Векторное описание движения является полезным, так как на одном чертеже всегда можно изобразить много разнообразных векторов и получить перед глазами наглядную «картину» движения. Однако всякий раз использовать линейку и транспортир, чтобы производить действия с векторами, очень трудоёмко. Поэтому эти действия сводят к действиям с положительными и отрицательными числами – проекциями векторов.
Проекцией вектора на ось называют скалярную величину, равную произведению модуля проектируемого вектора на косинус угла между направлениями вектора и выбранной координатной оси.
На левом чертеже показан вектор перемещения, модуль которого 50 км, а его направление образует тупой угол 150° с направлением оси X. Пользуясь определением, найдём проекцию перемещения на ось X:
sx = s · cos(α) = 50 км · cos( 150°) = –43 км
Поскольку угол между осями 90°, легко подсчитать, что направление перемещения образует с направлением оси Y острый угол 60°. Пользуясь определением, найдём проекцию перемещения на ось Y:
sy = s · cos(β) = 50 км · cos( 60°) = +25 км
Как видите, если направление вектора образует с направлением оси острый угол, проекция положительна; если направление вектора образует с направлением оси тупой угол, проекция отрицательна.
На правом чертеже показан вектор скорости, модуль которого 5 м/с, а направление образует угол 30° с направлением оси X. Найдём проекции:
υx = υ · cos(α) = 5 м/c · cos( 30°) = +4,3 м/с
υy = υ · cos(β) = 5 м/с · cos( 120°) = –2,5 м/c
Гораздо проще находить проекции векторов на оси, если проецируемые векторы параллельны или перпендикулярны выбранным осям. Обратим внимание, что для случая параллельности возможны два варианта: вектор сонаправлен оси и вектор противонаправлен оси, а для случая перпендикулярности есть только один вариант.
Проекция вектора, перпендикулярного оси, всегда равна нулю (см. sy и ay на левом чертеже, а также sx и υx на правом чертеже). Действительно, для вектора, перпендикулярного оси, угол между ним и осью равен 90°, поэтому косинус равен нулю, значит, и проекция равна нулю.
Проекция вектора, сонаправленного с осью, положительна и равна его модулю, например, sx = +s (см. левый чертёж). Действительно, для вектора, сонаправленного с осью, угол между ним и осью равен нулю, и его косинус «+1», то есть проекция равна длине вектора: sx = x – xo = +s .
Проекция вектора, противонаправленного оси, отрицательна и равна его модулю, взятому со знаком «минус», например, sy = –s (см. правый чертёж). Действительно, для вектора, противонаправленного оси, угол между ним и осью равен 180°, и его косинус «–1», то есть проекция равна длине вектора, взятой с отрицательным знаком: sy = y – yo = –s .
На правых частях обоих чертежей показаны другие случаи, когда векторы параллельны одной из координатных осей и перпендикулярны другой. Предлагаем вам убедиться самостоятельно, что и в этих случаях тоже выполняются правила, сформулированные в предыдущих абзацах.
Анна Кирпиченкова
Эксперт по предмету «Геометрия»
Задать вопрос автору статьи
Для понятия проекции вектора на ось или какой-либо другой вектор существуют понятия ее геометрической проекции и числовой (или алгебраической) проекции. Результатом геометрической проекции будет вектор, а результатом алгебраической – неотрицательное действительное число. Но перед тем, как перейти к этим понятиям вспомним необходимую информацию.
Предварительные сведения
Основное понятие – непосредственно понятие вектора. Для того, чтобы ввести определение геометрического вектора вспомним, что такое отрезок. Введем следующее определение.
Определение 1
Отрезком будем называть часть прямой, которая имеет две границы в виде точек.
Отрезок может иметь 2 направления. Для обозначения направления будем называть одну из границ отрезка его началом, а другую границу – его концом. Направление указывается от его начала к концу отрезка.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Определение 2
Вектором или направленным отрезком будем называть такой отрезок, для которого известно, какая из границ отрезка считается началом, а какая его концом.
Обозначение: Двумя буквами: $overline{AB}$ – (где $A$ его начало, а $B$ – его конец).
Одной маленькой буквой: $overline{a}$ (рис. 1).
Введем еще несколько понятий, связанных с понятием вектора.
Определение 3
Два ненулевых вектора будем называть коллинеарными, если они лежат на одной и той же прямой или на прямых, параллельных друг другу (рис.2).
«Проекция вектора на ось. Как найти проекцию вектора» 👇
Определение 4
Два ненулевых вектора будем называть сонаправленными, если они удовлетворяют двум условиям:
- Эти векторы коллинеарны.
- Если они будут направлены в одну сторону (рис. 3).
Обозначение: $overline{a}↑↑overline{b}$
Определение 5
Два ненулевых вектора будем называть противоположно направленными, если они удовлетворяют двум условиям:
- Эти векторы коллинеарны.
- Если они направлены в разные стороны (рис. 4).
Обозначение: $overline{a}↑↓overline{d}$
Определение 6
Длиной вектора $overline{a}$ будем называть длину отрезка $a$.
Обозначение: $|overline{a}|$
Перейдем к определению равенства двух векторов
Определение 7
Два вектора будем называть равными, если они удовлетворяют двух условиям:
- Они сонаправлены;
- Их длины равны (рис. 5).
Геометрическая проекция
Как мы уже сказали ранее, результатом геометрической проекции будет вектор.
Определение 8
Геометрической проекцией вектора $overline{AB}$ на ось будем называть такой вектор, который получается следующим образом: Точка начала вектора $A$ проецируется на данную ось. Получаем точку $A’$ – начало искомого вектора. Точка конца вектора $B$ проецируется на данную ось. Получаем точку $B’$ – конец искомого вектора. Вектор $overline{A’B’}$ и будет искомым вектором.
Рассмотрим задачу:
Пример 1
Постройте геометрическую проекцию $overline{AB}$ на ось $l$, изображенные на рисунке 6.
Решение.
Проведем из точки $A$ перпендикуляр к оси $l$, получим на ней точку $A’$. Далее проведем из точки $B$ перпендикуляр к оси $l$, получим на ней точку $B’$ (рис. 7).
Полученный на оси $l$ вектор $overline{A’B’}$ и будет искомой геометрической проекцией.
Замечание 1
Заметим, что если угол между вектором и осью острый, то проекция сонаправлена с осью, а если тупой, то проекция противоположно направлена с осью.
Числовая проекция
Как мы уже знаем, результатом алгебраической проекции будет неотрицательное действительное число.
Определение 9
Числовой (алгебраической) проекцией на ось будем называть неотрицательное число, равное длине вектора геометрической проекции.
Рассмотрим это понятие на примере задачи:
Пример 2
Найти числовую проекцию вектора $overline{F} на сонаправленную ему ось $x$, если угол между ними равняется $α$ (рис. 8). (рис. 8).
Решение.
Введем на рисунке следующие обозначения:
Видим, что длина вектора геометрической проекции, равняется длине $XY$. Из определения косинуса получим, что
$XY=|overline{F}|cosα$
где $|overline{F}|$ – длина вектора $overline{F}$. Это и будет искомая алгебраическая проекция на ось.
Другие случаи можете видеть на рисунке 9.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.
Проекция вектора на ось в физике – формулы и определения с примерами
Содержание:
Проекция вектора на ось:
Вы уже знаете, что вектор имеет модуль и направление. При решении задач часто используется понятие проекция вектора на ось. Что такое проекция вектора? Как ее определяют?
Начнем с понятия проекция точки на ось.
Проекция точки — это основание перпендикуляра, опущенного из данной точки на ось.
На рисунке 24 точка
Как определяют проекцию вектора на ось
Проекция вектора на ось — это длина отрезка между проекциями начала и конца вектора, взятая со знаком «+» или «-». Знак «+» берут, если угол между вектором и осью острый, а знак «-» — если угол тупой.
На рисунке 25 проекция вектора на ось Ох обозначена через а проекция вектора — через
Проекция — число положительное, т. к. угол на рисунке 25, а — острый. Проекция — число отрицательное т. к. угол на рисунке 25, б — тупой.
А если вектор перпендикулярен оси? Тогда его проекция на эту ось равна нулю (рис. 26).
Проекцию вектора можно выразить через его модуль и угол между вектором и осью.
Рассмотрим треугольник на рисунке 25, а. Его гипотенуза катет а угол между ними равен Следовательно,
Проекция вектора на ось равна модулю вектора, умноженному на косинус угла между вектором и осью.
Это правило справедливо при любых углах между вектором и осью. Подтвердите это с помощью рисунков 25 и 26.
Обратим внимание на еще одно важное свойство проекций: проекция суммы векторов на ось равна сумме их проекций на эту ось.
С помощью рисунка 27, а, б убедитесь, что из векторного равенства следует равенство для проекций: Не забывайте о знаках проекций.
Можно ли найти модуль и направление вектора по его проекциям на координатные оси
Рассмотрим вектор лежащий в плоскости (рис. 28). Его проекции на оси определим из рисунка:
Модуль вектора находим по теореме Пифагора из треугольника ACD: Разделив на получим: По значению косинуса находим угол
Таким образом, вектор, лежащий в заданной плоскости, полностью определяется двумя проекциями на оси координат.
Вектор в пространстве определяется тремя проекциями: (рис. 29).
Главные выводы:
- Проекция вектора на ось — это длина отрезка, заключенного между проекциями начала и конца вектора на эту ось, взятая со знаком «+» или «-».
- Если угол между вектором и осью острый, то его проекция на эту ось положительна, если угол тупой — отрицательна, если прямой — равна нулю.
- Проекция вектора на ось равна произведению его модуля на косинус угла между вектором и осью.
- Проекция суммы векторов на ось равна сумме их проекций на эту ось.
Пример №1
1. Определите сумму и разность взаимно перпендикулярных векторов (рис. 30). Найдите модули векторов суммы и разности
Решение
Сумму векторов находим по правилу треугольника (рис. 31, а) или параллелограмма (рис. 31, б). Так как векторы взаимно перпендикулярны, модуль вектора находим по теореме Пифагора: Разность векторов определим по правилам вычитания векторов (рис. 32, а, б).
Модуль вектора находим аналогично:
Ответ:
- Заказать решение задач по физике
Пример №2
Выразите вектор через векторы (рис. 33). Как связаны между собой проекции этих векторов на оси Ох и Оу?
Решение
По правилу треугольника находим: Отсюда Определив координаты начальных и конечных точек векторов находим проекции этих векторов:
Вычислением убедимся, что проекции векторов связаны теми же равенствами, что и сами векторы:
Ответ:
- Путь и перемещение
- Равномерное прямолинейное движение
- Прямолинейное неравномерное движение
- Прямолинейное равноускоренное движение
- Колебательное движение
- Физический и математический маятники
- Пружинные и математические маятники
- Скалярные и векторные величины и действия над ними
x |
x1 x2 |
, |
y |
y1 y2 |
, |
z |
z1 z2 |
. |
(8. |
) |
||
2 |
2 |
2 |
||||||||||
3 |
Замечание. На плоскости (в двумерном пространстве) можно также задать прямоугольную систему координат Oxy. С помощью введенной системы координат любую точку или ее радиус-вектор можно представить парой чисел (x, y). Все соотношения, полученные нами ранее для координат векторов и точек трехмерного пространства, будут справедливы и на плоскости с той лишь разницей, что из них нужно всюду убрать третью координату z. Аналогичные рассуждения можно повторить и для произвольной прямой (одномерного пространства).
Определение 9.1. Осью называется прямая с лежащим на ней единичным вектором (ортом), задающим положительное направление на прямой.
На рисунке ось будем изображать в виде направленной прямой. Пусть в пространстве задана ось l и точка А, не принадлежащая оси.
Определение 9.2. Основание перпендикуляра, опущенного из точки А на пря-
мую l, точка A‘ называется проекцией (ортогональной проекцией) точки на ось.
В случае, если точка А принадлежит оси l, то проекция точки на ось совпадает с самой точкой А.
Пусть задан некоторый вектор a AB . Находя проекции начала и конца вектора a на ось l, получим вектор a‘ A‘ B‘ , где A‘, B‘ — соответственно проекции точек А, В на ось l.
Определение 9.3. Проекцией вектора a на ось l будем называть положительное число, равное a‘ , если вектор a‘ и ось l направлены одинаково (см. рис. 12) и отрица-
тельное число a‘ , если вектор a‘ и ось l направлены противоположно (см. рис. 13).
26
a |
В |
В |
|||||||||||||||||||||
a |
|||||||||||||||||||||||
А |
А |
||||||||||||||||||||||
a |
l |
a |
l |
||||||||||||||||||||
А’ |
В’ |
B’ |
A’ |
||||||||||||||||||||
Рис. 12 |
Рис. 13 |
||||||||||||||||||||||
Проекцию вектора |
на |
ось l |
будем обозначать прl |
. Таким образом, соглас- |
|||||||||||||||||||
a |
a |
||||||||||||||||||||||
но определению прl |
или прl |
||||||||||||||||||||||
a |
a |
a |
a |
. |
Замечание. Если a 0 или a l , то прl a 0 .
Теорема 9.1. Проекция вектора a на ось l равна произведению длины вектора a на косинус угла между вектором a и осью l, где под углом понимается наименьший из двух углов, образуемых вектором и осью.
Таким образом,
прl |
cos |
(0 ) . |
(9.1) |
||||
a |
a |
||||||
Доказательство. В зависимости от величины угла |
возможны следующие |
случаи (рис. 14):
1. Если 900 , то прl a a a cos .
2. Если |
900 1800 , то прl |
cos( ) |
cos . |
||||||||||||||||||||||||
a |
a |
a |
a |
||||||||||||||||||||||||
3. Если |
900 , то пр |
0 |
cos . ▲ |
||||||||||||||||||||||||
a |
a |
||||||||||||||||||||||||||
l |
|||||||||||||||||||||||||||
a |
a |
a |
|||||||||||||||||||||||||
a |
a |
||||||||||||||||||||||||||
l |
l |
l |
Рис. 14
27
Следствие 9.1. Проекция вектора на ось есть число положительное, если уголмежду вектором и осью острый, и отрицательное, если угол тупой. Если уголпрямой, то проекция вектора на ось равна нулю.
Следствие 9.2. Проекции равных векторов на одну и ту же ось равны между
собой.
Свойства проекций векторов на ось
1) прl |
прl |
прl ( |
). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a |
b |
a |
b |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) прl ( |
) прl |
, |
R. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a |
a |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доказательство: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) обозначим c a b . Рассмотрим прl c |
a |
прl |
a прl b (рис.15); ▲ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
c |
b |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
b |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с |
a |
b |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
b |
l |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) в зависимости от знака возможны следующие случаи: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прl ( |
по теореме 9.1 |
cos прl |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a) 0 : |
a |
) |
a |
cos |
a |
a |
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прl ( |
по теореме 9.1 |
( cos ) прl |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
b) 0 : |
a |
) |
a |
cos( ) |
a |
a |
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прl ( |
см. замечание копр.9.3 |
0 прl |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
c) 0 : |
a |
) прl (0) |
a |
. ▲ |
Таким образом, линейные операции над векторами сводятся к соответствующим линейным операциям над проекциями этих векторов.
Замечание. Все рассуждения, приведенные выше, будут также справедливы, если вместо оси l рассматривать произвольный ненулевой вектор. Проекцию (ортого-
28
нальную проекцию) вектора a на вектор b (на направление вектора b ) будем обо-
значать прb a .
Теорема 9.2. Декартовы прямоугольные координаты a1 , a2 , a3 вектора a рав-
ны соответственно проекциям этого вектора на оси Ox, Oy и Oz.
Можно дать еще одно определение координат вектора.
Определение 9.4. Координатами вектора a в прямоугольной декартовой системе координат Oxyz называются проекции этого вектора на соответствующие координатные оси.
Рассмотрим задачу о нахождении длины вектора по его координатам.
Задача. Пусть дан вектор a , который относительно прямоугольного декар-
тового базиса {i, j, k} имеет координаты: a {a1 , a2 , a3}. Найдем длину вектора a .
Решение. Найдем проекции вектора a OA на координатные оси и обозначим их OA1,OA2 иOA3 . Согласно теореме 9.2, OA1 a1 , OA2 a2 , OA3 a3 . Построим пря-
моугольный параллелепипед так, что его три измерения равны OA1,OA2 иOA3 . Вектор
a в построенном параллелепипеде совпадает с диагональю (см. рис. 9). Так как квадрат диагонали в прямоугольном параллелепипеде равен сумме квадратов его сторон, то
a2 |
a2 |
a2 . |
(9.2) |
||
a |
|||||
1 |
2 |
3 |
Таким образом, длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов координат этого вектора.
Замечание. Длина вектора AB , где A(x1 , y1 , z1 ) , B(x2 , y2 , z2 ) , согласно формулам (8.2), (9.2), находится по формуле
(x |
x )2 |
( y |
y )2 |
(z |
z )2 . |
(9.3) |
||||
AB |
2 |
2 |
2 |
|||||||
1 |
1 |
1 |
29
Соседние файлы в папке Вектора
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В математике существуют два определения:
1) геометрическая проекция вектора — вектор;
2) проекция вектора на ось — число.
Геометрическая проекция вектора — это вектор, который можно получить, если провести перпендикуляры от концов вектора до выбранной оси. Проекция начала вектора соответствует началу геометрической проекции, а проекция конца вектора соответствует концу геометрической проекции.
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео
Для вектора
v→
геометрическая проекция на оси (t) — это вектор
vt→
.
Для вектора
n→
геометрическая проекция на оси (y) — это вектор
ny→
.
Проекция вектора на ось — это скалярная величина (число), равная длине геометрической проекции вектора, если направление оси и геометрической проекции совпадают; или число, противоположное длине геометрической проекции вектора, если направления геометрической проекции и оси — противоположные.
ax=4bx=−3
Если длина вектора
a→
равна
a→
и
α
— это острый угол, созданный вектором и осью (x), то скалярная проекция вектора вычисляется по формуле:
ax=a→⋅cosα
.
Знак проекции вектора выбирается в зависимости от направления оси.
На рисунке видно, что эту формулу можно получить из соотношения в прямоугольном треугольнике:
.
Обрати внимание!
Если вектор и ось проекций параллельны, то скалярная проекция на этой оси — число, которое равно длине вектора, если направления вектора и оси совпадают, или число, противоположное длине вектора, если направления вектора и оси — противоположные.
Если вектор и ось проекций перпендикулярны, то проекция вектора на этой оси равна (0).
at=3bt=−5ct=0dt=0