Как найти приставки в русском языке

Русский язык. 3 класс

№ 32

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например,

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

– Представили?

– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

– Включим телевизор!

– А если я скажу: «Пере!»

– Переключим на другую программу!

– А если я скажу: «Вы!»

– Значит, надо выключить!

– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

– Пододвинемся к вам вместе со стульями.

– А если я скажу: «Ото!»

– Отодвинемся!

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под –

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С –

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Например,

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Правильный ответ

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Правильный ответ

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Правильный ответ

Подошёл.

Повышенный уровень

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Правильный ответ

Сгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Правильный ответ

Перерисовать.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?

Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.

Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

У приставок есть свои значения.

А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.

Что такое приставка. Как найти в слове приставку?

Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.

Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.

Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.

Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.

Корни, суффиксы и приставки — вот из чего состоят слова русского языка. Корень составляет своеобразный фундамент слова, тогда как суффиксы и приставки помогают изменять смысловой оттенок и создавать новые слова.

О важности и многообразии суффиксов можно прочитать в соответствующем уроке, а сегодня поговорим о приставках.

Перед самым взлетом ракеты первый космонавт Юрий Гагарин произнес знаменитую теперь фразу: «Поехали!»

Присмотримся к этому слову повнимательнее.

Начальная форма — поехать. Мы используем это слово, когда говорим о начале какого-то движения. А если мы уже достигли пункта назначения? Тогда нам, конечно, пригодятся слова приехать, доехать. Еще можно переехать (например, в другой город), съехать (из квартиры), заехать (за вещами), проехать (мимо дома), объехать (всю страну) и так далее.

Сравните все эти слова. Они, с одной стороны, похожи, но все же чем-то отличаются. Часть ехать в них совпадает, а вот начало каждый раз другое. Эта часть слова, которая стоит перед корнем и меняет оттенок значения слова, называется приставкой.

Приставка — это морфема (т.е. часть слова), которая стоит перед корнем и помогает образовывать новые однокоренные слова.

Внимание! Приставок в слове может быть несколько, например: предрассветный. Если мы уберем приставку пред-, в слове рассветный останется еще одна приставка — рас-, так что необходимо будет выделить и ту, и другую.

А иногда бывает и наоборот: начальные буквы в слове очень напоминают приставку, но на самом деле относятся к корню. Возьмем слово помидор: оно хоть и начинается с по, как и любое слово с приставкой по-, но все-таки мы знаем, что слова мидор не существует. А значит, приставки здесь и нет вовсе.

Значения приставок

Приставок в русском языке существует огромное множество, и каждая привносит в слово свой особый смысл.

Например, приставка у- обозначает удаление от какого-то места. Сравните: уехать, убрать, унести, улететь. Мы перечисляем разные действия, но в каждом из этих слов сохраняется похожий оттенок значения, за который как раз и отвечает приставка у-.

Приставка под- указывает на расположение под чем-то, внизу, а приставка над- — наоборот, сверху, над чем-то. Надземный — значит находящийся над землей, а подземный — под землей.

Такие приставки, как под- и над-, называют антонимичными, потому что они передают противоположные оттенки значения.

Существуют и синонимичные приставки. Скажем, приставки под- и при- в словах подплыть и приплыть довольно близки по значению (обе обозначают приближение к чему-то).

Вот некоторые значения других приставок русского языка:

Чаще всего у каждой приставки бывает не одно значение. Запоминать их всех сразу не нужно, важно лишь понимать, как они работают.

Приставка или предлог?

Иногда за приставку можно принять похожий на нее предлог. Однако предлоги являются отдельной частью речи и пишутся отдельно от слов, к которым относятся: у дома, по причине, с другом (для сравнения: увидеть, подарок, сполна).

Помните, что с глаголами предлоги никогда не употребляются. Поэтому сомнений в том, что стоит перед глаголом, возникать не должно — это может быть только приставка.

Например: догадаться, прочитать, уберечь.

Подробнее о том, как отличать предлог от приставки, мы уже говорили на этом уроке.

Разберем на примерах.

  • Нарисовать — глагол, обозначающий «изобразить что-либо в виде рисунка».

Образован от слова рисовать. Подберем однокоренные слова с другими приставками: разрисовать, перерисовать, срисовать. Корень слова — —рис-, а вот изменяющая часть перед ним— это и есть приставка.

Значит, в слове нарисовать выделяем приставку на-.

  • Приземление — существительное, обозначающее «посадка на поверхность земли».

Образован от слова земля. Однокоренные слова с другой приставкой: заземление, подземелье. Корень — -земл- (чередуется с -земель-).

Делаем вывод, что в слове приземление нужно указать приставку при-.

Напоследок вспомним, как Ослик Иа говорил, что воздушный шарик и входит в подаренный ему Винни Пухом горшочек, и замечательно выходит из него. Эти два глагола являются однокоренными словами и различаются только приставками: в- и вы-. Первая указывает на действие, направленное внутрь (в нашем случае — внутрь горшочка), а вторая — на действие, направленное изнутри.

Действительно, иногда бывает затруднительно выделить приставку в слове. Во-первых ,нужно знать перечень русских и заимствованных приставок. Чтобы найти в приставку в слове, следует отбросить предполагаемую приставку и заменить ее на другую. Если это легко происходит, значит, это приставка,а не корень слова.

Например: в слове “восхитительный” элемент вос- очень похож на приставку ,как в слове восстать”. Но попробуем отыскать слово, заменив на любую другую приставку ( от-, над-, пре-, об-…), а ничего не получится. Значит, здесь нет приставки.

А в слове ” вос-стать” мы этот фокус проделать сможем: пере- стать, от-стать, у- стать.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксюше­нька
[517K]

5 лет назад 

Здравствуйте.

Для филолога или для человека более или менее разбирающего в русском языке,отыскать приставку в слове весьма просто, чего не скажешь, например, о школьниках, некоторые их которых, доучившись до 9 класса, продолжают испытывать затруднения в выделение сей морфемы.

Самое первое, о чём следует сказать деткам – это то, что префикс, то есть, приставка, с латинского языка переводится, как “прикрепление спереди“. То есть, дети поймут, что она стоит в самом начале слова, пред корнем, хотя бывают исключения, но они редкие.

Второе – это то, что сия морфема необходима для того, чтобы можно было образовывать новые слова, с иным значением:

открыть,

закрыть,

приоткрыть.

Или:

зашел,

ушел,

нашёл,

пришел.

В данных словах, именно благодаря приставкам мы получаем слова уже с иным смысловым значением. Однако, кардинально значение она не меняет, а лишь изменяет смысл, примерно так, как в нашем примере, где корнем является морфема –кры–, а во втором примере, морфема –шёл–.

Есть ещё один способ, как найти приставку в слове: это определение того, к какой части речи слово относится. Ибо в основном с их помощью образуются глаголы, прилагательные, наречия.

Важно сказать ученикам и то, что в слове может быть аж две приставки подряд!

Без/вы/ходный ( 2 приставки ) вариант.

А можно их чуток напугать, но дать такую информацию, что и четыре приставки подряд в одном слове тоже бывают!

Не/пред/рас/по/ложенная ( 4 приставки ) к музыке.

Если класс в целом толковый, то следует сказать, что приставку можно найти и в средине слова, ежели оно сложное:

водоНАгреватель.

Бывают слова и без приставок:

лесок, сидеть, оранжевый.


З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Отыскивая приставку, нужно:

  1. Знать, где она может находиться теоретически. Приставка – это префикс. То есть, та часть слова, которая находится впереди корня (слева от него). Приставка может также быть слева от другой приставки, поскольку приставок в слове может быть несколько (распо-ложить). А если слово имеет более одной основы, то приставка может оказаться в середине слова, справа от корней предыдущих основ или соединительной гласной (рельсо-у-кладчик).
  2. Определить корень или корни. Предположив, где он (или они) находится, отсечь от слова ту часть, которая слева от него. И от оставшейся части образовать новые слова, которые станут однокоренными. Ход действий будет таким: “спилить, с-пилить, -пилить, рас-пилить, пере-пилить).
  3. В списке приставок посмотреть, действительно ли такая имеется. И попробовать присоединить её к другим корням. Например: раз-рубить, раз-задорить.

Карол­ина
[1.2M]

9 лет назад 

Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать к нему однокоренные слова или попытаться заменить предполагаемую приставку другой. Если заменить удается и находятся однокоренные слова, значит, та морфема, что стоит перед корнем, будет являться приставкой.

Есть такое определение, что приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем. Вот и следует определиться сначала с корнем, подобрав однокоренные слова, либо попробовать составить словообразовательную цепочку. Возьмем, например, слово выбрать. Подбираем слова: брать, добрать, забрать. Отсюда делаем вывод, что в слове выбрать есть приставка вы-.

Необходимо помнить о том, что приставки играют словообразовательную функции, то есть с их помощью образуются новые слова.

Еще найти приставку в слове легко, если понимать, какие бывают приставки и от чего зависит их правописание.

Есть приставки пре-и при-, правописание которых зависит от значения.

Есть приставки на з и с, правописание которых зависит от глухости – звонкости последующего согласного корня. Например: расписать и разрезать. Только здесь необходимо помнить, что приставки з не бывает. Например: сделать (приставка с-), здание (нет приставки, з – это часть корня).

Есть приставки не- и ни-. Например: невысокий, никакой.

Очень значительную группу составляют приставки, которые пишутся единообразно. Например: написать (приставка на-), вложить (приставка в-), записать (приставка за-), отписать (приставка от-), дошёл (приставка до-), поставил (обычно говорят, что приставки па не бывает, но помним о том, что есть слово пасынок)

Прейс­куран­т
[203K]

6 лет назад 

Да, именно в некоторых словах приставку найти очень трудно, даже не найти, а вычленить, в таких случаях мы начинаем размышлять логически и вычленяем корень с нахождением однокоренных слов, а также обращаем внимание на то, слова являются родственными или однокоренными.Всё это помогает вычленению приставки из состава корня.Например, берем слово смерть – кажется есть родственные слова -мертвый, замертво, но в любом случае это родственные слова, а в понятие смерть -с- не является приставкой, а входит в состав корня. То же самое когда мы определяем в слове победа есть приставка или нет.В данном случае древняя приставка -по- срослась с корнем, а корень здест -побед-.Или скажем берем слова победный и победнее.Вот втором случае логически определяем корень -бедн-, тогда -по- является приставкой, что нельзя сказать о первом слове.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Лучше вообще все слово разложить на морфемы, чтобы получше понять его сущность, происхождение.

Как правило, разбор слова начинают с конца, т.е. с определения окончания (если оно есть).

Далее выделяют суффиксы (опять-таки, если они есть).

А потом берутся за корень, и в самом конце – за приставку.

Подбор однокоренных слов с иными формами начинается еще на стадии определения суффикса, уже тогда можно понять, употребляется ли это слово без изначальной приставки.

Но когда мы выделяем корень, находим изначальное слово, то, от которого начали образовываться все другие формы, мы точно понимаем, входит ли с первого взгляда приставка в корень, либо же она является обособленной морфемой.

Если вы не можете подобрать слово без приставки, пусть даже иной формы, либо же слово с другой приставкой, значит ее в этом слове нет.

Ninaa­rc
[481K]

5 лет назад 

Приставка (префикс) представляет собой часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования других слов, привнося собой дополнительный смысл. Первым делом для определения приставки в слове нужно найти корневую морфему, что обычно выполняется при помощи подбора однокоренных слов.

Например, у нас имеется слово “побелка”, в котором требуется выделить приставку. Подбираем однокоренные слова: белить, белый, белизна, белим. У всех слов один и тот же корень: “-бел-“, следовательно, в нашем слове “побелка” перед корнем “-бел-” стоит приставка “по-“.

Иногда в слове может быть не одна приставка, а две, и даже несколько, например: РАС/ПО/ложить, ПРИ/ОТ/крыть и т. п.

Бывают случаи, когда приставка находится в середине слова, что часто встречается в сложных словах. Например: лесоЗАготовка, водоЗАбор.

Пашен­ька
[189K]

9 лет назад 

Как известно из правил русского языка, приставка – это та часть слова, которая стоит перед корнем. Главная задача приставки – это образовывать новые слова. Из определения понятно, что раз приставка стоит перед корнем, то для ее (приставки) нахождения нужно найти сначала корень слова.

Например, ПОДХОД. В этом слове корень -ХОД (ход, заход). Часть слова ПОД- – это приставка.

В некоторых словах может быть две приставки. Например, по-об-трепался.

дольф­аника
[379K]

9 лет назад 

Я делаю проще. К любому слову нахожу еще парочку похожих. Та часть слова, которая повторяется есть корень слова. Все, что перед корнем есть приставка, после корня суффикс и окончание. Причем окончание может быть изменчивым, а суффикс он в одной и той же форме

Знаете ответ?

1.Создание
мотивационной основы учебной деятельности.

Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала.

Все
на свете из чего – нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес
из деревьев., дома из кирпичей или бревен. Предложения состоят из слов, а
слова сделаны из своего строительного материала. Мы уже познакомились с самой
главной значимой частью слова –корнем.

Сказка Долгое
время корни жили одни в своей волшебной  поляне в
стране                                « Морфология». Но однажды  произошло
событие , которое  многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну
удивительные  девицы – красавицы. Они так громко разговаривали , что корни
вышли посмотреть , что же случилось.

  
Красавицам  корни очень понравились и захотели они остаться жить на  волшебной
поляне. А так как корни были добрыми , то не только  разрешили им остаться ,
но и   построили им домики перед своими,

 И
стали они вместе работать в слове, Ведь вместе работать интереснее и веселее.

 С
кем же познакомились корни и какую важную работу они выполняли в слове.

И
нам  на уроке  предстоит очень интересная и увлекательная работа .

Слушают
учителя, участвуют в диалоге.

Эмоционально
настраиваются на урок.

Демонстрируют
готовность к уроку.

2.
Актуализация знаний.

 Чистописание

  
Посмотрите на доску
С какой работы начнем урок? 
Назовите цель этой работы.

 о
об, от  до, по, под, про.

( Повторить правильное написание строчной буквы о ,
соединение с другими буквами)


К
какой части речи можно отнести эти буквосочетания ?
(
предлоги)

 Воспроизведение
ранее изученного

 -Составьте из
слов предложение, изменяя, где необходимо,  форму слова, запишите.

Под ,  красивый,
осина, подосиновик, растет .

– Дайте  характеристику
предложению. ( Повествовательное, невосклицательное, простое,
распространенное).

-Найдите
однокоренные слова.  Выделите в них части слова.

Осина, подосиновик.

-Как найти
однокоренные слова?

( Они имеют
одинаковый корень с одним  и тем же значением)

-Что такое
корень?

(Корень  – это
главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

-Для чего
изменили форму слова «осина»?

(Чтобы связать
слова в предложении. Окончание- изменяемая значимая  часть слова).

Выделите
окончание в слове подосиновик ( нулевое)

Создание
проблемной ситуации

Организует
диалог с учащимися с целью формулирования темы и познавательных задач урока.

-Почему в слове
подосиновик не все части слова выделены?

В слове есть еще
части , которые стоят перед корнем  и после корня. С какой из этих частей  нам
предстоит познакомиться сегодня, вы узнаете, составив слово из подчеркнутых
букв.

( Приставка)

-Вам знакомо это
слово ?  
( На странице 73 учебника) Вы догадались , с кем познакомились корни?

 Откройте
учебники , прочитайте тему урока:   Приставка.

Работают 
в  тетради.

Выполняют
письмо по образцу.

Отвечают
на вопросы учителя.

Обдумывают
ответы на вопросы и осознают. Что знаний недостаточно для полных ответов.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Практический этап

Создаёт условия
для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания и 
способа действий. Наблюдение над признаками приставки как одного из
словообразовательных понятий
, определение последовательности действий при
выделении приставки в слове
.  

3.1. Открытие
нового знания.

-Рассмотрите
рисунки. Прочитайте слова. Упр.153 с 84

-В чём сходство
этих слов? (Это глаголы, однокоренные слова, имеют одинаковое окончание).

-Чем отличаются
эти слова? (Имеют разное лексическое значение и ту часть, которая находится
перед корнем).

-Объясните
различие в лексическом значении однокоренных слов. (Направление действия).

-Назовите, какая
часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово.

-Где находится
эта часть в слове: перед корнем или после корня?

-Как она
называется?

-Догадайтесь,
почему эту часть так назвали? (Она как бы приставляется к корню)

(Обобщение –
слушают текст с диска).

-Запишите все
слова в тетрадь, выделите приставку и корень.

– Кто попробует
ответить на вопрос
«Что такое приставка?»

-Проверим ваши
предположения. Поработаем с научным текстом учебника (с.84).

3.2. Применение
знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий,
создание алгоритма.

Знакомит с
некоторыми приставками русского языка, их произношением, написанием, ролью в
образовании слов. Образование однокоренных глаголов при помощи некоторых из
данных приставок.

 В русском языке
очень много приставок.

 Мы познакомимся
сегодня лишь с некоторыми из них.

 -Обратим
внимание на написание приставок. (с. 85, упр.154).

-Посмотрите в
тетрадь на работу по чистописанию . Что заметили?

Приставки с
буквой о мы уже записали.

-Прочитаем
приставки в рамочке.

-Назовите те,
которые пишутся с буквами о (а, е).

-Запомните написание
этих приставок! Они всегда пишутся одинаково.

-Прочитайте
слова. К какой части речи они относятся?

-С помощью этих
приставок можно образовать новые глаголы?

– Выберите один 
глагол, обсудите с товарищем, какие однокоренные глаголы можно образовать   с
помощью этих приставок. Запишите эти глаголы, выделите приставки.

– Какие глаголы
образовали вы?

Проверь работу
товарища , оцени.

 Организует
деятельность учащихся по составлению алгоритма определения приставки в слове.

Физминутка

Вы устали? Отдохнем.

Физминутку
проведем.

Вам ребята надо встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать,
потом разжать

Так секунду постоять.

Руки плавно опустить

И еще раз
повторить.

3.3. Применение
знаний и умений для решения учебных, учебно- познавательных и учебно-
практических задач, выполнения творческих заданий.

-Какую ещё
познавательную задачу мы ставили? Прочитайте. (Уч.,с.85)

Какие же
действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку7

Найдите в
учебнике на стр. 86 ответ на этот вопрос.

Пользуясь
полученным знанием, выполните упражнение 155

Прочитайте
загадку про себя, приготовьтесь читать вслух.

-Отгадайте
загадку. Какие слова вам помогли отгадать загадку?

-Назовите  антонимы.

-Назовите в
загадке глаголы.

-В каких из них
есть приставка? Назовите эту приставку.

-Могут ли эти
глаголы употребляться без приставок или  с другими приставками?

 Создание и
апробация алгоритма нахождения приставки.

Проведём
исследование.

(Глагол влетит
имеет приставку в-, образован от глагола летит (влетит и летит
– это однокоренные глаголы, разные по лексическому значению), глагол летит
может употребляться в речи и с другими приставками(прилетит, улетит,
вылетит)).

-Приставки в
слове имеют своё значение: приставка может обозначать начало действия (загудит),
неполноту совершения действия (притихнет), направление действия внутрь (влетит).

-Сделайте вывод,
как найти приставку в слове?

-Выпишите из
загадки глаголы с приставками, выделите приставки.

Организует
коллективную деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового
учебного материала, подводит к обобщению и систематизации полученных знаний.

-Потренируемся
применять полученные знания. Выполним задание  в
«Рабочей тетради» на печатной
основе (с.45,упр.109).

-Прочитаем
отрывок из стихотворения Г. Витоза
«Что случилось?».

-Как вы думаете,
что случилось?

-Послушаем
полностью это стихотворение и снова попробуем ответить на этот вопрос.
(Читает подготовленный ученик).

-Так, что же
случилось?

-Какие
незнакомые слова вы услышали?

-Как вы
понимаете значение слова
«флюгер»  и словосочетания «дрыгнул ножкой»?

-Обратимся к
толковому словарю.

-Выполним
задания к этому упражнению самостоятельно.  Проверь работу соседа.

 Кому
потребовалась помощь?

Включаются в
диалог, следят за логикой рассуждения, открывают и фиксируют новое знание и 
способ действия, работают по инструкции.

Читают и
выполняют задания по порядку. Подтверждают предположение, что приставка стоит
перед корнем. Формулируют определение. Соотносят его со сведениями из учебника.
Дополняют. Уточняют. Проговаривают откорректированное определение.

Записывают
слова, выделяют приставку и корень, формулируют определение понятия
«приставка».

Работают с
научным текстом из учебника. Выборочное чтение: выделение признаков приставки.

Знакомятся с
некоторыми приставками русского языка, их написанием, ролью в образовании
слов, образуют с помощью приставок  однокоренные слова , записывают их,
выделяют приставки.

Работают в
парах.

Работа
в парах.

Выполняют
элементарные физические упражнения.

Читают задание .
Находят глаголы .

Проводят
исследование ,подбирая к каждому глаголу однокоренной глагол без приставки и
с другими приставками, наблюдают над значением приставок, определяют
последовательность действий при выделении приставки в слове, соотносят его со
сведениями в учебнике на с.86. выписывают глаголы с приставками, выделяют
приставки,

Под руководством
учителя проговаривают новое знание или способ действия , используют
приобретённые знания в практической деятельности.

Высказывают
собственные предположения, находят слова с приставками, выделяют приставки,
участвуют в игровой деятельности

Соотносят
учебную задачу и результат, анализируют свою деятельность.

 Называют
главные задачи урока, перечисляют признаки приставки и последовательность
действий при определении приставки в слове

4.1. Рефлексия
относительно достижения результата и способов учебной деятельности.
   (Задаёт
вопросы на осмысление деятельности на уроке

 Что нового
узнали на уроке?

Какой опыт
приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке?

Что помогло
справиться с трудностями?

Обратимся к
нашему плану. Нам удалось его выполнить.

– Проверим
достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним
тестирование.

1.      Приставка это:

а) главная часть слова 

б) значимая часть слова 

2. Приставка стоит:

а) перед корнем 

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении 

б) для образования новых слов

4. Приставка это:

а) изменяемая часть слова 

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. Найди в словах приставку:

Приехал, пробежал , нарисовал, вылепил.

Перед корнем ( после корня) есть
приставка.

( Раздельно) Слитно пишется она.

И при помощи приставки

____________________________ слова.

-Что вам помогло
получить новые знания? (Научный текст, рисунки, таблица).

4.2.          
Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального
состояния

 -Что вам
понравилось на уроке? Что было самым интересным? На следующих уроках вы
узнаете еще много интересного о приставке.

 -С каким
настроением уходите с урока?

-Мы будем
продолжать работу над темой
«Состав слова» на следующих уроках.

Обобщают учебный
материал. Анализируют деятельность на уроке. Отвечают на вопросы, выделяют
использовавшие на уроке  способы получения знаний, освоенные ранее умения,
которые пригодились при изучении новой темы.

Делятся
впечатлениями от работы

Рассказывают о
том, что показалось интересным, в какой работе удалось себя проявить..

Добавить комментарий