Как найти признаки футуризма

Футуризм в литературе

Содержание:

  • Футуризм в литературе — определение термина

    • История направления
  • Поэты представители футуризма

    • Произведения в данном стиле
    • Примеры стихотворений
  • Особенности футуризма в литературе

    • Стремление к новому образу искусства
    • Отказ от традиций
    • Внимание к форме произведения
    • Применение неологизмов
    • Выражение массового настроения толпы
    • Бунтарское настроение
    • Культ города, технологий
  • Направления в русском футуризме, описание

    • Гилея
    • Ассоциация эгофутуристов
    • Мезонин поэзии
    • Центрифуга
  • Конец эпохи футуризма в литературе

Футуризм в литературе — определение термина

Литературное направление «футуризм» всеми силами бурно стремилось вперёд, вдаль, ввысь. Его название произошло от латинского futurum — будущее.

Определяя литературное направление как систему духовных и эстетических принципов, можно сказать, что футуризм «искусство будущего». Его относят к ряду модернистских течений в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Таким образом, футуризм это общность художественных авангардистских движений, зародившаяся в ХХ веке. Хронологические рамки движения ограничены с 1910 по 1920 годы. Футуризм преимущественно утвердился в Италии и России.

Основной посыл состоял в нигилитистическом отрицании всего традиционного художественного опыта. В литературе футуристы сосредоточились на форме, ярко заявляя о себе новыми словами (авторскими неологизмами), нецензурной лексикой, терминологией плакатов, газет и афиш. Литературная норма ломалась методом отказа от классических канонов и традиций, экспериментами над формой произведения. Авторы отказывались от устоявшихся грамматики, орфографии, стилистики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История направления

Футуризм зародился в Италии. Основоположником называют поэта Филиппо Маринетти, автора ключевого документа направления «Манифест футуризма». Этот программный текст был выпущен в 1909 году болонской, а чуть позже французской газетой «Фигаро». Манифест критиковал, крушил традиции классического искусства, логические и синтаксические каноны литературного текста. Маринетти декларировал культ будущего, основанного на индустриализации, машинизации, движении, скорости. Славилось бунтарство, динамичность, прогресс, мощь, патриотизм.

Так возник европейский футуризм. Кроме Маринетти к его прародителям причисляют и других деятелей эпохи художников: Балла, Северини, Боччони, Руссоло, Карло Карра. В целом, европейский футуризм отличался от остальных модернистских течений агрессивностью и экстремистским уклоном, «плевками на алтарь искусства». Деятели этого направления утверждали главенство силы, разрушения, скорости. Воспевали милитаристскую идеологию, мощь технических достижений.

Первыми российскими футуристами считаются художники братья Бурлюки, которые в 1912 году ответили Европе манифестом «Пощёчина общественному вкусу». В нём раскрывались свежие возможности языка, декларировались новаторская идеология и технология литературного текста. У русского футуризма скорее не было единого направления. Поэты экспериментировали каждый своим путём.

Русский футуризм характеризуется поэтической направленностью, заботой о реформе слова, поэзии, культуры. Его вряд ли можно отождествить с европейским. Несмотря на экспрессию участников и общие основные черты, агрессия Маринетти была далека и несвойственна русским творцам. Кроме прочего, в русском футуризме можно найти немало антивоенных произведений. Например, «Война и мир» Маяковского или «Война в мышеловке» Хлебникова.

К отличительным литературным характеристикам футуризма относятся:

  • использование декламационного языка;
  • стихосложение в виде манифеста;
  • применение слов-звуков;
  • употребление неологизмов;
  • категоричный отказ от традиционной грамматики и орфографии;
  • искажение «старого языка».

В музыке футуризм выражался через применение шумовых эффектов, живопись эксплуатировала геометрические формы, динамичность красок, фрагментарность, принцип симультанности (одновременности разных моментов одного действия). В отличие от европейских русские футуристы пытались работать над симбиозом живописи и литературы. Возможно, это объясняется тем, что многие поэты были неплохими художниками. Так или иначе, но в XX веке стремление к новаторству захватывало всех, поэтому футуристические поэзия и живопись обогащались и дополнялись через тесную взаимосвязь.

Поэты представители футуризма

Течение футуризма просуществовало не так долго, поэтому количество ярких последователей у него ограниченное. Представители собирались в группы с аналогичными взглядами. Европейские представители футуризма в литературе:

  • Филиппо Маринетти, итальянский поэт и писатель;
  • Луиджи Руссоло, итальянский художник и поэт;
  • Фернанду Песоа, португальский поэт и прозаик.

К колоритным русским представителям футуризма относят:

  • Велимира Хлебникова;
  • Владимира Маяковского;
  • Василия Каменского;
  • Игоря Северянина;
  • Алексея Кручёных;
  • Бенедикта Лившица;
  • Елену Гуро;
  • Вадима Шершеневича.

Произведения в данном стиле

Среди литературных произведений в стиле футуризма можно привести следующие:

  • сборник «Флейта-позвоночник» В. Маяковского;
  • «Фрагменты из воспоминаний футуриста» Д. Бурлюка;
  • «Председатель земного шара» В. Хлебникова;
  • «Я гений» И. Северянина;
  • «Лирика» Б. Пастернака;
  • «Лошадь как лошадь» В. Шершеневича;
  • «О теории прозы» В. Шкловского.

Примеры стихотворений

Использование причудливых словосочетаний, отсутствие предлогов мы найдём в следующем примере.

Весеннее шумящее убранство —
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём — красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!

Давид Бурлюк «Щастье циника»

Отсутствие гармонии, антиэстетизм, ирония, нарушение баланса — всё это прослеживается в приведённой части стихотворения Владимира Маяковского «Нате!».

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Особенности футуризма в литературе

Стремление к новому образу искусства

Представители течения находили себя в «творчестве будущего», стремились экспериментировать, страстно желали инноваций. Презрительно оценивая существующие правила, искали новую энергию, свежие пути развития искусства. Достижения прошлых культурного и литературного опытов приравнивались к никчёмному запасу условностей. Ярким примером может выступить отношение к музейным ценностям как к тому, что нужно уничтожить. Футуризм жаждал нового мира, воспевал идеи урбанизации, технического прогресса.

Отказ от традиций

Футуристы почти полностью отказались от ранее существующих законов грамматики и правил поэтики. Поэты ломали рифму, ритм, протестуя против сложившихся норм стихосложения. Основное внимание было сосредоточено на слове, которое стояло над содержанием, ритмом, синтаксисом. Традиционный закономерный порядок слов менялся, их располагали в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма, образуя декоративные орнаменты или драматические сцены.

Внимание к форме произведения

Через новый язык футуристы обрели свою форму, придав ей значение главного элемента произведения. Форма ставилась выше содержания. Декларация, программа, манифест становятся главной эстетической твердыней.

Поиск и творение новых форм, основанных на живом искусстве и современном мироустройстве, повлёк немало новаторских идей, достижений в литературе, живописи, театре и музыке.

Применение неологизмов

Через неологизмы поэты сближали свой язык с современным живым разговором. За использование подобных слов они получали в ответ большое количество критики, упрёков. Но одна из задач их программы оглашала: опираться на современность языка. Футуристы воспроизводили её подобным способом. Так же посредством образования неологизмов предполагалось расширить границы языка, его возможности.

Выражение массового настроения толпы

Кризис общества, государства после первой русской революции сопровождался революционными настроениями. В особенности у интеллигенции. Футуристы понимали и развивали существующие настроения. Русский футуризм всегда отличался стремлением к революционным переменам.

Возьмём лирического героя Маяковского, который вмещает всю человеческую боль и горе от несправедливого, негуманного характера жизни царской России. Его поэма “Облако в штанах”  яркий протест. Пафос революционной жизни, вызов буржуазному быту, определение бездушного мира бюрократии об этом рассказывает поэт.

Бунтарское настроение

Бунтарство находило выражение не только в произведениях авторов. Как итальянские, так и русские футуристы эпатировали общество своей манерой держаться, внешним видом. Их выступления носили скандальный характер. Лозунгом итальянцев становится «слова на свободе», «самовитое слово» занимает почётное место в манифестах русских последователей.

Футуризм бунтовал против равнодушия, оно было полностью неприемлемым. Многие русские авангардисты даже прославились в роди скандалистов, поражавших воображение публики. Но в эпатаже футуристов находилось всё-таки больше эстетических эмоций, чем революционных.

Культ города, технологий

Футуристы стремились сделать своё искусство массовым. Они использовали «поэтику улицы», хаотический ритм современного города. В живописи тематика часто связывалась с машинами, самолётами, поездами, электропроводами. Адепты футуризма приходили в восторг от технологических новинок. Например, мотоцикл становился более совершенным, чем работы Микеланджело.

Направления в русском футуризме, описание

Гилея

Расцвет футуризма в России совпал с Серебряным веком. Первой футуристической организацией, созданной в 1908 году стала «Гилея». Давид и Николай Бурлюки в содружестве с поэтом Б. Лившицем в имении Чернянка разбирали бумаги гостившего здесь Хлебникова. Так зародилась группа. Окончательно и открыто «Гилея» заявила о себе в 1910 году в Петербурге. Состав тогда был такой: Д. и Н. Бурлюки, Б. Лившиц, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых. В 1912 году мир увидел первый программный сборник «Пощечина общественному вкусу». А в 1920 году Давид Бурлюк бросает родину. Это послужило началом конца деятельности группы.

«Гилея» противопоставляла себя эгофутуристам, провозглашая кубофутуризм. Большинство поэтов-гилейцев в относительной степени были ещё и живописцами, ценителями кубизма. «Гилею» можно считать самой ранней и радикальной футуристической группировкой. Участниками напрочь отрицалась классическая литература. Футуристы искали красоту и эстетику поэзии в раскрепощённом и свободном языке, не рассматривали словопостроение и словопроизношение в рамках существующей грамматики, «расшатали синтаксис».

В группе не поддерживался итальянский футуризм. Хлебников даже предложил новый термин «будетлянство», подчёркивая самобытность. Но общие тенденции: пренебрежение к традициям прошлого, стремление создать новое искусство, общество, урбанизм всё это роднило группу с итальянцами. Свои произведения «гилейцы» именовали «самописьмами». Кубофутуристы группы выделялись скандальными манифестами и выпадами в адрес литературных конкурентов.

Ассоциация эгофутуристов

Первым эгоутуристом стал Игорь Северянин. Он сам назвал себя подобным образом в 1911, использовав сначала определение «футурист», затем добавив к нему «эго». Расшифровать послание можно перефразировав эгофутуризм как «я в будущем». В организованный тем же годом кружок, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский. В 1912 кружок был переименован в «Академию Эго поэзии», и в том же году в результате дрязг распался. Северянин отходит, а Иван Игнатьев создаёт «Интуитивную Ассоциацию». В составе: П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков. Этот кружок тоже распадается в 1914 году после самоубийства Игнатьева.

Созданный Игорем Северянином стиль опирался на самовыражение, достижение «будущего я» через эгоизм. Новое искалось без отвержения старого, задачей становились смелые образы, эпитеты, осмысленные неологизмы. Душа признавалась как единственная истина. Требовалось противостоять стереотипам, выражать смелость, раскованность в образах.

Мезонин поэзии

Организация была создана в 1913 году, распалась в конце того же года. Основными фигурантами стали В. Шершеневич, К. Большаков, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв, Л. Зак. Поэты трудились над сокрушением культурных и национальных различий в поэзии, причисляя создаваемую лирику к космополитичной. Так завещал идейный вдохновитель группы Вадим Шершеневич умелый издатель, редактор, способный поэт и критик.

Все стремились повторить успех «Гилеи». Но сравниться с Маяковским и Хлебниковым удавалось не каждому. «Мезонин поэзии» в основном выстраивался на деловых, культурных и издательских интересах своих участников. Но не на идеологии.

Центрифуга

Ещё одно поэтическое объединение Серебряного века – московская футуристическая группа «Центрифуга». Её образовали поэты, ранее связанные с издательством «Лирика», в 1913 году. Костяк составили давно знакомые между собой Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров. Выделялся из них поэт, литературовед и живописец Сергей Бобров, развивший свои идеи в резонансном реферате «Русский пуризм». Работа развивала идеи пуризма (требовательность к чистоте, строгости стиля) в ответе на усложненность жизни. 

Соперниками поэты провозгласили кубофутуристов и «Мезонин поэзии». И напротив считали себя преемниками петербургского эгофутуризма. „Центрифуга“ приютила эгофутуристов Олимпова, Широкова, Крючкова, а после распада „Мезонина поэзии“  Большакова, Третьякова, Ивнева.

Основной особенностью «Центрифуги» стало то, что при развитии произведения внимание со слова перемещалось на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В работах гармонично соединялись футуристические эксперименты и существующие традиции. «Центрифуга» просуществовала длительное время до 1917 года, а их книги под этой маркой выпускались до 1922.

Конец эпохи футуризма в литературе

Быстро и ярко вспыхнув, русские представители футуризма успели достичь известности и славы. Но в 1914 году направление стало уходить в тень, испытывая признаки кризиса. Воцарение советской власти послужило толчком к эмиграции Давида Бурлюка, Игоря Северянина. Владимир Маяковский покончил с собой. Борис Пастернак и Борис Асеев ушли в собственный стиль. Алексей Кручёных бросает литературу полностью.

Тем не менее значение футуризма было неоспоримым. Его последователи оставили специфический революционный след и сыграли значимую роль в развитии русской литературы. Новаторские идеи, оригинальное творческое мышление подхватили многие из последующих поколений русских поэтов. Эпоха футуризма остановилась после окончания Первой мировой войны. Однако сохранила свои мазки в кино, театре, видео-арте. Отдельные тенденции переняли новые литературные группы такие, как обэриуты, имажинисты. 

Основные признаки футуризма:

— бунтарство,
анархичность мировоззрения, выражение
массовых настроений толпы;
— отрицание
культурных традиций, попытка создать
искусство, устремленное в будущее;

бунт против привычных норм стихотворной
речи, экспериментаторство в области
ритмики, рифмы, ориентация на произносимый
стих, лозунг, плакат;
— поиски
раскрепощенного «самовитого» слова,
эксперименты по созданию «заумного»
языка;
— культ техники, индустриальных
городов;
— пафос эпатажа.

Поэты-футуристы:

Б.

Бобров
Сергей

К.

Каменский
Василий

М.

Маяковский
Владимир

С.

Северянин
Игорь

Т.

Третьяков
Сергей

Х.

Хлебников
Велимир

Билет
№18

Проблематика
повести Куприна «Поединок»

В
повести «Поединок» Куприн показал
ужасающее состояние бесправной солдатской
и опустившейся офицерской массы. По
своим чисто человеческим качествам
офицеры купринского «Поединка» – люди
очень разные. Почти каждый из них обладает
минимумом «добрых» чувств, причудливо
перемешанных с жестокостью, грубостью,
равнодушием. Но «добрые» чувства эти
до неузнаваемости искажены кастовыми
военными предрассудками. Пусть командир
полка Шульгович (этот, по словам Л.
Н. Толстого,
«прекрасный положительный тип») под
своим громоподобным бурбонством скрывает
заботу об офицерах или подполковник
Рафальский любит животных и всё свободное
и несвободное время отдаст собиранию
редкостного домашнего зверинца,- никакого
реального облегчения, при всем своем
желании, принести они не могут. 
Появившись во время русско-японской
войны и в обстановке нарастания первой
русской революции, произведение вызвало
огромный общественный резонанс, поскольку
оно расшатывало один из главных устоев
самодержавного государства –
неприкосновенность военной
касты.Проблематика «Поединка» выходит
за рамки традиционной военной касты.
Куприн затрагивает и вопрос о причинах
общественного неравенства людей, и о
возможных путях человека освобождения
от духовного гнета, и о проблеме
взаимоотношений личности и общества,
интеллигенции и народа. Сюжетная канва
произведения построена на перипетиях
судьбы, честного русского офицера,
которого условия армейской казарменной
жизни заставляют задуматься о неправильных
отношениях между людьми. Ощущение
духовного падения преследует не только
Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление
двух героев, которым свойственны два
типа миропонимания, вообще характерно
для Куприна. Оба героя стремятся найти
выход из тупика, при этом Ромашов приходит
к мысли о протесте против мещанского
благополучия и застоя, а Шурочка
приспосабливается к нему, несмотря на
внешнее показное неприятие.Отношение
автора к ней двойственно, ему ближе
«безрассудное благородство и благородное
безмолвие» Ромашова. Куприн даже отмечал,
что считает Ромашова своим двойником,
а сама повесть во многом автобиографична.
Ромашов – «естественный человек», он
инстинктивно сопротивляется
несправедливости, но его протест слаб,
его мечты и планы легко рушатся, так как
они незрелы и непродуманны, зачастую
наивны. Ромашов близок чеховским героям.
Но возникшая необходимость немедленного
действия усиливает его волю к активному
сопротивлению. После встречи с солдатом
Хлебниковым, «униженным и оскорблённым»,
в сознании Ромашова наступает перелом,
его потрясает готовность человека пойти
на самоубийство, в котором он видит
единственный выход из мученической
жизни. Искренность порыва Хлебникова
особенно ярко указывает Ромашову на
глупость и незрелость его юношеских
фантазий, имеющих целью лишь что-то
«доказать» окружающим.Ромашов потрясён
силой страданий Хлебникова, и именно
желание сострадать заставляет задуматься
подпоручика о судьбе простого народа.
Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову
противоречиво: разговоры о человечности
и справедливости носят отпечаток
абстрактного гуманизма, призыв Ромашова
к состраданию во многом наивен. В
«Поединке» Куприн продолжает традиции
психологического анализа Л.Н. Толстого:
в произведении слышится, помимо
протестующего голоса самого героя,
увидевшего несправедливость жестокой
и тупой жизни, и обличительный авторский
голос (монологи Назанского).Куприн
пользуется излюбленным приёмом Толстого
– приёмом подстановки к главному герою
героя-резонера. В «Поединке» Назанский
является носителем социальной этики.
Образ Назанского неоднозначен: его
радикальное настроение (критические
монологи, романтическое предчувствие
«светозарной жизни», предвидение
грядущих социальных потрясений, ненависть
к образу жизни военной касты, способность
оценить высокую, чистую любовь,
почувствовать непосредственность и
красоту жизни) вступает в противоречие
с его собственным образом жизни.
Единственным спасением от нравственной
гибели является для индивидуалиста
Назанского и для Ромашова бегство от
всяких общественных связей и обязательств.
Писатель показывает, что офицерство,
независимо от своих личных качеств, –
всего лишь послушное орудие бесчеловечно
категорических уставных условностей.Кастовые
законы армейского бытия, осложненные
материальной скудостью и провинциальной
духовной нищетой, формируют страшный
тип русского офицера, получивший
непосредственное воплощение несколько
позднее, в рассказе «Свадьба», в образе
подпрапорщика Слезкина, который презирал
все, что не входило в обиход его узкой
жизни или чего он не понимал.  Слезкины,
бег-агамаловы, осадчие ревностно
выполняют военную обрядность, но на
людей более тонкой душевной организации
вроде Ромашова служба производит
отталкивающее впечатление именно своей
противоестественностью и античеловечностью.
От отрицания мелочных армейских обрядов
Ромашов приходит к отрицанию войны как
таковой. Отчаянное человеческое «не
хочу!» должно, по мысли юного подпоручика.
уничтожить варварский метод – решать
споры между народами силой оружия:
«Положим, завтра, положим, сию секунду
эта мысль пришла в голову всем: русским,
немцам, англичанам, японцам… И вот уже
нет больше войны, нет офицеров и солдат,
все разошлись по домам».Эта проповедь
миротворческих идей вызвала сильные
нападки «справа» в ожесточенной
журнальной полемике, разгоревшейся
вокруг «Поединка». Особенно вознегодовали
военные чины, увидевшие в повести Куприна
пацифистские идеи и «пропаганду
разоружения».  «Поединок» стал
крупнейшим литературным событием,
прозвучавшим более злободневно, чем
свежие вести «с маньчжурских полей» –
военные рассказы и записки «На войне»
очевидца В. Вересаева или антимилитаристский
«Красный смех» Л. Андреева, хотя купринская
повесть описывала события примерно
девятилетней давности.Благодаря глубине
поднятых проблем, беспощадности
обличения, типичности персонажей,
«Поединок» во многом предопределил
дальнейшую трактовку военной темы. Его
воздействие заметно и на «Бабаеве» С.
Сергеева-Ценского (1907), и даже на более
поздней антивоенной повести Е. Замятина
«На куличках» (1914).  Появившись в годы
революционного подъема, «Поединок» не
мог не оказывать на читателей, в том
числе офицеров, сильного идейного
влияния. «Великолепная повесть! – заявил
в беседе с корреспондентом «Биржевых
ведомостей» М. Горький, – Я полагаю, что
на всех честных, думающих офицеров она
должна произвести неотразимое
впечатление… В самом деле, изолированность
наших офицеров – трагическая для них
изолированность, Куприн оказал офицерству
большую услугу. Он помог им до известной
степени познать самих себя, свое положение
в жизни, всю его ненормальность и
трагизм». Незадолго до этого интервью,
18 июня 1905 года, группа петербургских
офицеров послала писателю сочувственный
адрес за высказанные в «Поединке»
мысли.В октябре того же года Куприн,
отдыхавший в Крыму, выступил на
студенческом вечере с чтением отрывков
из своей повести. За кулисы пришел
морской офицер и стал выражать
благодарность писателю за «Поединок».
Знакомый Куприна, врач Е. М. Аспиз,
вспоминал: «…Александр Иванович,
проводив этого офицера, долго смотрел
ему вслед, а потом обратился к нам со
словами: «Какой-то удивительный, чудесный
офицер». Через месяц, когда вспыхнуло
восстание на крейсере «Очаков»,
возглавленное лейтенантом П. П. Шмидтом,
писатель но фотографиям из газет узнал
в руководителе восстания разговаривавшего
с ним «чудесного офицера».Куприн был
очевидцем очаковского восстания. На
его глазах ночью 15 ноября крепостные
орудия Севастополя подожгли революционный
крейсер, а каратели с пристани расстреливали
из пулеметов и приканчивали штыками
матросов, пытавшихся вплавь спастись
с пылающего корабля. Потрясённый
увиденным, Куприн откликнулся на расправу
вице-адмирала Чухнина с восставшим
гневным очерком  «События в Севастополе»,
опубликованным в петербургской газете
«Наша жизнь» 1 декабря 1905 года. После
появления этой корреспонденции Чухниным
был отдан приказ о немедленной высылке
Куприна из Севастопольского
округа.Одновременно вице-адмирал
возбудил против писателя судебное
преследование; после допроса у судебного
следователя Куприну разрешили выехать
в Петербург.  Вскоре после севастопольских
событий в окрестностях Балаклавы, где
жил Куприн, появилась группа из
восьмидесяти матросов, добравшихся до
берега с «Очакова». В судьбе этих
измученных усталостью и преследованием
людей Куприн принял самое горячее
участие: доставал им штатское платье,
помог сбить со следа полицию. Частично
эпизод со спасением матросов отражен
в рассказе «Гусеница» (1918), но там
«заводилой» выведена простая русская
женщина Ирина Платоновна, а «писатель»
оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза
есть существенное уточнение: «Честьспасения
этих матросов-очаковцев принадлежит
исключительно Куприну».

Нравственные
и социальные проблемы в повести Куприна
«Поединок» План 1 История создания
повести «Поединок» 2 Необходимость
перемен в армии непонимание большинством
солдат своих командиров проблема
«рукоприкладства» бедственное положение
рядовых модель крепостнического строя
в русской армии участь тех людей, которые
пытаются идти против системы 3 Пути
решения проблем Биография Куприна была
насыщена разнообразными событиями,
которые давали писателю богатую пищу
для его литературных трудов. Повесть
«Поединок» уходит корнями в тот период
жизни Куприна, когда он приобретал опыт
военного человека. Желание служить в
армии было в юности страстным и
романтическим. Куприн закончил кадетский
корпус и Московское Александровское
военное училище. Со временем служба и
показная, нарядная сторона офицерского
бытия обернулась своей изнанкой:
утомительно однообразными занятиями
«словесностью» и отработкой ружейных
приемов с отупевшими от муштры солдатами,
попойками в клубе да пошлыми интрижками
с полковыми распутницами. Однако именно
эти годы дали возможность Куприну
всесторонне изучить провинциальный
военный быт, а также познакомиться с
нищей жизнью белорусской окраины,
еврейского местечка, с нравами «заштатной»
интеллигенции. Впечатления этих лет
явились как бы «запасом» на много лет
вперед (материал для ряда рассказов и
в первую очередь повести «Поединок»
Куприн почерпнул именно в пору своей
офицерской службы). Работа над повестью
«Поединок» в 1902 – 1905 годах была
продиктована желанием осуществить
давно задуманный замысел – «хватить»
по царской армии, этому сосредоточению
тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне
армейской жизни, ни разу не выходя за
ее рамки. Возможно, это сделано для того,
чтобы подчеркнуть важность и реальную
необходимость хотя бы задуматься над
теми проблемами, которые показаны в
повести. Ведь армия – это оплот
самодержавия, и если в ней есть недостатки,
то их надо стремиться устранять. Иначе
вся важность и образцовость существующего
строя – это блеф, пустой звук, и нет
никакой «Великой державы». Осознать
весь ужас армейской действительности
предстоит главному герою подпоручику
Ромашову. Выбор автора не случаен: ведь
Ромашов во многом очень близок Куприну:
оба они окончили военное училище,
поступили на службу в армию. С самого
начала повести автор резко погружает
нас в атмосферу армейского быта, рисуя
картину ротных учений: отработка несения
службы на посту, непонимание того, что
от них требуется, некоторыми солдатами
(Хлебников, исполняющий приказания
арестованного; Мухамеджинов, татарин,
слабо понимающий по-русски и, как
следствие, неверно исполняющий
приказания). Осознать причины этого
непонимания несложно. Хлебников, русский
солдат, просто не имеет хоть кого-либо
образования, и потому для него все
произнесенное ефрейтором Шаповаленко
– это не более чем пустой звук. Кроме
того, причиной такого непонимания служит
резкая смена обстановки: подобно тому,
как резко нас погружает автор в такого
рода обстановку, так и многие новобранцы
не имели до этого никакого представления
о военном деле, не общались с военными
людьми, для них все ново: «они еще не
умели отделить шутки, примера от настоящих
требований службы и впадали то в одну,
то в другую крайность». Мухамеджинов
же ничего не понимает в силу своей
национальности, и это тоже большая
проблема для русской армии – всех
пытаются «подвести под одну гребенку»,
не учитывая особенности каждого народа.
Ведь эти особенности, врожденные и не
могут быть устранены никакой выучкой,
тем более криком, физическими наказаниями.
Вообще проблема «рукоприкладства»
очень отчетливо фигурирует в данной
повести. Это апофеоз социального
неравенства. Конечно же, не надо забывать,
что телесные наказания для солдат были
отменены только в 1905 г. Но в данном случае
речь уже идет не о наказании, а об
издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко
били своих подчиненных за ничтожную
ошибку в словесности, за потерянную
ногу при маршировке, – били в кровь,
выбивали зубы, разбивали ударами по уху
барабанные перепонки, валили кулаками
на землю». Разве станет так себя вести
человек с нормальной психикой? Моральный
мир каждого, кто попадает в армию,
коренным образом меняется и, как замечает
Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так
даже капитан Стельковский, командующий
пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер,
который всегда «обладал терпеливой,
хладнокровной и уверенной настойчивостью»,
как оказалось, тоже бил солдат (в пример
Ромашов приводит то, как Стельковский
выбивает вместе с рожком зубы солдату,
неверно подавшему сигнал в этот самый
рожок). То есть завидовать судьбе таких
людей, как Стельковский, не стоит. Еще
меньше зависти вызывает участь простых
солдат. Ведь у них нет даже элементарного
права выбора: «Нельзя бить человека,
который не может тебе ответить, не имеет
права поднять руку к лицу, чтобы защититься
от удара. Не смеет даже отклонить голову».
Солдаты должны все это терпеть и не
могут даже пожаловаться, ведь они
прекрасно знают, что тогда им будет: «Но
солдаты дружно гаркали, что они «точно
так, всем довольны». Когда спрашивали
первую роту, Ромашов слышал, как сзади
него фельдфебель его роты, Рында говорил
шипящим и угрожающи голосом: – Вот
объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему
потом таку объявлю претензию!» Вдобавок
к тому, что рядовые подвергаются
систематическому избиению, их еще и
лишаются средств к существованию: то
малое жалование, которое они получают,
они почти все отдают своему командиру.
И эти самые деньги расходуются господами
офицерами на всякие посиделки в барах
с выпивкой, грязной игрой (опять-таки
на деньги), к тому же в компании развратных
женщин. Безусловно, каждый человек имеет
право на отдых. Но этот отдых сильно
затянулся и принял очень извращенную
форму. Уйдя официально от крепостнического
строя 40 лет назад и положив на это
огромное количество человеческих
жизней, Россия в начале века имела модель
такого общества в армии, где офицерство
– это эксплуататоры-помещики, а простые
солдаты – это рабы-крепостные. Армейская
система разрушает сама себя изнутри.
Она не выполняет в достаточной степени
ту функцию, которая на нее возложена.
Ведь если мы посмотрим на тех людей,
которые нас защищают, то есть на простых
солдат, то наверняка в глазах большинства
из них мы увидим отражение тех же слов,
что сказал о себе солдат Хлебников: «Не
могу больше, … … не могу я, барин, больше…
Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный
денег просит, отделенный кричит… Где
взять? … Ох, Господи, Господи!» Тех же,
кто пытается пойти против этой системы
ожидает очень не легкая судьба. Фактически,
в одиночку бороться с такой «машиной»
бесполезно, она «поглощает всех и вся».
Даже попытки осознать происходящее
повергают людей в шок: Назнанский,
постоянно болеющий и ушедший в запой
(очевидно, пытаясь тем самым скрыться
от довлеющей действительности), наконец,
сам герой повести Ромашов. Для него с
каждым днем все более заметными становятся
вопиющие факты социальной несправедливости,
все уродство системы. Он, со свойственной
ему самокритичностью, находит и в себе
также причины подобного положения
вещей: он стал частью «машины», смешался
с этой общей серой массой ничего не
понимающих и потерянных людей. Ромашов
пытается от них отгородиться: «Он стал
уединяться от общества офицеров, обедал
большею частью дома, совсем не ходил на
танцевальные вечера в собрание и перестал
пить». Он «точно созрел, сделался старше
и серьезнее за последние дни». Далось
ему такое «взросление» не легко: он
прошел через общественный конфликт,
борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень
любил говорить о себе в третьем лице),
ему даже была близка мысль о самоубийстве
(он ясно представлял себе картину, на
которой изображено его мертвое тело, с
запиской в руках и толпа людей, собравшихся
вокруг него). Анализируя положение
хлебниковых в русской армии, образ жизни
офицерства и ища пути выхода из подобной
ситуации, Ромашов приходит к мысли, что
армия без войны – это абсурд, и,
следовательно, для того, чтобы не было
этого чудовищного явления «армия», а
его не должно быть, надо, чтобы люди
поняли ненужность войны: “Положим,
завтра, положим, сию секунду эта мысль
пришла в голову всем: русским, немцам,
англичанам, японцам… И вот уже нет
больше войны, нет офицеров и солдат, все
разошлись по домам”. Я также близок к
подобной мысли: для решения таких
глобальных проблем в армии, для решения
глобальных проблем вообще необходимо,
чтобы потребность в осуществлении
перемен поняло большинство людей, так
как небольшие группы людей, и уж тем
более единицы, неспособны переменить
ход истории.

Билет
№19

Билет
№20

Февральская и
Октябрьская революции явились для
Маяковского началом реального воплощения
его идей о новом, свободном человеке и
счастливом мироустройстве. Обещанная
большевиками коммуна стала тем самым
идеалом, который заменил в футуристических
утопиях поэта неохристианские модели.

Коммунистическая
идея не только отвечала футуристическим
мечтам о грядущем земном рае, но и придала
им определенность, конкретный смысл и
прикладной характер. Маяковский не без
гордости вспоминал, что солдаты и
матросы, штурмовавшие Зимний дворец,
приговаривали две его строчки:

Ешь ананасы,
рябчиков жуй,

день твой последний
приходит, буржуй.

Футуристическая
эстетика Маяковского сменилась доктриной
коммунистического футуризма и Левого
фронта искусств с его идеями искусства
как жизнестроения.

К
практической реализации этих идей
Маяковский приступил незамедлительно:
громогласная патетика маршей, од, гимнов,
воспевавших революцию, сливалась с
каждодневным усердием «агитатора,
горлана, главаря» – своего рода летописца
наступившей новой эпохи.

Маяковский с
утроенной энергией начинает участвовать
в обновленной жизни, в очищении земли
от корысти, низменных и плотоядных
устремлений людей. В его творчестве
оформился обобщенный голос строителя
нового, справедливого мира, рождающегося
в трагическом хаосе. В послереволюционный
период ведущими в поэзии Маяковского
становятся революционная,
гражданско-патриотическая, антимещанская
темы.

«Левый марш»
(1918), адресованный революционным матросам,
призывает к вооруженной защите Комунны.
Волевой голос того, кто отвергает
изуродованную современность вместе со
всей предшествующей историей от Адама
и Евы, однако, отдает предпочтение оружию
(«ваше слово, товарищ маузер!»). Сам поэт
здесь «слился с массами», заряжает их
энергией самоотверженного шествия в
будущее – от беспросветности к свету,
от голода и мора – к счастливой солнечной
радости:

Там

за горами горя

солнечный край
непочатый.

За голод,

За море мора

шаг миллионный
печатай!

В
«Левом марше» были «сгущены стихом»
ведущие тенденции революционной
действительности тех дней. В каждой
строфе слышаться «и раскаты митинговой,
ораторской речи перед революционными
массами, и четкость военного приказа,
команды военачальника перед строем»:

Разворачивайся
в марше!

Здесь
не место словесной кляузе.

Тише,
ораторы!

Ваше

слово,

товарищ
маузер.

Энергичные
и романтичные строки «Левого марша»
рисовали образ русского народа, первым
устремившегося к социализму, к коммуне.
Недаром это стихотворение было переведено
на многие языки мира.

Сама
поэзия обрела утилитарный смысл. В 1919
– 1922 годах Маяковский сотрудничал как
художник и автор текстов, а затем и
руководил мастерской по изготовлению
так называемых «Окон РОСТА» (Российского
телеграфного агентства) – плакатов,
предназначенных для вывешивания в
витринах пустующих магазинов и отражающих
злободневные политические и военные
события.

С
приходом Маяковского «Окна РОСТА»
приобрели структуру, напоминающую
современный комикс: серия рисунков,
отображающая последовательно развивающиеся
события, с краткими стихотворными
подписями. Попытки сделать тексты более
доступными малограмотному и
малообразованному читателю обусловили
обращение к стилизации под фольклор.
Рисунки и тексты к плакатам были анонимны,
и точно установить авторство Маяковского
не всегда представляется возможным.

Знаменитые
«Окна РОСТА носили агитационно-пропагандистский
характер и были для Маяковского – в
полном соответствии с футуристическим,
а позднее с лефовским пониманием
«полезности» искусства – конкретным
вкладом в созидание новой действительности.

Его
искусство не хотело быть только откликом,
только «комментатором» происходивших
событий – оно хотело стать самой жизнью,
жаждало заложить свой краеугольный
камень в фундамент общей социальной
постройки.

Окрещенного
«трибуном революции», Маяковского иначе
не представляют, как только ярым
сторонником революционных переворотов,
непоколебимо уверовавшего в победу
социалистических идей. Все было так, и
все-таки немного не так. Маяковский в
отличие от многих увидел в революции
два лика: не только величие, но и черты
низменности, не только человечную
(«детскую») ее сторону, но и жестокость
(«вскрытые вены»). И, будучи диалектиком,
он мог предположить и «груду развалин»
вместо «построенного в боях социализма».
И это было выражено еще в 1918 г. в знаменитой
«Оде революции»:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названием
тебя еще звали?

Как обернешься
еще, двуликая?

Стройной постройкой,

грудой развалин?

И четырежды славя
ее от своего поэтического имени, он не
забывал трижды ее проклясть от лица
обывателя. Это говорит о том, что
Маяковский куда трезвее оценивал
происходящие события, нежели те, кто
считается меньшими их апологетами. Два
лика революции, два ее реальных проявления
– героическое, созидательное и
стихийно-разрушительное – параллельны
двум типам ее восприятия: поэта и
обывателя:

Тебе обывательское

– о, будь ты проклята
трижды! –

и мое,

поэтово

– о, четырежды
славься, благословенная!

У Маяковского,
поэта лирика, не случайно одним из
эпитетов поэтического восприятия
революции в «Оде…», наряду с «великой»
и «благословенной», стоит – «детская».
Октябрьская революция была воспринята
поэтом как весеннее пробуждение («зеленью
ляг, луг…» – «Наш марш», 1917), как рождение,
начало новой жизни, рождение нового
общества, где и сам поэт вновь почувствовал
себя молодым, вновь ощутил в себе
«детское».

В гражданских и
патриотических стихах Маяковского мы
можем выделить оттенки сатирического.
В «Стихах о советском паспорте» (1929)
автор затрагивает сразу две темы:
антибюрократическую и патриотическую.
Перед нами сценическая зарисовка,
которой предшествует довольно
экспрессивный зачин: « Я волком бы выгрыз
бюрократизм». Характерно, что стихотворение
начинается не с высокой ноты, без громких
фраз, без риторики. Слова звучат
разговорно-непринужденно, смело,
энергично, слегка грубовато и неофициально.
Ненависть к казенщине выражена не только
в прямом тоне высказывания –
непосредственном, разговорном.

Но главной темой
этого стихотворения, бесспорно, является
патриотическая тема. Лирический герой
горд за свою страну, проводящую невиданный
эксперимент, строящую новое общество:

Читайте, завидуйте!

Я – гражданин
Советского Союза!

Здесь действительно
выражена гражданская гордость человека,
у которого есть свое мощное государство.

К
патриотической лирике можно также
отнести такие стихи, как «Товарищу
Нетте, человеку и пароходу» (1926), «Рассказ
Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»
(1926). Основанные на конкретных событиях
«текущей» политики, эти стихотворения
являли собой пример решительного
внедрения извне диктуемого социального
заказа внутрь поэзии.

Одна
из главных тем в поэзии Маяковского
первой половины 20-х годов – нигилистическое
восприятие духовных и исторических
ценностей России. «Не однажды отмечались
богоборческие мотивы в стихах Маяковского,
предельная сила бунта, готовности
посягнуть на все святыни, подчеркнутая
неподчительность к Всевышнему».

Поэт
стоит на принципиально атеистических
позициях. Как он сам заявил в стихотворении
«После изъятий» (1922), у него и у Бога
«разногласий чрезвычайно много».
Конкретным проявлением этих позиций
стали стихи, направленные против
патриарха Тихона.

В
стихотворениях 1923 г. «Когда мы побеждали
голодное лихо, что делал патриарх Тихон?»
и «О патриархе Тихоне. Почему суд над
милостью ихней?» поэт, принимая в
конфликте патриарха и власти сторону
Советов, перекладывает на Церковь вину
за голод на Волге. В своей поэзии
Маяковский развивает тему антинародности
религии.

Россия
в воззрениях Маяковского была избранной
страной, что само по себе было традиционной
идеей русского общественного сознания.
Но если для Д. Мережковского эта
избранность России воплощалась в утопии
Третьего Завета, Завета Духа, если для
М. Волошина России было предназначено
совершить жертвенный подвиг, взять на
себя все революционные испытания и тем
самым спасти Европу, то концепция
Маяковского утверждала избранничество
России как родины земного рая и
коммунистического учения.

Особенности футуризма в изобразительном искусстве и литературе

История возникновения

Филиппо Маринетти

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.

Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

Отличительные черты футуризма

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

Понятие футуризм

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В России футуризм представлялся по большей части поэтами. Частью их философии был отказ от славы и личного признания, концентрация на своей группе. Потому деятели издавали не отдельные произведения, а сборники.

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

В поэзии и литературе

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк

Футуризм в изобразительном искусстве

Д. Бурлюк считается первым футуристом в России. Он стал основателям популярной ассоциации поэтов «Гиллея» и поучаствовал в создании сборников «Садок гусей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Творец считал, что художественное произведение — это аккумулятор, энергия которого способна направлять мысли толпы.

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

После анархических бунтов в СССР Бурлюк переехал в Японию, где продолжил писать картины. Деньги от их продажи он использовал для последующей эмиграции в США. Оттуда он продолжал (в основном через друзей) издавать свои работы на территории родной страны. Стремясь заработать славу «отца русского футуризма», поэт постоянно писал в газеты и предлагал свои произведения издательствам, но те отвергали их.

Для футуризма Бурлюк был не только деятелем, но также критиком и наставником. Известный поэт В. Маяковский называл его своим учителем. Среди заметных трудов писателя можно выделить такие произведения, как «Толстой», «Горький», «Энтелехизм», «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест».

Игорь Северянин

Игорь Северянин

И. Северянин (настоящая фамилия — Лотарёв) дал новое определение футуризму, основав течение эгофутуризм. Его главной темой стало самовыражение, достижение «будущего я» из «настоящего» путём развития эгоизма. Что интересно, сам поэт покинул созданное им движение менее чем через год после основания. Причиной этого стало то, что он посчитал его цель достигнутой в рамках своего творческого пути.

Расставание с группой сопровождалось громким скандалом, но он не смог выбить поэта из колеи. Позже он неоднократно выступал на публике и выпускал в свет успешные произведения: «Громокипящий кубок», «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения», «Варвэна», «Минестрель», «Миррэлия» и другие.

Кубофутуристы и «Гилея»

Кубофутуристы и «Гилея»

Основоположники футуризма и самая распространённая группа его представителей. Среди русских поэтов они были представлены группой «Гиллея», противопоставленной эгофутуристам. Направление было основано на принципах кубизма — течения живописи, основанное на стремлении показать трёхмерный объект с разных сторон. Он как бы разбирался на части, а затем собирался заново, показывая ракурсы и детали, непередаваемые при классическом изображении предмета с одной грани.

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

«Ассоциация неофутуристов»

Деятели этой организации относятся к представителям эгофутуризма. Среди них выделяют и. Северянина и И. Игнатьева. Просуществовала группа и её течение с 1911 до 1914 года. В отличие от предшествующего «Гилея», представители футуризма новой волны опирались не на коллективные наработки, а на индивидуальный стиль Игоря Северянина. Его особенности:

  • душа как единственная правда;
  • самоутверждение человека;
  • осмысленное использование новообразованных слов и словосочетаний (неологизмов);
  • поиски нового без отказа от старого;
  • смелость, раскованность в образах, эпитетах, метафорах, ассоциациях и других художественных приёмах;
  • противостояние стереотипам;
  • разнообразие структурных единиц и размеров стиха.

Первоначально организация обосновалась в литературном кружке «Ego», который И. Северянин основал совместно с К. Олимповым. Позже, в 1913 году, они создают «Академию эгопоэзии», в список участников которой входят Г. Иванов и С. Петров, затем под руководством И. Иванова возникает «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда входят П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков.

Их целью, по собственному признанию, было «достижение возможностей будущего в настоящем». Ключом к этому писатели считали развитие эгоизма. Программным манифестом их идей стал сборник «Грамата» (слово искажено намеренно), произведения которого впитали все черты и признаки футуризма того времени.

«Мезонин поэзии»

Организация была основана в 1913-м. Просуществовала она недолго, распавшись в конце того же года. Видными деятелями группы были В. Шершеневич, Р. Ивнев, К. Большаков, Б. Лавренёв, Л. Зак, С. Третьяков. Среди основных идей поэтов было уничтожение национальных и культурных различий в поэзии — организатор группы считал, что общество большого города постепенно само сотрёт их. Он назвал лирику будущего «космополитичной».

Объединение желало повторить успех «Гилеи», одновременно противопоставляя себя ей. Но в составе группы оказалось недостаточно талантливых людей, чтобы сформировать собственную уникальную поэтическую базу. Участники были объединены скорее деловыми и культурными интересами, чем идеологическими и политическими взглядами, потому группа просуществовала недолго.

Среди творчества поэтов организации выделяются три альманаха: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и «Крематорий здравомыслия». Кроме того, они выпустили несколько сборников стихотворений.

Объединение «Центрифуга»

«Ассоциация неофутуристов»

Организация была основана в январе 1914 года. Её участниками стали такие деятели культуры, как Б. Пастернак, А. Есеев и С. Бобров. Ранее поэты занимались творчеством под крылом издательства лирика. Позже с объединением связывали Б. Гордеева, И. Аксёнова, Г. Петникова. Группа сохраняла активность до 1917 года, а произведения под её маркой продолжали выпускаться в свет до 1922-го, что сделало «Центрифугу» самым долгоживущим объединением приверженцев неофутуризма.

Главной особенностью творчества представителей группы стало смещение основного акцента лирического произведения со слова на интонацию, ритм, синтаксис. Именно за счёт них до читателя доносился смысл и настроение стиха. Участники «Центрифуги» в своих работах органично сочетали старые традиции и новые направления в футуризме серебряного века.

Футуризм объединяет в себе различные авангардные виды искусства. Направление возникло в ХХ столетии и воспринималось как устремленность в будущее. Смелые и необычные идеи в живописи, архитектуре, скульптуре и даже литературе стали носить это название.  Особое влияние на зарождение и формирование оказало стремительное развитие технологий.

Индустриальная эпоха позволила добавить к традиционному художественному взгляду (классическим направлениям) нестандартные видения модели устройства мира.

  • Описание стиля

  • Черты и принципы футуризма в живописи

  • История возникновения

  • Футуризм в России

  • Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

  • 10 известных художников-футуристов

  • 10 известных картин в стиле футуризм

  • Значение стиля в искусстве

  • Футуризм в архитектуре

Описание стиля

В искусстве стиль футуризм – это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославляло такие направления в жизни человека, как:

  • Продвижение.
  • Энергия.
  • Наука.
  • Движение времени.

Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин, сюжетами для повествований. В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.

Умберто Боччони - Бунт в галерее

Умберто Боччони - Материя

Произведения этого направления в искусстве похожи не столько содержанием или сюжетной составляющей, сколько формой, которую и выставляют в центр — на первый план.

Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.

Черты и принципы футуризма в живописи

Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, который присутствует на холстах художников – множество изогнутых линий, причудливая геометрия, переплетающаяся в узнаваемые формы, очертания, сюжеты.

Основная суть – воплощение на холсте будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.

По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма, как нового слова в искусстве, были неоднократно определены и подчеркнуты его последователями – смелыми художниками.

Новое творчество складывалось из следующих характерных черт:

  • Исследование новизны в любом из воплощений искусства.
  • Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
  • Эксперименты с формой и содержанием художественного произведения.
  • Акцентирование внимание на необычной форме и смелости линий.
  • Применение новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, литературных текстах).

Выраженная признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются творцами этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и воплощению новых идеи и мнений.

В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного переворота в жизни общества или в сознании. Это достигалось смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием ярких, обращающих на себя внимание сочетаний в палитре.

В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, легкого или прекрасного. Для мастера жанра главным становится город и технологии, прогрессивное мышление.

Преобладает отрицание факта преемственности – каждый, выбравший это направление – первопроходец, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как оковы, тормозящие прогресс и развитие.

Художники выделяют следующие черты картин этого жанра:

  • Сюжеты вокруг технологий и больших городов.
  • Преобладание тематики механизмов (машины, самолеты, двигатели).
  • Научно-фантастические изыскания в области развития.
  • Объемное изображение объекта с разных сторон одновременно (своеобразный ракурс с угла).
  • Цветовые решения интенсивные, стремительные.
  • Динамика в формах.
  • Передача движения путем использования приема наложения.
  • Использование в сюжетах вставок.
  • Металлические фрагменты.
  • Применение фрагментов таблиц, как части сюжетной композиции.
  • Картины – коллажи с использованием шестеренок.
  • Помехи, шумы и звуки передаются путем использования знаний в изобразительном искусстве.
  • Зритель – центральная фигура произведений.

Визуальные и психологические приемы удачно дополняют новый стиль.

История возникновения

Жанр под названием футуризм в искусстве зародился в самом начале XX века. Молодые авторы стремились передать в различных произведениях свой взгляд на то, как будет выглядеть мир в будущем. Разнообразные жанры из прошлого отошли на второй план.

Основоположники — Филиппо Маринетти, а позднее Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули устои в искусстве, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.

Первое произведение нового жанра носит название Красный сахар – манифест появился на свет в 1909 году. Маринетти первым определил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. В тексте было описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.

Ориентиры – молодые творцы, поэты, художники, литераторы, архитекторы, зажатые в установленные рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.

Умберто Боччони - Эластичность

Умберто Боччони - Одновременные видения

Новизна, смелость и попадание в общую «струю» бунтарских мыслей позволило уже через 3 года (к 1912) провести первую выставку. Для этого свою площадку предоставил один из музеев в Париже. Так итальянское новаторство постепенно перешло в Европу.

Футуризм в России

История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное. Первый футурист в России – Давид Бурлюк.

Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был быстрым, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Первые футуристы быстро добились славы. Во многом известности помогла скандальность творений. Конец жанра настал на удивление быстро – кризис стал прослеживаться уже в 1914 году.

Несмотря на это свой след в истории мастера жанра оставили. Полностью футуризм в России исчез в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, созданные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 год).

Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах.  Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль носил название имажинизм.

Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

Многие направления серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить ничего нового зрителю.

Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не давало свободы мысли и действиям. Под влиянием перемен во взглядах и желаниях появляются акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.

Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили тотальный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не равняться на известных творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на искусство.

Сюрреализм предлагал увидеть настояние в необычном, заглянуть за грань, но не устремиться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя во главу произведения этот компонент.

Футуризм же предлагал яркость через негатив. Смелость мышления и образов вызывали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и литераторы, но и художники, стремящиеся выразить свой взгляд в цвете.

Символисты и акмеисты — поэты в 90% случаев. Город и технологии, машины и детали не были частью вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В стихах футуристы стремились к эксперименту со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.

10 известных художников-футуристов

Разнообразные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились, как борцы с устаревшими традициями. Истоками творчества для них стала фантазия, представление мира будущего, совершенного, мощного.

Джакомо Балла (1871-1968)

Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно старался воплотить свои замыслы и восприятия прекрасного в прикладном искусстве, а также архитектурных формах.

Луиджи Руссоло (1885-1947)

Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в картинах воплощал собственное восприятие реальности.

Давид Бурлюк (1882-1967)

Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенностью был тот факт, что работал с красками и холстами автор несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него был вставлен стеклянный протез.

Умберто Боччони (1882-1916)

Яркий молодой и амбициозный художник. Он являлся автором технического манифеста футуристической живописи. Изучал разные направления, включая дадаизм, что и позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.

Николай Кульбин (1868-1917)

Николай Кульбин - Мимоза

Мимоза
Николай Кульбин

Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангардизма.

Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)

Хоакин Торрес Гарсия - Порт Барселоны

Порт Барселоны
Хоакин Торрес Гарсия

Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в общество. В живописи придерживался абстракции.

Джино Северини  (1883-1966)

Итальянский художник. Обучался живописи в Риме. В работах использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисунка затем учился у Балла.

Джерардо Доттори (1884 — 1977)

Джерардо Доттори - Рождество

Джерардо Доттори - Распятие

Был знаком с Балла. В 1911 году присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных художественных произведений.

Юрий Анненков (1889-1974)

Юрий Анненков - Портрет фотографа-художника М.А. Шерлинга

Юрий Анненков - Июнь. Лес

Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культурах. Живописец и график, работал в театре и кино, литератор. Трудился и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Юлиус Эвола (1898-1974)

Юлиус Эвола - Без названия

Юлиус Эвола - Чай в пять часов

Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он также был известен, как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму.

10 известных картин в стиле футуризм

Реализм в изображениях, модернизм или эгофутуризм – виды искусства, которые заставляют мыслить. Известные произведения в живописи являются своеобразным отпечатком времени.

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)

Давид Бурлюк - Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
Давид Бурлюк

Полотно изобилует яркими красками. В нем каждый стремиться рассмотреть собственный сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять с собственной личностью.

Семейная пара (Давид Бурлюк)

Давид Бурлюк - Семейная пара

Семейная пара
Давид Бурлюк

Полотно написано в традиционной для автора манере. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день за различными делами.

Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)

Джакомо Балла - Динамизм собаки на поводке

Динамизм собаки на поводке
Джакомо Балла

Яркое в своей искрометности произведение. Здесь важным является передача скорости и энергии в мире, постоянно стремящимся вперед.

Рост города (Умберто Боччони)

Умберто Боччони - Рост города

Умберто Боччони - Рост города

Яркие огни, люди, дела и перемены сливаются на холсте в единый порыв света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и направленного в разные направления движения машин, людей и механизмов.

Танцовщица = Море (Джино Северини)

Джино Северини - Танцовщица = Море

Танцовщица = Море
Джино Северини

Картина была создана с целью проведения параллели между формой природной и человеческой. В основе – плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.

Бульвар (Джино Северини)

Джино Северини - Бульвар

Бульвар
Джино Северини

Здесь автор вплетает в сюжет очертания людей. Окружающий мир изображается в виде геометрических фигур и изгибов, воплощая особенности окружающего пространства.

Портрет Артура Кравана (Джино Северини)

Джино Северини - Портрет Артура Кравана

Портрет Артура Кравана
Джино Северини

Произведение позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно заметить только в качестве элемента в сюжетной композиции.

Ловушки войны (Джакомо Балла)

Джакомо Балла - Ловушки войны

Ловушки войны
Джакомо Балла

На холсте обозначены эмоции и переживания, страх и смятение, которые появляются в душах людей под влиянием войны. Для выражения особенностей выбран темный цвет в качестве основы. Красный – символ огня и крови.

Я и моя жена (Фортунато Деперо)

Фортунато Деперо - Я и моя жена

Я и моя жена
Фортунато Деперо

Своеобразное прочтение семейной жизни. Быт и увлечения представлены четко, но люди изображены в виде силуэтов, застывших за работой.

Грузовик (Марио Сирони)

Марио Сирони - Грузовик

Марио Сирони - Желтый грузовик

Каждая деталь механизма видна и готова к работе. Машина вот-вот издаст гудок и помчится по улицам города.

Значение стиля в искусстве

Основная суть стиля – движение и динамичность. Классические примеры картин показывают, что время и образы не стоят на месте, они развиваются. Привычные темы обыгрываются с неожиданной стороны. Все это позволило искусству начать развиваться, экспериментировать с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.

Футуризм в архитектуре

Культура не может обойтись без архитектурных композиций. Футуризм выделяется длинными линиями, изогнутыми фигурами, необычными решениями. Он подарил такие примеры творчества, как: Кафедральный собор в Бразилиа, гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае, Дом Ферро в Цюрихе (Германия) и оперный театр в Сиднее.

Всем здравствуйте!
Сегодня мы с Вами познакомимся с футуризмом. Узнаем, чем он отличался от других направлений в живописи и познакомимся с яркими представителями этого направления.

Рисуем Футуризм

История зарождения

Футуризм, как направление в искусстве, зарождается в первой половине 20 века.

Молодые, амбициозные художники старались показать в разных работах свой собственный взгляд на мир будущего.

Стили из прошлого уже отходят на задний план.

Основоположниками футуризма считают Филиппа Маринетти.

Рисуем Футуризм

Позже к этому направлению присоединяются Умберто Боччони, художник Джино Северини, Джакомо Балла и другие.

Они словно переворачивают устои искусства, врываются с новым мнением и свежими идеями.

Первая работа такого работа носила название Красный сахар.

Такой манифест появляется в 1909 году.

Рисуем Футуризм

Филиппо Томмазо Маринетти смог определить характерные черты в футуризме, как совершенно молодого течения в живописи.

В статье излагался отказ от прошлого в пользу будущих преоритетов.

Футуризм в живописи

 Рисуем Футуризм

Футуризм в искусстве живописи показывал смелые взгляды на будущее, воплощающиеся непростым сочетанием цвета и оттенков.

В своих работах художники изображали сюжеты, много изгибающихся линий, какая-то геометрия, переплетающаяся с узнаваемой формой.

Основной сутью являлось воплощении будущего, какой мир станет в процессе технических развитий.

Исследования, экспериментирование и опыт любых сфер деятельности человека положили старт футуризму.

Рисуем Футуризм

Эстетика привлекала своей неоднозначностью.

Содержание творчества было разнообразное.

Важные особенности в футуризме, как новом направлении искусства, не один раз были выделены его последователями.

Новое течение характеризуется следующими чертами:

– отрицание старых норм, правил, традиций в искусстве живописи.

-происходит изучение новизны в любых воплощениях искусства.

-происходит экспериментирование с формами и содержанием художественных произведений.

-акцент внимания на необычных формах и смелых линиях.

Рисуем Футуризм

Самый выраженный признак в футуризме – это бунтарство.

Война и революция воспринимается художниками данного направления не как что-то страшное, а словно способность возрождения общества.

Это словно способность сделать их более молодыми духом и эмоционально готовыми к воплощению новых идей.

Свои полотна мастера старались сделать с ощущением переворота в жизни общественности и их сознания.

Рисуем Футуризм

Это достигали с помощью сочетания смелых цветовых решений, преимущественно ярких, красочных.

Футуризм предполагал развивание индивидуальности и проявление самовыражения.

Связь прошлого в живописи воспринимают как что-то тормозящее развивание и сам прогресс.

Художники выделяли в картинах следующее:

-Сюжет вокруг городов

-Преобладает тематика машин, двигателей, самолетов

– Объект изображается в объемном виде с разных сторон

– Зритель является центральной фигурой

– Стремительное цветовое решение

-Картина — это как коллаж, с применением шестеренок

-Применяют части таблиц, как часть сюжетной композиции.

Психологические и визуальные приемы хорошо дополняли новый стиль.

Футуризм в России

Рисуем Футуризм

История русского футуризма относится к 20 веку. Это начало 1910 года.

Бунтарство нарастало, современное общество испытывает подъем не довольствия.

Конечно, сразу мнение к футуризму складывается хорошо.

Первым футуристом в России становится Давид Бурлюк.

Рисуем Футуризм

Итальянский футуризм удержал свое превосходство, но в России он расцветал гораздо быстрее.

Он смог оставить много неповторимых эмоций в качестве работ искусства различных направлений.

Первый последователи футуризма довольно быстро прославились.

Зачастую, известность они завоевали благодаря скандальным работам.

Кризис в футуризме наступает в 1914 году.

А совсем направление уходит из России в конце 1947 года.

Рисуем Футуризм

Много российских художников-футуристов должны были покинуть Россию и жить в других странах.

Художники в направлении футуризма

Разнообразное направление в футуризме оставило поколениям имена талантливых художников.

Яркие представители из них были борцами с устарелыми правилами.

Источником их творчества была фантазия, которая представляла мир в будущем, совершенно нового, мощного склада.

Джакомо Балла

Рисуем Футуризм

Итальянский художник, один из основателей футуризма.

В самом начале своей творческой деятельности, он стремился к импрессионизму и немного увлекался пуантилизмом.

В футуризме прославился своими абстрактными композициями.

Но в 30-е годы он возвращается к классической манере рисования.

Рисуем Футуризм

Луиджи Руссоло

Рисуем Футуризм

Итальянский художник, поэт и композитор.

Кроме живописи он активно пропагандировал футуризм в поэзии и музыке.

Уже с 1913 года, он полностью уходит из живописи и сосредотачивается на музыке.

Возвращается в живопись только в 1941 году, отдавая предпочтение фигурной живописи.

Давид Давидович Бурлюк

Рисуем Футуризм

Он был представителем русского футуризма.

В детском возрасте получил травму глаза, после чего носил протез.

Но это не помешало ему стать знаменитым.

Он являлся фигурой неординарной, фантастической, что его роль в искусстве до сих пор не осознали.

Футуризм зародился у него в голове.

Рисуем Футуризм

Это было внезапно, ярко.

Он обладал способностью видеть сквозь землю.

В Гражданскую войну он эмигрирует в Японию, а потом в США.

Боччони Умберто

Рисуем Футуризм

Итальянский живописец, теоретик в футуризме и автор манифеста.

Он изучал импрессионизм, а потом и постимпрессионизм.

Он жил ярко, рисовал страстно.

Его первой работой в стиле футуризм считают “Смех”.

Рисуем Футуризм

Вначале публика крайне негативно восприняла его работу.

Кто-то даже испортил работу, проведя по ней пальцем.

Но позже критики стали более благосклонны к нему, и увидели в работе даже некий ответ кубизму.

Джино Северини

Рисуем Футуризм

Джино Северини родился в 1883 году в Италии.

Большой вклад в его творчество внесла случайная встреча с художником Умберто Боччони и Джакомо Балла.

Уже в 1910 году он входит в объединенную группу футуристов.

В первых своих футуристических работах он показывает посетителей кабаре и танцовщиц.

Фигуры художник изображает точечными мазками.

Рисуем Футуризм

Они как будто раскладываются на формы, распадаются на отдельные фрагменты.

Образы в работах Северини выглядят легкими, даже немного воздушными, благодаря изящным линиям, и мерцающим краскам.

Но в 1916 году Северини отдаляется от футуризма.

Рисуем Футуризм

И уже к 1919 году занимается изучением законов перспективы и светотеневого моделирования.

Футуризм смог оставить яркий отпечаток в искусстве.

Художники-бунтари добивались шумного успеха и смогли выполнить свое историческое предназначение.

Надеюсь, наша стара была для Вас познавательной и интересной.

Творческих вам успехов!

Добавить комментарий