Придаточное сравнительное предложение — это зависимая часть, в которой сопоставляется явление, описанное в главном предложении, со сходным в чем-либо предметом.
Узнаем, что такое придаточное предложение сравнения, выявим его особенности. Научимся отличать придаточное сравнительное предложение от сравнительного оборота.
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
В составе сложноподчиненных предложений по смыслу различают обстоятельственные придаточные части. Среди обстоятельственных придаточных предложений укажем сравнительную придаточную часть. В таких сложных предложениях осуществляется сравнение, сопоставление явлений действительности на основе ассоциативных связей со сходным в чем-либо предметом, действием и пр.
Наступила тёмная ночь, словно бархатное чёрное покрывало опустилось на весь мир.
В этом предложении наступившая ночь с помощью придаточного предложения сравнения уподобляется бархатному покрывалу, которое опустилось на весь мир.
Придаточная часть сравнения, как правило, характеризует всё главное предложение. Этот тип придаточных предложений присоединяется к главной части с помощью сравнительных подчинительных союзов:
- как
- словно
- будто
- как будто
- точно
- точно как
- подобно тому как
- как если бы.
Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (А. Пушкин).
Мы не спеша шли по лесу, оглядываясь и осматриваясь, точно впервые пришли сюда.
Подобно тому как первый луч солнца заиграл на окне, свет фар автомобиля озарил тёмный дом.
Придаточное сравнения и сравнительный оборот
Придаточные предложения сравнения могут находиться на любом месте по отношению к главной части. Особенностью сложного предложения с придаточным сравнения является то, что зависимая часть часто представляет собой неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из главной части. Это можно определить по наличию в придаточном предложении сравнения состава пропущенного сказуемого — дополнения или обстоятельства. По этим синтаксическим приметам научимся отличать неполное придаточное сравнения с союзом «как» от обычного сравнительного оборота, в котором нет грамматической основы.
Например, сравним предложения:
Сорт растений надо выбирать, как людей в экспедицию (К. Паустовский)
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела (А. Пушкин)
Во втором предложении имеется несомненно сравнительный оборот с сравнительным союзом «как» (луна как пятно), а вот состав первого предложения заставит задуматься: сравнение это или сравнительная придаточная часть? Выберем ответ, что первое предложение является сложноподчиненным с придаточным сравнения, так как во второй его части пропущен глагол-сказуемое «выбирают» и имеется налицо состав сказуемого:
- (выбирают кого?) людей — дополнение;
- (выбирают куда?) в экспедицию — обстоятельство.
Прочтем примеры предложений из художественной литературы и определим неполные придаточные предложения сравнения.
Видеоурок
Примеры предложений
Исчезло счастье юных лет, как на лугах ваш лёгкий след (А. Пушкин).
И он своей огромною рукой схватил мою руку сверху, как хищная птица хватает добычу (В. Гаршин).
Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы (Лев Толстой).
Корабли заблудились в густом тумане и шли, держась берега, как слепой держится за стенку.
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла (А. Чехов).
Толпа подхватила её, как подхватывает широкий, бурный ручей маленькую щепку, и понесла, понесла неизвестно куда по течению (В. Осеева).
На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (К. Паустовский).
Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить её, но она не даётся и бежит всё дальше (В. Инбер).
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то вдаль верхушками (Л. Леонов).
А небо все чернело, будто чугунная стена росла из-под земли (К. Паустовский).
Шлюпку швыряло, как пробку в водопаде (К. Паустовский).
Сквозь эту скважину просвечивало пламя свечи, проникавшей на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 35
Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.
Придаточные сравнительные отвечают на вопросы «Как?», «Подобно чему?»
Пример:
[Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра) (А. Чехов).
Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.
Пример:
[Раскрытые глаза смотрели в небо]; [выражение их было такое], (как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить) (В. Арсеньев).
Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени.
Пример:
ср.: «Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола» (К. Федин). — «Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед» (В. Катаев).
В первом примере — придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.
Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Пример:
[Служите мне], (как вы ему служили) (А. Пушкин).
[С глухими звуками, (как будто кто-то бьёт ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты] (Е. Первенцев).
(Чем ближе подходит дневная съёмка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер] (А. Куприн).
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем… тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.
Пример:
(Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин).
Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое.
Пример:
«Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению».
Часто смешивают сравнительный оборот с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения.
Пример:
[Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так, в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет.
Пример:
«/Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём» (Н. Гоголь).
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 257 человек из 56 регионов
- Сейчас обучается 65 человек из 33 регионов
- Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
СПП с придаточной сравнительной
Как отличить придаточные сравнительную и образа действия и степени?
-
2 слайд
1. Вопросы:
придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи. -
3 слайд
2. Средства связи:
придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем… тем и др. -
4 слайд
Сравнительная = образ действия и степени
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени
-
5 слайд
1)Придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени
К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом -
6 слайд
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький). -
7 слайд
Двойной союз чем… тем
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем… тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:(Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы Ей](Пушкин).
-
8 слайд
3. Место в предложении:
придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Примеры:
Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
[ ], (как – союз).2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
[ , (как будто – союз), ].3. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
(чем ), [тем ]. -
-
10 слайд
Найди придаточную сравнительную:
1.Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его.2.Загрузка пошла до того быстро, что подводы не поспевали подвозить зерно.
3.Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.
-
11 слайд
Найди СПП с придаточной сравнительной:
1.Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников.2.Ученик сделал всё так, как велел мастер.
3.Больной вёл себя так, как советовал врач.
4.Он никогда не работал так много, как работал в эти дни.
5.Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнули занавески.
-
12 слайд
Определи вид придаточной:
1.Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
2.Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.
3.На войне солдаты поступали так как велел им долг.
4.Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
5.Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
6.Засмеялся он точно сталь зазвенела.
7.Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
8.Электрон вращается вокруг ядра как вращается Земля вокруг Солнца.
9.Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 251 986 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 11.04.2017
- 1966
- 70
- 11.04.2017
- 542
- 0
- 11.04.2017
- 2343
- 73
- 11.04.2017
- 4140
- 42
- 11.04.2017
- 1958
- 0
- 11.04.2017
- 1800
- 2
- 11.04.2017
- 2441
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Придаточные сравнительные
Придаточные сравнительные
Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.
В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем … тем, чем и др. Например:
1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].
2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).
3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).
Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем … тем. Придаточные с двойным союзом чем … тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].
2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.