Как найти проекцию на ось икс

Ось – это направление. Значит, проекция на ось или на направленную прямую считается одним и тем же. Проекция бывает алгебраическая и геометрическая. В геометрическом понимают проекцию вектора на ось как вектор, а алгебраическом – число. То есть применяются понятия проекция вектора на ось и числовая проекция вектора на ось.

Если имеем ось L и ненулевой вектор AB→, то можем построить вектор A1B1⇀, обозначив проекции его точек A1 и B1. 

A1B→1 будет являться проекцией вектора AB→ на L.

Определение 1

Проекцией вектора на ось называют вектор, начало и конец которого являются проекции начала и конца заданного вектора. npLAB→→ принято обозначать проекцию AB→ на L. Для построения проекции на L опускают перпендикуляры на L. 

Проекция вектора на ось и числовая проекция

Пример 1

Пример проекции вектора на ось.

На координатной плоскости Оху задается точка M1 (x1, y1). Необходимо построить проекции на Ох и Оу для изображения радиус-вектора точки M1. Получим координаты векторов (x1, 0) и (0, y1).

Проекция вектора на ось и числовая проекция

Если идет речь о проекции a→ на ненулевой b→ или проекции a→ на направление b→, то имеется в виду проекция a→на ось, с которой совпадает направление b→. Проекция a→ на прямую, определяемая b→, имеет обозначение npb→a→→. Известно, что когда угол междуa→ и b→, можно считать npb→a→→ и b→ сонаправленными. В случае, когда угол тупой, npb→a→→ и b→противоположно направлены. В ситуации перпендикулярностиa→ и b→, причем a→ – нулевой, проекция a→ по направлению b→ является нулевым вектором.

Числовая проекция вектора на ось

Числовая характеристика проекции вектора на ось – числовая проекция вектора на заданную ось.

Определение 2

Числовой проекцией вектора на ось называют число, которое равно произведению длины данного вектора на косинус угла между данным вектором и вектором, который определяет направление оси.

Числовая проекция AB→ на L имеет обозначениеnp LAB→, а a→ на b→ – npb→a→.

Исходя из формулы, получим npb→a→=a→·cosa→, b→^, откуда a→ является длиной вектора a→, a⇀, b→^ – угол между векторами a→ и b→.

Получим формулу вычисления числовой проекции: npb→a→=a→·cosa→, b→^. Она применима при известных длинах a→ и b→ и угле между ними. Формула применима при известных координатах a→ и b→, но имеется ее упрощенный вид.

Пример 2

Узнать числовую проекцию a→ на прямую по направлению b→ при длине a→ равной 8 и углом между ними в 60 градусов. По условию имеем a⇀=8, a⇀, b→^=60°. Значит, подставляем числовые значения в формулу npb⇀a→=a→·cosa→,b→^=8·cos 60°=8·12=4.

Ответ: 4.

При известном cos(a→, b→^)=a⇀, b→a→·b→, имеем a→, b→ как скалярное произведение a→ и b→. Следуя из формулы npb→a→=a→·cosa⇀, b→^, мы можем найти числовую проекцию a→ направленную по вектору b→ и получим npb→a→=a→, b→b→. Формула эквивалента определению, указанному в начале пункта.

Определение 3

Числовой проекцией вектора a→ на ось , совпадающей по направлению с b→, называют отношение скалярного произведения векторовa→ иb→ к длине b→. Формула npb→a→=a→,b→b→ применима для нахождения числовой проекции a→ на прямую, совпадающую по направлению с b→, при известных a→ и b→ координатах.

Пример 3

Задан b→=(-3, 4). Найти числовую проекцию a→=(1, 7) на L.

Решение 

На координатной плоскости npb→a→=a→, b→b→ имеет вид npb→a→=a→, b→b→=ax·bx+ay·bybx2+by2, при a→=(ax, ay)  и b→=bx, by. Чтобы найти числовую проекцию вектора a→ на ось L, нужно: npLa→=npb→a→=a→,b→b→=ax·bx+ay·bybx2+by2=1·(-3)+7·4(-3)2+42=5.

Ответ: 5.

Пример 4

Найти проекцию a→ на L, совпадающей с направлением b→, где имеются a→=-2, 3, 1 и b→=(3, -2, 6). Задано трехмерное пространство.

Решение 

По заданнымa→=ax, ay, az и b→=bx, by, bz вычислим скалярное произведение: a⇀, b→=ax·bx+ay·by+az·bz. Длину b→ найдем по формуле b→=bx2+by2+bz2. Отсюда следует, что формула определения числовой проекции a→ будет: npb→a⇀=a→, b→b→=ax·bx+ay·by+az·bzbx2+by2+bz2.

Подставляем числовые значения: npLa→=npb→a→=(-2)·3+3·(-2)+1·632+(-2)2+62=-649=-67.

Ответ: -67.

Просмотрим связь междуa→ на L и длиной проекции a→ на L. Начертим ось L, добавив a→ и b→ из точки на L, после чего проведем перпендикулярную прямую с конца a→ на L и проведем проекцию на L. Существуют 5 вариаций изображения:

Числовая проекция вектора на ось

Первый случай при a→=npb→a→→ означает a→=npb→a→→, отсюда следует npb→a→=a→·cos(a,→b→^)=a→·cos0°=a→=npb→a→→.

Второй случай подразумевает применение npb→a→⇀=a→·cosa→,b→, значит, npb→a→=a→·cos(a→,b→)^=npb→a→→.

Третий случай объясняет, что при npb→a→→=0→ получаем npb⇀a→=a→·cos(a→,b→^)=a→·cos90°=0, тогда npb→a→→=0 и npb→a→=0=npb→a→→.

Четвертый случай показывает npb→a→→=a→·cos(180°-a→,b→^) = -a→·cos(a →, b→^), следует npb→a→=a→·cos(a→,b→^)=-npb→a→→.

Пятый случай показывает a→=npb→a→→, что означаетa→=npb→a→→, отсюда имеем npb→a→=a→·cosa→,b→^=a→·cos180°=-a→=-npb→a→.

Определение 4

Числовой проекцией вектора a→ на ось L, которая направлена как и b→, имеет значение:

  • длины проекции вектора a→ на  L при условии, если угол между a→ и b→ меньше 90 градусов или равен 0: npb→a→=npb→a→→ с условием 0≤(a→,b→)^<90°;
  • ноля при условии перпендикулярности a→ и b→: npb→a→=0, когда (a→, b→^)=90°;
  • длины проекции a→ на L, умноженной на -1, когда имеется тупой или развернутый угол векторов a→ и b→: npb→a→=-npb→a→→ с условием 90°<a→,b→^≤180°.
Пример 5

Дана длина проекцииa→ на L, равная 2. Найти числовую проекциюa→ при условии, что угол равен 5π6 радиан.

Решение 

Из условия видно, что данный угол является тупым: π2<5π6<π. Тогда можем найти числовую проекцию a→ на L: npLa→=-npLa→→=-2.

Ответ: -2.

Пример 6

Дана плоскость Охyzс длиной вектора a→ равной 63,b→(-2, 1, 2) с углом в 30 градусов. Найти координаты проекции a→ на ось L.

Решение

Для начала вычисляем числовую проекцию вектораa→: npLa→=npb→a→=a→·cos(a→,b→)^=63·cos30°=63·32=9.

По условию угол острый, тогда числовая проекция a→= длине проекции вектора a→: npLa→=npLa→→=9. Данный случай показывает, что векторы npLa→→ и b→ сонаправлены, значит имеется число t, при котором верно равенство: npLa→→=t·b→. Отсюда видим, что npLa→→=t·b→, значит можем найти значение параметра t: t=npLa→→b→=9(-2)2+12+22=99=3.

Тогда npLa→→=3·b→ с координатами проекции вектора a→ на ось L равны b→=(-2,1, 2), где необходимо умножить значения на 3. Имеем npLa→→=(-6, 3, 6). Ответ: (-6, 3, 6).

Необходимо повторить ранее изученную информацию об условии коллинеарности векторов.

Ирина Мальцевская

Преподаватель математики и информатики. Кафедра бизнес-информатики Российского университета транспорта

Автор статьи

Анна Кирпиченкова

Эксперт по предмету «Геометрия»

Задать вопрос автору статьи

Для понятия проекции вектора на ось или какой-либо другой вектор существуют понятия ее геометрической проекции и числовой (или алгебраической) проекции. Результатом геометрической проекции будет вектор, а результатом алгебраической – неотрицательное действительное число. Но перед тем, как перейти к этим понятиям вспомним необходимую информацию.

Предварительные сведения

Основное понятие – непосредственно понятие вектора. Для того, чтобы ввести определение геометрического вектора вспомним, что такое отрезок. Введем следующее определение.

Определение 1

Отрезком будем называть часть прямой, которая имеет две границы в виде точек.

Отрезок может иметь 2 направления. Для обозначения направления будем называть одну из границ отрезка его началом, а другую границу – его концом. Направление указывается от его начала к концу отрезка.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 2

Вектором или направленным отрезком будем называть такой отрезок, для которого известно, какая из границ отрезка считается началом, а какая его концом.

Обозначение: Двумя буквами: $overline{AB}$ – (где $A$ его начало, а $B$ – его конец).

Одной маленькой буквой: $overline{a}$ (рис. 1).

а) вектор $overline{a}$. б) вектор $overline{AB}$

Введем еще несколько понятий, связанных с понятием вектора.

Определение 3

Два ненулевых вектора будем называть коллинеарными, если они лежат на одной и той же прямой или на прямых, параллельных друг другу (рис.2).

«Проекция вектора на ось. Как найти проекцию вектора» 👇

Определение 4

Два ненулевых вектора будем называть сонаправленными, если они удовлетворяют двум условиям:

  1. Эти векторы коллинеарны.
  2. Если они будут направлены в одну сторону (рис. 3).

Обозначение: $overline{a}↑↑overline{b}$

Определение 5

Два ненулевых вектора будем называть противоположно направленными, если они удовлетворяют двум условиям:

  1. Эти векторы коллинеарны.
  2. Если они направлены в разные стороны (рис. 4).

Обозначение: $overline{a}↑↓overline{d}$

Определение 6

Длиной вектора $overline{a}$ будем называть длину отрезка $a$.

Обозначение: $|overline{a}|$

Перейдем к определению равенства двух векторов

Определение 7

Два вектора будем называть равными, если они удовлетворяют двух условиям:

  1. Они сонаправлены;
  2. Их длины равны (рис. 5).

Геометрическая проекция

Как мы уже сказали ранее, результатом геометрической проекции будет вектор.

Определение 8

Геометрической проекцией вектора $overline{AB}$ на ось будем называть такой вектор, который получается следующим образом: Точка начала вектора $A$ проецируется на данную ось. Получаем точку $A’$ – начало искомого вектора. Точка конца вектора $B$ проецируется на данную ось. Получаем точку $B’$ – конец искомого вектора. Вектор $overline{A’B’}$ и будет искомым вектором.

Рассмотрим задачу:

Пример 1

Постройте геометрическую проекцию $overline{AB}$ на ось $l$, изображенные на рисунке 6.

Решение.

Проведем из точки $A$ перпендикуляр к оси $l$, получим на ней точку $A’$. Далее проведем из точки $B$ перпендикуляр к оси $l$, получим на ней точку $B’$ (рис. 7).

Полученный на оси $l$ вектор $overline{A’B’}$ и будет искомой геометрической проекцией.

Замечание 1

Заметим, что если угол между вектором и осью острый, то проекция сонаправлена с осью, а если тупой, то проекция противоположно направлена с осью.

Числовая проекция

Как мы уже знаем, результатом алгебраической проекции будет неотрицательное действительное число.

Определение 9

Числовой (алгебраической) проекцией на ось будем называть неотрицательное число, равное длине вектора геометрической проекции.

Рассмотрим это понятие на примере задачи:

Пример 2

Найти числовую проекцию вектора $overline{F} на сонаправленную ему ось $x$, если угол между ними равняется $α$ (рис. 8). (рис. 8).

Решение.

Введем на рисунке следующие обозначения:

Видим, что длина вектора геометрической проекции, равняется длине $XY$. Из определения косинуса получим, что

$XY=|overline{F}|cosα$

где $|overline{F}|$ – длина вектора $overline{F}$. Это и будет искомая алгебраическая проекция на ось.

Другие случаи можете видеть на рисунке 9.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В математике существуют два определения:

1) геометрическая проекция вектора — вектор;

2) проекция вектора на ось — число.

Геометрическая проекция вектора — это вектор, который можно получить, если провести перпендикуляры от концов вектора до выбранной оси. Проекция начала вектора соответствует началу геометрической проекции, а проекция конца вектора соответствует концу геометрической проекции.


Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео

Для вектора

v→

 геометрическая проекция на оси (t) — это вектор

vt→

.

Для вектора

n→

 геометрическая проекция на оси (y) — это вектор

ny→

.

Проекция вектора на ось — это скалярная величина (число), равная длине геометрической проекции вектора, если направление оси и геометрической проекции совпадают; или число, противоположное длине геометрической проекции вектора, если направления геометрической проекции и оси — противоположные.

векторы-проекция.png

ax=4bx=−3

Если длина вектора

a→

 равна

a→

 и

α

 — это острый угол, созданный вектором и осью (x), то скалярная проекция вектора вычисляется по формуле: 

ax=a→⋅cosα

.

Знак проекции вектора выбирается в зависимости от направления оси.

векторы-проекция-треугольник.png

На рисунке видно, что эту формулу можно получить из соотношения в прямоугольном треугольнике:

cosα=прилежащий катетгипотенуза=ax→a→

.

Обрати внимание!

Если вектор и ось проекций параллельны, то скалярная проекция на этой оси — число, которое равно длине вектора, если направления вектора и оси совпадают, или число, противоположное длине вектора, если направления вектора и оси — противоположные.

Если вектор и ось проекций перпендикулярны, то проекция вектора на этой оси равна (0).

Projekcijas_vekt.png

at=3bt=−5ct=0dt=0

Вова Воробьёв



Профи

(726),
закрыт



11 лет назад

Как определить проекцию вектора на ось x,y?

Лучший ответ

Video

Просветленный

(28010)


13 лет назад

проекция на ось х = модуль вектора умножить на косинус угла между осью х и вектором
проекция на ось у = модуль вектора умножить на синус !

Хотя.. . да, лучше всётаки опустить перпендикуляры …

Остальные ответы

Анна Матвеева

Ученик

(175)


13 лет назад

опустить перпендикуляры от начала и конца вектора….

Владимир Токмаков

Ученик

(128)


6 лет назад

проекция на ось х = модуль вектора умножить на косинус угла между осью х и вектором
проекция на ось у = модуль вектора умножить на синус !

Похожие вопросы

x

x1 x2

,

y

y1 y2

,

z

z1 z2

.

(8.

)

2

2

2

3

Замечание. На плоскости (в двумерном пространстве) можно также задать прямоугольную систему координат Oxy. С помощью введенной системы координат любую точку или ее радиус-вектор можно представить парой чисел (x, y). Все соотношения, полученные нами ранее для координат векторов и точек трехмерного пространства, будут справедливы и на плоскости с той лишь разницей, что из них нужно всюду убрать третью координату z. Аналогичные рассуждения можно повторить и для произвольной прямой (одномерного пространства).

Определение 9.1. Осью называется прямая с лежащим на ней единичным вектором (ортом), задающим положительное направление на прямой.

На рисунке ось будем изображать в виде направленной прямой. Пусть в пространстве задана ось l и точка А, не принадлежащая оси.

Определение 9.2. Основание перпендикуляра, опущенного из точки А на пря-

мую l, точка A‘ называется проекцией (ортогональной проекцией) точки на ось.

В случае, если точка А принадлежит оси l, то проекция точки на ось совпадает с самой точкой А.

Пусть задан некоторый вектор a AB . Находя проекции начала и конца вектора a на ось l, получим вектор aAB‘ , где A‘, B‘ — соответственно проекции точек А, В на ось l.

Определение 9.3. Проекцией вектора a на ось l будем называть положительное число, равное a‘ , если вектор a‘ и ось l направлены одинаково (см. рис. 12) и отрица-

тельное число a‘ , если вектор a‘ и ось l направлены противоположно (см. рис. 13).

26

a

В

В

a

А

А

a

l

a

l

А’

В’

B’

A’

Рис. 12

Рис. 13

Проекцию вектора

на

ось l

будем обозначать прl

. Таким образом, соглас-

a

a

но определению прl

или прl

a

a

a

a

.

Замечание. Если a 0 или a l , то прl a 0 .

Теорема 9.1. Проекция вектора a на ось l равна произведению длины вектора a на косинус угла между вектором a и осью l, где под углом понимается наименьший из двух углов, образуемых вектором и осью.

Таким образом,

прl

cos

(0 ) .

(9.1)

a

a

Доказательство. В зависимости от величины угла

возможны следующие

случаи (рис. 14):

1. Если 900 , то прl a a a cos .

2. Если

900 1800 , то прl

cos( )

cos .

a

a

a

a

3. Если

900 , то пр

0

cos . ▲

a

a

l

a

a

a

a

a

l

l

l

Рис. 14

27

Следствие 9.1. Проекция вектора на ось есть число положительное, если уголмежду вектором и осью острый, и отрицательное, если угол тупой. Если уголпрямой, то проекция вектора на ось равна нулю.

Следствие 9.2. Проекции равных векторов на одну и ту же ось равны между

собой.

Свойства проекций векторов на ось

1) прl

прl

прl (

).

a

b

a

b

2) прl (

) прl

,

R.

a

a

Доказательство:

1) обозначим c a b . Рассмотрим прl c

a

прl

a прl b (рис.15); ▲

c

b

b

a

с

a

b

a

b

l

с

Рис. 15

2) в зависимости от знака возможны следующие случаи:

прl (

по теореме 9.1

cos прl

a) 0 :

a

)

a

cos

a

a

.

прl (

по теореме 9.1

( cos ) прl

b) 0 :

a

)

a

cos( )

a

a

.

прl (

см. замечание копр.9.3

0 прl

c) 0 :

a

) прl (0)

a

. ▲

Таким образом, линейные операции над векторами сводятся к соответствующим линейным операциям над проекциями этих векторов.

Замечание. Все рассуждения, приведенные выше, будут также справедливы, если вместо оси l рассматривать произвольный ненулевой вектор. Проекцию (ортого-

28

нальную проекцию) вектора a на вектор b (на направление вектора b ) будем обо-

значать прb a .

Теорема 9.2. Декартовы прямоугольные координаты a1 , a2 , a3 вектора a рав-

ны соответственно проекциям этого вектора на оси Ox, Oy и Oz.

Можно дать еще одно определение координат вектора.

Определение 9.4. Координатами вектора a в прямоугольной декартовой системе координат Oxyz называются проекции этого вектора на соответствующие координатные оси.

Рассмотрим задачу о нахождении длины вектора по его координатам.

Задача. Пусть дан вектор a , который относительно прямоугольного декар-

тового базиса {i, j, k} имеет координаты: a {a1 , a2 , a3}. Найдем длину вектора a .

Решение. Найдем проекции вектора a OA на координатные оси и обозначим их OA1,OA2 иOA3 . Согласно теореме 9.2, OA1 a1 , OA2 a2 , OA3 a3 . Построим пря-

моугольный параллелепипед так, что его три измерения равны OA1,OA2 иOA3 . Вектор

a в построенном параллелепипеде совпадает с диагональю (см. рис. 9). Так как квадрат диагонали в прямоугольном параллелепипеде равен сумме квадратов его сторон, то

a2

a2

a2 .

(9.2)

a

1

2

3

Таким образом, длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов координат этого вектора.

Замечание. Длина вектора AB , где A(x1 , y1 , z1 ) , B(x2 , y2 , z2 ) , согласно формулам (8.2), (9.2), находится по формуле

(x

x )2

( y

y )2

(z

z )2 .

(9.3)

AB

2

2

2

1

1

1

29

Соседние файлы в папке Вектора

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий