Как ребенку выбрать профессию, когда он не знает, чего хочет
17.09.2021
Татьяна Никулина.
Специалист по профориентации, руководитель отдела продаж в Санкт-Петербурге MAXIMUM EDUCATION
В этой статье:
Ребенку сложно определиться с профессией в современном мире, поскольку разрыв между традиционными стратегиями выбора специальности и реалиями становится все больше. Рассказываем, как помочь выбрать профессию подросткам, а заодно и самому узнать много интересного о рынке труда.
Сейчас даже взрослым сложно понять, чем заниматься, чтобы хорошо зарабатывать через 5-10 лет, – что уж говорить о мальчиках и девочках – подростках? Вот как родителям направить выбор ребенка в нестабильном и изменчивом мире.
Как помочь подростку выбрать профессию: современный подход
Многих родителей тревожит, когда подросток не может понять, кем хочет стать, хотя бы примерно. Родителей волнует, как выбрать профильную программу для подготовки к ЕГЭ, нужно участвовать в олимпиадах, собирать портфолио, а он – ничего не хочет. Решить за него не получится, но можно направить ребенка на выбор, помочь выбрать без давления и навязывания и сохраняя доверительные отношения.
Почему подростку трудно понять кем быть?
Есть два критерия успешного выбора профессии.
- Я знаю, что я хорошо умею делать, и это пригодится на работе.
- Я знаю, чем вообще можно заниматься по жизни, какие варианты есть.
В подростковом возрасте человек не понимает свои слабые и сильные стороны и не очень хорошо представляет, как устроен профессиональный мир и какие изменения его ждут в ближайшее время. Именно поэтому подросткам надо помогать в выборе профессии. Ведь есть две основные причины, по которым подростку трудно понять, кем быть.
Причина 1. Подросток плохо может оценить свои способности и возможности. У него пока неадекватная самооценка: завышенная или заниженная – не важно. Главное, что она не выдерживает столкновения с реальностью и ребенок испытывает разочарование. Одни подростки думают, что окружающие их недооценивают. Другие же со свойственным подростковому возрасту максимализмом считают себя ничтожеством. Здорово, если подросток продолжает пробовать новое и корректирует свою самооценку, но это удается не всем. А в итоге – мысли о будущей карьере далеки от реальных перспектив.
Причина 2. Подросток плохо себе представляет, как устроен мир и социальные институты. Что он знает о колледжах, вузах, профессиональной деятельности, профессиях будущего? Довольно мало и в основном со слов семьи и знакомых, которые опираются на личный опыт. Этого недостаточно, чтобы принять решение.
Вот почему подросткам необходима помощь взрослых, которые направляют их выбор профессии. Однако делать это нужно современными способами, которые соответствуют мировоззрению и образу жизни самого ребенка.
Какие способы профориентации подходят современным подросткам?
Поколение нынешних детей и подростков раздражает старших несколькими особенностями:
- они много времени проводят в социальных сетях, у них там целая жизнь, друзья и отношения;
- они не хотят учиться в нашем понимании: читать длинные книги, делать конспекты и т.п.;
- они могут легко отказаться делать то, что надо; для них “не хочу” – это аргумент.
Да, дети сейчас другие. Но именно поэтому большинству из них подходят новые способы выбора профессии. И ровно все то, что нас раздражает в подростках, нужно использовать, чтобы помочь им выбрать направление и дело по душе.
Желание общаться, связь с людьми в игре, социальные сети – все эти интересы сейчас помогают выбрать профессию, а не отвлекают от нее. Все самое интересное в мире новых профессий происходит не на выставках и открытых сайтах вакансий, а в том мире, где ребенок чувствует себя вполне уверенно, но иногда ему нужно помочь использовать его цифровые навыки для профессиональной ориентации.
Если ребенку трудно определиться, можно пройти бесплатную профориентацию, чтобы определиться с направлением, а потом копать глубже и разбираться в нюансах.
Как помочь ребенку разобраться в профессиях
Родители – лучший помощник ребенка в выборе профессии и специальности. Младшие дети для нас хороший повод ходить на мультфильмы в кино. А подросток – отличный повод исследовать рынок труда и узнать много нового. С таким подходом можно и ребенку помочь, и самому получить массу новых открытий. Ведь рынок труда меняется, но закономерности изменений вполне можно понять.
С чего начать поиски профессии и направления?
Самое сложное – сделать первый шаг, когда не знаешь, чего хочешь. Взрослые тоже часто не понимают, куда им двигаться по жизни, хотя у них больше опыта, чем у ребенка. Прежде чем заниматься профориентацией, психологи и карьерные консультанты рекомендуют различные методы “растуннеливания” сознания. Грубо говоря, когда кажется, что выхода нет, надо увидеть, что их – много, а все границы только у нас в голове. Это важно, потому что разные способы профориентации все равно построены на беседе или письменных ответах на вопросы. Чтобы тест по профориентации или встреча подростка с консультантом или наставником прошли успешно, ему нужно разобраться в себе и быть открытым к новым выборам.
Есть много техник, которые помогают увидеть себя с новой стороны. Можно просто накидывать ответы на вопросы:
- Что ты любил делать, когда был маленьким?
- Чем бы ты занялся, если бы не надо было зарабатывать на жизнь?
- Что тебе интересно сделать в ближайший месяц? Именно интересно, без всякой пользы: встать на вейксерф, испечь пирог на 20 человек, спеть со сцены?
- Кем бы ты был в фантазийном мире?
- Что делает твой персонаж в компьютерной игре?
Ответы на эти вопросы можно вместе с ребенком “заземлить” – найти связь таких мечтаний с направлением реальной человеческой деятельности, и взять старт здесь.
Чтобы избежать страха перед первой пробой, можно найти и почитать в интернете биографии интересных людей, которые не сразу определились, кем они хотят быть. Из известных это Джоан Роулинг. Посмотрите с ребенком ее знаменитую Гарвардскую речь о полном провале – очень вдохновляет на то, чтобы не бояться ошибок в выборе профессии или специальности в вузе. В интернете можно найти и другие ролевые модели для ребенка, которые помогут ему понять, что это нормально – не знать, какую профессию или специальность ты хочешь освоить. Многие кумиры в подростковом возрасте не знали, кем хотят быть, но не боялись пробовать и ошибаться.
После этого можно начинать реальные поиски людей, источников информации и профессиональных проб.
Как подростку познакомиться с профессией
Помогите ребенку найти живых людей, которые познакомят его с разными профессиональными сферами из личного опыта. Это метод “живой библиотеки” – когда человек отвечает на любые вопросы, даже самые неудобные.
Где и как найти представителей разных профессий?
К счастью, сейчас люди довольно открыты к коммуникации и вообще с удовольствием рассказывают детям о своей работе. Просто общайтесь с людьми на отдыхе, при случайных встречах, со знакомыми или родственниками.
Составьте с ребенком список основных вопросов:
- Как вы попали в эту профессию?
- На кого вы учились и помогло ли вам это?
- Что вам больше всего нравится, а что больше всего бесит на работе?
Этого достаточно для начала разговора. Поддержите ребенка, когда он только начинает такой диалог.
Если в близком кругу и на случайных встречах нет таких людей, используйте социальные сети.
- Обратитесь к людям в своих соцсетях – Фейсбуке, ВКонтакте и др. Сформулируйте просьбу четко: “Мой ребенок думает о том, чтобы стать юристом-международником. Помогите контактами для получасовой беседы по зуму”. По правилу трех (или пяти) рукопожатий вам обязательно помогут и найдут такого человека, который будет рад поговорить с подростком о своей работе и профессиональном опыте.
- Неочевидный ход, который используют многие карьерные консультанты, – Тиндер. Многие не знают, что эта соцсеть вовсе не только для поиска партнера. Молодые специалисты 25-35 лет в Тиндере работают и открыты для общения. И это совершенно нормально – искать профессиональные контакты там. Заведите аккаунт в Тиндере, укажите в профиле, что вы ищете людей, которые помогут в профориентации вашему сыну или дочери, ищите людей по критериям и пишите им. Ответят не все, но многие – с радостью расскажут подростку о том, чем они в реальности занимаются на работе и как складывается их профессиональный путь.
В Тиндере ребенок не может писать людям сам, но в ФБ или ВК – вполне. Поддержите его, чтобы он делал такие шаги самостоятельно. Люди с удовольствием откликаются и помогают ребенку определиться с профессией.
Лучшая профориентация – это профессиональная проба
О контактах с носителями профессии мы уже сказали, но ведь этого недостаточно. Стоит включить ребенка в профессиональные сети по сфере интересов. У тех же профессионалов имеет смысл спросить, какие каналы в Телеграме они читают, в каких сообществах состоят. Юмористические каналы и сообщества очень информативны. Если подросток понимает шутки этого профессионального круга, у него вырастет мотивация.
Отличная идея найти в Инстаграме через поиск людей, которые ведут блог о своей профессии. Они часто анонсируют интересные мероприятия или рекламируют информационные ресурсы. Это такая информация, которая лучше любой консультации по профориентации. На популярных блогеров-профессионалов можно подписаться со специально заведенного для этого аккаунта. Порекомендуйте ребенку такой ход – это очень по-взрослому.
Многие интересные мероприятия проходят онлайн. Например, мастер-майнды, где профессионалы собираются и обсуждают важные вопросы и тренды. Попасть на них сложно, но можно. Если ребенок честно напишет организаторам, что он хочет определиться с будущей профессией, его могут пустить послушать. Если же встреча закрытая, с подростком могут поговорить лично или посоветовать мероприятие для молодых специалистов, которое поможет ему познакомиться со специальностью на доступном ему уровне. Сейчас совершенно нормально обращаться к людям напрямую. Успешные профессионалы разных возрастов при встрече с мотивированным подростком ведут себя открыто и готовы помочь.
Помните, что в современном мире быстро меняющихся профессий и сложных социальных связей эти методы дают результат лучше, чем карьерные выставки и уж тем более, чем тесты по профориентации, которые выдают результат: вы склонны к работе с людьми. Вот и пойми: это официант или менеджер по проектам.
Где подросток может попробовать себя в профессии
Многие подростки не знают, где и как попробовать профессию, которая вызывает интерес.
Во-первых, можно спросить у тех самых людей, к которым вы обращались за консультацией. Не исключено, что у них даже есть какие-то проекты, где нужны люди на маленькие задачи. Это погружение в профессию и возможность узнать ее изнутри.
Во-вторых, нужно волонтерить. Когда в сфере, которая интересна, можно кому-то помочь – не упускайте эту возможность. Увидеть профессиональный мир как он есть в реальности, а не в буклете вуза, – вот зачем такое делают, а не для заработка.
В-третьих, в соцсетях по ключевым словам “профориентация подростки” ребенок найдет множество источников полезной информации не только о том, где можно сделать небольшие профессиональные пробы, но и поучаствовать в конкурсе. Например, нарисовать логотип, написать программу, сделать презентацию – это будет пропуском в мир профессионалов.
В-четвертых, если выбранная сфера привлекает благотворителей, можно обратиться в благотворительные организации и помочь. Конечно, несовершеннолетнему не доверят заботу о больных, например, но ведь можно и помочь по-другому, чтобы познакомиться с людьми и посмотреть на работу по специальности.
Уверены в выборе те дети, которые попробовали профессию, оценили плюсы и минусы и решили, что им это подходит. Тогда и мотивация к выбору вуза и обучению появится.
Выбрать профессию теоретически, без опыта хотя бы включенного наблюдения со стороны – невозможно. Врачи спасают жизни, но это еще и гнет бюрократии, и конфликтные пациенты, и требования вышестоящих инстанций, и очень долгий период обучения. Готов ли ребенок к этому, когда он рисует себе образ человека в белом халате, который спасает жизни? Ребенок, который поволонтерил рядом с врачами, сталкивался со старыми и больными людьми в тяжелых жизненных ситуациях, лучше понимает, справится ли он, нужна ли ему такая жизнь.
После выбора профессии и примерного представления о сфере, в которой молодой человек хочет оказаться, можно думать о вузе по этому направлению.
Получить консультации по профориентации подростка можно в системе выбора будущей профессии, которая поможет ребенку уверенно встать профессиональный путь.
Советы родителям: как избежать типичных ошибок
Почему многие дети ничего не хотят, а другие легко сами находят контакты и работу уже в подростковом возрасте?
Конечно, есть более энергичные и менее энергичные люди по жизни. Но еще и важно, чтобы родители не совершали типичных ошибок в воспитании подростка. Если вы обесцениваете его увлечения и желания и лишаете его свободы выбора, он выпадает из ресурса и теряет мотивацию к обучению и развитию.
Хобби может помочь подростку подобрать профессию
Даже если это нелюбимые всеми компьютерные игры. Он там с незнакомыми людьми контактирует и знакомится. Вот и пусть заодно спросит у них совета или использует эти навыки для поиска новых контактов. На форумах геймеров куча взрослых, которые помогут. Если у подростка нет увлечения, стоит помочь выбрать интересное хобби.
Социальные сети помогают понять, кем хочешь быть
Если ребенок активен в соцсетях, нужно просто направить его коммуникабельность в нужное русло. Пусть он вам этот аккаунт в Тиндере заведет и от вашего имени пообщается, честно сообщив о том, что он – тот самый мальчик или девочка, которой нужна помощь в выборе профессии.
Социальный круг помогает поднять самооценку
Это нам кажется, что подростки просто тусуются. Они так налаживают отношения и борются за место под солнцем. Подросток, который не общается, будет чувствовать себя неуверенно и опасаться за свою самооценку. Лучше увлечь его поиском профессиональных контактов – глядишь и найдет более интересных друзей.
Имейте в виду, что многие несерьезные на ваш взгляд объединения подростков могут быть очень ресурсными. Они мемы делают? Это невероятно сложный навык, который доступен только интеллектуалам и людям с сильными склонностями к работе с общественностью. Более того, успешный автор мемов имеет свои профессиональные контакты и может познакомиться с людьми, которые, помимо этого хобби, занимаются наукой.
Подростки делают свой канал и смотрят стримы? Если бы вы знали, как на этом можно неплохо заработать!
В общем, если подросток с друзьями что-то увлеченно делает, это уже хорошо. Попытайтесь деликатно разобраться, а не разгонять.
Не стоит слепо полагаться на тесты по профориентации
Хороший карьерный консультант использует тесты на профессиональную ориентацию исключительно как начало диалога с человеком. Эти тесты могут выявить комбинацию склонностей и способностей человека, но не смогут дать четкий ответ на вопрос: “Кем быть?” Один и тот же человек может делать много разных дел и найти себя в самых разных профессиях – это раз. Даже сферу занятости тестом определить сложно – это два. К примеру, масса людей с гуманитарными талантами находят себе применение в сфере высоких технологий. Это и интеллектуальные системы в гуманитарных сферах, и дизайн, и связи с общественностью.
Ходите на дни открытых дверей в вузах правильно
ДОД, выставки, ярмарки карьеры и другие подобные мероприятия на самом деле, погружают абитуриента не в реальную профессию, а в специальности вузов и колледжей. Поэтому они не так часто помогают понять, подходит ли такое направление или профессия конкретному юноше или конкретной девушке. Да, если ребенок увидит яркое шоу роботов, он может захотеть стать робототехником, и это неплохо. Но часто ребенок не получает важной и понятной для него информации о себе: ему-то лично это подойдет или нет?
А самое сложное – выбрать, на какой именно День открытых дверей идти, когда выбор вузов неимоверно велик. Составить список приоритетных мест для посещения помогут как специальные ярмарки, так и онлайн-курсы, на которых представлены разные вузы, специальности и программы обучения.
Помимо официальных Дней открытых дверей имеет смысл посещать мероприятия, в которых активно участвуют сами студенты. Так подросток поймет. хочет ли он оказаться в этом месте и общаться с этими людьми. Прорваться на вузовский КВН в этом смысле не менее полезно, чем подойти к стенду вуза на выставке.
Не требуйте выбрать профессию на всю жизнь
Подросток боится ответственности за окончательный выбор. А в современных реалиях профессии быстро устаревают или меняются до неузнаваемости. Лучше предлагать попробовать и приводить примеры того, что даже неправильный выбор не будет фатальной ошибкой.
Избавьтесь от гендерных стереотипов
В наши дни практически нет половых различий, когда нужно выбрать профессию для девушки-подростка или мальчика-подростка. Раньше мужскими считались научные специальности, сфера компьютерных технологий, профессии, связанные с работами на высокотехнологичном оборудовании. Сейчас никого не удивляет, когда разработкой программного обеспечения занимаются девушки, девочки побеждают в хакатонах и профессиональных соревнованиях, а не только олимпиадах.
Выбрать профессию мальчику-подростку также будет проще, если избавиться от стереотипов. Психолого-педагогическое направление привлекает все больше юношей, и это очень хорошо для системы образования в целом, а в профессиональной жизни по этим направлениям мужчины добиваются больших успехов. Эти изменения диктует рынок труда, который в нашей стране не подчиняется квотам, а просто весьма демократичен.
Выбирают не специальность, а образ жизни
Специальности в вузе редко могут вдохновить современного подростка. Его может зацепить круг общения, культура учебного заведения. Смотрите на вузы именно с этой точки зрения. Смотрите вузовские сайты на предмет мероприятий для студентов, оплаты поездок, активной социальной жизни, наличия клубов и дополнительных возможностей. Если ребенок знаком со студентами какого-то вуза и ему с ними нравится – это уже шаг вперед. Лучше поискать специальность в этом вузе, чем требовать выбрать специальность абстрактно.
Методы, основанные на реальной коммуникации с живыми профессионалами и сообществами, помогают выбрать профессию потому, что они мотивируют ребенка. Человек обычно тянется к людям, которые ему нравятся, и в сообщество, где он чувствует себя хорошо и на подъеме сил. Именно поэтому мы рекомендуем такие оригинальные способы выбора профессии и карьерного пути для подростков.
В целом, тема выбора профессии для подростка неисчерпаема. Главное, воспринимайте это как повод и для расширения собственного горизонта. На доверии с ребенком вы можете узнать много нового. Может, по итогу вы смените себе работу, потому что разберетесь в себе и найдете что-то интересное!
Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.
Мария
редактор
2. Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!
Ангелина
переводчик
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. Покажите профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.
Лида
специалист по рекламе
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.
Настя
копирайтер
Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
5. Забудьте про тесты профориентации
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию
Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.
Мария
менеджер
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
8. Не заставляйте заканчивать обучение
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».
Антон
дизайнер
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
А вам родители помогали с выбором?
Как выбрать профессию. Советы психологов школьникам и родителям
. Ошибки, которые не стоит совершать
Психологи перечислили основные шаги и ошибки при выборе профессии школьниками
Обновлено 27 апреля 2023, 18:11
Современные школьники выбирают профессию на основе навыков и увлечений (53%), вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и ориентируются на мнения блогеров (17%), слушают родителей, учителей и одноклассников (6%). Выбор профессии в школьные годы может ставить в тупик, но есть способы облегчить поиск дела жизни. РБК Life собрал советы психологов по грамотному выбору специальности и популярные ошибки, которые мешают определиться и найти свое предназначение.
Что важно учесть при выборе профессии
Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии [1].
РБК Life
По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо»
Каждый случай уникален, и нет универсального совета, который подойдет всем. Однако психологи предлагают определить для себя важные моменты, которые помогут выбрать профессию. Так, например, Евгения Хижняк, психолог, гештальт-терапевт и коуч PCC ICF, советует учитывать следующие критерии:
- возможность и степень сложности освоения;
- перспективы карьерного роста;
- возможности для реализации и раскрытия внутреннего потенциала;
- престиж и востребованность на рынке (то есть заработная плата, конкурентоспособность);
- условия труда (есть профессии, которые связаны с работой в дальних регионах).
Как выбрать профессию: советы
1. Поймите, что вас интересует
Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. Полезно ответить себе на несколько вопросов.
- «Какие ценности для меня важны?» (Например, финансовая стабильность, свободный график, творчество).
- «Что мне интересно?» (Музыка, дизайн).
- «Чем я точно не хочу заниматься?» (Рутинной работой).
- «Какие способности у меня есть от природы?» (Лидерство, общительность, креативность).
- «Чего я жду от будущей профессии?» (Удаленной работы, свободы перемещения, хорошей оплаты) [2].
«При выборе профессии кроме интересов важно учитывать способности и навыки. Только на первый взгляд кажется: предмет интересен — значит, он легко дается. Для овладения некоторыми предметами важен высокий уровень развития определенных познавательных процессов, например пространственного мышления или зрительной памяти. И если ребенок не обладает этими способностями, ему будет сложно овладеть соответствующими специальностями.
Подобная ситуация и с навыками. Их особенно важно учитывать при выборе творческих профессий: школьник интересуется дизайном, но не умеет рисовать; любит музыку, но не владеет нотной грамотой».
Юлия Холодоваподростковый психолог
Анализ можно провести самостоятельно либо с помощью тестов. Карта интересов Голомштока изучает интересы и склонности человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника появился еще в 1960-х, но с того времени психологи несколько раз его модифицировали.
Схожая с картой интересов методика Хеннинга рассматривает интересы человека не по отдельности, а во взаимосвязи и рассчитана на молодежную аудиторию.
Тем временем оценить уровень интеллектуальных способностей позволяет тест Вандерлика.
2. Выберите профориентацию
Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х, обе не учитывают новые профессии [3].
Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:
- человек — техника (инженер, механик);
- человек — знаковая система (программист);
- человек — человек (психолог, учитель);
- человек — природа (биолог, ветеринар);
- человек — художественный образ (писатель, артист).
Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:
- конвенциональный — обрабатывает информацию, ведет документацию (секретарь, банковский служащий);
- социальный — обслуживает других людей, помогает, обучает, консультирует (журналист, воспитатель);
- реалистический — занимается физическим трудом, использует инструменты и механизмы (строитель, водитель);
- предпринимательский — руководит, организует (бизнесмен, менеджер);
- интеллектуальный — занимается научно-исследовательской деятельностью (аналитик, ученый);
- артистический — представляет творческие профессии (художник, музыкант).
Существуют и более современные методы. Сайт CareerExplorer создал тест с использованием машинного обучения и данных об удовлетворенности карьерой (на английском языке). Важно понимать, что профтесты не дают четкого ответа на вопрос, кем быть, но могут подсказать возможную сферу деятельности.
«Ответы тестов на профориентацию описывают облако специальностей, а не конкретную роль.
Отчет по итогам теста будет выглядеть, например, так: «Вам подойдут специальности, включающие работу с людьми, активную разноплановую коммуникацию, лидерство в команде и организацию работы других, работу с вербальной информацией, задачи по систематизации информации, публичные выступления».
То есть речь идет не о списке конкретных специальностей, а о наборе компетенций, и его уже нужно прикладывать к актуальному рынку труда. Если десять лет назад это могла быть профессия преподавателя или тренера, то сейчас — руководителя IT-проекта».
Дарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty
3. Изучите существующие профессии
Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве [4]. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.
Разнообразие видов деятельности и профессиональных маршрутов для многих школьников совсем не очевидно, считает подростковый психолог Юлия Холодова. Поэтому полезно будет ознакомиться с набором существующих специальностей.
В этом помогут профессиограммы. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания. На сайте «Работа России» профессиограммы разделены по сферам деятельности, которые выделены в тесте Климова, и расположены в алфавитном порядке.
Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» создали «Атлас новых профессий». В нем описано, какой будет работа через несколько лет: всего более 300 профессий в 28 отраслях. «Атлас» ориентирован на подростков, рассказ о специальностях будущего сопровождают художественные истории о девочке Нике, задания и кейсы. В книге также есть раздел для родителей и учителей.
4. Изучите доступные программы обучения
Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ. Искать нужную информацию о колледжах и вузах, днях открытых дверей и условиях поступления стоит напрямую на сайтах или в социальных сетях учебных учреждений, а также на порталах «Поступи Онлайн», «Учеба.ру», Vuzopedia.ru и других. Карта и каталог вузов есть на сайте Рособрнадзора.
Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:
- наличие подходящей образовательной программы;
- условия поступления (баллы ОГЭ или ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
- удаленность от дома и готовность к переезду;
- наличие аккредитации;
- количество бюджетных мест и стоимость обучения;
- возможности для стажировок и трудоустройства;
- рейтинг учебного заведения и отзывы.
Российские и зарубежные вузы представлены в мировых списках Times Higher Education, QS World University Rankings. Также есть рейтинг локальных вузов по регионам России, составленный агентством RAEX.
5. Изучите понравившуюся профессию с разных сторон
Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.
«Самый верный способ не разочароваться — получить информацию о негативных сторонах профессии непосредственно от ее представителей: через интервью со специалистами (обязательно из разных компаний), стажировки (когда можно понаблюдать в деле). Далее вы примеряете на себя, насколько готовы мириться с негативными сторонами».
Дарья Кудрявцевадиректор по персоналу IT-аутсорсинговой компании Selecty
6. Поговорите с родителями
В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.
«В сфере профориентации родителям можно посоветовать придерживаться особой тактики поведения — деятельного внимания, когда нужно не просто наблюдать за ребенком и подмечать, что ему нравится, а включаться и помогать ему развивать свой талант.
- Записывать на кружки и секции по интересам, приветствовать его разнообразные «хочу делать это» и не запрещать менять занятия, когда что-то уже надоело.
- Рассказывать про профессии, с которыми связано увлечение ребенка, рекомендовать книги и фильмы.
- Предлагать ролевые модели — приводить в пример известных людей, реализовавшихся и добившихся успеха в том направлении, которое ему нравится.
- Старшим школьникам можно помочь с монетизацией хобби. Успех и первые заработанные деньги всегда окрыляют.
- Вместе посещать профориентационные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, чтобы разбираться в направлениях обучения, программах и перспективах той или иной профессии».
Юлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук
Ошибки при выборе профессии
1. Ориентироваться только на любимые предметы
Часто выбор профессии ребенка определяется школьными предметами: любимыми и действительно интересными или теми, которые легче всего даются. Хотя эти предпочтения и указывают на природные склонности человека, не стоит ориентироваться исключительно на них.
«Нужно смотреть шире. Например, если в школе ребенку нравятся иностранные языки, это не означает, что ему нужно работать в иностранной компании или в сфере, связанной с иностранными языками. Скорее всего, ему подойдут профессии, где нужны коммуникативные способности, развитое мышление, хорошая память и способность быстро воспринимать и считывать информацию.
Если вы хотите опираться на любимые предметы ребенка при выборе профессии, то всегда стоит обдумать его способности более широко и попытаться понять, какие действительно ценные навыки лежат за этим».
Евгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF
2. Не изучать предпочтения
Бывает и так, что ребенок не знает, чего хочет, или не хочет ничего. В таком случае полезно выяснить причину, советует психолог Юлия Холодова. Отсутствие энтузиазма может говорить о неуверенности в своих силах, тревожности, конфликтах в школе, слабой информированности о профессиях.
«Если ребенок ничего не хочет, это в большинстве случаев означает, что тема с учебой, дополнительными занятиями и профориентацией уже сильно перегрета. Можно предположить, что у ребенка не хватает ресурса на текущие задания, он перегружен и уже не понимает, что вообще ему нравится.
Здесь я бы рекомендовала снизить нагрузку и позволить ребенку какое-то время вообще ничего не делать, убрать дополнительные занятия и сделать акцент на отдыхе».
Юлия Конычевастарший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук
3. Думать, что делаешь выбор раз и навсегда
Росстат регулярно проводит исследования трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений в России. По данным за 2016–2020 годы, из 6,3 млн россиян 1,8 млн не работают по специальности (примерно 28,5%). Больше половины из них не нашли вакансии по профилю, 17% не устроили условия работы, 16% — маленькая зарплата, а 12% вообще не планировали работать по специальности в дипломе [5].
Часто желание сменить сферу деятельности приходит еще на этапе обучения. По данным исследования аналитического центра НАФИ, каждый третий студент ссузов (32%) не планирует работать по изучаемой профессии, среди учащихся вузов таких 28%. В НАФИ считают, что это связано не столько с разочарованием студентов в профессии, сколько с появлением новых сфер и видов деятельности [6].
«Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человека, а также сам человек. Поэтому смена профессии в определенном возрасте — это не ошибка, а естественное развитие».
Евгения Хижнякпсихолог, гештальт-терапевт, коуч PCC ICF
4. Идти учиться «за компанию»
«Школьникам часто хочется сохранить дружеское общение, компанию после окончания школы. Руководствуясь этим, выпускники выбирают один колледж или вуз. Это очень быстро приводит к разочарованию: профессия не соответствует интересам, склонностям, навыкам».
Юлия Холодоваподростковый психолог
5. Ориентироваться только на мнение взрослых
Родители, учителя и репетиторы могут как помочь с выбором профессионального пути, так и помешать. Поэтому психологи рекомендуют не давить на ребенка и признавать уникальность его личности.
«Взрослые могут транслировать детям свои интересы и ожидания, а не учитывать склонности самого ребенка. Иногда они забывают о том, что дети — другое поколение, которое выросло в других социальных условиях. Как бы нам ни хотелось помочь с высоты своего опыта, надо признать, что опыт имеет свойство устаревать. Выбирает профессию ребенок сегодня, а на рынке труда он окажется через четыре-пять лет. Не каждый взрослый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент».
Юлия Холодоваподростковый психолог
6. Гнаться за престижем
Престиж профессии не гарантирует, что работа будет удаваться и приносить удовлетворение. И хотя, по данным опроса ВЦИОМ, в 15% случаев при выборе профессии россияне ориентируются именно на ее авторитетность и возможности карьерного роста, учитывать этот фактор стоит только в совокупности с остальными [7].
К 17 годам подростки не видят, в чём они сильны. Почему?
Подросшие дети в основном определяют себя только через призму навыков, оцениваемых в школе, и предметов, которые им преподавали в школе. Поэтому их восприятие собственных навыков не совсем точно.
Школьная система не способна оценить абсолютно все имеющиеся навыки ребенка, ведь не все они касаются школьных предметов. То есть, остаются недооцененные способности, которые могли бы помочь определиться в выборе профессиональной деятельности.
Получается, чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать и понимать себя. Все ли одиннадцатиклассники способны на это?
Правильная профориентация — это понимание того, что движет человека изнутри:
- какой у меня есть интерес и к чему?
- к какой цели я стремлюсь и каким себя вижу?
- куда хочу идти и каким путем?
То есть идеально сделать выбор соответственный и стремлениям, и талантам. Но для подростка это понимание неочевидно. Ведь есть мнение родителей, сомнения в своих способностях и оглядка на сверстников. А уж чего стоят одни только социальные сети, пропагандирующие жизнь без забот! Итог — люди работают, не любя свою деятельность, должность и сферу вообще.
На что правильнее опираться в выборе профессии?
Навыки или всё же таланты? Они дополняют друг друга. Казалось бы, навыки в приоритете. А талантов может и не быть. Кто-то может сказать, что у него совсем нет талантов. Но это те, кто их ещё в себе не открыл.
Детям просто необходимо определить свои таланты, чтобы полностью вложить их в работу. Родители могут помочь ребёнку осознать сильные стороны, подчёркивая, что он умеет делать хорошо и легко.
А навыки же приобретаются по мере прохождения обучения и нарастания опыта. Всё это вместе формирует потенциал каждого ребёнка, который затем выражается в профессии, похожей на него самого.
Можно ли ошибаться в выборе и быстро переориентироваться?
Конечно. Но, например, материально «потерять» год не все могут себе позволить. Психологически это тоже очень сложно.
Надо принять и признать свою ошибку. Вернуться в начало пути. Объясниться с окружающими. А бывает так, что люди решают не признавать свою ошибку и продолжают упорствовать, чтобы отодвинуть время сложного выбора.
Могут ли родители «оказать медвежью услугу» в выборе профессии?
Да. Часто, именно родители больше напряжены, чем дети, когда дело касается профориентационного выбора. Именно родители в первую очередь нуждаются в ощущении безопасности своих детей. Часто взрослые считают, дети слишком пассивны в отношении своего будущего, что ещё больше беспокоит их. Поэтому они могут оказывать чрезмерное давление, не давая ребятам продохнуть и определиться.
Как помочь детям определиться?
Часто старшеклассники ждут, когда им скажут, что делать. Они мечтают о волшебной шляпе из Хогвардса: «Ты создан для той или иной работы». Но не так человек становится хозяином своей жизни.
Когда подросток говорит, что он хочет заниматься той или иной профессией, не надо спрашивать «А почему?» Надо спросить: «А что ты уже предпринял, чтобы продвинуться вперёд в реализации этого плана?»
- Сходил на курсы?
- Записался на консультацию?
- Нашёл необходимую информацию?
- Узнал, где можно стажироваться?
Всё это покажет мотивацию выпускника и его участие в собственном выборе, который будет определять его взрослую жизнь.
Подростки не всегда понимают, что его интересы могут быть областью, в которой можно работать и зарабатывать.
Неужели профессиональный выбор обязывает нас следовать по нему всю жизнь?
Мало тех, кто чувствует призвание к какой-либо деятельности. Ребята редко имеют точное представление о будущей профессии.
Иногда людей интересует не конкретная деятельность, а целая сфера (например, сфера коммуникаций). И в этой области множество вариантов профессии.
Поэтому нормально, когда человек движется по карьерной лестнице не только вверх, но и по горизонтальному пути, расширяя свои компетенции внутри одной проф. области. Чтобы быть успешным, надо уметь перестраиваться. Да и сам человек меняется в течение жизни. В 20, 30 и 40 мы не одинаковы.
Но как показывают опросы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) много детей даже не знают о новых видах профессий, которые создаются, в результате цифровой трансформации экономики. Поэтому важно помочь «расширить горизонты» и изучить всё разнообразие мира профессий. Чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свой карьерные амбиции в соответствии со своими желаниями и способностями.
Согласно исследованию IPSOS (международная исследовательская компания), из 30% молодых людей, у которых был неудачный первый рабочий опыт, более половины считают, что они могли бы избежать этого, просто встретив человека, занимающегося рассматриваемой профессией, чтобы иметь более надёжную информацию.
Поэтому при выборе профессии хорошо бы пообщаться с человеком из этого профессионального мира. Используя социальные сети сделать это нетрудно. Сейчас многие ведут блоги и открыто рассказывают о плюсах и минусах своего профессионального выбора. Но самый идеальный вариант осознать реальность профессии — это пройти наблюдательную стажировку, хотя бы на день или полдня.
Четыре универсальных совета, чтобы помочь подростку выбрать будущую профессию:
Общайтесь с ним, чтобы помочь ему определиться, понять его мотивы, интересы, увлечения. Любое, даже самое необычное хобби можно проецировать на полноценную трудовую жизнь.
Предвосхитите время выбора: начните профориентационные поиски раньше, чтобы не пришлось решать в срочном порядке. Это касается всех неопределившихся.
Сопровождайте его в поиске информации: помогите встретиться с заинтересованными сторонами в выбранной отрасли или профессии, используйте свои знакомства для этого.
Примите как данность, что время, когда выбирали один путь и на всю жизнь, прошло. Ваш ребёнок, возможно, будет вынужден изменить свой выбор в течение жизни, и это неплохо. Плохо всю жизнь промучиться на нелюбимой работе.
Если вам интересно порассуждать об образовании и для образования, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Марина Каракчиева, психолог, мама ребёнка на СО
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн
Ещё о профориентации:
К чему ведёт зависимость от компьютера
Всех под один успех: грустно, что дети смотрят на жизнь с картинки, и не видят того, что есть у них самих
Я не мечтала быть психологом. Можно ли сознательно выбрать будущую профессию в 17 лет?
Читайте другие статьи автора:
Топ востребованных удалённых вакансий, которым реально обучаться уже старшекласснику
Пока старшеклассники активно готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, терять время остальным школьникам тоже не стоит: чем раньше с ребенком займутся профориентацией, тем лучше для него, считают эксперты. Они отмечают, что желательно всерьез подойти к выбору профессии до 9-го класса, чтобы потратить оставшееся время на целенаправленную подготовку по тем предметам, которые понадобятся не только для выпуска из школы, но и для будущей работы. Что учитывать при профориентации — разбирались «Известия».
Дело времени
Руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Ольга Клинк говорит, что чем раньше начинается профориентация, тем лучше.
— В идеале — с детского сада, — говорит она. — Именно там закладываются основы отношения к труду, к учению, к отдыху, к другим людям. Профориентация не сводится к выбору предметов для сдачи ЕГЭ. Хотя в определенный момент такой вопрос, безусловно, возникает. Социальная ситуация требует от человека сделать первый выбор в 9-м классе: пойти в 10-й или поступать в колледж. Поэтому активная фаза профориентации должна начинаться хотя бы за год до момента выбора.
Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов отмечает, что работа с дошкольниками и младшеклассниками требует крайней аккуратности, так как возникает опасность навязать ребенку профессиональный выбор. А вот серьезную профориентацию, по его мнению, правильно начинать с 6-го класса. Именно в этом возрасте ребенок уже может анализировать, у него появляются необходимые инструменты для обработки профориентационной информации.
Фото: ТАСС/Octagon.Media/Н. Чернохатова
Психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух» Елена Дума отмечает, что с начала посещения ребенком школы и дополнительных занятий важно говорить ему, что полученные навыки и знания он сможет применять в будущем, как и само умение учиться. А уже в средней школе, после адаптации к изменившимся условиям обучения, важно обсуждать, что у каждого человека есть определенные склонности к разным наукам и дисциплинам.
— Дедлайн наступает примерно к восьмому классу, когда уже точно важно понять склонности и интересы ребенка, — считает Елена Дума.
В то же время эксперт по профориентации детей и подростков, наставник победителей 2021–2022 года Всероссийского конкурса «Большая перемена» Светлана Царицына отмечает, что в 12–14 лет подростку еще сложно выбирать профессию.
— Здесь еще другие задачи возраста — первая влюбленность, отношения в коллективе и т.д., — сказала она «Известиям». — В 15–16 лет подросток готов осознанно выбирать профессию. Это оптимальный возраст, когда выбор профессии для него интересен и актуален.
Что важно учесть
Владимир Блинов подчеркивает: конечная цель профориентации — научить человека самостоятельно выстраивать свою карьерную траекторию, оценивать свои ощущения, просчитывать возможности и принимать решения.
— Неправильный выбор профессии может стать очень существенной жизненной ошибкой, которую бывает сложно исправить, — говорит эксперт РАНХиГС. — Профориентация — это еще и формирование мотивов будущего, которое должно радовать ребенка. Он должен верить в то, что в его судьбе всё будет хорошо и он будет работать там, где захочет.
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Эксперт подчеркивает, что выбор профессии — это и коллективное решение: самого человека, общества, системы образования, близких людей. При этом Владимир Блинов предостерегает от принятия решения на основании популярных сейчас предложений определить будущую профессию по условному ДНК-коду. Он называет это чистой воды мошенничеством.
— Еще один очень важный аспект заключается в том, что определение профессии — это еще и социальный выбор, ребенок выбирает образ жизни, — говорит Владимир Блинов. — Поэтому мы говорим не только о деятельностных составляющих. Ребенок должен понимать, что в одной профессии может быть ненормированный рабочий день, в другой — требуется высокая концентрация внимания. В 11-м классе об этом точно можно говорить. Поэтому вертикаль профориентации и построена Министерством просвещения от 6-го до 11-го класса.
Елена Дума подчеркивает: недостаточно одного теста по профориентации, который покажет склонности человека к определенным наукам или видам деятельности.
— Важно понимать эмоциональный и социальный интеллект ребенка, — говорит она. — Нужно говорить с ребенком о том, как он представляет свою деятельность, комфортно ли ему работать в команде или самостоятельно, лидер он или исполнитель, готов ли выполнять монотонную работу.
Она приводит в пример ситуацию, когда девочка мечтает быть косметологом, но при этом не любит работать с людьми. В этом случае нужно понять, что же это за специалист, который заботится о женской красоте, но не взаимодействует с человеком напрямую.
Фото: Агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков
Светлана Царицына предлагает несколько упражнений, которые помогут выявить сильные стороны ребенка. Например, «360 градусов».
— Подросток отправляет в мессенджеры или в соцсетях своим одноклассникам, друзьям, родителям вопросы: «Как ты думаешь, какие мои сильные стороны?», «Как ты думаешь, какая профессия мне подойдет?», «Что, на твой взгляд, у меня получается лучше всего?», — рассказала она. — Суммируя и анализируя ответы, находя повторяющиеся варианты, ребенок сможет сделать интересные выводы, увидеть что-то, что у него получается хорошо, а он не придает этому значения.
Еще одно интересное упражнение для детей: если бы была возможность прожить пять жизней, кем бы вы были в каждой из них? Это очерчивает интерес ребенка к каким-то профессиям.
Кто занимается профориентацией
Ольга Клинк отмечает, что профориентацией занимаются и семья, и школа, и организации дополнительного образования, и центры занятости населения, и работодатели, и социально ориентированные некоммерческие организации. Светлана Царицына указывает, что можно обращаться за помощью к квалифицированному профориентологу, который научит подростка делать выбор, а можно участвовать в конкурсах, которые дают через решение кейсов понять, какая сфера подходит, где будет интересно развиваться.
Член всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ, учитель истории и обществознания Жанна Торхова рассказала, что в России существует множество полезных программ, например «Профстажировки», «Атлас профессий». Функцию по профориентации выполняет и всероссийский конкурс «Большая перемена».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
— Там можно примерить на себя разные роли, пройти тесты и понять, какое направление откликается, — говорит она. — Опытные педагоги-наставники помогут и расскажут о спектре профессий в выбранной области интересов. Нравятся география и путешествия? В вызове «Познавай Россию» ребенок может примерить на себя роль гида, экскурсовода и т.д.
Нужно ли профессиональная проба
Владимир Блинов считает, что очень важна возможность профессиональных проб для ребенка — и чем разнообразнее они будут, тем лучше. Можно познакомить ребенка с интересной для него профессией в самом раннем возрасте. Светлана Царицына рассказывает: ее сын в пять лет мечтал стать военным, и родители нашли возможность съездить в воинскую часть ракетных войск-стратегического направления.
— Он увидел быт военных, посидел за пультом управления и узнал, какие виды ракет стоят на вооружении РФ, — рассказала она. — Получив этот опыт и представление о профессии, в 11 лет он поступил в Пермское суворовское училище и в этом году успешно его заканчивает.
Ольга Клинк отмечает, что непосредственно профессиональная проба хорошо работает, если она отражает суть профессии и образ жизни работника, а не сводится к проделыванию пятиминутного опыта или экскурсии на предприятии.
— Самое главное — выполнение задания, моделирующего основные характеристики профессиональной деятельности, требующего проявления профессионально важных качеств, и обсуждение его результатов, — сказала она. — В разработке профессиональных проб помогают стандарты, которые содержат современные описания профессий.
Фото: ТАСС/Максим Киселев
Подросток может работать официально с 14 лет — для этого понадобится согласие родителей и письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства. После 16 лет формальностей становится меньше. С 14 до 15 лет рабочий день ребенка не должен превышать четырех часов в день, с 15 до 16 лет — пяти часов, с 16 до 18 лет — семи часов. Искать работу можно, например, на официальных сайтах муниципалитетов, где реализуют программы летней занятости для старшеклассников. Устроиться можно вожатым, рабочим по благоустройству, помощником библиотекаря или, например, журналиста. Есть вакансии для подростков и в службах занятости, и на сайтах для поиска работы.
Однако это не всегда может помочь определиться с профессией. Например, как понять профессию врача, если поработать в больнице не получится? Елена Дума отмечает, что важно именно погружение в специфику профессии, а это не только ее проба, но и понимание всего спектра деятельности в той или иной сфере.
— Нужно понимать, что врач — это не только тот, кто сидит на приеме в поликлинике, — говорит она. — Врач может быть консультантом, может работать в частной клинике, может работать в спорте, быть врачом-спасателем и так далее. Одновременно надо посмотреть вакансии на основных площадках работодателей, какая у врача зарплата. Изучить прогнозы — кто будет востребован в то время, когда ребенок закончит университет.
Елена Дума отмечает, что это касается и склонности к той или иной науке: если нравится химия, это не значит, что нужно быть нефтяником, фармацевтом и т.д. — можно быть, например, хорошим колористом, а значит, работать и в косметической отрасли, и в дизайне и т.д.