Как найти производящую основу слова

Словообразование (основные понятия)

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено символом Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в соответствии с принятыми обозначениями).  

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол Ο — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол– также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит– и глагольный суффикс –а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Примечания.

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени –л, однако в словообразовании не учитывается этот суффикс. Основа слова определяется по инфинитиву читать.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива –ть) в русском языке очень немного:  бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования): пи-ть пьj (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть моj (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс часто (но не всегда!) утрачивается: пис-а-ть пиш-у, беж-а-ть бег-у.

3) Постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться — это разные слова, а не разные формы одного слова).

3. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.

4. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-); читать (производящая основа чита-) → читательΟ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь летсем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟнос-о-рогΟ.

5. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-атьза-жиг-а-лка), так и в усечённом виде (например: рез-атьрез-ка — усекается глагольный суффикс –а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёзаберез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз– и суффикса –ник не совпадают), а в паре: соснасос-някΟ — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

7. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. — является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Примечание. Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями. Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-ной основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»);  читатель («тот, кто читает»);

  • из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Примечания.

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное — производным: петьпе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-ливыйбереж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищать-ся; умыть → умыть-ся.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом , как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.

9. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ироватьагит-аторΟ — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-яистор-ик. Основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-итьв-ходØ. При этом производная основа существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).

Примечания.

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола — лицо женского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-никхудож-ница («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол несовершенного вида: реш-атьреш-ить.

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол несовершенного вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-атьза-пис-ывать.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-атьбегØ, торг-оватьторгØ, вы-ход-итьвы-ходØ, осад-итьосадØ-а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по сложности или проще производящих прилагательных: синийсиньØ, тихийтишьØ, ран-нийраньØ. Но: золот-о золотØой.

Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»

Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные цепочки и словообразовательные пары, укажите направление производности.

1) Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.

2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, осиплый, осиплость.

3) Сказать, сказание, подсказать, подсказывать, подсказка, подсказчик, подсказчица, рассказать, рассказывать, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предсказывать, предсказание, предсказатель, предсказательный.

Источники:

  • Глава «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»

Дополнительно на Геноне:

  • Как разобрать слово по составу?
  • Как найти корень в слове?
  • Что такое связанные корни в лингвистике?
  • Как найти основу слова?
  • Как найти окончание в слове?
  • Что такое беглая гласная?
  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Где найти перечень формообразующих морфем?
  • Где найти словари деления слов на морфемы?
  • Что такое аффикс?
  • Какие есть виды аффиксов?
  • Что такое чередование звуков?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Что такое флексия?
  • Что такое префикс?
  • Что такое постфикс?
  • Что такое интерфикс?

Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.

Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.

Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.

В морфемном составе слова можно указать

  • приставку (пригород, подтекст);
  • корень (товарищ, дом);
  • суффикс (болотный, ясно)
  • окончание (роща, веселый);
  • постфикс (улыбаться, кто-то)

Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.

В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:

Определение

Основа слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.

Основа слова

Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:

  • озеро, у озера, озером (падеж);
  • гора — горы (число);
  • пою, поём, поёте (лицо и число);
  • шел  , шла, шло, шли (род и число).

В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:

  • подумать — подумал;
  • гулять — гуляя;
  • прослушать — прослушав;
  • думать — думающий;
  • указать — указавший;
  • составить — составленный;
  • умыть — умытый;
  • громкий — громче;
  • тихий — тишайший

и пр.

Как найти основу слова?

У ряда слов основа может быть прерывистой.

Прерывистую основу имеют

1. некоторые возвратные глаголы

  • проснуться
  • улыбаешься

2. неопределенные местоимения

  • какойлибо

3. сложные существительные

  • поиск счетафактуры
  • цвет диванакровати

4. сложные числительные

  • пятидесяти
  • восьмьюстами

Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:

  1. определим часть речи;
  2. выясним, изменяется слово или нет;
  3. у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
  4. у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
  5. в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.

Таблица

Что входит в состав основы Примеры
Суффикс – один или несколько правдивый, правдивость
Приставка подтекст, побелить
Сочетание приставок и суффиксов отпечаток, по-летнему
Приставка, корень, суффикс и постфикс выровняться

Примеры

Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).

Основа покраси-.


Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:

  • бессильная
  • бессильное;
  • бессильные

Основа бессильн-.


Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.

Все слово является основой.

Производная и непроизводная основа слова

В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:

  • голова
  • гром  
  • земля
  • правый

Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.

Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.

Понаблюдаем:

  • веселый → весельчак
  • домдомашний;
  • крепкий → крепить → укрепить → укрепление.

Производная основа включает

а) приставку и корень:

  • дедпрадед;
  • мраксумрак;

б) корень и суффикс:

  • река → речной;
  • аптека → аптекарь;

в) приставку, корень и суффикс:

  • верхвверху;
  • школа →  пришкольный;

г) приставку, корень, суффикс, постфикс:

  • думать → одуматься;
  • улыбатьсязаулыбаться.

Вывод

Понаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.

Что такое производящая основа?

Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.

Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:

  • вода → водный;
  • вода → водяной.

В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:

  • водяной → водянистый;
  • бездарный → бездарь   ;
  • дедушка → дедушкин.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 40

Урок русского языка в 6 классе

Тема. Производящая и
производная основа.

Цели:

Образовательные:  повторить и
обобщить сведения
о морфемах, дать
определение понятий производная и производящая основа слова;

Развивающие: развивать умения
выделять главное,
развивать творческие
способности и образное мышление
обучающихся; обогащать словарный запас обучающихся;

Воспитательные:
воспитание общей культуры учащихся, формирование и закрепление в сознании детей
бережного отношения к слову, ответственного отношения к культуре речи.

Дорогие ребята, здравствуйте!

Мы продолжаем работу над темой «Морфология. Словообразование».

Желаю успешного усвоения темы!

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/f/fOQl2sYRKiS1DGchev67zjp4Ctmnyw8H9VWLIT/slide-22.jpg

Запишите
в тетради, соблюдая орфографический режим…

Число

Классная работа

1.    
Орфоэпическая
разминка.

Сегодня снова работаем над
повтором орфограмм.

Внимательно прочитайте текст
и
обязательно запишите его в тетрадь.

Ч.порная дама, обиженно поджав губы, сидела в ш.лковом платье на
ж.стком диване с чашкой ш.колада в руках. Рядом лежала её ч.рная сумочка.

Словарь: ЧО́ПОРНЫЙ, –ая, –ое; –рен, –рна, –рно. Чрезмерно строгий,
щепетильный в поведении, в соблюдении приличий.


Какой вид орфограмм в нём преобладает?

(Буквы ё, о после букв шипящих под ударением в корне слова.)

Правило
выучите!

 Запишите
тему нашего урока

Производящая и производная основа.

2. Изучение темы урока.Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова

Запишите определения: Основа слова, от которого образуется новое слово, называется  производящей . Основа образованного слова называется  производной ,  и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется  непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Рассмотрим пример

Существительное выключатель образовано от
глагола выключать.

Выключатель – это призводное слово,
выключать –производящее.

Производная основа имеет более сложный
морфемный состав: у слова выключатель появляется суффикс -ТЕЛЬ-.

Толкование производного слова обычно
включает значение производящего: что такое «выключатель»? – это прибор,
с помощью которого производят определенное действие, т.е. выключают

Дополните определения производной и производящей основы Основа слова, которая образована от основы … слова и имеет более сложный морфемный состав, называется … Основа слова, которая служит для … … слова, называется …  

У слова
может быть одна производчящая основа.

У
однокоренных слов несколько.

– Как найти производящую основу у слова?

Нужно найти самое близкое из однокоренных слов, через
которое можно объяснить данное слово.

Например,
старик
старый человек, значит, основа слова старый будет
производящей для слова старик. Производные слова, имеющие производящую
основу стар(ый): старик, старина, старьё, старенький. Для слов старичок,
стариковский
производящая основа – старик; для слова старинный –
старин(а)
, для слов старушечий, старушка – старух(а).

6.
Итог урока.

7. Домашнее задание: 

1. Выучить
орфограмму
«Буквы ё, о после букв шипящих под
ударением в корне слова
».

2.
Выучить правила.

3. Записать
классную работу в соответствии с конспектом урока.

ГОТОВИМСЯ К
ЭКЗАМЕНАМ

Е.В. МУРАВЕНКО,
г. Москва


Словообразование

Компакт-тема № 4*

Словообразование – это раздел
языкознания, в котором изучаются способы
образования слов языка. Изучая словообразование,
можно понять средства обогащения языка в целом.
Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно
изменяется, все, что происходит в обществе,
получает отражение в языке через новые слова и
значения слов, а главный источник появления
новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной,
производящей основ

Основа слова, от которого образуется
новое слово, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной,
и само слово с такой основой называется
производным. Основа же слова, которое ни от чего
не образовано (т.е. основа, равная корню),
называется непроизводной, само слово
также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа
непроизводная. Если мы хотим от этого слова
образовать существительное с уменьшительным
значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик –>
домик
), тогда основа дом выступает как
производящая, а основа нового слова домик
производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на
производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка,
столик, кролик, листок, восток, синий, лисий,
синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать,
отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка,
столик, листок, лисий, синеватый, столовый,
отдать, давать, умыть
.

Непроизводные слова: пушка, лавка,
кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать
.

Пояснение:

стенка <– стен-а + -к-,
мушка <– мух-а + -к- (чередование х/ш),
стирка <– стир-а-ть + -к-,
столик <– стол + -ик-,
листок <– лист + -ок-,
лисий <– лис-а + -ий-,
синеватый <– син-ий + -еват-,
столовый <– стол + -ов-,
отдать <– от- + дать,
давать <– да-ть + -ва-,
умыть <– у- + мыть.

2. Подчеркните
производящую основу слов: необходимость,
переносчик, заявление, приходить, беззаботный,
интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ:

необходимость, переносчик, заявление,
приходить, беззаботный, интересно, прекращение,
охотничий, подорожник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ
словообразованияобразование слов
присоединением к производящему слову приставок.
Приставочным способом могут образовываться
разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл.,
нареч.), при этом производящее и производное
слова всегда относятся к одной и той же части
речи. Наиболее активно этот способ используется
в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

–>

соученик
производная основа

пре + большой
производящая основа

–>

пребольшой
производная основа

пере + бежать
производящая основа

–>

перебежать
производная основа

от + ныне
производящая основа

–>

отныне
производная основа

Суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением суффиксов к производящей основе.
Этим способом образуются слова разных частей
речи:

комната + -к-
производящая основа

–>

комнатка
производная основа

комната + -н-
производящая основа

–>

комнатный
производная основа

свет + -л-
производящая основа

–>

светлый
производная основа

светлый + -еньк-
производящая основа

–>

светленький
производная основа

светлый + -еть
производящая основа

–>

светлеть
производная основа

Приставочно-суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящей основе
одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-
производящая основа

–>

неизбежный
производная основа

под- + слепой + -оват-
производящая основа

–>

подслеповатый
производная основа

Часто такие слова образуются на базе
сочетаний предлога с существительным. При этом
добавляется суффикс, а бывшие предлоги
становятся приставками:

на столе + -н–
производящая основа

–>

настольный
производная основа

при дороге + -н-
производящая основа

–>

придорожный
производная основа

под одеялом +
-ник-

производящая основа

–>

пододеяльник
производная основа

Упражнение

1. Даны слова: безработный,
бессмыслица, выключатель, высказать,
высказывать, высказывание, напевать, написать,
переводной, подставить, подставка, подстаканник,
попросить, по-старому, соавтор, собеседование,
содействовать, соотечественник, сопровождение
.

Распределите слова по трем группам по
способу образования.

Ответ:

  • Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить,
      попросить, соавтор, содействовать.

  • Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать,
      высказывание, переводной, подставка,
      сопровождение.

  • Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать,
      подстаканник, по-старому, собеседование,
      соотечественник.

Постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову постфикса.
Производное и производящее слова относятся к
одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся
образуются глаголы (увлечь –> увлечься, учить
–> учиться, сломать –> сломаться
), с помощью
постфиксов -то, -либо, -нибудь
неопределенные местоимения и местоименные
наречия (кто –> кто-то, чей –> чей-либо, какой
–> какой-нибудь, где –> где-то, когда –>
когда-либо, как –> как-нибудь
).

Бессуффиксный способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучение,
рисовать – рисование, ходить – ходьба,
белый – белизна, темный – темнота, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев- –> синева и син(ий) + –> синь.

Сложение – образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.

В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово, или аббревиатура.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор) и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.

Переход в другую часть речи
способ словообразования, при котором слово или
отдельная форма слова определенной части речи
начинает осмысляться как слово другой части
речи. При этом фонетический облик слова остается
прежним, но происходят изменения в
грамматических свойствах слова, сопровождающие
переход в другую часть речи. Примеры: больной
(прил. в форме м. рода) –> больной (сущ.), приемная
(прил. в форме ж. рода) –> приемная (сущ.), лежа
(дееприч.) –> лежа (наречие), весной (сущ. в
форме тв. падежа) –> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:


подсчитать, столярничать, подняться,
желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный,
незначительный, подружка, собеседник, водолаз,
пятиугольник
.

Ответ:

  • Приставочный:

    • подсчитать, незначительный.

  • Суффиксальный:

    • столярничать, подружка.

  • Приставочно-суффиксальный:

    • предрассветный, собеседник.

  • Постфиксальный:

    • подняться, какой-нибудь.

  • Сложение:

    • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования
следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание,
мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный,
продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель,
шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

  • Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

  • Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

  • Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

  • Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

  • Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

  • Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным
в данных парах, первое или второе? Какой способ
образования производных слов здесь
используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать,
вход – входить, вынос – выносить.

Ответ: первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при
образовании слова пригорок?

Ответ: приставочный, от
существительного горка (отмечаем
чередование нуль звука /беглая гласная о.)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки и постфикса, например: думать
–> вдуматься, шутить –> отшутиться, зевать –>
зазеваться
.

Суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно суффикса и постфикса, например: гордый
–> гордиться, толпа –> толпиться
.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки, суффикса и постфикса,
например: стрелять –> перестреливаться,
говорить –> переговариваться
.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с помощью чего
образовано данное производное слово, другими
словами, анализируемое производное слово
делится на две части: производящую основу и
словообразовательную морфему.

Порядок
словообразовательного анализа.

1. Поставить анализируемое слово в
начальную форму.
2. Подобрать к анализируемому слову производящее
слово; объяснить значение производного слова
через значение производящего; обозначить
производящую основу.
3. Указать словообразующую морфему.
4. Указать способ словообразования.
5. Указать процессы, сопровождающие
словообразование, если они есть (прежде всего
чередование гласных и согласных).

Проведем
словообразовательный анализ слов, содержащихся
в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели
и отправились за мороженым
.

Обеденный <– обед

1. Начальная форма – обеденный.
2. Производящее слово – обед. Обеденный
‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <– перерывать

1. Начальная форма – перерыв.
2. Производящее слово – перерывать. Перерыв 
‘промежуток времени, на который
приостанавливается, «перерывается» какое-л.
действие’.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный а, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы.

Сотрудники <– трудиться

1. Начальная форма – сотрудник.
2. Производящее слово – трудиться. Сотрудники
– ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и
суффикс –ник-.
4. Способ словообразования –
приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный и, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы, и постфикс -ся.

Поесть <– есть

1. Начальная форма – поесть.
2. Производящее слово – есть. Поесть
глагол совершенного вида, парный к глаголу есть.
3. Словообразующая приставка – по-.
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <– отправить

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить. Отправиться
– ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – –ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <– мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое.
2. Производящее слово – прич. мороженое в
форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую
часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых
особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к- может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами,
например: дождевик (плащ) и дождевик
(гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище (большой топор)
и топорище (рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище (рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка (зверь) непроизводное, а
слово норка (маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к- от слова
нора.

2. Наложение морфем.

Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-.
Остающийся суффикс -ат- встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- –> смоленский (ср. Суздаль
+ -ск- –> суздальский
), лермонтовед (ср. пушкиновед),
чествовать (ср. приветствовать).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить –> рассорить, колонн(а) + -н- –>
колонный, Одесса + -ск- –> одесский
.

3. Различие словообразовательного и
исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга (льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт. Так что с исторической
точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт с помощью
уменьшительного суффикса -ик (ср. домик,
столик
).


* Компакт-темы № 1,2,3
опубликованы в № 39, 43, 47/2003 газеты
«Русский язык».

Цель
словообразовательного анализа –
определить, как слово образовано, т. е.
какова его словообразовательная
структура и каков способ образования.
состава слова.
При
словообразовательном анализе определяется,
от какого слова образовано данное слово,
т. е. устанавливаются производящее слово
и производящая основа, указывается, с
помощью каких словообразовательных
средств оно образовано, определяются
способ и тип словообразования. Например,
при словообразовательном анализе слова
подарок важно то, что оно образовано от
глагола подарить, что производящая
основа в этом слове подар-, что образовано
оно суффиксальным способом, что суффикс
-ок выражает словообразовательное
значение ‘предмет, являющийся объектом
действия’ (ср. отпечатать – отпечаток).
Различают минимальный и полный
словообразовательный анализ. При
минимальном анализе в слове выделяются
производящая основа и средство
словообразования. При полном анализе
выделяются все предшествующие звенья
словообразовательной цепочки до
установления исходного слова с
непроизводной основой: подарок –
подарить – дарить.

Без
словообразовательного анализа мы часто
можем ошибиться в определении морфемного.
Например, сравним слова находка и
нарезка, при поверхностном морфемном
взгляде может показаться, что у этих
слов одинаковый морфемный состав:
приставки на-, корень -ход- или -рез-,
суффикс -к-, флексия -а. Словообразовательный
анализ, который покажет, как эти слоим
образованы (т. е. что является производящей
базой для каждого из них), позволит
увидеть истинный современный состав
этих слов: наход-к-а от глагола находить
– ‘найти’, являющегося омонимом глагола
находить – ‘ходить’, на-рез-к-а от глагола
нарезать, который, в свою очередь, от
глагола резать.
При
словообразовательном анализе основа
членится всегда на два структурных
элемента: производящую базу и
словообразующий аффикс. При этом значение
аффикса всегда ясно, так как он выполняет
словообразовательную функцию,
участвуя
в формировании значения слова, тогда
как значение морфем, входящих в
производящую базу, – стерто – , поскольку
они лишены словообразовательной функции
в данном звене словообразовательной
цепочки.

План
словообразовательного анализа:

1)
Производящее слово, производящая база
(к кот. присоед. формант). Производящая
база – м.б. слово, основа, словосочет.,
фразеологизм.

2)
Характеристика словообразовательного
типа: а) формальный уровень слообразовательной
структуры: часть речи производного
слова, ч. Речи производящей базы, формант,
способ словообразования); б) семантический
уровень: тип мотивации (прямая,
метафорическая, переферийная,
фразеологическая), словообразовательное
значение; в)тип словообразования
(синтаксическая деривация, лексическая
деривация.

3)
Характер морфологических изменений на
морфемном шве (усечение, чередование)

4)
Ступень производности (цепочка к
исходному слову)

17. (18) Производное слово и его признаки. Производящая база и ее виды (Мотивирующая база и ее виды).

Образование
нового слова на основе уже имеющегося
в языке возможно лишь при условии наличия
между ними мотивационных отношений, т.
е. отношений, в которых одно является
мотивирующим для другого – мотивированного.
Например, прилагательное осветительный
образовано от глагола осветить, так как
его значение мотивируется этим глаголом:
освети-тельн-ый ‘способный осветить’;
глагол добреть образован от мотивирующего
его прилагательного добрый, так как
добреть ‘становиться добрым’.

Отсюда
первый закон словообразования: слова
образуются на основе семантической
выводимости.Внутреннее проявление
этого закона наблюдается, например, в
образовании различных производных от
одного, но многозначного слова. Так,
большая группа суффиксальных производных:
старость, старик, старец, стареть, старить
– связана с первым значением исходного
слова старый – ‘не молодой’, которое
является семантической производящей
для этих слов. Для группы образований
способом сложения: стародавний,
старомодный, – семантической производящей
являлось другое значение слова старый
– ‘устаревший, несовременный’.

Словообразовательная
структура производного слова СОСТОИТ
из двух блоков: первый блок – – фундамент
слова – , второй – – строительный материал
– в виде словообразовательных аффиксов.
Для обозначения первого блока традиционно
принят термин – производящая основа –
. Производящая основа – основа того
слова, от которого образовано производное,
иначе говоря, это основа мотивирующего
слова. Например, в слове ученич-еств-о
‘пребывание в положении ученика’
производящая основа ученич- – от слова
ученик (с чередованием к/ч). При этом в
качестве производящей основы необязательно
выступает основа начальной формы
мотивирующего слова. Так, в роли
производящей основы может выступать,
например, основа формы родительного
падежа мн. числа имени существительного
в некоторых типах образований: а) в
оценочных именах существительных типа
ветка, веток – веточ-к-а; б) в именах
прилагательных от отвлеченных имен
существителных типа тренировка,
тренировок – тренировоч-н-ый.

При
префиксальном, постфиксальном,
префиксально-постфиксальном способах
словообразования в качестве первого
блока выступает целое мотивирующее
слово. Например: читать – перечитать.
Отсюда
второй закон словообразования: слова
образуются от производящих (мотивирующих)
слов или их основ.
Производящая
основа может быть как непроизводной –
учи-тель, так и производной – учитель-ск-ий.
В последнем случае она содержит аффикс,
не играющий словообразовательной роли
для данного производного слова. Например,
производящая основа учитель-, от которой
образовано прилагательное учитель-ск-ий,
сама производна, так как образована от
глагола учить. Таким образом, в морфемном
составе прилагательного учительский
оказываются два суффикса: -тель- и -ск-,
однако словообразовательным для него
является лишь один -ск-, суффикс -тель-
выполнил свою словообразовательную
функцию в существительном учитель.

Производящая
основа, т. е. основа, от которой образована
любая производная основа, с семантической
точки зрения может быть названа
мотивирующей основой. Производная
основа как мотивированная всегда
содержит в своем составе мотивирующую
основу. Мотивирующая и мотивируемая
основы (слова) составляют словообразовательную
пару основ (слов). Так, слова хлеб и
хлеб-н-ый, роза и роз-очк-а, гора и
при-гор-ок составляют словообразовательные
пары, так как первые являются структурной
базой для вторых, первые являются
мотивирующими словами для вторых
(хлеб-н-ый – – относящийся к хлебу,
связанный с хлебом – , роз-очк-а – –
маленькая роза – , при-гор-ок – – небольшая
гора – ). Следовательно, слова хлебный,
розочка, пригорок по форме и по смыслу
соотносятся со словами хлеб, роза, гора
и образуют с ними словообразовательные
пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка
и розовый, пригорок и горняк не составляют
словообразовательных пар, несмотря на
то что являются родственными словами
и входят в одно слов
ообразовательное
гнездо. Отсюда следует, что родственные
слова в гнезде располагаются не хаотично,
а выстраиваются в определенные пары
слов, связанных формально-смысловыми
отношениями.
Классификация
производных слов
Центральной
единицей классификации производных
слов
является
словообразовательный тип. Словообразовательный
тип – формально-семантическая схема
построения производных слов,
характеризующихся: а) тождеством части
речи производящих слов, б) формальным
и семантическим тождеством
словообразовательных аффиксов.

Например,
производные слова мор’-ак, рыб-ак относятся
к
одному
словообразовательному типу, так как
образованы от
|имен
существительных с помощью одного и того
же суффикса
-ак-
и имеют общее значение ‘лицо, имеющее
отношение
к
тому, что названо мотивирующим словом’.
Слова горд-ец
 и
бор-ец не являются производными одного
словообразовательного типа, так как не
обладают тождеством – для слова гордец
производящей является основа
прилагательного горд-ый, а для слова
борец – основа глагола боро-ться.

Словообразовательный
тип может объединить несколько
разновидностей,
вызванных теми или иными морфонологическими
явлениями при словообразовании. Эти
разновидности представляют другую
классификационную единицу производных
и называются морфонологическими моделями
словообразования. Например, существительные
добр-от-а и крас-от-а относятся к одному
словообразовательному типу, но
представляют разные модели словообразования:
крас-от-а – модель с морфонологическим
явлением усечения производящей основы
красивый, доброта – без этого
морфонологического явления;
Словообразовательные типы в свою очередь
объединяются в более крупную единицу
– словообразовательный способ.

Таким
образом, в словообразовательной системе
русского языка устанавливается иерархия
классификационных единиц: 1) морфонологическая
модель – самая малая единица классификации
производных слов, 2) словообразовательный
тип – более крупная единица, тип может
включать несколько моделей, 3)
словообразовательный способ самая
крупная единица, объединяющая
словообразовательные типы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий