Как найти приметы сказок

Приметы из бытовых сказок, которые есть у нас

приметы бытовых сказок

Если волшебные сказки это чистый полет фантазии рассказчика, то бытовые основаны на житейской народной мудрости. Наши предки жизнь проживали, а не изучали ее по книжкам и учебникам. Они наблюдали повадки зверей, изменение погоды, странные повторяющиеся совпадения предшествующих и последующих событий. Из всего этого возникали народные пословицы, поговорки, приметы. Сказки, как известно, это устное народное творчество. Было бы странно, если бы рассказчик не употребил в сказке все многообразие устойчивых выражений, поверий, примет, бытующих в народе. Из любой народной сказки можно выудить массу примет, чем мы сейчас с вами и займемся.

Чем отличаются бытовые сказки от волшебных

Персонажи бытовых сказок, чаще всего люди. В них разбираются взаимоотношения между сословиями:

  • барин и мужик, то есть крестьянин;
  • аристократ и мещанин (городской житель, мастеровой);
  • барыня и дворовая девка;
  • купцы и мужики.

В стародавние времена иерархия четко соблюдалась, и каждый знал свое место. Никаким демократизмом в те времена даже и не пахло. Все это отражено в бытовых сказках. Там даже если персонажи животные, то ведут они себя и мыслят, как люди.

Волшебные сказки более демократичны – там Иван-царевич дружит с серым волком взахлеб. А простой Иванушка женится на царевне, правда, перед тем, нырнув в кипящее молоко. Тут фантазия делает более смелые допущения, в отличие от бытовых сказок.

Какие сказочные приметы есть у бытовых сказок

Внимательный читатель обнаружит в бытовых сказках много полезной информации об устройстве жизни и быта того народа, чью небылицу он читает, а помимо того еще и массу примет:

  1. К примеру, сказка «Лиса и Волк». Все помнят, как наглая лиса обманула волка, да еще и проехалась на нем до своей норы. Так вот там есть фраза «ясней, ясней на небе звезды, мерзни, мерзни волчий хвост» Это верная примета – зимняя ночь с чистым небом и мириадами звезд, предвещает трескучие морозы.
  2. Или вот, «Вправо поедешь— коня потеряешь, влево поедешь — самому живу не быть.»  Это верная примета, что, попав на распутье в своей жизни, надо слушаться не голос разума, тут выбор не велик, а голос сердца, тогда жизнь вынесет тебя на новую волну.
  3. Цитата из сказки «Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица спереди!», это чистой воды примета – любящие друг друга молодые люди, если поклянутся в верности у березы, то вовек не расстанутся. Многие молодые пары в день свадьбы едут к березам, давать друг другу обет верности.
  4. Фраза из бытовой небылицы «Свинка — золотая щетинка» говорит о том, что свинья по приметам, является символом материального благополучия. Не случайно свинка-копилка водилась в каждом доме, а копеечки, в ней звенящие, сулят несметные богатства рачительным владельцам.
  5. Числа 3 и 7 – знаковые. Они встречаются повсеместно в устном народном творчестве, в том числе и в бытовых небылицах. Число 3 является пределом допустимых попыток в любом деле. Дальнейший повтор равносилен битью головой об стену. Наши предки об этом знали, и самые разумные, предела этого не переступали. Потому именно три возможности предоставлялись героям бытовых и волшебных небылиц.
  6. Число 7 достойно более подробного рассмотрения. Это сакральное число практически всех народов земли и всех религий. Оно символизирует единство человека со вселенной. Когда человек по-настоящему ощутит это единство, он станет всемогущим, то есть Богом. Стремление к этому единению и есть духовный рост человека. Потому в сказках, пройдя семь испытаний, герой не только достигал желаемого, но неожиданно был вознагражден сверх всякой меры.
  7. В бытовых небылицах об умном человеке говорят «у него семь пядей во лбу». Но примета гласит, что человек, у которого лоб высотой в семь пядей, не только умен, он благороден и наделен благословением небес. Дружба с таким человеком великое благо для каждого.
  8. И наконец, наш любимый Колобок. Это не только детективная история с плохим концом. Это еще и кладезь народной мудрости. «По амбарам помети, по сусекам поскреби, авось и наберешь на колобок-то». Совет старика своей старухе, это верная примета, что если хорошо исследовать свой ресурс, то всегда есть что из него выжать. Нет ситуаций, когда ты на полном нуле. Если ты так думаешь, то это значит, что ты просто не хочешь бороться и что-то предпринимать. Пока ты жив, у тебя есть ресурс. О чем и поведал дед Колобка своей старухе. А нам стоит прислушаться.

Неисчерпаемо наследие, оставленное нам народом в устном народном творчестве. Жаль, что большинство из нас ходит на безумные тренинги, на тему, как обрести счастье, а сокровище стоит невостребованным и пылиться на чердаках в виде старых добрых сказок, которые многому могут научить самых мудрых. Что уж говорить о глупых!

Содержание

  1. Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки. Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
  2. Учебно-исследовательская работа «Сказки»
  3. Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы — приметы сказки
  4. Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы
  5. Перечислить приметы сказок
  6. Ответ или решение 2
  7. Особенности фольклора
  8. Типы сказок
  9. Особенности сказок
  10. Astrologos
  11. Приметы сказок
  12. Сказочные приметы
  13. Назовите основные приметы сказки.
  14. Числа в русских народных сказках
  15. Четыре
  16. За тридевять земель, в тридесятом царстве…

Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки. Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.

Поделиться:

Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций.

(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)

14a1654d764c9933677de835b39cae6e

Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум. 7bac986e927feaf4b1e7f7df3c696b82

Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.

Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:

Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.

Старому не плакать.

Как же мне, старому, не рыдать:

Потерял я книгу золотую

Уронил я ключ от церкви

Отвечает старцу господь бог:

«Ты не плачь, старец, не вздыхай,

Книгу новую я вытку звездами,

Золотой ключ волной выплесну».

В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. 0cc08e70f5892fe9658fc0b5efc48f7aПредметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.

Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.e5ed519183a8e9b2bac2a91520b171a8

Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.

«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).

После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.

Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»

Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…

В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…

Источник

Учебно-исследовательская работа «Сказки»

15183280001eazr8

Выполнила: ученица 2 Г класса

« Удивительный мир сказок»

Сказку мы впитываем с молоком мамы, с колыбельки. Она оставляет отпечаток на всю жизнь в твоей душе, в твоем сердце.

Я рано научилась читать, очень люблю песни и сказки. Но меня стали интересовать вопросы истории возникновения сказок, ее особенности и виды. А также захотелось самой сочинить интересную сказку, чтобы удивить семью и одноклассников. Поэтому решила я исследовать литературу по этой проблеме.

Исследовать материал по истории возникновения сказки, как жанра устного народного творчества, ее особенности.

— выяснить, как зарождалась сказка;

— определить особенности сказок, их отличие от других жанров литературы;

— «классифицировать» сказочные приметы;

— рассмотреть приметы сказки;

— самой « побыть» сказочницей.

1) История возникновения сказок.

В стародавние времена появились сказки. Создавались они народом. Конечно, сказки создавались сначала каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никем не запоминалось. Если произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Сказки умели рассказывать многие. Были и мастера-сказочники, которые немало знали народных сказок и умели пересказывать их интересно, талантливо, художественно. Имена таких сказителей славились.

Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники.

Чтобы определить сказка это или другой жанр литературы, надо выявить наличие сказочных « примет».

1. Зачин ( начало сказки)

Зачин может быть следующим: « Жили-были», « В некотором царстве…».

2. Троекратный повтор.

Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.

3. Сказочные персонажи, события, предметы.

( преимущественно в волшебных сказках)

4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.

( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)

( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом.)

В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.

В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.

Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.

Сказки бывают народные и литературные ( авторские).

Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературна. Большие и малые мечты осуществляются в мире сказки. Иными словами, мы как бы реализуем свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.

Кто знает, может и у меня откроется талант сказочника. Сегодня я много читаю и на уроке литературного чтения, и на занятиях по развитию речи, где также пробую писать. Ведь у каждого человека есть свой сказочный мирок. Нужно лишь в него заглянуть. Я хочу приоткрыть в него дверцу, чтобы войти в мою сказку. Итак, сказка начинается!

Источник

Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы — приметы сказки

Особенности литературной сказки

Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы

О сказках в школьной программе

Знакомство малыша со сказками начинается еще в возрасте 2-3 лет, а в школе их изучение приходится на период 7-11 лет. Произведения школьной программы давно перечитаны вдоль и поперек и потому скучны. Ребенку знакомы все сюжетные ходы и сказочные приметы. 2 класс – это, пожалуй, наиболее благоприятное время для анализа произведений данного жанра: малышу еще интересны сказки, но он уже достаточно умен для того, чтобы анализировать их с литературной точки зрения.

literaturnoe chtenie nachalnoy FE9B03

Согласно работам ученого, сказка характеризуется рядом постоянных признаков, которые, собственно, и составляют жанровую специфику. Основными приметами волшебной сказки являются:

literaturnoe chtenie nachalnoy D4152

Все перечисленное и составляет сказочные приметы волшебной сказки.

Особенности литературной сказки

Безусловно, литературные сказки остаются авторскими произведениями. В них присутствуют психологизм и яркие описания, отчетливо обрисованы характеры, выражена авторская позиция, но следы фольклорного влияния мы можем обнаружить и в них. Педагогу следует учить детей видеть сказочные приметы в сказке литературной. Автор использует традиционные фольклорные сюжеты и образы, активно включает в художественный текст речевые средства, характерные для народной сказки, стремясь сохранить присущее жанру своеобразие.

Лучший способ изуч

literaturnoe chtenie nachalnoy 2937

Чтобы уроки литературного чтения были интересны детям 8-10 лет, необходимо знакомые с детства произведения представить необычным образом, раскрывая новые грани. В этом смысле прекрасным методическим приемом является сравнительный анализ двух или нескольких сказок, обладающих схожим сюжетом. Так, при изучении произведений А.С. Пушкина разумно проанализировать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» с различными сюжетными интерпретациями «Спящей красавицы», народной африканской сказкой «Волшебное зеркало», а также с «Белоснежкой» братьев Гримм. Интересно проследить, как сказочные приметы реализуются в литературных произведениях народов мира.

Перечислить приметы сказок

Ответ или решение 2

perechislit primeti skazok 6E67208

Сказка — фольклорное произведение. Корни фольклора уходят глубоко в историю и творчество человечества, обычно фольклор связан с мифологическими представлениями человека о мире, истории и событиях.

Так как фольклор возник до письменности, то произведения передавались из уст в уста и поэтому постоянно изменялись. Однако, многие фольклорные произведения были переписаны писателями и поэтами и крепко вошли в русскую литературу.

Особенности фольклора

Сказка — занимательный рассказ о необычных, вымышленных событиях и приключениях.

Типы сказок

Особенности сказок

9. Нет описания внешности герое и природы;
10. Троекратно повторяются эпизоды и цифра три;
11. Есть образ дороги и пути.

Отличительный признак русской народной сказки — идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти. Язык сказки завораживающий, напряженный, но дающий надежду на лучшее, на прохождение героями испытаний и хорошее завершение пути. Добро всегда одерживает победу над злом.

Astrologos

Приметы сказок

primeti skazok BB30BДля большинства детей восприятие мира начинается с помощью сказки. Самыми лучшими и полезными для маленького ребенка, считаются народные сказки. Они несут в себе поучительные моменты, в них всегда добро побеждает зло.

Интересно, что сказки разных народов между собой схожи, меняются лишь имена героев, сказочные существа тоже могут быть разные, но сама суть и приметы сказок все же одинаковы. Самыми распространенными такими приметами являются начало и концовка сказки. Подавляющая часть начинается — в некотором царстве или просто – жили-были. А заканчиваются: вот и сказке конец или стали они поживать. Это, собственно говоря, и есть главные сказочные приметы.

К таким приметам так же можно отнести числа, обычно такими числами является – три, семь, девять. Герой обязательно должен выполнить три задания, отгадать три загадки, даже детей, в основном трое. В основе практических всех народных сказок лежат народные приметы и суеверия. Они формировались целыми столетиями и неудивительно, что они нашли свое отображение в народном творчестве, особенно в детских сказках:

Принято разделать сказки на несколько видов в зависимости от сюжета это бытовые сказки и волшебные. Кроме них есть еще сказки о животных, они занимают свою нишу и требуют отдельного рассмотрения. Все сказки имеют свойственные только им приметы.

Сказочные приметы

Приметы бытовых сказок — это торжество справедливости. Во всех этих сказках можно увидеть воплощение идеальной жизни, поощрение трудолюбия, честности и порицание лени, лжи, зависти. Самой главной чертой бытовой сказки является отображение в них обыденной и повседневной жизни. Все действия происходят с реальными людьми и животными. Сказочные приметы бытовых сказок — это в первую очередь наличие неких волшебных предметов, которые помогают главным героям.

Главные приметы волшебных сказок, это в отличие от бытовой сказки – некий удивительный мир, в котором могут быть драконы, Кощей Бессмертный и другие нереальные герои. События в таких сказках могут происходить очень быстро, например, растут не по дням, а по часам. Считается, что именно волшебные сказки самые древние, они отражают отношение человека к окружающему миру, знакомство с непонятными процессами, которые в нем происходят.

Назовите основные приметы сказки.

Ответ оставил Гость

По каким опознавательным знакам можно отличить русскую народную сказку от похожих литературных произведений, а также сказок других народов? Существует немало сказочных примет, то есть характерных особенностей, которые помогут нам в этом вопросе. Каждая сказка, родившаяся в фольклоре нашего народа, имеет зачин и концовку, а также постоянные эпитеты, троекратные повторы и синонимические повторения. Зачин может быть традиционным, то есть сказка начинается примерно с таких слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван царский сын», а может быть и другим, например, «У одного царя был слуга».
Типичные приметы сказок включают в себя хорошо нам знакомые эпитеты, такие как: Кощей Бессмертный, Иван-царевич, богатырский конь, скатерть-самобранка, Баба-Яга, буйная головушка, живая вода и мертвая вода и другие. Также в русских народных сказках имеются устоявшиеся повторения: жил-был, путь-дорога, жить-поживать, поплакал-поплакал, горько-горько.
Троекратные повторы среди героев сказки и совершающихся событий – это еще одни известные нам сказочные приметы. Во многих из них мы встречаем трех сестер, трех братьев, три ведра воды, исполнить три службы, три раза похитить прекрасную королевну. Этому числу приписывались магические свойства, поэтому многое в наших сказках встречается в трехкратном размере.
Русская народная сказка обязательно завершается концовкой, которая обычно имеет устоявшуюся или близкую к ней форму. Мы можем вспомнить, что окончание сказки звучит примерно так: «Вот и стали жить-поживать да добра наживать», «Устроили пир на весь мир и жили долго и счастливо».
Существуют сказки волшебные, в которых действуют фантастические образы и совершаются чудеса, а есть и бытовые. Приметы бытовых сказок – это описание событий ежедневной жизни с реальными героями: женитьба, исправление ленивой жены или барыни, поимке воров. В бытовых сказках не встретятся драконы, Кощеи или избушки на курьих ножках, зато часто присутствуют солдат, барин, купец, муж, жена, поп, крестьянин.
В семейно-бытовых сказках прослеживается обличительная направленность, осуждаются пороки отдельных представителей общества или дурного характера как такового. Сказки про животных обычно более лаконичны, с однотипными встречами героев и не несут на себе такую большую смысловую нагрузку. В образах животных становятся наглядными негативные черты характера людей.
Вообще, сказки во все времена рассказывали не только для развлечения, но и с образовательной целью. Ведь в мире аллегорий гораздо проще объяснить ребенку, как можно поступать, а как нельзя; что хорошо, а что плохо. Особенной ценностью обладают литературные стихотворные сказки, хорошо известные нам по творчеству А.С.Пушкина. Вместе с красотой русского языка они незаметно передают детям нормы морали, существующие в нашем народе.

Числа в русских народных сказках

primeti chislax russkix C63BD

Многие люди относятся к сказкам очень несерьезно. Говоря языком иностранцев, это такой себе энтертеймент. Но у них сказки действительно обычное развлечение. Чего не скажешь о сказках России. В наших сказках детям рассказывают доступным языком о том, что хорошо, а что плохо. Учат, как правильно нужно жить, как относиться к людям. Так и должно быть.

Будь добр со злом хотя бы один раз – к тебе добром вернется. Эта примета учит тому, что каждый человек имеет право на выбор, а в зависимости от этого выбора и на прощение. В сказках часто описываются такие ситуации, когда в дом приходит злой человек и приносит неприятности. В сказках, обычно, у героев появляется после такого визита масса неприятностей. Но всегда все заканчивается хорошо. Эта примета годится далеко не для всех. Мало того, ее значение весьма двузначно. С одной стороны, вы даете возможность преступнику просто уйти, если он одумался. А с другой стороны, вы можете нажить очень много проблем. Но быть таким добрым можно только один раз, больше шансов давать нельзя. Зато данная примета очень хорошо объясняется психологами. Если даже человеку угрожает опасность, то пока он ведет себя дружелюбно с врагом, то враг начинает сомневаться в своих намерениях причинить вам вред. А время, которое вы оттягиваете, может помочь вашему спасению.

Третий сын в семье – всегда дурак. Если посмотреть, как развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех, кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие силы и награждают и счастьем, и богатством.

Число 3 – обладает волшебными свойствами. Число 3 и в правду слишком часто мелькает во всех сказках. Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь. Все дело в том, что тройка – это очень мощное число, которое очень сильно влияет на нашу жизнь. Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности. Данная примета существует для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую – «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.

Четыре

primeti chislax russkix 4300

Числа четыре и шесть самые несчастливые. Раньше это считалось правдой, но не сейчас. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый год отмечался не 1-го января, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно, 4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже младенцев нельзя кормить грудью. В такое время умирало очень много и детей, и взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали 4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от злых сил, погибали именно на шестом препятствии.

Число 7 – это спасение. Семерка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик. Девочка загадывала все что хотела, и только последний лепесток оказался правильным. Вернее, даже не так. Девочка только с седьмого раза смогла загадать действительно правильное желание, благодаря которому мальчик получил исцеление. В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь».

За тридевять земель, в тридесятом царстве…

Именно такими словами чаще всего начинаются все сказки, да и в течение сказки не раз повторяются. В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27. Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

primeti chislax russkix C1554F

Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус Христос был распят именно в 33 года.

В сказках используются и другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или слушали все эти сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А напрасно. Вот только откуда нам было знать о значении всех этих чисел. Хотя, надо отдать должное, что в детском сознании возникают вопросы о значении этих чисел. А взрослым ответить на эти вопросы далеко не всегда удается.

Источник

Зачин

-Вымысел

– Повторы

-Сказочные герои

-Сказочные события

-Сказочные предметы

Чтобы определить сказка это или другой жанр литературы, надо выявить наличие сказочных « примет» .

Сказочные приметы:

1. Зачин ( начало сказки)

Зачин может быть следующим: « Жили-были» , « В некотором царстве…» .

2. Троекратный повтор.

Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.

3. Сказочные персонажи, события, предметы.

( преимущественно в волшебных сказках)

4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.

( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)

5. Концовка сказки.

( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом. )

В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.

В сказках огромную роль играет цвет. Это «живопись» , которая помогает отличить зло от добра. Черный цвет- злые духи, злые персонажи, светлый- все доброе.

^ 3. Герои сказок.

В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.

Обязательно есть отрицательные герои- злые силы, те, которые хотят плохого положительным героям.

Герои, которые помогают- герои-помощники.

А те, кто никак себя не проявили, и не помогали, но и не мешали- нейтральные герои.

^ 4. Виды сказок.

Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.

Волшебная сказка

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

^ Бытовая сказка

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.

^ Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.

Сказки бывают народные и литературные ( авторские) .

Сказки разных народов мира имеют свои особенности, но сходны тем, что все они- сказки. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Каждая сказка дает представление о жизни того или иного народа.

Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют “фантастическая книга”, “фантастическая повесть”, “фантастический рассказ”, “современная литературна . Большие и малые мечты осуществляются в мире сказки. Иными словами, мы как бы реализуем свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

3. Заключение.

Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.

Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы

О сказках в школьной программе

Знакомство малыша со сказками начинается еще в возрасте 2-3 лет, а в школе их изучение приходится на период 7-11 лет. Произведения школьной программы давно перечитаны вдоль и поперек и потому скучны. Ребенку знакомы все сюжетные ходы и сказочные приметы. 2 класс – это, пожалуй, наиболее благоприятное время для анализа произведений данного жанра: малышу еще интересны сказки, но он уже достаточно умен для того, чтобы анализировать их с литературной точки зрения.

Сказочные приметы

сказочные приметы

Задача учителя при изучении сказок – научить младших школьников не только читать и пересказывать произведение, но и выделять его характерные особенности, позволяющие отличить сказку от других жанров фольклора, то есть определить «сказочные приметы». В настоящее время литературоведы и педагоги пользуются в работе глобальной теорией сказок, разработанной нашим соотечественником Владимиром Яковлевичем Проппом в ХХ веке.

Классификация Проппа

Согласно работам ученого, сказка характеризуется рядом постоянных признаков, которые, собственно, и составляют жанровую специфику. Основными приметами волшебной сказки являются:

  1. Наличие героев со строго очерченными функциями (дари

    сказочные приметы в сказке

    тель, помощник, ложный герой, юная царевна, ее родители и т.д.).

  2. Развитие сюжета по определенной схеме (герой преодолевает потерю либо отсутствие чего-то с помощью чудесных предметов или помощников).
  3. Герой сражается с противоборствующей силой, добро обязательно торжествует.
  4. В сказке активно используются речевые клише: особый зачин («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»), характерные присказки («не вели казнить, вели слово молвить»), традиционные эпитеты («красно солнышко», «верный конь»), сказочная концовка («тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»), формульные вопросы-ответы («тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» – «тепло, Морозушко, тепло, батюшка») и так далее.
  5. Повторы (обычно троекратные) действий героя (нужно попасть в три царства, стоптать 3 пары сапог, воевать с чудищем 3 дня и 3 ночи).

Все перечисленное и составляет сказочные приметы волшебной сказки.

Особенности литературной сказки

Безусловно, литературные сказки остаются авторскими произведениями. В них присутствуют психологизм и яркие описания, отчетливо обрисованы характеры, выражена авторская позиция, но следы фольклорного влияния мы можем обнаружить и в них. Педагогу следует учить детей видеть сказочные приметы в сказке литературной. Автор использует традиционные фольклорные сюжеты и образы, активно включает в художественный текст речевые средства, характерные для народной сказки, стремясь сохранить присущее жанру своеобразие.

Лучший способ изуч

сказочные приметы 2 класс

ения сказок школьниками

Чтобы уроки литературного чтения были интересны детям 8-10 лет, необходимо знакомые с детства произведения представить необычным образом, раскрывая новые грани. В этом смысле прекрасным методическим приемом является сравнительный анализ двух или нескольких сказок, обладающих схожим сюжетом. Так, при изучении произведений А.С. Пушкина разумно проанализировать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» с различными сюжетными интерпретациями «Спящей красавицы», народной африканской сказкой «Волшебное зеркало», а также с «Белоснежкой» братьев Гримм. Интересно проследить, как сказочные приметы реализуются в литературных произведениях народов мира.

Похожие статьи

  • Кто родители Снегурочки на самом деле?
  • Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга?
  • Основное отличие мифа от сказки: описание и интересные факты
  • Смешные викторины на день рождения
  • Паустовский, “Теплый хлеб”: краткое содержание и анализ
  • Сказочный герой в необычных обстоятельствах
  • В какой сказке есть скатерть-самобранка, или Попируем на славу

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Добавить комментарий