Чтобы получилось хорошее эссе, его написание надо начинать с постановки проблемы.
В статье на конкретных примерах рассказываем, как сформулировать и написать проблему в эссе.
Подпишитесь на наш информационный Телеграм канал. Там вы найдете свежие новости из мира образования и приятные скидки для вашей учебы.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Что такое проблема в эссе
Эссе — это небольшое творческое сочинение, в котором автор приводит свои мысли и размышления. При этом размышления в эссе не абстрактные, а об определенной проблеме.
Проблема в эссе — это объект обсуждения, то, над чем будет рассуждать автор. Постановка проблемы в эссе — отправная точка в работе, именно она будет определять ход мыслей автора и все содержание сочинения. Проблема в сочинении показывает позицию автора и то, насколько хорошо учащийся владеет темой.
Обычно проблему прописывают во введении эссе или в начале основной части. Формулируют ее четко и кратко, приблизительный объем — 1-2 предложения.
Как найти проблему для эссе
У многих учащихся возникают сложности с поиском проблемы в эссе, и они допускают типичные ошибки:
- Проблема в эссе слишком общая. Лучше не формулировать проблему так, чтобы на нее можно было дать однозначный ответ «да» или «нет». Ведь в эссе должна прослеживаться авторская позиция, поэтому шаблонные фразы тут лучше не использовать.
- Проблема в эссе только косвенно касается темы работы. Часто учащиеся формулируют проблему не совсем по теме сочинения. Например, учащемуся надо написать эссе на тему «Извечный конфликт отцов и детей по роману Тургенева». Неправильно сформулированная проблема в такой работе может звучать так: «родители часто не понимают своих детей, а дети — не слышат своих родителей». Правильно затронуть в проблеме именно роман Тургенева, а не просто общую тему взаимоотношений между детьми и родителями. Лучше сформулировать проблему так: «Тургенев в своем романе затрагивает извечную проблему — это взаимоотношения отцов и детей. Давайте на конкретных примерах разберем, можно ли применить сюжет и рекомендации в романе в современной жизни».
Чтобы грамотно выделить проблему в работе, необходимо руководствоваться следующим:
- проблема должна быть актуальная и важная;
- проблема должна вытекать из тематики эссе;
- проблема должна быть спорная и неоднозначная.
Как сформулировать проблему в эссе
После того как вы определили, что в вашем эссе является проблемой, надо приступать к ее грамотной формулировке. Есть несколько вариантов, чтобы сформулировать проблему для эссе:
- задать риторический вопрос;
- привести цитату;
- сформулировать своими словами.
Задать риторический вопрос
Популярный способ постановки проблемы в эссе — задать риторический вопрос. Такой вариант подойдет для работ, написанных в художественном или публицистическом стилях. Для научного стиля речи лучше выбрать другой способ, потому что риторический вопрос предполагает некоторую недосказанность, а в точных науках это зачастую уместно.
Посмотрите примеры постановки проблемы в эссе с помощью риторического вопроса:
- «Вытеснит ли компьютер книгу?» (Проблема в эссе «Книга и компьютер: сотрудничество или противостояние?»).
- «Кто не залюбуется мастерски написанным пейзажем картины «Березовая роща» И.И. Левитана?» (Проблема в эссе «Какие чувства у вас возникли глядя на картину «Березовая роща» И.И. Левитана?»).
- «Что такое язык? Для чего дано слово?» (Проблема в эссе «Язык в жизни человека»).
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Привести цитату
Чтобы поставить проблему в эссе, можно привести чью-либо цитату. Такие цитаты, обычно, идут в самом начале сочинения, оформляются как косвенная или прямая речь.
Посмотрите, как можно обозначить проблему через цитату:
- «Счастье есть лишь мечта, а горе реально», — говорил Вольтер. (Проблема в эссе «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?»).
- «Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик», — всегда говорила математик Софья Ковалевская. (Проблема в эссе «Важность математики в жизни каждого человека»).
- «Горе людям, не знающим смысла своей жизни», — говорил Паскаль. (Проблема в эссе «Можно ли прожить без смысла и целей?).
Сформулировать своими словами
Сформулировать проблему для эссе можно и самостоятельно, своими словами. Для этого надо кратко и емко сакцентировать внимание на основной задаче сочинения и выразить к ней свое отношение.
Сформулировать проблему в эссе своими словами можно так:
- «Журналистика является одной из самых древних профессий в мире, так как люди во все времена нуждались в получении какой-либо информации. На сегодняшний день существует масса способов передачи, просмотра и прослушивания новостей, все человечество на Земле зависимо от информации, будь то курсы валют или новое открытие ученых». (Проблема в эссе «Роль журналистики в современном мире»).
- «Одной из спорных категорий эстетики выступает понятие прекрасного. Первоначально проблемам прекрасного уделяли много внимание древнегреческие, а затеи и римские философы. В более поздние периоды в эстетики получила свое развитие теория прекрасного и искусства». (Проблема в эссе «Как я понимаю прекрасное»).
- «Нет таких писателей, которые в своём творчестве не затрагивали тему любви. Данная тема всегда была и будет актуальна. Ещё никто не нашёл точного ответа на вопрос: что такое любовь? Я хотел бы обратиться к творчеству знаменитых писателей И.А. Бунина и А.И. Куприна, чтобы проследить талант любви в их произведениях». (Проблема в эссе «Философия любви в творчестве»).
Примеры проблемы в эссе
Посмотрите удачные примеры правильно сформулированной проблемы в эссе по разным предметам:
- Проблема в эссе по менеджменту «Спорт и политика»: «О спорт, ты — мир!», а еще спорт — это «радость, благородство, наслаждение, вызов и прогресс». Так писал Пьер де Кубертен в своем произведении «Ода спорту!». Что такое спорт, каково его место в жизни людей, влияет ли он на развитие общества, государства или это развитие общества влияет на спорт?»
- Проблема в эссе по философии «Сознание человека и компьютера»: «Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер».
- Проблема в эссе по педагогике «Проблема эффективности лекции в преподавании: мнение студентов»: «Лекции, которые в каждом ВУЗе являются обязательной формой преподавания, по моему мнению, не дают должного эффекта. Информация практически не усваивается студентом, все услышанное тут же забывается. А ведь именно на лекции тратится большая часть часов».
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, как правильно написать проблему в эссе. Если появятся сложности, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут написать эссе качественно и в срок.
«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку на порядок легче итогового. И это хорошая новость. Но оно пишется по тексту, который иногда может быть непонятен. И первый вопрос, который надо разрешить ДО написания сочинения, какова проблема текста? Почему это важно и как формулировать проблему, рассказываю в данной статье.
💥 Почему важно правильно определить проблему для сочинения ЕГЭ?
За верную формулировку проблемы вы получаете 1 первичный балл. Плюс, это залог правильно выстроенного дальнейшего рассуждения. Это значит, что вы претендуете на баллы по критериям К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста», К3 «Отражение позиции автора исходного текста», К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста».
Если же проблема выделена не верно, то вы получаете 0 не только за К1, то есть за формулировку проблемы, но и за остальные критерии по содержанию. А это 6+1+1 = 8 баллов. Вместе с баллом за формулировку проблемы вы можете потерять целых 9 первичных баллов, которые равны 16-18 вторичным (процентам ЕГЭ). Обидно, не так ли?
💥 Как понять, верную ли проблему я выделил? Вдруг думаю неправильно?
Если вы пишете тренировочное сочинение по сборнику под редакцией И.П. Цыбулько, то в конце него есть подсказки. Для каждого текста дан примерный круг проблем. Сверяться можно с ним, но я не советую делать это часто по трем причинам:
1. На экзамене у вас не будет возможности куда-то подсмотреть и убедиться в правильности выбранной проблемы. Это вызовет неуверенность, а может, даже ступор в самый ответственный момент.
2. Примерный круг проблем – это не все проблемы, которые есть в тексте. Они могут быть по-другому сформулированы, не так, как вы себе представляли.
3. Есть вариант, что вы сформулируете проблему, которой нет в перечисленных. Это усилит страх, что что-то не так. Но не будет показателем «неправильности». Сами проверяющие говорят, что главное – чтобы проблема действительно была в тексте и вы смогли написать по ней качественный комментарий.
💥 Как выделять и формулировать проблему?
Действуйте поэтапно:
🟢 Прочитайте тест минимум 2 раза. Убедитесь, что он вам понятен. Проще всего убедиться в этом при помощи пересказа. Если можете пересказать и объяснить логику повествования, значит все в порядке.
🟢 После прочтения текста напишите на черновике все темы, которые вы увидели в нем. Тема – это то, о чем автор говорит в тексте, какой круг проблем и явлений освещает. Вопрос для выявления тем: «О чем говорится в тексте?». Часто бывает, что из текста можно выделить 2 – 4 темы, которые затем легко переформулировать в проблемы.
🟢 Когда вы выделили темы, приступайте к формулировке проблем. Вопросы для их выявления: «Что автор хотел сказать этим текстом?» или «Какой нравственный урок можно отсюда вынести?». Из каждой темы вы можете выявить проблему.
Пример:
В тексте варианта № 1 (сборник И.П. Цыбулько 2021), который начинается словами: “Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры…”, можно выделить следующие темы:
· Вера в невиновность каждого;
· Тема сострадания и милосердия;
· Тема правосудия и объективности оценок;
· Тема справедливости и великодушия;
· Тема призвания (профессии врача).
Исходя из этих тем, формулируем проблемы:
· Проблема веры в человека;
· Проблема проявления сострадания и милосердия в жизни;
· Проблема сложности вынесения решения в суде;
· Проблема проявления справедливости и великодушия;
· Проблема следования своему призванию, несмотря ни на что.
💥 Можно ли сформулировать проблему в виде вопроса?
Да, можно, так как в «Критериях оценивания задания с развернутым ответом» говорится, что для получения балла за формулировку проблемы должна быть сформулирована «одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения)».
И на сладкое… лайфхак:
Если вам попался сложный специфичный текст и нельзя однозначно ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», обратите внимание на задание №26. Там дан фрагмент рецензии. Чаще всего в ней можно найти подсказку о теме или идее текста.
Удачных Вам сочинений!
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.
Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.
При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.
Содержание статьи
- 1 Как определить проблему текста?
- 1.1 Первый способ определения проблемы текста
- 1.2 Второй способ определения проблемы текста
- 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
- 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- 3 Как найти проблему в художественном тексте
- 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- 4 Лайфхаки для определения проблем текста
- 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
- 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
- 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
- 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
- 5 Заключение
Как определить проблему текста?
Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.
И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.
Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?
Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.
Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:
- Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
- Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
Первый способ определения проблемы текста
Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:
- Определите основную мысль (идею) текста.
- Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
- Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
- Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.
Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.
Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.
Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.
Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.
Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?
Этот вопрос и будет проблемой данного текста.
Второй способ определения проблемы текста
При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.
Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.
Главное — следовать следующему алгоритму:
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
- Найдите и выпишите все утверждения автора.
- Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
- Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.
Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:
- Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
- Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
- Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
- Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
1) Что является залогом успешной деятельности человека?
2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
4) Какую роль играет наука в жизни людей?
Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
Важно помнить!
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Как найти проблему в публицистическом тексте
Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.
Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.
Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.
А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.
Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.
Проблема в публицистическом тексте выражается:
— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).
При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.
Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
- Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
- Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.
Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).
В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:
- Проблема участия детей в войне.
- Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.
Как найти проблему в художественном тексте
В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.
Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.
Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.
На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?
— На сюжет.
— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).
— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).
Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- Проанализируйте поведение и речь героев.
- Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
- Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
- Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.
Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.
Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.
Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.
Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.
«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.
И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».
Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:
1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.
ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.
В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.
Лайфхаки для определения проблем текста
На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Подробное описание каждого приема смотрите ниже.
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).
Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.
Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.
В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.
Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:
- Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
- Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
- У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
- Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
- Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.
Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.
Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.
Использование рецензии для нахождения проблемы
Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.
Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.
Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.
Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».
Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:
- Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.
Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.
Внимание!
Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.
Заключение
Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.
Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»
Эссе по решению проблем – не самый распространенный тип письменных заданий, которые даются современным студентам, но у него есть очень важная цель: стимулировать общество к поиску решений наиболее распространенных проблем в мире. Предмет для серьезного решения проблемы можно легко найти, просто оглядываясь вокруг или читая газету. Я подготовила полное руководство по созданию эссе для решения проблемы, которое поможет вам доставить убедительную статью с минимальными усилиями.
Проблема “решения “в эссе
Тема вашего эссе должна быть относительно простой для написания, но она также должна соответствовать интересам широкой публики. Популярные темы эссе по решению проблем сегодня включают в себя все, что связано с окружающей средой, психологией, вредными привычками, интернетом, отклонениями в молодежной среде, расизмом, образованием и так далее. Тема, которую вы в конечном итоге выбираете для своего эссе, должна мотивировать вас думать и искать решения проблемы.
Четыре компонента решения проблемы эссе
Каждое эссе для решения проблемы должно иметь четыре обязательных компонента:
- Ситуация, или ваше знакомство с фоном проблемы.
- Проблема, или ваше описание специфики проблемы и почему она должна быть решена.
- Решение или предложенный вами ответ на проблему.
- Оценка или обзор ваших ранее заявленных идей вместе с призывом к действию.
Иногда эссе о решении проблемы затрагивает более чем одну проблему, но этот шаг эффективен только тогда, когда несколько проблем находятся в одной и той же области – в противном случае вам будет сложно сосредоточиться на решении проблем.
Советы по написанию текста эссе
Главный секрет написания успешного эссе о решении проблемы – верить в свою проблему. Лучший способ достичь полного понимания и принятия проблемы – написать предложение для вашего эссе.
Вот несколько советов по написанию успешного текста:
- Перечислите все, что вы знаете о проблеме, чтобы убедиться, что вы провели тщательное исследование.
- Используя ваши обнаруженные данные, предоставьте некоторые доказательства того, что рассматриваемая проблема является реальной и должна быть решена как можно скорее.
- Определите аспекты проблемы, которые еще предстоит изучить. Это не только поможет вам нарисовать полную картину, но и даст вашим читателям пищу для размышлений.
- Создайте план для своего исследования, указав, где вы будете искать информацию и какие методы вы будете использовать в исследовании.
- Поделитесь своим предложением со своим инструктором или другой авторитетной фигурой в своей жизни, чтобы убедиться, что вы на правильном пути.
Два способа написать план для эссе
В отличие от типичного эссе, в котором, как правило, предлагается только один подход к созданию схемы, эссе по решению проблем позволяет создавать схему двумя различными способами. Эти методы называются блочными и цепочечными методами. Независимо от того, к какому типу плана вы решите обратиться, написание плана является важным шагом на пути к блестящему эссе, поскольку оно поможет вам оставаться в теме на протяжении всего написания.
План блока имеет следующую структуру:
- Введение и предыстория.
- Задачи 1, 2, 3.
- Переходные пункты.
- Решения 1, 2, 3.
- Оценка и заключение.
Цепной метод написания плана включает в себя следующие главы:
- Введение и предыстория.
- Задача 1 + решение.
- Задача 2 + решение.
- Задача 3 + решение.
- Оценка и заключение.
5 шагов к написанию эссе для “решения” проблемы
Чтобы сделать красиво структурированное и логичное эссе, вам нужно следовать определенному порядку шагов при работе над эссе:
- Определите и объясните проблему, используя краткий язык и предоставив примеры для лучшего понимания проблемы.
- Изучите происхождение проблемы и как она появилась в обществе.
- Объясните, почему вы считаете, что проблема важна и должна быть решена.
- Нарисуйте полную картину последствий проблемы, если общество не сможет решить проблему.
- Продемонстрировать возможный исход проблемы; эта часть будет функционировать как призыв к действию для вашей аудитории.
Не существует универсального рецепта успеха, когда вы выбираете проблему для исследования. В некоторых случаях местные проблемы, связанные с вашей школой или обществом, работают лучше всего.
В других случаях студенты достигают больших результатов, когда пишут статью о глобальных проблемах, таких как окружающая среда и расизм. Самое главное, у вас должен быть искренний интерес к теме.
Тезис в эссе
Тезис является важной частью введения эссе по решению проблемы, но это не означает, что вам нужно писать свою работу, включая тезис, в строгом порядке. На самом деле, большинство студентов получают выгоду от написания эссе в последнюю очередь. К тому времени они уже выработали глубокое понимание проблемы и могут сформировать четкий и краткий тезис, который будет поддержан остальной частью текста.
Как найти решение ваших проблем при написании эссе
Прежде чем вы сможете предложить свои собственные решения проблем, вам нужно продемонстрировать свои предыдущие исследования по этой проблеме, предложив некоторые решения, ранее разработанные другими учеными. Проанализируйте, были ли они полностью успешными, и если нет, что можно изменить в них. Затем вы можете перейти к предложению собственных решений проблем, выделенных в предыдущих частях эссе.
Работу над вашими решениями можно разделить на три простых шага:
- Предложите план действий. Ваше решение должно быть простым и подробным, возможно, в пошаговой форме. Подумайте о потенциальной критике вашего решения и рассмотрите ее в той же главе.
- Подкрепите свое решение примерами. Будь то рисунки, статистика или просто истории, для вашего нового решения должен быть сильный фон. Только тогда ваше решение покажется общедоступным.
- Обеспечить призыв к действию. Вместо того, чтобы просто предлагать свое решение, будьте активны и побуждайте свою аудиторию к действию. Если описанная вами проблема является реальной и вы предложили несколько подлинных решений, призыв к действию будет очень эффективным. Техника проекции очень эффективна для этой цели.
ТОП-8 советов по написанию проблемы эссе
Вот как убедиться, что ваше эссе соответствует самым высоким академическим стандартам:
- Закончив работу, оставьте ее на один или два дня, прежде чем возвращаться и вычитывать ее с новым взглядом.
- Проверьте, охватывает ли ваше эссе все четыре элемента для решения проблем.
- Убедитесь, что тезис четко относится к содержанию эссе.
- Подтвердите, что вы провели самое обширное исследование проблемы.
- Проверьте, являются ли предлагаемые решения проблемы реалистичными и могут ли быть достигнуты.
- Обратите особое внимание на вывод: для этого нужно не только обобщить текст, но и предложить призыв к действию.
- Используйте онлайн-сервисы, чтобы проверить правильность написания и пунктуацию.
- Попросите одного из ваших друзей или членов семьи вычитать ваше эссе, чтобы убедиться, что грамматические или логические ошибки не испортят вашу окончательную оценку.
Примеры проблемы эссе
Эссе на тему: «Проблема Бога и человека в современном обществе»
Одним из наиболее важных тезисов неотомизма является тезис о гармонии между разумом и верой, наукой и религией. Человеческая жизнь не имеет заранее определенного значения, которое, очевидно, нужно искать не в прошлом, а в настоящем и будущем. Он считает, что вездесущий культурный кризис готовит новую творческую эру. В религии Бог предназначен для удовлетворения практических потребностей человека, а в философии концепция Бога предназначена для теоретизирования о неизвестном, как об известном. В этом случае он будет свободен от спекуляций и примет строгую и доказательную форму. Это уникальное по форме и содержанию произведение, аналоги которого встречаются не во всей мировой литературе. И дело объективно в том, что практика всегда богаче, всегда превышает уровень достигнутых знаний, что создает возможность человеку в других условиях использовать достигнутое по-другому. Осознание полноты жизни человека предполагает существование смерти. В современном демократическом государстве религиозные убеждения играют роль регулятора моральных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и основ.
Человек-создатель, гармонично воплощающий духовные и телесные качества, стал предметом поклонения и обожествления. Пьер, и я с ним полностью согласен. Рождение, учеба, работа, семья, дети, пенсия и смерть высечены на табличках человеческих судеб. Отношение к смерти двоякое. Итак, две наиболее интересные проблемы: массовая культура и современная система потребления настолько связаны, что трудно сказать, что из этого выйдет.
Первобытные люди либо вообще никому не поклонялись, но просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам. И когда созрели объективные и субъективные, индивидуальные и социальные условия для познания этого мира, тогда он начал познавать мир по аналогии с самим собой, а именно через персонификацию. Он настаивает на неприкосновенности неравенства отдельных лиц. Однако за тридцать веков развития философской мысли не было возможности объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-либо одного качества или свойства. Учитывая это, Церковь начала активно поднимать авторитет томизма, и в 1879 году
Эссе на тему: «Проблема отцов и детей»
Проблема поколений является одной из наиболее частых проблем, которые возникали и имеют место во все времена существования человеческого общества. Эта проблема стала самой острой в последнее время, так как различие между поколениями начинает приобретать серьезный импульс, эти же поколения начинают все больше и больше нравиться друг другу, и это не странно, поскольку это реальное противостояние между отцами и детьми , В этом противостоянии отцы, то есть старшее поколение, всегда будут пытаться наставлять детей, молодое поколение, на путь, который они считают правильным, но это совершенно неправильно, поскольку они наставляют их на основе их субъективного мнение, которое в корне не может быть правильным.
Каждый человек уникален по-своему, и поэтому мы можем сделать вывод, что все люди разные, и что оно подходило для поколения прошлого, которое выросло на основе прошлого, вряд ли подойдет для поколения нового, который в свою очередь вырос на совершенно разных концепциях и социальных нормах. Однако ни одно, ни другое поколение не хотят понять эту простую истину, и поэтому между этими двумя поколениями всегда существует постоянная вражда, и, скорее всего, она никогда не закончится, потому что это почти вечная дискуссия. Однако есть несколько способов ослабить силу этого конфликта.
Прежде всего, каждая сторона должна попытаться понять друг друга, дать друг другу возможность высказаться, потому что в большинстве случаев старшее поколение ничего не дает молодому поколению.
Вы также должны помнить о взаимном уважении, потому что без взаимного уважения вряд ли будет нормальный диалог двух поколений. Установив эти две точки отношений, вы уже можете попытаться как-то построить отношения, которые станут отличной основой для будущих длительных дружеских отношений. Это именно тот благоприятный сценарий, который я вижу. Тем не менее, есть много вариантов того, как оба поколения смогут работать вместе, и все они очень сильно отличаются, где-то преимущество идет в одну сторону, а где-то в другую. Важно помнить, что эти два поколения вряд ли смогут решить для себя, что они должны положить конец всем конфликтам, по крайней мере, прямо сейчас. Возможно, в будущем этот конфликт полностью сойдет на нет, но сейчас эта проблема весьма актуальна.
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
- Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
- От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
- Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
- общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
- лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
- определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
- формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.