Признаки времени
Группировка данных
по признаку времени позволяет описать
динамику и временную структуру
заболеваемости, при этом временной
интервал может составлять год месяц,
неделю, день и даже час возникновения
болезни.
Временные данные
отображаются таблицами и графиками.
Для отображения многолетней или
помесячной динамики заболеваемости
используют линейные диаграммы и
гистограммы. По возможности на диаграмму
наносится не только кривая заболеваемости,
но и обозначается время каких-либо
событий, считающихся важными для
объяснения динамики заболеваемости
Рис. 1. Заболеваемость эпидемическим
паротитом населения РФ
в 1953-2001 г.г.
(I0/0000– показатели
на 100000 населения).
Изучение динамики
годовыхпоказателей (рис. 1)
используется, в частности, для выявления
наличия (отсутствия) тенденции,
регулярных или эпизодических колебаний
заболеваемости, для прогноза заболеваемости
на следующий год.
Анализ помесячной
динамикизаболеваемости (рис. 2)
необходим для определения уровня и
динамики фоновой, сезонной и вспышечной
заболеваемости и оценки их роли в
формировании годовых показателей.
Рис. 2. Заболеваемость
краснухой населения г. В. в 2000г.
(I0/0000– показатели на 100000 населения)
Расследование
вспышкикакой-либо болезни начинается
с обязательнойгруппировкизаболевших по днямвозникновения
заболевания. При этом только на основании
выявленных особенностей динамики
заболеваемости, нередко удается точно
предугадать причину возникновения
вспышки.
Рис. 3. Развитие
вспышки брюшного тифа в 1960г. в г.Т.
Пример. Принимая во внимание
взрывоподобное начало вспышки брюшного
тифа (рис. 3) уже 6-7 марта была выдвинута
гипотеза о пищевом ее происхождении.
Дальнейшая динамика заболеваний и
другие, выявленные особенности этой
вспышки подтвердили первоначальную
гипотезу.
Сопоставление
особенностей динамики заболеваемости
с происходившими, в период предшествующий
вспышке, изменениями в наличии и
активности возможных факторов риска
используется для выяснения причин ее
возникновения данной вспышки.
Признаки места.
Группировка
заболевших по признаку места позволяет
изучать территориальную распространенность
какой-либо болезни.
Признаком места
является любой признак, позволяющий
определить территориальную «привязанность»
отдельного случая болезни. Для перечисления
всех, используемых в эпидемиологии,
признаков места пришлось бы выделить
несколько страниц, поэтому приведем
лишь некоторые примеры.
Основным и
обязательным для учета признаком
является место жительствабольного, или здорового лица, участвующего
в исследовании. Кроме того, в зависимости
от целей исследования и характера
информации в качестве признаков места
используются – место заражения больного,
место возникновения, выявления,
регистрации случая болезни, место
работы, учебы (даже с выделением
классов), место лечения (вплоть до
палаты) и т.д., то есть все признаки
того места, с которым связывается случай
болезни.
Стандартным приемом
является применение для группировки
административно-хозяйственного и
государственного деления территорий
на города, села, районы, области, страны
и т.д.
Для отображения
информации используют линейные,
столбиковые диаграммы, картограммы и
картодиаграммы.
Сравнение уровней
заболеваемости на разных территориях
позволяет распределить их по степени
риска заболеть населения этих территорий.
Результаты такого сравнения использовались
при выработке определений таких терминов
как глобальный и региональный нозоареал,
эндемия и эндемическая заболеваемость,
пандемия, завозной случай болезни и
экзотическая заболеваемость, природный
очаг и др.
Так же как и при
группировке по признакам времени,
наибольшей эпидемиологической
информативностью обладают данные,
полученные при территориальной
группировке, учитывающей место действия
факторов риска.
Недавно я смотрел новости, хотя делаю это не часто. И для меня очевидно, что мы повсюду наблюдаем «знамения», указывающие на то, что пришествие Иисуса сейчас ближе, чем когда-либо. Когда я вижу, сколько всего происходит в мире, мне кажется, что особенно поразительно то, насколько открыто дух обольщения действует сегодня в каждой сфере жизни общества.
Когда я подумал обо всём этом, то почувствовал, что в этом месяце я должен написать Вам о знамениях времён. А также о том, как именно мы можем понять, что приближаемся к пришествию Господа.
Пожалуйста, отложите всё и уделите несколько минут своего внимания чтению этой статьи. Я верю, что она ободрит Вас!
МОИ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПОЕЗДКИ
Как Вы знаете, мы с Дэнис и вся наша семья живём в Москве. И когда я каждый день еду в город в офисы служений, по дороге я вижу «знаки». Они размещены там стратегически, чтобы указать путешественникам пункт назначения, в который они следуют, а также расстояние, которое они должны проехать до конца своей поездки. Чем ближе я к Москве, тем меньше дистанция между этими знаками. И по ним я понимаю, сколько мне еще нужно проехать до того, как я пересеку границу мегаполиса.
По мере приближения к Москве обстановка вокруг меняется. Вместо деревенских домов, причудливо рассыпанных в окрестностях, в поле зрения появляются многоквартирные дома и высотные здания. Движение на трассе становится более напряженным из-за пробок. Вначале перемены незначительны, едва заметны. Но чем ближе я подъезжаю к городу, тем более очевидными они становятся. А когда я доезжаю до пригородов Москвы, то всё резко меняется.
И вот, наконец, я достигаю черты города и вижу огромный знак, на котором написано «МОСКВА». Это последний знак, отделяющий пригороды от самой Москвы. И когда я проезжаю этот знак, он указывает, что я въехал на новую территорию. Я больше не еду в Москву – я уже в Москве и добрался до пункта назначения.
Знаки очень важны. Они настолько важны, что Христос четко перечислил признаки, которые укажут нам, что мы приближаемся к самому концу времён. Если мы внимательно изучим слова Иисуса, то поймем, что Он в мельчайших подробностях описывает все эти признаки. И когда мы их увидим, то сможем их распознать. А также разобраться с тем, как использовать сказанное Иисусом, чтобы пройти предстоящий нам путь.
КАКИЕ БУДУТ ПРИЗНАКИ?
Однажды, когда ученики пришли к Иисусу, они конкретно спросили Его:
«…и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Евангелие от Матфея 24:3).
В ответ на это Иисус перечислил признаки, которые ознаменуют конец времён и Его пришествие. Слово «признак» в Евангелии от Матфея 24:3 является переводом греческого слова, которое описывало дорожные знаки, которые размещались за пределами города, чтобы помочь путешественникам точно определить, где они находятся. Это означает, что ученики спросили Иисуса, какие именно события нужно расценивать как дорожные указатели конца времён и Его близкого пришествия.
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК, НАЗВАННЫЙ ИИСУСОМ, КОТОРЫЙ УКАЖЕТ НАМ, ЧТО МЫ НАХОДИМСЯ В САМОМ КОНЦЕ ВРЕМЁН
Первый признак, о котором сказал Иисус ученикам, содержал четкое предупреждение о массовом обольщении, которое в последние дни распространится по всему миру. А также слова о том, что нам необходимо хранить себя от него. Иисус сказал:
«…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (4-й стих).
Интересно, что хотя Иисус перечислил много признаков, которые укажут нам, что мы на пути к завершению, именно обольщение Он назвал одним из основных признаков приближающегося конца. Прежде чем идти дальше, давайте рассмотрим, почему Иисус сделал такой акцент на этом признаке и поставил его выше других.
Слово «обольщение» очень точно описывает ту картину, которую мы наблюдаем в обществе сегодня. Поток обольщения повсеместно захлестывает нашу культуру. А тенденция приводить изощренные доводы против истины и заменять её «прогрессивным» мышлением проникла в каждый слой общества. Эти взгляды господствуют в наших школах, в нашем правительстве, на телевидении, в кино. И даже виртуально – во всех видах искусства и средствах массовой информации.
ДЕНЬ, КОГДА ЗЛО НАЗОВУТ ДОБРОМ, А ДОБРО – ЗЛОМ
Мы живём в дни, о которых предупреждал пророк Исайя:
«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою…» (Исайя 5:20).
Те из нас, кто знает Библию и доверяет ей, отдают себе отчет, что эти времена рано или поздно наступят. Но сегодня мы сталкиваемся с суровой реальностью того, что всё это происходит прямо сейчас, на наших глазах.
Как и предупреждал Исайя, те вещи, которые раньше в нашей культуре считались аморальными, сегодня стали приемлемыми и даже популярными (см. Исайя 5:20). В то же самое время то, что ранее считалось эталоном нравственности, превратилось в символ несправедливости и отсутствия толерантности. Многие знаменитости, политики, судьи, педагоги, медиамагнаты, да и общество в целом продвигают новые стандарты и искажают истину.
ОБМАНУТЫЕ!
В Евангелии от Матфея 24:4 слово «прельстил» является переводом греческого слова, которое означает сбиться с курса. Оно описывает поведение того, кто когда-то стоял на твёрдом основании, но теперь медленно уходит и балансирует где-то на краю извилистой и опасной дорожки. И он либо уже отошел и потерял свои ориентиры, либо прямо сейчас отступает от своих прежних моральных устоев. Он начал противиться тому, что раньше было частью его системы убеждений. Он отклонился от прежней твердой позиции и решил пойти по скользкому пути.
Безусловно, большинство из нас знают по крайней мере одного человека, который подходил бы под это описание. А Вы знакомы с кем-то, кто раньше ходил в истине, но сейчас сбился с курса и проникся духом этого мира? Мы должны молиться за этих братьев и сестёр. А также молиться за то, чтобы они возвратились к истинным духовным ценностям.
Но я хочу ободрить вас. Ведь поскольку мы движемся к кульминационному моменту этой эпохи и возвращению Христа, то всё не так плохо! Пророк Иоиль и апостол Петр предрекали, что в последние дни Господь будет приходить к людям от мала до велика в могущественном излиянии Святого Духа (см. Иоиль 2:28,29; Деяния 2:17,18).
ВО ХРИСТЕ ВЫ СМОЖЕТЕ СПРАВИТЬСЯ С ЛЮБЫМ ДУХОВНЫМ ШТОРМОМ!
Иисус скоро грядет! Но прежде чем это случится, вполне вероятно, что мы увидим, как разыграются ветра культурных воззрений и поднимется ураган обольщения последнего времени. В то время как наша заблудшая культура пытается пересмотреть основанные на Библии многовековые устои, каждый верующий должен принять для себя решение: либо сообразовываться с этим миром, либо отказаться идти на компромиссы.
Мы, в чьей жизни нет места для компромиссов в отношении нашей веры, должны с уверенностью держать свою позицию и осознавать, что Бог предопределил нам жить в это время. Мы были избраны для этого часа, чтобы прожить победоносную жизнь в Иисусе Христе – в Его абсолютно достаточной и всё покрывающей благодати – в этом обезумевшем мире.
И вместо того чтобы убегать и прятаться где-нибудь в горах, пора признать, что настал наш величайший час! Это Ваша возможность говорить истину тем, кто обольщен тьмой. Вы нужны им. Им нужен Ваш голос, и им нужна истина, которой Вы обладаете.
Это то, что было у меня на сердце и чем я хотел поделиться с Вами в этом месяце. Иисус желает, чтобы мы были снаряжены и подготовлены для того времени, в которое мы с Вами живём. Исключительно важно, чтобы мы осознали свою роль в эти последние дни и делали всё возможное, чтобы во тьме вокруг нас засиял свет Божьего Слова!
Я думаю, что времени объективно не существует.
Я думаю, если что-то есть (существует объективно) , то оно обладает отличительными признаками.
Если кто-то сможет описать хотя бы один отличительный признак времени, то я соглашусь с фактом его существования.
Мне кажется, что Время – это МНЕНИЕ-оценка, появляющееся в результате сравнения параметров изменений одного типа с параметрами изменений другого типа.
Например:
Плывёт лодка.
Изменяется пройденное ею расстояние (изменение №1) и перемещаются стрелки часов (изменение №2).
Сравнивая эти изменения, мы получаем МНЕНИЕ о времени.
Ещё пример.
У курящего на балконе папы тлеет сигарета (изменение №1) и у мамы на кухне варится мясо (изменение №2). Мнение – ПОКА папа курит на балконе, мама на кухне варит обед. Или – ПОКА мама варит на кухне обед, папа курит на балконе.
Во втором примере время измеряется не часами и минутами, а процессом курения или процессом варки пищи.
Вывод: Объективно время не существует.
Как определить форму времени глагола
Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.
Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.
К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.
В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.
Изменение глаголов в прошедшем времени
Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:
- узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.
Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:
- думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.
Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.
Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса -л:
Инфинитив | Ед.ч. мужск.р. | Ед.ч. женск.р. | Ед.ч. средн.р. | Множ.ч. |
---|---|---|---|---|
улыбаться | улыба-Л-[ ]-ся | улыба-Л-А-сь | улыба-Л-О-сь | улыба-Л-И-сь |
петь | запе-Л-[ ] | запел-А | запел-О | запел-И |
беречь | берег[ ] (без -Л-) | берег-Л-А | берег-Л-О | берег-Л-И |
Из таблицы видно:
- в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
- у форм жен. р. – А;
- глаголы ср. р. имеют флексию – О;
- во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.
Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.
Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:
- Г – стерег, стерегла;
- К – испек, испекла;
- Х – высох, высохла;
- З – привез, привезла;
- С – отнес, отнесла;
- Б – выгреб, выгребла;
- -ереть – стереть, стер, стерла.
Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.
Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.
Глаголы настоящего времени
Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:
- происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
Иду из школы и звоню маме. - происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты. - происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.
Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:
- на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку. - на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.
В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:
Первого спряжения
По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Стелить | стел-ю | стел-ем |
стел-ешь | стел-ете | |
стел-ет | стел-ют |
Второго спряжения
В ГЛ II спряжения:
- у(ю) – 1 л. ед. ч.;
- ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
- гласная И – в остальных формах.
Образование глаголов будущего времени
О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:
- ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
получу, доберусь, закончу. - ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.
Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.
Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения
Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:
- определяют спряжение;
- решают, какое лицо и число;
- выбирают нужный вариант.
Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения
Инфинитив | Единств.ч. | Множеств.ч. |
---|---|---|
Угнаться | угон-ю-сь | угон-им-ся |
угон-ишь-ся | угон-ите-сь | |
угон-ит-ся | угон-ят-ся |
Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:
Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать
Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.
Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.
Настоящее время
Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.
Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».
В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.
Про английский
В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).
Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:
- Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
- С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).
Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.
Или смотрите в видео. Оно тоже мое
Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.
Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.
Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.
Прошедшее время
Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).
- Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
- Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
- Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
- Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
- Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).
В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.
Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.
Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.
Правило
Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.
Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.
Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.
А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.
Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.
Будущее время
Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.
Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.
Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.
Что обязательно надо знать
Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.
Как определить спряжение глаголов в русском языке?
Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка. Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.
Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.
Что такое спряжение глагола?
Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.
Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола. Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.
Как это выглядит на практике? Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Вспомним эти местоимения:
Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д. Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).
Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:
Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.
Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.
Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:
- -у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).
Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):
- —у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).
Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению. Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!
Зачем определять спряжение глагола?
Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.
Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:
- (мы) се…м,
- (мы) вид…м.
Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто. Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.
Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:
Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:
Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими: -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.
У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие: -ащ-, -ящ-, -им-.
Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму. Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)
Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д. А вот, собственно говоря, само правило.
Ко второму спряжению относятся:
- все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться;
- 11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —
7 глаголов на -ЕТЬ:
4 глагола на -АТЬ:
К первому спряжению относятся
Все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.
Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
- Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.
- Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).
Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.
Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!
Как применять правило?
Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.
Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:
- (мы) се…м,
- (они) кол…тся,
- (ты) пил…шь,
- (он)удерж…т.
Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.
Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:
- Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.
Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:
- Без пропусков глагол выглядит так: колются.
Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:
- Без пропусков глагол пишется так: пилишь.
Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:
- Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.
Разноспрягаемые глаголы
Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.
Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.
Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.
Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).
Глаголы особого спряжения
Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.
Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят. А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).
- Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).
- Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание -м), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).
Спряжение глаголов в русском языке — правило и таблица с примерами
Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи. Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.
Спряжение глаголов в русском языке: таблица-памятка с примерами
Школа ― удивительное место, где ежедневно дети развиваются во всех направлениях: от естественнонаучного до классического гуманитарного. И уже к четвёртому классу, то есть к концу младшей – началу средней школы они должны отлично разбираться в словообразовании.
Тем более, что в языке возможно словоизменение по самым разным грамматическим свойствам, от времён до родов. Учителя на занятиях дают знания про спряжение глаголов в русском языке. А ребята с помощью этой статьи смогут использовать таблицы-памятки для успешной систематизации учебного материала или его самостоятельного изучения.
Категория спряжения
Что вообще такое спряжение глаголов? Само по себе «спрягать» означает «сочетать» или «соединять». Если объяснять максимально доступными, несложными словами, то спряжением называется своеобразная и при этом имеющая свои закономерности система, в соответствии с которой происходит словообразование.
Ученики 5-го класса должны знать, что всего можно выделить изменение глаголов двух видов ― первого и второго. Для того, чтобы научиться их определять, нужно выучить некоторые базовые правила. Без них изучать эту тему дальше нет никакого смысла.
Правило первое
Глаголы 2-го спряжения обычно заканчиваются на «-ить». Тут есть два исключения: «брить» и «стелить». По приобретаемым личным окончаниям их относят к первому типу.
Правило второе
Инфинитив глаголов первого спряжения заканчивается на «-ать/еть», «-уть/ють», «-ыть/ять», «-ть». Как вы уже знаете, к этой же группе принято относить исключения из правила №1. Глаголы второго спряжения включают 7 слов, имеющих окончание «-еть», и четвёрку, оканчивающуюся на «-ать».
Для того, чтобы было проще выучить эти одиннадцать слов, можно воспользоваться удобной иллюстрацией, расположенной ниже. Заучив этот рифмованный текст, школьники забудут о проблемах с запоминанием исключений:
Ударные окончания
Как определить спряжение по ударному окончанию ― это первый момент, с которым дети столкнутся на уроках по теме «Спряжение глаголов». Для того, чтобы в них разобраться, надо попробовать изменить слова так, как показано в схеме:
Определяем спряжение глаголов с безударными личными окончаниями
Группу легко распознать по неопределенной форме, отвечающей на вопрос «что делать?», «что сделать?». Младшеклассники уже понимают, что речь тут идёт об инфинитиве. В случае с безударными окончаниями, нужно внимательно посмотреть также на суффикс данной формы.
Определяем спряжение на примере таких глаголов, как «читать», «блестеть»:
Разноспрягаемые слова
Глаголы, изменяемые по правилам, но при этом имеющие окончания 1 и 2 спряжений, называют разноспрягаемыми. В эту группу входит ограниченное число слов, среди которых – «хотеть» и «бежать». Полный список включает в себя также слова, являющиеся производными от основных: захотеть, перехотеть, забежать, добежать, убежать и так далее:
Важно различать разноспрягаемые слова и те, у которых особая система окончаний. Вне стандартных правил изменения стоят глаголы «есть» и «дать», которые, хотя и изменяются иначе, но не являются при этом разноспрягаемыми. Их окончания вообще нельзя отнести к какому-либо спряжений из двух имеющихся:
Таблица спряжения глаголов
С помощью удобных таблиц пятиклассник сможет структурировать полученные в школе материалы и полноценно осознать тему. Под звёздочкой располагаются те слова, которые называются исключениями:
1 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ | |||
Число | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они |
Единственное | Танцую Брею | Танцуешь Бреешь | Танцует Бреет |
Множественное | Танцуем Бреем | Танцуете Бреете | Танцуют Бреют |
2 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ | |||
Число | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они |
Единственное | Клею Верчу | Клеишь Вертишь | Клеит Вертит |
Множественное | Клеим Вертим | Клеите Вертите | Клеят Вертят |
Применяя в учёбе таблицы для определения первого и второго спряжения глаголов, списки, иллюстрации, школьники легче усваивают материал.
Эти знания, несомненно, пригодятся в старшей школе, на различных конкурсах, специализированных олимпиадах по языку. Кроме того, ребёнок научится самостоятельно выстраивать процесс обучения, использовать наглядные пособия для выполнения домашних и дополнительных упражнений.
Спряжение глаголов: Правило в русском языке
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.
Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.
Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Что такое «спряжение глаголов»?
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.
В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего. Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II). Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.
Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.
Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Правила: Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».
Таблица спряжения глаголов
Большинство глаголов в русской лингвистике относятся либо к первому, либо ко второму спряжению. Этот глагольный признак определяется по ударным личным глагольным окончаниям или по гласной в инфинитиве. Разобраться с этим поможет таблица «Спряжения глаголов в русском языке».
Термин «спряжение» имеет несколько значений. Спряжение в широком смысле этого слова – это изменение глаголов по различным категориям: наклонениям, времени, лицам, числам, родам. В узком смысле слова спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Это постоянный грамматический признак глаголов.
В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Спряжение определяется по следующему плану:
- Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
- Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
- Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
- Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.
Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.
Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».
1 спряжение | 2 спряжение | |||
Лицо | Единственное число | Множественное число | Единственное число | Множественное число |
1 | у (ю) | ем | у (ю) | им |
2 | ешь | ете | ишь | ите |
3 | ет | ут (ют) | ит | ат (ят) |
Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.
Примеры определения глагольного спряжения:
- Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.
- Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.
- Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.
- Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.
- на -ить
- (кроме брить, стелить, зиждиться)
- + гнать, дышать, держать, слышать
- + смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть
В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:
- разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
- глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).
Спряжение рассматривается в современном языкознания в нескольких значениях, в узком смысле слова это изменение глаголов по лицам и числам. Всего бывает два спряжение: первое и второе. Отнесение глагола к тому или иному спряжению происходит с помощью ударных личных окончаний глаголов, а также с помощью гласных в неопределенной форме глаголов.
К первому спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные Е, У, Ю в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, в основе неопределенной формы которых не гласная И, 3 глагола на –ить.
Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные И, А, Я в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие гласную И в основе неопределенной формы, 7 глаголов на -еть, 4 глагола на -ать.
Как определить спряжения русских глаголов
Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма.
Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.
Что такое спряжение
Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.
В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).
По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова. У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.
Правила определения спряжений
Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.
Спряжение глаголов по личным окончаниям
Глаголы первого спряжения:
Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 | -у или -ю | -ем | рисую, шью, растем |
2 | -ешь | -ете | рисуешь, шьешь, растете |
3 | -ет | -ут или -ют | рисует, шьет, растут |
Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 | -у или -ю | -им | куплю, держу, приготовим |
2 | -ишь | -ите | купишь, держишь, приготовите |
3 | -ит | -ат или -ят | купит, держат, приготовят |
Глаголы с приставкой «вы-«
Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.
Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.
Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).
По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:
- встретишь — встретить (завершённый вид);
- встречаешь — встречать (незавершённый вид).
Спряжение глаголов по безударным окончаниям
Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.
I спряжение II спряжение
Все глаголы на -еть, -уть, -оть, -ать, и два глагола на -ить: брить и стелить | Глаголы с окончанием -ить в неопределённой форме, и глаголы-исключения: держать, дышать, гнать, зависеть, слышать, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть и ненавидеть. |
Исключения
Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого.
При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.
Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.
Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).
Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.
Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай.
Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть.
Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.
Как быстро выучить
Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).
В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.
В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
- Гнать, держать,
- смотреть и видеть,
- дышать, слышать,
- ненавидеть.
- И зависеть, и вертеть,
- и обидеть, и терпеть.
- Вы запомните, друзья,
- их “на –е-” спрягать нельзя.
- Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.
Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение.
Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vremena-glagola
https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/kak-opredelit-spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke.html
[/spoiler]
Времена глаголов — это настоящее, будущее и прошедшее время, которые обозначают, что действие происходит в момент речи, будет происходить или совершилось раньше.
Объясним ученикам 3 и 4 класса, что такое времена глаголов в русском языке. Но прежде напомним, какая часть речи называется глаголом.
Определение
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Понаблюдаем:
Ветер (что делает?) срывает листья с деревьев.
Мальчик (что сделал?) задумался над решением задачи.
Глагол обладает характерными грамматическими признаками, которые отличают его от слов других частей речи. Одним из таких признаков являются времена глаголов.
Что такое времена глаголов?
Самостоятельная часть речи имя существительное изменяется по падежам и числам, прилагательное — по падежам, числам и родам. Глагол — это часть речи, которая изменяется по временам.
Глагол не просто обозначает действие предмета, а это действие связано со временем. С помощью глаголов мы можем совершить путешествие во времени, узнать, что было до того, как мы говорим об этом действии, что происходит сейчас или будет происходить после нашего разговора об этом.
Чтобы понять, что такое времена глагола, рассмотрим высказывания:
Клоун танцует.
Клоун будет танцевать.
Клоун станцует.
Клоун станцевал.
Клоун танцевал.
О ком говорится в этих предложениях? О клоуне. (Кто?) клоун.
Настоящее время глагола
Что говорится о клоуне в первом предложении?
В первом предложении мы узнаем, что клоун выполняет действие именно сейчас, если зададим вопрос:
клоун (что делает?) танцует.
Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент речи и отвечает на вопрос что делает? — это глагол в форме настоящего времени.
Глагол «танцует» обозначает реальное действие в настоящем времени, как и слова этой части речи в такой же форме:
- утка (что делает?) плавает;
- солнце (что делает?) светит;
- дерево (что делает?) растет.
Будущее время глагола
Во втором и третьем предложении к глаголам зададим вопросы:
- клоун (что будет делать?) будет танцевать;
- клоун (что сделает?) станцует.
Действие, обозначенное глаголом, совершится в будущем, после того момента, как мы говорим о нем. Глаголы «будет танцевать» и «станцует» имеют грамматическую форму будущего времени.
Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить после момента речи о нём, и отвечает на вопросы что сделает? что будет делать?
Примеры
Саша (что сделает?) нарисует самолет.
Собака (что сделает?) залает во дворе.
Мы (что будем делать?) будем петь песни.
Дети (что будут делать?) будут смотреть мультфильм.
Прошедшее время глагола
В третьем и четвертом предложении глаголы отвечают на вопросы:
- клоун (что сделал?) станцевал;
- клоун (что делал?) танцевал.
Действие уже состоялось до того момента, как мы говорим о нем. Оно уже произошло ранее. Это глаголы прошедшего времени.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом, до момента речи о нём, и отвечает на вопросы что сделал? что делал?
Понаблюдаем:
Яблоня (что сделала?) выросла в саду.
Лес (что сделал?) уснул под снегом.
Маша (что делала?) рисовала ёлку.
Котенок (что делал?) играл с клубком ниток.
Итак, подытожим наши исследования.
Вывод
Глаголы изменяются по временам.
У глагола в зависимости от того, какое действие оно обозначает по отношению к моменту речи о нем, различают три грамматические формы времени:
- настоящее время;
- будущее время;
- прошедшее время.
Время глагола можно определить по заданному к нему вопросу.
Времена глаголов | Отвечают на вопросы | Обозначают действия | Примеры |
---|---|---|---|
Настоящее | что делает? что делают? что делаю? что делаешь? |
которые происходят в настоящем времени, в момент речи |
рисует рисуют рисую рисуешь |
Прошедшее | что делал? что сделал? что делали? что сделали? |
которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи |
рисовал нарисовал рисовали нарисовали |
Будущее | что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? |
которые произойдут в будущем времени, после момента речи |
нарисует нарисуют нарисует нарисуют |
Упражнение
Определим времена глаголов в следующих предложениях.
Кот греется на теплом солнышке.
Юля будет вырезать елочку из зеленой бумаги.
Тёмная туча надвинулась на солнце.
Сын сыграет с отцом в шахматы.
Соловей поёт на ветке березы.
Редкие снежинки медленно закружились в воздухе.
Скоро наша речка замерзнет.
После теплого дождя грибы в лесу будут расти один за одним.
Презентация
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 33