При
планировании работы пассажирского
автомобильного транспорта,
расчеты среднесписочного
числа автобусов, коэффициентов технической
готовности и выпуска подвижного состава
на линию не
имеют существенных отличий от расчетов
по грузовому парку. Планирование же
объема перевозок и эксплуатационной
работы существенно отличается от
планирования грузовых автоперевозок.
Для
каждого автобусного парка утверждается
маршрутная сеть. На основании обследований
пассажиропотоков определяют объем
перевозок пассажиров по каждому маршруту
и исходя из дальности поездки пассажира
— транспортную работу в пасс.км.
Каждый
маршрут имеет особенности, которые
определяют частоту остановок, время
работы автобусов, частоту и скорость
их движения.
Все эти особенности должны учитываться
при планировании. По
каждому маршруту рассчитывают следующие
показатели:
-
Протяженность
маршрута
(Lм)
– эта величина, как правило, постоянная,
но может изменяться в отдельные периоды
года (летом, зимой).
-
Нулевой
пробег
(Lо)
автобуса за 1 день в километрах, который
складывается из пробегов автобуса
при выезде на линию (от гаража до
маршрута), по возвращении с линии, и
пробегов, связанных с заездом водителей
в гараж в межсменное время, если это
предусмотрено графиком. В соответствии
с нулевым пробегом планируют время на
его выполнение.
-
Техническая
скорость движения
(vт)
определяется
как отношение длины маршрута ко
времени,
затраченному на движение, без учета
остановок в пути, за исключением
задержек, зависящих от дорожных условий
(перед светофорами, шлагбаумами и т.
п.):
Vт
= Lм
/ tдв
,
(18)
где
Lм
– длина
маршрута;
tдв
–
время,
затраченное на движение
по маршруту.
-
Скорость
сообщения
(vс)
, определяется
исходя из технической скорости
движения и длительности остановок для
посадки и высадки пассажиров:
Vс
=
Lм
/ (tдв
+ ∑tпо)
,
(19)
где
∑tпо
– суммарное время простоев на промежуточных
остановках.
-
Скорость
эксплуатационная
(vэ)
, определяется
исходя из технической скорости
движения, длительности остановок для
посадки-высадки пассажиров и простоя
на конечных остановках:
Vэ
= Lм
/ (t
дв +
nост
t
по
+ tко)
, (20)
где
nост
– количество промежуточных остановок
на маршруте;
tко
– время
простоя на конечных остановках.
-
Время,
затрачиваемое автобусом на один рейс
(tр)
:
tр
= Lм
/ vэ
. (21)
-
Продолжительность
пребывания автобуса на маршруте
(Тм)
принимается в соответствии с принятым
режимом работы на линии.
-
Число
рейсов за рабочий день (Zр):
Zр
= Тм /
∑tпо.
-
Пробег
автобуса с пассажирами за рабочий день
(Lпасс):
Lпасс
= Lм
Zр.
(22)
-
Общий
пробег автобуса на маршруте
(Lобщ):
Lобщ
= Lпасс
+ Lо.
(23)
Для
каждого маршрута в соответствии с
мощностью пассажирского потока,
частотой движения и условиями работы
устанавливают наиболее целесообразную
по вместимости и эксплуатационным
качествам модель подвижного состава.
Далее
с учетом указанных характеристик и
коэффициента использования вместимости
определяют число автобусов, работающих
на каждом маршруте. В соответствии с
принятыми эксплуатационными показателями
и режимом работы автобусов на линии
рассчитывают для каждого маршрута
среднесуточный пробег одного автобуса
и его производительность.
-
Среднесуточный
пробег
(Lсут),
одного автобуса км/сут определяется
по следующей формуле:
Tм
Vт
Lм
Lсут
= = TмVэ
, (24)
Lм
+ Тп-р
Vт
где
Tм
– время работы автобуса на маршруте, ч;
Т
п-р
– время простоев на промежуточных и
конечных пунктах, ч.
-
Объем
перевозок пассажиров на маршруте
(Q):
Q
= Асп
qн
Дк
αв
Ζр
γн
ηсм
, (25)
где
Асп
– списочное
количество автобусов, ед;
qн
– номинальная вместимость автобуса,
мест;
Дк
–
календарные
дни;
γн
– коэффициент
наполнения автобуса;
αв
– коэффициент
выпуска автобусов на линию;
ηсм
-коэффициент сменности пассажиров на
маршруте.
-
Производительность
автобуса,
пассажиров/сут,
(WQ):
Tм
Vт q
γс
ηсм
q
γд
β Vэ
Tм
WQ
=
= , (26)
Lм
+ t п-р
Vт
ℓ
ср
где
ℓ ср
– средняя дальность поездки одного
пассажира, км.
-
Производительность
автобуса, пассажиро-км/сут:
Tм
Vт
q
γс
Lм
W
Р =
= q
γд
β Vэ
Tм
, (27)
Lм
+ Тп-р
Vт
В
результате суммирования производительности
всех автобусов, работающих на маршрутах,
определяют производительность
автобусного парка за рабочий день.
Последующим умножением ее на число
рабочих дней автобусов рассчитывают
объем перевозок и транспортную работу
парка на планируемый период (год, квартал,
месяц).
Ниже
сведены в таблицы основные
технико-эксплуатационные показатели
работы пассажирского автотранспортного
предприятия (табл.5) и основные формулы
для их расчета (табл.6).
Таблица
5
Условные обозначения
технико – эксплуатационных
показателей работы
пассажирского АТП
-
Условные
обозначенияНаименование
показателяQ
Объем автобусных
перевозок, провозные способности
парка, пасс.Р
Пассажирооборот,
пасс-кмLм,
LукДлина основного
и укороченного маршрута, кмWQ
, WРПроизводительность
автобуса за рабочий день в пасс; в
пасс-кмTм
Время работы
автобуса на маршруте, чTн
Время пребывания
в наряде, чγн
Коэффициент
наполнения автобусаγд
Динамический
коэффициент использования
пассажировместимостиγс
Статический
коэффициент использования
пассажировместимостиηсм
Коэффициент
сменности пассажиров на маршрутеtо
Время, затраченное
на нулевой пробег, чt
поВремя простоя
на промежуточных остановках, минtдв
Время движения
за рейс, чtко
Время простоя
на конечных остановках, минtр
Время рейса, ч
nост
Количество
промежуточных остановокtвозвр
Время возвращения
автобуса в парк, ч (мин)tвыезда
Время выезда
автобуса из парка, ч (мин)tпер
Время перерыва,
ч (мин)qн
Вместимость
автобуса, местАм
Общее количество
автобусов на маршруте, ед.Асп
Списочное число
автобусов, ед.β
Коэффициент
использования пробегаvт
Техническая
скорость, км /чvэ
Эксплуатационная
скорость, км /чvс
Скорость
сообщения, км /чLм
Длина автобусного
маршрута, кмLо
Нулевой пробег,
кмLпасс
Общий пробег
автобуса с пассажирами, кмLобщ
Общий пробег
автобуса на маршруте, кмℓ ср
Средняя дальность
поездки пассажира, кмΖр
Число рейсов
Таблица 6
Основные формулы
для расчета ТЭП пассажирского
автотранспортного
предприятия
-
№
Формула
1.
Q
= Асп
qн
Дк
αв
Ζе
γн
ηсм2.
Ам
= Q
/ WQ
или Р / WР3.
Tн
= tвозвр
– tвыезда
– tпер4.
Tм
= Tн
– tо
= Tн
– (Lо
/ vт)5.
vэ
= Lм
/ tр
или
vэ
= Lм
/ (t
дв +
nост
t
по
+ tко)6.
vс
= (Lм
/ tр)
– tко7.
γс
= γн
= WQ
/ (Ζр
qн
ηсм)8.
γд
= WР
/ (Lпасс
qн)9.
Lоб
= Lпасс
+ Lо10
Lпасс
= Ζр
Lм11.
β
= Lпасс
/ Lоб12.
tр
= (Lм
/ vт
) + nост
t
по
+ tко
или tр
= Lм
/ (vс
+ tко)
= Lм
/ vэ13.
tоб
= 2 tр14.
Ζр
= Tм
/ tр15.
WQ
= (Lпасс
qн
γн)
/ Lср
или
WQ
= Ζр
qн
γн
ηсм16.
WР
= Lпасс
qн
γн
или WР
= UА
ℓ
ср17.
ηсм
= Lм
/ Lср
Примечание.
Остальные технико-эксплуатационные
показатели работы пассажирского
автомобильного транспорта рассчитываются
также как и при планировании грузовых
автомобильных перевозок (см. табл.4)
Контрольные
вопросы:
-
Как
осуществляется планирование
производственной программы грузового
АТП? -
Как
осуществляется расчет
производственной программы и плана
эксплуатации пассажирского автомобильного
транспорта? -
Назовите
основные показатели использования
грузового автопарка и методику
определения их значений? -
Основные
показатели использования пассажирского
автопарка и методику определения их
значений?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание статьи:
- Виды пробегов автобусов без пассажиров
- Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
- Определение коэффициента нулевого пробега
- Дневная выработка автобусов
Пассажирские перевозки – важная отрасль сферы услуг, оказываемых населению. От эффективности использования пассажирского транспорта во многом зависит своевременное прибытие людей на работу, организация их личного хозяйства и досуга. Для составления рациональных графиков эксплуатации ТС используются понятия различных видов пробега (расстояния, пройденного автобусом): общий, производительный (с пассажирами), без пассажиров. Одна из основных целей организации работы АТП – повышение в общем пути процентного содержания производительной части.
Виды пробегов автобусов без пассажиров
Пробег без пассажиров делится на холостой и нулевой:
- Холостой пробег автобуса – это расстояние от места высадки пассажиров к месту их посадки. При организации пассажирских перевозок эта дистанция, как правило, не учитывается, поскольку ее величина незначительна.
- Нулевой пробег автобуса – это расстояние, связанное с поездками к началу маршрута или после его окончания, с заправкой, техническим обслуживанием и текущим ремонтом. Отражается в особой графе путевого листа.
Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
Один из показателей эффективности эксплуатации автобуса – коэффициент полезного использования общего пробега:
ß = Lг/ Lсс
где:
- Lг – производительный пробег, км;
- Lсс – среднесуточный пробег в км, равный общему расстоянию, пройденному за день работы. Эта величина определяется по формуле:
Lсс = Lобщ/АДр
в которой:
- Lобщ – общее расстояние, км;
- АДр – автомобиле-дни работы.
Для автобусов междугородного сообщения в автомобиледни учитываются все дни, проведенные в командировке. Из этих дней вычитают только дни целодневных простоев. Делением нормы пробега до технического обслуживания на среднесуточный пробег определяют периодичность проведения ТО.
Определить среднесуточный (Lсс) пробег автобуса, зависящий от производительного (Lг), холостого (Lх), нулевого (L0) пробега, можно по формуле:
Lсс = Lг + Lх + L0
Величина ß в пределах всего АТП зависит от взаимного расположения и размеров пассажиропотоков, размещения пунктов заправки топливом, качества суточного планирования выхода транспорта на маршруты.
Определение коэффициента нулевого пробега
Еще одна величина, характеризующая эффективность эксплуатации автотранспорта, – коэффициент нулевого пробега, который определяется по формуле:
ω = L0/( Lг + Lх + L0)
Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее работа пассажирского транспорта. Снизить этот показатель можно, используя нулевые пробеги (при возможности) для перевозки пассажиров.
Дневная выработка автобусов
Вычислив коэффициент полезного использования общего пути (ß), пройденного автобусом, и среднесуточный пробег (Lсс), можно определить дневную выработку (Wдн) транспорта, работающего на городских маршрутах, по формуле:
Wдн = Lсс* ß*qa*y
в которой:
- qa – вместимость автобуса, зависящая от его марки. Является постоянной величиной. Эта величина равна количеству мест для сидения плюс 5 человек на каждый квадратный метр площади пола салона, свободной от пассажирских мест, в часы пик допускается 8 человек.
- y – коэффициент использования пассажировместимости. Определяется по собранным статистическим данным.
Существует несколько способов повышения дневной выработки автобуса: изучение и анализ загрузки транспорта в течение дня, применение математических методов при составлении графика движения автобусов различной вместимости. В часы пик на загруженные маршруты рационально выпускать автобусы большой и особо большой вместимости. При спаде пассажиропотока – автобусы средней и малой вместимости.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17
РАСЧЕТ ТЭП РАБОТЫ АВТОМОБИЛЕЙ-ТАКСИ
Бегун Алексей 1-ОПУТ-19
Цель работы:
– знать эксплуатационные показатели работы автомобилей такси
– уметь определять эксплуатационные показатели работы автомобилей-такси.
1. Ответить на вопросы:
1.1. Виды пробегов автомобиля-такси
Общий пробег автомобилей-такси (Lобщ) включает: платный пробег (Lпл); нулевой пробег (Lо); холостой пробег (Lх).
Платный пробег (Lпл) включает пробег такси с пассажирами (Lппл) и оплаченный пробег автомобилей-такси по вызову, т.е. пробег к месту подачи автомобилей-такси (Lхпл).
1.2. Что показывает коэффициент платного пробега
Коэффициент платного пробега показывает эффективность использования палатного пробега
1.3. Что показывает коэффициент использования пробега
Коэффициент использования пробега показывает отношение платного пробега с пассажирами к общему пробегу, т.е. процент платного пробега с пассажирами к общему пробегу
2. Решить задачи:
Задача № 1
Среднее расстояние поездки такси с пассажиром – 4 км, без пассажира 1 км, скорость техническая 40 км/ч, время простоя такси в ожидании пассажира за поездку 4,5 мин, Время в наряде 12 часов.
Определить количество поездок автомобиля-такси за день.
Дано:
lср = 4 км
lх = 1 км
Vт = 40 км/ч
tпр = 4,5 мин
Тн = 12 час.
Найти:
Qп – ?
Решение
Qп = Тн/Tп
Tп= tезс пас+ tезбез пас
tезс пас= lср/ Vт= 4/40=6 мин
tезбез пас= lх/ Vт= 1/40=1,5 мин
Tп=6+1,5=7,5 мин
Qп= 12/7,5=96п
Ответ: 96поездок автомобиля-такси за день
Задача № 2
Время в наряде 13,5 часов, скорость эксплуатационная 18 км/ч, Коэффициент платного пробега 0,75,
Рассчитать общий и платный пробег такси за день.
Дано:
Тн = 13,5 час.
Vэ = 18 км/ч
βпл = 0,75
Найти:
Lпл – ? Lобщ – ?
Решение
βпл = Lпл / Lобщ
Lобщ= Тн∙ Vэ= 13,5∙18=243 км
0,75= Lпл /243
Lпл=243∙0,75=182 км
Ответ: общий пробег составляет 243 км и платный пробег составляет 182 км
3. Ответить на вопросы теста:
Дополнить
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
- Предоставление автомобилей по заказу
- Эксплуатация служебных автомобилей
- Прокат автомобилей
- Такси
Дополнить
2. АВТОМОБИЛИ-ТАКСИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОРУДОВАНЫ таксометром , ИМЕТЬ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ «ТАКСИ» И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ЦВЕТОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Дополнить
3. ПРИМЕНЯЮТСЯ ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА НАЙМА АВТОМОБИЛЕЙ-ТАКСИ:
НА УЛИЦЕ, НА СТОЯНКЕ, по заказу
Дополнить
4. С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ индивидуального МЕТОДА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ДОСТАВИТЬ ПАССАЖИРА БУКВАЛЬНО «ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ»
Дополнить
5. ТЕХНОЛОГИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА ЛИНИИ, ПРИМЕНЕНИЕ КОТОРЫХ ОБУСЛОВЛЕНО СПОСОБОМ найма АВТОМОБИЛЯ ТАКСИ
Дополнить
6. РАСЧЕТ ЗА ПОЕЗДКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПО ЗАРАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ТАРИФАМ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАНИЙ таксометра
Оценка:_________________Подпись преподавателя_______________________