Как найти признаки народной сказки

Народная сказка (также фольклорная, или устная сказка) — эпический жанр фольклора: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Народная сказка предшествует литературной и часто служит основой для неё.

Отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки), как: устность, коллективность, анонимность[2].

Особенности[править | править код]

В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями жизни разных народов. Фольклорная сказка имеет ведущие мотивы и характéрные сюжеты (например, освобождение невесты), устоявшихся персонажей (например, трое сыновей), зачин и концовку (например, «Жили дед и баба …», «… жили-поживали и добра наживали»)[3]. Вместе с тем сказки имеют особый национальный характер, отражают уклад жизни того или иного народа, географические условия, труд и быт, особенности среды, в которой сказки бытуют[4].

Проблемы классификации[править | править код]

Сухоруков Е. А. о разграничении фольклорной и авторской сказки:

Можно ли считать, например, сказки братьев Гримм авторскими? Они созданы на фольклорной основе, но несут, однако, заметный отпечаток личности собирателей. В таких случаях трудно определить четкую границу между записью фольклорной сказки и сказкой авторской, литературной. Однако эта граница существует. Она состоит в наличии или отсутствии авторского замысла, индивидуальной концепции произведения. Согласно этому критерию, среди сказочных текстов можно выделить: запись фольклорной сказки (которая может быть дословной или менее точной), литературная обработка фольклорной сказки и собственно авторская сказка. Тогда сказки братьев Гримм можно отнести ко второму разряду[2].

Примечания[править | править код]

  1. Белокурова, Светлана Павловна. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. — Санкт-Петербург: Паритет, 2006. — 314, [2] с
  2. 1 2 Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная – литературная – авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. — №19 (705).
  3. Горох, Г. В. Лексико-стилістичні засоби створення казкових образів. — 2012. — Vol. 11. — P. 140—144.
  4. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

Какие особенности народной сказки вы обнаружили (присказка, зачин, постоянные эпитеты) в сказке “Царевна Лягушка?

Школьный вопрос.

Сказка “Царевна-лягушка”, где главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудра, а при этом сказка именуется “Царевна-лягушка”, — это уже говорит, что сказка волшебная. Начинается уже необычно:

заканчивается:

А главными особенностями сказки являются:

Повторы: жил-был, царство-государство, подумал-подумал, костями-огрызками.

Эпитеты: животные рыскучие,птицы летучии, буйну голову (повесил), красноватая девушка, столы дубовые, скатерти кружевные, солнце ясное, белоснежные лебеди, дремучие леса, черные леса, высочайшие горы, незапятнанное поле, зеленоватые луга, топкие болота, голубое море,острая стрела, тугие луки, хороший молодец, красноватое солнце.

система выбрала этот ответ лучшим

Сказка “Царевна-лягушка” оказывается типичной волшебной сказкой, полной чудесных превращений.

Зачином в ней оказывается завязка сюжета, когда царь собирает сыновей и велит стрелять из лука, чтобы судьба нашла сыновьям невест.

Концовкой сказки оказывается заключение о том, что жили Иван-Царевич и Василиса Премудрая долго и счастливо, то есть финал сказки, как и положено, благополучный.

Обычные для любых народных сказок троекратные повторы в этой сказке также имеются:

Три сына у царя. Три дня ходил Иван Царевич по болоту. Три испытания женам от царя.

И вот цитата, в которой много этих повторов:

Интерес представляют и такие повторы как Хитрей-Мудрей, Спать-почивать, Избушка-Избушка, Найти-Разыскать.

И наконец постоянные эпитеты, которые встречаются многократно и служат своего рода неотъемлемым атрибутом чего-либо:

Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Красна девица, Птицы летучие, Звери рыскучие и конечно же Костяная нога.

Алиса в Стран­е
[363K]

3 года назад 

Название уже говорит о том, что это волшебная сказка, обещающая чудеса и превращения.

Зачин, начинающийся с характерных для народной сказки слов: В некотором царстве, в некотором государстве – отец собирает троих (очень любимое в народе число) сыновей и они стреляют из лука, чтобы найти себе по невесте.

Эпитеты, характерные для народной сказки, мы встречаем в “Царевне Лягушке”: добрый молодец, красна девица.

Традиционная концовка тоже говорит о том, что сказка народная: “И стали они жить дружно и счастливо”, это о главных героях сказки – самой Царевне Лягушке и Иване Царевиче.

Три сына, три дня, три испытания, эти троекратные повторения тоже характерны для народных сказок.

Людви­го
[136K]

6 лет назад 

Сказка “Царевна-Лягушка” относится к волшебным сказкам-с превращениями, говорящими животными. Итак, признаки народной сказки:

Зачин сказки:

Герои самые обычные-царь да его 3 сына, которые пускают стрелы, чтобы найти так себе невесту: куда стрела упадет-там и невесту найдешь.

Сюжет сказки легко запоминается, его легко пересказать учащемуся.

В сказке встречаются троекратные повторы:

Накопление героев: царь-3 сына-царевна-лягушка (Василиса)-Баба-Яга-Кощей Бессмертный.

Также встречаются постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные слова: чистое поле, злато-серебро, узоры печатные, Баба-Яга-костяная нога, добрый молодец, красная девица.

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

Сказка “Царевна-лягушка” имеет одну главную отличительную особенность. В сказке есть

постоянные эпитеты в сказке “Царевна-лягушка” – живая вода , добрый молодец , красна девица. особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках. Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. В сказке “Царевна-лягушка” можно выделить несколько опорных слов Василиса Премудрая, лягушка, Бабя Яга.

Сказку нужно читать ритмично, обращая внимание на описание характеров Василисы и невесток царя.

Марин­а Волог­да
[294K]

3 года назад 

На примере сказки “Царевна-лягушка” можно привести пример присказки и зачина, так же есть и эпитеты. Приведем примеры.

Зачином в сказке являются слова, начинающиеся с “В некотором царстве”:

Концовка сказки начинается со слов “И стали они жить дружно”:

Перечисли эпитеты сказки, которых тоже очень много: Царевна-лягушка или добрый молодец.

Троекратные повторы так же характерны для этой сказки: три сына, три желания, трое животных помогают Ивану.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Само по себе название сказки уже является особенностью.

Если говорить о зачине, то в сказке он звучит так:

Встречаются в этой сказке и повторы:

Эпитеты тоже встречаются довольно часто: добрый молодец, красна девица, узоры печатные.

Сама сказка наполнена волшебными действиями, в ней есть волшебные персонажи (к примеру царевна-лягушка, Баба-Яга).

Если говорить о концовке, то она вполне традиционная, для главных героев все заканчивается хорошо.

Лолоч­ка611
[15.4K]

6 лет назад 

Сказка ” Царевна-лягушка ” не исключение в плане эпитетов, зачинов, присказок. Как и большинство русских сказок она начинается со слов: ”

и заканчивается тоже традиционно:

Так же наблюдаются повторы, например; жил-был, подумал-подумал, царство-государство. Эпитеты: солнце ясное, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, дремучие леса, зеленоватые луга, топкие болота, острая стрела, голубое море, хороший молодец.

Стрым­брым
[371K]

6 лет назад 

Царевна-лягушка. Особенности этой сказки просматриваются уже в парадоксальном названии. Зачин, на мой взгляд, не оригинален, но вполне традиционный. Некоторые эпитеты весьма хорошо рифмованные, поэтичны (животные рыскучие, птицы летучие). Хорошая образность – солнце ясное, добрый молодец. Практически к каждому слову, даются уточняющие определения.

kacev­alova
[28.5K]

6 лет назад 

В замечатеной сказке “Царевна-лягушка” содержится несколько эпитетов:

  • Царевна-лягушка
  • Красна девица
  • Живая вода
  • Добрый молодец.

Даная сказка, на мой взгляд, имеет хороший зачин, который начинается не с приказки, текст написан внятно, происходящие действия и смысл понятен.

IIRRA­A
[1.6K]

7 лет назад 

Постоянные эпитеты (красна девица, добрый молодец), троекратное повторение, конструкции типа “долго ли коротко” “за тридевять земель”, определения после определяемого слова.

Знаете ответ?

В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова: создаются народом; сочиняют авторы; разные сказки: о животных, волшебные и бытовые; животные изображаются по−особому; чудеса; добрые, смелые, трудолюбивые герои; необычные, часто смешные ситуации.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Проверим себя (стр.155). Номер №1

Решение

Отличия литературной сказки от народной:
1. Литературную сказку сочиняет автор, а народная − создаётся народом.
2. Литературная сказка может быть в прозе и в стихах, а народная − только в прозе.
3. В литературной сказке сюжет, мораль, поучение может быть на любую тему, а в народной − тема добра и зла.
4. В литературной язык повествования − любой язык, в народной − сказочный язык, с характерными выражениями и оборотами.
5. В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки, как в народной.
6. Размер литературной сказки может быть любым, а народные сказки небольшие, так как тяжело запомнить большой текст.
7. Литературная сказка всегда записывается, а народная может передаваться из уст в уста.
Сходства литературной сказки и народной:
1. Добро побеждает зло, герои сказок наказывают злодеев.
2. В сказках есть сюжет, мораль, поучение.
3. И литературные, и народные сказки делятся на три вида: волшебные, сказкио животных и бытовые.
4. В сказках есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.
5. В сказках есть герои и их помощники, злодеи−антиподы героев, и испытания, которые проходят герои.

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Оглавление:

  • Общие сведения
  • Жанры сказочных историй
  • Отличительные признаки

Отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

Сказка «Курочка Ряба»

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.

Жанры сказочных историй

Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:

Сказка «Кот и лиса»

  1. О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
  2. Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
  3. Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».

Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

Сказка о «Золушке»

Герои сказок: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.

Добавить комментарий