Как найти примеры грамматики в тексте

5+ лучших сервисов для проверки правописания

От грамматических, пунктуационных и прочих ошибок не застрахован никто. Досадные ляпы, характерные для учеников средней школы, допускают даже корректоры с филологическим образованием и многолетним опытом работы. Все дело в том, что человеческий мозг любит пошалить: он может автоматически исправлять очевидную ошибку и упорно не замечать ее даже при повторной вычитке текста. Чтобы не допускать подобных «игр разума», и существуют сервисы проверки правописания – как бесплатные, так и не очень.

Для вас мы протестировали разные ресурсы на предмет грамотности и ввели в каждый из них школьное сочинение, в котором допущены 55 орфографических ошибок и 5 – пунктуационных.

Орфограммка – первое место

https://orfogrammka.ru

Лидерство среди сервисов проверки правописания давно и заслуженно принадлежит «Орфограммке»: она нашла все 55 орфографических ошибок и 1 – пунктуационную. Не зря многие заказчики обязательным условием в техническом задании прописывают «прогон» текста на этом ресурсе.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Алгоритмы проверки «Орфограммки» разрабатывались выпускниками Новосибирского государственного университета под присмотром опытных лингвистов и филологов. Авторы утверждают, что их детище способно понимать написанный человеком текст, благодаря чему программа обнаруживает большинство ошибок. Все найденные ляпы не просто выделяются в тексте, но и сопровождаются:

· рекомендованными исправлениями;

· подробными комментариями;

· ссылками на правила русского языка.

В правописании «Орфограммка» действительно сильна, причем она находит даже грамматические и стилистические ошибки, а также лишние пробелы, что нехарактерно для других систем. Однако сервис все-таки не обнаружил в нашем тексте 4 отсутствующих знака препинания. Хотя справедливости ради заметим, что очевидные вещи, к примеру, запятые перед союзами «а» и «но», система идентифицирует просто отлично.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Серьезный недостаток сервиса – коммерческая основа. Новым пользователям после регистрации предоставляется ознакомительная проверка текста длиной в 6 тыс. знаков. Как выяснилось, эта величина весьма условная, ибо нам удалось бесплатно протащить через «Орфограммку» текст в 10 тыс. символов. После пробной проверки необходимо покупать подписку. В дальнейшем сервис согласен работать с вашими текстами по тарифу 1 рубль за тысячу знаков либо 300 рублей в месяц за объем не более 2 млн. знаков.

MS Word – второе место

С помощью этой стандартной программы свои пробелы в сфере правописания восполняют буквально все: от школьников до начальников и академиков. В нашем примере сервис нашел 51 орфографическую ошибку и 1 грамматическую, но не заметил пунктуационных неточностей.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Главный недостаток программы Word – периодическое отсутствие вариантов замены. К большинству ошибок сервис исправления подбирает, однако порой он исповедует принцип: «все понимаю, но объяснить не могу». Поэтому будьте готовы к самостоятельному поиску ошибки в выделенном слове.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Несмотря на некоторые недочеты, большинство пользователей считают Word самым надежным помощником в деле проверки правописания. Тем более, что пронрамма присутствует на любом компьютере, а чтобы воспользоваться ею, даже не нужно подключаться к интернету.

Text.ru – третье место

https://text.ru/spelling

Один из лидеров рынка в сфере проверки текстов на плагиат с орфографией справляется немного хуже – он нашел 50 ошибок из 55. К сожалению, с пунктуацией у Text.ru не сложилось вообще, зато пользователь убивает сразу трех зайцев, получая отчеты о грамотности, уникальности и SEO-характеристиках.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Как и «Орфограммка», сервис умеет находить лишние пробелы, однако из-за несовершенного алгоритма почему-то считает ошибкой начало каждого пункта в списках, которые встречаются в текстах. Кроме того, иногда Text.ru глючит, сообщая, что ошибок не найдено, однако при повторно запущенной проверке их все-таки находит.

LanguageTool – четвертое место

https://languagetool.org/ru/

Этот сервис, как и Text.ru, тоже нашел 50 ошибок (с вариантами замен), однако его бесплатная версия не указывает на лишние пробелы и, кроме проверки грамматики, не предоставляет больше никаких сервисов.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Впрочем, при покупке премиум-аккаунта возможности LanguageTool резко расширяются. Программа начинает проверять также стилистику, пунктуацию, типографику и прочие параметры, выдавая при этом варианты исправления ошибок. Как платная, так и бесплатная версия способна работать с 27 языками, среди которых – даже японский и китайский.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Сервис предоставляет своим клиентам массу дополнений и плагинов – его можно встроить в Google Docs, MS Word, LibreOffice, а также браузеры Chrome и Firefox.

Орфограф – пятое место

https://www.artlebedev.ru/orfograf/

Студия Артемия Лебедева также выпустила инструмент, проверяющий орфографию. Ошибки он ищет очень неплохо – 48 из 55 возможных. Однако это касается лишь орфографических казусов. Поиск пунктуационных, грамматических, стилистических и прочих ошибок этой системе недоступен.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

«Орфограф» умеет искать ошибки в статьях на русском и английском языках. Кроме проверки правописания, здесь можно найти такие полезные для копирайтера инструменты, как декодер, сервис транскрибирования текстов и конвертер прописных букв в строчные.

Альтернативные варианты

Лишь немного отстает от «Орфографа» сервис «Яндекс.Спеллер» (https://tech.yandex.ru/speller), нашедший в тексте 47 ошибок.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Проверять статьи в онлайн-версии неудобно: не видно всего текста. Зато «Яндекс.Спеллер» можно встраивать в большинство редакторов и сайтов.

Серьезно отстал от пятерки лидеров известный сервис для проверки SEO-параметров Advego.com (https://advego.com/text). В нашем тексте он нашел лишь 42 ошибки. Характерным недостатком «Адвего» является его склонность причислять к грамматическим ошибкам все имена собственные: фамилии, географические названия и т. д.

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Профессиональные редакторы предпочитают пользоваться не только популярными сервисами оценки текстов, но и специализированными базами данных. Так, на http://gramota.ru можно проверить корректность написания любого слова, поставив вместо сомнительной буквы знак «*». А правила, согласно которым расставляются запятые, собраны на сайте http://www.konorama.ru/igry/zapatan. Причем здесь можно написать путающие всех слова (например, во-первых, согласно и т. п.), и сервис скажет, в каких случаях их нужно обособить запятыми (если нужно).

5+ лучших сервисов для проверки правописания

Опытные копирайтеры советуют пользоваться сервисами для проверки правописания всем, от новичков до людей, наваявших уже не одну сотню шедевров. Ведь даже если вы наизусть знаете все правила и исключения из них, всегда остается риск совершения банальной описки, которую ваш мозг откажется замечать при вычитке текста. А с примерами смешных опечаток вы можете познакомиться в наших публикациях – «Забавнейшие опечатки» и «Самые яркие опечатки со всего мира».

Если у вас до сих пор туманные представления о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста Г.Степанова, тогда эта памятка вам поможет внести ясность в этот вопрос!

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
 

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного
текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2
примера
).
 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.


Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.


Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании
сформулированы основные

требования к сочинению

(они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено
сочинение?

Поскольку ваша задача — написать сочинение-

рассуждение

,
то необходимо соблюдать

требования

к построению текста именно указанного
типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление — тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение — вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со
вступления-тезиса.

Тезис – это мысль,
которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов
лингвиста Г.Степанова.

Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то

2-3
предложения

для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть
значительно

меньше

основной части).

Рассмотрим несколько возможных

вариантов вступления

.

Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они
думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант
2.
Я согласна с высказыванием известного
лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика – как они думают». 

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди,
а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист
прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем
это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а
грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда,
безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны
друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека.
Попробуем доказать это на конкретных примерах.



Вариант 5. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.


Вариант 6. Лексика языка — свидетельство размышлений людей, а грамматика — процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».


Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Вы можете написать
собственное вступление, используя эти

синонимы

и

речевые клише:

лингвист

учёный

языковед

автор высказывания

филолог

Г.Степанов

утверждал

считал

писал

рассуждал

высказывание

афоризм

мысль

утверждение

суждение

мнение

слова

изречение

справедливо

верно

неоспоримо

бесспорно

понятно

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что… , и
подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора
о том, что…

докажем

покажем

продемонстрируем

подтвердим

проиллюстрируем

разберёмся (попробую разобраться,
давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Я думаю, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

На мой взгляд, …

Мне кажется, …

Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму

больше

,
чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести
    минимум по одному примеру
    , иллюстрирующему
    лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка,
который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык –
это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка
свидетельствует, о чём  думают люди».

Вариант 2. Лексика
(словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает
представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей.
Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это
совокупность слов. Лексикой называют словарный состав
какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика — это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Через лексику формируется
мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и
выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это
раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно
и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир,
состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») —  область языкознания, изучающая грамматический
строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами  — морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму,
тело, оболочку. Без знания правил
грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить
предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть
понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в
соответствующей форме, умело соединить и
расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе три раздела: морфологию, синтаксис и словообразование.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.

Для того чтобы
построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать
соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а
точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи,
должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в
виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных
слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания
друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой
грамматикой.

Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html

Для того чтобы
построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать
соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а
точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи,
должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в
виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных
слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания
друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой
грамматикой.

Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html

Вариант 5. Грамматика  — это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только
для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи
дополнительных смыслов в тексте. 

Вариант 6. Грамматика — это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь
грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и
пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с
другом.

Лексическое
и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое
соответствует грамматическому,  лексическое не соответствует грамматическому,
лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и  лексика тесно связаны
между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень
обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания
говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию
(лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично
выражению «Не важно, что человек говорит, а важно – как
говорит»,
то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика
позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В  том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о

требованиях

к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного
текста
;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  

   грамматическое;

• каждый пример должен соответствовать
указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало
требование связности, можно использовать следующие

речевые клише

:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся
к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № … .

• Справедливость этого вывода можно
доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .

В подтверждение собственных выводов
приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем
использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 

6. Что такое лексические и грамматические явления?

  1. омонимы
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. паронимы
  1. общеупотребительная лексика
  2. диалектизмы
  3. профессионализмы
  4. жаргонизмы
  5. арго
  6. эмоционально окрашенные слова
  7. архаизмы
  8. историзмы
  9. неологизмы
  10. заимствованные слова
  11. старославянизмы
  12. традиционно-поэтические слова
  13. народно-поэтические слова
  14. разговорная лексика
  15. просторечные слова
  16. книжная лексика
  17. термины
  18. фразеологизмы
  19. крылатые слова
  20. эмоционально-экспрессивная лексика
  1. метафора
  2. метонимия
  3. ирония
  4. гипербола
  5. олицетворение
  6. сравнение
  7. синекдоха
  8. литота
  9. эпитет
  10. антономасия
  11. аллегория
  12. перифраза
  13. художественный символ

ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

Морфема — это наименьшая значимая часть слова. 

В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 

  1. корень
  2. приставка
  3. суффикс
  4. окончание

Морфология — раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Части речи:

а) самостоятельные

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное
  • местоимение
  • глагол
  • причастие
  • деепричастие
  • наречие

б) служебные

  • предлог
  • союз
  • частица

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

  • способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
  • повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
  • восклицательные и невосклицательные предложения
  • простые предложения
  • двусоставные и односоставные предложения
  • типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
  • неполные предложения
  • распространённые и нераспространённые предложения
  • обращения
  • однородные члены
  • обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
  • уточняющие и поясняющие члены
  • вставные конструкции
  • вводные слова и предложения
  • прямая речь
  • косвенная речь
  • диалог
  • сложносочинённые предложения
  • сложноподчинённые предложения
  • бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

  • риторические восклицания
  • риторический вопрос
  • риторическое обращение
  • параллелизм
  • анафора
  • эпифора
  • инверсия
  • эллипсис
  • умолчание
  • смещение синтаксических конструкций
  • присоединительные конструкции
  • парцелляция
  • многосоюзие
  • бессоюзие
  • градация

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

————————————————————————————————

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например,
используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику («трус несчастный») и разговорные
слова
(«пикни», «устроим»), автор текста подчёркивает грубость и
жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово
«пожалуйста» употребляется в том случае, если человек хочет расположить к
себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если
рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть
грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав
предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической
конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический
приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников,
их требовательный тон.

————————————————————————————————
Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для
школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом
сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт
лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая
агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
 

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор
подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и
ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два
вопросительных предложения
(№ 20, 24), зато очень много побудительных
предложений с глаголами в повелительном наклонении
– № 26, 31, 32.  Из-за
этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то
даже угрожающая. 

————————————————————————————————-

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое
отношение внучки Тани к своей бабушке.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в
предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и
выделил запятой.  Так знание грамматики помогло понять, к
кому девочка обращается с речью.

————————————————————————————————-

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: «пошушукались» (предложение № 12), «вклинилась в разговор» (предложение № 24), «оборвала» (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей  и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 — 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
—————————————————————————————————

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына — это «бесценные листочки», то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет «бесценные» и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «листочки». Для детей же чужие письма — это просто «документы». Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей — во что бы то ни стало получить эти письма — и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны — это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае — глубокий внутренний мир женщины.

—————————————————————————————————

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово «делегация», относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

—————————————————————————————————

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 — 53 обращает на себя внимание обилие метафор («душа молчала», «голос сына более не звучал в ней», «он угас, умер, погиб вторично», «письма вынули из её души», «ослепла и оглохла … её душа»). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения «молчи», что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. —————————————————————————————————

8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление,

не должно
превышать

по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой

вывод из всего
сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во
вступлении, но другими словами.

В начале заключения можно использовать следующие

вводные
слова


Итак, …
Следовательно, …
Значит, …
Таким
образом, …

Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и т.д.

Помните, что они выделяются

запятой!

Рассмотрим несколько

образцов

заключения:

Образец 1. Итак, лексика
и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что
культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в
виду ученый-лингвист Г.Степанов.

Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать
свои мысли. По-видимому, это и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов.

Образец 4.
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и
знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и
ярко оформлять свою речь.
  



Образец 6. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.


Образец 7. Итак, лексика и грамматика помогают пишущему выразить мысль: первая — семантически, вторая — синтаксически.


Образец 8. Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.

9. Сколько абзацев должно быть в
сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий
при написании сочинения на лингвистическую тему.

Помните: сочинение должно иметь

ориентировочно 4
абзаца (минимум — 3):

1 абзацтезис,

2 абзац — толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,

3 абзацтолкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

4 абзацвывод

10. Каким должен быть объём
сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был

не
менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что

союзы,
предлоги и частицы

считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются,
как одно слово.

11. Про почерк

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Проверка орфографии текста

Символов всего: {{ сharactersFull }}
Без пробелов: {{ сharacters }}
Слов: {{ words }}
Язык орфографии:

PRO версия:

  • {{ error }}

Авторерайт

Автозамена

Заменять существительные

Заменять глаголы

Заменять прилагательные

Заменять остальные части речи

Какой синоним использовать для замены?

первый

случайный

% автозамен

Скачать отчет


{{ infoService }}

Хотите проверить текст на ошибки?

Наш сервис по проверки орфографии онлайн к вашим услугам!

Что умеет наша программа Текстовод:

  • осуществлять проверку до 250-ти страниц целиком. Что составляет порядка 500 тысяч символов. Во время проверки текст не разбивается на части.

  • находить орфографические, грамматические, синтаксические, морфологические, логические ошибки и ошибки в согласовании,

  • искать двойные запятые,

  • находить пропущенные или лишние буквы, дублирующиеся слова,

  • сохранять структуру вашего текста. Всё оформление (таблицы, списки, абзацы и т.п.) останется в нетронутом виде.

  • автоматически корректировать небольшие ошибки и опечатки (например, строчная буква в начале строки заменяется на заглавную),

  • считать количество символов и слов, учитывая пробелы,

  • осуществлять проверку текстов на разных языках,

  • хранить настройки выбранного вами языка. Данная функция открыта для зарегистрированных пользователей.

Какие существуют лимиты на проверку?

Минимальный порог – одно слово.


Максимальный порог символов для не зарегистрированных гостей – 10 тысяч за 1 проверку правописания.

Пользователям, прошедшим регистрацию, можно проверить орфографию в режиме онлайн 100 тысяч знаков.

Пользователям, оформившим PRO-версию, открыта проверка текстов размером в 500 тыс.символов включительно. Также, выбирая функцию PRO, вам выделяется отдельная очередь на проверку и отключается показ рекламы. Пополните баланс и выберите подходящий для вас пакет.

Алгоритм работы программы:

  1. Введите в форму ваш текст. Чтобы скопировать и вставить текст, воспользуйтесь комбинацией клавиш ctrl + c и ctrl + v.

* если текст очень большой, поставьте галочку PRO -версия.

  2. Нажмите кнопку «Орфография». Проверка правописания началась. 

* на этой странице вы можете бесплатно проверить этот же текст на уникальность, применить к нему синонимайзер или же воспользоваться авторерайтом.

  3. Вероятные ошибки выделены ярким цветом.

  4. Чтобы разобраться с ошибкой, наведите на неё курсор. Из предложенного списка вариантов исправления, выберите необходимый.

Что делает программа самостоятельно?

  • корректирует знаки препинания. В автоматическом режиме убираются не нужные пробелы перед знаками препинания и добавляются необходимые после них (в строгом соответствии с нормами по оформлению текстов). Также, вы можете сделать это самостоятельно.

  • устраняет парные пробелы или предлагает это сделать вручную.

На каких языках работает программа?

По умолчанию стоит русский язык.

При работе с иностранным языком, сервис проверки орфографии автоматически определяет язык. Также, вы можете выбрать нужный язык самостоятельно.

Наш сервис в своей работе применяет мультиязычный словарь.

Список доступных языков:

Arabic, Belarusian, Breton, Catalan, Catalan (Valencian), Chinese, Danish, Dutch, English, English (Australian), English (Canadian), English (GB), English (New Zealand), English (South African), English (US), Esperanto, French, Galician, German, German (Austria), German (Germany), German (Swiss), Greek, Irish, Italian, Japanese, Khmer, Persian, Polish, Portuguese, Portuguese (Angola preAO), Portuguese (Brazil), Portuguese (Moçambique preAO), Portuguese (Portugal), Romanian, Russian, Simple German, Slovak, Slovenian, Spanish, Swedish, Tagalog, Tamil, Ukrainian.

Историю проверок можно посмотреть кликнув на «история» внизу формы.

Наше приложение проверки орфографии доступно для Android и IOS. 


Также, вы можете воспользоваться нашим API.

На чтение 5 мин Просмотров 12.9к.

Грамматическая основа — синтаксическая единица русского языка. Это главная часть предложения, состоящая из таких членов, как подлежащее и сказуемое. Иными словами — это смысловой центр фразы, в который вкладывается основной смысл. Чаще всего он является самостоятельной частью. То есть если убрать из контекста другие члены (дополнение, обстоятельство), то смысл фразы останется тем же.

Как определить грамматическую основу

Для определения смыслового центра фразы первым делом потребуется найти подлежащее. Это член предложения, который отвечает на вопрос «Кто, Что?» Следовательно, он должен находиться в именительном падеже. Обычно в этой роли выступает существительное или местоимение. Подлежащее всегда подчеркивается одной чертой. Пример:

  • Я вышел из университета. Главным членом здесь будет местоимение «Я», к которому применим вопрос «Кто вышел из университета?».
  • Мама ушла в магазин. Кто ушел в магазин? Мама.

Бывает так, что в тексте подлежащее выражается иными частями речи. Какими они бывают:

  • Именем числительным. Образец: «Трое пошли в магазин». Одной чертой здесь будет выделяться числительное «трое».
  • Прилагательным. Пример: «Сытый голодному не товарищ». В качестве главного члена выступает «Сытый».
  • Причастием. Образец: «Отдыхающие веселились на пляже». Одной линией здесь будет подчеркиваться причастие «Отдыхающие».
  • Наречием. Образец: Завтра обязательно придет.
  • Словосочетанием. Пример: «Мы с другом отправились в поход».
  • Неопределённой формой глагола — «Читать — мое хобби».

Теперь необходимо отыскать и подчеркнуть сказуемое. Это часть речи, отвечающая на вопрос «Что делает?». Она непрерывно связана с первым членом грамматической основы. Однако сказуемое также может отвечать на другие вопросы — «Каков?», «Что такое?». Все зависит от формы, в которой стоит подлежащее. Пример:

  • Он шел на работу. На вопрос «Что делал?» отвечает глагол «шел».
  • Я поехала домой. На вопрос «Что сделала?» отвечает глагол «поехала».

Сказуемое в тексте выделяется двумя линиями.

По характеру и структуре грамматические основы могут быть односоставными (нет одного из членов) и двусоставными (имеются оба члена предложения).

Из чего состоит грамматическая основа

Главная часть предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Первое обычно представлено в виде существительного и местоимения, второе — в виде глагола. Однако в русском языке встречаются и иные варианты. Рассмотрены они будут ниже.

Чем может быть выражено подлежащее

В качестве этого члена могут выступать следующие части речи в простом предложении:

  • Существительное. Оно употребляется только в именительном падеже. Пример: Собака играла с хозяином. Существительное здесь находится в именительном падеже.
  • Местоимение, которое также стоит в именительном падеже. Пример: Я отправился на работу.
  • Прилагательное, которое перешло в существительное. Образец: Ответственный всегда держит свое слово.
  • Числительное. Образец: Двое отправились на рыбалку.
  • Неизменяемые части речи в виде междометия и наречия. Пример: Звонкое «ура» слышалось из детского лагеря. Завтра станет прекрасным днём.
  • Инфинитив, то есть начальная форма глагола. Образец: Жить — значит чувствовать.

Подлежащее не всегда выражено в виде одного слова. Им могут быть словосочетания.

Допустим:

  • Существительное в именительном падеже с сущ. В творительном падеже. Образец: Аня с Таней пошли в школу.
  • Имя прилагательное в превосходной степени. Образец: Самые отважные вышли вперёд.
  • Местоимение с прилагательным (или существительное с причастием). Образец: Кто-то нехороший выбил стекло в заброшенном доме.

Также эта часть текста может быть числительным в сочетании с именем существительным — Пятеро ребят играли во дворе.

Чем может быть выражено сказуемое

Чаще всего этим членом является глагол в личной форме. Пример: Он уехал в магазин. Однако оно также может быть представлено в виде других частей речи:

  • Инфинитив. Главная его задача — сделать работу качественно.
  • Устойчивое словосочетание. Жду не дождусь ее прихода.
  • Краткое прилагательное. Ирина одета сегодня очень женственно.

Сказуемое может выступать в роли существительного при условии, что оно стоит в именительном падеже, а между ним и подлежащим имеется тире. Например: Лондон — столица Великобритании.

Как выделяется грамматическая основа

Грамматическая основа выделяется одной и двумя чертами. Подлежащее — одной, сказуемое — двумя. Первым делом находится часть речи, которая отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». От нее уже задаётся вопрос к сказуемому — «Что сделал?» (Вопрос может меняться в зависимости от того, чем выражено подлежащее). Пример:

  • Марина поехала в магазин, а затем на работу.
  • Сегодня она была элегантно одета.
  • Трое друзей поехали на рыбалку.

Предложения с двумя грамматическими основами

Предложения с двумя грамматическими центрами называются сложными. Это значит, что в обеих их частях имеется подлежащее и сказуемое. При этом соединяются части фразы союзом, но также могут и не иметь его. Образцы сложных предложений:

  • Солнце встало утром, и уличные цветы сразу же потянулись к нему.
  • Наступила холодная осень, и птицы стаями отправились на юг.
  • Он опоздал на работу, и директор был этим недоволен.
  • Надвигается черная туча, на улице уже гремит гром.
  • Дул ветер, на речке шумели камыши.
  • Я хотел объяснить причину опоздания директору — он не стал меня слушать.

При большем количестве в тексте грамматических основ все их члены подчёркиваются по вышеуказанным правилам.

Грамматическая основа — это главный предикативный член предложения. В ней заложен основной его смысл. Если убрать остальные члены предложения из контекста и оставить только подлежащее и сказуемое, то смысл фразы не поменяется. Определение грамматической основы начинается с подлежащего, которое может выступать в роли существительного, местоимения, словосочетания. От него задаётся вопрос к сказуемому, в роли которого выступает глагол, инфинитив, краткое прилагательное. Главная часть предложения подчеркивается одной и двумя линиями в зависимости от вопроса, на который отвечают ее члены.

Добавить комментарий