:29/.
Эти страдания за смысл жизни, за Логос, за Христа. Об этих страданиях сказал Христос: «Печаль ваша в радость будет». «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Как же нам отличить страдание за правду от страданий за нарушение правды? Для этого мы должны внести в нашу жизнь высший образ (критерий) добра и зла, принять Того, Кто есть Смысл жизни, Кто сказал о себе: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
И в этом свете мы не только различим гибельные страдания от благих. И не только будут озарять своим светом, но и сожгут очищающим огнём страдания за ложь, устранив их причину – тёмные, низменные желания, а страдания за правду они преобразят в радость и красоту.
11. Христос и страдание.
В самом деле, не для того ли пришёл Христос в этот мир, чтобы освободить человека от тяжести страдания? Не в этом ли благая радостная весть Нового Завета?
Вне Христа, человек, тщательно усиливается разрешить вопрос о страдании.
Как было уже сказано, учение Будды стремится устранить страдание через уничтожение желаний в человеке, но этим делает человека бесстрастным, бесчувственным, безразличным, безличным… и вместе со страданием Будда устраняет и сознание и жизнь.
А Христос преображает дурные желания в хорошие, ибо только дурные, злые желания причиняют человеку гибельные страдания. Он устраняет из желаний лишь их смертоносное жало – грех саму же личность человека. Его сознательную, духовную жизнь Он утверждает. Христос не сказал ни одной погребальной речи. Когда Он встречал похороны, Он просто их прекращал, воскрешая мёртвых.
Страдание есть основной вопрос человека вопиющий к Богу. Христос есть ответ Бога на вопль. Христос принёс Евангелие милосердия, исцеления, мира и любви. Люди всегда будут любить эту книгу, потому что в ней они найдут отзвук на все человеческие печали – начиная от горьких слёз отрекшегося Петра и кончая невыразимой скорбью Девы Марии, стоящей у креста с сердцем, пронзённым мечом тоски о Сыне Своём.
И наконец здесь мы встречаем превосходящие наш опыт муки Господа. Ведь Он сам прошёл весь тяжкий путь человека, притом неся на Себе наши скорби без вины. Что же даёт Христос человеку, обременённому страданием за неправду? Прежде всего Он даёт «слепым про зрение», т.е. научает отличать страдания за ложь от страдания за правду. Он прощает вину и освобождает от кары за неправду, от мук совести, и этим самым соединяет нас с Богом.
Те, кто переживал узы и темницу за исповедание Евангелия, знает по опыту, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма.
Вспомним, что сделал милосердный самарянин. Он возлил на раны несчастного елей и вино. Так нужен елей утешения смягчающий боль скорбного больного человека, может быть это будет слово утешения, или внимательное чуткое отношение, слово участия. А не так как утешали друзья Иова: «Тебя Бог наказал». Жалеть человека надо каждого и того, кто глубоко пал. «Ведь каждый грешный человек – это тоже ты» – гласит восточное санскритское изречение.
Человека надо любить и жалеть, а не грех его, больного, а не болезнь его. Но Евангельская помощь возливает на раны не только елей, но и вино, чтобы предохранить от гниения, дезинфицировать. Оно утешает человека, но в то же время бичует его грех, Христос говорит грешнице: «и я не осуждаю тебя» – и в этой благости елей. Но дальше Он прибавляет: « иди и больше не греши» – это вино, сберегающее от гибели.
«К одним будьте милостивы, а других страхом спасайте».
Только благая весть претворяет скорби в радость, злобу в любовь и ведёт на небесный пир Каны Галилейской.
12. Участие в страданиях Христа.
Как может иметь человек участие в страданиях Христа? Почему ап. Павел придавал такое огромное значение этому опыту? Но прежде всего нужно выяснить, что надо понимать под выражением «страдание Христа»? Мы так склоны понимать под этим Его мучения в Гефсиманском саду и Его искупительную смерть на Голгофе. Но этим они далеко не исчерпывались, Не были ли три последние года Его земной жизни непрерывною цепью страданий?
Вспомним, как тяжело было для Христа, Святого Сына Божьего, жить среди грешных людей, в постоянном прикосновении с их нуждами и непрерывно иметь перед глазами их нравственное унижение и пагубные следы греха. Как тягостно было всегда быть духовно одиноким, мало понятным, постоянно не понятым даже самими близкими и любимыми людьми. Не иметь времени для еды и сна, терпеть голод и лишения всякого рода, не иметь места, где «преклонить голову Свою». Подвергаться тягчайшим искушениям, и за всё это пожинать клевету, ненависть и преследования. Как мучительно было быть оставленным всеми, даже близкими учениками, подвергнуться издевательствам, истязаниям и под конец – ужасной крестной смерти.
Смерть Христа на Голгофе была лишь завершением целой жизни служения и страдания. Не забудем, что эти Его страдания были добровольными страданиями. «Потому любит меня отец» – говорит Христос, «что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и имею власть опять принять её».
Это значит никто, ни Бог, ни люди, – не принуждали Его избрать для Себя такую жизнь. Во всякое время Он имел полную возможность жить для Себя и дать нам погибнуть, Но Он предпочёл пожертвовать Своею жизнью для нашего спасения движимый любовью к нам. Именно это придало Его страданиям характер жертвы.
В чем заключалась цель этих страданий, и какая была им причина? Целью их было – распространение благого Царствия Божьего, и тем самым спасение рода человеческого. Причиною их является великий принцип расплаты, проявляющийся одинаково в мире нравственном и мире физическом, и действующий с такою безошибочною последовательностью, как и закон тяготения. «Даром ничего не даётся». Не бывает прогресса без труда, без усилий, без жертв. Представим себе, как зерно пшеницы лежит спокойно и уютно в своей чистенькой коморке в колосе в поле, оно наслаждается солнечным сиянием, ветерком, близостью множества других таких зёрен на том колоссе и поле. Как ужасно должно показаться зерну упасть в холодную, сырую, грязную, тёмную землю, лежать там в одиночестве, разложиться и погибнуть. Но ведь только такою ценою даётся жатва.
Разве ап. Павел не мог, оставаясь верующим, жить с некоторыми удобствами, иметь свой домашний угол и выступать по временам с назидательной проповедью. Но когда он услышал призыв Христа, он не поколебался пойти по той стезе, которую наметил ему Христос. «Я ни на что не взираю, и не дорожу своею жизнью» – говорит он, и потому мы видим его «в трудах., безмерно в ранах, в темницах, многократно при смерти, в опасности, в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» /2Кор:2:23 -28/.
Трудно вообразить какую вереницу самоотречения, усилий, борьбы и страдания представляла его жизнь. Движимый любовью ко Христу, он добровольно посвятил себя делу Христа и охотно взял на себя свою долю стоимости этого предприятия. В этом и было «участие в страданиях Христа». Ап. Павел высоко ценил участие в страданиях Христа. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его». Не радовала ли его та мысль, что все эти страдания были добровольными ради Христа, от этого выросла новая крепкая и тесная связь между ним и Христом. Кроме того, он познал на опыте, что путь страданий за Христа – драгоценная школа в которой он многому научился. Он научился полагаться не на свою силу, но на силу Божию, «которая совершается в немощи». Скорби, пережитые им ради Христа, принесли с собой небесное утешение, так что он мог сказать про себя: «по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше «. /2Кор 1:5/.
Предыдущая беседа
Следующая беседа
Смотрите также по этой теме:
Где вылечить душевную боль?
(Михаил Хасьминский, кризисный психолог)
Не мечтайте о том, что жизнь – сплошное счастье
(Священник Андрей Лоргус)
Семь шагов от скорби к радости
(Дмитрий Семеник, психолог)
О лишениях
(Философ Иван Ильин)
О мировой скорби
(Философ Иван Ильин)
О смысле страдания
(Виктор Франкл)
О страдании
(Философ Иван Ильин)
О терпении
(Философ Иван Ильин)
Аудиоматериалы о страданиях
О невинных страданиях
(Алексей Осипов, профессор)
Когда человек начинает искать способы, как перестать страдать и стать счастливым, то основная работа происходит над вторым, как более желанным. В принципе все готовы терпеть периодические несчастья, справляться со страданиями, если после этого следует период яркого или длительного счастья. Актуальность вопроса повышается, когда у человека присутствуют все необходимые возможности для радости, но при этом он выбирает страдать. Логика, замечания окружающих и чтение соответствующей литературы подводит к возможному варианту собственной ответственности в уровне страданий.
Для новых отношений с вселенной необходимо пересмотреть негативные мысли, способствующие сначала снижению настроения, а потом укреплению негативной позиции. Поиск первопричин состояния мучения собственной души должно стать первым, но если не сам человек накручивает себя, а действительно есть повод для страдания, то необходимо разбираться как раз со следствием.
Как перестать страдать и начать радоваться жизни
Перестать страдать и начать жить по новому – задача, представляющая собой сложность только на первом этапе, пока у страдания есть выгода. Рассматривать всё в темных красках, усиливать самостоятельно свою боль и продолжать жить в состоянии отчаяния, когда выход находится максимально близко – это только привычка строить жизнь таким способом. Быть радостным и успешным всегда было сложнее, чем страдающим неудачником, ведь это требует не только умения замечать прекрасное в каждом мгновении (о чём советует большинство статей на тему радости жизни), но также и создавать моменты и вещи, увлекающие в наслаждение и счастье.
Вместо того чтобы мучить себя тягостными переживаниями необходимо поменять свою жизнь, сделать её активной, причём вектор в этой активности должен быть направлен на самореализацию и продвижение идей, приносящих счастье.
Реорганизуйте свой день так, чтобы к вечеру вы изнемогали от приятной усталости, а в течение дня выкладывались на полную. У счастья нет конечной точки, поскольку это процесс и чем более насыщенной жизнью живет человек, чем ближе он к реализации своего предназначения, тем меньше страдает. Подобный подход встречается как в психологических, так и эзотерических школах, духовных учениях и религиях – чем больше погружение в бездеятельность от предназначения, тем меньше энергии ему даётся, тем меньший уровень счастья он способен проживать.
Когда страдание начинает казаться непереносимым или затягивается на длительный срок, где не видно конца или снижения интенсивности, необходимо направить свой внутренний взгляд в сторону страдания. Попытки отвлечься, сделать вид, что данные переживания принадлежат не вам, вряд ли помогут преодолеть негативные чувства. Если переносить проживание травм и боли на будущее, то накопленная энергия никуда не денется, но вот вполне может разорвать человека изнутри.
Когда выбирается сознательный путь навстречу своим переживаниям, они легализуются и больше нет внутреннего конфликта, ситуация становится доступной для трансформации. Именно это признание, способность посмотреть на причиняющие страдание факторы, признать насколько больно от происходящего поможет в итоге получить новый опыт, извлечь выгоду, найти пути решения. Только признание ситуации, а возможно и помощь себе вместо сопротивления дадут успокоение. Вместо того чтобы держать маску позитива и оскала вместо улыбки лучше максимально глубоко погрузиться в переживания негатива, тогда в конце засияет свет, потому что психика не может долго страдать в интенсивном режиме, но будет требовать выхода этих эмоций.
Когда эмоции признаны, а своё предназначение определено, то необходимо структурировать этот процесс путём постановки чётких целей, как на ближайший день, так и на несколько лет. Долговременная перспектива необходима для того, чтобы придать своей деятельности правильный вектор, а не крутиться как флюгер каждое новое утро. Ежедневные задачи помогают максимально реализовывать свой потенциал, при этом важно, чтобы план был разнообразный и направлен не только на реализацию своих талантов и максимальной выжимки сил. Постарайтесь, чтобы в каждом дне было несколько минут, посвящённых произошедшей боли – пусть это будут сеансы у психотерапевта или йоги, плавание или прогулки.
Главное, чтобы вы не запрещали себе проживать боль, пока двигаетесь к счастью – плачьте, выпускайте негативные переживания, но пусть это происходит в чётко очерченные временные рамки (например, отведите себе сначала пару часов вечером, а потом постепенно сокращайте этот промежуток), а всё остальное время посвящайте трансформации своей жизни в счастливую сторону.
Инструкция, как перестать мучить себя и страдать
Аналитическое мышление, как и объективная критика эмоциональной сферы, может отключаться в периоды проживания страданий относительно любых сложившихся ситуаций. Для этого нужны чёткие директивные указания, помогающие выбраться на уровень, где уже можно подключать осознанность и творческие способы адаптации к новым сложившимся условиям.
Первоначально выберите настройку на будущее счастье, и веру, что всё происходящее также отдаляет вас от страдания. Не нужно насильно выписывать плюсы своей жизни, сравнивая их с трудностями африканских детей, поскольку даже эмоциональная боль от окончания отношений не пройдет от осознания факта полного холодильника еды. Но держать в голове философскую идею о том, что все происходящие события складываются максимально правильным и хорошим образом для вас. Необходимо открыть дверь восприятия положительным изменениям, попробовать найти каким именно образом случившееся несчастье может быть полезным в будущем, от чего уберегает, чему помогает. Тут хорошо помогает перспективное мышление, поскольку ситуация может преподнести результаты неожиданно позитивные.
Кроме смены пассивной позиции созерцания и ожидания хороших изменений необходимо начинать действовать в контексте найденных хороших направлений. Психика человека такова, что все негативные события отпечатываются быстрее, хорошее же обычно остается в рамках нормы. Такое устройство помогает выжить в неблагоприятных условиях, но также продлевает переживание мучений. Тут можно обмануть собственный мозг, если начать действовать и подгонять найденные варианты хорошего разрешения ситуации или дорожек, которые открылись и ведут к выгоде. Позиция более энергозатратная, чем ожидать пока всё само изменится, зато душевные мучения отступают на второй план.
Работайте с негативными переживаниями не больше обозначенного времени (определяйте его заранее). Не обязательно обращаться к психотерапевту, но обязательно устраивать себе подобные терапевтические сеансы самостоятельно. Важным моментом является уменьшение прикосновения к больному месту, поскольку привычка формируется на основании повторяющихся действий.
Привычка думать о негативе также формируется, как поздний подъем и курение. Чем чаще вы жалуетесь на произошедшее, тем больше потребность так вести себя дальше. Если вы каждый вечер звоните подруге для того, чтобы проговорить свою боль, то через неделю это будет зависимость от собственной жалобы. Вы просто теряете возможность говорить на другие темы и по привычке продолжаете жаловаться окружающим, мозг в это время формирует негативные эмоции, ведь была дана команда, что всё плохо.
Важно заботиться о себе, только делать на самом деле, а не создавать видимость. Когда вы пытаетесь закармливать себя тортами, чтобы не плакать – это не забота, ведь повышается уровень сахара, холестерина, увеличивается вес, и в итоге вы делаете своему организму только хуже. Если вы оставляете себя дома не выходя на премьеры, за обновками и просто погулять с друзьями, то тем самым лишаете себя новых впечатлений, а только с новым опытом и эмоциями, возможно, перестроить эмоциональный фон. Пусть забота будет настоящей, и если для этого нужно идти в спортзал, сходить на болезненную процедуру к врачу, завершить неприятные отношения, то сделайте это – чем меньше негатива и незавершённых дел будет в вашей жизни, тем меньше психической энергии будет туда уходить. А значит, появятся силы на создание радости.
Попробуйте совершать добро, помогать нуждающимся, участвовать в благотворительности или самостоятельно придумывайте нужные акции. Общественно полезная работа, помощь кому-то показывает возможность изменения мира к лучшему, дарит благодарность людей и новых друзей. Даже если сейчас не хочется общаться, то можно покрасить лавочку, собрать мусор, установить качели. Это делается, чтобы видеть радость других и чувствовать, что непосредственно вы своими руками можете изменить мир.
Как перестать страдать из-за мужиков и убиваться из-за любви
Основная тематика женских жалоб касается того, как перестать страдать по мужчине, причём не важно, чем именно вызваны эти страдания.
Женская психика такова, что главным пунктом являются взаимоотношения, а значит, наибольшую боль и переживания приносят трагедии связанные с мужчинами и чувствами к ним. Чтобы пресечь все переживания за гранью нормы необходимо научиться вовремя уходить, говорить нет, отстаивать свои внутренние границы. То, что не даёт перестать страдать по мужчине, которому не нужна – это не любовь, а тяжёлая эмоциональная зависимость, разбирать корни которой можно на психотерапевтических сеансах ни один день.
Необходимо сформулировать для себя, что такое счастливые отношения и сравнивать это с существующими. Не пытайтесь прятаться за идеи, провозглашаемые мужчиной, гните свою линию и не поддавайтесь на манипуляции. Именно из-за того, что женщина полностью прогибается и идёт против своей природы, терпит то, что не должна и возникают страдания. Когда работаете для отношений, их поддержания или для мужчины, забив при этом на собственное эмоциональное и психическое состояние, то пора бить тревогу.
Если нет времени выспаться и отдохнуть, встретиться с друзьями и купить себе то, что хочется, когда слёзы становятся нормальной частью жизни – необходимо покидать эти отношения. Считая, что стоит немного потерпеть, то отношения наладятся, совершается наибольшая ошибка. Так только продлеваются страдания, но при этом не помнят, что большего мучения при разрыве не будет. Посмотрите, сколько времени освободится, если избавиться от любви, приносящей боль и на какие радости это время можно потратить. Конечно, первое время будет больно, но потом с каждым часом к вам будет возвращаться ваша уникальная жизнь с вашими потребностями и радостями. А вместе с этим будет возвращаться ощущение жизни.
Хорошо от страданий помогает метод сравнения, такие себе терапевтические свидания. Если даже вы не собираетесь уходить из отношений, то сходите с кем-то другим провести свободный вечер и почувствуйте разницу – это необходимо, что ощутить свои желания, а потом высказать их тому партнёру, отношений с которым хочется. Когда вы придумываете себе любовь, полностью отдаётесь человеку, а потом страдаете полезно вспоминать о том, что настоящие чувства не только обязательно взаимны, но и должны приносить удовольствие, комфорт, уют, а не вечную драму и выяснение отношений.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
2 Августа 2019
Зачем мне привычка страдать
«От судьбы не уйдёшь!», – сказала моя дочь и выбрала эту фразу слоганом свадьбы. И в этот момент у меня в мозгу произошёл взрыв, подобный взрыву ядерной бомбы. Мой мозг и жизненный опыт отказывались принимать такой девиз для выстраивания парных отношений.
Я учу других людей, что судьба – это их выбор, а такой фатализм, да ещё от близкого человека, стал для меня полной неожиданностью. Наша судьба определяется нашими выборами, а выбор зависит от мыслей, мысли от реакций, реакции от типа мышления. А тип мышления – это твоя «система координат»: либо ты во всем стараешься увидеть хорошее, либо ты всё критикуешь и поругиваешь. Второй тип, к сожалению, в нашей жизни встречается часто. По моему мнению, нужно было выбрать слоган типа «Мы разные, но вместе мы одно», а она как будто принимает неизбежное, с такими мыслями свою жизнь не строят, или вернее строят в определённую сторону.
Пример со своей дочерью я привела не просто так, – мне было интересно наблюдать собственную реакцию на её слова. Ведь сейчас, в рамках тренинга «Работа над собой» мы каждый день разбираем эмоции. И, поставив на паузу происходящее, я стала, как под микроскопом, рассматривать свои эмоции.
Если представить это, как образ той самой злополучной бомбы, то я не понимала глобальных последствий своего состояния в те секунды. Мощнейший внутренний протест, как огромное «грибное облако» повис «в пространстве» и сфера его распространения мной не контролировалась. Вначале мне показалось, что ничего и не произошло, я никак не отреагировала. Но это был самообман, моё тело говорило об обратном. Во-первых, я точно не чувствовала себя в безопасности, движения стали резкими, суетливыми, в груди как будто огненные языки полыхали. Во-вторых, у меня пропало желание ей что-то объяснять, зато появилось желание убежать, что я и сделала, просто ушла от неё подальше. Это была внешняя демонстрация, потому что внутри я продолжала ей что-то объяснять и даже доказывать.
Самое главное – почувствовала резкую потерю сил и радости, и мне это не понравилось. Отследив эти моменты в себе, я задалась вопросом: «И я думаю, что ничего не происходит?!». Нужно было срочно выравнивать ситуацию, благо есть «Айфааровские песни»! Это помогает переключиться на более позитивное восприятие окружающего и вспомнить про Наблюдателя.
Слушая песню, я поняла, что очень вовлеклась в ситуацию и забыла про Него, то есть потеряла осознанность и погрузилась в реализацию деструктивного опыта. Прослушав даже одну песню, мне явно стало лучше, движения и дыхание успокоились, и мне стало любопытно, что запустило моё состояние, что я испытывала и почему?
Перебрав в уме все базовые эмоции, стало очевидно – я испытывала страдание. Меня не поняли, отвергли идею, которую я придумала и облекла в программу чужого праздника. Всё это, конечно, завязано на гордыню и немалое эго. Ого! Сколько я накопала в себе! Я узнала это ощущение внутри, все мои страдания всегда запускались с одной мысли – меня не понимают, меня не принимают.
Это как пусковой крючок, а потом целый каскад различных эмоций и негативных реакций. Так было уже много-много раз и что?! Почему я реагирую всегда одинаково? Теперь это мне уже понятно – хорошо накатанная «колея» нейронных связей головного мозга. Но я же имею теперь другую информацию и просто обязана ею пользоваться, иначе зачем я участвую в тренинге!
Мозг лихорадочно перебирал информацию из лекций – что же Уулларг говорил об этом? Стоп! Вспомнила, страдание – это сигнал! Но сигнал к чему?! И найдя переписку в чате, прочла:
Страдание – это сигнал. Сигнал о том, что я закрыл своё духовное зрение и расслабился, я сдался, я не вижу Дорогу и всё, что мне остаётся, это страдать, плакаться, изнывать и прозябать в этом жизненном тупике, откуда, конечно, “нет никакого выхода”! Если я смогу переключиться на позитив, мне нужно задаться вопросами о своих жизненных Целях и о том, почему я потерял веру в Себя, почему вместо активной жизненной позиции я выбрал бессмысленное, тупиковое переживание – страдание. Если я смогу задать эти вопросы не формально, а глубоко и внутри Души, то я найду ответы и обрету утраченную Энергию, которая поведёт меня к новым заветным Целям. В такой ситуации страдание, которое всегда привязано к невозможности реализовать свою потребность, испарится. Я сознательно отдам предпочтение другим своим потребностям.
Конечно! Я забыла, что в основе любой эмоции лежит какая-то потребность. В чем была моя потребность, удовлетворение которой вызвало такую бурю и страдание? Что мне было нужно? Этот момент был самой трудной точкой в моём «разборе полётов». Получается, я реализую свои собственные взгляды и интересы за счёт других людей?! Это – праздник дочери, её право видеть и выбирать свой сценарий, свою жизнь. А я распустила своё воображение и грубо вмешиваюсь в чужое понимание.
От осознания подобных вещей мне стало не по себе. Значит, если я наталкивалась на малейшее неприятие своих идей, у меня автоматически включалось страдание. При этом ощущение собственной гениальности и непогрешимости застилало глаза, а я старалась оправдать себя фразами типа «ты меня не понимаешь, не ценишь, не уважаешь».
Перед моим внутренним взором за несколько мгновений пронеслось огромное множество подобных ситуаций и моих последующих бессмысленных страданий, которые в последствии разрушают тело и создают кармические узелки для отработки опыта. И на что мы тратим свои силы, свои способности?! Я не права, я чудовищно не права, девочка имеет право на собственную радость, на собственное видение, понимание, опыт. Как я докатилась до этого, почему раньше не видела себя через внутреннюю линзу?
Но посыпать голову пеплом можно долго и безрезультатно, нужно исправлять ситуацию – просто необходима другая реакция и причём очень быстро! Все эти рассуждения сейчас выглядят растянутыми во времени, а тогда произошли за несколько минут, пока я искала «убежище», чтобы пострадать. И не дойдя куда собиралась, я резко развернулась и пошла обратно. Навстречу мне уже шла дочь: «Мама, не реагируй так болезненно, мы же ищем варианты, я ни на чём не настаиваю». «Прости меня, солнышко, я не права. Проблема не в тебе, а в моём восприятии. Я люблю тебя и готова помочь и принять любой твой вариант».
Она обнимала меня, а я плакала, теперь мне уже было стыдно, и слёзы были очищением. Моими слезами очищалась дымка от «внутреннего взрыва» и наступила ясность восприятия окружающей реальности. Пусть моя реакция стала новой тоненькой тропинкой нейронный связей, но она найдена, и просто жизненно важно накатывать её каждый день, каждый раз, каждый миг.
Мы вместе нашли лучший вариант – нам не нужен никакой слоган для свадьбы, не важно, что для кого-то это сейчас модно! И я почувствовала где-то в глубине, внутри, как цветком распускалась Радость. Я в очередной раз поняла, как отсутствие информации вызывает в нас чудовищные «ядерные» реакции, ведь моя девочка даже не вкладывала такой смысл в свои слова, а когда мы вместе нашли и прочитали значение этой фразы, просто посмеялись над всей ситуацией.
«Страдания – это своеобразная защита от эгоизма. Через страдания мы учимся ценить дружбу, помощь, любовь, заботу… Без страданий мы погружаемся в эгоизм, мы становимся “пищевыми кадаврами” и закукливаем мир на себя. Страдания показывают нам ценность других людей и уводят от эгоцентрированности», – я ещё раз перечла переписку с Уулларгом и мысленно послала Благодарение.
Благодарю тебя, Айфаар! За Знание, за Посланников, несущих его, за любовь и тишину моего сердца от применения его в жизни!
Просмотров: 3126
Комментарии для сайта Cackle
Жизнь ничему не учит. Мы упрямо шагаем по граблям, набиваем новые шишки и все так же страдаем. Избежать душевной боли непросто, но раз уж вы читаете эту статью, есть шанс все изменить.
Немецкий писатель Экхарт Толле о том, как научиться жить без страданий, написал книгу «Сила настоящего». Она трансформирует восприятие реальности и предлагает самый короткий и легальный путь к легкости, радости и счастью.
Почему не нужно сопротивляться настоящему
Причина всех наших страданий — не поведение других, а мы сами, наше восприятие происходящего. Перестать противиться даже самой этой мысли удается не всем. Но со временем большинство все же приходят к тому, что сколько не избегай неприятных людей и ситуаций, новые конфликты все равно будут появляться.
Все наши неприятности начинаются из сопротивления чему-либо. Его источник — наш ум и ему необходимо время, чтобы из нейтрального события создать проблему, потому что в реальности «сейчас» трудности существовать не могут. Остановитесь на мгновение, сделайте вдох и выдох. Какие проблемы у вас есть прямо сейчас, в эту минуту? Если ничего не болит физически, то никаких.
Все наши проблемы находятся в прошлом, либо мы тревожимся о том, что неприятности могут возникнуть в будущем. «Любая негативность — это результат отрицания Настоящего, — пишет Экхарт Толле. — Волнение, тревога, напряжение, стресс, беспокойство — все формы страха — возникают вследствие переизбытка будущего и недостатка Настоящего. Чувство вины, сожаления, обиды, недовольство, печаль, горечь и другие эмоции, связанные с неумением прощать, являются результатом переизбытка прошлого и недостатка Настоящего».
Внутри нас сопротивление текущему моменту возникает как осуждение и выплескивается критикой и другой негативной реакцией. Помните бабушек на лавочках? У них, как и у всех критичных и недовольных жизнью людей, ум работает в режиме «найди раздражитель и возмутись». Мы все склонны больше замечать плохое, и все бы ничего, но чем сильнее мы сопротивляемся происходящему — тем больше душевной боли. Чтобы ее избежать нужно осознанно присутствовать в текущем моменте, быть здесь и сейчас.
Как отпустить негатив
Разрешить ситуацию, которая не устраивает, можно двумя путями: отпустив либо приняв. В первом случае прежде всего нужно четко осознать, что больше не хотите оставаться под влиянием негативной эмоции. Ее можно просто выбросить из головы и переключиться на что-то другое. Условно говоря, чтобы перестать думать о жирафе, думайте о лимонах.
Очень важно отпустить эмоцию полностью, а в идеале — не дать ей возникнуть. Потренируйтесь представлять себя прозрачным для тех обстоятельств, которые обычно вызывают у вас негатив. Пусть они проходят сквозь вас, не задерживаясь и не задевая.
Другой способ избавиться от негативной эмоции — прочувствовать ее до конца. Отличный пример того, как это сделать, есть в романе Олдоса Хаксли «Остров». В одном из эпизодов главного героя вновь и вновь просят рассказать о ночном падении с обрыва и проживать весь кошмар этого события до тех пор, пока из чрезвычайного оно перейдет в ранг не вызывающего эмоций:
«— Я упал, — повторил он в сотый раз.
— Но не расшибся.
— Да, не расшибся, — согласился он.
— Тогда к чему весь этот переполох?
Верно, к чему этот переполох? Змея его не ужалила, он не сломал себе шею. К тому же, все это случилось вчера».
Чем больше мы концентрируемся на прошлом или будущем, тем больше теряем «сейчас», самое ценное, что у нас есть. Ценное оно уже потому, что счастливыми мы можем быть только в настоящем моменте.
Невозможно одновременно быть осознанным и несчастным или осознанным и негативно настроенным. И если вам нужен железный аргумент для начала новой жизни, начните с того, что критичность и негативность по отношению к миру, людям или себе ничего полезного нам не дает. Хуже того, каждый раз, когда цепляемся за негатив, мы препятствуем реальным переменам.
Экхарту Толле можно доверять
Автор книги «Сила настоящего» о критичности и сложных отношениях знает все. Ему с детства было трудно находить общий язык с людьми. Обстановка дома была конфликтной, а в младших классах школы — просто враждебной. В итоге в 13 лет он переехал к отцу в Испанию, перешел на домашнее обучение и до 22 лет обычные учебные заведения не посещал.
Спрятаться от мира у Толле не получилось. Кризис и сильная депрессия настигли его к 29 годам, когда он преподавал в Лондоне испанский и немецкий для бизнесменов. Парень был близок к самоубийству, но однажды на пике подавленности пережил состояние глубокой внутренней трансформации, которое изменило всю его дальнейшую жизнь.
Трансформационный опыт и все, что произошло дальше, Толле описал в своей первой книге «Сила настоящего», изданной в 1997 году. Она стала мировым бестселлером, девять лет возглавляла список наиболее продаваемых книг по оценкам «Нью-Йорк Таймс» и остается в нем до сих пор, а сам Экхарт Толле был признан самым влиятельным духовным учителем в мире.
Толле прошел сложнейший путь борьбы с миром, достиг самого дна боли и смог осознать, что жалобы и жалость к себе только продлевают страдания. Что бы настоящее ни содержало в себе, не протестуйте и принимайте его так, словно вы сделали таким его сами. Сотрудничайте с текущим моментом, пусть он будет на вашей стороне и в вашей команде, и увидите, как преобразится вся ваша жизнь.
По материалам книги «Сила настоящего» Экхарта Толле.