Рассуждение, повествование и описание… В чем разница-то? Этим вопросом школьники начинают серьезно задаваться класса с 7, потому что в ВПР присутствует соответствующее задание. Но страсти по этим типам речи нарастают к 11 классу, где их определению посвящено задание №23. Поэтому давайте разберемся, в чем различие между ними и победим путаницу раз и навсегда.
Всем своим ученикам я очень люблю приводить аналогию с кино. Это наглядно отражает разницу между типами речи. Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь о каждом типе речи подробнее.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: “Что случилось?”
Поэтому главной задачей становится показ действий героя, последовательности событий, которые происходят в реальном времени. Главные показатели повествования – это многочисленные глаголы во всех трех временах, а также глагольные формы. Часто авторы прибегают к деепричастиям или деепричастным оборотам, указывающим на добавочное действие, происходящее параллельно с основным, выраженным глаголом. Также присутствуют обстоятельства места или времени, выраженные наречиями или существительными с предлогом.
Повествование бывает изобразительным : акцент делается на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие – и информативным : текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Пример повествования:
Почему это повествование?
Что случилось? Пошел дождь, которого все ждали. Что указывает на последовательность действий? Глаголы: поднялся, пошел, барабанил, стекал, смывали, журчали и т.д. Что еще помогает увидеть картину? Деепричастные обороты и обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогами.
Описание отвечает на вопрос: каков предмет?
Мир в нем показан в статике, ничего не движется, нет действий, зато картина, которую описывает автор предельно ясна. Описание бывает научным и художественным. Научное описание – это максимально полная характеристика любого предмета или явления, акцент делается на информативности, яркий пример – любое определение в словаре или учебнике. Для ЕГЭ оно не востребовано, так как в основном там даны художественные или публицистические тексты, а значит художественные описания. Их цель – передать впечатление, создать целостный образ. Поэтому главным показателем описания будет наличие прилагательных, причастий, причастных и сравнительных оборотов, уточняющих конструкций, различных тропов: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, литот, аллегорий и т.д.
Разновидности описания:
Портрет – описание человека: его внешности, походки, мимики, жестов, речевой характеристики.
Пейзаж (много видов) – описание природы или любой другой окружающей героя местности, например, городской пейзаж и т.д.
Интерьер – описание внутреннего убранства какого-либо помещения.
Примеры текстов-описаний:
Почему это описания?
Оба текста отвечают на вопрос: каков предмет? Первый описывает поместье, то есть барский дом с огородом и крестьянскими избами, а второй – подробный портрет Собакевича. Картина статична, действия нет, много прилагательных, однородных членов, причастных оборотов.
Рассуждение представляет собой размышления автора, который задается вопросом: почему это так?
Главное в рассуждении – установить причинно-следственные связи между явлениями и событиями и прийти к определенному выводу. Оно строится по схеме: тезис-доказательство-вывод, поэтому в нем нет движения, нет красочных эпитетов, зато мы четко видим мнение автора, его оценки. Показателей у рассуждения достаточно много, чтобы не путать его с повествованием: абстрактная лексика, сложный синтаксис (в основном используются сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия, уступки), вводные конструкции, фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответная форма изложения.
Пример рассуждения:
Почему это рассуждение?
О чем рассуждает автор? К.Г. Паустовский говорит о том, что настоящий писатель должен разбираться в поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Его позиция честко видна. В тексте преобладает абстрактная лексика, используются сложные предложения. Реального действия нет.
Повествование, рассуждение и описание всегда присутствуют в любом тексте, плавно перетекая одно в другое. Бывают и смешанные типы, например, повествование с элементами рассуждения или рассуждение с элементами описания. Узнать их легко:
В повествовании с элементами рассуждения главным будет показ действий героя, но автор оставляет за собой право их комментировать, что-то предполагать. Это и будет вкраплением рассуждения.
В повествовании с элементами описания главным будет опять-таки действие, но оно разбавляется описательными элементами (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами описания на первом месте будут размышления автора, ход его мысли, но это может дополняться яркими подробностями (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами повествования мысли автора дополняются конкретными действиями героя, которые совершаются, а затем опять подвергаются анализу.
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
Рассуждение
—
это словесное изложение, разъяснение,
подтверждение какой-либо мысли.
Композиция
рассуждения
такова: первая часть — тезис, т. е. мысль,
которую надо логически доказать,
обосновать или опровергнуть; вторая
часть — обоснование высказанной мысли,
доказательства, аргументы, подтверждаемые
примерами; третья часть — вывод,
заключение. Тезис должен быть четко
доказуемым, четко сформулированным,
аргументы убедительными и в достаточном
количестве, чтобы подтвердить выдвинутый
тезис. Между тезисом и аргументами (а
также между отдельными аргументами)
должна быть логическая и грамматическая
связь. Для грамматической связи между
тезисом и аргументами нередко используются
вводные слова: во-первых, во-вторых,
наконец, итак, следовательно, таким
образом. В тексте-рассуждении широко
используются предложения с союзами:
однако, хотя, несмотря на то что, так
как. Неформальные
логические ошибки в рассуждении
Логической
ошибкой
называют рассуждение, в котором вывод
не следует из посылок. При этом и посылки,
и сам вывод могут быть как истинными,
так и ложными. Таким образом, понятие
логической ошибки указывает не на
истинность или ложность суждений, а на
нарушение логической связности в
рассуждении. Различают формальные и
неформальные логические ошибки.Формальные
логические ошибки
являются результатом нарушения
логических законов, правил определения
и деления понятий, правил построения
суждений, правил умозаключений. Все
эти ошибки рассмотрены в соответствующих
разделах Пособия [1]. Но не менее часто
в практике рассуждения приходится
иметь дело с неформальными логическими
ошибками. Неформальные
логические ошибки
возникают при рассуждении тогда, когда
в приводимом для обоснования тезиса
доводе используется что-либо неясное,
недоказанное или не имеющее отношение
к обосновываемому тезису. В соответствии
с этим неформальные ошибки можно
разделить для практического удобства
на три категории: ошибки неясности,
ошибки допущения и ошибки неуместности.
Ошибки
неясности
предполагают неясность в рассуждении
– наличие чего-либо неоднозначного,
нечеткого или расплывчатого в
употребляемых словах или в способе
выражения. Ошибки
допущения
возникают, когда для обоснования тезиса
используются необоснованные или
недоказанные суждения. Ошибки
неуместности
– когда вывод не имеет какой-либо
логической связи как минимум с одной
из посылок.
10. Основные виды рассуждений и их признаки.
Рассуждение-это
тип речи, в котором исследуются предметы
или явления, раскрывается их внутренние
признаки. Цель рассуждения- выведение
нового знания. Рассуждения выделяется
3 типа:
-
Собственно-
рассуждение -
Доказательство
-
Объяснение
Цель
Доказательства- это правильность или
ложность высказывания тезисов. Цель
объяснения- раскрыть и конкретизировать
изложенное высказывание.
Виды
(формы) рассуждения
Рассуждение
осуществляется в форме суждений и
умозаключений:
дедуктивных (см. Дедукция),
индуктивных (см. Индукция),
гипотетических (см. Гипотеза),
по аналогии.
Рассуждение
– Функционально-смысловой тип речи с
обобщенным причинно-следственным
значением, опирающимся на умозаключение.
Суть рассуждения – В объяснении
какого-либо утверждения или в обосновании
истинности какой-то основной мысли
(тезиса) другими суждениями
(аргументами).Признаки
рассуждения: Как
уже отмечалось, в структуре рассуждения
выделяются три части:1. Тезис
–
положение, которое доказывается
(основная мысль).2.
Аргументы
– положения, с помощью которых
обосновывается правильность тезиса.
Аргументы должны:– не противоречить
друг другу, быть логически безупречными;–
должны быть даны в определенной
последовательности, способствующей
наилучшему воздействию на слушателей,
т. е. рассуждению свойственна логическая
последовательность: все, не относящееся
к доказательству, опускается.3.
Вывод
из сказанного, который объединяет
отдельные положения, примеры, аргументы,
в форме обобщения или заключения. (Таким
образом, доказано, что… Глеб жесток, а
жестокость никто, никогда, нигде не
любил ещё). Обобщение должно логически
вытекать.Таким образом, рассуждение –
цепь логически связанных между собой
тезисов, идя по которым мы можем прийти
к выводу. Есть главная мысль, и
тезисы-аргументы должны быть привязаны
друг к другу через модель.
30.
Стилистическое
использование текстов разных
функциональных стилей
Важной
проблемой стилистики является изучение
функциональных стилей. В зависимости
от того, какая функция языка является
преобладающей, выделяются функциональные
стили. Функциональный
стиль
– это исторически сложившаяся и
социально осознанная система речевых
средств, используемых в сфере человеческого
общения. Каждый функциональный стиль
характеризуется особенностями на всех
уровнях языка, но определяющим является
лексический и синтаксический уровень.
Различают
стили:
нейтральный
книжный
разговорный
В
пределах книжного стиля выделяются
научный, публицистический и
официально-деловой стиль.
Научный
стиль. Этот стиль охватывает область
науки. Он характеризуется употреблением
терминов, отвлечённых понятий, причастий,
деепричастий, сложных слов, вводных
слов. Для него характерна точность
изложения. Он употребляется в письменной
речи. Употребляется умеренно-книжная
и сугубо-книжная лексика.
Публицистический
стиль.
Этот стиль воздействует на слушателей
и читателей и в то же время передаёт
определённую информацию. Применяя этот
стиль, автор стремится призвать к
поступку, к переоценке какого либо
явления, побудить чувства, решить
проблему.
Официально-деловой
стиль. Это стиль, с помощью которого
точно передаётся деловая информация.
Он отличается категоричной
требовательностью, адресованной всем.
Глаголы употребляются в форме инфинитива
или настоящего времени, так как этот
стиль выражает приказ. Об этом
свидетельствуют слова: обязан, свободен,
должен и так далее. Слова в данном стиле
употребляются в прямом значении. В
тексте содержится только информация
и нет выражения личного отношения к
ней.
Разговорный
стиль.
Этот стиль отличается некоторой
сниженностью лексики. Для него характерна
эмоциональность. Многие слова не только
отражают понятия, но и отражают отношение
к ним говорящего (личико, мордашка).
Разговорный
стиль имеет упрощённые синтаксические
конструкции (неполные предложения, нет
осложнений).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текст-рассуждение Какие особенности? Доказать, что текст является рассуждением, можно, если определить по его содержанию, что в нем имеется объяснение каких-либо фактов, событий с использованием причинно-следственных связей. Немаловажным признаком рассуждения является композиция (строение) текста: 1) вначале формулируется тезис; 2) затем приводятся аргументы в его доказательство или опровержение; 3) приводятся наглядные примеры; 4) делается вывод. Пример рассуждения Землю заселяют множество живых существ. Но только человек наделен умением говорить. Слово – это божественный дар людям (тезис). (Примеры) С помощью слова можно выразить свои мысли, оформить просьбу или пожелание, пожелать другим людям мира и здоровья. Человек – это социальное существо. Он не может обходиться без общения с другими людьми. И в этом ему тоже помогает слово. (Вывод). Слово – это дар, который нужно беречь. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Вера 2018 3 года назад Если, прочитав текст, вы можете получить ответ на вопрос “Почему?”, тогда перед вами текст-рассуждение. В тексте такого типа определённая, довольно строгая структура: 1)тезис (мнение автора текста по какому-то вопросу), 2)аргументы, доказывающие то, что мнение автора соответствует действительности, 3)примеры, иллюстрирующие, что высказывание автора подтверждается в жизни, 4)вывод. Все эти части текста взаимосвязаны, а сами рассуждения изложены последовательно, аргументированы и логичны. В тексте-рассуждении обязательно наличие вводных слов. Вот примеры: по-моему, например, итак, во-первых, кажется, очевидно, допустим и т.д. Natalia Qlce 3 года назад Чтобы доказать, что текст является рассуждением, нужно отличить его от описания и повествования. Есть 3 основных типа речи: описание, повествование и рассуждение. Описание – это перечисление характеристик, особенностей какого-либо предмета или явления. Описание может быть кратким или детальным в зависимости от целей, свободным или последовательным и структурированным – в зависимости от стиля речи. Например, описание внешнего вида яблока может быть очень простым, а научное описание того же яблока должно быть полным и структурированным. Повествование – пересказ какого-либо события в хронологической последовательности. Отличительная особенность повествования: наличие завязки (начала события), дальнейшего развития события и развязки (кульминации). Для описания и повествования не характерен анализ приведенных характеристик и событий. Рассуждение – это логическое обоснование или опровержение какой-либо мысли или идеи. Рассуждение может содержать: тезис (что именно предполагается доказать, обосновать, опровергнуть), исследование, указание причинно-следственных связей, аргументы и доказательства (часто с примерами), анализ и выводы. Для рассуждения характерны: структурированность, логическая связь между предложениями и абзацами. Не всегда можно четко определить тип речи в тексте, так как он может быть смешанным. Например, может быть повествовательный текст с элементами описания и рассуждения. Но небольшому фрагменту, как правило, можно дать чёткую характеристику. Кстати, само такое доказательство тоже будет рассуждением. Более подробную информацию легко найти в интернете по запросу “типы речи”. Давайте обратимся к определению. Определений такому виду текста можно дать несколько. С текСтом-рассуждением ученики знакомятся уже во втором классе. Для второго класса определение самое простое. В старших классах оно заметно усложняется. Мне больше нравится вот такой понятный и доступный вариант: если в тесте что-то обсуждается, доказывается либо разъясняется, такой текст мы называем рассуждением. Один из основных критериев, мне кажется, такой: если мы можем к тексту задать вопрос почему?, его можно отнести к рассуждению. Также тест-рассуждение можно определить по его структуре. Он состоит из трех обязательных частей:
Знаете ответ? |
Как понять что тип текста рассуждение?
Текст-рассуждение отвечает на вопрос «Почему?». Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод.
Как понять рассуждение или нет?
Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Как доказать что этот текст рассуждение?
Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).
Какая структура у текста рассуждение?
В тексте—рассуждении можно выделить три части. В первой части высказывается мысль, над которой автор будет рассуждать. Это может быть утверждение (особое предложение) или вопрос. Во второй части автор обосновывает, доказывает, поясняет, почему он так думает, приводит примеры.
Какой текст является рассуждением?
Текст—рассуждение – это текст, в котором что-то объясняется или доказывается. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему? Заголовок — это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.
Что такое текст рассуждение 5 класс?
(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов) Записать.
Какие признаки характерны текста рассуждения?
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать….Рассуждение состоит из следующих частей:
- тезис – мысль, которую нужно доказать;
- обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
- резюме – итоги, выводы.
Что характерно для рассуждения?
Рассуждение как тип речи — определение, цель и связи Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса). Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства. В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).
Как определить тип речи предложения?
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
- Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. …
- Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. …
- Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения.
Что такое тип рассуждение?
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли.
Что такое рассуждение 3 класс?
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Как определить к какому стилю относится текст?
Как определить стиль текста
- Чтобы определить стиль речи в русском языке, надо обратить внимание на несколько признаков: цель высказывания;
- лексику;
- форму и жанр;
- устная это речь или письменная;
- кто адресат текста.
27 мая 2020 г.
Какие композиционные части включают тексты рассуждения?
Композиционная структура рассуждения
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства или опровержение);
- вывод.
13 апр. 2020 г.
Как составить текст рассуждения?
Как писать сочинение-рассуждение?
- Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
- Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
- Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
14 сент. 2021 г.
Что такое текст рассуждение на какой вопрос отвечает?
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
В чем заключаются основные признаки текста?
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином. В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Какие вопросы можно задать к тексту описанию?
Описание – текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, т.
Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.
Содержание
- Типы речи в тексте
- Что такое рассуждение
- Композиционная структура рассуждения
- Языковые средства рассуждения
- Виды доказательств в рассуждении
- Пример текста-рассуждения
- Как распознать ложь?
Типы речи в тексте
Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.
Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?
Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.
Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?
Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.
Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.
В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.
Что такое рассуждение
Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.
Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.
Композиционная структура рассуждения
Схема текста-рассуждения следующая:
- тезис — главная мысль, истинность которой доказывается автором;
- аргументы — доказательства тезиса;
- вывод — подведение черты под сказанным, итог рассуждения. Заключение не всегда присутствует в тексте.
Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.
Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.
Языковые средства рассуждения
Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:
- во-первых,
- во-вторых,
- итак,
- таким образом
- наконец.
Часто встречаются предлоги и союзы:
- потому что;
- поэтому;
- вследствие;
- в продолжение.
Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.
Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.
Лексика обычно используется абстрактная.
Виды доказательств в рассуждении
Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.
- Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
- Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
- Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
- Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
- Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
- Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.
Пример текста-рассуждения
Как распознать ложь?
Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.
Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.
Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.
Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!
Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)