Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?
Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.
Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.
У приставок есть свои значения.
А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.
Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.
Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.
Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.
Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.
Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.
Урок по русскому языку
3 класс
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в слове.
Цель: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах.
Задачи: 1)формировать умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок;
2) развивать навык выделять суффикс графически;
3)воспитывать аккуратность, интерес к предмету русский язык.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник (Русский язык 3 класс ч.1 Верниковская, Демина, Грабчикова), карточка с частями слова.
План урока:
-
Организационный момент(1 мин.).
-
Проверка домашнего задания.(3 мин.).
-
Чистописание. Орфографическая разминка(3 мин.).
-
Изучение нового материала(17 мин.).
-
Физкультминутка(1 мин.).
-
Закрепление изученного материала( 15 мин).
-
Домашнее задание(2 мин.).
-
Подведение итогов( 1 мин.).
-
Рефлексия(1 мин.).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!
Чтоб за работу получать
Лишь «десятки»!
2.Проверка домашнего задания.
– В каких словах обозначили корни и суффиксы?
– Какая отгадка?
3.Чистописание. Орфографическая разминка.
– Пропишите: От по на за под об
Знакомство с новым словарным словом.
-Прочитайте: Квартира
-Прочитайте слово так, как пишется.
– Скажите, можем ли проверить это слово.
-Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Составьте словосочетание к этому слову, запишите.
-Запишите пословицу: В квартире, где чистота и уют, люди культурно живут.
4. Изучение нового материала.
– Послушайте стихотворение и назовите однокоренные слова слову «сад»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово было корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов
Вот из садика – рассада
И ещё посадки рядом.
– Запишем эти слова: сад, садик, рассада, посадки
– Выделите в словах все части слова. (один ученик на и доске выделяет части слова).
– Почему осталась невыделенная часть в словах « рассада, «посадки»? (не знаем что это)
– Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется)
– Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
– Откройте учебник на стр.123 и прочитайте правило про себя. (дети читают)
-Что же это за часть слова?
– Что такое приставка?
– Где находится приставка в слове?
– Для чего служит приставка?
–Послушайте сказку о приставке.
Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
– Почему приставка стоит вначале слова?
-Кто сможет расставить части слова в схеме правильно?(карточка на доске)
– А сейчас вы выполните упр.205 в учебнике на стр. 124. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Запишите словосочетания. В однокоренных словах выделите корень и приставку.
Составление алгоритма нахождения приставки.
– А как же найти приставку в слове. Давайте расставим по порядку рассыпавшийся алгоритм нахождения приставки. В какой последовательности нужно выполнить действия?
Укажи корень.
Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.
Назови приставку.
Подбери однокоренные слова.
– Проверьте себя по учебнику (стр.125).
5.Физкультминутка.
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
6. Закрепление.
– Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.206 на стр. 124.
– Прочитайте. Сравните пары слов по смыслу и по составу.
-Спишите слова с приставками, выделите приставки, составьте с этими словами словосочетания.
– Упр. 207. стр. 124. Прочитайте, отгадайте загадку. Спишите выделенные слова и обозначьте в них приставки.
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
Повязка на рукаве – …
Шаг без шума – …
Переход под землей – …
Камни под водой – …
Совет без пользы –
Годы до войны – …
Значок на груди –
Самостоятельная работа.( слова на доске)
Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(за)горой
(на)льду
(по)бежать
(под)сосной
(за)мерзнуть
(зав)ывает
(под)снегом
(С)катиться
(во)дворе
(на )горе
(под)снежник
(по)крывает
(на)мело
(за)окном
(на)катке
(за)морозить
(с)горы
7. Домашнее задание.
-Запишите домашнее задание. С.125 упр. 209
8. Подведение итогов.
– Что такое приставка?
– Как найти в слове приставку?
9.Рефлексия.
Продолжите предложение:
На уроке я узнал(а) ….
Понял(а) …
Научился(а) ….
Оценка работы учащихся на уроке.
– Вы сегодня поработали хорошо. Молодцы!
1.Создание
мотивационной основы учебной деятельности.
Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала.
Все
на свете из чего – нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес
из деревьев., дома из кирпичей или бревен. Предложения состоят из слов, а
слова сделаны из своего строительного материала. Мы уже познакомились с самой
главной значимой частью слова –корнем.
Сказка Долгое
время корни жили одни в своей волшебной поляне в
стране « Морфология». Но однажды произошло
событие , которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну
удивительные девицы – красавицы. Они так громко разговаривали , что корни
вышли посмотреть , что же случилось.
Красавицам корни очень понравились и захотели они остаться жить на волшебной
поляне. А так как корни были добрыми , то не только разрешили им остаться ,
но и построили им домики перед своими,
И
стали они вместе работать в слове, Ведь вместе работать интереснее и веселее.
С
кем же познакомились корни и какую важную работу они выполняли в слове.
И
нам на уроке предстоит очень интересная и увлекательная работа .
Слушают
учителя, участвуют в диалоге.
Эмоционально
настраиваются на урок.
Демонстрируют
готовность к уроку.
2.
Актуализация знаний.
Чистописание
– Посмотрите на доску.
С какой работы начнем урок? Назовите цель этой работы.
о,
об, от до, по, под, про.
( Повторить правильное написание строчной буквы о ,
соединение с другими буквами)
–
К какой части речи можно отнести эти буквосочетания ?
( предлоги)
Воспроизведение
ранее изученного
-Составьте из
слов предложение, изменяя, где необходимо, форму слова, запишите.
Под , красивый,
осина, подосиновик, растет .
– Дайте характеристику
предложению. ( Повествовательное, невосклицательное, простое,
распространенное).
-Найдите
однокоренные слова. Выделите в них части слова.
Осина, подосиновик.
-Как найти
однокоренные слова?
( Они имеют
одинаковый корень с одним и тем же значением)
-Что такое
корень?
(Корень – это
главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
-Для чего
изменили форму слова «осина»?
(Чтобы связать
слова в предложении. Окончание- изменяемая значимая часть слова).
–Выделите
окончание в слове подосиновик ( нулевое)
Создание
проблемной ситуации
Организует
диалог с учащимися с целью формулирования темы и познавательных задач урока.
-Почему в слове
подосиновик не все части слова выделены?
В слове есть еще
части , которые стоят перед корнем и после корня. С какой из этих частей нам
предстоит познакомиться сегодня, вы узнаете, составив слово из подчеркнутых
букв.
( Приставка)
-Вам знакомо это
слово ?
( На странице 73 учебника) Вы догадались , с кем познакомились корни?
Откройте
учебники , прочитайте тему урока: Приставка.
Работают
в тетради.
Выполняют
письмо по образцу.
Отвечают
на вопросы учителя.
Обдумывают
ответы на вопросы и осознают. Что знаний недостаточно для полных ответов.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Практический этап
Создаёт условия
для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания и
способа действий. Наблюдение над признаками приставки как одного из
словообразовательных понятий, определение последовательности действий при
выделении приставки в слове.
3.1. Открытие
нового знания.
-Рассмотрите
рисунки. Прочитайте слова. Упр.153 с 84
-В чём сходство
этих слов? (Это глаголы, однокоренные слова, имеют одинаковое окончание).
-Чем отличаются
эти слова? (Имеют разное лексическое значение и ту часть, которая находится
перед корнем).
-Объясните
различие в лексическом значении однокоренных слов. (Направление действия).
-Назовите, какая
часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово.
-Где находится
эта часть в слове: перед корнем или после корня?
-Как она
называется?
-Догадайтесь,
почему эту часть так назвали? (Она как бы приставляется к корню)
(Обобщение –
слушают текст с диска).
-Запишите все
слова в тетрадь, выделите приставку и корень.
– Кто попробует
ответить на вопрос «Что такое приставка?»
-Проверим ваши
предположения. Поработаем с научным текстом учебника (с.84).
3.2. Применение
знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий,
создание алгоритма.
Знакомит с
некоторыми приставками русского языка, их произношением, написанием, ролью в
образовании слов. Образование однокоренных глаголов при помощи некоторых из
данных приставок.
В русском языке
очень много приставок.
Мы познакомимся
сегодня лишь с некоторыми из них.
-Обратим
внимание на написание приставок. (с. 85, упр.154).
-Посмотрите в
тетрадь на работу по чистописанию . Что заметили?
Приставки с
буквой о мы уже записали.
-Прочитаем
приставки в рамочке.
-Назовите те,
которые пишутся с буквами о (а, е).
-Запомните написание
этих приставок! Они всегда пишутся одинаково.
-Прочитайте
слова. К какой части речи они относятся?
-С помощью этих
приставок можно образовать новые глаголы?
– Выберите один
глагол, обсудите с товарищем, какие однокоренные глаголы можно образовать с
помощью этих приставок. Запишите эти глаголы, выделите приставки.
– Какие глаголы
образовали вы?
Проверь работу
товарища , оцени.
Организует
деятельность учащихся по составлению алгоритма определения приставки в слове.
Физминутка
Вы устали? Отдохнем.
Физминутку
проведем.
Вам ребята надо встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать,
потом разжать
Так секунду постоять.
Руки плавно опустить
И еще раз
повторить.
3.3. Применение
знаний и умений для решения учебных, учебно- познавательных и учебно-
практических задач, выполнения творческих заданий.
-Какую ещё
познавательную задачу мы ставили? Прочитайте. (Уч.,с.85)
Какие же
действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку7
Найдите в
учебнике на стр. 86 ответ на этот вопрос.
Пользуясь
полученным знанием, выполните упражнение 155
Прочитайте
загадку про себя, приготовьтесь читать вслух.
-Отгадайте
загадку. Какие слова вам помогли отгадать загадку?
-Назовите антонимы.
-Назовите в
загадке глаголы.
-В каких из них
есть приставка? Назовите эту приставку.
-Могут ли эти
глаголы употребляться без приставок или с другими приставками?
Создание и
апробация алгоритма нахождения приставки.
Проведём
исследование.
(Глагол влетит
имеет приставку в-, образован от глагола летит (влетит и летит
– это однокоренные глаголы, разные по лексическому значению), глагол летит
может употребляться в речи и с другими приставками(прилетит, улетит,
вылетит)).
-Приставки в
слове имеют своё значение: приставка может обозначать начало действия (загудит),
неполноту совершения действия (притихнет), направление действия внутрь (влетит).
-Сделайте вывод,
как найти приставку в слове?
-Выпишите из
загадки глаголы с приставками, выделите приставки.
Организует
коллективную деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового
учебного материала, подводит к обобщению и систематизации полученных знаний.
-Потренируемся
применять полученные знания. Выполним задание в «Рабочей тетради» на печатной
основе (с.45,упр.109).
-Прочитаем
отрывок из стихотворения Г. Витоза «Что случилось?».
-Как вы думаете,
что случилось?
-Послушаем
полностью это стихотворение и снова попробуем ответить на этот вопрос.
(Читает подготовленный ученик).
-Так, что же
случилось?
-Какие
незнакомые слова вы услышали?
-Как вы
понимаете значение слова «флюгер» и словосочетания «дрыгнул ножкой»?
-Обратимся к
толковому словарю.
-Выполним
задания к этому упражнению самостоятельно. Проверь работу соседа.
Кому
потребовалась помощь?
Включаются в
диалог, следят за логикой рассуждения, открывают и фиксируют новое знание и
способ действия, работают по инструкции.
Читают и
выполняют задания по порядку. Подтверждают предположение, что приставка стоит
перед корнем. Формулируют определение. Соотносят его со сведениями из учебника.
Дополняют. Уточняют. Проговаривают откорректированное определение.
Записывают
слова, выделяют приставку и корень, формулируют определение понятия «приставка».
Работают с
научным текстом из учебника. Выборочное чтение: выделение признаков приставки.
Знакомятся с
некоторыми приставками русского языка, их написанием, ролью в образовании
слов, образуют с помощью приставок однокоренные слова , записывают их,
выделяют приставки.
Работают в
парах.
Работа
в парах.
Выполняют
элементарные физические упражнения.
Читают задание .
Находят глаголы .
Проводят
исследование ,подбирая к каждому глаголу однокоренной глагол без приставки и
с другими приставками, наблюдают над значением приставок, определяют
последовательность действий при выделении приставки в слове, соотносят его со
сведениями в учебнике на с.86. выписывают глаголы с приставками, выделяют
приставки,
Под руководством
учителя проговаривают новое знание или способ действия , используют
приобретённые знания в практической деятельности.
Высказывают
собственные предположения, находят слова с приставками, выделяют приставки,
участвуют в игровой деятельности
Соотносят
учебную задачу и результат, анализируют свою деятельность.
Называют
главные задачи урока, перечисляют признаки приставки и последовательность
действий при определении приставки в слове
4.1. Рефлексия
относительно достижения результата и способов учебной деятельности. (Задаёт
вопросы на осмысление деятельности на уроке
Что нового
узнали на уроке?
Какой опыт
приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке?
Что помогло
справиться с трудностями?
Обратимся к
нашему плану. Нам удалось его выполнить.
– Проверим
достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним
тестирование.
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. Найди в словах приставку:
Приехал, пробежал , нарисовал, вылепил.
Перед корнем ( после корня) есть
приставка.
( Раздельно) Слитно пишется она.
И при помощи приставки
____________________________ слова.
-Что вам помогло
получить новые знания? (Научный текст, рисунки, таблица).
4.2.
Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального
состояния
-Что вам
понравилось на уроке? Что было самым интересным? На следующих уроках вы
узнаете еще много интересного о приставке.
-С каким
настроением уходите с урока?
-Мы будем
продолжать работу над темой «Состав слова» на следующих уроках.
Обобщают учебный
материал. Анализируют деятельность на уроке. Отвечают на вопросы, выделяют
использовавшие на уроке способы получения знаний, освоенные ранее умения,
которые пригодились при изучении новой темы.
Делятся
впечатлениями от работы
Рассказывают о
том, что показалось интересным, в какой работе удалось себя проявить..
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Русский язык. 3 класс
№ 32
Раздел. Приставка.
Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Приставка, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?
На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например,
Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.
Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.
– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
– Представили?
– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?
– Включим телевизор!
– А если я скажу: «Пере!»
– Переключим на другую программу!
– А если я скажу: «Вы!»
– Значит, надо выключить!
– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»
– Пододвинемся к вам вместе со стульями.
– А если я скажу: «Ото!»
– Отодвинемся!
Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.
Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.
До- По- Про- |
О-/об От- Под – |
На- Над – За- |
Пред – Пере- При- |
Вы – В – У – С – |
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Например,
Поджарить (жарить, пережарить).
Разбор заданий
Укажите наиболее полное определение приставки.
- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Приставка – это значимая часть слова.
- Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.
Правильный ответ
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Укажите, как найти в слове приставку.
- Найти корень.
- Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
- Определить смысл слова.
Правильный ответ
Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
Укажите слово с приставкой.
- Подошёл
- Шёл
- Шествующий
Правильный ответ
Подошёл.
Повышенный уровень
Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».
- Перегибать
- Сгибать
- Подгибать
Правильный ответ
Сгибать
Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».
- Предпраздничный
- Перерисовать
- Подпрыгнуть
Правильный ответ
Перерисовать.