Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики уже со 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.
Итак, при написании необходимо различать предлог от приставки.
Предлоги
Предлог — это часть речи. Предлог служит для связи слов в предложении. Пишется отдельно от слова, к которому относится.
без (безо), близ, в (во), вне, для, до, за, из (изо), к (ко), между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), по, под (подо), при, ради, c (со), сквозь, среди, у, через
Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!
Запомните!
- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) дерева, у (высокого) дерева.
- У глаголов нет предлогов: убежать, отбежать, забежать.
- Предлоги служат для связи слов.
- Предлоги пишутся раздельно со словами.
Приставки
Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
без-(бес-), в-(во-), вы-, до-, за-, из-(изо-), на-, недо-, над-(надо-), не-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пра, по-, под-(подо-), пере-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, с-(со-), через
- Приставка — это часть слова.
- Приставки служат для образования новых слов.
- Приставки пишутся слитно со словами.
- Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.
- Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.
Отличие приставки от предлога
Многие традиционно русские приставки звучат и пишутся также как и предлоги:
Например: дотянуться до дерева; вбежать в воду; написать на конверте; сбросить с лавочки.
Поэтому необходимо знать правила, чтобы отличать приставку от предлога и не совершать ошибок при написании слов!
Чтобы понять, приставка это или предлог, необходимо выполнить следующие приемы проверки: можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос или другое слово?
Например: добежать (до чего?) до подъезда или до моего подъезда; посмотреть (на кого?) на кота или на пушистого кота; отплыть (от чего?) от берега или от высокого берега.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом.
Приставки и предлоги: карточки для тренировки
КАРТОЧКА 1
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(В)летел (в)окно; (в)ходим (в)зал; (за)бежал (за)угол; (во)шёл (во)двор; (про)шептал (про)себя; (по)плыли (по)реке; пароход (от)чалил (от)пристани; лодку (от)толкнули (от)берега.
2. Отметь знаком «+» предложение, где ПО является приставкой
1) Машина едет (по)дороге.
2) Собака (по)бежала за мячом.
3) (По)небу гуськом тянулись птицы.
КАРТОЧКА 2
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(С)мастерил (из)бумаги; (до)води начатое дело (до)конца; (по)плыл (по)волнам; (до)плыли (до)знакомого села; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на)стадион; (до)шёл (до)пристани; (от)тащил (от)лужи.
2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написана приставка.
1) спрятались (от)дождя
2) высоко (под)прыгнул
3) растёт (на)горе
4) (на)шли дорогу
5) стоит (у)крыльца
6) делают (из)бумаги
7) прячется (под)деревом
КАРТОЧКА 3
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(С)лез (с)дерева; (за)шло (за)тучу; (по)ехали (по)дороге; (до)топали (до)города; (под)прыгнул (до)потолка; (во)шёл (во)двор; (в)полз (в)щель; (при)грелся (на)кухне; (на)брёл (на)избушку; (над)строил (над)чердаком.
2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написан предлог.
1) (по)ехали в деревню
2) ходили (по)городу
3) (в)несли в квартиру
4) медленно (за)катилось
5) слетит (с)дерева
6) (с)бросил с крыши
7) вернулись (в)класс
8) вошли (в)кабинет
КАРТОЧКА 4
1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(Без)донную бочку водой не (на)полнишь.
(На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
(С)счастьем хорошо (по)грибы ходить.
(С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.
Труд и (на)кормит, и (на)учит.
2. Составь по два слова с приставками.
с — ______________________________
на — ______________________________
по — ______________________________
за — ______________________________
КАРТОЧКА 5
- Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
Наколол, выкормил, забор, заболел, вылетел, выиграл, высоко, зашёл, записал, накопал, нашёл, наука, узел, пробежка, подарок, упал, позвонил, пролетел, проза, забежал, передний, прекрасный, перешёл, подходил, подорожник, прабабушка.
2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.
(За)шёл (за)товарищем. (По)шли (по)улице. (До)шли (до)реки. (От)плыли (от)берега. (До)плыли (до)островка. (На)шли (на) опушке.
КАРТОЧКА 6
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
Нина (от)бежала (от)дерева, (по)бежала (по)аллее, (до)бежала (до)поворота. Потом она (вз)бежала (на)холм, (с)бежала (с)него и (под)бежала (к)беседке.
2. Закончи предложения:
- Предлоги с другими словами пишутся _____________.
- Приставки с другими словами пишутся _________________.
- Предлоги в предложении служат ____________________________.
- Приставки служат__________________________.
- К предлогам нельзя поставить ________________________.
- У __________ нет предлогов.
КАРТОЧКА 7
1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки.
1) Хорошее слово (до)сердца (до)ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До)води дело (до)конца. 5) Много радости (на)ходит человек (в)труде. 6) Если за день ничего не (с)делаешь, зря (про)жил день.
2. Составь по два слова с приставками.
об — ______________________________
на — ______________________________
про — ______________________________
от — ______________________________
КАРТОЧКА 8
1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки.
Море (за)мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по)ехали (на)санях (по)льду. (По)ехал и рыбак Андрей. Он (за)ехал дальше всех. (На)делали дырок (во)льду и (за)пустили сети.
2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.
Высоко (под)прыгнуть, растет (под)деревом, (с)пряталась (от)дождя, (за)катилось (под)стол, (с)бросили листья, стоит (на)берегу.
КАРТОЧКА 9
1. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.
- (До)води дело (до)к..нца.
- Цветы (под)резали (под)корень.
- Ленту (в)плели (в)косу.
- Ло..ка (от)плыла (от)берега.
- Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)доро..ке, (до)катился (до)леса.
- Тр..пинка (с)пускалась (с)г..ры.
2. Измени словосочетания. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Образец: Нарукавная повязка – повязка на рукав.
Настенный календарь – … . Заработная плата – … . Заречная сторона – … . Подземный переход – … . Довоенные годы – … . Подводные камни – … . Загородная поездка – … . Предрассветный час – … .
КАРТОЧКА 10
- Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
(До)стать (из)кастрюли, (про)мокнуть (до)нитки, (за)медляет (по)лёт, (по)катимся (с)горы, (под)ходим (к)лесу, (о)жидать (от)друзей, (на)грузили (на)машину, (про)течка (на)кухне, (об)ъяснил (за)дачу, (про)летали (над)городом, (по)селились (под)елью, (про)читал (про)лягушек, (до)тянулся (до)сосульки.
2. Спиши, исправив ошибки. Выдели приставки.
По дула зема холадом. Со рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали птицы стайками со бираться. Со брались по кречяли и по лители завысокие горы, засиние маря втёплые страны.
КАРТОЧКА 11
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.
2. Раздели текст на предложения. Спиши, раскрывая скобки и правильно оформляя предложения.
(Во)дворе (по)строили горку весь день (на)горе много детей Митя (на)санках (с)катился (с)горы недалеко (от)горы стоит душистая ёлка (на)ветках ели игрушки (к)пушистой красавице (при)бежали дети
КАРТОЧКА 12
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(За)стучали (от)страха, (на)ехал (на)гвоздь, (с)писал (с)доски, (по)смотрел (по)сторонам, (под)ходим (к)лесу, (по)бежал (по)кочкам, (под)ушка (под)диваном, (по)смотрел (за)шкафом, (с)полз (с)цветочка, (раз)резать (на)кусочки, (для)успешного (по)хода, (на)шёл (на)шоссе, (до)полз (до)лавочки.
2. Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.
…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.
КАРТОЧКА 13
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(До)шёл (до)булочной, (по)ехал (по)побережью, (с)двинул (с)места, (по)ехал (по)рынку, (до)тёр (до)дыр, (с)ходить (с)крыльца, (под)ушка (на)диване, (с)полз (с)цветочка, (от)бился (от)стаи, (по)ходили (по)участку, (с)хватился (с)медведем, (за)гадка (про)кошку.
2. Спиши, раскрывая скобки. Выдели основу предложений.
(На)крыльце сидит ворона. (В)клюве (у)птицы кость. (Под)крыльцом живет овчарка. Она начинает лаять (на)ворону. Ворона улетела (с)крыльца и села (за)кустом. Овчарка скоро забудет о вороне.
КАРТОЧКА 14
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(За)горой, (за)б…жать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)р…зать, (в)л…тел, (в)дом, (с)к…тился (с)горы, (по)б…жали (по)доро…кам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б…рёзы, (по)б…жал (по)д…ревне, (про)читал (про)город.
2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.
…бросился … врага.
…кинула …плечи.
…вёл …дело …конца.
…ставил ведро …кран.
…резал замок …дверь.
…читал рассказ …конца.
…гулял …парку.
…ехал …станции.
…рисовал …листке бумаги.
…плела ленту …косу.
КАРТОЧКА 15
- Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.
2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.
(Об)ъяснил (за)дачу, (по)бежала (по)дорожке, (на)писать (на)конверте, (с)писал (с)доски, (у)бежать (от)лисы, (с)прятаться (в)дупле, (по)ложить (на)стол.
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Русский язык является сложной дисциплиной. Чтобы правильно написать слово, человек должен уметь разбирать его по составу, определять сильные и слабые позиции звуков, быстро вспоминать проверочные лексемы. При этом следует знать наизусть многочисленные исключения из правил. Часто правописание слова зависит от части речи. Например, не все знают, как отличить предлог от приставки, и допускают многочисленные ошибки.
Что такое предлог?
В русском языке самостоятельное слово и его значимая часть могут звучать одинаково. Слитное написание предлогов – частая ошибка, допускаемая школьниками. И действительно, эту часть речи легко спутать с приставкой. Например, в словах “за водой – заводь”, “под водой – подводник”. Чтобы избежать ошибок, вспомним определения.
Предлоги – служебные части речи, которые используются для связи синтаксических единиц в словосочетании или предложении. Они не изменяются, их правильное написание следует запомнить наизусть. Значение предлога зависит от контекста. Это может быть:
- время (до завтрака, по зиме);
- место (по трассе, в лесу);
- причина (ввиду обстоятельств, из-за морозов);
- цель (в поисках правды, для мамы);
- обстоятельства, отношения (думаю о друге, скучаю без жены).
Предлоги не являются членами предложения и пишутся раздельно с другими словами.
Приставка: определение
Так получилось исторически, что некоторые предлоги со временем стали использоваться для дополнения или изменения смысла самостоятельных частей речи. Они превратились в значимую часть слова, стоящую перед корнем, и получили наименование “приставка”. Если предлог связывает слова в словосочетании, то с помощью приставки изменяется лексическое и грамматическое значение исходных лексем. Например: окно – подоконник (указание на местоположение), летел – прилетел (сближение + завершенность действия).
В отличие от предлогов, приставки пишутся слитно со словом. При этом они могут иметь такое же звучание и сходное значение (на льду – наледь, без вкуса – безвкусный). Это порождает множество проблем, ведет к слитному написанию предлогов и раздельному – приставок. Поговорим о том, как избежать подобных ошибок.
Определяем часть речи
Как отличить предлог от приставки? Первое, что требуется для этого, – умение определять части речи. Предлоги могут стоять перед существительными (за столом, у дороги), местоимениями (возле тебя, вместо нее) и числительными (по четыре карандаша). Их никогда не встретишь перед глаголами, наречиями, деепричастиями, а также служебными частями речи. Поэтому при написании слов “слететь”, “слезть”, “сделать” вы можете не сомневаться: это глаголы с приставкой “с”. Писать ее следует слитно.
Особый случай – имена прилагательные и местоимения, которые порой оказываются между существительным и предлогом (в нашем доме, возле красной машины). В таких случаях ошибки допускаются редко. Но все же есть возможность спутать предлог, относящийся к существительному, с приставкой имени прилагательного (без жизненного опыта, безжизненный взгляд). Как быть? Если речь идет о предлоге, то прилагательное можно опустить без потери смысла предложения (без опыта). В противном случае мы имеем дело с приставкой.
Способы разграничения
Как отличить предлог от приставки, когда речь идет о существительных и местоимениях? Рассмотрим несколько способов:
- Между предлогом и лексемой можно вставить другое слово (по волнам – по синим волнам). В случае с приставкой сделать этого нельзя (полет, подорожник). Именно такой способ изучается в школе. Однако не все дети в начальных классах умеют быстро подобрать подходящее по смыслу определение. Для облегчения задачи научите их вставлять в промежуток местоимения (о маме – о нашей маме, за окном – за моим окном).
- Поставьте существительное или местоимение в начальную форму (именительный падеж). Например, (по) дороге – ЧТО? дорога. Слова “подорога” нет, значит “по” – предлог. Отвесил поклон – ЧТО? поклон. Такое слово есть, значит “по” – приставка.
- Задайте вопрос к слову. Предлог будет присутствовать в нем: под чем? – под лавкой. Приставка в состав вопроса не войдет: доволен чем? поездкой.
Алгоритм действия
Итак, подведем итоги. Что делать, когда вы сомневаетесь в написании предлогов или приставок? Следуйте согласно нашей инструкции.
- Определите, какой частью речи является сомнительное слово. Если это глагол, наречие, деепричастие или союз, то предлогов перед ними быть не может. Вы имеете дело с приставкой, которая пишется слитно (забежал, задумчиво, залетая, вследствие).
- Когда вы сомневаетесь в написании прилагательного, попробуйте его опустить. Если это удалось (площадка при школьном дворе – площадка при дворе), то перед нами предлог. Если нет – приставка, которая пишется слитно (пришкольный участок – сказать “при участок” нельзя).
- Если речь идет о местоимении или существительном, используйте три способа разграничения предлогов и приставок, описанных выше.
Как отличить предлог от приставки? Сделать это несложно, если воспользоваться предложенным алгоритмом. Для тренировки возьмите интересный текст и поупражняйтесь на нем. Главное – отработать навык до автоматизма, чтобы размышления не отнимали у вас много времени.
Я получила много обращений с просьбой рассказать, как объяснить ребенку разницу между предлогом и приставкой. Взрослым тема кажется лёгкой. А вот дети, когда начинают изучать состав слова, могут путать предлог и приставку. Особенно это проявляется в заданиях, в которых нужно раскрыть скобки ((в)лесу, (вы) ход).
Разницу между предлогом и приставкой объяснить легко. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например:
Между приставкой и корнем слово вставить нельзя
Часто дети путают приставку и предлог при написании глаголов.
Например, в таком задании. Спиши, раскрывая скобки:
(За)шел (за) угол, (вы)шел (из) дома.
Ребенок может подумать, что, если “за угол” пишется раздельно, то и “зашёл” тоже надо написать раздельно. Но глаголы с предлогом не употребляются.
Дети иногда говорят: “Но ведь не с глаголом пишется раздельно!“. В этом случае ребенку нужно объяснить, что не – это частица а не предлог. И она пишется с глаголом раздельно, кроме случаев, когда слово без “не” не употребляется.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал
Различение приставок и предлогов у учащихся начальных классов.
В своей работе учителя начальных классов нередко сталкиваются с тем, что дети в конце первого класса пишут предлоги слитно, а приставки раздельно. Такое нарушение требует дополнительной работы со стороны логопеда или учителя, а упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок должны проводиться на протяжении всего курса обучения в начальной школе.
В первую очередь необходимо объяснить ребенку, что приставка – часть слова, которая пишется слитно и служит для образования новых слов, а предлог – часть речи, следовательно пишется отдельно и служит для связи слов в предложении.
Далее ребенку объясняется алгоритм определения предлога:
1 Определить часть речи.
2 Если слово глагол, значит это не предлог
Если слово не глагол, а другая часть речи,
значит это или приставка или предлог.
4 Нужно вставить слово – признак.
5 Если смыла нет, то это – приставка
6 Если смысл сохранился, то это –предлог.
Для учащихся 1х классов не употребляем понятия части речи и глагол, а тренируемся играя.
Например:
Мальчик вклеил в тетрадь картинку.
Разбираем слово вклеил. Пробуем вставить слово-признак между в и клеил. Мальчик в красивую клеил в тетрадь. Получилась абракадабра. Смысла нет и звучит некрасиво. Значит это приставка, пишем слитно.
Разбираем в тетрадь. Мальчик вклеил в красивую/большую тетрадь. Можем добавить любое слово признак и предложение не испортится. Значит это предлог, пишем раздельно.
Упражнения для различения приставок и предлогов.
- Добавьте приставки к словам в скобках.
Подарок
Младшему брату в подарок хочу (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка.
- З а п и ш и т е слова в два столбика.
(З..) горой, (з..) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (н..) конверте, (н..) резать, (н..) листе, (н..) чертили.
3. С п и ш и т е без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.
Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.
1) Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про) тянешь, так и ложку (до) станешь. 3) (Вы) растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До) води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день.
Море (за) мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали дырок (во) льду и (за) пустили сети.
4. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
(За) ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою л..су.
Я. Козловский
(За) ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою л..су.
5. С о с т а в ь т е и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги.
Добрести (до, в) Выехали (из, с) Зацепился (за, о) Выполз (от, из) Вцепился (за, в) Взобрался (в, на) |
город. село. скатерть. нора. рука. гора. |
6. С п и ш и т е , исправив ошибки.
Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.
7. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
Бемби ш..л (за) матер..ю по у..кой тр..пе. Это было пр..ятное путешествие. М..лыш увидел бабоч..ку. Она была пр..красна, как цв..ток. Но бабоч..ка (з..) хлопала крылышками, (вс) порхнула и (у) летела.
8. С п и ш и т е пословицы, раскрыв скобки. Приставки выделите
1) Труд и (на) кормит и (на) учит. 2) Счастье тому бывает, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает. 3) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. 4) Дружно (за) дело взяться – и пустыня (за) цветёт. 5) Одна пчела немного мёду (на) таскает. 6) Одной рукой узла не (за) вяжешь. 7) (Без) донную бочку водой не (на) полнишь. 8) Не (раз) грызёшь ореха, не (с) ешь ядра. 9) (На) говорил столько, что (в) шапку не (за) берёшь.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Правописание приставок и предлогов
Приставки и предлоги бывают похожи (по, над, с, в и другие).
Приставка – это значимая часть слова, которая пишется слитно – побежал.
Предлог – это служебная часть речи, она пишется раздельно с другими словами – бежал по дорожке.
Чтобы понять, что перед нами, – приставка или предлог, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово (или вопрос). Если вставить слово можно, значит, это предлог, пишется раздельно. Если слово нельзя, значит, это приставка, пишется со словом слитно.
Например:
побежал по дорожке – побежал по (грунтовой) дорожке
зашёл за другом – зашёл (за кем?) за другом
Запомни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги пишутся перед именами существительными, прилагательными, числительными или местоимениями.
Запомни! Наречия издалека, издавна, вверх, вниз, направо, налево и другие пишутся слитно.
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И – Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание “не” с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 163,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 164,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 185,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 180,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 125,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 5,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 140,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 210,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 252,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 146,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 145,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 111,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 145,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 149,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 4,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 16,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 115,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 285,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 145,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 101,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 86,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 72,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 56,
Полякова, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 64,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 97,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 614,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 146,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 355,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 484,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 124,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 516,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 609,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 328,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 510,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 521,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 146,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Практикум стр. 146,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 276,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 203,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 293,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 436,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 483,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 382,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2
8 класс
Упражнение 319,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 325,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 335,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 387,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 248,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 176 – 179,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 296,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Практикум стр. 194,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник