Как найти проблему в диссертации

Магистерская диссертация всегда строится на гипотезе. На протяжении всего научного труда эта гипотеза будет находить свои доказательства или опровержения. Чтобы найти собственную гипотезу, надо выявить проблему, которую следует решить.

В статье мы на конкретных примерах расскажем как сформулировать проблему диссертационного исследования. В конце вас ждет готовый образец.

Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое проблема магистерского исследования

Главная цель диссертации — найти проблему, у которой нет решения и показать возможные варианты ее решения.

Проблема магистерской работы — это противоречие или пробел, который мешает в развитии науки.

Можно сказать, что проблема ВКР — это отправная точка работы. Именно она задает направление диссертации, определяет ее объект, предмет и прочее.

Как определить проблему магистерской работы

Чтобы выявить проблему в любом научном труде надо изучить много информации, посмотреть, какие теории были выдвинуты и как они повлияли на решение проблемы.

Именно с определения проблемы начинается написание диссертации. Ее надо выявить на этапе сбора информации.

Но окончательно сформулировать проблему можно только после написания основной части ВКР. Как правило, после этой части работы магистр уже принял за основу другие труды, полностью изучил плюсы и минусы теорий и концепций, понял их роль в развитии науки.

Этапы выявления проблемы магистерской диссертации

Выявить проблему в ВКР — дело непростое. Обычно магистры придерживаются следующих действий:

  1. Определяет, насколько проблема целесообразна. На этом этапе автор показывает, что заинтересован в проблематике. Ведь чтобы написать хорошую работу. мало перечитать литературу и чужие труды. Хорошо когда магистр стремится к новым открытиям и свершениям.
  2. Оценивает проблему на актуальность. Недостаточно просто выявить проблему. Надо оценить актуальность и необходимость ее решения. Диссертант должен увидеть, что решение этой проблемы поможет в развитии науки. Актуальность проблемы показывает актуальность всей работы.
  3. Сопоставляет проблему исследования с поставленной целью. Важно, чтобы цель диссертации способствовала решению проблемы. В цели работы надо не только показать необходимость решения данной проблемы, но и разработать пути ее разрешения.
  4. Определяет новизну и практическую значимость проблемы и работы в целом. Решение проблемы в конце ВКР подчеркнет значимость работы, покажет, каких результатов добился автор. Лучше, чтобы пути решения проблемы были новые, оптимальные и эффективные.
  5. Грамотно оформляет проблему. Проблема должна быть правильно и четко сформулирована. Грамотная формулировка покажет компетентность автора выпускной квалификационной работы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Проблема магистерской диссертации

Как правильно сформулировать проблему ВКР

После того, как магистр выявил проблему, он ее грамотно формулирует. Чтобы это правильно сделать, соблюдают следующие условия:

  • формулировку проблемы пишут простым, понятным и ясным языком;
  • проблема исследования должна быть реальной, решаемой;
  • при постановке проблемы диссертант заранее продумывает, на какие вопросы она будет отвечать. Например, как повысить работоспособность или как увеличить прибыль;
  • полностью сформулировать проблему можно только после написания основной части ВКР.

Проблема магистерской диссертации: пример

Чтобы лучше понять, как сформулировать проблему, посмотрите готовые примеры.

Магистерская диссертация на тему «Сравнительный анализ образов кровного и приемного родителя в сознании ребенка, воспитывающегося в государственном учреждении»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Несмотря на достаточно большое количество исследований представлений о взрослом у воспитанников детских домов и интернатов, сравнительный анализ образов кровного и приемного родителя в сознании ребенка-сироты в научной литературе не представлен.

Магистерская диссертация на тему «Проблема подготовки семьи к приему ребенка-сироты»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Значимость организации системы подготовки семей к приему ребенка-сироты обусловлена ростом количества отказов от приемных детей. В тоже время наблюдается дефицит программного и методического обеспечения психолого- педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители.

Магистерская диссертация на тему «Особенности эмоциональных переживаний приемного ребенка в замещающей семье»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Переход из государственного учреждения к жизни в замещающей семье является для ребенка стрессовой ситуацией. В научной литературе представлены описания различных аспектов переживания стресса, но эмоциональные переживания ребенка в замещающей семье до настоящего времени изучены не были.

Магистерская диссертация на тему «Изучение характера межличностных отношений в замещающих семьях»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Попадая в замещающую семью, приемный ребенок вступает в отношения не только с родителями, но и с их кровными детьми, в связи с этим перестраивается вся система межличностных отношений, а в некоторых случаях и иерархия семьи. Особенности межличностных отношений в замещающих семьях изучены мало, в связи с этим данное исследование представляется актуальным.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете как написать проблему выпускной квалификационной работы. А если возникнут трудности, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты быстро и качественно помогут вам с написанием магистерской работы на любую тематику.

Ольга

«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.

Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

При написании научно-исследовательской работы важно не просто изучить чужие труды, но и выдвинуть собственную гипотезу, которая на протяжении всей работы будет находить свои доказательства или опровержения. Для того, чтобы «обосновать» и «создать» собственную теорию, необходимо выявить конкретную проблему, требующую разрешения.

Что такое проблема магистерской диссертации?

Магистерская диссертация представляет собой фундаментальный труд, в котором автор должен подчеркнуть необходимость разработки рассматриваемого вопроса и найти его решение. Достигнуть данной цели можно только при условии – рассматриваемая тема содержит конкретную проблему, которая вплоть до настоящего времени не нашла своего окончательного решения.

Проблема магистерской диссертации – это существующее противоречие, пробел, который доставляет определенные неудобства и сложности в развитии науки или отрасли.

Научная проблема

Проблема магистерской диссертации

Грамотная и правильная формулировка проблемы научно-исследовательской работы позволяет исследователю очертить направление его деятельности, с какого ракурса он будет рассматривать тему, какие постулаты лягут в основу диссертации, что будет являться объектом и предметом работы и пр.

Как определить проблему магистерской диссертации?

Чтобы определить тот самый недостаток, пробел или противоречие, автору научно-исследовательской работы необходимо изучить немало источников информации, определить какие теории и когда возникли, какую роль они сыграли в развитии теории и практики, в какой степени способствовали решению проблемы и пр.

Фактически определение проблемы происходит на этапе сбора и обработки источников информации. Конкретизация и грамотная постановка проблемы возможна после формирования теоретической главы диссертационного исследования.

Поэтому к окончательной формулировке проблемы научного труда исследователь приходит после написания его основной части, когда он уже использовал научные труды, полноценно изучил достоинства и недостатки существующих теорий и концепций, определил их роль в развитии науки и отрасли и пр.

Этапы постановки научной проблемы магистерской диссертации

Выявление проблемы – процесс непростой, требующий особого внимания, усидчивости и скрупулезности. При написании диссертационного исследования магистр, как правило, придерживается следующей схемы действий:

Этапы постановки научной проблемы магистерской диссертации

Этапы постановки
  • Определение целесообразности постановки проблемы.

На данном этапе проявляется личная заинтересованность автора исследования, его стремление к новым свершениям и открытиям. Для написания качественного исследования недостаточно просто так перечитывать литературу, пытаясь определить необходимость создания чего-то нового. Важно, чтобы аспирант или соискатель с интересом и энтузиазмом выполняли свою работу, а не по принуждению. При таком подходе определить необходимость «перемен» будет гораздо проще.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Оценка проблемы на актуальность.

Автору необходимо не просто выявить проблему исследования, но и подтвердить ее актуальность и необходимость решения. Это возможно, если исследователь сопоставит текущее положение дел с намеченными планами, определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.

Актуальность проблемы должна подчеркивать актуальность всего исследования, отражать тот пробел, который действует сейчас.

  • Сопоставление проблемы исследования с поставленной целью.

Важно, чтобы цель магистерской диссертации способствовала решению проблемы и захватывала все сферы ее воздействия, учитывала ее особенности. Поэтому исследователь должен сформулировать цель работы с учетом выявленного противоречия, отразить не только необходимость изучения определенных аспектов, но и разработку мероприятий по решению (совершенствованию) ситуации.

  • Определение новизны и практической значимости проблемы и работы в целом.

Решение проблемы должно подчеркивать значимость исследования: что привнесли действия автора в реальную жизнь или область науки, чего он добился к каким результатам пришел и пр.

Меры по решению проблемы должны быть относительно новыми, эффективными, оптимально соотноситься с затратами и полученными результатами и пр.

  • Грамотное оформление проблемы.

Данный постулат означает правильную постановку, формулировку проблемы диссертации.

Как правильно сформулировать проблему научного исследования?

Формулировка проблемы магистерской диссертации предполагает соблюдение определенных условий:

— проблема исследования должна быть реалистичной, разрешимой;

— формулировка данного критерия должна быть простой, понятной и ясной;

— при постановке проблемы необходимо определить, на какие вопросы она должна ответить. Например, ключевым вопросом при постановке проблемы может быть « как повысить работоспособность или производительность?»;

— найдите противоречие и опишите его. Для этого необходимо найти пробел, который проявляется чаще всего на стыке новых и старых теорий;

— окончательная формулировка проблемы диссертации возможна только после создания основной части материала.

Проблема – является основой гипотезы, выдвинутой автором магистерской диссертации. Данный постулат выступает обязательным элементом научно-исследовательского проекта, который находит отражение во введении. Если автор не сможет грамотно и правильно отразить проблему диссертации, то это станет грубой, а возможно и роковой ошибкой, которая сможет не просто снизить итоговый балл, но и дисквалифицировать работу.

Как сформулировать проблему исследования в диссертации?

  • Что такое объект и предмет исследования
  • Объект исследования диссертации
  • Предмет исследования диссертации
  • Виды методов научного исследования в диссертации
  • Эмпирический
  • Теоретический
  • Количественный
  • Качественный
  • Социологический
  • Психологический
  • Как сформулировать проблему исследования в диссертации?
  • Как получить материалы для проведения исследования

Для начала определимся, что такое исследование на соискание ученой степени. Исследовательская научная работа, которая позволяет претендовать на получение ученой степени, является диссертационной. К ученым относятся следующие степени:

  • степень магистра;
  • кандидатская;
  • докторская.

Каждое учебное заведение имеет возможность материально поддержать ученых и исследователей.

Что такое объект и предмет исследования

Каждая диссертация должна иметь «предмет исследования», а также «объект». Эти роли должны быть явно выделены и разграничены.

Объект исследования диссертации

Зачастую, для всего исследуемого явления или объекта, точные параметры не представляется возможным выделить. В этом случае в эксперименте можно выделить только некоторую часть от предмета или явления исследуемой сущности, эта часть подвергается теоретическому или практическому изучению. Будем считать эту часть объектом, понятие может часто пересекаться с основной темой работы. Однако не должно копировать ее.

Предмет исследования диссертации

Каждый объект исследования имеет конкретную проблему, которую исследователь и должен считать главным предметом. При проведении экспериментов следует выделять некоторый объем факторов, свойственных предмету исследования, и производить с ними дальнейшую работу.

В качестве примера можно привести такие предметы исследования, как:

  • закономерности;
  • явления и их протекание (различные сферы);
  • виды и способы взаимодействия людей;
  • различные факты.

“Примечание. Чтобы определить предмет или объект исследования, можно посоветовать определить границы изучаемой области. Затем исследователю стоит сформулировать главные цели научной работы и подробно рассмотреть те аспекты проблемы, которые были выделены в рамках работы”

Виды методов научного исследования в диссертации

В научной работе одним из главных компонентов является научный метод. Он являет собой комплекс способов, благодаря которым можно получить знания об объекте или явлении. Практически все современные отрасли могли бы решать возникающие проблемы с помощью новых знаний и возможностей, которые были получены при использовании научного метода.

Все научные методы имеют следующие цели:

  • систематизация уже имеющейся информации (новой и старой);
  • корректировка знаний;
  • выбор разновидностей исследования.

Эмпирический

Возникающую проблему возможно исследовать, используя практические способы взаимодействия с действительностью, в данном случае научный метод будет эмпирическим.

Любой эмпирический метод имеет следующие составляющие:

  1. Теоретические сведения о предмете научного исследования, их сбор и подготовка. Работа с литературными источниками для сбора и систематизации информации. Данные из открытых источников онлайн рекомендуется проверять на точность и достоверность.
  2. Проверка актуальности найденной информации, анализ логичности и выявление неточностей.
  3. Фаза наблюдения. На данном этапе рекомендуется составить предварительный план работы, уточнить возможные нюансы и особенности в заданные временные рамки, вносить данные в табличном виде.
  4. Выполнить экспериментальную часть работы.

Теоретический

По результатам проведения исследования появляется набор информации, который требуется обрабатывать. Необходимо систематизировать и обобщить данные. Чем и занимается теоретический метод. В последующем работа с данными будет зависеть от темы научной работы.

Количественный

Анализ происходящих явлений и процессов в рассматриваемом объекте исследования осуществляется с помощью такой методологической группы как: количественный анализ. Данный тип анализа включает такие составляющие как:

  • Библиографические составляющие. Их задача заключается в изучении различных аспектов взаимодействия, связей, тенденций развития и структуры явлений или процессов в разных аспектах научного исследования (как пример можно привести анализ содержания, количества научных публикаций, определение объема цитирования и т.д.).
  • Статистические составляющие. Этот метод, чаще всего, используется при рассматривании явлений большого масштаба. Получение и сбор всех необходимых данных осуществляется для выявления случайных отклонений, которые не относятся к основной тематике или закономерностям научной работы.

Качественный

В маркетинговых и социологических исследованиях, часто, успешно применяется практика определения “природы” рассматриваемых механизмов. Для этого необходимо выделить одноименные характеристики и обрабатывать их в рамках выбранного явления. Это и является количественным методом.

Социологический

Чтобы определить взаимосвязь эмпирического и теоретического методов, необходимо использовать социологический метод. В качестве примера можно выделить такую работу, как сбор и анализ информации, анкетирование и другие.

Психологический

Данный метод является совокупностью общенаучных эмпирических и теоретических данных. Какой метод выбрать, наблюдение или эксперимент, зависит от темы и специфики научной работы.

Как сформулировать проблему исследования в диссертации?

Проблема научной работы на соискание ученой степени является одной из главных в научной работе. Чтобы ее сформулировать, рекомендуется использовать подход, в котором систематизируется вся исходная информация. Многое зависит от отрасли науки, в которой находится рассматриваемое явление. Для технических дисциплин важным является тщательный анализ доступной теоретической и практической информации. Необходимо определить и разграничить основополагающие и второстепенные данные.

При постановке проблемы выделяется несколько основных этапов:

  • сбор и изучение необходимых данных;
  • определение степени значимости научного исследования;
  • определение актуальности и новизны проводимых экспериментов;
  • выделение границы;
  • расширение границ (если это потребуется).

Для формулирования проблемы рекомендуется:

  • вам поможет разделение основных и дополнительных вопросов;
  • систематизируйте данные;
  • последовательно находите ответы на небольшие вопросы, которыми можно описать главную проблему;
  • в рассматриваемом вопросе выделите части по степени изученности и неизученности.

“Важно! Необходимо проанализировать перспективность будущего исследования, определить все известные и неизвестные факты, а также исследовать решения аналогичных задач, которые были реализованы учеными в прошлом. Только после всего этого возможно правильное определение объема предстоящих работ.

Для формулирования основной проблематики, полезным является участие в научной работе, а также различных конференциях. В случае, когда при подготовке научной статьи выявление актуальности и перспективности исследования не представляет труда, то автор вправе использовать данный материал для подготовки диссертации.

Как получить материалы для проведения исследования

Рекомендации:

  1. Вы должны выявить цели работы.
  2. Определите требования учебного заведения по структуре и оформлению предстоящей работы.
  3. При выборе темы кратко и четко формулируйте понятия.
  4. Подробно опишите объект исследования
  5. Определите и выберите наиболее рациональные пути решения проблем
  6. Необходимо составить ключевые слова, это поможет вам в поиске информации в литературных и онлайн источниках.

“Совет! Старайтесь фиксировать и резервировать полученную информацию. Все изображения, данные, полученные в результате экспериментов и опытов, оцифровываются и для них указывается источник (что также справедливо и для материала по определению статистических данных).

Диссертационное исследование – это научная работа по определенной тематике, позволяющая соискателю получить магистерскую, кандидатскую или докторскую ученую степень. В зависимости от учебного заведения, автор может рассчитывать на финансовую поддержку в проведении экспериментов и исследований.

  1. Написание и защита диссертации – необходимое условие для получения кандидатской/докторской ученой степени.
  2. Для определения объекта/предмета будущего исследования, выставляются четкие границы изучения научной отрасли.
  3. Научные методы – это способы получения новых знаний и выявление новых способов решения поставленных целей.
  4. Формулировка проблемы основывается на систематизированном подходе (изучение имеющихся данных, актуальность будущих экспериментов и выявление их границ).

Что такое объект и предмет исследования

При составлении диссертации, соискатель должен четко разделить грани между «объектом» и «предметом» исследования.

Объект исследования диссертации

В научной работе этот термин часто пересекается с темой труда, но не повторяет ее.

Объект исследования – это явление/предмет материального мира, малая часть которого выбрана для экспериментов и/или теоретического изучения. Параметры и точные характеристики всего объекта исследования невозможно описать в одной научной работе.

Предмет исследования диссертации

Этот термин означает конкретный вопрос/проблему или ряд свойств определенного предмета. Соискателю рекомендуется выделить часть факторов предмета исследования, необходимых для проведения дальнейших экспериментов.

Список примеров предмета исследования:

  1. взаимоотношения между окружающими людьми;
  2. процессы и явления в любой сфере;
  3. факты и закономерности и т.д.

Примечание. Для правильного и точного определения объекта или предмета исследования, выявляются рамки изучаемой области. Следующий шаг соискателя – составление цели работы и подробное рассмотрение выбранных аспектов проблемы

Виды методов научного исследования в диссертации

методы исследования диссертации

Научный метод – необходимый компонент для любой научной работы. Он позволяет получить новые знания и возможности решения имеющихся проблем во всех современных отраслях.

Основные задачи всех научных методов:

  • корректировка и систематизация имеющихся знаний (новых и старых);
  • возможность выбора типов исследования.

Эмпирический

Этот исследовательский метод основан на практическом (экспериментальном) изучении имеющейся проблемы.

Механизм работы эмпирического метода.

  1. Подготовка теоретических сведений по предмету исследования, систематизация и сбор информации из выбранных литературных источников. Соискателю рекомендуется перепроверять точность и достоверность данных, взятых из интернета.
  2. Анализ полученной информации, ее проверка на актуальность и логичность.
  3. Наблюдение. Для правильного восприятия полученной информации, автор составляет план работы, уточняет основные рабочие факторы и оформляет таблицу для последующего внесения данных, придерживаясь установленных сроков.
  4. Экспериментальная часть.

Теоретический

Задача теоретического метода – систематизация и обобщенность полученных сведений для лучшего усваивания необходимой информации (анализ, синтез, классификация и моделирование – зависит от тематики научного исследования).

Количественный

Цели этой методологической группы – анализ процессов/явлений объекта с учетом количественных показателей. Количественный метод включает в себя статистические и библиометрические составляющие.

  • Статистические методы подойдут для исследования масштабных явлений. Автор занимается сбором и измерением необходимых данных — такой подход выявляет случайные отклонения, не относящиеся к теме диссертации и закономерности их работы.
  • Задача библиометрических методов – изучение взаимосвязи, структуры и динамики развития процессов/явлений в разных отраслях исследования (анализ контента, количества публикаций, определение объема цитирования и т.д.).

Качественный

Основная задача – выявление одноименных характеристик выбранных явлений. Это поможет автору определить «природу» работы изучаемых общественных механизмов. Такая схема успешно применяется в социологических и маркетинговых исследованиях.

Социологический

Суть социологического метода – взаимосвязь эмпирического и теоретического методов по спецификации выбранной тематики (подробный анализ литературных источников, сбор социологических данных, проведение анкетирования и т.д.).

Психологический

Представляет собой совокупность теоретических и общенаучных эмпирических методов. В зависимости от тематики исследования, автору рекомендуется экспериментировать  или использовать модифицированное наблюдение за проблемой.

Как сформулировать проблему исследования в диссертации?

Как сформулировать проблему исследования в диссертации?

Чтобы сформулировать проблему диссертационного исследования, соискатель ученой степени придерживается систематизированного подхода. Если научная работа составляется по техническим дисциплинам, автор тщательно анализирует всю теоретическую и практическую информацию по теме документа, тщательно отделяя основополагающие данные от второстепенных.

Список основных этапов постановки проблемы.

  1. Изучение необходимых данных и выявление степени серьезности исследования
  2. Актуальность будущих экспериментов, новизна в выбранной научной отрасли
  3. Определений границ для опытов и их расширение (при необходимости)

Рекомендации по формулировке проблемы:

  • разделение основного вопроса на несколько дополнительных
  • систематизация имеющихся данных, установка последовательности ответа на мелкие вопросы, описывающих главную проблему
  • выявление изученных и неизученных частей рассматриваемого вопроса

Обратите внимание! Определение необходимого объема работ – только после уточнения потенциала будущего исследования, вычисления примерного соотношения известных/неизвестных фактов по проблеме и анализа решения идентичных вопросов учеными прошлых лет.

Дополнительные варианты поиска технической темы исследования и формулировки проблемы – участие в конференциях или подготовка монографий. Если при составлении научных статей нетрудно выявить новизну проблемы /определить цель исследования/разработать новое устройство, соискатель ученой степени может использовать эту информацию для написания диссертации.

Как получить материалы для проведения исследования

материалы для проведения исследований

Пошаговые рекомендации для будущего автора диссертации.

  1. Выявление целей работы и требований вуза по оформлению структуры, формата и содержания документа.
  2. Выбор необходимой темы – приветствуется четкость и лаконичность формулировки, без размытия. Задача соискателя – составить подробное описание выбранного объекта исследования и подобрать рациональные решения имеющихся проблем.
  3. Составление ключевых слов по теме работы — необходимое условие для поиска соответствующей информации в интернете и других литературных источниках.

Совет! Вся информация из книг, сайтов и т.д. фиксируется автором в блокноте или тетради. Иллюстрации, проведенные опыты и эксперименты сканируются с обязательным указанием источника (утверждение также касается поиска статистических данных, результатов опросов и т.д.)

Компания «Диссертация» — это восемнадцатилетний опыт успешного написания всех видов диссертаций, сложных технических статей, дипломных проектов и курсовых работ. В штате работают кандидаты и доктора наук по гуманитарным и техническим специальностям – это гарантия того, что каждый документ пройдет многоэтапную проверку на полное соответствие основным требованиям ВАК и ГОСТА.

Чтобы заказать работу, зарегистрируйтесь в Личном кабинете и оставьте заказ через чат с менеджером. Другой способ – позвоните нам по контактным данным, указанным на сайте. Будем рады сотрудничеству с вами.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Дипломная работа

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) – выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Постановка, примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Что не так?
  2. Почему что-то не так?
  3. Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
  4. Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

Главные вопросы в научной работе

Примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
  2. Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
  3. В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
  4. Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
  5. Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

Постановка и формулировки проблемы исследования

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Примеры и постановка проблемы исследования

  1. Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
  2. Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
  3. Изучение развития этих процессов.
  4. Выявление и подробное описание нового явления.
  5. Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
  6. Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Постановка проблемы исследования

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
  2. Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
  3. Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

Дошкольное образование

  1. Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
  2. Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
  3. В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Добавить комментарий