Страница 7 из 13
Как было отмечено выше, на основе объемных показателей исчисляют ряд производных статистических показателей, которые характеризуют эффективность использования локомотивов и поездную работу.
Основными из этих показателей являются следующие:
1) производительность локомотива; 2) среднесуточный пробег локомотива; 3) процент вспомогательного пробега; 4) средняя техническая скорость поезда; 5) средняя участковая скорость поезда; 6) средний вес поезда брутто; 7) средний вес поезда нетто; 8) средний состав поезда в осях: 9) среднесуточный бюджет времени локомотива.
Кроме этих показателей, для паровозов, эксплуатация которых осуществляется не на удлиненных тяговых плечах, исчисляются такие показатели: 1) полный оборот локомотива: 2) эксплуатационный оборот и 3) среднее расстояние оборота локомотива.
- Производительность локомотива определяется количеством ткм брутто, приходящихся в среднем в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка. Это обобщающий показатель, наиболее полно характеризующий степень использования локомотивов. В нем находит отражение использование рабочего времени локомотива, его тяговой силы (вес поезда) и скорости движения. Этот показатель исчисляется только для грузового движения делением ткм брутто на локомотиво-сутки в грузовом движении:
Среднесуточная производительность локомотива будет тем больше, чем выше средний вес брутто грузовых поездов и чем больше среднесуточный пробег локомотивов. Производительность локомотива может быть поэтому получена по этим двум величинам с учетом коэффициента вспомогательного пробега:
= вес поезда брутто X среднесуточный пробегХдолю пробега локомотива во главе поездов в общем пробеге.
В 1967 г. среднесуточная производительность в тыс. ткм брутто составила: электровозов 1325, тепловозов 1148.
- Среднесуточный пробег локомотива— это количество километров линейного пробега локомотива в сутки.
Среднесуточный пробег локомотива—один из важнейших показателей использования локомотивов; повышение этого пробега дает возможность выполнить больший объем работы без увеличения числа локомотивов. Вот почему наряду с повышением веса поезда необходимо вести борьбу за увеличение среднесуточного пробега локомотивов.
- Процент вспомогательного пробега локомотивов показывает какую долю вспомогательный пробег имеет в общем пробеге локомотива. Чем ниже доля вспомогательного пробега, тем выше полезная работа локомотива.
- Средняя техническая скорость движения поезда есть среднее расстояние в километрах, пройденное поездом в течение часа чистого движения, без учета времени стоянок на промежуточных станциях
поездов иа перегонах в локомотиво-часах
Показатель определяется отдельно для грузового и пассажирского движения.
Повышение скоростей движения поездов—одна из важнейших задач железнодорожного транспорта. Большие перспективы в этом отношении открывает внедрение новых видов тяги.
- Участковая (коммерческая) скорость движения поездов — расстояние в километрах, пройденное поездом в течение часа, включая время стоянок на промежуточных станциях.
и на промежуточных станциях в локомотиво-часах.
Отношение участковой скорости к технической называется коэффициентом участковой скорости. Этот коэффициент показывает какая доля общего времени нахождения поездов на участке приходилась на продвижение по перегонам. Если, например, этот коэффициент равен 0,887, то это будет означать, что 88,7% общего времени поезда продвигались по перегонам, а остальные 11,3% простаивали на промежуточных станциях.
- Средний вес поезда брутто исчисляется делением ткм брутто на поездо-км (локомотиво-км во главе поездов).
где m — число осей в поезде.
- Средний вес поезда нетто исчисляется делением ткм нетто на поездо-км (локомотиво-км во главе поездов).
Показатели средних весов поездов используются для характеристики степени полновесности поездов и выполнения весовых норм поездов. Эти показатели исчисляются лишь для грузового движения как для всех поездов, включая вывозные и передаточные, так и без вывозных и передаточных.
Перевыполнение весовых норм поездов является важным фактором освоения перевозок и усиления пропускной способности дорог.
В 1967 г. вес поезда брутто во всех видах тяги составил 2460 т, в электротяге 2653 т, в тепловозной тяге 2506 т, к концу пятилетки средний вес брутто поезда поднимется до 2600 т.
- Состав поезда определяется числом осей вагонов, находящихся в составе поезда, и характеризует его длину. Показатель исчисляется для грузового и пассажирского движения.
- Среднесуточный бюджет времени локомотива эксплуатируемого парка служит для анализа использования локомотивов во времени в условиях эксплуатации их на удлиненных тяговых плечах.
Он показывает, сколько часов в среднем в сутки локомотив находится: а) в движении, б) на промежуточных станциях, в) на станциях оборота с выделением часов простоя по отдыху локомотивных бригад и на станционных путях, г) на станциях приписки с выделением времени простоя на станционных путях и д) на станциях смены локомотивных бригад.
Среднесуточный бюджет времени локомотива исчисляется для локомотивов эксплуатируемого парка путем деления соответствующих локомотиво-часов на локомотиво-часы эксплуатируемого парка.
Для паровозов, эксплуатируемых на коротких тяговых плечах, сохранено еще исчисление следующих показателей:
- Полный оборот локомотива — время от момента выдачи локомотива основным депо до момента следующей выдачи из этого депо, иначе говоря, полный оборот есть время, затраченное локомотивом на один цикл (случай) работы.
Время нахождения локомотива в неэксплуатируемом парке из времени оборота исключается.
- Эксплуатационный оборот локомотива—время с момента выхода локомотива на контрольный пост станции основного депо до момента прохода контрольного поста этой же станции после возвращения
t, полный оборот минус простой локомотива в основном депо. Этот показатель в настоящее время статистикой не исчисляется.
Для анализа времени полного эксплуатационного оборота локомотива необходимо расчленить его на элементы: время в движении; простои на промежуточных станциях; простои на станциях оборота, в т. ч. в ожидании работы, под техническими операциями, по отдыху локомотивных бригад, на станционных путях; простои на станциях приписки, в т. ч. в ожидании работы, под техническими операциями, на станционных путях.
- Среднее расстояние оборота локомотива исчисляется делением локомотиво-км во главе поездов, в двойной тяге и в одиночном следовании на число совершенных оборотов:
Среднее расстояние оборота локомотива показывает число километров, пройденных локомотивом за один оборот.
В
годовом плане работы подвижного состава
определяют следующие показатели:
1.
Порожний пробег вагонов к общемуобщпор,
%
= 22,3881
2.
Динамическая нагрузка груженого вагона
Рдингр,
т/ваг
=
= 44,3665, где
Pl
– грузооборот по отделению дороги;
nlгр
– вагоно-километры груженых вагонов
по отделению.
3.
Динамическая нагрузка на вагон рабочего
парка, т/ваг
=
= 34,4337 , где
nlпор
– вагоно-километры порожних вагонов,
тыс.
4.
Нагрузка вагона брутто, т. брутто/ваг
=
=56,4336, где
Рбр
– нагрузка вагона брутто,
Ql
– ткм. брутто по отделению.
5.
Средняя масса поезда брутто Qбр
=
=2997,19
6.
Коэффициент вспомогательного пробега
поездных локомотивов к общему вспобщ
, %
=
=0,10861, где
Mlвсп
– общий вспомогательный пробег поездных
локомотивов равен сумме пробегов в
одиночном следовании и условного пробега
без маневровой работы специальных
маневровых локомотивов;
Mlобщ
– общий пробег поездных локомотивов.
7.
Среднесуточный пробег поездных
локомотивов Sл
, км/сут
=
= 682,65, где
Mlлин
– годовой пробег локомотивов;
Мэ
– эксплуатируемый парк поездных
локомотивов.
8. Среднесуточная производительность поездного локомотива Пл , тыс. Ткм бр.
= 1823,81
Для
проверки правильности расчета показателей
величину среднесуточной производительности
локомотива целесообразно определить
также по формуле
Пл=
QбрSл(1-)
Проверка
сошлась.
9.
Полное время оборота вагона в,
сут.
,
=
= 1,41389,где
Uнод
– работа отделения дороги за сутки,
равная
Uнод
= nпогр
+nпр.гр.
=
= 2996,69
nпр.гр.
– прием груженых вагонов за сутки со
станций других отделений.
Оборот
вагона кроме того должен быть рассчитан
с расчленением по четырем элементам.
=tдв+tпр+tгр+tтехн
= 1,41389
Время
в движении за оборот определяется:
=9,872,где
lп
– полный рейс вагона, км;
–
средняя техническая скорость на
отделении, в км/час.
Время
нахождения вагонов на промежуточных
станциях рассчитывается по формуле:
= 5,40
Величина
tгр
определяется:
=
2,04, где
km
– коэффициент местной работы;
–
среднее время простоя вагонов под одной
грузовой операцией, час.
Время
нахождения вагона на технических
станциях рассчитывается следующим
образом:
=
16,62, где
Lваг
– среднее вагонное плечо, км.
Полный
рейс вагона
=
169,006, где
nlобщ
– общий пробег вагонов по отделению за
год;
U
НОД – работа
отделения в сутки, ваг.
Средняя
участковая и средняя техническая
скорости на отделении рассчитываются
по формулам
= 60,09
=
38,83, где
nl
– пробег поездов по отделению за год,
км;
Ntдв
– поездо-часы в движении за год в целом
по отделению;
Ntуч
– поездо-часы на участке за год, в целом
по отделению.
Поездо-часы
в движении и на участке определяются
умножением соответствующих суточных
затрат локомотиво-часов для сквозных
и сборных поездов на 365.
km
– коэффициент местной работы показывает
среднее количество грузовых операций
приходящихся на один вагон за оборот.
=
0,1594, где
Ппогр,
Пвыгр
– соответственно количество погруженных
и выгруженных вагонов на отделении за
час.
Среднее
время простоя вагона над одной грузовой
операцией
может
быть определено
=
12,78, где
–
вагоно-часы простоя под грузовыми
операциями на отделении за год.
Среднее
время нахождения вагона на одной
технической станции
рассчитывается
следующим образом
=
16,62, где
ntтех
– вагоно-часы простоя на технических
станциях по отделению за год;
nтр
– количество транзитных вагонов
проследовавших через технические
станции отделения за год.
Среднее
вагонное плечо (Lваг)
определяется через общий пробег вагонов
количество транзитных вагонов проходящих
через технические станции
= 169
10.
Среднесуточный пробег вагона рабочего
парка, км/сут.
= 419,514
Для
проверки правильности расчетов Sв
определяют по аналитической формуле
Sв
= lп
/в
= 419,514
11.
Среднесуточная производительность
вагона рабочего парка
Пв=Рl/nр
=
14450
По
аналитическим формулам этот показатель
может быть определен следующим образом
= 14445
= 14445
12.
Средний рейс груженого вагона.
= 460,354
Полученные
объемные и качественные показатели
сводятся в таблицу 7.1., 7.2.
Таблица |
||
Показатели |
||
ПОКАЗАТЕЛИ |
Единицы |
Величина |
Вспомогательный |
% |
12,7004 |
Среднесуточный |
км/сут |
682,6501 |
Средняя |
т.брутто |
2997,1905 |
Среднесуточная |
тыс. |
1823,815 |
Таблица |
||
Показатели |
||
ПОКАЗАТЕЛИ |
Единицы |
Величина |
Порожний |
% |
22,388140 |
Динамическая |
т/ваг |
44,3665 |
Динамическая |
т/ваг |
34,4337 |
Нагрузка |
т.брутто/ваг |
56,4336 |
Оборот |
сут |
1,414 |
Среднесуточный |
км/сут |
419,514 |
Средний |
км |
460,354 |
Среднесуточная |
ткм/ваг |
14,445 |
Соседние файлы в папке экономика
- #
09.06.2015176.12 Кб11_8.rtf
- #
- #
- #
- #
- #
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЛОКОМОТИВА – обобщающий качественный показатель использования локомотива, отражающий использование бюджета времени его работы, массы и скорости поезда.
Общие сведения
Производительность локомотива рассчитывают делением выполненных тонно-километров брутто на локомотиво-сутки эксплуатируемого парка или умножением массы (веса) поезда (Qбр) на среднесуточный пробег локомотива (Sл) с учетом его линейного вспомогательного пробега (αвспл) по формуле:
Пл = QбрSл(1-αвспл/100).
Среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении в 1999 г. составила 1319 тыс. ткм брутто при средней массе поезда 3345 т и среднесуточном пробеге 495,2 км.
Производительность маневровых локомотивов измеряют числом грузовых вагонов, переработанных за 1 ч маневровой работы. При этом местные вагоны с помощью коэффициентов приводят к транзитным вагонам с переработкой. Повышение производительности локомотивов позволяет сократить потребность в них и локомотивных бригадах, уменьшить эксплуатационные расходы на содержание бригад, топливо и электроэнергию для тяги поездов, содержание, ремонт и амортизацию локомотивов.
См. также
- Коэффициент перевозимости продукции
- Неравномерность перевозок грузов
- Производительность грузового вагона
Производительность – локомотив
Cтраница 1
Производительность локомотива может быть выражена также в тонно-километрах нетто, но этот показатель в меньшей степени будет отражать качество работы локомотивной службы, хотя более полно будет характеризовать народнохозяйственную эффективность работы локомотивного парка.
[1]
Производительность локомотива является комплексным показателем качества использования локомотивов, показывающим, сколько тонно-километров брутто ( продукция локомотивного парка) приходится в-среднем на один локомотив рабочего парка.
[2]
Производительность локомотива в грузовом движении – количество тонно-километров брутто, приходящееся в среднем в сутки или за другой период времени) на один локомотив эксплоатируемого парка грузового движения.
[3]
Производительность локомотива является синтетическим показателем, наиболее полно отражающим качество использования локомотивов как по мощности, так и во времени.
[4]
Если производительность локомотивов снижается, то депо вынуждено держать в эксплуатируемом парке локомотивы сверх нормы, а это вызывает дополнительные расходы. Кроме этого, для выполнения одного и того же объема перевозок затрачивается больше локомо-тиво-километров, что вызывает увеличение средств по оплате труда локомотивных бригад, ремонту локомотивов, на смазочные материалы и др. Причинами снижения производительности локомотивов обычно являются отправление неполновесных и неполносоставных поездов, неправильная регулировка работы, излишний пробег и простои локомотивов в пунктах оборота и на станциях. Поскольку в излишних пробегах и простое локомотивов виновно отделение дороги, оно и обязано из своих денежных ресурсов покрыть дополнительные расходы депо, вызванные снижением производительности локомотивов по сравнению с плановой.
[5]
Рост производительности локомотива оказывает заметное влияние на производительность вагона, а вместе – лучшее использование подвижного состава сокращает их относительную потребность на единицу перевозок, является важнейшим резервом снижения фондоемкости на промышленном железнодорожном транспорте.
[6]
Под производительностью локомотива понимают количество тонно-километров или пассажиро-километров ( для пассажирских тепловозов или дизель-поездов), приходящихся в среднем за сутки на один локомотив.
[8]
Зависимость показателя Производительность локомотива от других показателей использования локомотивного парка показана на приведенной ниже схеме ( фиг.
[9]
Средние показатели производительности локомотива при таких расчетах берутся на основе анализа фактической производительности за ряд лет с учетом перспективы их роста в зависимости от типа и мощности намечаемых локомотивов и повышения уровня их использования.
[10]
На увеличение производительности локомотива, кроме повышения массы поезда и среднесуточного пробега, оказывает влияние снижение вспомогательного пробега.
[11]
Средние показатели производительности локомотива при таких расчетах берутся на основе анализа фактической производительности за ряд лет с учетом перспективы их роста в зависимости от типа и мощности намечаемых локомотивов и повышения уровня их использования.
[13]
При невыполнении плана по производительности локомотива отделение дороги возмещает локомотивному депо дополнительные затраты, связанные с невыполнением плана по этому показателю.
[14]
Показатели качества работы: производительность локомотива; вес поезда брутто; техническая и участковая скорости, время оборота локомотивов; среднесуточный пробег локомотивов; процент вспомогательного пробега локомотивов.
[15]
Страницы:
1
2
3
4
Коэффициент участковой скорости является важнейшим показателем и определяется из
следующего выражения
.
Производительность
вагона
– полезная работа, которую совершает в среднем вагон рабочего парка в единицу
времени (в сутки)
, т·км·нетто/вагон, где Sв – среднесуточный пробег вагона, км.
, где R – рабочий парк вагонов на подразделении
(дороге, отделении).
Для увеличения
производительности вагонов необходимо, с одной стороны, сокращать простои,
увеличивать скорость передвижения вагонов и, с другой улучшать использование
его грузоподъемности. Причем меры увеличения производительности вагонов должны
соответс-твовать экономической эффективности работы транспорта.
Производительность
локомотива – полезная работа, которую выполняет локомотив за единицу времени (сутки).
Производительность
локомотивов, как и вагонов, зависит, с одной стороны, от среднесуточного
пробега локомотивов рабочего парка на полигоне подразделения (дороги,
отделения) Sл, и с другой, от средней массы поезда, которая приходится
на локомотив рабочего парка, Qбр.
, т·кмбрутто/локомотив
Среднесуточный пробег
локомотивов равен
, км/сутки, где ΣMS – пробег за сутки,
локомотиво·км;
ΣM – рабочий парк
локомотивов, занятый на всех видах поездной работы, в том числе локомотивы
холостого (резервного) пробега, занятые в подталкивании поездов и др.
Средняя масса
проведенных за сутки поездов, т
, где ΣPLбр – грузооборот брутто
(с учетом массы вагонов), т·км, брутто.
На железнодорожном
транспорте работает система учета исходных параметров, которые сопряжены с
текущим (ежесуточным), месячным, квартальным, полугодовым и годовым анализом и
расчетом пробегов вагонов и локомотивов, показателей их использования,
поскольку от них зависят конечные результаты деятельности подразделений
транспорта и отрасли в целом – удовлетворение потребностей народного хозяйства
в перевозках, затраты на перевозочный процесс и прибыль от перевозок.
Объем
товарно-материальных ценностей напрямую зависит от оборота вагона. При его
сокращении происходит ускорение оборота материальных ценностей
, рублей где θгр –
оборот на груженом рейсе вагона в сутках
, суток,
Lгр – груженый рейс вагона
, км,
Ст –
средняя стоимость одной тонны перевозимого груза, рублей.
Годовые
эксплуатационные расходы можно определить по следующей формуле
, рублей, где е – себестоимость
перевозок.
Эксплуатационный штат зависит от грузооборота
, человек, где П –
производительность труда, приведенных т·км/человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание – внизу страницы.