Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → прочитать;
- черный → чернеть;
- кто → кто-либо.
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → безграничный;
- гулять → разгуляться;
- луна → прилуниться;
- шутить → перешучиваться.
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → пришкольный;
- облако → заоблачный;
- верх → наверху.
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → антициклон;
- крыть → закрыть;
- большой → небольшой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — пришкольный;
- облачный — заоблачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → беззвучный (без звука);
- береза → подберезовик (под березой);
- палец → напальчник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → пододеяльник;
- колено → наколенник;
- плечо → предплечье [й’ э];
- дорога → бездорожье [й’ э];
2. прилагательных
- кровать → прикроватный;
- окно → заоконный;
- листва → безлиственный;
- лоб → налобный;
- бровь → надбровный;
3. глаголов
- земля → заземлить;
- водный → наводнить;
- глубокий → заглубить;
- милый → умилить;
4. наречий
- хороший → по-хорошему;
- добрый → по-доброму;
- беличий → по-беличьи;
- товарищеский → по-товарищески;
- низ → внизу ;
- далекий → вдалеке;
- век → навеки;
- встреча → навстречу;
- второй → во-вторых;
- пятый → в-пятых.
Тест
Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 99
В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.
Теория
Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик ← стол, столик — маленький стол.
Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.
Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.
Способы словообразования
Примеры:
1. Приставочный способ:
Ходить – приходить, плыть – заплыть.
2. Суффиксальный способ:
Гриб – грибок, учить – учитель.
3. Приставочно-суффиксальный способ:
Окно – подоконник, уши – наушники.
4. Бессуффиксный способ:
Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.
5. Сложение:
Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.
6. Переход из одной части речи в другую:
Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.
Упражнения
Приставочный способ словообразования
№ 1
Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок
Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________
Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________
Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________
Правда (не-) _____________________________________________________________________
Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________
№ 2
Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Подлокотник ← _______________________
Подъехать ← ____________________
Поезд ← ________________
Побег ← ___________________
Послышаться ← ___________________
Поверхность ← ___________________
Постройка ← ____________________
Покатый ← __________________
Покатиться ← ________________
Поблагодарить ← ___________________
Подберезовик ← __________________
Поддержать ← ______________
Подобрать ← _______________
Ответ:___________________________________________________________________________
Суффиксальный способ словообразования
№ 3
Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.
Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________
Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________
Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________
Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________
№ 4
Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!
Расписание ← ________________________
Приложение ← ________________________
Искусно ← ________________________
Уверение ← ________________________
Искренне ← ________________________
Учение ← ________________________
Искусственно ← ________________________
Хорошо ← ________________________
Творение ← ________________________
Устно ← ________________________
Просвечивание ← ________________________
Внутренне ← ________________________
Желание ← ________________________
№ 5
Распределите слова на группы
Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом
Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.
Приставочно-суффиксальный способ
№ 6
Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).
Уши (под- + -к-) _________________________
Уши (на- + -ник-) _________________________
Локоть (под- + -ник-) _________________________
Берёза (под- + -овик-) _________________________
Осина (под- + -овик-) _________________________
Морда (на- + -ник-) _________________________
Верх (с- + -у-_ _________________________
Таскать (вы- + -ива-) _________________________
Левый (с- + -а-) _________________________
Двое (у- + -и-) _________________________
Дорога (по- + -ник-) _________________________
Снег (под- + -ник-) _________________________
Школа (при- + -н-) _________________________
Облако (за- + -н-) _________________________
Колено (на- + -ник-) _________________________
Кроткий (у- + -а-) _________________________
№ 7
Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Приехать ← __________________
Восход ← ________________
Выполнение ← _________________
Насухо ← ___________________
По-новому ← __________________
Отнести ← _________________
Преодолеть ← _________________
Прочитать ← ___________________
Разрушение ← __________________
Заглушка ← _______________
Приземлить ← _______________
Пододеяльник ← ________________
Ответ:___________________________________________________________________________
Бессуффиксный способ
№ 8
Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.
Слово с производящей основой / Производное слово
Зелёный
Рассказать
Полететь
Нагревать
Тихий
Приказать
Выходить
Призывать
Обменять
Взлетать
Сухой
Синий
Гладкий
Далёкий
№ 9
Распределите слова по способу словообразования.
Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.
Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.
Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
— безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);
— соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
— измельчить — мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);
— непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»). НО:
постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:
— белизна — бел(ый);
— поручение — поруч(ить);
— уходящий — уход(ить).
Помните:
Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
— причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный — жар(ить);
— деепричастия: играя — игра(ть); прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся;
— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);
— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(ть); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — заклин(ать); испытатель — испыта(ть);
— глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:
— переносица — нос;
— вчитаться — чита(ть);
— по-немецки — немецк(ий).
4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса) образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) – это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
б) начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрезвычайных ситуаций);
в) начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).
Сложение
Способ |
Пример |
Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис) |
Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. |
Сложение основ слова без соединительной гласной. |
Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. |
Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е |
Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса |
Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. |
Слияниеслов |
Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый |
Сложение сокращенных основ (аббревиация) |
|
Сложение слогов или частей слова |
Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д. |
Сложение названий начальных букв |
МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. |
Сложение начальных звуков |
Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д. |
Смешанный способ |
Районо (районный отдел народного образования) |
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Переход из одной части речи в другую
(В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).
Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало |
В какую часть речи перешло, его новое значение |
Примеры |
|
Прилагательное (признак) |
Существительное (предмет) |
Учительская комната |
В учительской повесили объявление |
Числительное (порядок при счете) |
Прилагательное (признак) |
Первый день наступившего года |
Иванов — первый (в значении лучший) ученик |
Причастие (признак по действию) |
Прилагательное (признак) |
Болеющий гриппом |
Болеющий за “Зенит” |
Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) |
Загорал, лежа на песке |
Читать лежа вредно |
Существительное (предмет) |
Наречие (признакдействия) |
Медленны мшагом |
Ехали шагом |
Деепричастие |
Предлог |
Благодаря друга |
Благодаря помощи друга |
Применение алгоритма
«Как определить способ образования слова и не ошибиться»
Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:
Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Образец рассуждения
ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.
Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Образец рассуждения
«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, способ образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, способ образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.
Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».
Образец рассуждения
«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» — сложносуффиксальный
Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Образец рассуждения
1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продолжать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), позор (сущ.), унижение (сущ.).
2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследовать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и образованы суффиксальным способом.
3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, позор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образования данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».
4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕТЕРПЕТЬ.
Источник:
uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.
Дополнительно на Геноне:
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Что такое наложение морфем?
- Что такое корневая морфема?
- Что такое служебная морфема?
- Что такое соединительная морфема?
- Что такое формообразующие морфемы?
- Какие есть формообразующие морфемы?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Какие морфемы относятся к формообразующим?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Чем отличается корень слова от других морфем?
- Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
- Почему окончание называют формообразующей морфемой?
- Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
- Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
- В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
- Как разобрать слово по составу?
- Как делать разбор слова по составу?
- Где найти план разбора слова по составу?
- Как правильно разобрать слово по составу?
- Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
- Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
- Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
- Что такое приём перифраза в словообразовании?
- Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
- Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
- Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?
11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Возможные трудности
При
выборе производящего слова
(при
имеющемся производном)
При
определении способа словообразования
Причины
Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки
П
Что
нужно знать?
- В
словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
производящим является существительное мужского пола, производным
-существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
- В
парах: глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
производящим является глагол или прилагательное, а существительное
производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
- Большинство
возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
- При
словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым
суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
- Наречия
с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
- Приставочный
способ
– присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
- Суффиксальный
способ
– присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом
образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые
производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
- Приставочно-суффиксальный способ
– одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
- Бессуффиксный
способ
– присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим
способом образуются следующие группы слов:
существительные
от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные
от прилагательных путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
- Сложение
– способ,
при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).
Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
- Переход
– это
способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный
по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).
- Сращение
–
это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→
сегодня.
Советы
Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.
Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:
-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например:
близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной,
здоровенный.
Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:
-выбери
слова с приставкой и суффиксом;
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
n определить
какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
n найти
производящее слово: истолковать значение производного ( это
можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого
оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.
n определить
способ образования исследуемого слова.
n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
n слово
образовано приставочно-суффиксальным способом.
Приставочно-суффиксальный способ. Образование слов приставочно-суффиксальным способом
Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают способы словообразования, чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.
Общие сведения
«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» – именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.
Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.
Способы образования слов
Образование слов приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.
Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:
- приставочный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- безаффиксный и ряд других.
В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.
Приставочный метод словообразования
О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.
Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:
- слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
- слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
- слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
- слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
- слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».
Особенности приставочного метода
При образовании слов таким способом следует знать, что:
- словообразовательная приставка добавляется ко всему слову;
- приставочный метод применяется при образовании абсолютно всех знаменательных частей речи;
- при добавлении любой приставки часть речи основного слова не меняется.
Суффиксальный метод словообразования
Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:
- слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса –як- к производящей основе «земл»;
- слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса –няк- к производящей основе «берез»;
- слово «серость» образовано путем прибавления суффикса –ость- к производящей основе «сер»;
- слово «работник» образовано путем прибавления суффикса –ник- к производящей основе «работ»;
- слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса –н- к производящей основе «комнат».
Особенности суффиксального метода
Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами –ени- и –ани- образуются обычно от глаголов (появиться – появление).
Приставочно-суффиксальный способ
Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.
Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов
Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:
- слово «бездарный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «подарок» образовано при помощи суффикса –ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «припевать» образовано при помощи суффикса –а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
- слово «впятером» образовано при помощи суффикса –ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
- слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса –оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
- слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».
Особенности приставочно-суффиксального метода
Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.
- стакан – подстаканник;
- оружи-е – обезоружить;
- сво-й – по-своему;
- шеф – подшефный.
При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:
1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:
- подоконник, то есть под окном;
- подстаканник, то есть под стаканом;
- безлуние, то есть без луны.
2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:
- люд-и – без-людь-[ й ]-е.
- от имен прилагательных посредством приставки по- и суффиксами –ему-, -ому- (взрослый – по-взросл-ому, волчий – по-волчь-[ й ]-и, хороший – по-хорош-ему, товарищеский – по-товарищески);
- от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов –их- и –ых- (третий – в-треть-их, первый – во-перв-ых).
4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:
- без-рог-0-ий, то есть без рогов;
- без-ног-0-ий, то есть без ног.
Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:
- без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
- без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).
Закрепление материала
1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.
2. Определите производящие слова для нижепредставленных имен прилагательных: безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
Какие существуют способы образования слов?
Многообразие русского языка определяется богатейшим арсеналом методов словообразования, ведущее место в числе которых занимает приставочно-суффиксальный способ образования слов, примеры которого будут представлены ниже.
При использовании этого способа на основании одного слова можно образовать целое множество однокоренных слов различных частей речи. Начальное слово при этом называется производящим, а полученное – производным.
Способ образования слов с помощью приставок и суффикса и его особенности
Чтобы понять, что собой представляет такой способ в действии, рассмотрим пример. Проведем морфологический разбор слова «заработок»:
- приставка -за;
- корень работ-;
- суффикс -ок-.
Нетрудно определить, что производящим здесь служит слово «работа». Присоединив к нему приставку за- и суффикс -ок-, получаем слово с новым лексическим значением.
Таким образом, приставочно-суффиксальный способ образования слов является морфемным и представляет собой словообразование путем одновременного присоединения двух морфем – приставки и суффикса.
При образовании слова морфемным способом, нужно хорошо понимать, как присоединяемые морфемы могут на него повлиять. Потому что именно от них зависит значение нового полученного слова. Чаще всего оно определяется значением производящей основы с приставкой, в то время как суффикс не несёт важной смысловой нагрузки.
Приставочно-суффиксальный способ образования частей речи
С помощью данного способа образовываются почти все значимые части речи.
Существительные
Взяв за основу существительное и предлог, можно получить новое имя существительное. Предлоги, участвующие в таком способе словообразования, из класса части речи трансформируются в морфемную единицу, именуемую приставкой или префиксом. Например, слово «подлокотник» образовано из словосочетания «под локоть». Таким же методом образованы слова:
- намордник – на морде;
- пододеяльник – под одеялом;
- подзатыльник – под затылок;
- наручники – на руки.
Прилагательные
При образовании прилагательных также часто за основу берется имя существительное в косвенном падеже вместе со смысловым предлогом.
- безумный – без ума;
- настольный – на столе;
- бессовестный – без совести.
Прилагательное «безрукий» также образовано по принципу приставочно-суффиксального способа. Но здесь мы имеем пример бессуффиксного словообразования, когда суффикс нулевой и считается сокращенным.
Глаголы
Применяя префиксально-суффиксальный способ для получения глаголов, за производящую основу можно взять как всё то же имя существительное, так и другие основные части речи. Составим наглядную таблицу с примерами образования глаголов из других частей речи с помощью приставок и суффиксов:
Часть речи | Основное слово | Полученный глагол |
Имя существительное | свет | высветлить |
чертеж | перечерчивать | |
рисунок | нарисовать | |
Имя прилагательное | новый | обновить |
тихий | затихнуть | |
широкий | расширить | |
Глагол | сказать | рассказывать |
ходить | прохаживаться | |
стирать | застирывать |
Наречия
При образовании наречий приставочно-суффиксальным способом, в качестве производящей основы могут выступать:
Имена существительные:
- навстречу – на встречу;
- снизу – с низа.
Имена прилагательные:
- по-братски – братский;
- по-новому – новый.
Порядковые числительные:
- во-первых, во-вторых, в-третьих – первый, второй, третий.
А также притяжательные местоимения:
- по-своему – свой.
- Можно заметить, что наречия, будучи образованными от имен прилагательных, числительных и местоимений, пишутся через дефис.
- Наряду с приставочно-суффиксальным, в русском языке существует множество других методов словообразования.
- К ним относятся сложение основ слов, сложение части слова с целым словом, слияние нескольких слов, а также более частные случаи рассмотренного выше способа – префиксальный (приставочный), суффиксальный и постфиксальный способы словообразования, в совокупности образующие приставочно-суффиксальный способ.
Способы образования слов – примеры в русском языке: приставочное, суффиксное и другие методы
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке….
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:
- диахронический (историческое формирование),
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя).
Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей. Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем,
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы,
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»),
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано. Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом. Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Приставочный способ образования слов
В русском языке новые слова появляются разными способами – от заимствований до сложения слов. Морфемные способы выделяются в отдельную категорию, в которой все новые лексические единицы образуются с помощью специальных словообразующих морфем.Одним из таких способов является приставочный, который, как и другие, имеет свои особенности и значение.
Что это за способ, несложно вывести из его названия – новые слова действительно образуются с помощью приставок. Например, если взять глагол плыть и добавить к нему приставку пере то получится глагол переплыть, слово с другим значением.
Приставочный способ продуктивно используется при образовании всех знаменательных частей речи, но чаще всего с его помощью образуются глаголы. При этом важно запомнить, что приставка всегда присоединяется к слову целиком.
То есть производные слова, которые образовались после присоединения приставки к слову, будут относиться к той же части речной категории, что и слова производящие, смены не происходит. Например, если взять прилагательное одаренный и добавить к нему приставку сверх получится слово сверходаренный – тоже имя прилагательное.
Это существенно отличает данный способ как от собственно суффиксального, так и от приставочно-суффиксального. Зато категория слова внутри части речи таким образом измениться может.
С помощью приставки изменяется и значение слова, причем иногда кардинально – на противоположное. Это подтверждают примеры приставочного способа образования слов: порядок – беспорядок, мобилизация – демобилизация.
Одной из интересных способностей приставок, использующихся при таком словообразовательном способе, является их способность становиться частью основы, как это произошло со многими словами, которые сегодня считаются цельными, например, привет, причуда и так далее. С учетом продуктивности корней, можно сказать, что редкими стали модели, по которым эти слова образуются.
Очень часто подобные случаи происходят с заимствованными словами, такими, например, как объект и субъект, где и об- и суб- – это приставки, однако из-за того, что корень -ект- характерен для латинского языка, а никак не для русского, возникают слова, в которых есть только корень, цельный и неделимый.
У глаголов с помощью приставок часто образуются видовые пары – часто к глаголу одного вида достаточно добавить нужную приставку, чтобы он сразу стал глаголом другого вида, например, сердиться – рассердиться. В этой видовой паре второй глагол образован от первого.
В некоторых же случаях добавление приставки полностью меняет лексическое значение глагола (решать – разрешать), но есть и такие, где добавление приставки ведет к весьма незначительным смысловым переменам (делать – сделать).
Приставочный способ образования слов относится к категории морфемных. Он не такой распространенный, как суффиксальный, однако с его помощью могут образовываться все значимые части речи. Наиболее часто с помощью приставки происходит образование новых глаголов, которые таким образом могут даже составить видовую пару.
У существительных и прилагательных приставка может полностью изменять значение слова на противоположное. Но даже если влияние этой словообразовательной морфемы на смысл слова не столь значительно, она в любом случает привносит свой оттенок значения в новое, образованное с ее помощью слово.
Некоторые лексические единицы, которые изначально были образованы приставочным способом, могут со временем стать словом, где приставка стала частью корня.
[spoiler title=”источники:”]
https://fb.ru/article/149423/pristavochno-suffiksalnyiy-sposob-obrazovanie-slov-pristavochno-suffiksalnyim-sposobom
https://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/pristavochno-suffiksalnyiy-sposob.html
https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/kakie-sushhestvuyut-sposoby-obrazovaniya-slov.html
[/spoiler]